Пишет Oležka, 02.08.2017 18:25

28-го июля, при восхождении на пик Селлы по Северной стене, погибла Лиза Горина. (Альпинизм)

Группа из трёх участников под руководством инструктора а/л "Безенги" Макарова, совершала восхождение на пик Селлы по Северной стене, по маршруту 3Б к.т. Работая на 3-м участке Северной стены, группа отклонилась от нитки маршрута и забрала левее, ближе к контрфорсу, к 12 часам, солнце осветило гребень, и с него начали сходить камни.
Примерно в 12:15 один из камней попал в голову Лизе.

Лиза поражала меня своей неиссякаемой энергией, везде, где она появлялась, всё кипело и бурлило, всегда громкая, весёлая и энергичная, она просто взрывала мир вокруг себя.
За день до трагедии, мы с группой сидели на стоянках Джанги, и сокрушались тому, что кто-то растащил нашу заброску, в результате у нас почти не было еды. Через час к нам подошла Лиза и принесла пол кастрюли риса с тушёнкой – кушайте ребята. Таким человеком она была, не могла пройти мимо чужой беды. В тот вечер я не мог и представить себе, что вижу её последний раз, просто был очень благодарен.

28-го июля, в 12:15, не стало маленького человечка с очень большим сердцем. Не стало нашей Лизы.

Эх, Лиза, Лиза...
Наказала нам 30го быть в лагере... А мы возьми, да не послушай...

Эх, ну как же так... Когда позвонили и сообщили, подумал, что ослышался. Несколько лет лазали на одном скалодроме...

Похороны прошли в Казани сегодня днем.

...

Девчонок всегда особенно жалко... Мои соболезнования...

Большая трагедия. Молодая очень красивая девушка. Вечная память......

RIP

...

Ох...(((( Мои соболезнования близким и родным!

Искренние соболезнования...

Очень жалко...

Как же так... Эх...

Самые искренние соболезнования...

Ужасно когда погибают такие юные полные жизни девушки.
Не стоят этого никакие категории и никакие паршивые разряды.
Кавказ обтаял очень сильно и стал гораздо камнеопасней.
Должны бы понимать это инструктора.

Мои соболезнования!

В Безенги давно пора уже некоторые маршруты закрывать для выпуска учебных отделений,
и этот в частности стал опасен уже лет десять назад...

Может я ошибаюсь, но мне кажется, на такие маршруты надо просто раньше выходить. Когда я была в Безенгах, мы вставали в 2.30, на маршрут выходили в 3.30, на вершине были в 9, а к 12 возвращались на бивак. Потому что когда солнце начинало сильно греть, лёд начинал таять и становилось опасно.

Не совсем так.
В 1978 г. Бланковский сотоварищи двигался прямо по центру снежно-ледового склона.
Под камни не лез.
На этой картинке - маршрут номер 167

Для полноты картины кусочек гайдбука . И первопроходец в нём не Бланковский, а некто Невский в 1975 г.

В августе Кирилл Корабельников прошёл вариантом нынешней 3Б - правее. между скальными гребешками. Сложнее (присутствует десять метров льда под восемьдесят градусов), но безопасней

А сейчас люди забирают сильно влево, так как по центру сложно стало.
Вот примерно так лезут, как на картинке. А может еще левее.
А там - камнеопасно, конечно.

Спасибо, KlimSi, заставил по-другому взглянуть на ситуацию. А ведь в прошлом году мы ходили так, как внизу нарисовано, то есть рисковали всерьёз.

Видим фото твоё -

За закатом закат.
Будет сниться в горах
Среди скал образ твой...

Соболезнования друзьям и родным Лизы...

Искренние соболезнования...

R.I.P.

Как жалко... Сколько таких же замечательных девочек потерял в горах... Нет, сказал неправильно... Не таких же - каждая из них уникальна, неповторима была... Горы жестоки, несправедливы...

... И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать!

Е. Евтушенко.

Соболезную. Светлая память. Мира душе твоей Лиза.

R.I.P.

Искренние соболезнования. Очень жаль.

Прошу прощения, кто в курсе, где жила Лиза ? И в рамках какого мерприятия произошёл НС ? Восхождение в составе группы от альплагеря или чьи-то сборы ? Спасибо.

В рамках альпмероприятия А/Л "Безенги" ходила группа.
Где Лиза жила, вы можете уточнить по второму сообщению в комментариях.

Спасибо. Но из второго сообщения, этого уточнить никак нельзя....Родом человек мог быть из Казани, а жить совершенно в ином месте. Потому и вопрос.

Скорбим, помним, таким людям как Лиза нельзя умирать, до сих пор не верится в это. Сколько добра в её сердце и энергии! Плачу... Кто ходит в горы: помните о родителях, близких, вы очень нужны! Лиза, нам тебя очень не хватает...

Пишу как участник восхождения.

Таймлайн событий:
3.00 – выход с Джанги-Кош
6.30 – подошли под маршрут
9.00 – связь; прошли 4 веревки.
12.00 – связь; прошли 8 веревок.
12.25-12.35 – работали на 9 веревке; гибель Лизы.
14.30 – подняли тело Лизы на 1 веревку и закрепили на склоне (см. красный пунктир).
15.00 – связь; тройка Олега обозначилась для оказания помощи.
16.30 – тройка Олега навесив 2.5 веревки перил по линии падения воды вышли в 15 м справа от нашей станции (см. зеленый цвет).
16.30-20.30 – подъем тела Лизы еще на 1 веревку (см. красный пунктир).
20.30 – Олегом принято решение уходить, закрепив тело Лизы на составной 120 м веревке с креплением на гребне.

По сути происшедшего…
Камни в 12.30 прилетели слева (см. синий цвет) под углом 45-60 градусов к вертикали. Это был рикошет от скал.
От первой пары камней мы с Лизой увернулись (на станции Лиза стояла справа от меня).
Вторая пара камней шла сразу следом. Я успел крикнуть: «Лиза! Еще камни».
Оба камня прошли кучно справа от меня и, видимо, один из них – по Лизе.
Как Лиза вела себя при падении камней не видел – во время камнепада я следил за склоном и камнями.
Предполагаю, что перед последними камнями она присела и наклонила голову – удар пришелся по затылочной части каски справа (в этом месте каска сильно деформирована).

По поводу замечания Олега, что группа уклонилась влево от нитки маршрута.
Если смотреть сверху - от места навешивания перил их тройкой, такое впечатление действительно возникает. Однако надо помнить, что продолжение этой вертикали (зеленый цвет на фото) по линии падения воды выводит на сбросы с вертикальным льдом. По описанию маршрута эти сбросы обходятся слева, что и было сделано.

на фото видно что совсем рядом с маршрутом все сплошь и густо пробивается сверху донизу.

или это только мне видно?

Мне вот тоже было видно.

Мне трудно что-то утверждать, потому что ходил Селлы по южному гребню и траверс Варшава-Селлы, да и то в далёком 83-ем. Но кажется, что маршрут Бланковского наиболее безопасен. Наверное, теперь стали "халявничать", выбирая наиболее простой, но не безопасный путь, а в условиях потепления это не лучший вариант.

Ходить-бродить по часу каждую верёвку некрутого льда на камнеопасном маршруте - вот и итог, к сожалению. Борьба за клеточки в очередной раз победила здравый смысл и реальную оценку силы отделения.

В 2011 году маршрут пробивался "кручеными" камнями, они прилетали именно сбоку. Но тогда это была "шрапнель" в полладони - синяки оставались, не смертельно. Но я тогда удивился такой нетрадиционной траектории. Если маршрут растаял настолько, как на фото... лучше на него не ходить.

Знать ты не знаешь, где ждут тебя беды
можешь погибнуть, оставив один, шаг до победы...

это лирика все
а здесь беда без очков видна, в глаза лезет

Почему не видели те, кто планировал выпускал и вел- не знаю.
Думаю, по инерции- раньше ж нормально было.
а то что год за годом все менялось в худшую сторону- не замечали- из за постепенности этого ухудшения.

По личным ощущениям - всем все равно. В том числе и большинству восходителей. Останется потом в лучшем случае от человека пост на риске, запись в табличке с НС на КСП и, если повезет, стальная табличка под маршрутом. Хорошо хоть никто не предлагал девушку вниз на ледник сбросить, как предлагалось группе Рижан двумя неделями раньше.
Пара зарисовок июля в Безенгах:
После спуска с Миссес сообщил в КСП, что неплохо бы к описанию приложить комментарий о камнепадоопасности нижнего скального острова на спуске (туда уводят буровые дюльферные петли). На что мне сказали: "Ну это же только сейчас начало сыпать".
База на просьбы по рации типа "нам по любому нужна 3А" больше трех групп на маршруты в теплом углу не выпускала.

Все всё видели. Но известно же - начнёшь себя жалеть - ... и вот итог.
Там же написано: группа отклонилась от нитки и ушла к контрофорсу.

Zahar
Всем не все равно. Но с другой стороны, а что можно сделать? Как и другие, знаю много случаев гибели и травм от камней, и когда отклонялись от маршрута, и когда не отклонялись, сам тоже когда-то попал под раздачу.
Альпинизм - спорт связанный с риском, камни - объективная опасность гор.
Да, надо предупреждать о возможной камнеопасности на участках, писать дополнения к описанию маршрута. Полностью закрывать маршруты мне кажется не нужно, группа сама делает выбор, разрабатывает тактику, и в этом имеет альпинистскую свободу.

Странный вопрос. Вот именно это и делать: собирать отчеты, предупреждать об опасности (с конкретикой и фактами) и обновлять описания Наумова в соответствии с состоянием маршрута, развивать остальные районы. Кто хочет - имеет возможность оценить риск и выбрать, кто не хочет - идет за духом романтики и авантюризма. В идеале еще не выпускаться на маршруты по нескольку групп, тем более учебных, когда 2\3 района пустует. Но это лирика. "Никогда такого не было и вот опять.."
Безусловно, "всем все равно" - преувеличение. Но что-то на той же wiki.risk.ru почти никто не
обновляет описания после сезона, в КСП не интересуются состоянием маршрута. Никто не обязан, но может стоит?

Zahar
В том-то и вопрос (и ответ), что на самом деле мало что можно изменить. Все, что Вы предлагаете (речь не о выпусках - это отдельный вопрос, не надо смешивать) - это все давно уже делалось и делается, в этом нет ничего нового. Тем не менее, гибель и травмы от камнепадов - не устранены, происходят из сезона в сезон. Приходится повторить -
Альпинизм - спорт связанный с риском, камни - объективная опасность гор.
Это невозможно изменить и отдающий себе отчет, в том, чем он занимается, альпинист, всегда знает, что выйдя на маршрут, он находится под прицелом камней. И даже самый хитроумный тактик и стратег не имеет гарантий.
Гибнут от камнепадов даже такие альпинисты, которым опыт, квалификация, врожденные данные, знания маршрутов казалось бы позволяли наперед все предвидеть, знать и избежать аварии.
Поэтому в определенном смысле приходится мириться с трагедиями, хотя всем далеко не все равно!

++Альпинизм - спорт связанный с риском, камни - объективная опасность гор. ++
Это когда как. Иногда объективная, иногда очень даже субъективная.
Как-то у меня на глазах учебная группа альпинистов поперлась в туман по камнеопасному склону - им, видите ли, ждать было некогда, программа обучения не позволяла.
Накрыло бы кого-нибудь камнем - какая тут, на хрен, объективная опасность, исключительно по собственной безответственности (точнее, инструктора - с новичков-то какой спрос).
Слава богу, камень пролетел перед ними (хороший такой чемоданчик) и они вернулись, остались подождать улучшения погоды вместе с нами.

Про выпуск я говорил лишь вскользь иронизируя по поводу количества групп, выпускаемых на маршрут в теплом углу.
Повторюсь, "все это" на мой взгляд не делается, а если и делается, то результат не попадает в КСП. Даже в Безенги описания маршрутов практически не обновляются. Комментарии не подшиваются к описаниям. Отчеты на ходовые маршруты вне чемпионата не требуются. Что-то появляется за счет личной инициативы или благодаря чемпионатам (гайдбук, отчеты). Поэтому "всем" (почти) "далеко все равно".
Хотя в одном должен с вами согласиться, "все это давно уже делалось", при этом акцент на "давно". Если к красной книжке с описанием 3Б на Селлу в КСП будет приложено описание НС из этой статьи, то может следующее отделение откажется в пользу 3Б на Башхауз, развернет методирующего инструктора или выйдет на пару часов раньше (утопия).
Вот взяли бы, да написали десяток-другой статей в вики по учебным маршрутам Дигории, которые в последние годы ходили. Думаю, это лучше, чем "мириться с трагедиями". Один плюс - не так много их в Дигории, да ведь и поток не как в Безенгах..

По Дигории, спасибо Ахтырченко и её команде , издали отличную книжку, правда несоответствия есть. Айхва малая- 2А помоему даже автор маршрута не могла разобраться, 2Б,( с чужих слов) разрушился и лазанье сложное. 2Б на северную, написано- спуск по пути подъема, хотя там все дюльферяют на гребень и с гребня. 2Б на Таймази Восточную- перевал Эльдыр (больше похож на кулуар), камнеопасен, особенно днем, на спуске, наверху нет никакой предвершинной стенки, по крайней мере логичной, на пути подъема. Это по книжке этого года, то, что сами в этом году видели.

Вы слишком верите в действенность тех мер, которые предлагаете. По Вашему на контрфорсах Башхаауза альпинист не может пострадать от камня? Можно к каждому описанию маршрута подшить по несколько томов комментариев, и тем не менее, безаварийность не будет гарантирована, навряд ли и уменьшится число аврий. По причинам, которые я изложил выше. Возможно Вы с годами и опытом поймете смысл моих аргументов. Во всем мире альпинисты мирятся с гибелью своих коллег, миримся и мы, что тут ни возражай...

Zahar
Я ходил не только в Дигории, а также и в Безенги и в других многих районах, в том числе и этот маршрут на Селлу... Смысл в статьях такого рода, как Вы предлагаете, вижу разве, что только художественный, будет вдохновение - напишу.
Переломить же объективный и часто непредсказуемый риск в горах, реально уменьшить травматизм, статьи не в состоянии, к моему сожалению... Таков наш спорт, таковы ежегодные факты, например этого сезона https://www.risk.ru/blog/212407

alvd Так что избежать риска угодить под камнепад нельзя, уменьшить вероятность этого - очень даже можно, в том числе и благодаря обсуждению имевших место случаев.

Да, с одной стороны в этом Вы правы, как прав любой учебник, излагающий прописные истины, но с другой стороны - реалии альпинизма намного сложнее учебников, поэтому есть две параллели: в одной из них уже десятки лет проводятся разборы НС, пишутся рекомендации, разрабатываются тактики, доводится информация о состоянии маршрута и т.д. и казалось бы все уже предпосылки попадания под камнепад схвачены и ликвидированы,-
В другой параллели практически ежегодно происходят аварии с тяжелыми последствиями по причине схода камней, в том числе с квалифицированными, все знающими альпинистами.
Видимо мы действительно, изучив альпинизм, значительно уменьшаем вероятность попасть по камни, но реальность такова, что независимо от нас (объективно), вдруг, эта вероятность имеет свойство катастрофически и неуправляемо нарастать при всех наших стараниях ее устранить.
На самом деле есть объективные закономерности, которые скорее всего невозможно обойти, если брать занятия альпинизмом в широком, статистическом смысле.

++реальность такова, что независимо от нас (объективно), вдруг, эта вероятность имеет свойство катастрофически и неуправляемо нарастать при всех наших стараниях ее устранить.++
Не имеет она такого свойства. Не надо путать понятия "уменьшить вероятность" и "устранить вероятность". Второе невозможно, не стоит даже и стараться.

++Нам кажется, что можно все списать на плохого инструктора, который делает ошибки, а так все было бы ОК.++
Мне не кажется. Иногда есть вина инструктора, иногда нет, в разных случаях по-разному.

alvd
Категоричность утверждений обычно не ведет к истине.

К чему столько слов?

Здесь ведь все очевидно.Пробивается насквозь и густо, совсем рядом с маршрутом.
Рядом-фигура речи...
Потащили группу в такую задницу потому, что "маршрут".

Не было бы "маршрута", руководитель моментально включил бы голову и не повел бы людей под картечь.
Которая совершенно очевидна.

Вы говорите, таков альпинизм?
Тем хуже...

Ты путаешь. Не "маршрут". Маршрут Бланковского - правее.
Но за 35 лет ледник там потаял, и варианта 3Б там не видно.

Что же делать людям? Люди приехали за разрядом.
Хозяин АУСБ Безенги приехал за деньгами, нет услуг - нет денег. Поэтому маршрут 3Б он должен выдать.
Искать более безопасную 3Б, думать, сходить проверить - лишний гимор. Раньше же было нормально!
Как сказано выше - в общем, всем всё равно. Может, и обойдётся.
Ну, а если нет - это же горы! Альпинизм спорт отважных!

И не надо все валить на инструктора. Инструктор - наёмный работник. Ему говорят - Вася, давай! И Вася группу ведёт.
Инструктор мог и не понимать куда группу ведёт. Был бы он МСМК - там бы не работал. Тем более, что "старший приказал". Старший заорал, наверное, "исполнять!!, здесь думаю Я", и так далее. Видел же такие сценки, наверное?

Причем если бы инструктор отправился бы на правильный маршрут Бланковского, где нет камней - они бы вообще его не прошли. Посмотри на фото.
И так на 8 веревок ушло 5,5 часов!

"Клеточку" 3Б бы не закрыли, руководство бы устроило скандал. Может, и зарплату бы не дали. Что ему потом, после смены домой пешком по шпалам идти?
А так - "Альпинизм - спорт связанный с риском, камни - объективная опасность гор". Какие вопросы?

xron
В альпинизме никогда не бывает все очевидно, бывает лишь упрощенный взгляд на сложные и неоднозначные события.

30 июля 2020 г. примерно в 11:30 во время вынужденного дюльфера с маршрута вот в этом месте мимо меня прожужжал камень размером с ладонь! Все обошлось. Камень потом заметил внизу. Когда он жужжал, его не было видно, подумал шмель, потом осознал. Пролетел примерно в 2-х метрах от меня, причем с такой скоростью, что увидеть и увернуться невозможно. Если кто-то планирует этот маршрут, надо пролезать ключ (ледовый лоб) до 9:00, т.к. примерно в это время верхняя часть склона начинает освещаться солнцем и что от туда вытает - неизвестно. И в 10 надо уже быть на гребне. Если группа не готова идти такой маршрут в быстром темпе, лучше от него отказаться.