Десять лет Горной школе «Категория трудности».
В этом году у нас юбилей! Десять лет назад мы провели наше первое учебное мероприятие: Школу инструкторов скалолазания. И закрутилось - поехало… Непрерывно работаем то в Крыму, то на Кавказе, то опять в Крыму. Спорт, трэд, ИТО, лазание по льду любой крутизны, восхождения от 1Б до 6 к. сл. Учим.
Почему мы делаем это? Зачем нам это надо?
Д. Павленко считает: ради денег. Что-же, каждый судит о других по себе. Он пытается зарабатывать на жизнь альпинизмом, и потому подозревает в этом преступлении и нас.
Причина лежит в далеком прошлом. В СССР подготовка альпинистов к семидесятым годам двадцатого века отладилась, как хороший часовой механизм. Новичек попадал в секцию, клуб, федерацию - низовой коллектив физкультуры. Там проходил обязательную предлагерную (или межсезонную) подготовку. При успешной подготовке – получал путевку в альплагерь. Лагеря были 20-дневными (большинство) и 30-дневными (Артуч, Ворзоб, Безенги- для разрядников).
Коллективы были структурированы:
- по профсоюзной линии объединялись в Добровольные Спортивные Общества с иерархической структурой от заводских и институтских секций до секций при Центральных Советах ДСО.
- по линии спорткомитетов от районных секций и клубов, федераций альпинизма, до республиканских.
Объем подготовки альпинистов до выезда в горы и в горах четко регламентировался учебными программами. Вели предлагерную подготовку в низовых коллективах лучшие альпинисты этого коллектива, передавая свой опыт и знания начинающим. Вышестоящие организации курировали эту работу и помогали, если требовалось, инструкторами для проведения занятий и чтения лекций.
Большие клубы и федерации проводили свои сборы и экспедиции, и не только летом, но и осенью, зимою и весною. Совершая совместные восхождения с сильнейшими альпинистами своего коллектива, альпинисты получали новый опыт, не предусмотренный программами альплагерей. Наиболее сильные альпинисты входили в состав сборных команд различного уровня (клуба, своей федерации, ЦС ДСО, республики…), где, участвуя в сложных восхождениях, обменивались опытом, получали новые знания. Затем, вернувшись в межсезонье в свой низовой коллектив, делились этим опытом с другими.
Школа инструкторов тогда длилась 40 дней, в течении которых будущие инструкторы отрабатывали урок за уроком, тема за темой, методику проведения занятий и тактические схемы восхождений от НП1 до СП2. До сих пор помню каждый из этих уроков и пользуюсь методиками, дававшимися в Школах В.В. Жирнова и А.М. Ставницера.
В альплагерях работали хорошо подготовленные и подобранные начучем данного лагеря инструкторские коллективы. Под руководством начучей (каждый из них сам по себе был уникален: П.П.Захаров в Узунколе, И.Б.Кудинов в Безенги, О.И.Шумилов в Артуче, О.Капитанов в Варзобе и др.) инструкторы дополняли опыт и знания, полученные альпинистами в низовых коллективах.
Не ставлю целью описать всю систему. Вышеизложенного достаточно, чтобы понять, почему уровень альпинистов на каждом из этапов подготовки тогда был значительно выше, чем сегодня. А тем более – 10 лет назад.
Опыт и знания передавались от старших членов сообщества младшим, новым. Так выросло и мое поколение. Так получил свои знания и опыт я.
Именно благодаря этой системе обучения альпинизм в СССР достиг того высокого уровня, о котором с сожалением вспоминают ветераны, глядя на современное состояние нашего альпинизма. Нам есть чем гордиться! К началу девяностых годов мы не уступали забугорным альпинистам ни в спортивных успехах, ни в учебном альпинизме. При этом у нас была СВОЯ СИСТЕМА подготовки альпинистов, которой восторгались иностранные восходители.
Потом наступили «лихие девяностые». Атмосферу этого периода нашей истории молодежь может почувствовать по фильмам «Брат», «Жмурки» и др. Все рухнуло. Безработица, бандитизм, безденежье. Мы, привыкшие к сытным государственной и профсоюзной кормушкам, вдруг оказались никому не нужными. Без источников существования. Началось выживание. Кому-то удалось уехать за Бугор. Кто-то запил и быстро ушел со сцены, кто-то подался в бизнес, кто-то в наемные работники, кто-то – в бандиты. Вырос из среды высококлассных альпинистов даже киллер. Наш альпинизм в начале девяностых по инерции мощным цунами прошелся по Гималаям и Каракоруму, а затем впал в коллапс.
Связь поколений прервалась, передача накопленного опыта новому поколению не состоялась.
Лет десять прошло в суете и борьбе за место под солнцем. Кого-то убили, кто-то сам загнулся. Постепенно жизнь восстанавливалась, и молодежь потянулась в альпинизм. У кого им было учиться? У тех немногочисленных альпинистов из СССР, что остались при альпинизме. И не всегда лучших.
Альпинизм возрождался. Но медленно и с опасными отклонениями. Руководители нашего альпинизма решили, что советская система подготовки в капиталистических реалиях нежизнеспособна, и за образец приняли забугорную. Но при этом было решено сохранить альпинизм как вид спорта: с разрядами, соревнованиями, судьями, тренерами и прочими атрибутами советского спорта. При этом новые поколения инструкторов растились из новых поколений альпинистов, которые значительно уступали в своей подготовке альпинистам СССР. Соответственно, и испеченные из них за 20- дней инструктора уступали инструкторам СССР («в среднем по больнице»).
Поэтому картина, увиденная нами к 2009 году с позиций советского альпинизма, нас очень опечалила. Причина упадка НАШЕГО альпинизма была в нас! Это мы допустили разрыв поколений, это мы не передали свой опыт и свои знания новым поколениям! Это мы не сохранили то, что в свое время предыдущим поколением было передано нам!
И мы решили наверстать упущенное. Мы создали Горную школу. Чтобы успеть передать наш опыт и знания молодежи.
Политика Школы.
Альпинизм – искусство, творчество. Мы принимаем за аксиому слова Д.Ханта «Пока альпинист приспосабливается к горе, это альпинизм. Когда он начинает приспосабливать гору для своих целей, это строительные работы». Поэтому очень важно честное и красивое достижение цели. Не любыми средствами. Ценен не сам маршрут, а стиль его прохождения. Поэтому мы поддерживаем и принимаем принятые мировым альпинистским сообществом документы: «Тирольскую Декларацию», «Этическую Декларацию», «Политика УИАА по Сохранению Натуральных Скал для Приключенческого Лазания».
Альпинизм – не развлечение, не игра и не разновидность отдыха. Альпинизм – это наша жизнь, её цель и её смысл. И те, кому такая жизнь подходит – присоединяйтесь!
Вы – не клиенты, а мы – не турфирма, продающая Вам турпродукт. Наши взаимоотношения строятся как отношения старших и опытных членов альпинистского сообщества с новыми его членами, стремящимися влиться в сообщество и согласными подчиняться законам и традициям сообщества. Не согласных с этим постулатом просим к нам не обращаться.
Мы взяли лучшее из Советской школы, осовременив это лучшее некоторыми новыми техниками. Почему только некоторыми? Одна из болезней нашего альпинизма - чрезмерное увлечение снаряжением и способами его использования. В ущерб техникам передвижения по горному рельефу: скалам (в скальниках, ботинках, кошках), снегу, миксту, льду. В спортивном альпинизме тот лучше, кто обходится меньшим количеством снаряжения. Но для этого необходимо хорошо освоить техники передвижения и иметь хорошую физподготовку.
Мы противники использования на восхождениях перил (кроме маршрутов, проходимых на ИТО) , анкеров и шлямбурных крючьев, скальных и ледовых фиф и других, «неэтичных» техник и видов снаряжения.
У нас ВСЕ инструкторы преподают одни и те же техники передвижения по горному рельефу. Эти техники у нас стандартизированы, приемы у всех инструкторов одни и те же. И программы одни. Поэтому не важно, к какому инструктору вы попадете: результат от этого не изменится.
Инструкторы.
На старте и до сих пор это:
Ситник М.А. мастер спорта международного класса СССР, 1 кат. 1951 г.р.
Власенко А.И. мастер спорта международного класса , 2 кат. 1941 г.р.
Бойко Л.А. мастер спорта СССР, 2 кат. 1957 г.р.
Фенов А.А. мастер спорта СССР, 3 кат. 1953 г.р.
Старицкий П.И., мастер спорта СССР, 1949 (умер).
Когда Школа выросла и нас стало не хватать на все, мы подготовили для Школы своих инструкторов, прошедших у нас подготовку по разным программам, знающих стандарты Школы и наши требования: Ларин А. , Желудок О., Кудрявцев В., Ярунов А., Андрейченко А., Краснов С. и др.
Несколько лет назад к Школе присоединился Алексеев В.В., кмс, 1 кат. – нашли много общего.
Наши инструкторы всегда в форме: каждый из нас совершает с участниками до сорока восхождений в год.
Порой мне кажется, что за десять лет нашу Школу прошли если не все, то бОльшая часть тех, кто занимается альпинизмом. К нам едут со всего СНГ: Прибалтики, Беларуси, Украины, России (от Калининграда до Южносахалинска), Молдовы, Киргизии, Таджикистана. Мы принимаем всех, никому не отказывая.
Но, хотелось бы отметить, что даже ради денег - не является ни постыдным, ни, тем более, преступным! Вот если бы только ради денег - тут уж, конечно, могли бы быть и вопросы...))
Я противник канадской школы- она хуже нашей, советской. Я противник того, как готовятся сегодня инструкторы и спасатели. Но я за изменения в федерации в рамках устава.
Или самородки и школы -параллельные прямые, не пересекаются и растут сами по наитию и провидению?
Я подожду ответа М.А., но, предварительно, так понимаю, что за десять лет из выпускников школы и до уровня Круглова никто не дорос? А чего так? Круглов так-то - крымский, доморощенный, другим что мешает так же ходить? (вопрос риторический, ясно дело:) )
P.S.Михаилу Александровичу и его Школе большое уважение!
P.P.S. Но нового "Павленко" из числа выпускников видеть, однако, хотелось бы)))
Назовите мне художественную Школу, поставившую на поток выпуск звезд первой величины, таких как Айвазовский, Куинжи, Шишкин и Репин. За десять лет.
Ребята хорошие есть. Но Урубко - звезда первой величины, таким нужно родиться. А мы принимаем всех, не зависимо от врожденных талантов. Второго Урубко не будет. Наша задача- передать опыт. Мы не ставим целью рождение новых звезд.
Вам здоровья, а школе развития и процветания!
Всем здоровья и сил для дальнейшего движения!
Вот бы государство обратило внимание и дало финансовую поддержку...
Существуют же спортивные школы, которые финансирует государство, чем альпинизм хуже...
Задушит в объятиях.
С днем рождения! Надеюсь, не обидел.
А по поводу "выращивания" будущих Урубко, Одинцова и прочих - мне кажется, как раз учебный альпинизм базового уровня важнее. А самородки появятся.
Удачи Вам и всего доброго!
Процветания и безаварийности! И терпения, терпения, терпения.
С праздником!
Словарь Ожегова и Шведовой (http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_m_o.txt.)
ПОСТ – это сообщение, используемое преимущественно в соц. сетях (Фейсбук, Вконтакте, Одноклассники, Риск. ру и т.д.). Почему же в соц. сетях не используют слово "сообщение", а употребляют термин "пост?" Дело в том, что при всей схожести, между этими словами присутствует принципиальное различие.
Сообщение, как правило, безотносительно, нейтрально по содержанию и несёт в себе в основном информационную составляющую.
Пост, в свою очередь, практически всегда имеет адресность и помимо информации рассчитан на ответную реакцию со стороны, создавая условия для зарождения полемики.
Другими словами, это своеобразная "отправная точка отчёта" для начала дискуссии, её развития, иногда изменения её тематической направленности и смыслового содержания (любимое занятие всех "троллей") или, наоборот, завершения обсуждения. Существует ещё ряд различий, но это уже не принципиально. Можно, конечно, любить или не любить термин "пост", (это законное право каждого человека), но это данность и объективная реальность, которую игнорировать не имеет смысла.
И ещё. Мне не нравится слово "корделет". Мне как-то ближе наш доморощенный "репшнур", а проще – "реп" и все "производные" от него: станция, самостраховка, Пруссик, Бахман и многое другое. Но я не считаю это достаточным поводом, чтобы заявлять об этом публично.
И последнее. Сегодня не спал всю ночь, сидел за компьютером, был избит и поставлен в угол любимой супругой за то, что не дал ей выспаться, но нашёл в себе силы и перечитал практически все посты Михаила Ситника на Risk.ru. Считаю, что потратил время безрезультатно, потому что так и не нашёл, где и когда Михаил Ситник хотя бы намекнул, что считает (цитирую): "…свою горную школу единственным правильным учебным центром альпинизма на всю страну".
Зато напрашивается другой вывод: Михаил Ситник считает свою методику обучения верной, оптимальной и эффективной, так как все её тонкости познал не по учебникам, а на сложнейших восхождениях, испытал прежде всего на себе все практические нюансы успешных и безопасных прохождений маршрутов и сейчас – уже десятый год - делится своим богатейшим практическим опытом с молодым поколением в Горной школе "Категория трудности".
Один из пользователей написал мне в "личке", что (цитирую): "…Ситник фанатик и с пеной у рта доказывает свою правоту". Что на это ответить? Скажу только одно: плох тот наставник, который не фанатически предан своему делу и не уверен в своей правоте. Вряд ли он чему-нибудь научит…
Кстати, о школе. Может быть, я не владею информацией, но, честно говоря, никогда не слышал, чтобы кто-то из выпускников школы сразу становился доктором наук, народным артистом, или знаменитым хирургом… Школа, прежде всего, закладывает основу знаний, прививает необходимые навыки, а главное – создаёт фундамент и даёт мощный толчок для саморазвития личности. И Горная школа "Категория трудности" – не исключение.
Поэтому пользуюсь случаем и хочу пожелать Михаилу Ситнику, человеку, для которого альпинизм не только спорт, и даже не только образ жизни, а сама жизнь – крепкого здоровья, счастья, удачи во всех делах, любви родных, близких, друзей, искреннего уважения коллег, семейного благополучия и, конечно, плодотворной и результативной работы в Горной школе "Категория трудности".
Еду не как в учебное заведение, а как в реальный клуб людей, имеющих общие взгляды и принципы. Клуб друзей, которые всегда готовы помочь, научить, показать, поддержать.
Сердечно поздравляю всех сопричастных и особенно коренных с этим Праздником.
И, да не прервётся связь поколений, усилиями таких подвижников.
Горная Школа "Категория Трудности" - это праздник, который всегда с Тобой, реально.
Все кто там побывал - поймут о чём это.
А тем кто не побывал - пожелания присоединяться, если согласны с Политикой Школы и готовы ей следовать.
За Юбилей, который уверен, далеко не последний!