Испайское ущелье, Пскемский хребет.

Пишет Alisher, 09.12.2012 23:33

С учетом всяческих природных катаклизмов в виде снегопадов и холодов в России, думаю, самое время выложить отчет с нашего небольшого летнего похода по горам западной части Пскемского хребта, р-н Испая.
Испайское ущелье, Пскемский хребет. (Альпинизм, дувалисурх, койтау, пиазак, замок, ущелье испай)

Альпинистское освоение района началось в начале 80-х. Тогда с утра на рейсовых автобусах из Ташкента с одной пересадкой можно было доехать до кишлака Майдантал, откуда пешком дойти до Испая 4км, и, поднявшись от кишлака Испай по тропе до развилки (3-е слияние) к верхним циркам ущелья, выйти на утро следующего дня на гору.
Осенью 81-го года начальник КСП в УзССР Овчаров Г.Н. организовал сюда выезд внештатников КСП на УТС, но непогода, рано легший снег (лавиноопасность) и недостаток времени не позволили совершить восхождений. Мне р-он Испая знаком с мая 1982 года, когда наша секция («Буревестник», ТЭИС) выехала в мае на Альпиниаду. В июне 1982-го года благодаря стараниям в первую очередь Овчарова Геннадия Николаевича, а также тренеров - руководителей ташкентских секций Тысячной Галины Григорьевны, Александровой Риммы Семеновны, Харланова Геннадия Леонтьевича, Жукова Владимира Михайловича в Испае был организован выездной лагерь для альпинистов Узбекистана, в результате чего схожены маршруты практически на все вершины цирков Замка и Дувалисурха, от 1Б до 5Б к.тр. ор. К сожалению, классификация маршрутов до конца проведена не была, поэтому в Классификаторе их пока мало. Надеемся вскоре это исправить – маршруты отличные.

У самого Испая - мост через бурный Пскем

Вид вниз на ущелье Испай-сая от 2-го слияния

У взлета перед 3-м слиянием, где можно организовать баз.лагерь

Диаметр этого цветочка (простите неуча, ботаники) - около 13 см

Вот бы такой камешек прикатить домой - лазать!

Восточная стена нехоженой вершины

Пик Надежда, З. стена, есть маршрут 3Б левее огромной арки над кулуаром (июнь 82г.)

После третьего слияния левое ущелье упирается в величественный Замок. По Ц.С.ребру – хожен маршрут 5А-5Б ор.(Сергеев А.). Из цирков правее и левее Замка по ЮВ и ЮЗ гребням - маршруты 2А и 2Б ор.

Вершина Койтау. Ходили на нее в мае 82-го маршрут по СВ ребру 4А ор.; правее, за поворотом, есть 3Б (она в классификаторе), еще правее, с перемычки С.гребня, идет 3А. А сейчас прошли на нее с пер. Математиков, из западного цирка Замка

Подъем в западный цирк Замка. В этом году - много снега, поэтому подъем сейчас относительно прост.

Сцена из "Лебединого озера" (Койтау, финал).

Койтау, вершина.

ЮЗ гр. п.Замок, по нему мы скоро поднимемся на вершину, маршрут – 2Б ор.

Ключевой участок «двойки» на Замок.

Пер. Математиков, справа от него - в.Койтау

Записка на вершине Замка - от 1990-го года

Томичи - туристы немного заблудились: в.Пиазак - через две вершины по хребту восточнее, до нее - где-то полтора км

Камалот №13

Наверху - валом родиолы. Той самой, для "розовости"...

В соседнем ущелье по средам обычно - дискотека, будут и местные дамы, поэтому Виктор Палыч немного волнуется.

Низ ущелья, ведущего к п.Дувалисурх

В 82-м мы с Витей Кононеровым в двойке прошли на Дувалисурх по СЗ. ребру (левое) с перемычки.

Вот и закончился круг...

И безумно прекрасен собою... Бричмулла - на противоположном берегу.

Вот это - для мужчин!..

Классно!!! Камалот №13 зачетно сидит...

Какие знакомые места и имена! В начале 70х я начинал с альпинизма в "Буревестнике" у Риммы и Гены. Славная была пара! А по Испаю ходил уже по перевалам: Пиазак, Абдар, Испай. Весной там наверху было очень лавиноопасно но зато внизу было очаровательно. Какие там ореховые рощи! И камень очень похож на валун в ущелье Анаульгена! Спасибо за страничку, нахлынуло...

Забыл включить еще одно фото, сделанное мной со склонов Угамского хребта в 1981-м, когда после армии пару месяцев работал "инструктором" в 222-й геодезической экспедиции. На нем видно расположение вершин этих двух цирков. Пиазак - чуть левее (восточнее), здесь его не видно.Начало июня.

Спасибо!
Несколько лет подряд мы в мае ездили в эти места, бывал в ущельях Испай, Мынджилки, Каптаркумыш...
А потом пускать туда перестали.

Сейчас можно вот так свободно приехать в Ташкент, арендавать машину и заброситься в Пскемское ущелье?
Или всякие пропуска нужно оформлять?

В Ташкент, Самарканд и пр. - милости просим, без проблем. Увы, в горы оформление пропусков - та еще тягомотина (не одна неделя и поэтапно - МВД, погранцы и пр.) даже для граждан РУз. Про порядок для граждан РФ обещаю узнать у офиц.лиц чуть позже, потом отпишусь.

А это ко всему узлу относится (я про пропуска), конечно - Пскемский+Угамский+Майдантальский хребты?
У меня тоже ностальгия... =) Жил на пересечении Волгоградской и Катартала...
Спасибо вам за замечательный рассказ и фотографии.

Пожалуйста! В погранзоне (КПП, кстати, где-то между Сиджаком и Испаем) - практически все это - плюс Коксу.
Ко всему прочему, оформление - в РОВД Газалкента и в погранчасти в Чарваке, а не в Ташкенте. Ужас... А еще есть лесхоз. Короче, нужны терпение, труд и куча свободного времени.