Ледолазанье. Кавказ. Северная Осетия. Ущелье Мидаграбин.

Пишет Varlamov Nikita, 23.01.2009 20:03

Лед Мидаграбинского ущелья.

Предисловие.

В январе 2009г. группа альпинистов из Самарской области посетила ущелье Мидаграбин (Кавказ, Северная Осетия). Цель поездки - ледолазание. Собираясь в Мидаграбинское ущелье, мы располагали очень скудными данными о наличии и качестве льда в этом районе. Единственным источником информации были слова владикавказских спасателей: «льда много и он разный». Могу сказать, что место оказалось очень перспективным в ледолазном плане, льда действительно много, и он действительно разный. Об этом районе издавна известно осетинским альпинистам, так же нами была встречена группа москвичей, которые второй год подряд приезжают лазить на лед, но широкой альпинисткой общественность, это место не известно. В Интернете информации о замерших водопадах Мидаграбинского ущелья, нами вообще не найдено, поэтому было решено составить краткий обзор района.

Место нахождение. Заброска. Жилье. Подходы.

Ущелье Мидаграбин располагается на территории Северной Осетии (Кавказ), менее 100 км от Владикавказа, конечный пункт деревня Джимара. Замершие водопады находятся в 5 км от деревни Джимара выше по ущелью Мидаграбин. Летом в конце ущелья, с большой стены течет 700 метровый водопад Зейгалан, берущий свое начало из-под ледника, язык которого свисает со стены. По словам местных жителей, летом в сезон, на выходные, приезжает до 50 машин с туристами, поглазеть на водопад. Зимой и в межсезонье водопад пересыхает, т.к. питающий его ледник перестает таить.

карта авто дорог

Попасть в Джимару можно авто транспортом, мы договаривались с машиной через владикавказских спасателей. Так же ходит рейсовый транспорт: ежедневно в 8-00 из Джимары во Владикавказа идет автобус, вечером (точное время не знаю) этот же автобус едет назад, из Владикавказа в Джимару (во Владикавказе два автовокзала с какого именно отправляется автобус неизвестно), цена на рейсовый транспорт очень умеренна.

Джимара очень маленький населенный пункт, около девяти жилых домов. С жильем нужно договариваться с местным населением, условия проживания могут быть разные. Если будет аншлаг ледолазов возможны проблемы с заселением особенно на праздники т.к. к местному населению приезжают погостить многочисленные родственники.

От деревни до льда подход от трех до пяти часов (возможно еще дальше тоже есть лед, но мы туда не ходили), при наличии внедорожника можно подъезжать прямо под сосульки, останется выйти из машины и подняться в верх по склону. Можно и не жить в деревне, а заброситься сразу под замершие водопады и жить в палатках, в этом случаи подходы под лед будут составлять около часа.

Описания.

На рисунке схематично изображено ущелье Мидаграбин, цифрами указано место нахождение ледовых массивов, которые на наш взгляд представляют ледолазный интерес. Нашей группе удалось успешно пролезть пять массивов. Описания всех массивов приведены ниже.

план-схема Мидаграбинского ущелья

Массив №1 «Ближний»

Это единственная сосулька, которую видено из деревни, информации о восхождении на него мы не располагаем (но может кто и лазил). Если лезть левую часть массива то получится 2-3 веревки, а справа есть большое нависание, наверное, можно пробить трассы под драйтулинг.

Массив №2 «Тренировочный»

Самый маленький массив, двух связанных веревок «пятидесяток» хватает организовать верхнюю страховку, разумеется, можно и нужно лазить с нижней. Пролезли два маршрута с нижней, маршруты равнозначны по сложности, описание на одной их фотографий.

Массив №2 «Тренировочный», описание маршрута

Массив №3 «Время ‘Ч’»

Название придумали сами, т.к. сосулька напомнила букву «Ч». В прошлом году левая часть массива достигала земли, тогда получается буква «Н», но в этом году льда меньше, поэтому форма сосульки - «Ч». Лезть начали по правому желобу, затем перешли в левый желоб, а затем вверх. Получилось 5,5 веревок, спуск по пути подъема. Описание см. на фото.

Массив №3 «Время ‘Ч’», описание маршрута

Массив №2 и Массив №3

Массив №4

К этому массиву мы близко не подходили, но рассматривали с разных ракурсов. Наблюдения показали, что лед везде есть, лезть можно. Средняя крутизна льда не большая, но просматриваются короткие вертикальные участки. Протяженность сосульки приблизительно составляет 8-10 веревок, настоящий маленький альпинистский маршрут и очень красивый. К сожалению, не удалось сделать хорошее фото, на приведенной фотографии красными точками обозначен контур сосульки.

Ледолазанье. Кавказ. Северная Осетия. Ущелье Мидаграбин. (Альпинизм, альпинизм)

Массив №5 «Водопад малый Зейгалан»

Это самый техничный маршрут, пройденный нами за время поездки. Мы пролезли нижнюю ступень протяженностью 170 м, средняя крутизна приблизительно 70 градусов. Первая веревка самая простая, она выводит на единственную полку. Станцию нужно делать максимально справа на полке, под нависанием, для этого нужна веревка «шестидесятка», т.к. у нас была «пятидесятка», станцию пришлось переносить. Если этого не сделать, то при прохождении второго участка весь скалывающийся лед будет лететь на страхующего - получение травмы почти гарантировано. Вторая станция получилась висячей, ее нужно по возможности сдвинуть влево. Третью станцию мы сделали в маленьком ледовом гроте, там удобно стоять, и он полностью защищен от подающего льда. Четвертая веревка последняя, выводит на плато. Спустились справа от водопада, пешком. При спуске надо быть бдительными, т.к. после снегопадов может быть лавинно опасно.
Верхнюю ступень мы не полезли, столб оказался очень ажурным, а значит, страховка была бы мифической. Можно попробовать лезть справа от столба, нам показалось там перспективно или при большем количестве лезть по столбу. Приблизительная протяженность верхней ступени не больше двух веревок.

Ледолазанье. Кавказ. Северная Осетия. Ущелье Мидаграбин. (Альпинизм, альпинизм)
Массив №5 «Водопад малый Зейгалан»

Массив №5 верхняя ступень

Массив №5 «Водопад малый Зейгалан», описание маршрута

Массив №6 «Левее Шторы»

Много веревочный пологий массив, крутизной от 30 до 60 градусов (при желании можно найти лед 70-80 градусов), протяженность до плато пять веревок, с плато просматриваются еще две параллельные сосульки, туда мы не ходили, информацией не обладаем.

Массив №7 «Штора»

Самый крупный и впечатляющий массив, который мы видели в этом районе, перепад высоты метров 200 при ширине около 100 метров. Есть все, как пологие участки, так и вертикальные, надежный лед сменяется ажурными натеками, столбами и сосульками. После небольшого снегопада наблюдали сход лавины, прямо по «Шторе», видимо снег сходил с травянистого склона, выше льда. Сходя по «Шторе» лавина вызывала обрушение ненадежных ледяных конструкций. Будьте бдительны, во время и после снегопада лезть не стоит. Описание пройденного маршрута см. на фото, спускались по массиву №6, левее «Шторы».

Массив №7 «Штора», описание маршрута

Массив №8

Массив расположен правее «Шторы», представляет собой узкую и длинную сосульку, длинной 200-250 метров. В нижней половине - льда очень мало, есть микстовый участок, возможно, организовать страховку можно либо на скалах, либо при большем количестве льда. Линия смотрится красиво и заманчиво – ждет своего часа и своих героев.

Массив №6, Массив №7 и Массив №8

Массив №9 «Учебный»

Пологий массив, в верхней части просматривается крутая стеночка. Мы там не лазили, но со слов московской группы, хороший массив для проведения занятий новичкам и релаксирующего лазанья.

Заключение

Почти все ледовые массивы Мидаграбинского ущелья многоверевочные, все замершие водопады очень компактно расположены. Прохождение длинных массивов требует времени, зачастую спуск по пути подъема. Почти каждый маршрут по своей сути, является мини восхождением, которое требует альпинистского опыта. Основной минус Мидаграбинского льда это его удаленность от жилья, но при наличии внедорожника, это не проблема. При отсутствии автотранспорта, вам предстоят пешие прогулки от 4 часов в день, что утомляет, или можно заброситься под водопады и жить в палатках, но это уже целая экспедиция. Если вы решите жить в палатках, не забудьте продумать вопрос просушки снаряжения, т.к. во время лазанья по льду намокает и обледеневает все снаряжение, особенно веревки.

Прохождение массивов Мидаграбинского ущелья требует ледолазного и альпиниского опыта. На наш взгляд начинать знакомство с ледодазаньем (прошу не путать со спортивным ледолазаньем) лучше всего с Дигории. Основной плюс этого места в том, что лед находится очень близко от жилья (до ближнего льда идти 15 мин) где можно комфортно жить(душ, столовая) и просушить снаряжение.

Надеюсь, изложенная выше информация, окажется кому-нибудь полезна, за неточности и опечатки, прошу строго не судить, еще немного фотографий можно посмотреть вот здесь http://vgora.ru/midagrabin.htm