Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео.

Пишет DmTr, 20.06.2020 19:56

Описание нашего восхождения с большим объемом фото и несколько видео.
Надеюсь, этот материал поможет тем, кто впервые собрался на этот маршрут.
А тем кто уже был - напомнит о прекрасных видах с гребня и вершины.
В этой части будет материал о прохождении ледника и выходе на верхнее Ушбинское плато с Грузии.
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)

Продолжение:
Часть 2. Ушбинское плато https://risk.ru/blog/218365
Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска https://risk.ru/blog/218392

Думаю, многие понимают что это за гора, какие чувства она вызывает у любого альпиниста, взглянувшего на нее хотя бы на фотографии. Так было и у нашей троицы тогда. Так есть и сейчас.
Для всех троих такое восхождение было как шаг в новое и неизведанное. Тогда был июль, прошел сильный снегопад, поэтому на восхождении мы были как первопроходцы по нетронутому снегу. Вполне вероятно мы были первыми на маршруте в тот год.

Подходы к леднику
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Водопад на подходах
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Вид с тропы на долину Мазери.
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Нигде не задерживаясь, всей компанией, а нас тогда было 8 человек, решили сразу заброситься на верхнее Ушбинское плато под Подушку, сделать несколько акклиматизационных восхождений, ну и уже там решать кто пойдет а кто нет.

Из долины к началу ледника
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Такой мы увидели Ушбу вечером
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Лагерь на леднике
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)На следующий день
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Обе вершины
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Следующий лагерь установили на первой ступени Ушбинского ледника, слева от ледника находится нунатак, на котором организованы хорошие площадки. На него можно зайти слева, а можно справа. Слева мне показалось легче и безопаснее, когда в следующем году мы делали восхождение на Шхельду. Справа по основному руслу ледника возможны большие трещины и разломы. В любом случае этот путь стоит идти уже связанными.

Лагерь возле нунатака на первой ступени ледника. На фоне неба г.Мазери.
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)С нунатака нужно аккуратно приспуститься на ледник, при необходимости используя страховку. Дальше прохождение основной части Ушбинского ледника до плато. Год от года путь прохода меняется, влияет также снежный покров, время года. Путь между трещин стоит просмотреть еще с нунатака. Мы шли примерно по центру, уходя то вправо то влево, но учтите, что в самую правую часть (по ходу) ледника лучше не соваться. Близко к скалам слева тоже не стоит подходить, так как оттуда может посыпать камнями, это длинный гребень Шхельды Восточной. Уже перед самым выходом на Ушбинское плато есть опасное место, где часто бывает лавинный вынос, его лучше проскакивать быстро. Связываться обязательно, после обеда, когда уже подтаяло, у нас был случай провалившегося человека в трещину.
Очень советую посмотреть прохождение связкой этого ледника, снятое мной годом позже с нунатака 2:35-4:40

Фото с нунатака
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Снимок со Шхельды, сделанный мною годом позже, в кадр попала правая (по ходу)
часть ледника, по которой не стоит идти. На этом снимке с Запада хорошо виден весь классический маршрут на Северную Ушбу, начиная с верхнего плато слева направо-верх: плато - Подушка - ледовый склон с бергшрундом - скалы Настенко - доска - гребень - вершина. Пик в левой части снимка - это Малая Ушба.
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Перед нами шла четверка поляков. Здесь они вверху как раз подходят к опасной части с лавинным выносом слева-вверху от них.
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)После этого лавинного участка идет довольно пологий выход на нижнее Ушбинское плато. Выйдя туда и взглянув налево в провал между гребнем Шхельды и пиком Щуровского можно увидеть Эльбрус и считающийся сейчас непроходимым Ушбинский ледопад, спадающий в Шхельдинское ущелье в Кабардино-Балкарию.
Кстати, здесь на камнях тоже есть ночевки.
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Озеро на леднике
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Отдых на нижнем плато
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Эти знатные сварочные очки парни купили на рынке в Херсоне. Потом, раззнакомившись и накормив поляков борщом, им удалось обменять их на очки Джулбо. При чем обе стороны остались довольны обменом, конечно, такой раритет в Польше не найдешь.
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Ушбинское плато принято разбивать на два этажа: нижнее и верхнее. С нижнего нужно пройти еще 2-3 часа на верхнее, чтобы оказаться на стоянках под Подушкой.
На этом фото со склона пика Щуровского в правой части снимка видны следы, выводящие с низу на нижнее плато. Подниматься на верхнее стоит по снежно-ледовому гребню, уводящему вправо (по ходу), на снимке справа-налево, так как он снят сверху. В вехней части гребня следы продолжаются по правой (по ходу) части ледника, так мы поднимались в следующий раз.
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Можно пройти и по центральной части, раньше свернув с гребня влево, но тогда на выходе будет склон с большим уклоном, по которому лучше двигаться прямо вверх, не подрезая склон.
Так сделали поляки перед нами и мы тоже пошли за ними. Справа Малая Ушба, в центре Чатын, слева склон пика Щуровского.
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Три фотографии следующего года, выход на верхнее плато по центру.
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Слева бергшрунд, по центру Подушка. Между ними черная точка - это палатка, лагерь на перемычке.
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Связка поляков уже выходит на верхнее плато у большого бергшрунда. Позади них вершина Малая Ушба.
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Лагерь иногда разбивают в самом бергшрунде, скрываясь от ветра и метели. Мы же разбили палатки на перемычке между Подушкой и Малой Ушбой. Здесь пригодится лопата для выравнивания площадки и строительства снежной стены от ветра.
На подходе к лагерю: справа склон Подушки.
Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Ушба Северная, Классика. Часть1: Ледник. Много фото и видео. (Альпинизм)Для полноты картины очень советую посмотреть ролик о нашем прохождении всего Ушбинского ледника. До 2:00 выход к нунатаку, дальше проход верхней части ледника до плато, с 5:10 подъем с нижнего плато на верхнее.

Во второй части будут виды с лагеря на плато вокруг.
В третьей части будет само восхождение.