Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска

Пишет DmTr, 14.07.2020 00:19

Подробное описание с фотографиями и видео восхождения на Северную Ушбу по Классическому маршруту.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)

Итак, мы решились рано утром выходить. В тот момент мы слышали о нескольких сложных местах на маршруте. Давайте пройдемся по основным участкам. Рассмотрим фото, сделанное нами спустя год со Шхельды, то есть с Запада, здесь классический маршрут как на ладони. Рассмотрим подробно каждый из участков с фотографиями.

Первым делом нужно с плато подняться на Подушку, затем пройти снежно-ледовый взлет до Скал Настенко, затем пройти Доску и Гребень, выводящий на Северную вершину (спрятана в облаках). Для лучшего обзора гребня посмотрим еще одну фотографию.

Нам также удалось снять небольшой фильм о восхождении.

Другие части:
Часть 1: Ледник https://risk.ru/blog/218325
Часть 2: Ушбинское плато https://risk.ru/blog/218365
Часть 4: Восхождение: Гребень https://risk.ru/blog/218472

Вообще то мы хотели пройти траверс. Подняться на Северную вершину по Классике, спуститься на перемычку, где, по слухам, можно было хоть как-то поставить палатку, на следующий день налегке пройти перемычку и подняться на Южную вершину по северному гребню. Спускаться рассчитывали по пути подъема снова через перемычку к оставленной палатке. Ну и еще один день на подъем и спуск через Северную назад на плато. Спускаться с Южной на Южную сторону не хотелось, так как не знали путь спуска, боялись потеряться, да и проходить сложный гребень с перемычки со всем снаряжением было бы сложно.
Чтобы знать что нас ждет наверху на траверсе я пользовался каждой возможностью фотографировать перемычку и гребень и сразу же изучать их еще с низу. На самом северном гребне Южной вершины предстояло пройти два сложных места.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Снято с ледника

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Северный гребень Южной Ушбы

Ясно, что нам нужно брать с собой для траверса палатку, два коврика, два спальника (соединим и поместимся втроем), набор стопперов, немного камалотов, пару якорей и крючьев. Долго решали брать ли с собой большой фотоаппарат и пару объективов, можно было попытаться сделать хорошие снимки с восхождения если будет погода. Все таки снимать на ходу в таких условиях не каждый решится, но я уже не раз это проделывал на других маршрутах и не воспользоваться такой возможностью на Ушбе...
Нас трое, вес можно распределить, бивак с нами, поэтому времени будет больше чем у тех восходителей, кто ходит без ночевки. Уговорил.

Итак, начнем.

ПОДУШКА

Кстати, есть мнение, что правильно писать Падушка, а не Подушка. Ничего не имею против, но из боязни обвинений в неумении писать оставил литературный вариант.

Вышли мы еще затемно и оказались у бергшрунда как только начало сереть.
Насколько я слышал, обычно на Подушку с плато выходят справа от бергшрунда, там более полого, но мы решили продолжить следы поляков в его левой части. Здесь снежный склон оказался очень крутым, я даже не ожидал такого. До льда докопаться не получилось, поэтому сделал промежуточную точку на снежном якоре, так удачно появившемся у нас внизу. Мы нашли его у мемориальной скалы, оставленным для следующих восходителей кем-то, кто уже спустился. Она еще не раз пригодилась нам на гребне. Этот крутой участок оказался, возможно, вообще самым крутым из всего восхождения, удивительно как здесь держится снег. Поэтому в самом начале нужно быть крайне осторожным и надежно организовать страховку.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Фото сделано днем ранее, в левой части бергшрунда видны обрывающиеся следы

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Вышли на Подушку, позади Чатын и Малая Ушба

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Двигаемся к Взлету, слева пик Щуровского

Посередине Подушки после выхода есть впадина, в которой при необходимости можно поставить палатку, где она будет немного защищена от ветров. Некоторые восходители так и делают, чтобы сократить время маршрута и стартуют отсюда, а не с плато. Здесь местами снег был как порошок, в таком не застрахуешься. Пешком подошли к началу Взлета.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Донгуз-Орун, Шхельда и Эльбрус. Снято с Подушки.

ВЗЛЕТ

В самом начале здесь тоже был порошковый глубокий снег и мы всерьез подумали о возвращении, если он будет и дальше на склоне. Но через несколько метров вверх начался фирн, раскопав который можно было добраться до льда. Посредине склон разрывает бергшрунд, но он не представлял большой сложности. В целом крутизна склона была довольно значительна, особенно в верхней части. Многие считают этот участок ключевой частью маршрута. Делал 1-2 промежуточных точки на бурах, на станции два сблокированных бура.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Первая веревка с Подушки

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Приняли вправо, поближе к скалам

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Подушка сверху, видны наши следы, слева пик Щуровского, справа Чатын. По центру снимка впадина, в которой можно поставить палатку.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Приближаемся к выходу на скалы Настенко

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Это снято спустя год с ледника. На Взлете видна тройка альпинистов, проходящая бергшрунд уже на спуске. Может кто себя узнает, начало августа 2017 года.

СКАЛЫ НАСТЕНКО

Мы вышли в правой части, там удобнее. Это горизонтальная полка, на которой можно почувствовать себя немного уютнее. Единственное такое место от Подушки до гребня. Если выходить в левой части, вероятно, придется пробивать небольшой снежный карниз.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Руслан вышел на скалы Настенко

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Диме пришлось прокапывать карниз чтобы выйти. Внизу ледник, по которому выходили на плато.

ДОСКА

О ней мы много были наслышаны. О ее крутизне, продолжительности (300-350м), опасности схода лавины. Обратите внимание, на снимке хорошо видно, что после снегопада по стене сошла доска. Заглаженная поверхность устрашающе поблескивала нам сверху еще когда мы шли по леднику. Когда я смотрел на это зрелище и представлял нас там по спине пробегал холодок.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Доска. Видно, что недавно сошла лавина.

На деле оказалось все не так страшно. Глядя со скал Настенко вообще казалось близко и полого, но не обольщайтесь, так только казалось. Раз доска сошла, значит плохо лежащий снег уже ушел вниз, осталась крепкая основа. Все же идти нужно стараться ровно вверх по линии падения воды, не подрезая склон вбок. Крутизна особенно под верхом существенна, но в целом там было... уютно, что-ли. Широко, к низу небольшое как бы выполаживание. Было ощущение, что если сорвусь, то смогу самозадержаться, хотя проверять не хотелось. Приходилось копать достаточно глубоко, чтобы оголить лед и вкрутить бур, сантиметров 40. В тех местах, где ледоруб упирался древком в лед не зашедши до конца в фирн, обязательно советую копать до льда и страховаться буром, ледоруб будет держать очень плохо. Между станциями крутил от 1 до 2 буров, станция обязательно на двух бурах. Если даже пойдет доска, ваша связка все же будет пристрахована ко льду, а не уедет вниз вместе с лавиной в случае страховки на ледорубах за фирн. Двигались по основе оторвавшейся ранее доски. Иначе, наверное, шли бы левее, ближе к краю.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Первые веревки по Доске

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Скалы на гребне кажутся близко, но на самом деле это обманчиво

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Крутизна склона, взгляд вправо

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Смещаемся правее на более-менее пологом участке, чтобы потом идти ровно вверх и не подрезать склон. Смещение делаем все равно по диагонали.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Взгляд вниз на скалы Настенко, оттуда ведут наши следы

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Понемногу приближаемся к гребню

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Идем попеременно страхуясь. Второй страховал одновременно первого и третьего, при определенной сноровке это не составляет большого труда, а времени экономит много. У нас всегда была минимум одна а то и две станции. Это требует запаса буров, но повышает скорость и надежность при движении в тройке. На две веревки по 2 промежуточных бура + две станции, хватает 7-8 буров.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Крутизна. Над головой Руслана пик Щуровского

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Метелевый перенос

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Вышли к первому скальному островку на гребне

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Крутизна склона перед выходом на гребень. В центре Чатын.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Вся доска почти с гребня. В центре снимка Подушка, в ее правой части впадина в которой можно поставить палатку, еще правее на плато черная точка нашей палатки. Ушбинский ледник уходит влево-вниз.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Вся Доска как на ладони, от скал Настенко до верха, видны наши следы и граница оторвавшейся ранее доски.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)Для масштаба наш снимок со Шхельды, двойка спускается по Доске. Присмотритесь к двум точечкам справа от гребня, может кто-то себя узнает, 26 июля 2017 года.

Ушба Северная, Классика. Часть 3. Восхождение: Подушка-Доска (Альпинизм)

В следующей части подробно разберем прохождение Гребня.

Небольшой фильм о нашем восхождении.