Проблемы учебного альпинизма

Пишет Михаил Ситник, 21.03.2018 12:56

Проблемы учебного альпинизма (горная школа Категория трудности, учебный альпинизм, михаил ситник, Алексей Ставницер)
Умный учится на чужих ошибках, используя чужой опыт. Умный, перед тем как поставить себя в критическую ситуацию, хотя бы попытается узнать, как этого избежать. В общем, умный учится, готовится, до того как "Поздно пить Боржоми"!



Подготовка альпиниста – сложный учебный процесс, состоящий из тренировок, учебных занятий и восхождений с постепенным усложнением разнообразных форм горного рельефа. Виды подготовки:

- физическая (общая и специальная);
- теоретическая разносторонняя (происхождение и жизнь гор, опасности в горах, первая помощь, способы ориентирования, прогноз погоды, физиология, физические основы веревочной страховки, основы радиосвязи, и пр.);
- техническая (освоение разных техник передвижения по различным формам горного рельефа с разным снаряжением и без него);
- практическая (работа со снаряжением, спасработы, организация биваков, оказание первой помощи, радиосвязь, приготовление еды, и многое-многое другое);
- тактическая (организация и проведение разных восхождений в разных горах при разных условиях).
- психологическая и морально-волевая (работа в группе, лидерство, умение работать в непогоду, поведение при НС, борьба со страхами, умение правильно наметить поставленную цель и достигнуть её и пр.);

Последовательность набора альпинистом опыта расписана в разработанной специалистами – опытными альпинистами «Учебной программе для подготовки альпинистов», где на каждом квалификационном уровне указано, что альпинист должен знать и уметь, и как этого достичь. Программой предусмотрены учебные занятия до выезда в горы (подготовительный период) и в горах.

Анализ несчастных случаев последних лет выявил одну из главных причин - сокращение предписанного «Учебной программой для подготовки альпинистов» до недопустимого объема учебных занятий как в горах, так и до выезда в горы. А ведь чем меньше альпинист знает и умеет, тем больше он рискует оказаться в ненужном месте в ненужное время, не суметь справиться с созданными природой препятствиями на пути к вершине или переоценить свои возможности. Поэтому любое сокращение учебных программ недопустимо.

Например, в последние годы стало традицией в Узунколе не проводить ледовые занятия: восхождения якобы только скальные (ледово-снежные Горы находятся на границе и восхождения на них запрещены), так зачем тратить время понапрасну!? Была бы это только подготовка к конкретным скальным восхождениям, такой подход был бы понятен. Но ведь речь идет о выполнении разрядных норм, а по каждому разряду учебными программами прописан определенный уровень знаний и умений по передвижению, страховке и спасработам на льду! Разряды выполняются, а лед остается для альпиниста «тайной за семью печатями»! Требуемый уровень подготовки, соответствующий присвоенному разряду, не достигнут!

Иногда основные занятия учебного цикла проводятся почти в требуемом объеме, но нужный квалификационный уровень участников, позволяющий уверенно преодолевать препятствия на маршрутах, все равно не достигается: предыдущий урезанный (см пример с Узунколом) и недополученный опыт не позволяет выйти на новый уровень.

Учебная программа подготовки альпинистов предусматривает учебные занятия не только в горах перед восхождениями, но также обширный цикл занятий до выезда в горы. И здесь Программа не выполняется: межсезонная подготовка дома в лучшем случае сводится к ОФП и занятиям препарированным лазанием на крытых искусственных скалодромах. Предусмотренные Программой теоретические, технические и практические занятия не проходятся.

Все сокращающиеся отпуска не позволяют полноценно (как в СССР- за 20 или 30 дней) подготовиться в горах к восхождениям, выполнив все требования учебных программ. Альпинист приезжает в горы на 15 дней (а нормальный учебный цикл – неделя по 8-10 часов в день). Качество подготовки альпинистов неуклонно падает. Как результат «такого обучения и подготовки» - неподготовленных альпинистов затаскивают на вершины по перилам, засчитывая такие восхождения на разряды!
О проблемах учебного альпинизма я писал не раз Все тот же вопрос:

«Что делать?»

Осознать, что не обученным, неподготовленным альпинистам в горах делать нечего.

Проводить учебную работу по каждому этапу подготовки до выезда в горы в подготовительном периоде. Полноценную. Больше указанного в Программе объема. Не зависимо, к какому разделу программы они относятся («До выезда в горы» или «В горах»). А в горах (для сокращения времени на занятиях и высвобождения его на восхождения) только подтверждать полученный опыт сдачей зачетов (2-3 дня, нужных в т.ч. и для акклиматизации), а затем на учебно-акклиматизационном (тренировочном) восхождении. И если альпинист готов - идти с ним на более сложные восхождения. Если не готов - добирать опыт на простых маршрутах. Без перил. В меру сил и готовности каждого.

Когда и как?

Учебно-методическая комиссия ФАР разработала «таблицу тем и распределения времени к программе подготовки альпинистов»
В ней коротко изложены темы учебных занятий по учебной программе. Подробное раскрытие каждой темы можно найти в Учебной программе.

Конечно, ОФП и СФП можно заниматься самостоятельно, сверяя достигнутые результаты с контрольными нормативами. То же касается большей части теоретической подготовки (в интернете легко найти материалы по нужным темам). А вот подготовку практическую и техническую самостоятельно не освоить: здесь нужны опытные инструкторы - тренеры.
В клубах эта проблема как-то решается: где лучше - где хуже. Но сегодня все больше альпинистов – вне клубов. Как быть им?

У каждого альпиниста сегодня есть временной резерв: праздничные дни. На Новый год - Рождество Христово не менее недели, на «гендерные» 23 февраля- 8 марта, на 1-9 мая. Это в общей сложности не менее 20-30 дней. Нужно использовать их продуктивно, полноценно подготовившись к летнему сезону. Учебную программу по каждому квалификационному уровню можно пройти в это время.

Где?

В Горных школах, которых становится все больше. Это должно стать их основной задачей: обучение альпинистов в соответствии с требованиями Учебной программы.

Нашей Школой такая система подготовки альпинистов апробируется последние четыре года.

Осенью и весною (включая праздники) мы проводим в Крыму скальные занятия НП1-СМ (смена 7 дней) с соответствующими подготовке альпиниста восхождениями 1-5 к.сл. в конце каждой смены.

На Рождественские каникулы –Школа ледолазания (Передвижение и страховка на льду, спасработы) от НП до СМ.

На «Гендерные праздники» - Школа ИТО (СС и СМ).

Летом перед сезоном – опять «Передвижение и страховка на льду, спасработы» от НП до СМ

В сочетании с тренировками дома по ОФП и скалолазанию при ежегодном прохождении всех программ Школы требования учебной программы не только выполняются, но и значительно перевыполняются.

Летом на наших сборах на Кавказе перед восхождениями остается только «вспомнить» пройденное в течении года.

Апробация системы показала её преимущество перед традиционной системой подготовки альпинистов.

93


Комментарии:
12
В современных условиях такая система оправдана на все 100%. Хотя нужно заметить, что в советское время секции постоянно проводили учебно-тренировочные сборы на скалах на всевозможные праздники, приплюсовывая к ним по несколько дней отгулов-прогулов. И не считали это выполнением программы, а просто как бонус к постоянным занятиям и тренировкам на местах. И контроль со стороны администрации на работе или в ВУЗах был посерьезней нынешнего. Так что оправдывать нынешнюю молодежь, что у них только 2 недели отпуска а не три -не стоит. Сами не хотят. Хотели бы действительно заниматься альпинизмом, время всегда можно урвать. Я ради поездки в экспедицию,например, даже пошёл на исключение из партии. Смею заверить, что не только я один. А это совсем не то, чтобы в современных условиях взять отгулы за свой счет. По- моему у нынешней молодежи (слава богу не у всей) больше мыслей о "пиаре" себя в горах. нежели желания полюбить по-настоящему горный спорт. ИМХО.

19

1
Вот уж лучше не найти ответа :) отлично


3
Едко, смешно. Но, к сожалению, не "хлеб- не торт", а "торт уже не хлеб", поэтому мы, старики, и печалимся.


6
Ностальгия по вкусу советских хлебобулочных изделий вызвана тем же, что и наша по советскому альпинизму: то было настоящее, а это- грубая подделка "со вкусом как у настоящего", как сейчас часто пишут.


Ожидания прочесть что-то подобное оправдались.


9
Ша-ба-нов! Невежда в альпинизме, пускающий пыль в глаза девушкам из "лучшей группы Крыма" пустым тявканьем из подворотни: "Ай Моська! Знать она сильна, что лает на слона!" и пишущий пустые никому не нужные статьи? В страхе получить в ответку отправивший в игнор 23 (двадцать три!) оппонента. Ай, как важно для сообщества Ваше мнение по данному вопросу!


8

Где и как учились эти ребята?

2
А если этих достойных, безусловно, людей -на микст? Или на высоту?

11
А если мастера спорта по легкой атлетике сравнить...
прыжки в высоту, 100 метров и марафон
В середине 80 американцы удивлялись как я могу себе позволить 9 месяцев в году быть в горах. Хибины, Крым, Кавказ, Помир, Кавказ и опять Крым.
Очень просто , бомж от альпинизма, работал 60-80 дней в году промальп, остальное свобода.


6
Первопроходы Джима Бридвела не в Калифорнии(из википедии):

1979 Northwest Face, "The Ship Prow" Kichatna Spire, Alaska Range, USA with Andy Embick
1979 Southeast Ridge of Cerro Torre, Patagonia, Argentina with Steven Brewer (first alpine-style ascent of the peak)
1981 Dance of the Woo Li Masters, East Face of The Moose's Tooth, Ruth Gorge, Alaska, USA (VI 5.9 WI4+ A4, 1520m) with Mugs Stump
1982 South Face, "Sapphire Bullets of Pure Love" Pumori, Nepal with Jan Reynolds and Ned Gillette
1999 The Useless Emotion (VII 5.9 WI4 A4), The Bear's Tooth, Ruth Glacier, Alaska, USA with Terry Christensen, Glenn Dunmire, Brian Jonas and Brian McCray May 3–21, 1999
1999 Odyssey, Grand Capucin(VI 5.9 A5), Mont Blanc (French Alps), with Giovanni Groaz
2001 The Beast Pillar, (V11 5.10b WI4+ A5) The Moose's Tooth, Buckskin Glacier, Alaska, USA with Spencer Pfinsten


3
Эти ребята учились очень просто - приходили под маршрут и лезли. Так как учился Месснер и все чего то достигшие западные альпинисты.

0
Откуда такие познания? Пятью сантиметрами выше - ссылка на Ваше заблуждение)))


5
И какой же вывод? Типа - раз они не учились нигде, то и другим нигде учиться не надо?
Это при том что такая возможность сейчас есть.
Вы еще спросите где учились например Рауль Амундсен или Мелори с Ирвином )
Сомнительная аргументация у вас.

0
Вы Амундсеном точно не станете. Не грозит паталогически:)

3
Большинство приезжающих на НП1 в Советское время были вне клубов, просто по путевке.
Это легко проследить по проценту остающихся к 3 разряду.
А базовые знания..... не знаю, сейчас мне кажется их больше дают, если ты хочешь заниматься альпинизмом. Плюс информация в интернете. Запрет только финансовый
А остальное........ давным давно вода была мокрее и воздух слаще.

4
>просто по путевке
по льготной профсоюзной путевке ;)

5
Марат, присоединяюсь... Что то мне в середине 80-ых виделось что большинство приехавших в лагеря не готовились дома совсем... ладно, в лучшем случае некоторые ,,бегали... Я говорю как о НП, так и о СП...
Это конечно не говорит о том что Михаил не прав... Прав абсолютно! Тем более что смена раньше была 20 дней, было время для занятий... Теперича похоже продают только ,,клеточки по перилам,,... :(

4
"Большинство приезжающих на НП1 в Советское время были вне клубов, просто по путевке."

Как интересно... знать бы это раньше, а то все как лохи нормативы старались получше сдать... на скалах, в кроссе в призы попасть... Наверное в клубах лохов было много, а путевок мало... не то что вне клубов...

3
Знаете buxal , я и на СП -1 и 2 видел слишком много никаких совсем... Явно не ,,ударивших палец о палец,, в межсезонье...


5
Пару серьёзных слов в замечательной ветке дискуссии. (Признаю, Борода с краном пока вне конкуренции.)

Даже тогда удивлялся системе распределения путёвок. В одних местах за них сражались, а в других не могли пристроить (НП, естественно). Но когда переехал, и сам для себя ездил в Киев на распределение, то кое-что начал понимать.
Это оказалось очень просто – приходишь в небольшую комнату и начинаешь делить путёвки на всю Украину (до сих пор голова кругом идёт). И ведь кто? Не Бершов, не Туркевич, а «сгоревший» перворазрядник с компаньоном, с незакрытым вторым (больше в окрестностях никого не было).
И нам дали две разрядные на нужную смену и в нужное место (30-дневные июльские в Уллу-Тау), навесив пару новичковых, которые потом долго пристраивали.
Но пристроили и отправили (более того – довезли) «нулевых» пацанов, которые очень неплохо вписались, и уже в лагере договаривались между собой рассказывать, как здесь было хреново, чтобы отсечь конкурентов на следующий год.
Но следующего года не было.
Андрей, закрывая второй, оказался группе с НС на Чегете и его раздели до значка. А я протащив ночь тело хорошего знакомого, попавшего под ледовый обвал на спасах, и вспомнив своих малолетних, решил завязать. (Сомнения были уже и до этого.)
Попутно развалился Союз.
Впрочем, валилось всё. И даже сам Порохня в замечательном диалоге под звёздным небом сказал, что собирается уйти из Уллу-Тау, так как при таком бардаке работать нельзя.

Кстати, часто сходил номер поездки разрядника с письмом по значкистско-новичковой.
Пролёт был только один раз, когда в лагере не оказалось разрядного этапа.
Но это уже другая история.


11
И вот тогда как раз и "спасала" 3х недельная программа, с только обучением азам в течении первых 2 недель. Да, план был, 90%, сам видел его в бумагах отчётности "Джайлыка" (вернее того что от него осталось в 1995). Однако, и не страшно было ходить со вчерашними бухгалтершами, которых где таской а где лаской но обучали необходимому минимуму безопасности. Да я скорее доверюсь тогдашнему курсанту прошедшему НП-1 (включая 2 горы 1Б), чем современному 3х - разряднику, не знающему как ходить с одновременной страховкой "за выступы". Про ледовую технику разговора тем более нет, у всех теперешних - взлёт-посадка.

2
Да, ещё, кто я такой конечно, чтобы давать советы... :) Но мне кажется, причем я эту мысль видел не раз в обсуждениях... - похоже что у Вас все-таки пришло время разделить ,,учебный альпинизм,, (для ,,спортсменов,,) и ,,гайдинг,, (то бишь комерческий перилинг).

7
Есть люди, которые и так ходят с гидами. Их очень много и они отдельно.
Есть спортсмены, которые живут альпинизмом и ходят по-настоящему сложные горы.
А есть куча народу, которые спортсменами себя не считают, альпинизмом себя не ограничивают, но на "короткой веревке" ходить не хотят. И существующая система неклубных сборов в первую очередь ориентирована на них (даже если система считает иначе).

1
99% участников в группах с гидом лезут с верхней.а то и первыми. Перилинг - это советская система массового закрытия клеточек на этапе нп,как и паровозы. Жумарные барсы и мастера - герои советского фольклора. Поголовная грамотность советских альпинистов - миф,тщательно культивируемый на Риске,хз зачем. Кмс-ов,не умеющих,правильно связаться и работать с веревкой на леднике - полный Ачик Таш каждый сезон.

3
Вообще, это не имеет отношения к теме поста, но мне вот подумалось... Паш, я в целом согласен, но вот насчет этого: "99% участников в группах с гидом лезут с верхней, а то и первыми".
Было бы интересно опрос провести, среди гайдящих. Насколько они согласны, чтобы гость лез первым, а не с верхней? Я бы оценил это в полтора-два раза выше ставки, минимум. =))))


-1
Гидствуете, вангую..? И готовы отвечать за всю систему огулом? Ваш маленький сладкий мозг на кэпку не давит?

13
Что меня искренне удивляет - что большинство даже разумных тем про учебный альпинизм в первую очередь насыщены тем, как в бСССР было круто, и какая нынешняя молодежь отстой (не мотивированная, не обучаемая, не вежливая, подставьте сами, какая еще плохая). Особенно забавно, когда это пишут люди, которые вследствие места жительства и прочих причин не в курсе, как именно дела обстоят на местах. Господа комментаторы, вы действительно считаете, что это конструктивная позиция? СССР давно нет и не будет, пора уже как-то жить в новых реалиях, даже если они вам и не нравятся. Сорри за лирическое отступление, это не по делу, так, просто мысли вслух.
По сабжу. Михаил Александрович, как ни крутите, вы как-то крайне лихо отметаете клубную систему подготовки, в рамках региональных федераций, которая все равно остается единственным вариантом для круглогодичной подготовки альпинистов.
Горные школы, точки зрения обучения - эрзац, то есть замена клубу, если такого нет в регионе. Несомненно, это очень полезно и здорово - но я не пойму, какую именно новую систему подготовки вы предлагаете? Вот есть программа, ее нужно выполнять. Возможно, нужны еще поправки и добавления в саму программу - это нормальный рабочий процесс. Да, хорошо бы обеспечить контроль за реальным выполнением программы - давайте будем думать, каким именно образом, вопрос не простой. Клуб, горные школы, ваша или любая другая, или просто инструктор, который ведет занятия по программе - отлично, лишь бы результат был. Я не вполне понимаю, о какой новой системе вы пишите и что конкретно предлагаете менять.

9
Володя, каждый видит то, что хочет видеть: старшее поколение- преимущество прошлого перед настоящим, молодежь- желание стариков обидеть их и ущемить "право на самоопределение", Вы (как руководитель эффективного клуба)- покушение на святая-святых: клубы.)))

И все упустили смысл предлагаемого (а может это мое косноязычие и неумение выразить мысль). А смысл в перераспределении акцентов учебной программы с раздела "В горах" в раздел "До выезда в горы" с целью высвобождения дефицитного времени в горах для восхождений.

По тексту (см выше): "Проводить учебную работу по каждому этапу подготовки до выезда в горы в подготовительном периоде. Полноценную. Больше указанного в Программе объема. Не зависимо, к какому разделу программы они относятся («До выезда в горы» или «В горах»). А в горах (для сокращения времени на занятиях и высвобождения его на восхождения) только подтверждать полученный опыт сдачей зачетов (2-3 дня, нужных в т.ч. и для акклиматизации), а затем на учебно-акклиматизационном (тренировочном) восхождении. И если альпинист готов - идти с ним на более сложные восхождения. Если не готов - добирать опыт на простых маршрутах. "

И не важно где альпинист пройдет нужную подготовку. Если он член клуба, ведущего полноценную учебную работу- в клубе. Если такой возможности нет- в горных школах. Если и такой возможности нет- наняв гида или инструктора, который проведет индивидуально или в малой группе нужные занятия в подходящем для этого месте (лед - никак не на искусственных сосульках, скалы- не на скалодроме в городе и пр). Прошедшему такую подготовку должна выдаваться справка с с указанием пройденного материала (модули должны быть унифицированы и их программа утверждена УМК) и уровня усвоения материала. В горах на основании этих справок после зачетов для проверки соответствия знаний и умений на горном рельефе объем учебных занятий сокращается.

Мы такую систему апробировали на свой страх и риск, но она требует утверждения, ибо, не дай Бог НС, первое, на что укажет КТК при разборе- сокращение объема учебных занятий в горах, предписанных действующей программой.

1
Хотелось бы узнать у Ingvarr-nsk, с чем он несогласен?


3
Да, действительно, я не совсем понял из основного текста.
То есть, подытоживая - разбить Программу на модули, каждый из которых будет реально провести примерно дней за 5 (плюс-минус, то есть, за короткий выезд с полным погружением). Тогда на тех, кто занимается в клубах это никак не повлияет, а остальным будет проще планировать свои тренировки - какой из блоков программы не охвачен.
Честно говоря, это и имелось в виду при коррекции старой программы. Правда, не все любят слово "модуль". =)
Только тогда подобных учебных блоков будет заметно больше, чем просто зачетов по видам рельефа.


7
Вова, на мой взгляд, та система клубов в провинциях стремительно деградирует, несмотря на усилия энтузиастов. Объяснений причин может быть много и спорных, но реалии всё же таковы, моё личное мнение. Надежд на массовое развитие клубов в регионах в ближайшее время я не питаю. Да, школы - не лучше качественной подготовки в клубе, но реанимация клубов - непосильная сейчас для ФАР задача, если даже она поимеет такое желание: сколько уже было экспертных совещаний, ответственных в Правлении, грандов спонсоров и т.п.

3
>Прошедшему такую подготовку должна выдаваться справка с с указанием ...

БОЛЬШЕ БЮРОКРАТИИ БОГУ БЮРОКРАТИИ!!!

Далее я мог бы аргументированно выразить свое мнение, поучаствовать в дискуссии. Да только цель статьи - реклама школы, поэтому воздержусь.

А сейчас набегут хомячки школы Ситника, накидают минусов. Сам гуру перейдет на тон: "я начальник, ты дурак" и "у вас личная неприязнь, вы гадкий...". Все как положено советскому руководителю профсоюза.
Запасайтесь поп-корном, почтеннейшей публика.

2
С одной стороны, смысл этих справок в защите руководителей альпмероприятий от вопросов со стороны органов в случае НС. Раз уж программа обучения на сборах не выполняется, то надо чем-то прикрываться.
А с другой - это калька с системы DAV.

1
Номеру 126
Я не претендую на авторство: такая система не только в DAV, но вообще вне постсоветского пространства.

Бумажка нужна не только для прикрытия в случае НС. Если курс пройден у одного инструктора, а дальше занятия у другого- нужна приемственность.


3
Для Топорчилло: Александр, не брыжжите слюной, Вас никто не обидит, если Вы первый не начнете обижать (а по сути- уже начали).

Если есть что сказать по сути- говорите, но без хамства и предвзятости. По поводу бюрократии: в системе ФАР её настолько много, что одной бумажкой больше- одной меньше: не повлияет.

4
Для toporchillo: послушайте, уважаемый, в кои -то веки на Риске идет дельная и чрезвычайно интересная дискуссия, без личных выпадов. И, хоть Молодожен, в отношении меня, ранее нес всякие глупости, сейчас мне (думаю, и другим), весьма интересна и его, и Ситника точка зрения, в равной степени. Не мешайте, будьте добры!

1
дискуссия стремная и абсолютно безинтересная. и безполезная


0
У меня пока что только третий разряд и пять сборов в разных районах (обычных и учебных) в багаже. И по моим наблюдениям, де-факто система больше похожа на описанную в статье, чем на положенную по правилам.

И все абсолютно это понимают. Мой первый инструктор целые сборы начал с того, что альпинизм должен быть клубным, чтобы в горах только горы ходить, раз уж смены слишком короткие для обучения. Где-то внимательно смотрят на фамилии инструкторов в альпкнижке - дурная слава быстро распространяется. А пару недель назад в горной хижине я слушал про "дайверскую" систему подготовки альпинистов (на риске она тоже подробно описана). Может, пора внедрять ее в правила?

6
126... Проблема в том что с определённого уровня взаимоотношений с миром самоцелью таких систем обучения становится сам ПРОЦЕСС !! тебе очень долго и очень тонким слоем лет 10, будут размазывать и водить вокруг тебя хороводы из курсов по завязыванию узлов, ИТО и прочих волшебностей и чудес.... ГЛАВНОЕ ЧТОбы ТЫ торчал В СИСТЕМЕ как в стойле.

2
Вы так говорите, как будто 10 лет обучения это что то плохое...

1
Райдер

Не могу не съехиднечать: Вы о себе написали? Ведь это Вы "с определённого уровня взаимоотношений с миром сделали самоцелью ... сам ПРОЦЕСС !! И теперь очень долго и очень тонким слоем лет 10, будете размазывать и водить вокруг хороводы " по спортивным дорожкам.

Для большинства альпинистов лазание по коротким и длинным спортивным дорожкам - этап и средство при подготовке к восхождениям. Для Вас же- конечная цель. И это для Вас с главной целью - спортивным дорожкам, "ГЛАВНОЕ ЧТОбы ТЫ торчал В СИСТЕМЕ как в стойле."

1
такие понятия как учет эффективности работы и ответственность знакомы? То что их надо обратно внедрять и ФАР должна на определенные вещи реагировать-самоочевидно. К сожалению, этого пока не происходит.

0
AMA?
Как я понял, она ориентирована больше на западного потребителя, она более понятна ему и прозрачна.

0
АМА просто к слову пришлась.
Но про запад я не согласен. Уже даже на сайте ФАР предлагается модульное обучение. Школы лазания, лавинные курсы, курсы по первой помощи вполне себе пользуются спросом. Не говоря уже про горнолыжных инструкторов. Это удобно - поработать некоторое время с хорошим тренером, и дальше продолжать совершенствовать навыки самостоятельно.

1
А можно спросить дилетанту и диванному альпинисту?

Вот есть формальный опыт (пачка справок за пройденные курсы + записи в книжке) - где гарантия, что навыки обладателя этого архива (здесь и сейчас) отвечают содержимому архива? Или скажем у человека нет архива - почему априори считается что и опыта/навыков у него нет?

Почему в начале смены не провести миниэкзамен на рельефе (ну и теорию тоже можно поспрашивать), и уже на его основе делать вывод может ли имярек обучаться/ходить на следующем этапе? Без заглядывания в бумажки? И если у человека скажем в работе с веревкой пробел а в остальном нормально - ну сформировать группу из таких же и дать им курс по работе с веревкой...

2
А миниэкзамен все равно нужен, есть набор бумажек или нет. Бумажка ценна не сама по себе, а знаниями, которые человек обрел в процессе ее получения.

2
Дык если экзамен нужен, то зачем бумажка сама по себе? Без бумажки к экзамену не допустят?;-)

Как человек, преподающий 20 лет без малого, хочу заметить очевидную вещь - наборы знаний обретаемые в процессе получения различных бумажек сугубо индивидуальны, и зачастую не соответствуют тому что в бумажке написано. И дело не только в тех кто бумажки выдает, но и в тех кто их получает.

Мне очень интересно было бы посмотреть на набор тестов, который должен пройти желающий начать ходить (и заниматься) на НП2, СП и т.д... Что то а-ля, простите, ЕГЭ. Некая планка, ниже которой нельзя опускаться, ну и некий желаемый уровень. Есть такие наборы?


0
Бумажка вообще не чем не ценна. Знания то в голове человека, а не в бумажке.

2
aiv, Вы не внимательны. Читайте в теле поста:

"...в горах (для сокращения времени на занятиях и высвобождения его на восхождения) только подтверждать полученный опыт сдачей зачетов (2-3 дня, нужных в т.ч. и для акклиматизации), а затем на учебно-акклиматизационном (тренировочном) восхождении. И если альпинист готов - идти с ним на более сложные восхождения. Если не готов - добирать опыт на простых маршрутах. Без перил. В меру сил и готовности каждого."

0
Каюсь, виноват. Просто я не очень понимаю, если зачеты принимаются - зачем давать бумажку (ну кроме как в рамочку ее повесить)? И если дают бумажку - зачем тогда потом зачеты?;-)


3
Пример: приехал на а/м горячий участник, хочет сдать зачёт по скалам. Пожалуйта, вот участок со своими точками, лезь. А прежде, чем начать зачёт, инструктор должен знать - а вообще его учили и кто ставить свои точки? А если он сорвётся на зачёте и вырвет их?
Конечно, в программе проведения зачета можно предусматреть "защиту от дурака", но всего не предусмотришь.

0
Ну дайте ему еще верхнюю страховку по началу. А если у этого горячего участника ни одной бумажки нету, его куда?


0
а вообще его учили и кто ставить свои точки?

Прадонте, не могу удержаться:

А с третьим разрядом Рома. Он на двойку восходил
И инструктору на каску камень сверху уронил.

Ох, ..., тра-та-та-та,
Эх, ..., тра-та-та-та,
Ведь учил же, ребята, ведь это же двойка,
Это же горы, а-та-та-та-та,
Это, ..., горы, а-та-та-та-та.

(c) А.Овчинников

0
Халва...Помидоры...

15
Господа, учебно- методическая комиссия ФАР приступила к разработке типовых модулей для поэтапного обучения альпинистов. Т.е. возможно (после утверждения Правлением ФАР) воплощение задуманного в жизнь.

Всем, принявшим участие в активном обсуждении проблемы огромное "спасибо!" от будущих поколений (они еще припомнят нам этот шаг!). Особое спасибо buxal, boroda, bvn и СтарыйЧайник2 за "девушку с чемоданом" ("А товарищ майор просил передать, что шутка с пепельницей ему понравилась!")

3
Всем, принявшим участие в активном обсуждении проблемы огромное "спасибо!" от будущих поколений (они еще припомнят нам этот шаг!).
...или проклянут... =)))) Хотя, более вероятно, что даже не вспомнят. =))) Простите Михаил Александрович, это я не о конкрентной теме, а так, экзистенциально.

2
Володя, Вы пессимист. Вспомните штампы. Потомки - они всегда благодарные!

2
Может и так Владимир, может и не вспомнят, но дело Вы с Ситником затеяли ПРАВИЛЬНОЕ. Доведете до конца- забуду все личные обидки. Впрочем Вам все равно. Ну, тогда, лучший вискарь, который найду в Мюнхене.

3
Дабы не плодить лишних бумажек, можно в альпкнижке добавить раздел по учебным модулям, аналогично сделанным сейчас зачетам по медицине и спасам.

1
Или вклеивать справки за модули в альпкнижку, ну как анализы в медицинскую карточку!;-)

4
Альпкнижку давно стоит сделать более информотивным документом. Попытка написать характеристику в две строчки приводит к формальным или юмористическим записям. Как и страница оценок ниочём. В итоге единственная запись(кроме гор), на которую обращают внимание, - рекомендация на след.категорию.

1
Детский вопрос- Михаил, а нафига вам все это?
Вам не кажется что просто СССР в нас всех застрял и не отпускает?
И каждый шаг вы как будто сверяете и ищете откуда то "оттуда" одобрения?

Ну и, так же осознанно, нет ли, пытаетесь это в масштабах страны восстановить, что тоже- очень по советски.

А почему бы вам просто свое дело не делать, не оглядываясь на призраки и надежды?
У вас хорошо получается, работайте, трудитесь, учите.
И жизнь рассудит сама.

С уважением

0
Должен быть бурлеж. Тогда больше студентов приходит.
Плюс желание монополизировать ряд гор и маршрутов.


4
Михаил, спасибо!

3
Браво, Михаил!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru