Пишет RomkaShilin, 11.10.2021 18:13

С 17 июля по 15 августа 2021 года, сборная команда ТК МАИ (Москва), г. Самара и г. Дзержинский прошли поход шестой категории сложности по Центральному Памиру.
Хотим поделиться с вами фотографиями и впечатлениями.

Пройденный маршрут:

Кишл. Поймазар – р. Абдукагор – лед. РГО – пер. Фетисова (3А, 4952, первопрохождение) – лед. Розмирович – пер. Шмидта (2Б, 4950) – лед. Красноармейский – пер. Сюрприз (3А, 5221) – лед. Академии Наук – радиально пик Палю (5667, ЮЗ гребень, альп 2Б-3А) – пер. Песня (2Б, 5450, 2-е прохождение, новый вариант) – ПСР (5300) – пер. Абдукагор (2А, 5080) – лед. Абдукагор – лед. Скрытый – пер. 1000 Взрывов (3А, 5050) – пер. Дюна (2А, 4956, первопрохождение) – пер. Неринга (3Б, 5230, 3-е прохождение, новый вариант) – лед. Язгулемский – пер. Ракзоу (3Б, 5817) – пер. Выгодный (2А, 5097) – лед. Ракзоу –пер. Самара (3А*), 5260, первопрохождение) – лед. Захарченко – лед. Язгулемский – пер. МВТУ (2А, 4597) – лед. Правый Дустироз – долина Дустироз – кишл. Поймазар

(*) окончательно, категория перевала Самара будет установлена МКК в процессе защиты похода. Пока обозначим её как 3А*.

Общий километраж - 207 км.
Провешено веревок – 88 шт.
Всего ходовых дней – 30 дн.
Суммарный набор высот – 14.5км

Трек похода. Зеленым отмечен путь за заброской

Главные действующие лица (фото ДО и ПОСЛЕ похода):

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Наш капитан – Андрей Потапенко

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Снаряженец / любитель гречневой каши по утрам / и просто хороший человек - Михаил Бомбин

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)DJ / фотограф / или просто "Меня горняжка не берёт" - Бердников Артем

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)"Воду из озера не пейте, в него медведи срали" - медик, Владимир Квятковский

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Радио "Горняжка" / завхоз - Василий Трапезников

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Автор сего поста / реммастер – Шилин Роман

Часть Первая - Акклиматизационная

15 июля 2021 года сборная команда Москвы и Самары, вылетела в Таджикистан. Перекусив и дождавшись пару джипов, которые будут нас забрасывать в район, мы двинулись в сторону кишлака Поймазар.
Дорога заняла около 19 часов, с учётом небольших остановок на перекусы и кратковременный сон водителей.
Было небольшое волнение по поводу участка дороги вдоль реки Пяндж (которая является границей, между Таджикистаном и Афганистаном), но в реальности там всё было очень спокойно.

В Поймазаре нас встретили, гостеприимно накормили шурпой, напоили чаем и посадили в комфортабельную «шишигу», которая закинула нас со всем грузом, прямо к тросу через Абдукагор.

Достаточно быстро и без каких-либо проблем мы перекинули себя и все 160 кг заброски на другую сторону. Основная задача, которая стояла перед нами на первые несколько дней, – отнести две заброски – на ледники Абдукагор и Красноармейский.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Долина Дустироз. По ней мы осуществляли выход с района. Она преподнесла нам несколько сюрпризов

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Ледник Медвежий, по пути к нашей первой заброске. Это уникальное место, данный ледник выпрыгивает раз в 10 лет и полностью перегораживает долину. В такие годы его довольно затруднительно пересекать, ведь он сильно разорван. И подобная подвижка последний раз была в 2011 году. Нам же повезло, и мы без проблем его преодолели.

За пару дней мы сделали заброску к нужному месту, вернулись обратно и подготовили себя физически и морально к заносу оставшегося груза вверх по леднику РГО. Рюкзаки были не самыми лёгкими, вес варьировался от 34 до 40 кг. Это связано с тем, что помимо еды и снаряжения на первое кольцо, группе было необходимо занести вторую заброску на ледник Красноармейский.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Лед. Красноармейский. Фото с места слияния его с ледником РГО

Только на пятый день пребывания в горах мы могли набрать полную воздуха грудь и прокричать – «Наконец-то у нас начался поход!»
И зайти мы решили сразу с козырей – первая наша цель первопроход перевала 3А.

Часть вторая – Разминочная

Пер. Фетисова (3А, 4952, первопрохождение) – пер. Шмидта (2Б, 4950)

Движение начали в сторону пер. Кашал-Аяк, прижимаясь к правому борту ледника. Трудностей с прохождением ледопада не возникло, большинство технически сложных участков прошли на личной технике.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Ледопад пер. Кашал-Аяк

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)На фоне ледника РГО

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Пики Гармо (6602), Вооруженных сил (6098), Комакадемии (6419) и Борющийся Вьетнам (6179)

Не доходя до «условной» седловины, свернули в направлении пер. Фетисова.
Закрытый ледник, одна ступень ледопада, и мы находимся в цирке перевала.
Определяющая сторона будет на спуск.
Так как это первопроход, тяжело представить, что же тебя ждёт на спуске, сколько веревок придется провесить, какой будет рельеф и т.д. Поэтому, когда время приближалось к 18 часам, было принято решение разбить лагерь на склоне, под защитой ледовой стенки, в засыпанном берге.
Как оказалось на следующий день, нам оставалось провесить всего две веревки до момента, откуда всё идется ножками. Но, как говорится – «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи». В любом случае решение было принято верное, команда получила первую высотную ночевку, которая отлично сказалась на акклиматизации группы.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Перевальный цирк

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Прохождение ледопада

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)перевал Фетисова (3А, 4952, п/п)

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Володя и Вася на фоне вершины 5262

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Ромка на перевальном гребне, на фоне в.5280

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Ледник Федченко, самый большой ледник на Памире. Его длина 77 км.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Восточный склон перевала Фетисова

Перевал назвали в память о Сергее Фетисове, туристе ТК МАИ, трагически погибшем в октябре 2004 года на Тянь-Шане. За свои неполные 27 лет Сергей успел пройти несколько выдающихся походов, в том числе Памирскую шестёрку с восхождением на два семитысячника – пики Корженевской и Коммунизма. Сергей был не только сильным туристом, забойщиком, но и душой компании и просто хорошим человеком.

На следующий день группа спустилась на лед. Елены Розмирович и продолжила движение к пер. Шмидта. Пообедали под перевалом и, набравшись сил, начали подъём. Быстро преодолев перевальный взлет, написали записку и потопали вниз, где нас ждали шикарные, комфортабельные ночёвки с потрясающими видами.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Ледник Елены Розмирович, пер. Наука Вост. и Наука Зап.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Загорать тоже надо, мы же в отпуске

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Подход к пер. Шмидта (2Б, 4950)

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Послеобеденный отдых

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Вид на Запад с перевала Шмидта, спуск в долину ледника Красноармейский

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Лагерь на леднике Красноармейский, на фоне спуска с пер. Шмидта

Часть третья – Грустная

Пер. Сюрприз (3А, 5221 )– п. Палю (2Б-3А альп, 5667) – пер. Песня (2Б, 5450 ) – пер. Абдукагор (2А, 5080)

После взятия первой заброски, мы направились к перевалу Сюрприз. Разбили лагерь в безопасном месте недалеко от начала подъёма и уже с вечера решили обработать нижнюю часть склона. Провесили пару веревок, наметили линию подъёма и с чувством выполненного долга вернулись в палатку. Основной задачей было прохождение препятствия за один день.
Ночь оказалась аномально теплой. Даже ранний подъём не помог, снег не смёрзся, чем немного затруднил прохождение перевала. На протяжении всего времени по желобам скатывались маленькие лавинки, тем самым подгоняя лидирующую связку.
Примерно в 16 часов группа в полном составе вышла на перевальную седловину, быстро перекусила и начала спуск.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Пики Гармо и Комакадемии, с ледника Красноармейский

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Верховья ледника Красноармейский

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)пер. Сюрприз (3А, 5221)

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Южный гребень с пер. Сюрприз. Вершина 5438

Разбив лагерь и выйдя на связь с куратором, мы получили ужасные новости о НС в дружественной группе. Сказать, что настроение было подавленным, не сказать ничего. А учитывая, что происшествие произошло на том гребне, куда направлялись и мы, становилось не по себе ещё сильнее. Конечно же речи о продолжении маршрута по изначально запланированной нитке не было. Команда единогласно приняла решение в кратчайшие сроки добраться до места НС и хоть чем-то помочь ребятам. Пусть не физически, но хотя бы морально поддержать.
Узнав о планах ребят и прикинув к какому числу они сами вернуться в лагерь после забора своей заброски, мы стали продумывать наше дальнейшее движение.

Чтобы не падал боевой дух, необходимо было отвлечься и поэтому вынесли предложение совершить радиальное восхождение на пик Палю по Ю-З гребню, и насладиться великолепными видами, которые открывались с вершины. Считаю, что это было одно из важнейших и правильных решений. Весь Памир, как на ладони, впечатления и эмоции невероятные. Жизнь продолжается и ни в коем случае нельзя расклеиваться и думать о плохом!

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)пик Палю, Ю-З гребень (2Б-3А альп.)

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Группа на предвершинном гребне

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Ледник Академии Наук и его вершины

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Правые притоки ледника Академии Наук, ледник к перевалу Песня

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Перемычка 5170 – потенциальный перевал 2А-2Б на левый приток ледника Федченко

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Плато ледника Академии Наук и перевалы Добровольского, Шумный, Белые ночи

Дальнейшее движение группы к месту трагедии, было по кратчайшему пути. Совершили второе прохождение перевала Песня, по новому варианту. Спустились на ледник Федченко и со всех ног побежали в сторону пер. Абдукагор.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Обход ледопада осуществили по снежному гребню, который вывел группу в перевальный цирк

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Панорама разорванной части ледника и гребня, по которому мы его обошли

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Выход на лед. Федченко

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Лагерь на лед. Федченко

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)пики Белый Рог (5860) и Титова (6113)

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Пики Рокоссовского (5974) и Крыленко (6044)

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)п. Королёва (6236), п. Рокоссовского (5974), п. Крыленко (6044), п. Фиккера (6725), п. О. Хаяма (6432)

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Массив пика Ковшовых (5761)

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Северная стена в. Сент-Экзюпери (6026)

Останавливаться на следующих нескольких днях считаю неэтичным и продолжать описывать все дальнейшие происшествия тоже не имею никакого морального права. Руководитель и участники группы, у которой случился НС, сами рассказали достаточно об этих событиях в СМИ. Поэтому мы переносимся к заключительной части нашего путешествия.

Часть четвёртая - Спортивная

пер. 1000 Взрывов (3А, 5050) – пер. Дюна (2А, 4956, первопрохождение) – пер. Неринга (3Б, 5230, 3-е прохождение, новый вариант) – пер. Ракзоу (3Б, 5817) – пер. Выгодный (2А, 5097) – пер. Самара (3А*, 5260, первопрохождение) – пер. МВТУ (2А, 4597)

К моменту выхода на заключительную часть, у группы еще не было пройдено ни одного перевала 3Б и следующие две недели обещали быть очень насыщенными. К этому моменту группы была отлично акклиматизирована и заряжена на финальный бросок. Забегая вперед, хочется отметить, что за 8 дней мы прошли 6 перевалов из них (3А, 3Б, 3Б, 3А*)!

Спустившись на зелёнку, мы устроили днёвку. Сбегали за заброской, помылись, подшились, да и вообще по-настоящему отдохнули. Прекрасные места, виды и окружающие тебя люди способствовали восстановлению физических и эмоциональных сил.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Шикарный лагерь в маренном кармане

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Спят усталые туристы, в спарке спят…

Перед тем, как начать подъём к перевалу «1000 взрывов», необходимо было пересечь ледник Абдукагор поперек, полюбоваться озером, пройти небольшой ледопад и уже потом выйти к кулуару, выводящему на гребень.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Линия подъёма на перевал 1000 взрывов (3А, 5050)

Технически перевал очень интересный, почти вся линия подъёма идет по скальному гребню.
Выйдя на него, мы разбили лагерь и с вечера пошли на разведку, провесили несколько веревок, чтобы с утра было больше времени на прохождение перевала.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Цирк перевала 1000 взрывов

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Гребень, ведущий к седловине

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Техническая работа на скальном участке

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Обход одного из скальных жандармов

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Впереди два подобных участка, необходимо пролезть карнизы и вылезти на площадки

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Линия подъёма группы по гребню

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Дальнейший путь движения группы. Пер. Дюна (2А, п/п, 4956) и пер. Неринга (3Б, 5230)

Спустившись с перевала, разбили лагерь и начали строить планы на завтрашний день. Нам предстояло пройти первопроход пер. Дюна (2А, 4956), тем самым обойдя сложную нижнюю ступень ледопада, и подняться на перевал Неринга (3Б, 5230). Определяющая сторона которого – на спуск.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Поднявшись на гребень пер. Дюна, нужно было еще пройти по его гребню до места спуска

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Вид в сторону лед. Правый Дустироз

Спустившись с пер. Дюна, группа начала подъём по верхней ступени ледопада, под перевальный взлёт.
Распутали ледопад, выбрались в цирк и пообедали. Лидеры ушли провешивать перила, а остальная команда поднесла их рюкзаки к финальному взлёту. Заночевала группа на гребне перевала.
Перед глазами открылись фантастические виды скальной стены вершины Ракзоу. А завтра нас ждал спуск.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Перевал Неринга (3Б, 5230)с севера

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)В верхней части ледопада

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Выход на седловину

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Вид в сторону пер. Дюна и 1000 взрывов

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Скальная стенка северного отрога в. Ракзоу

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Ледник Язгулем

Посмотрев на обратную сторону перевала, сразу стало понятно, что лёгкой прогулки ждать не приходится. Для начала мы должны были траверсировать снежный гребень до точки спуска. Потом траверсировать скально-осыпной склон и выйти на рыжий гребень. Дальше, в теории, нужно было продолжить движение по нему, но это оказалось невозможным. Поэтому мы решили спуститься в левый по ходу кулуар, а дальше действовать по обстоятельствам. Но обо всём по порядку…

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Траверсируем гребень к месту начала спуска

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Вершина Парижской Коммуны Зап. (6050)

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Пересекаем склон к рыжему гребню

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Траверс первого склона-кулуара, выводящего в «мусоросборник»

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Рыжий гребень на пути спуска с пер. Неринга

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Перевал Неринга и последующий траверс скально-осыпного склона. Фото с Рыжего гребня

Сразу хочется отметить, что данный перевал (по версии автора) оказался самым мерзким и противным за всю историю хождения в походы высших категорий сложности. Довольно крутой скально-осыпной склон, на котором было достаточно проблематично делать станции для каждой новой верёвки. Скалы сыпучие, все разваливается в руках… И конечно же, постоянно летящие камни, чем перевал заслуживает отдельную приписку в классификаторе – ПО (Повышенной опасности).

Оказавшись на рыжем гребне, стало понятно, что по нему движение вниз невозможно или крайне трудозатратно. Решили спускаться в левый по ходу огромный кулуар, пересечь его и посмотреть, что же творится на другой стороне. Наметили линию спуска и продолжили движение вниз. На всём пути возникали проблемы с организацией надежных станций, поэтому несколько раз, даже приходилось дублировать их и разносить чуть ли не на 3 метра друг от друга, тем самым сильно увеличивалось время прохождения каждой веревки.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Спускаемся по кулуару и пересекаем его влево по ходу

После прохождения очередного участка, команда оказалась к каньоне-кулуаре и начался горно-водный туризм. Справедливости ради стоит отметить, что поток воды был невысоким, и в большинстве своём все отделались мокрыми ботинками и штанами. Но были и участки с водопадами, дюльферяя с которых приходилось показывать все навыки равновесия и координации.Несмотря на все трудности, перевал запомнился своей суровостью и гадкостью. Удовольствия при его прохождении было мало.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Горно-водный туризм во всей красе

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Вид в сторону ледника Язгулемский

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Юго-Восточная часть склона пер. Неринга (3Б, 5230), линия спуска группы

Дальше нашей группе предстояло подняться по леднику Язгулем, обойти ледопады, восхититься масштабами ледовых сераков и подойти под перевал Ракзоу.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Язгулемский ледопад

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Ледовые сераки невероятных размеров

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Цирк перевала Ракзоу

Перевал Ракзоу (3Б, 5817) является высшей точкой нашего путешествия. По ощущениям перевал оказался, наверное, самым простым из тех троек Б, которые мы прошли в этом году. Но не обошёлся без интересных моментов и приключений.

На подъёме мы упёрлись в очень рыхлый снег, который не удалось преодолеть, попробовали то с одной, то с другой стороны, но сколько бы лидер не утрамбовывал под собой ступени, с каждым шагом он оказывался на месте. Командир сказал, что склон лавиноопасен, и мы отступили на две веревки вниз и обошли этот участок. Было довольно обидно, ведь казалось, что оставалось пролезть каких-то 10 метров, и мы практически на перевале… Но обойдя, мы увидели, что ковырялись бы там ещё очень долго. Решение было принято верное, силы сэкономлены, и вся группа в скором времени вышла на перевал.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Перевал Ракзоу (3Б, 5817)

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Выход на перевальный гребень

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Обзорный вид плато 5400

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Перевальный гребень и восточный гребень в. Ракзоу

По традиции прошлись по гребню до начала спуска, а дальше только вниз.
Когда оставалось около 2-3 веревок до конца мимо всех участников проскользил рюкзак замыкающего. Он пролетел около 200-300 метров, и когда мы подошли к нему, оказалось, что он в целости и сохранности, практически никаких потерь и поломок не было. Мы лишились только повербанка, который предательским образом выскочил из клапана рюкзака.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)в. Ракзоу Южн. (5980)

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Южная сторона пер. Ракзоу, линия спуска группы

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)На заднем плане в. Ляп-Назар (5990)

Теперь нам оставалось подойти к «изюминке» нашего путешествия – первопрохождению перевала Самара (3А*)
По пути мы прошли пер. Выгодный (2А, 5097), благодаря которому обходится разорванная часть ледника Ракзоу-1. И побывать в самом удивительном месте всего путешествия – на песчаных площадках, на высоте 4500 метров. Оазис посреди ледников.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Подход к пер. Выгодный

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Вот такую «рвань» данный перевал помогает обойти

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Потрясающие виды, открывающиеся с перевального гребня. Ледник Ракзоу-1

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Мы тоже в свой отпуск, ходили по песку и грелись на солнце! А ещё мы шутили, глядя на Артёма – «У этого парня вчера была 3Б и завтра 3Б… Кайфует!»

Конечно нам не хотелось покидать это потрясающее место, но и время терять мы не могли. Поэтому после полноценного обеда мы пересекли поперек ледник Ракзоу-1 и начали подниматься к нашему перевалу.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Ледопады ледника Мальчик и вершины Ракзоу и Ракзоу Южн.

Перевальный взлёт не представляет никакой технической трудности. Длинный подъём, который выводит на достаточно широкий гребень. Там без труда можно разместить большое количество палаток. Но что бы подойти к самой седловине, нужно аккуратно пройти под скальный вынос.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Фото с гребня пер. Самара в сторону лед. Ракзоу-1

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)На подъёме

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Группа на возможных стоянках перед перевальным гребнем. Сам перевал возле скал по центру кадра. Фотографирует Миша Бомбин

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Ванчский хребет

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Выход по гребню к седловине перевала Самара (3А*, 5260)

Соорудив тур и сделав перевальное фото, приступили к спуску. Обойдя вершину по северному склону, начали кидать веревки вниз. Нашей целью был скальный гребень, по которому мы и должны были спускаться. Но мы предполагаем, а … получается иногда всё не так, как хотелось бы. Пройдя около 3-4 веревок, показалось, что выбраться на этот гребень из данной точки достаточно проблематично, поэтому мы решили шустро продолжить движение вниз по снежно-ледовому склону. Рельеф позволял быстро провешивать и сдёргивать веревки. Да и с высоты просматривался логичный проход. Но дойдя до условных спусковых «ворот», мы вышли на скальную стенку высотой 150-200м. Начали сыпать камни и нам как можно быстрее нужно было уходить левее и вниз в безопасное место. Ничего не оставалось, как продолжить движение строго вниз по практически вертикальным скалам.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Гребень, ведущий к пер. Седло Ржепаковского, и ледник Захарченко

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Первые веревки на спуск. На заднем плане гребень, который был нам нужен

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Один из участков на спуске

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Ледовая стенка в верхней части перевала

Оказавшись двумя ногами на твердой земле, нам оставалось сбросить высоту по снежному склону, перепрыгнуть несколько бергов и обойти огромный ледовый провал.
В результате наших усилий, в сумерках мы оказались в безопасном месте и разбили лагерь. С утра, посмотрев на перевал, мы, конечно, немного расстроились, что решили не выходить на гребень и сами себе придумали ситуацию, в которой группе пришлось преодолевать более сложный рельеф, но всё что ни случается – то к лучшему. А также порадовались тому, как лихо мы распутали ледовые трещины и нашли единственный возможный вариант спуска.
На этом техническая часть нашего похода закончилась, и нам осталось пройти перевал МВТУ и через долину Дустироз спуститься вниз. Делов-то, думали мы… Но расслабляться нельзя.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Линия движения группы

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Панорама перевала с места ночёвки

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)оз. Захарченко на фоне пер. Одесса, пер. Самара, пер. Ржепаковского, в. 5474 и в. 5640

Отдохнув чуть больше обычного, группа начала спуск к озеру Захарченко, после чего пересекла ледник и поднялась на перевал МВТУ (2А, 4597). Пройдя крайнее препятствие, мы расслабились, ведь оставалось пару дней пути. Спуститься по долине Дустироз, и на этом наш маршрут будет закончен.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Спуск к оз. Захарченко

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)пер. МВТУ (2А, 4597)

Но долина оказалась сложнее, чем мы предполагали… То приходилось обходить скальные прижимы практически по границы воды, то преодолевать вымоины по конгломератному склону, то переходить по снежным мостам с одной стороны реки на другую. И даже когда мы вышли на заброшенную с 80-х годов дорогу, особо легче не стало. От дороги осталось одно название, и долгие годы её хозяином были не люди, а медведи. Просека заросла травой, нам постоянно преграждали путь конгломератные кулуары. Пройдя очередное такое препятствие мы плюнули и спустились к реке, но и вдоль неё выход оказался не самым простым.

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Верховье долины Дустироз, первый снежный мост и обход каньона

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Верховья долины Дустироз. Вершины 5240 и 4920

Сказ о том, как шестеро добрых молодцев прошли поход 6 к.с. по Центральному Памиру. (Горный туризм)Огромная промоина, разрушившая дорогу

Наверное, нам так показалось, потому что мы уже мысленно были дома с родными, или ели самсу с чем-нибудь холодненьким. Но главное из этих последних дней, это извлечь опыт, что пока ты не сидишь в машине, которая везёт тебя в цивилизацию, ты должен быть сосредоточен на маршруте и ни в коем случае не расслабляться.

Спасибо «синей птице удачи», думаю, каждый участник неоднократно мысленно её благодарил. Погоде, которая была к нам благосклонна, нашим родным, близким и друзьям, которые следили за нами и посылали нам позитивную энергию и конечно же нашему куратору Насте Стаканкиной, которая шикарно справилась с возложенной на неё обязанностью, была всегда на связи и держала нас в курсе всех происходящих вокруг событий.

А также хочется искренне поблагодарить всю команду, за дружескую атмосферу и отличную работу! А Андрея Потапенко за шикарный маршрут, который останется в нашей памяти на всю жизнь.
Это было очень насыщенное на впечатления и обстоятельства путешествие. Отдых удался на славу!
До новых встреч!!!

В статье использовались фотографии:
Артёма Бердникова
Михаила Бомбина
Василия Трапезникова
Андрея Потапенко

PS: А для самых усидчивых - небольшой подарок. Видео-ролик о нашем путешествии.
После всего прочитанного вам будет куда интереснее его узреть. И пусть это не самый качественный фильм о походе, но и мы не на Канском фестивале.
За монтаж видео спасибо Васе Трапезникову.

Приятного просмотра ;-)

Спасибо за обалденные памирские виды и отличный рассказ! Найти в популярном районе столько вариантов для первопрохождений нужно постараться.
Виды южных склонов перевалов Неринга и Рокзоу как пугали до вашего выхода на маршрут, так пугают и сейчас, при взгляде на фотографии :) Но раз прошли спокойно и без приключений, значит выбрали их правильно. У седловины, нанесенной на карту как Одесса-2, наконец появилось свое название и первопроходцы. Молодцы!

Спасибо, Серёг.
Андрей, действительно придумал потрясающий маршрут! На столько нестандартный, что подкупал, уже начиная с прочтения нитки.
И отдельно выражаю слова благодарности тебе, за то, что посоветовал к нему присоединиться ))

Вах! Потрясающе!

Андрей Потапенко - молодец, так держать!

Спасибо за отчет и классные виды, очень круто, и такой уютный у вас шатёр) вообще непонятно, как вы это все делаете, моему уму непостижимо.

Всё просто, это годы тренировок))

Классный поход, так держать!

И не похоже, что похудели к концу похода!

Молодцы́, мо́лодцы!

7-10 кг в среднем у каждого участника. Но они ооочень быстро вернулись дома))

10 кг, как-то многовато, а то что ОНИ возвращаются, это как закон!

Невероятный поход, стоящий пример, благодарю!

Поход - бомба! Фотки тоже бомба!

Великолепный маршрут, отлично пройденный. Молодцы! Респект!

Молодцы маёвцы! Так держать!

Справедливости ради не только маевцы.Командир Андрей Потапенко-МИФИст! В нашу бытность в турклубе МИФИ -самый главный бегун!И вообще отличный человек

Славный поход для настоящих мужчин - есть чем гордиться!

Пррроздравляю с пройденным маршрутом!

Проход с Улицы Горького направо от нунатака на Розмирович, наконец, дождался своих разведчиков! Все группы, проходя Кашалаяк, засматривались в ту сторону и задавали себе вопрос: а интересно, что там, за тем рваным ледником... Молодцы, что наконец проверили!

По перевалу Одесса-2 все-таки хочется уточнить: вы как именно рекомендуете проходить спуск с перевала: по этому кулуару под охеренными сбросами, где дюльферяли сейчас, или как-то по-другому пробовать? И как, если в противоположном направлении, на подъем?

На сторону Ракзоу этот перевал выводит в тот же цирк, что Одесса-1, или в другой?

Присоединюсь к вопросу про Одессу-2 - Самару. Интересно, почему по гребню не пошли вниз, а траверсировали дальше и свалились в кулуар? Такое впечатление, что на снежных склонах выше промахнулись и уже не стали возвращаться.

Жора, привет! про «все группы» не согласен. Засмотрелись только Вы))) Ваше фото с плато в ту сторону было единственным, которое мне удалось найти. Остальные пробегают Кашалаяк, не фотографируя по сторонам.

Про Самару (Одессу-2) подробно ответил в личку тебе и Сергею. А здесь давайте дождёмся официального отчёта, он уже на подходе. Там будет всё подробно расписано как разведки с купола делали и как искали начало спуска. Там непросто всё было.

Да, Жора, только 3А там как-то не очень... Поход, несомненно, сильный, но... Какое-то впечатление двойственное... Перевалов 3Б я как-то и не увидел... Ракзоу на спуск как-то не тянет, и две 3ж - Неринга и Самара. Все определяющие препятствия 3Б пройдены на спуск. И по впечатлениям самый сложный перевал в походе - 1000 взрывов. Ну, Неринга - перевал такой, А что касается Самары - тут много вопросов. На подъеме, как я понимаю, они просто вышли на перевал Одесса (посмотрел фотки других отчетов), потом прошли по гребню к скалам, переваливая планируемый спусковой гребень, и спустились на тот же ледник Захарченко. По рельефу, про который так и хочется сказать - пройден, но ходить не рекомендуется. Почему и вопрос - а есть ли перевал Самара? Или это просто вариант перевала Одесса, который никому не рекомендуется? Да, если бы не ПСР - наверно, было бы интереснее. Ну, в общем, ожидал большего, если честно...

Анатолий, друзья мои! Предлагаю не судить поход по статье на Риске и только по тем фото, которые выложены здесь. Это авторское мнение участника. Давайте дождёмся отчёта. Про Самару. К Одессе никакого отношения не имеет, вот фото с обеих сторон. Разный подъём, разный спуск. Про варианты которые не рекомендуются. Это риторический вопрос. Есть масса перевалов, пройденных всего один раз и забытых навсегда, но присутствующих в классификаторе. Маршруты первопроходцев часто уточнялись и категория менялась аж на пару ступеней. Это естественный процесс. Горы меняются как и люди, мы смотрим новые пути, пытаемся пройти старые маршруты. Что-то приживётся, что-то отомрёт сразу после прохождения. Время покажет.

18-samara-024

18-samara-166

Анатолий - так пол памира такое - либо конская пахота на 3зю, либо мать-перемать на 3жо.

Какое-то послевкусие конечно имеется, но домашняя диванная работа мозгов - впечатляет.

Хотя изюма бы добавить не помешало... Чтобы музыканты могли показать что и на подьем тоже сбацать умеют

Спасибо за фотки, красиво!!!

Что-то ладошки вспотели при чтении))

Отличный поход! Пока не заценил видеоролик, сразу хочется спросить что за вигвам с вами был?))) Никогда такой палатки не видел.

05-shmidt-112

Палатка конструкции Николаева - несимметричный Пик с двумя входами и опорным колом. Идеальна для высотных походов.

зимой нарисовал в автокаде что-то подобное ассиметричное и два входа рядом)) только на две опоры на 4чел. для лесной зоны с печкой

Маршрут и поход просто невероятный! Я думаю любой, самый крутой-крутой альпинист молча снимет шляпу. Без вариантов! На некоторые фото со спусками смотреть жутко. Не то что там спускаться... Впрочем и на подъёмы тоже. Всё заслуживает только самых высоких баллов!!!!

Только хотел задать вопрос о палатке, да меня опередили.

Впечатляет поход. Отличные фото!!! Я вижу, что повезло с погодой, практически нет фотографий в плохую погоду.

"Плохая погода" это довольно относительный термин. Безусловно мы считаем, что с погодой нам повезло! Но назвать ее идеальной тоже нельзя.
А с фото всё просто, хорошие кадры получаются при хорошем освещении )))

Самара на 3Б вполне тянет - не надо скромничать ;-)

Уважаемый Роман, а расскажите немного про снаряжение, сколько чего брали. И продукты - сколько грамм и калорий на человека в день?

Это будет достаточно большой список.

Напишите мне вашу почту в личном сообщении, я там отвечу.

Роман, не хочется грузить просьбами прислать раскладки, тратить Ваше время и силы. По-моему, 6 человек в туристском походе 6й категории - редкий случай. Это больше у альпинистов так принято. Интересует количество веревок, как вы решили этот вопрос. По питанию - если можете навскидку сказать, сколько грамм на 1 человека в день (раскладок не надо). И палатка выглядит великоватой для 6 человек, наверное, она рассчитана на 8. В общем, поделитесь подробностями, но без подробностей!

Палатка Вити Николаева, изготовленная им самим, то есть оригинал. 1989 год. Мраморная Стена, Хан-Тенгри, пик Победы. Ходили тогда на "дровах", поэтому снаружи торчит труба от печки (конструкция тоже Вити Николаева).

048.Палатка на фоне Хан-Тенгри(с плато пика Мраморная Стена)

Что. на самом деле тащили дрова на эту высоту. Что-то не верится. В лыжных походах ещё куда ни шло. но как можно дрова снизу тащить на эту высоту. В новичках помню ещё брали для костра. Но то же на одну-две ночи.

В 2009 году, живя на Тянь-Шане в таком же шатре, вынуждены были поменять маршрут и вместо спуска к заброске продуктов и снаряжения на Южный Иныльчек, спустились на Северный. Набрали кое-каких продуктов у друзей-туристов и пошли на Хан-Тенгри и дальше к заброске. Бензин калошу для нашего примуса найти не получилось и мы пошли на свалку рядом с МАЛом на Северном Иныльчеке и набрали там каждый по пакету мусора, чтобы топить им свою титановую печку. Трубы, как у команды Никиты в 1989, у нас собой не было и готовить предполагали на улице. Но 3х дневная пурга на Западном седле Хан-Тенгри не дала нам такой возможности. К счастью, на седловине нашли брошенные баллоны газа и горелку. На ней и готовили. А мусор перенесли через перевал 3Б и оставили в лагере на Южном.

Зря не верите! Мы тогда были сильны как черти. Засовывали к себе в рюкзак нарубленную ледорубом арчу и тащили вверх. В 1988 году была анекдотическая сцена. Сидим на ПФП под пиком Хохлова. Готовим себе ужин. Над плато полный штиль, и в воздухе разливается запах сгоревшей арчи и картошки с луком, жареной на сале. Сверху, с пика Коммунизма, валит группа одесситов под руководством Александра Майорова. Вначале пришли трое и сели метрах в пятнадцати от нашей палатки. Потом ещё трое тоже сели, и перешёптываются. Пришлось подойти и предложить компота. Несмело подошли, но увидев внутренность нашей палатки, были ошеломлены. Картошки они так и не отведали, и заторопились в МАЛ. И только в 2014 году, три дня пургуя на Западном седле Хан-Тенгри, но не имея даже возможности поговорить (мы были в палатках на седле, а они сидели ниже в пещерах). Когда спустились в МАЛ на Южный Иныльчек и зашли в "бар", то за рюмкой чая вспомнили вместе с Ростиславом Чайковским - участником группы Майорова тот инцидент. Оказалось, что после спуска с Коммунизма, им, от наших запахов, показалось, что у них крыша съехала, а ходить в гости с крышей набекрень даже одесситам неудобно. Первопроход в 1988 году самого высокого перевала в СССР – перевала Горбунова (3Б*, 7350 м.) — Risk.ru

В 89-ом мы сходили на Мраморную Стену, Хан и Победу тоже на "дровах". Горный поход с залезанием на Мраморную стену, Хан и Победу в 1989 году. — Risk.ru

Я всегда уважал туристов, даже в те времена, когда их альпинисты как бы недолюбливали. А когда появился интернет, и можно воочию увидеть что ходили раньше, сейчас и вообще как всё это происходило и происходит, просто понял, это Туризм с большой буквы, это вам(нам) не базовый альпинизм....Если бы их пустить в Гималаи, они бы уже наверное все 8К траверсами бы прошли.....на дровах.... -:)))

Те времена, как это ни печально, не закончились. Местами. Есть отдельные личности, показывающие свою дурь таким образом. Особенно в этих наших интернетах.

Ну почему дурь? Души прекрасные порывы...всего на всего...

Смотришь все эти пейзажи на фотках, или даже с вертушки, и понимаешь как всё это прекрасно...а они это видят в походах....

Альпинизм это все же какое-то производное от Туризма...

Хотя на начальном этапе, альпинизм был практически туризмом, только с основной целью забраться на гору....

Прямо какая-то Ода Туризму получилось...ну вот так вот....

Может всё объеденить в Альпуризм....

Наверно, зря я так — тема нажористая, а сорваться в флуд на «Риске», как здрасте. Поэтому, напишу, что я думаю по поводу, и предлагаю закончить.
Разделение искусственное, имело место в СССР, возникло по политическим причинам, долгое время поддерживалось на уровне функционеров от спорта, по простой причине — госништяков на всех не хватит.
Но это в верхах. На земле почти все понимали, что по одним горам ходим. И даже в один клуб. Почти все. Те немногие, кто не понимал (и это не специфично для нашей сферы деятельности) чаще всего компенсировали пафосным «я таким-то занимаюсь» свою несостоятельность. Ну, или как ни крути — дурь.
Подчеркну, это не про тех, кто реально ходит.
А с появлением интернета возможность всесторонне показать себя выросла в разы.
Удивительно, но с срачами на эту тему сталкиваешься довольно часто. Хотя вроде уже много лет, как и вершины и траверсы ходить в походе можно вполне официально. Т.е. различия на начальном и среднем уровне нивелированы настолько...
Да, мне нравится термин «горный спорт».

Ну да, это как в старом анекдоте: "Вашей фирме бы название сменить -- работать по проще будет!"

Зябко от описания спуска с перевала Неринга. А если бы снежок брызнул?