Переправа. Лекция ГС МФТИ "Переправы". Замечания и дополнения.
На просторах интернета встретил еще одну лекцию о переправах – от ГС МФТИ. Клуб известный и уважаемый, но сложная тема переправ и им дается непросто.
25 минута – «Стенка»
«Необходимо держаться за шест (3-4 сложенных вместе треккинговых палки) перед собой»
Прямо-таки необходимо? А чем хуже идти первому, упираясь шестом, а остальным держась друг за друга? Я думаю, так поустойчивее будет.
Стенка с семинара «Аварийные ситуации на переправах».
https://www.youtube.com/watch?v=QYIHz9JiznY
Сможет стенка с общим шестом держаться не хуже, еще и через камень переступая?
Вряд ли.
.
29 минута - «Еще есть брод кругом (таджикский, сванский), идут кругом, вращаясь против часовой стрелки. Применяется редко, т.к. сложнее стенки.»
А еще есть брод кольцом – я его так называю, чтобы отличить от таджикского (устоявшейся терминологии нет). Отличие в том, что нет никакого вращения – не вижу в нем необходимости. Вот он как раз проще стенки. Применяется реже, но я ходил им не раз , предпочитая его стенке.
Простота стенки – это миф. В стенке очень важно (и совсем не просто) правильно держать строй. На сложном броде чуть кто-то зашел вперед или отстал или оступился – все, стенка посыпалась. Как это выглядит, хорошо видно, например, здесь, 4 минута: https://www.youtube.com/watch?v=WgseVu0gHMA
А у меня на глазах в одном из походов завалилась стенка из 3 чемпионов СССР по пешеходному туризму. Немного оплошали – и поплыл один из участников. Причем течение было не так, чтобы уж совсем-совсем: следом за ними мы прошли кольцом-двойкой. Упираться пришлось изо всех сил, но прошли, не завалившись.
Так что не так все просто с этой стенкой, в большинстве случаев я бы поставил на кольцо и сам пошел кольцом. В кольце участники стоят лицом друг к другу, хорошо друг в друга упершись, такой выучки, как в стенке, не требуется, лучше поддержка оступившегося, лидеру легче руководить действиями остальных. Стенку я практиковал такую, которая в лекции названа «поддерживающей», в этом случае она удобнее кольца.
Подробнее про стенку, кольцо без вращения и кольцо с вращением можно почитать в теме «Случай на переправе. Комментарий.» . https://risk.ru/blog/214999
.
31 минута – «Страховка лидера.»
«На каждой веревке 2-4 человека. Держим веревку просто в руках» - и при срыве вдруг выясняется, что ее не удержать (известны такие случаи).
Не надо «просто в руках» - крепим петлю, на нее карабин, через него выпускаем веревку. Тогда и один человек спокойно удержит даже на сильном течении.
.
«Страхующие должны не стоять на месте, а двигаться». – зачем?
Голословный тезис, никак не объясняется. Прекрасно могут и стоять. Естественно, предварительно правильно выбрав подходящее для этого место.
.
«Веревки крепятся к спине лидера» - страхующая безусловно, а вот подтягивающая – it depends.
Если есть возможность держать веревку высоко, не давая ей ложиться на воду – то так.
Если нет, то она крепится к первой веревке скользящим карабином, оставаясь лежать на берегу.
Смысл – уменьшить таким образом давление потока. Подробнее это обсуждалось в теме
« Основные принципы страховки на переправе» https://risk.ru/blog/198910
.
37 минута – «Лидеру нужен стропорез, чтобы иметь возможность освободиться от веревки.»
А откуда лидер знает, почему он застрял на веревке – это что-то серьезное или просто минутная заминка у страхующих? Допустим, второе – с моим другом на Алтае как раз такое и произошло после срыва с бревна на Осиновке. Был бы стропорез – полоснул бы по веревке и ушел в Нижний Кураган с минимальными шансами остаться в живых. Но стропореза у него, слава богу, не было и его вытащили – чуть хлебнувшего, но живого и невредимого.
Очень сомнительная рекомендация – тащить в пешеходный туризм чисто водный прием без учета нашей специфики.
.
Вообще переживания насчет глобального застревания лидера выглядят сильно преувеличенными – я не припомню в практике туристских походов, чтобы лидера при срыве невозможно было вытащить на берег при адекватной организации страховки – вот просто ни одного случая. Соответственно, не надо и готовить его к возможному самосплаву, как это делает лектор. Организуйте страховку нормально – и никаких минут в воде на натянутой веревке ему торчать не придется, быстро на берег доставят.
.
40 минута – «Переправы по бревну»
Полностью отсутствует упоминание о таком приеме, как проход по бревну маятником – очень хороший способ, я в своих походах в основном так по бревнам и переходил.
Подробнее см. тему «Переправы по бревну», https://risk.ru/blog/197422
Вместо этого участники ползут по бревну, причем не только лидер, но зачем-то еще и остальные.
.
«Пример, как правильно переходить по бревну»
Допустим, лидеру еще есть смысл так ползти (хотя я бы тут прошел маятником), но остальным зачем? На берегу растут деревья, натянули навесную да переправились.
На фото еще и перила натянуты низко, при срыве ноги в воду уйдут.
И как здесь будет выполняться: «Задача страхующих - не дать упасть выше по течению.» ? Если человек начнет заваливаться выше, страхующие на фото никак этому не помешают, у них и веревки не натянуты, и стоят оба так, что не получится быстро дернуть в обратную сторону.
Никак это не тянет на «пример, как правильно переходить по бревну».
.
44 минута - «Если мы хотим натянуть перила, а не навесную переправу».
А зачем мы этого хотим? Чем перила лучше навесной? Навесную тянем там, где удобно – хоть выше бревна, хоть ниже, хоть за 100 метров от него. И спокойно переправляемся, не рискуя с бревна сорваться. А перила в большинстве случаев просто невозможно натянуть так, чтобы это было удобно. Мне вообще никогда так не везло, чтобы были удобные опоры рядом с бревном – ни разу в реальном походе по перилам по бревну и не переправился (подробнее см. уже упомянутую тему «Переправы по бревну»).
.
46 минута - «Альтернативные способы переправы лидера»
Совсем пропущен способ «вплавь».
Здесь снято отличное видео такой переправы.
И неоправданно скептичное отношение к варианту «заброс веревки» - «шансов мало» и т.п.
Способ, конечно, редкий, но, тем не менее, успешно применяемый и иногда единственно возможный вариант переправы. Подробнее см. тему «Организация переправы забросом веревки на целевой берег», https://risk.ru/blog/197410
.
48 минута – «Навесная переправа»
«Перила на навесной всегда делаются из двух веревок» - зачем? Почему обычные перила из одной можно, а навесные нельзя, в чем разница?
Можно и на одной переправляться.
.
50 минута – «При натягивании всегда делают провис».
Никогда не делал его специально и не видел, чтобы кто-то делал. Веревка все равно провиснет, как хорошо ее ни натягивай. Незачем этот провис еще и специально усугублять.
«Здесь навесная сделана правильно, мне нравится»
А мне нет. Веревки натянуты низко и слабо, клиент мало того, что в воду уходит, еще и спиной на камень.
Хорошо бы, конечно, посмотреть фото общего плана, но, думаю, там можно найти возможность натянуть веревку посильнее и повыше.
.
53 минута - «Что не так на фото?»
Способы б и в критикуются, способы г и д хвалятся. На самом деле на рис. г у участников неправильный хват. Зачем они так руки расставили, как будто в хороводе?
Стоять надо близко друг к другу, держаться жестко – так, как делает двойка на рис. д, вот там хорошо нарисовано, как и должно быть.
.
Есть еще куда расти тем, кто берется вести занятия по технике переправ!
И при подготовке лекции стоило бы темы на Риске со словом «переправа» в названии почитать –
я считаю, там хорошо получилось обсудить много спорных вопросов, с большим количеством интересных примеров из практики.
.