Да, есть люди в наше время...."Безенгийский спецназ"

Пишет n-shy, 19.12.2010 20:09

Да, есть люди в наше время...."Безенгийский спецназ" (Альпинизм, азнаур, кавказ)

"Романтик по натуре, скромный по характеру, бесстрашный по долгу службы… Любящий сын, заботливый отец… Это штампы, но без них никак не обойтись, описывая моего героя - спасателя Эльбрусского ПСО МЧС России, подразделения "Нальчик", спасателя первого класса, инструктора-методиста по альпинизму 2-ой категории, инструктора по ски-альпинизму Азнаура Аккаева.

180 спасательных операций в тяжелейших условиях, сотни спасенных жизней и безграничная любовь к профессии - так можно охарактеризовать скромного парня из селения Хушто-сырт. Ему и Адильби Ахкубекову первым среди балкарцев удалось подняться на вершину Шхара. У альпинистов это считается высшим пилотажем, потому как маршрут на эту вершину оценивается по самой высшей категории сложности.

В разговоре Азнаур до мельчайших подробностей рассказывает о своих тяжелых буднях, скрупулезно приводя мельчайшие подробности возможных последствий пренебрежения правилами горовосхождения. Ошибки, допускаемые альпинистами, а чаще всего их беспечность, приводят к тяжелым, затяжным многодневным спасательным работам. Терпящие бедствие в горах туристы, техногенные аварии, пожары, наводнения - вот далеко неполный список ЧС, на которые приходится выезжать ребятам. За их плечами работы в Кармадонском ущелье и сель в Тырныаузе, теракты и горячие точки.

"В процессе работы встречаюсь с очень интересными, высокообразованными людьми. И потом, вытаскивая человека из расщелины, многое себе в нем открываешь. И то, что человека можно узнать именно в горах - это не пустые слова. Там каждый показывает то, на что он способен и чего стоит. В обычных и экстремальных условиях человек ведет себя совершенно по-разному. Вообще у нас чаще с осуждением смотрят на человека, который с большим рюкзаком выходит в горы и пропадает там сутками. Люди, не занимающиеся экстремальными видами спорта, попросту их не понимают. А между тем среди приезжающих к нам туристов многие имеют ученую степень, занимают заметное место в обществе. А почему их тянет в горы? Да просто потому, что однажды поднявшийся на вершину ищет вторую, третью…", - рассуждает мой собеседник.

На вопрос о том кто становится спасателем, Азнаур отвечает прямо: "Спасателем хотят работать многие, но, даже пройдя жесткий отбор, увидев чем придется жертвовать, куда лезть и в каких условиях работать, случайные люди уходят сразу".
Дело тут даже не в физических нагрузках. Во время спасательных работ, психологической выдержки на сутки, недели изнурительного, скрупулезного труда в высокогорных условиях хватает не всякого. Лезть в грязь, карабкаться по леднику… короче говоря, пройти огонь, воду и медные трубы удается не многим. Часто приходится эвакуировать трупы, встречаться с родственниками погибших… И потом, в экстремальных условиях нужно уметь принимать решения, брать на себя ответственность, верно оценить ситуацию - на все на это способен человек, по меньшей мере, знающий что такое горы.

Работу спасателя мечтой детства Азнаура назвать трудно. В профессию пришел после армии с высшим филологическим образованием. Какой-то серьезной альпинисткой подготовки или практики горовосхождения не имел. Правда, в детстве облазил почти все окрестные горы, леса, мелкие ущелья у селения Хушто-сырт и служил в горных частях вооруженных сил. Прошел целый ряд серьезнейших испытаний, сдал физические нормативы, а там уже всё и понеслась… Работает уже больше десяти лет. До пенсии осталось всего пять! Об одной из самых благородных профессий, требующей, в буквальном смысле, самопожертвования ради спасения другой жизни наш герой говорит буднично:
"Если мы можем кому-то быть полезны, это очень хорошо. За эти годы обзавелся такими друзьями, работал в таком коллективе, встречался с такими людьми, что никакая мечта с реальностью не сравнится".

В мужском коллективе испытывают друг друга на прочность постоянно. Для спасателя это не шутки! У ребят должна быть стопроцентная уверенность в том, что никто не подведет. "Быть в одной связке" - это не образность и отвлеченное понятие! В круг друзей Азнаура входят альпинисты, с которыми поднимались на ту или иную вершину (эти ребята горы не покоряют, они на них поднимаются), люди, которых спасал и, конечно, коллеги по отряду. Каждый из коллег Азнаура это те, чьи плечи он чувствует каждый день, или как говорится у балкарцев, "анга билеклик этген адамла". Это лауреат премии Владимира Высоцкого "Своя колея", известный альпинист Адильбий Ахкубеков, опытный горовосходитель Ибрагим Лелюкаев, молодые ребята Кязим Шабаев и Камал Сарбашев, представитель старшего поколения альпинистов Исмаил Жабелов и, конечно же, опытнейший спасатель, руководитель нальчикского подразделения Эльбрусского ПСО МЧС России Ахмадья Мишаев.

Этим летом Азнаур Аккаев и альпинисты из Москвы и Новороссийска поднялись на самую высокую гору Главного Кавказского хребта - Шхара. Это горный массив в системе Безенгийской стены в главном Кавказском хребте (главная вершина - 5201м, западная - 5057м, восточная - 5041м). На эту серьезную, сложную и большую гору из Кабардино-Балкарии удалось подняться в свое время только Сергею Чернышеву и Адильбий Ахкубекову. Таким образом, она подпустила к себе только троих наших ребят. Перепад от начала маршрута до вершины составляет два километра. И даже известный альпинист из Москвы, участник этого похода, носитель титула "Снежный барс" Павел Антонович Чочия, который совершил восхождение на все семитысячники бывшего Союза признался в том, что он и предположить не мог,что путь на Шхару окажется таким сложным)

Азнаур также поднимался на Эльбрус, на пик Пушкина (5100 м), а на Дыхтау (5204м) не удалось из-за тяжелых погодных условий. Попытка подняться на Крумкол (4676 м) пока остается в памяти Азнаура как самое тяжелое восхождение. Маршрут высшей категории сложности этим летом пройти не удалось. Все вершины, на которых побывал альпинист пересчитать невозможно. К слову, Северный массив главного Кавказского Хребта - это гигантская 15-километровая подкова из девяти основных вершин, пять из которых превышают пятитысячную отметку. С востока на запад протянулись: Коштантау (5151 м) - п. Тихонова (4670 м) - Крумкол (4676 м) - Вост. Мижирги (4927 м) - Зап. Мижирги (5025 м) - п. Боровикова (4888 м) - пик Пушкина (5100 м) - Вост. Дых-тау (5180 м) - Главная Дых-тау (5204 м). Именно здесь работают Азнаур и его коллеги, приходя на помощь спортсменам-экстремалам.

Профессиональный спасатель должен владеть несколькими профессиями. Азнаур Аккаев спелеолог (специалист по пещерам), инструктор второй категории по альпинизму, промышленный альпинист (проводит любые виды работ на зданиях и сооружениях большой высоты), водитель. В горах проводят спасательные операции только альпинисты высокого класса, ведь просто подниматься на гору это одно, а вот спустить оттуда пострадавшего - совсем другое дело...
Руководитель пресс-службы ГУ МЧС РФ по КБР Кантемир Давыдов, ставший свидетелем многих спасательных операций, проводимых ребятами Эльбрусского ПСО, называет их попросту "безенгийским спецназом".

Преемственность поколений в роду Аккаевых уже проявляется. Мужскую профессию сыновей Аслан Аккаев одобряет (младший брат Азнаура тоже спасатель). Шестилетняя дочь Хадиджа, похоже, пойдет по стопам отца. Девочка очень активна и любит горы. Мама, четыре сестры и супруга, наверняка, по-женски с недопониманием относятся к делу жизни Азнаура. К примеру, в этом году Азнаур не был дома с конца мая до начало октября…

06-12-2010
Асият Гериева

Очень скромный, приятный и сильный человек. Спасибо за публикацию о нем.
Вот еще пара фотографий Азнаура:

На вершине Шхары

После горы. :о)

Да, позитивная статья!
Всем спасателям накануне праздника Удачи !!!

здорово!!! уважение!!

Молодец, крепкий парень. Так держать.

Огромный привет из Башкирии! С днем спасателя! Всего-всего самого хорошего! от всей души!!!

Это мой первый инструктор! Очень рад, что судьба нас свела вместе в горах. Азнаур очень уравновешенный, спокойный человек и очень грамотный инструктор. И его физические данные всегда поражали :) помню на подходах его никто обогнать не мог, хотя он нес груз намного тяжелее, чем остальные и при этом почти не уставал )))

Спасибо за статью! Удачи во всем, Азнаур!

Спасибо за статью. Приятно узнать о таком замечательном человеке.

Лучшие Люди !!!

Азнауру безмерное уважение! =)

Большое спасибо за статью. Азнаур - простой, скромный, добрый и очень мужественный человек. К сожалению, все реже и реже встречаешь людей, которые так искренне преданы своему делу. В лагере "Безенги" такие люди есть: Азнаур, Адельбий, другие ребята. Большое Вам спасибо за Вашу ежедневную работу!

Хороший человек, хороший текст!

Еще раз поздравляю нашего героя с награждением нагрудным знаком внутренних войск МВД России «За отличие в службе» II степени и вручением сертификата "Rock Climbing Instructor UIAA"!

Надеюсь, что Азнаур станет одним из ярких представителей нового поколения преподавателей ЦШИ ФАР.

Хороший человек.

Фотографии Азнаура со школы инструкторов 2010 года. Отличный инструктор.

В Безенги истинно кавказское гостеприимство!
Спасибо Азнаур, Адельби, Ибрагим!
С днем Спасателя!

Отличный парень! Привет ему!
Радует, что в этом посте все комменты однозначны )))

Азнавуру приветы и респекты! С Днем Спасателя!

PS Азнавур с саксофоном смотрится ещё прекраснее и органичнее, чем обнаженная девушка с саксофоном на седловине Эльбруса... или где она там была? Мастерство фотографа растет.

Здорово!!!!Очень интересно...и район Безенги очень интересный))второе лето была там и оба лета попадала на спасы и видела работу МЧС...действительно,ребята молодцы!!!!
А сам район достаточно трудный...но такой манящий,что хочется возвращаться туда снова и снова))))!!!!

Действительно, отличная статья! Я к Азнауру испытываю еще и личную благодарность - в 2009 г. он руководил спасработами, когда меня с переломом ноги спускали из-под Мижирги с юга. И на сбросе у поворота Безенгийского ледника точно так же спускал на себе, как мужчину на фотографии. Еще раз спасибо, Азнаур!

Азнаур действительно отличный человек - ему я обязан тем,что снова могу ходить в горы. Он руководил спасработами и спускал меня на себе с Русских ночевок в 2008г. Спасибо тебе Азнаур!

Молодец!

Азнаур и Ибрагим! Огромное спасибо от спасенного вами на пике Пушкина Алика Телякова! Многих Вам лет, здоровья и удачи!!!

стаття супер, мені сподобалось, дуже дякую..))

Да, тоже оказал приятное впечатление... Хорошая статья.

Хорошо, что есть такие люди!

Муужиик!!!!

Да! Не чего не скажу.Работа есть работа,жизнь есть жизнь! Каждый делает то что хочет, и ,естественно может.

А спасатели, Пажарники, и просто люди! ДЕЛАЮТ!!! и ЖИВУТ!!!

Замечательная статья. На душе становиться очень тепло, когда понимаешь, что на земле есть такие НАСТОЯЩИЕ МУЖИКИ! От всей души, с наступающим Новым Годом! Всех благ! И главное -УДАЧИ!

Азнаур Алимович очень успешно сделал из нас - новичков из Москвы - альпинистов России.