Чем больше узнаешь о Непале, Тибете, Китае и Индии, тем интереснее становится. На свет божий, словно из сундука на чердаке, извлекаются старые вещи – одна за другой, и даже не знаешь, как относиться к ним: то ли это хлам прабабушек, который уже никому не нужен, то ли раритет, который лучше отряхнуть от пыли и поставить на видное место.
Историю трудно любить – слишком много у власть предержащих возможностей переписывать летописи. Вдобавок история мира – это почти всегда только войны. И самое главное – историю трудно воспринимать как нечто неколебимое, в голову лезет все время сослагательное наклонение – "если бы", да "кабы". Прошлое не изменить, его только трактуют по-новому. Еще можно поучаствовать в празднике выпивания крови яка, но уже не получится, к примеру, в составе тибетского войска захватить столицу Китая, свергнуть китайского императора и посадить на трон марионетку, как это было однажды.
Остается только отмахнуться от всего, затолкать старые вещи обратно в сундук и придавить тяжелой крышкой. Не получается. Потому как за полинялым старым платьем следует какой-нибудь костюм, за ним шкатулочки, пачка писем, и уже сидишь на чердаке, перебираешь эти реликвии и не можешь оторваться. Когда у истории появляется просто наблюдатель, она становится чьей-то.
Пик «ПОБЕДА» 1949 г - 60 лет
Отчаянный штурм!
Памяти первых Казахстанских ВЫСОТНИКОВ – АЛЬПИНИСТОВ, живых и ушедших.
Шестьдесят лет много это или мало. Для человека целая жизнь! Для истории мгновение. Это воспоминание о тех, кто закладывал фундамент и создавал высотный альпинизм. Они первыми шли в неведомое. Неизученный район, плохая погода и самое главное отсутствие знаний и опыта восхождений на больших высотах. Они были первыми. Это было третье в истории Казахстана и первое после тяжелой, изнурительной войны, пусть и неудачное, но высотное восхождение. Первые два восхождения были совершены в тридцатые годы. Это были пики Хан-Тенгри (рук. Е. Колокольников) и пик Кассиора (Чапаева), (рук И. Тютюнников).
Рассказ об этих восхождения это отдельная глава. Некоторые участники первых восхождений прошли войну, кто-то остался на фронтах, а вернувшиеся, больные, израненные, тем не менее, не оставили альпинизм. Любовь к горам, как первая любовь на всю жизнь и она неистребима. Они пошли на суровую, дикую гору не зная ее коварного нрава. И эта гора не пустила альпинистов, она как бы предупредила – "Я неприступна". Извечно желание человека к покорению неизведанного. Все еще было впереди.
3 декабря австрийские ледолазы Альберт Ляйхтфрид (Albert Leichtfried) и Бенедикт Пурнер (Benedikt Purner) проложили новый маршрут по самому длинному замерзшему водопаду в Австрии.
Список вышедших в финал Чемпионата Москвы по ледолазанию "Осенние дрозды"2009