Самый - самый. (Альпинизм)Из серии: Записки альпинистского врача.
Написано для Ольги и Никиты.
Foto K.Minaichenko.
Давным давно жил да был в Тегеране Падишах и правил, как мог, своим народом и своей страной. И была у него его любимая жена по имени Эстер. И, однажды брат Эстер, Мордехай, раскрыл заговор против Падишаха. И после лютой казни заговорщиков, в стране наступил покой. И назначил Падишах Мордехая Визирем, отвечающим за все виды секретных служб и полицию, а Эстер, спасшая Падишаху и его жизнь, и его трон, попросила Падишаха, чтобы в знак глубокого уважения и признательности, каждое утро самый красивый и самый сильный и самый храбрый воин приносил бы ей в постель поднос с чашечкой кофе...

В июле-августе 2017 года я провел свой отпуск в селе Тамга, что находится на южном берегу Иссык-Куля. Село примечательно тем, что в нем находится Санаторий Министерства обороны КР (раньше он назывался Санаторий Среднеазиатского Военного Округа). Санаторий очень старый, начинает свою историю с 1928 года, однако, работает и принимает людей на лечение по сей день.

Вокруг санатория сформировалась инфраструктура, состоящая из водно-спортивного комплекса, лодочной станции, детского пансионата и турбазы Иссык-Куль. Эта турбаза интересовала меня больше всего. За время моих изысканий множество тонких ниточек вели к Турбазе и обрывались. В 70-е и 80-е годы с Турбазы водили плановые походы, а в конце сезона инструктора совершали восхождения для души.
Турбаза Иссык-Куль. Забытые вершины и перевалы. Часть 1. (Туризм, киргизия, терскей, саво, Тамга)
Обложка схемы

Тридцать лет назад, на Памире, с восхождения высшей категории сложности на пик Клары Цеткин (6641 м) из пяти участников группы вернулся в базовый лагерь только один. За это время выросло поколение альпинистов, большинство которых ничего не знает об этой трагической и неординарной истории. Но мы-то помним…

Меня тут недавно спрашивали, есть ли по Центральному Алтаю более свежий перечень перевалов, чем выпущенный в 2001 году общий "Перечень...". Я пообещал найти перечень, сделанный Олегом Львовичем Жигаревым из Новосибирска в 2006-2009 годах.

1957 г. Восхождение на пик Сталина (7495 м.). Кто же всё-таки был там первым? (Альпинизм)
У тура на пике Сталина. 01.09.1957 г.

В 1957 году 10 альпинистов из экспедиции ДСО «Буревестник» под руководством Кирилла Кузьмина совершили восхождение на пик Сталина (7495 м.) с ледника Беляева через пики Куйбышева и Душанбе.

Более подробно об этом можно прочесть в книге К.К. Кузьмин гидроэнергетик-альпинист. Некоторые места в дневнике мне показались забавными, и я решил их здесь опубликовать, выделив жирным шрифтом. Мои комментарии написаны курсивом.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Вторая часть слайдов. (Альпинизм, кузьмин, 1961 г., Тянь-Шань.)Поскольку первая публикация вызвала неподдельный интерес у читателей Риска, я решил более кропотливо поковыряться в слайдах Кирилла Кузьмина. Выудил оттуда всё, что, на мой взгляд, заслуживает внимания, оцифровал и теперь предлагаю полюбоваться этими уникальными кадрами.

Наверняка, знакомая ситуация..
Лёжа в палатке, рассматриваешь хребтовку и планируешь куда бы податься на следующий год.
Так было и в этот раз.
– Андрюха, сынок, смотри..., нам в следующий раз надо воОот сюда сходить.., как тебе?
- Идем!!!
Голубое озеро_ Алтай_2016_сентябрь_фотоотчёт (много фото, Горный туризм)

Позже, уже дома, пытались нарыть хоть что-то, о Голубом озере..,
По топографической карте, озеро довольно большое, зажатое в скалах, рядом ледник.., да и маленькое на подходе тоже должно быть красивым (в зоне леса),
Но увы, ничего не нашли. Ни фотографий озера, ни отчётов, ни описаний прохождения перевалов.., ничего нет..

Когда мы в 89 ходили по Музколу – постоянно смотрели на юг, на восточную часть Северо-Аличурского хребта. Информации у нас по нему тогда не было. Вообще.