Пролог
Этот перевал я заявлял ещё в 81-ом и тогда мне его разрешили пройти, но судьба сложилась иначе. Ещё при траверсе пика Абалакова, уже на спуске, в моей группе произошёл НС. На два года я был отлучён от руководства. Потом сходил в 84-ом на него радиально через Буревестник и Душанбе, заодно зарулив и на Коммунизма. В 86-ом была ещё одна попытка, которая закончилась не начавшись, ещё при акклиматизации на пике Четырёх.
Летом 1891 г. на обширной территории Средней Азии от Тянь-Шаня до Гиндукуша развернулись события, которые вошли в историю международных отношений как «памирский кризис» или борьба за Памиры. После заключения Петербургского соглашения 1873 г. между Россией и Великобританией о демаркации условной границы Афганистана по реке Аму-Дарье и ее притоку р. Пяндж, по которому Афганистану отходили часть Бадахшана и Вахан, огромная территория Памиров к востоку от оз. Зоркуль (Виктория) до китайских владений в Кашгарии оставалась как-бы «бесхозной». Обострение русско-британских отношений в середине 70-х гг. XIX в. вокруг государства Якуб-бека в Восточном Туркестане впервые обозначило геополитическую ценность Памиров и положило начало борьбы за обладание этим стратегически важным районом. Политическая борьба между Россией и Великобританией сопровождалась активным географическим изучением Памиров. Точне будет сказать, что именно географическое изучение Памиров дало в руки политиков те необходимые исходные данные, которые затем легли в основу политической борьбы.
Генерал-губернатор Туркестанского края барон Вревский и чины его штаба в Фергане на пути к китайской границе
Идея похода русских войск на Индию восходит к эпохе правления Императора Павла I, когда в 1801 г. был разработан план совместного похода франко-русского экспедиционного корпуса за Инд. При этом следует обратить внимание на то, что все последующие русские идеи о возможной борьбе с Великобританией в Средней Азии подразумевали именно поход, т. е. военную операцию по демонтажу британского господства, но не завоевание Индии, как то настойчиво пыталась представить британская сторона.
Дорога вдоль Пянджа, проложенная русскими солдатами на месте оврингов. 1912 г.
"Романтик по натуре, скромный по характеру, бесстрашный по долгу службы… Любящий сын, заботливый отец… Это штампы, но без них никак не обойтись, описывая моего героя - спасателя Эльбрусского ПСО МЧС России, подразделения "Нальчик", спасателя первого класса, инструктора-методиста по альпинизму 2-ой категории, инструктора по ски-альпинизму Азнаура Аккаева.
Меня попросили удалить все материалы дела с риска.
Точка в этом деле еще не поставлена.
Machu Pichu. В переводе с языка кечуа - Старая Гора. Древний город инков, расположенный на вершине горного хребта на высоте 2057 метров над долиной реки Урубамбы.
Добраться в Machu Picchu возможно из древней столицы инков Cuzco.
Многие думают, что есть только три, влетающие в копеечку, способа добраться до затерянного города:
Прошлой зимой в aльпийских регионах произошло несколько НС со срывом снежного карниза и последовавшем за этим падением. Автор немецкоязычного журнала Бергундштайген (bergundsteigen 2/09) Уэли Мосиманн (Ueli Mosimann) напомнил всем нам о опасностях подстерегающих альпинистах на красивых, но столь опасных, украшенных ажурными карнизами, снежных гребнях.
В период подготовки одиночного лыжного путешествия от озера Ханка до Хабаровска
я на практике изучал приёмы строительства жилища эскимосов - иглу.
В дальнейшем, при совершении лыжных путешествий в разных районах СССР, спасаясь
от непогоды, мне пришлось несколько раз применить полученные навыки.
Самая опасная ситуация была под перевалом Кар-Кар в районе горы Народной на
Приполярном Урале в 1971 году - при скорости ветра свыше 12 метров в секунду
и температуре воздуха -42 градуса по Цельсию.
Работая в условиях предвещающих эту ужасную пургу, иглу была построена одним
человеком за 35-40 минут. Это хороший результат, если знать, что первую
хижину эскимосов я сооружал более 3 часов!