28-го июля, при восхождении на пик Селлы по Северной стене, погибла Лиза Горина.
Группа из трёх участников под руководством инструктора а/л "Безенги" Макарова, совершала восхождение на пик Селлы по Северной стене, по маршруту 3Б к.т. Работая на 3-м участке Северной стены, группа отклонилась от нитки маршрута и забрала левее, ближе к контрфорсу, к 12 часам, солнце осветило гребень, и с него начали сходить камни.
Примерно в 12:15 один из камней попал в голову Лизе.
Лиза поражала меня своей неиссякаемой энергией, везде, где она появлялась, всё кипело и бурлило, всегда громкая, весёлая и энергичная, она просто взрывала мир вокруг себя.
За день до трагедии, мы с группой сидели на стоянках Джанги, и сокрушались тому, что кто-то растащил нашу заброску, в результате у нас почти не было еды. Через час к нам подошла Лиза и принесла пол кастрюли риса с тушёнкой – кушайте ребята. Таким человеком она была, не могла пройти мимо чужой беды. В тот вечер я не мог и представить себе, что вижу её последний раз, просто был очень благодарен.
28-го июля, в 12:15, не стало маленького человечка с очень большим сердцем. Не стало нашей Лизы.
Наказала нам 30го быть в лагере... А мы возьми, да не послушай...
Похороны прошли в Казани сегодня днем.
Ужасно когда погибают такие юные полные жизни девушки.
Не стоят этого никакие категории и никакие паршивые разряды.
Кавказ обтаял очень сильно и стал гораздо камнеопасней.
Должны бы понимать это инструктора.
В Безенги давно пора уже некоторые маршруты закрывать для выпуска учебных отделений,
и этот в частности стал опасен уже лет десять назад...
Я понимаю Хергиани и Кахиани, когда они шли северную стену Донгуза - тогда было за что бороться. Но в данном случае не понимаю. И тем более не понимаю, когда "группа отклонилась от нитки маршрута и забрала левее". Может быть пора пересмотреть опасность маршрутов (но не категорию), и, с учётом глобального потепления, запрещать потенциально опасные маршруты?
Соболезнования всем родным и близким!
Если там всё делать правильно, очень хороший сравнительно несложный ледовый маршрут. такие, в связи с общим обтаиванием, на Кавказе сейчас редкость...
В 1978 г. Бланковский сотоварищи двигался прямо по центру снежно-ледового склона.
Под камни не лез.
На этой картинке - маршрут номер 167
Вот примерно так лезут, как на картинке. А может еще левее.
А там - камнеопасно, конечно.
Озорные глаза,
В них небес бирюза,
Взгляд весёлый, живой.
Но вдруг стало темно,
Прогремел камнепад
В несчастливый тот час
Над твоей головой...
Не хватает тебя,
Ты ушла далеко.
Как в душе нелегко,
Сердце давит тоской!
За зарёю заря,
За закатом закат.
Будет сниться в горах
Среди скал образ твой...
Соболезнования друзьям и родным Лизы...
... И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать!
Е. Евтушенко.
Где Лиза жила, вы можете уточнить по второму сообщению в комментариях.
Таймлайн событий:
3.00 – выход с Джанги-Кош
6.30 – подошли под маршрут
9.00 – связь; прошли 4 веревки.
12.00 – связь; прошли 8 веревок.
12.25-12.35 – работали на 9 веревке; гибель Лизы.
14.30 – подняли тело Лизы на 1 веревку и закрепили на склоне (см. красный пунктир).
15.00 – связь; тройка Олега обозначилась для оказания помощи.
16.30 – тройка Олега навесив 2.5 веревки перил по линии падения воды вышли в 15 м справа от нашей станции (см. зеленый цвет).
16.30-20.30 – подъем тела Лизы еще на 1 веревку (см. красный пунктир).
20.30 – Олегом принято решение уходить, закрепив тело Лизы на составной 120 м веревке с креплением на гребне.
По сути происшедшего…
Камни в 12.30 прилетели слева (см. синий цвет) под углом 45-60 градусов к вертикали. Это был рикошет от скал.
От первой пары камней мы с Лизой увернулись (на станции Лиза стояла справа от меня).
Вторая пара камней шла сразу следом. Я успел крикнуть: «Лиза! Еще камни».
Оба камня прошли кучно справа от меня и, видимо, один из них – по Лизе.
Как Лиза вела себя при падении камней не видел – во время камнепада я следил за склоном и камнями.
Предполагаю, что перед последними камнями она присела и наклонила голову – удар пришелся по затылочной части каски справа (в этом месте каска сильно деформирована).
По поводу замечания Олега, что группа уклонилась влево от нитки маршрута.
Если смотреть сверху - от места навешивания перил их тройкой, такое впечатление действительно возникает. Однако надо помнить, что продолжение этой вертикали (зеленый цвет на фото) по линии падения воды выводит на сбросы с вертикальным льдом. По описанию маршрута эти сбросы обходятся слева, что и было сделано.
или это только мне видно?
можешь погибнуть, оставив один, шаг до победы...
а здесь беда без очков видна, в глаза лезет
Почему не видели те, кто планировал выпускал и вел- не знаю.
Думаю, по инерции- раньше ж нормально было.
а то что год за годом все менялось в худшую сторону- не замечали- из за постепенности этого ухудшения.
Пара зарисовок июля в Безенгах:
После спуска с Миссес сообщил в КСП, что неплохо бы к описанию приложить комментарий о камнепадоопасности нижнего скального острова на спуске (туда уводят буровые дюльферные петли). На что мне сказали: "Ну это же только сейчас начало сыпать".
База на просьбы по рации типа "нам по любому нужна 3А" больше трех групп на маршруты в теплом углу не выпускала.
Там же написано: группа отклонилась от нитки и ушла к контрофорсу.
Всем не все равно. Но с другой стороны, а что можно сделать? Как и другие, знаю много случаев гибели и травм от камней, и когда отклонялись от маршрута, и когда не отклонялись, сам тоже когда-то попал под раздачу.
Альпинизм - спорт связанный с риском, камни - объективная опасность гор.
Да, надо предупреждать о возможной камнеопасности на участках, писать дополнения к описанию маршрута. Полностью закрывать маршруты мне кажется не нужно, группа сама делает выбор, разрабатывает тактику, и в этом имеет альпинистскую свободу.
Безусловно, "всем все равно" - преувеличение. Но что-то на той же wiki.risk.ru почти никто не
обновляет описания после сезона, в КСП не интересуются состоянием маршрута. Никто не обязан, но может стоит?
В том-то и вопрос (и ответ), что на самом деле мало что можно изменить. Все, что Вы предлагаете (речь не о выпусках - это отдельный вопрос, не надо смешивать) - это все давно уже делалось и делается, в этом нет ничего нового. Тем не менее, гибель и травмы от камнепадов - не устранены, происходят из сезона в сезон. Приходится повторить -
Альпинизм - спорт связанный с риском, камни - объективная опасность гор.
Это невозможно изменить и отдающий себе отчет, в том, чем он занимается, альпинист, всегда знает, что выйдя на маршрут, он находится под прицелом камней. И даже самый хитроумный тактик и стратег не имеет гарантий.
Гибнут от камнепадов даже такие альпинисты, которым опыт, квалификация, врожденные данные, знания маршрутов казалось бы позволяли наперед все предвидеть, знать и избежать аварии.
Поэтому в определенном смысле приходится мириться с трагедиями, хотя всем далеко не все равно!
Это когда как. Иногда объективная, иногда очень даже субъективная.
Как-то у меня на глазах учебная группа альпинистов поперлась в туман по камнеопасному склону - им, видите ли, ждать было некогда, программа обучения не позволяла.
Накрыло бы кого-нибудь камнем - какая тут, на хрен, объективная опасность, исключительно по собственной безответственности (точнее, инструктора - с новичков-то какой спрос).
Слава богу, камень пролетел перед ними (хороший такой чемоданчик) и они вернулись, остались подождать улучшения погоды вместе с нами.
Так что избежать риска угодить под камнепад нельзя, уменьшить вероятность этого - очень даже можно, в том числе и благодаря обсуждению имевших место случаев.
Повторюсь, "все это" на мой взгляд не делается, а если и делается, то результат не попадает в КСП. Даже в Безенги описания маршрутов практически не обновляются. Комментарии не подшиваются к описаниям. Отчеты на ходовые маршруты вне чемпионата не требуются. Что-то появляется за счет личной инициативы или благодаря чемпионатам (гайдбук, отчеты). Поэтому "всем" (почти) "далеко все равно".
Хотя в одном должен с вами согласиться, "все это давно уже делалось", при этом акцент на "давно". Если к красной книжке с описанием 3Б на Селлу в КСП будет приложено описание НС из этой статьи, то может следующее отделение откажется в пользу 3Б на Башхауз, развернет методирующего инструктора или выйдет на пару часов раньше (утопия).
Вот взяли бы, да написали десяток-другой статей в вики по учебным маршрутам Дигории, которые в последние годы ходили. Думаю, это лучше, чем "мириться с трагедиями". Один плюс - не так много их в Дигории, да ведь и поток не как в Безенгах..
Я ходил не только в Дигории, а также и в Безенги и в других многих районах, в том числе и этот маршрут на Селлу... Смысл в статьях такого рода, как Вы предлагаете, вижу разве, что только художественный, будет вдохновение - напишу.
Переломить же объективный и часто непредсказуемый риск в горах, реально уменьшить травматизм, статьи не в состоянии, к моему сожалению... Таков наш спорт, таковы ежегодные факты, например этого сезона https://www.risk.ru/blog/212407
Да, с одной стороны в этом Вы правы, как прав любой учебник, излагающий прописные истины, но с другой стороны - реалии альпинизма намного сложнее учебников, поэтому есть две параллели: в одной из них уже десятки лет проводятся разборы НС, пишутся рекомендации, разрабатываются тактики, доводится информация о состоянии маршрута и т.д. и казалось бы все уже предпосылки попадания под камнепад схвачены и ликвидированы,-
В другой параллели практически ежегодно происходят аварии с тяжелыми последствиями по причине схода камней, в том числе с квалифицированными, все знающими альпинистами.
Видимо мы действительно, изучив альпинизм, значительно уменьшаем вероятность попасть по камни, но реальность такова, что независимо от нас (объективно), вдруг, эта вероятность имеет свойство катастрофически и неуправляемо нарастать при всех наших стараниях ее устранить.
Нам кажется, что можно все списать на плохого инструктора, который делает ошибки, а так все было бы ОК.
На самом деле есть объективные закономерности, которые скорее всего невозможно обойти, если брать занятия альпинизмом в широком, статистическом смысле.
Поэтому в определенном смысле приходится мириться с трагедиями, хотя всем далеко не все равно!
Не имеет она такого свойства. Не надо путать понятия "уменьшить вероятность" и "устранить вероятность". Второе невозможно, не стоит даже и стараться.
++Нам кажется, что можно все списать на плохого инструктора, который делает ошибки, а так все было бы ОК.++
Мне не кажется. Иногда есть вина инструктора, иногда нет, в разных случаях по-разному.
Категоричность утверждений обычно не ведет к истине.
Здесь ведь все очевидно.Пробивается насквозь и густо, совсем рядом с маршрутом.
Рядом-фигура речи...
Потащили группу в такую задницу потому, что "маршрут".
Не было бы "маршрута", руководитель моментально включил бы голову и не повел бы людей под картечь.
Которая совершенно очевидна.
Вы говорите, таков альпинизм?
Тем хуже...
Но за 35 лет ледник там потаял, и варианта 3Б там не видно.
Что же делать людям? Люди приехали за разрядом.
Хозяин АУСБ Безенги приехал за деньгами, нет услуг - нет денег. Поэтому маршрут 3Б он должен выдать.
Искать более безопасную 3Б, думать, сходить проверить - лишний гимор. Раньше же было нормально!
Как сказано выше - в общем, всем всё равно. Может, и обойдётся.
Ну, а если нет - это же горы! Альпинизм спорт отважных!
И не надо все валить на инструктора. Инструктор - наёмный работник. Ему говорят - Вася, давай! И Вася группу ведёт.
Инструктор мог и не понимать куда группу ведёт. Был бы он МСМК - там бы не работал. Тем более, что "старший приказал". Старший заорал, наверное, "исполнять!!, здесь думаю Я", и так далее. Видел же такие сценки, наверное?
Причем если бы инструктор отправился бы на правильный маршрут Бланковского, где нет камней - они бы вообще его не прошли. Посмотри на фото.
И так на 8 веревок ушло 5,5 часов!
"Клеточку" 3Б бы не закрыли, руководство бы устроило скандал. Может, и зарплату бы не дали. Что ему потом, после смены домой пешком по шпалам идти?
А так - "Альпинизм - спорт связанный с риском, камни - объективная опасность гор". Какие вопросы?
По-видимому, klimsi последний мозг порастерял рпз пишет такое про Алий Хусеевича
В альпинизме никогда не бывает все очевидно, бывает лишь упрощенный взгляд на сложные и неоднозначные события.
Тут просто все.
30 июля 2020 г. примерно в 11:30 во время вынужденного дюльфера с маршрута вот в этом месте мимо меня прожужжал камень размером с ладонь! Все обошлось. Камень потом заметил внизу. Когда он жужжал, его не было видно, подумал шмель, потом осознал. Пролетел примерно в 2-х метрах от меня, причем с такой скоростью, что увидеть и увернуться невозможно. Если кто-то планирует этот маршрут, надо пролезать ключ (ледовый лоб) до 9:00, т.к. примерно в это время верхняя часть склона начинает освещаться солнцем и что от туда вытает - неизвестно. И в 10 надо уже быть на гребне. Если группа не готова идти такой маршрут в быстром темпе, лучше от него отказаться.