«Помочь нельзя пройти мимо» или размышление о морали и совести

Пишет aliar, 15.03.2021 12:46

В данной публикации я постараюсь коротко затронуть очень больной в узких кругах вопрос, который периодически возникает перед большинством тех, кто ходит в серьёзные экспедиции и походы. Итак, сильная, подготовленная и успешная группа внезапно обнаруживает, что рядом другая группа терпит бедствие. Бедствия бывают разные, от «словили холодную, вторые сутки не жрамши» до «из восьми участников три трупа и один не ходячий совершенно». Естественно встаёт дилемма: помогать или не помогать, и если помогать, то как. Между прочим, вопрос отнюдь не прост, несмотря на кажущийся очевидным ответ. И я попытаюсь донести, почему. Снова – неудобный ракурс.

Итак, вроде бы очевидный ответ – помогать, рвать пятую точку, ибо «тамжелюди» и так далее. Совесть взывает… а вот мораль – не всегда. Разберёмся со степенями проблемы.

Много лет назад в горах и под землёй (в силу личных причин рассматриваю преимущественно эти направления, хотя принцип по сути един) случайных визитёров не было. Они там либо работали (после серьёзной специализированной подготовки), либо отдыхали – опять же после серьёзной специализированной подготовки. То есть сознательно знали, на что шли (за очень редкими исключениями). Сейчас – в тех же местах – полно, очень-очень мягко говоря, балбесов, которые делятся на две больших категории: «наивные балбесы», которые насмотрелись красивых картинок и прутся увидеть всё вживую, искренне считая что вживую – это только красивые картинки; и «меркантильные балбесы» которые считают, что «за всё уплочено» = «всё будет хорошо» (да-да, я про 99% коммерческого туризма как явления). Обе категории за пределами городов – случайны, непредсказуемы и весьма опасны для самих себя (в первую очередь) и окружающих. К данным категориям не относятся нормальные «правильные» новички – по очевидным причинам.

Естественно балбесы чаще всего попадают в «обидные» для жизни и здоровья ситуации, и естественно первые, на кого они пытаются переложить возникшую проблему (а решить самостоятельно они её по определению не в состоянии) – на спасслужбы, а за неимением или неоперативностью искомых – на соседние, более подготовленные и слаженные группы. Порой – очень агрессивно. Естественно, в аварийные ситуации попадают и совершенно подготовленные люди, ибо горы и пещеры гарантий не дают никому и это нормально

Далее. Что означает участие в спасработах (любых)? Разумеется – в реальности. Означает дикое перенапряжение сил (часто – с риском для жизни спасателей), помимо этого – серьёзную трату личного времени и средств (последних - в виде снаряжения, как правило). И если со временем всё довольно понятно, то второй аспект не столь очевиден. А он есть и порой очень болезнен даже для крупной экспедиции. Потому что режутся верёвки и коврики, оставляется, часто впопыхах или потому что задерживаться реально нельзя, на спуске дорогое железо, убивается одежда, банально тратится на прокорм спасгруппы приготовленный для восхождения запас дорогих сублиматов и так далее. Список можно продолжать, но основной посыл, надеюсь, понятен. В итоге собственные планы и графики летят к чертям, иногда – фатально. И всё это – отмечу – без какой-либо гарантии успеха и тем более – возмещения потерянного и потраченного. Даже без гарантии благодарности вообще (внезапно, это так… хотя казалось бы) Более того, если речь идёт о второй категории – то тут вообще часто видим верх цинизма – так называемые «турфирмы» экономят на спасслужбах (собственных) в расчёте на то, что можно будет припахать соседей, прикрываясь всеобщим «братством», причём, разумеется «бэзвазмэздно». В общем – сплошной минус, как ни поверни. Отмечу также, что обратной силы ситуация не имеет – то есть если я с группой буду загибаться на маршруте, «балбесы» в 19 из 20 случаях не помогут вообще (ибо как правило не могут, а вторая категория ещё и – принципиально – не хочет! Редко - в нормальных турфирмах - на помощь может выдвинуться штатный спасотряд или стихийная группа инструкторов, но это совсем другое дело, см. дальше). В оставшейся 1/20 их (речь конкретно про первую категорию) помощь по понятным причинам решающей не станет, но всё же лучше чем ничего. И это тоже важно для дальнейших выводов.

А теперь – режем по живому, проводя границы.

1) Всякая помощь должна быть только и исключительно добровольной. Тех, кто начинает что-то требовать и наезжать следует СРАЗУ слать на три буквы и забывать об их существовании. Вне зависимости от ситуации. Потому что такие вообще-то потом и засудить могут, попытки были, особенно если имела место быть медицинская помощь

2) Решение о помощи должно быть общим. Принципиально это касается ключевых участников группы (медика, например, что очевидно), без которых группа не может нормально функционировать, либо не соблюдается должный уровень безопасности. Иногда бывает и так, что кто-то из группы под влиянием личных(!) эмоций отдаёт на спасы ключевые для группы ресурсы, их портят или просто просирают, да, иногда тратят с умом, но тратят, так или иначе данный поступок ставит группу в патовое (если не в аварийное, что всё же редкость) состояние. В данных случаях виновный должен быть как минимум бессрочно исключён из состава группы, поскольку впредь на него опереться нельзя. Если НЕключевой участник группы желает лично принять участие в спасработах (используя личное время, снаряжение и разумеется, навыки), по которым группа вынесла отрицательное решение, это его право и его личная ответственность, смысла препятствовать – нет ни малейшего.

3) Чем проще помощь, тем проще её оказать. То есть поделиться чаем и перекусом с жертвами «холодной» при однодневном восхождении – святое дело, в общем-то никого это не напряжёт, планам не помешает, а людям однозначно поможет. В случае серьёзной заварушки, когда однозначно летит график и по факту выбитый кровью и потом отпуск превращается в «поездку на спасы», решение следует принимать исходя из п.2, хорошо взвесив «за» и «против» и прикинув посильность дополнительных (а они непременно будут!) материальных расходов. Чтобы не было потом мучительно больно и обидно.

4) Следует очень серьёзно отделять «своих» от «балбесов». Как правило, это не составляет великой проблемы для опытных руководителей и даже участников группы. Под «своими» я подразумеваю опытные группы без коммерческой составляющей (это важно, «коммерсы» должны и обязаны быть автономными, в том числе и по спасотряду, иначе они неизбежно становятся паразитами! Да, как я уже говорил, квалифицированные инструкторы турфирм - вне водимых ими коммерческих групп - также относятся к "своим", согласно изложенным ниже признакам), участников официальных сборов и так далее. Естетственно градация приближённая, но принцип один: они действительно сознательные братья по разуму и увлечению. И считаю, что их следует спасать практически любой ценой, невзирая на п. 3. Во-первых, потому что их спасать банально легче (не в плане физическом и техническом, там как раз может быть маршрут зверский, а в плане человеческом и психологическом, да и знаний с умениями у них на порядок больше, не надо следить, не мешают, а помогают и, как правило, очень грамотно и т.п.). Во-вторых – потому что вероятность с ними пересечься в будущем достаточно высокая, тем более слухами земля полнится. Каста. В-третьих – долг платежом красен и как раз для «своих» это не пустой звук. Сегодня спасаешь ты, через месяц или год вытаскивают тебя. Не обязательно в прошлом спасаемые и не обязательно именно тобой, но «свои». Причём они реально могут, как оценить то, что для них сделал ты (в отличие от «балбесов»), так и вытащить тебя из какого-нибудь попадалова (тоже – в отличие от «балбесов»). И то и то – серьёзный плюс. В-четвёртых, именно «свои» как правило компенсируют после спасов все возможные затраты (ибо как раз они в курсе, что к чему и как). Понятное дело, время не вернёшь, но это уже дело и решение каждого. Во всяком случае, искренняя благодарность в данном случае - гарантия, что приятно. Ну и в-пятых, чего греха таить, на спасах со «своими» можно познакомиться с очень интересными людьми и увидеть их в настоящем деле, что даёт бесценный опыт и сподвигает на новые планы. В том числе – совместные, ибо «вИдение» - взаимное.

На самом деле универсальных алгоритмов и идеальных решений нет, и наверное не будет, пока сохраняется сложившаяся ситуация. В СССР её можно сказать что и не было, почему, я писал в самом начале. Более того, и сейчас каждая ситуация – в той или иной степени уникальна, но вот некие ориентиры или реперные точки для размышлений, я считаю, поставить нужно. Опять же – для осознанного принятия решения в реальной ситуации. Потому что оно может быть очень разным, в зависимости от целей и задач. Может быть я веду в горы группу мальчишек и подвернувшийся таким образом «урок человечности» (или бесчеловечности, если спасаемый ведёт себя как урод, что тоже бывает) – важнее успешного прохождения маршрута. Или, несмотря на вроде бы очевидные предпосылки, интуиция диктует прямо противоположные действия. Да, бывает и такое. Да мало ли что может произойти… В любом случае, нашим основным инструментом должен быть разум в целом, а не холодная логика или горячие эмоции. Ведь именно разум делает человека – человеком.

В заключение, в качестве иллюстрации к дальнейшим размышлениям – прекрасная, но почему-то весьма малоизвестная книга Михаила Чванова «У перевала», написанная по мотивам широко известной в узких кругах «трагедии на тридцатке».

http://xn----7sbbhb5abyfrl0f4a.xn--p1ai/?p=528

59


Комментарии:
2

В законодательстве многих стран имеется статья, предусматривающая наказание за не оказание помощи в критической ситуации. Также имеются нормативные документы, обьясняющие, что следует считать критической ситуацией и что разрешается делать в этом случае, а что нельзя. Я полагаю, что этот вопрос чисто юридический, гражданский, а моральная сторона вторична.


1

Описанное не подпадает под российский вариант статьи. Юридически не обязаны помогать.


2

В статье речь о моральной стороне дела. У нас к людям, прошедшим мимо терпящей бедствие соседней группы, припаять статью "Оставление в опасности" не получится. Ну, по закону не получится...


-2

От чего не получиться? Какие причины?



1

В законодательстве многих стран имеется статья, предусматривающая наказание за...

оказание медицинской помощи человеком, не имеющим лицензии в конкретной местности.

Ориентируемся на них и не оказываем!


12

Сволочной подход, хотя и понятный - капитализм, всё про деньги.


18

Не знаю как другим, но мне как то не по себе от прочитанного. С начала нужно определить стоят эти люди, что бы их спасали, потом посчитать предстоящие убытки. Как то раньше такого не было.


5

Привет. В Непале со мной был случай в 2014 - слегка разбился, порвалась спусковая верёвка, упал с 6000 м, пролтел метров 30, случайно зацепился и уцелел, лежал рядом с тропой, ногу повредил. Все шли мимо - никто помощь не предложил... Коммерческий альпинизм - это нормально (только не с человеческой точки зрения)...((


1

Именно поэтому я остановился на первой трети изложения, подумалось, что дальше ещё хуже будет.


4

Родился ребёнок с отклонениями... следуя логики статьи, надо усыпить... а то дорого и тянуть тяжело.

Жуть....!


-1

Если исходить из здравого смысла касательно дальнейшего существования такого ребёнка, здоровья популяции и других последующих последствий, то -да, лучше усыпить. Поговорите с любым практикующим педиатром, хирургом, терапевтом и они вам скажут, пусть эзоповым языком, что именно так и следует поступить с таким ребёнком. А еще могут сказать, что следует возродить евгенику.


2

Лучше эту тему не продолжать, а то ещё хуже будет, и так тематика очень больная, не стоит усугублять.


2

Согласен, все точно по Алоизовичу! Его врачи точно так же считали!


8

Не надо передёргивать и нагнетать, хотел бы написать про детей с отклонениями, написал бы про них. Но у нас не форум медиков всё-таки...


1

Вначале надо удостовериться, что пострадавший - это не один из рискоаых чудил. А потом уже остальной чек-лист.


-21
Показать комментарий

24

дочитал до слов "в обществе рашки на данный момент мораль уровня отсталой части Африки" - и прекратил.
ублюдок тот кто так пишет!


10

да. за "рашку" надо бы было минуснуть.. невнимательно прочитала. Но по некоторым позициям - согласна.


9

эту тему уже неоднократно обсосали, хочешь - спасай, не хочешь - иди мимо, все зависит от конкретного человека и его моральных устоев. Будь готов к тому, что просядет здоровье, потеряешь снарягу, еще и виноватым будешь. В таких темах недиванные альпинисты почти и не пишут никогда, ничего нового не скажешь. Если я шею сверну, и все будут мимо идти, то не сильно и обижусь. В спасах участвовал и буду участвовать скорее всего, даже записи зачем-то коллекционировал в книжке спасателя первое время, мало ли, может в экспу серьезную возьмут, думал =)


5

Много букв, в реальности все просто: делай, что должен и будь, что будет.



2

Сорри.... Лишён возможности плюсануть непосредственно оратору, поставившему комментарий ... (в игноре у Oleg_Mi ))) хотя, это тот редкий случай, когда полностью поддерживаю...

""Fais ce que dois, advienne, que pourra — Делай, что должно, и будь, что будет."" ©



8

Всем здравствуйте.

Как-то был очевидцем( или свидетелем) спасработ. Участвовали в них члены альпмероприятия и сотрудники МЧС. Один участник сборов при ГРУБОМ нарушении ТБ сломал чего-то там в области голеностопа. В ясном сознании, даже сам хотел идти. Без каких-либо осложнений. Я, со стороны своего дилетантского взгляда предположил, что дело нехитрое, сейчас быстро спасут бедолагу, благо подход к месту его эвакуации очень даже прост. Но когда началось спасение, весь мой оптимизм сошел на нет. Началось все со сборов аварийной группы в лагере: черепахи в зоопарке передвигаются быстрее, чем эта группа собиралась спасать альпиниста.

Далее была череда каких-то действий и еще чего-то, в общем стемнело...

Подключили МЧС.

Когда МЧС привезли пострадавшего в лагерь на носилках, их поведение вызывало только одно желание: вшатать (простите за жаргон, другого слова не могу подобрать).

Наглость, дерзость, отсутствие элементарного уважения в речах при общении с не знакомыми им людьми просто зашкаливала.

Ну да ладно, спасли и молодцы.

Но! После увиденного мне стало очень не по себе и в горы ходить (по крайней мере в Российские) стало ка-то страшно.

И по поводу "рашки": страна наша большая и многогранная. И порой некоторые ее грани иначе как "рашка" назвать и не получается.


9

а некоторых, тех кто Россию рашкой называют - иначе как ублюдками назвать не получается.



>>> И по поводу "рашки": страна наша большая и многогранная. И порой некоторые ее грани иначе как "рашка" назвать и не получается.

А кто-то найдёт основания обозвать Вашу маму, словом нехорошим. Вы и к нему отнесётесь с пониманием?


14

**А и ещё из практики, бывают случаи, когда..**

А ещё, бывают персонажи, которые свою страну называют ..."рашкой"...

...и ты здесь после этого про мораль и этику сказки рассказываешь?


-20
Показать комментарий

21

Родной, это не социальные процессы и настроение в обществе. Это твоë личное настроение и твоë личное уныние.


15

**..уровень человечности напрямую связан с политикой..**

Серьёзно что-ли? Назвав унизительно свою Родину, ты уже опустил свой "уровень человечности" ниже плинтуса. А теперь ещё оправдываешь это своё убожество политикой...

Это как в известном анекдоте... ты по пьяни наложил в свои штаны, а виноват в этом какой то мерзавец на балу...



5

Если пошел в горы на заработки то да, все оценить и взвесить. Если "отдыхать", то спасы лучший отдых, будет что вспомнить. Если адреналинить, спасы ничем не хуже восхождения. Если инстаграмить. тем более спасы рулят. Если смерть искать, вот тут наверное не надо на спасы. Но надо тренироваться, в соревнованиях по ПСР участвовать, тогда дурацких вопросов идти-не идти не будет.


2

Спектр возможных вариантов намного шире, Вы далеко не все перечислили.

Например, такой: группа спешит на самолет, в случае спасов не успевает.

Вспомнить, конечно, будет что, но вряд ли с удовольствием.


2

Надо учится отделять мух от котлет.


2

Я скорее по верхам пробежался, проблему обозначил. А так жизнь - не редкость разнообразная штука.


8

Поступай с другими точно также как ты хочешь чтобы другие поступили с тобой. Начинай с сотрудничества. Иногда прощай, когда тебя "кидают", вдруг это вышло случайно.

Сказанное выше, это оптимальная стратегия, если мы рассматриваем фундаментальную проблему теории игр повторяющейся дилемме заключённого.

Как показывает эволюция на нашей планете (а это где-то 2 млрд. лет), эта стратегия наиболее успешна.


1

Дочитал до конца. Понял, в чем ваша ошибка.

"Религиозные представления существенно повышают степень сотрудничества между игроками. В проведенных исследованиях, даже неявное упоминание религиозных слов в предварительном задании перед игрой приводило к существенному повышению просоциального поведения."

Альпинизм сродни религии.


1

Человек, как и все социальные животные, делит представителей своего вида на "своих" и "чужих". Это деление может происходить по разным критериям: национальность, религия, общие увлечения, кровное родство и прочее, прочее. Соответственно к "своим" он относится заранее более хорошо, к чужим - наоборот, ждёт от них подвоха.

Альпинизм/туризм это один из критериев деления.

Также автор поста вводит термин "балбесы", по которому он вводит разделение, на тех, которым по его мнению, помогать не стоит, в противоположность термину "свои".

...

А по сути поста - это "объяснения" (вернее самооправдания его префронтальной коры перед лимбической системой) автора, почему же автор не желает идти на помощь ближнему своему.

ПС. Притча о добром саморитянине.



Вообще тема хорошая. Я здесь как то пытался поговорить об этом.Но оказался косноязычным и мигом нахватал минусов :D

Когда случайные люди или коллектив встречается... то здесь понятно, что всё зависит от степени тяжести .Хотя как её определить , прошли мимо ,оценив ситуацию мол так дошлёпают и сами управятся.А села непогода и вам к ним не пробиться и у них отягчающие обстоятельства.. потом будешь себя корить всю оставшуюся жизнь(если НС со смертью) что не помог.

Ну да ладно.Хочу сказать , данная проблема не менее остро стоит даже в доморощенных коллективах.Например при соревнованиях отделений новичков.Хош не хош , а хочется показать , что у нас самый лучший инструктор.Отсюда у участников всяко разно мелкособственнические мыслишки душу теребят.Но это в основном касается новичков,реже значков...ну а разрядники уже сами с усами.

А ещё бывало идёшь на Восхождение,а на спуске встречаешь уже измотанных и голодных восходителей.Накормить и напоить бы , а у тебя впритирку(газ,еда и т.д.)Что делать , ведь тебе ещё предстоит стать таким же голодным и холодным ,да и непонятно как ещё оно там сложится, а они идут вниз всё таки.Вот и терзают внутренние противоречия.Хорошо,когда чувство юмора на высоте ... но у меня с этим швахт.Говорю уже о серьёзных Восхождениях от 5ки А

А ещё мне уже новичком довилось участвовать в спасах.Если бы мы не попались детишкам по пути(плановики с дровами на рюкзаках) , то думаю более половины замёрзли.А так ,напоили горячим чаем ,помогли перевалить им через перевал. Вроде они поднимались по Ненскрыре на перевал Басса(могу напутать в голове полный киш миш из названий и дат,ох давно это было), в кедах и тонких ветровках по колено в снегу.Вернее даже уже не шли, плелись ,а меж них бегали две девочки(не намного их старше)и умаляли их двигаться дальше.


21

Спасибо автору за статью! Во времена СССР у меня не возникала проблема спасать или нет. А сейчас? Гидов почти наверняка спасать бы не стал (но по обстоятельствам), а вот чайников, если действительно жопа, то скорее всего да.

А вот эпизод из практики. 6 января 2013 г. спускаюсь с Эльбруса. До Приюта 11 уже недалеко. Навстречу движется молодое дарование, которое при встрече спрашивает меня: "Дяденька, у Вас попить ничего нет? А то я свой термос на "Бочках" забыл". Как вы думаете, что я ответил этому "терпящему бедствие"? Правильно! Наверное Лев Николаевич в гробу перевернулся от моего литературного...


12

Тема сложная, но нужная и ее надо рассматривать немного шире, чем только ЧП и спасработы. Вот Никита правильное направление беседы задал. Всяким ЧС предшествует куча предпосылок, неготовность индивидуумов физическая, техническая, материальная и прочая. Неготовность к нахождению в горах. Но они считают что все окружающие должны эту неготовность компенсировать и помогать.

Появилась многочисленная современная категория находящихся в горах, я их называю «хвостопады», надеются во всем на других…я забыл питье ,еду- попрошу, плохо оделся – пусть помогут, дадут из запаса, не знаю маршрут – пусть подскажут, могу здесь упасть – пусть подстрахуют. Приезжают неготовые и думают что «все окружающие обязаны им помочь, поделится и пр.». А дальше, в определенной последовательности, если им не дать попить, поесть не одеть, не подстраховать они как раз могут попасть в эту самую ситуацию со спасами.

А если не помочь …напишут потом в интернете, вот встретили в горах каких то «му...в» , которые даже глотком чая с нами не поделились…


3

++Появилась многочисленная современная категория находящихся в горах++

Она размножилась, а появилась-то давно - возможно, всегда и была, в том числе и среди так называемых "своих".

Идем мы еще в советские времена на Памир, самое начало похода, к нам пара присоединилась - догоняют свою группу, то ли четверку, то ли пятерку.

Останавливаемся на ночлег, начинаем готовить - и тут выясняется, что у них никаких продуктов с собой. А зачем, "мир не без добрых людей." У нас раскладка в обрез, но не выдержали, поделились, потом ругали себя за мягкотелость. Надо было ничего не давать, конечно - одно дело, люди в результате ЧП без продуктов остались, другое дело - заведомо не взяли, в начале маршрута кто-нибудь да встретится, выручат.

Так что явление совсем не новое.


4

Собственно, примерно в этом направлении я и предполагал повернуть дискуссию. И поднимал вопрос не для того чтобы размахивать красной тряпкой перед разъярёнными альпинистами и в итоге прослыть бездушным упырём. Проще ничего не писать. С другой стороны, "неудобность" темы - не повод, чтобы её замалчивать и пытаться игнорировать


4

Никита, в СССР нельзя было не спасать. И если морали(человеческих качеств) и всех приведённых автором причин не доставало, так раздеть же могли до нуля.


19

Почитал....вера в человечество уменьшилась...но надежда еще теплится...

Ну а как по-другому, социализм отменили...усё...

Иду давеча с сыном 6 лет, лежит на снегу алкаш (сын сказал бомж), как бы спит.

Подошел потрепал, разбудил, говорю иди в тепло, рядом храм в 200 -х метрах.

Для чего это я всё?

Всё просто- показать пример, что нельзя проходить мимо, кто бы это не был....


18

Мой Дед- человек прошедший Халхингол и ВОВ с 22.06.41 по 46 страшно не любил фильмы про войну, особенно любовные сцены в окопах, в моменты затишья. Патроны собирать нужно, ворчал он. Почему то вспомнились его слова- спасать нужно, а потом....


14

Не знаю, в чём именно причина, но я так устроен: если кому-то нужна помощь и ты можешь и умеешь помочь, то для меня вариантов нет. Разбираться, размышлять, взвешивать, считать убытки - это всё потом.

Что радует - у нас довольно большой клуб и вроде бы ни у кого особо вопросов не возникает в таких ситуациях.


3

Позвольте другим людям быть идиотами Часть 2 ? классическая тема для бурления

>>Естественно встаёт дилемма: помогать или не помогать

не встаёт.


9

img13


1

ну да, а ещё можно философски пообсуждать романтическую фразу "Отыщешь ты в горах победу над собой" - кто и как её понимает ))) или разобрать критические уязвимости в этике добродетели(Иисус, Будда) или в этике действия Артистотеля или в этики долга Канта...


1

резонёрствовать можно сколько влезет.
но конструктива от вас нет никакого.
что здесь, что в других темах.



20

Один не разберёт, чем пахнут розы… Другой из горьких трав добудет мёд, Дай хлеба одному - навек запомнит… Другому жизнь пожертвуй - не поймёт. Омар Хаям


5

Аттестация турфирмы в МЧС по мерам безопасности клиента- коммерческий спасотряд (в районе массового посещения)- обязательная страховка от клиента. Почему-то летний детский загородный лагерь проходит все проверки и принимает детей только со страховкой, а в горах этого нет. Чем "балбесы" как бы не дети?


34

Печально это все читать.
Уверен, что спасать надо. Единственное ограничение - если я подвергну опасности свою группу, если они не готовы. Но, именно поэтому, стараюсь стремиться к тому, чтобы мои группы были подготовленны разносторонне.
Сравнивать жизни людей, пусть и бестолковых, с деньгами и временем - за гранью этики и рукопожатности, с моей точки зрения.
Имею довольно богатый опыт организации групповых спасов и эвакуаций. Ни разу ни один из участников (по полсотни и больше человек на спасах) не предъявлял претензий, мол, как же мы тут свое время потратили. Тут вопрос в общей установке по вопросу этики в альпинизме.


4

Владимир, Вы наверняка читали пост о погибшей 20.10.2020 г. Кате Климовской. Как бы Вы поступили по отношению к тем трём ублюдкам недогидам из КП, которые бросили её умирать? Зная их поступок, я бы прошёл мимо. Пусть сами выкарабкиваются...


23

Я очень не согласен. Я бы приложил все усилия, чтобы вытащить. Даже если человек мне лично крайне неприятен.

Внизу - можно набить рожу, поставить на деньги за расходы, раздеть на разряды и регалии, написать ругательную статью на Риске... Но это внизу, а тащить все равно нужно.


16

Автор чушь какую то написал.Не хочешь помогать- сиди дома.

А в горах есть правила. Ты либо мужик, либо прости господи, трансвестит или хуже того.


5

Мдя, а хрон с годами не меняется...


6

хоть что-то постоянно в мире )


8

Ну не скажите. Есть у него и принципиальные вопросы, на которых стоит достаточно твердо, но и с понятием относится, если есть факты а не "размазня" какая(Саша, извини уж что мы тебя тут так :-) ).Вообще, с Сашей мы познакомились достаточно давно (уже и не вспомню года), когда вытаскивали их группу с пострадавшим. Группа вела себя вполне достойно. Главной ошибкой, как по мне, была их большая надежда на спасателей МЧС, хотя рядом были еще группы. Достаточно было нас четверых, чтобы дать начальный толчок. И все завертелось после суток ожидания - озвучена общая стратегия, посланы люди за жердями в лесок под перевалом, связаны носилки, у соседних групп выявлены добровольцы в помощь по транспортировке пострадавшего. В результате пострадавший на импровизированых носилках поднят поснежнику с 2700 на 3200 и спущен по леднику со страховкой ниже языка метров на 300.

Путь спуска. Фото с РИСКа. Как мне сказали что это перевал 1А. Там еще снежник со стороны подъема был.

Толпа здоровых молодых мужиков проделала это за несколько часов. Потом помощники вернулись через перевал назад а мы с группой понесли носилки вниз. Девушек отослали вниз к предполагаемому месту ночевки, где они организовали лагерь и ужин, пока мы подошли. Дальше был еще день спуска по жаре. И если бы не помощь группы из Днепропетровска, подключившаяся со свежими силами и организовавшая навесную переправу, то неизвестно сколько мы там еще бодались. А так все закончилось хорошо.

Так вот, если бы группа изначально не надеялась на помощь МЧС и всякие мифические вертолеты(снимать вертолетом за много спасов удалось лишь раз и это путем нечеловеческих усилий родственников пострадавшей), то вполне могла начать все на сутки раньше. Видимо опыта организации не хватало. Нужен был человек с опытом организации. И в нашем советском альпинизме с этим было достаточно хорошо.

А вот в нынешнее время(простите уж старого брюзгу), те кто ходят и те кто водят в основном, насмотревшись красивого кино про Альпы и прочие гималаи, в нашей действительности на простых тропах чуть ли не умирают сами, да и других подводят под монастырь. Причем, когда даешь совет, основаный на опыте(не только личном, но и нескольких поколений до меня), хорошо если только не посылают. И как потом вытаскивать таких из жопы, в которую они, прилагая максимум усилий, залезли сами. А приходится...



1

Автор уверен в принципе: "ты - мне, я - тебе". На проституцию похоже. Веденин лекторил, что все радостно начинают помогать при спасах, но незаметно выключали фанарик и незаметно сходили с тропы потом, и в результате пострадавшего несли одни спасатели.


9

Думаю, не возможно найти универсальный ответ на неподъёмный вопрос. Приходилось бегать и в головном отряде, и участвовать в транспортировочном, сходить с маршрута и подходить к аварийной группе, много чего было. Но однажды не пошёл, слегка приболевший и уставший был, со стороны незаметно, наверное, и без меня народу хватало, а с совестью договориться не могу, мучает, хоть прошёл не один десяток лет. Наверное не только у меня есть подобный случай.


21

«Помочь нельзя пройти мимо»: каждый ставит запятую там, где велит его совесть. Альпинисты - после слова "Помочь", играющиеся в альпинистов (для самооправдания) - после "Нельзя". Вот иллюстрация. Это они, коммерсы- играющиеся в альпинистов, придумали в свое оправдание "Зона смерти выше 8000 м, здесь каждый за себя" и пр. и Заданные в статье вопросы - из той же серии. Спаси, а потом думай, что и как.


3

Один из множества примеров , когда и на 8000м пройти нельзя и даже от Эвереста можно отказаться : http://alpinist.kz/2010/08/14/nasha-istoriya-everest-92-foto-iz-semejnogo-arxiva/


7

Помнится участвовал я в спасении, рассказал бы и сам бы не поверил - тонущего прогулочного судна. Плохо что тонули в шторм, хорошо что у самого берега, плохо что в прибое, хорошо что было у нас в команде отчаянных пиратов, плохо что потопили, хорошо что после подняли.

А выводы такие:

- забивайте на имущество если оно не связано с текущей безопасностью. Имущество спасайте только если в охотку и без излишнего риска. И останавливайте других, кто это не понимает.

- избавьтесь от хитроделанных пассажиров как можно скорее, избавьтесь и забудьте о них - это очень тяжелый балласт как физически так и ментально. (Но не забывайте после не садиться в одном поле справлять нужду)

- Вы всегда после будете помнить что в случайной команде будет кто то, кто выставит вам претензии за мокрые джинсы (и еще что внутрь ктото навалял), кто не подаст Вам руку даже выбраться на берег.

- Вы заведете себе прекрасных друзей, о которых правда забудете через два дня, потому что ж нельзя в обычной жизни с таким отчаянным отребьем реально дружить, спиться же можно, а у вас семья...


5

Ну наверное по старой привычке полезу при НС в горах. Хотя когда нельзя колоть, помощь только как от потускуна-носильщика, в лучшем случае - поиски. А если что то, серьезное крики на нервы действуют. Вспомните билеты по оказанию медицинской помощи на ЖЕТОНЕ. Этих знаний было достойно что бы вколоть морфин с атрапином, или новокаиновую блокаду сделать. А сейчас. Даже МЧС даст помереть от шока.

А в городе уже не знаю. Сам окажешься пострадавшим. Законы ублюдочные. Влезать во что то, себе дороже к сожалению. Так что запятая действительно гуляет.


0

Интересно, а есть ли статистика (у МЧС, может) по количеству, объему и сложности спас.работ в разбивке на "альпинистов" и "балбесов"? С учетом, что содержание спасателей МЧС, а также медицины оплачивает все общество, т.е. главным образом те самые "балбесы". Может, в свете этого все окажется не столь однозначно?


12

Как ни странно, значительная часть спасательных работ в высокогорье происходит без участия МЧС. Они подключаются уже ниже.


Вот только не надо про то, кто все оплачивает - МЧС существует и содержится на случай чрезвычайных ситуаций. А чтоб они со скуки не померли в свободное от таких ситуаций время, то их гоняют спасать всяких экстремалов и прочих наледных рыбаков. Если же вы попытаетесь в горах достучаться до МЧС в период какого нибудь паводка или после урагана - вас справедливо пошлют нафиг.


3

до того как при ЕБН было создано МЧС - были службы спасения в горах и Пожарная охрана.
потом их присоединили с целью аккумуляции сил и средств и для лучшего оснащения.
теперь, судя по Вашему комментарию - на них и надеяться не надо. Вот так и отжимают, то что работает, чтобы привести в негодность за ненадобностью. На этот счёт есть хорошая поговорка: не можешь срать - не мучай жопу.



2

Балбесы, коммерсы - сколько ярлыков в комментариях... Одно могу сказать - сейчас 99,9 % так или иначе коммерсы и большинство, извините, балбесы. А желание помочь зависит исключительно от собственных человеческих качеств. Деньги, с трудом выбитый отпуск или "пусть инструктор решит, что делать" - это банальное оправдание своего личного выбора. И это не только альпинизма или туризма касается.


2

"пусть инструктор решит, что делать" - это банальное оправдание своего личного выбора

да? предлагаете новичку выщелкнуться из связки и бегом помогать чаем и карабином клиенту, брошенному "гидом"?
а ничего что придётся тогда спасать и уже реально - его, новичка?
если вы все такие вумные - чтож вы сольно не ходите?


2

Видите ли, инструктора тоже люди, со своими моральными принципами или уровнем организаторских способностей. Кто то потеряет участника и дальше пойдет, кто то не способен организовать спас работы. И это не повод оставить всё как есть. Это решаемая проблема, просто к этому надо быть готовым. Не утрируйте мой комментарий до "выщелкнуться из связки и бегом помогать".



1

-


1

Да, кстати - в выходные в Полушкино ПСРы у туристов. Это к вопросу подготовки. Турклубы, судя по всему, довольно серьёзно готовятся к походам.


3

Некоторые альпклубы тоже. Мы 2 раза в год (летом и зимой) проводим двухдневный установочный сбор клубного спасотряда (жетонисты и альпинисты от 2+ р. и выше).


14

Обычно все же спасы сейчас дело добровольное. Мнение участников или тех кто рядом все же инструкторе-гидом учитывается. Типа "Ну что пойдем потаскаем"И вполне возможно кого то отправишь вниз.

Как то на Новый год дошел до бочек на Эльбрусе уже в темноте, только заехал. Стоял оглядывался в какую бы зайти. Открылась дверь одной из бочек, вышел Сергей Тимофеев и увидав меня сказал "пошли на спасы", робкое "может без меня" не прошло, "давай давай". И в общем это нормальное явление для нас.


1

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/abd56fe2fb70b6c813e178ecf6148dda63010a1c/

лишь раздолбайство русского народа может помогать не думать об этом.


4

Было холодно, сильный ветер, ничего не видно, крутой склон, скалы, трещины, пропасть и было ооочень страшно. Я мог сорваться в пропасть, трещину, замерзнуть, я мог заблудится и умереть. Можно написать все сразу, не ошибешься. Все это даже для следока прокатит что бы не возбуждать дело, или закрыть как только подумал "ты его оставили в опасности".

И все же если... придется присяжным рассказать что уже собрался спасть, надел трусы с начесом и обирался выходить. Но только семеро по лавкам которые у тебя остались на иждивении или ты собирался их вот вот сделать. Они поймут и освободят. Ведь действительно опасно


3

Я уже как-то рассказывал про случай в 89г в Фанах, когда на спуске с в. Адиджи, уже уходя вниз, кто-то обернулся и увидел что под стеной лежит кто-то. Послали разведчика, всё закончилось спасработами...группа туристов была...

Мы кстати на перемычке с ними разминулись буквально на час-полтора. И почему они не пошли на спуск по нашим следам, вопрос?

Интересно, а в нынешнее время, как бы развивались события.


1

Известно как, в январе, туристка пролежала в 10м!!! от тропы и от группы почти весь день. Ждали МЧС. До больнички не довезли.


0

все регулировано УК РФ - "оставление в опасности" (особенно касается медика)

В остальном - рефлексия самостоятельных групп не ясна, жаль, что 90% рынка серые/черные, но только одни мои экспы спасали больше "самостоятельных" чем самостоятельные "коммерческих" клоунов. притом в разы.


3

статья оставление в опасности не распространяется на "случайных" людей, этому, кстати, учат на курсах первой помощи. Она применима только к людям при исполнении, на медиков в отпуске это не распространяется, и к непосредственным участником или виновникам произошедшего. также она распространяется на профи, например на владельцев жетона спасатель


1

Но применить их в нашем случае достаточно сложно. Для обывателя горы это опасно. Вы слыхали о таком процессе?


3

прочитайте, пожалуйста, свою ссылку внимательней : если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние


0

Разве владелец жетона спасатель является лицом, обязанным заботиться?

Это где-то прописано в законодательстве?


1

там же : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7746/ae388d4898b962dc99131e24b476c57d4200d04c/, определение спасателя там тоже есть. в целом достаточно много аспектов регулируются законом, но естественно помимо закона есть устоявшиеся практики, традиции и обычаи.



11

Нет здесь вопроса. Просто люди деляться на тех кто может пойти дальше, зная, что бросил человека умирать и на тех, для кого такое восхождение теряет смысл.

А деньги, время, суды, кличка "балбесы" просто что бы успокоить совесть.

Если есть возможность спасать - надо спасать. Если нет (неопытная группа ит.п.) - надо создать условия для спасения другими.


-2

Друг мой гидом на Эльбрусе подрабатывал. Сводил группу, прилёг отдохнуть - крики -помогите! Спасите ! Все на спасработы ! Вскочил, побежал, поучаствовал.

На следующий день - то же самое. Встал, пошёл потихоньку, притащил.

А на третий день он из спальника даже вылезать не стал. И упрекать за это его у меня язык не повернётся. Разные бывают ситуации.


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru