Произошла трагедия с одним из основателей нашего клуба Вершининым А.В. Андрею Венедиктовичу 57 лет, диагноз - астроцитома головного мозга. В мае 2013г. ему необходима дорогостоящая операция посредством гамма ножа в Центре радиохирургии ЛДЦ МИБС (г. Санкт-Петербург) стоимостью 45 тыс. грн. или 180 тыс. руб. На данный момент собрана лишь малая часть от необходимой суммы. Сроки поджимают - осталось всего несколько месяцев.
Андрей Венедиктович посвятил всю свою жизнь спелеологии: в 80-х годах участвовал в украинских слетах спелеологов за команду Донецкой области, в 90-х в составе сборной области участвовал во Всесоюзных соревнованиях по туризму от спелео, ходил по пещерам Италии вместе со сборной Украины, пещерам Подолии, Крыма, Кавказа высшей категории сложности. До настоящего времени принимал активное участие в обучении технике СРТ молодежи и ходил в экспедиции.
Об износе веревок страховочными устройствами вскользь упоминалось в предыдущих частях цикла и их обсуждениях, однако, этот вопрос, пожалуй, достаточно интересен, чтобы остановиться на нем подробнее. Насколько мне известно, объективного сравнения разных устройств по этому критерию никогда и никем не проводилось, так что пришлось предпринять собственные испытания. Основной их целью была попытка наглядно показать зависимость интенсивности износа веревок от типа и состояния страховочно-спусковых устройств, и выяснить возможность снижения этого износа простыми и общедоступными методами.
Предисловие переводчика
Ниже представлен перевод статьи Шеннона Дэвиса и Джулии Эллисон, которую они назвали «Берегите себя! Инструкция по самоспасению». Особенность статьи: подробные пошаговые дествия с учётом мелочей, в которых, как известно, кроется дьявол.
Начинается инструкция с пошагового описания вязания узлов и заканчивается приёмом переноса верёвки из своего страховочного устройства в жёстко закреплённое состояние на станции. Инструкцию по вязанию любимых узлов читателей Риска можно было бы не публиковать, но из песни, то есть из статьи, слов не выкинешь.
Берегите себя! Инструкция по самоспасению
Вы страхуете напарника, лидирующего на шестой верёвке маршрута категории 5.8 в Каскадных горах, до конца которого осталось две простые верёвки. Это ваш удачный день, силы и психической энергии у вас выше крыши. Вас больше всего беспокоит, сохранится ли холодным напиток в рюкзаке до момента празднования на вершине, как вдруг вы слышите пронзительный крик. После мгновения неподвижности вас рвануло в направлении станции. «Ты в порядке», – что есть силы кричите вверх своему напарнику, но в ответ ничего не слышите кроме порывов ветра. Только сейчас вы заметили приближающийся грозовой фронт.
Итак, что теперь?
В настоящее время широкое распространение получили универсальные страховочные устройства, позволяющие кроме основных функций динамической нижней страховки и спуска по одинарной или сдвоенной веревке, работать в режиме автоблокировки. О таких устройствах, часто называемых «гид-платами», «пластинами гида» или «магическими платами» и пойдет речь в этой статье.
Продолжая паразитировать на обширной теме страховочных устройств, начатую обзором полуавтоматов и рассказом о немецких испытаниях динамических страховочных устройств, RISK`ну познакомить читателей с исследованием работы страховочных устройств, сделанным Джимом Титтом. Хотя эта довольно занудная статья в большой мере относится к малохудожественному жанру «наука и альпинизм» (те, кто знаком со старыми сборниками «Побежденные вершины», наверняка помнят такой раздел), сделанные выводы представляют практический интерес, дополняя результаты испытаний комиссии по безопасности DAV.
Продолжая тему страховочных устройств, начатой рассмотрением полуавтоматов, попытаюсь более подробно остановиться на работе традиционных динамических устройств и проблемах их использования.
В настоящее время, благодаря совершенствованию технологий, на рынке появляются все более тонкие страховочные веревки, имеющие достаточные для сертификации по соответствующим стандартам прочность и надежность. На полках магазинов можно видеть одинарные веревки тоньше 9мм и «половинки» диаметром менее 8 мм. Таскать такие веревки и работать с ними гораздо легче и приятнее, но насколько надежна остается страховка при использовании тонких веревок? Другая актуальная проблема – насколько чувствительны динамические устройства к физическим возможностям страхующих. Найти ответ на эти вопросы попыталась немецкая комиссия по безопасности.
Снова и снова, из-за ошибок страховки, в альпинизме и скалолазании происходят тяжелые аварии. Чтобы противодействовать ошибкам «человеческого фактора», были разработаны полуавтоматические страховочные устройства, часто называемые «автоблокирующими», но они, в свою очередь, вызвали новые проблемы. Немецкая комиссия по безопасности информирует о произошедших авариях и обсуждает достоинства и недостатки страховочных устройств разного типа.