Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень.

Пишет DmTr, 10.08.2020 00:37

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Прохождение гребня Северной Ушбы

Предыдущие части:

Часть 1: Ледник https://risk.ru/blog/218325
Часть 2: Ушбинское плато https://risk.ru/blog/218365
Часть 3: Восхождение: Подушка-Доска https://risk.ru/blog/218392

Итак, выходим на гребень.
Присмотримся к нему с разных сторон.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)

Это вид с запада, со склонов Шхельды. Примерно посредине гребня находится возвышение - жандарм (черный возвышающийся скальный участок покрытый снегом), который условно делит гребень на две части. После Доски первая часть почти горизонтальна, лишь сам выход на Жандарм пойдет вверх. Вторая часть гребня более наклонна. Для масштаба на доске можно рассмотреть связку альпинистов.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Гребень с восточной стороны с вершины Чатына. Сняли когда были там днем ранее во время акклиматизационного выхода. Справа снизу линия Доски в профиль. Примерно посередине Жандарм. Заметно большое количество карнизов на эту (восточную) сторону. Нам стоило учесть это и не выходить на саму кромку гребня, идти больше по правой части, чтобы не разрушить карниз своим весом и не улететь вместе с ним.

В целом о гребне нам было известно, что он не прост и опасен. Множество карнизов, при чем они могли быть на обе стороны; непредсказуемый снег-фирн - есть вероятность попасть на такую консистенцию, которая не позволит страховаться через ледоруб; вероятное отсутствие льда на многих участках, что не позволит страховаться через бур; отсутствие близких скал, что не позволит делать точки на закладках или крюках. В общем, со страховкой реальные проблемы, хотя сам рельеф по виду не должен оказаться сильно сложным.
В таких случаях можно пренебречь страховкой на станциях и точках, она и так ненадежна, а сосредоточиться на внимательном безошибочном одновременном движении связки, предполагая, что двигаться будем недалеко от кромки и в случае падения человека на одну сторону гребня, страхующий прыгает на противоположную и они одновременно зависают на веревке через гребень, тем самым компенсируя и останавливая падение друг друга. Звучит прикольно, но когда начинаешь представлять себе это в реальных условиях... Никто из нас так еще не прыгал, хотя несколько таких небольших участков мне уже пару раз приходилось проходить на других восхождениях. Но тут нужно двигаться так все время, а это примерно 400 метров опасного гребня! Зато быстро.
Мы рассчитывали прийти, увидеть все своими глазами и тогда уж определяться какой участок как именно будем проходить.

Первую станцию сделали на выходе с Доски на самом крайнем левом скальном островке.
Выйдя на гребень и оценив ситуацию, мне не захотелось идти по самой кромке, помня снимок с вершины Чатына, я предпочел двигаться по правой стороне от одного скального островка к другому, в надежде что смогу там периодически ложить точки. Наклон склона у самой кромки если и выполаживался, то совершенно незначительно, поэтому двигаться ниже нее по трудозатратам было примерно одинаково, но все же со страховкой. Перед нашим восхождением была непогода, выпало много снега, поэтому никаких следов на гребне не было, нужно было самим выбирать линию. Вполне вероятно, в этом сезоне мы были первыми, так как сезон только начался, перед этим по словам сванов долго была непогода и никто даже не пытался. Чувствовали себя почти как первопроходцы.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Начало гребня. Пройденный путь виден по нашим следам, пройдено 2-3 веревки. Снято, оглядываясь назад. Доска, с которой мы вышли, спрятана за гребнем по центру.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Примерно с той же точки вид вперед. Вершину здесь не видно, это возвышается Жандарм на середине гребня. Я тогда об этом догадывался, но как же хотелось верить в то, что это вершина. :)

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Одна из станций на скальном островке. Вид вниз.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Выход на Жандарм

Выходя туда я переживал о том что увижу дальше. Не зря. Какое-то время просто стоял и смотрел на сложные участки впереди, и так до самой вершины. Дальше, после Жандарма, было явно сложнее и намного меньше скальных островов, со страховкой будут вопросы.
Выбрал ребят и мы вместе еще немного постояли молча и посмотрели. Руки даже немного подрагивали то ли от предвкушения то ли от волнения.
Вспомнилась украинская присказка: "Очі бояться, руки роблять" ("Глаза боятся, руки делают"). Предложил пробовать шаг за шагом, веревка за веревкой, а там видно будет.
Здесь у меня села видеокамера, поэтому дальше будет фоток побольше.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Первая веревка второй половины гребня, снято с Жандарма

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Наклон склона значительный, идем траверсом в три такта. Начал с остервенением копать ямы, чтобы достать до льда и закрутить хоть один надежный бур. Бывали ямы по пол метра.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Снова подошел к сложному участку. Еще раньше обратил внимание на подобных участках, что снег с северной стороны практически не держится. Наверное, ветер в непогоду был в эту сторону и не утрамбовал его. Здесь он был порошкообразным - вбил ногу повыше, а когда нагрузил она спустилась вместе со снегом на ту же высоту где и была раньше. Инструменты просто проваливаются как в пустоту. Я слышал о таком, но столкнулся впервые. Эти пару метров пришлось идти несколько минут, интенсивно утрамбовывая этот порошок.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Как только достал клювом инструмента до склона с той стороны грани, ощутил хоть какую-то опору и стало легче. Там снег на удивление тверже и приятней. Вообще таких граней пришлось проходить несколько, но эта была самая проблемная.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Если докопаться до льда не удавалось, качественно вбивал снежный якорь или один из инструментов. Старался, чтобы всегда было пару точек на троих и обязательно хотя бы одна станция.Станции делал хорошие и шли попеременно, второй выдавал первому и одновременно страховал третьего. При отработанной сноровке второго это не вредит страховке и значительно экономит время.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Оглядываясь назад в сторону Жандарма. Он на снимке слева. Справа карниз, о величине которого снизу мы и не догадывались.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Снято со второй веревки после Жандарма

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Понемногу приближаемся к вершине. Кажется, что первозданные нехоженные склоны. :) На вершине виден карниз, впервые на эту сторону.

Выход на вершину тоже интересный. Памятуя о карнизе, мы не выходили туда все вместе, а по одному. Я лишь положил руку на высшую точку.
Нужно было искать место под ночевку, мы слышали, что можно попытаться поставить ее, приспустившись с вершины к перемычке у самого подножия.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Руслан на вершине. Снято уже с другой стороны, приспустившись на пол веревки в сторону перемычки

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Южная Ушба с Северной. Хорошо виден гребень на Южную с перемычки. Внизу в центре снимка видна небольшая полка со снегом, на которой можно было попытаться поставить палатку.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Тот же гребень в профиль. Снято снизу с ледника.

Видео о прохождении первой части гребня до Жандарма с 1:30 и до конца, дальше села батарея

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Полка находится примерно в 1,5-2 веревках от вершины и оказалась после выравнивания более-менее пригодной для двухместной палатки. Правда, углы палатки в ногах свисали, но это не так уж страшно. Виден весь спуск к перемычке, здесь прийдется дюльферять.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Выравнивание полки

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Донгуз-Орун под солнцем и Эльбрус

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Руслан Таратухин (Симферополь)

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Дима Сорочан (Херсон)

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Дима Лесной (Херсон)

Идти завтра траверс на Южную вершину через седловину и возвращаться назад, посовещавшись, все же не решились. Хотя вся снаряга для этого была при нас. Вот поняли, что не стоит в этот раз. Мы были счастливы тем что уже прошли и тем где уже находились.
Ночью был довольно сильный ветер и он знатно потрепал не закрепленную по свисающим углам палатку. Следующий весь день на спуск, поэтому мы спокойно могли насладиться вечером в таком прекрасном месте.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Южная Ушба с палатки

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Тень Ушбы вдоль Безенгийской стены

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Утром нас ждал сюрприз - брокенский призрак. Солнце со спины и моя тень на облаке внизу преображается.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Перемычка

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Гребень Южной Ушбы и перемычка

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Возвращаемся через Северную вершину

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Безенги

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Левее Безенги

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Гребень

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Немного левее центра Чатын

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)_По центру наверное Башкара-Гадыл, когда-то был там и с упоением рассматривал оттуда Ушбу за махиной Чатына (он здесь ниже центра). Справа на фоне неба Джайлык.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Спускаемся с вершины

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Спускаемся по своим следам, недалеко от вершины.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Язык Ушбинского ледника, начало подходов под Ушбу.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Снимок с Жандарма. По следам хорошо виден наш путь до самой вершины.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Дима сидит прямо на ноже гребня, свесив ноги по разные его стороны в разные долины

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Начало спуска по Доске

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Необычный снимок. Кажется, что гора возвышается над человеком. На самом деле это снято глядя вниз с гребня на Доску, по которой Руслан сдюльферял веревку и делает станцию. Слева вверху скалы - это Скалы Настенко, оттуда мы подымались днем ранее.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Слева Донгуз-Орун, справа близко - Шхельда Восточная, справа вверху-далеко - Эльбрус. Левее-выше Шхельды по склону Эльбруса Кюкюртлю.

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)С подушки следы приспускаются к нашей палатке внизу

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)Парни на скалах Настенко, готовимся дюльферять вниз за перегиб

Ушба Северная, Классика. Часть 4: Вершинный гребень. (Альпинизм)

Дюльферяя по Взлету нужно вовремя уйти вправо на Подушку, иначе промахнетесь мимо нее и попадете на ледовые сбросы.
Когда шли уже по Подушке, я обернулся и посмотрел на парней сзади. Они шли в лучах вечернего солнца, пробившихся сквозь громоздкие темные кучевые облака, на заднем плане Шхельда и Донгуз-Орун. Это какое-то альпинистское счастье, видеть друзей в таком великолепии и понимать что мы уже почти спустились и все хорошо. Фотоаппарат в рюкзаке. Но что-то меня остановило. Я практически убежден, что это, вероятно, мой лучший альпинистский снимок. Но фотик так и остался в рюкзаке, а снимок остался со мной на всю жизнь, и с моими друзьями. Они тоже остановились и молча улыбались чему-то...
Очень аккуратно на спуске с Подушки, там очень большой градус наклона, почти вертикаль. До сих пор удивляюсь как такое возможно. Последним спустился очень осторожно в три такта.
Дальше просто пешком к палатке.
Благодарность Богу за свершенное.