Пишет Георгий Сальников, 24.06.2017 11:37

Памир, большие перевалы, короткие названия. Хребты Дарвазский, Ванчский, Язгулемский, Рушанский, Академии Наук, 1986 год. (Горный туризм, таджикистан, новосибирск, турклуб нгу)

Ниже предлагается рассказ о 400-километровом транспамирском походе 5 к.с. группы туристов Новосибирского Академгородка в 1986 году. Маршрут пересекает пять памирских хребтов от ледников Гармо и Беляева на севере до озера Яшилькуль на юге. С четырьмя перевалами 3А, один из которых (или даже два) пройден в первый и единственный раз.

Нитка маршрута

Ванч - пер. Кашалаяк (2А, 4330) - пер. Крыленко-Блещунова (3А, 5530) - пер. Трон (3А*, 5500, п/п) - пер. Егорова (2А, 4700) - пер. Пулковский (1Б, 4500) - Хрустальный - пер. Соколова (2Б, 4650) - пер. Одесса (3А, 5280) - пер. БЕГ ложный (сложный) (3А*, 5300, п/п) - Бартанг - Сарез - пер. Лянгаркутал (1А, 4629) - Яшилькуль

По традиции, маршрут состоял из трех частей: акклиматизационной, спортивной, и культурно-познавательной. Правда, акклиматизационная часть у нас оказалась не менее спортивной, фактически составив половину похода и по дням, и по препятствиям. Это транспамирский маршрут с пересечением хребтов Академии Наук, Дарвазского, Ванчского, Язгулемского и Рушанского. Крайняя северная точка - ледник Беляева, прямо под Южной стеной Коммунизма, крайняя южная - озеро Яшилькуль. Всего в маршруте 9 перевалов (из них четыре 3А, два в режиме первопрохождения), около 400 км, 31 ходовой день.

Состав группы: 10 человек, все из Новосибирского Академгородка. У половины из них это первая пятерка, и первый раз на Памире.

Аркадий - руководитель
Юрий - завхоз
Ольга - врач, по совместительству фотограф и просто украшение группы
Марина - тоже украшение группы
Володя - мощный молодой участник
Сергей - мощный молодой участник
Витя - бывалый участник
Игорь - бывалый участник
Леня - бывалый участник, плововар всех времен и народов
и я - ваш покорный слуга, по совместительству ремнаборщик и фотограф

Витя
Володя
Юрий
Оля
Сергей
Марина (на фоне ледника Красноармейского)
Марина и Игорь
Аркадий
Я (с "культовым" фотоаппаратом ЛОМО-135М)

Никто из участников не болел, но по причинам разной степени объективности не все прошли полный маршрут. Леня прошел только первую часть маршрута. Остальные девять прошли обе технических части. Марина и Володя уехали домой по Бартангу. Витя и Сергей закончили на Сарезе. Аркаша, Оля, Юрка, Игорь и я впятером достигли Яшилькуля.

Официальный отчет по этому походу не был и, очевидно, уже не будет написан. Нижеследующий текст на статус "отчета" не претендует, я прошу рассматривать его исключительно как собственные "мемуары", написанные в свободном стиле и от первого лица. Фотографии (кроме тех, что отмечены другим годом) - олины и мои. Отдельная благодарность Николаю Симонову за самоотверженный труд по сканированию археологических слайдов. Если те или иные схемы и/или фотографии среди текста слишком мелкие и не читаются, открывайте их в отдельной вкладке средней мышкой.

Первая часть маршрута - акклиматизационно-спортивная, отмеченная на схеме Вадима Ляпина
Вторая часть маршрута - спортивная, отмеченная на схеме Вадима Ляпина
Третья часть маршрута - культурно-познавательная, отмеченная на схеме Славы Завьялова

Было подмечено, что дорога от Новосибирска до Памира и обратно, в сумме, всегда занимает ровно одну неделю. Если туда удалось добраться быстро и легко, то на обратном пути будут подстерегать большие трудности, и наоборот. В этот раз нам повезло за сутки добраться до самого Хрустального, домой же ехали 6 дней.

Несколькими утренними рейсами АН-2 вся группа благополучно долетела до Ванча и собралась под чинарой в аэропорту. Сидим, пьем чай, на Хрустальный машины пока нет. Ванч славился, помимо прочего, своей знаменитой вишневой рощей, и не менее знаменитыми ванчскими овчарками гигантских размеров. Вот сидим мы под чинарой, чайкуем, перекусываем какой-то колбасой, едим принесенную несколькими добровольцами вишню из рощи, никого не трогаем.

Вдруг пришла одна из этих огромных ванчских собак, улеглась рядом с Ленечкой и стала его молча трогать лапой.

А лапища - больше, чем у самого Лени, и башка у этой псины больше лениной, про пасть я вообще молчу. Что ей от Лени надо - непонятно, ничего не говорит. Только лапой трогает. Пока не ест, но чувствуется, что много времени ей, чтобы бедного Леню стрямкать, не понадобится...

Ленечка с опаской отодвинулся от собаки. Собака придвинулась. И продолжает трогать лапой. Даже не по себе как-то...

Кто-то предложил дать собаке колбасы, может, отстанет. Но жрать колбасу собака не стала. Только придвинулась еще ближе к Лене, и продолжает трогать лапой.

Аркаше пришло в голову: может, она хочет не есть Леню, а чтобы он с ней поиграл? И правда, зверюга как давай вокруг Аркаши весело прыгать! Откуда ни возьмись прибежали еще две таких же, через несколько минут все трое позабыли про Аркашу и Леню и убежали по своим делам.

А вечером пришел ЗИЛок. Водитель сказал, что ехать наверх может только ночью, т.к. днем он на работе. В кузов погрузились три группы, человек 25, и поехали. Во времена СССР дорога была вполне приличная. Только уже за Поймазором в темноте водила въехал таки в какую-то канаву и там застрял.

Это был момент истины. Водила говорит: обязательно надо машину вытолкать, иначе, дескать, меня в Ванче завтра потеряют, что будет... Ну что, облепили мы машину со всех сторон, и давай толкать. Темень кромешная, грязь из-под колес в морду лица, все пофиг, лишь бы вытолкать, одна цель. Получилось!

Утром оставили в Хрустальном заброску на вторую часть похода, у заведующей столовой. И почапали вверх по РГО.

К вечеру дошли до известной стоянки у теплого озера в левом кармане. Места шикарные! Купались, варили компот и, наверное, плов. Долго сидели у костра. Пили ли что-то еще, кроме компота... таких подробностей уже не помню.

Теплое озеро в левом кармане РГО, фото 2008 года

А ночью в этом самом месте мне пришлось испытать такой животный ужас, какого я за всю жизнь никогда не испытывал, ни до, ни после.

Вечером было очень тепло. Мы, естественно, легли спать без палатки, под открытым небом - ведь на Памире дождей не бывает! Но даже без палатки было жарковато. Вылезешь из спальника по пояс - холодно. Залезешь - жарко. Так я помаялся какое-то время и вспомнил, что компотик-то прохладный остался, и котел с ним стоит где-то у потухшего костерка. Я выбрался из спальника потихоньку, чтобы никого не разбудить, в кромешной темноте нащупал свою кружку и стал открывать кастрюлю с компотом.

Внезапно лежавший по соседству трехместный спальник встал на дыбы и кинулся на меня со свирепым ревом.

Представьте состояние! Ночь совершенно темная, ничего не видно. На тебя кидается непонятный зверь огромных размеров и пытается разорвать. Рев совершенно нечеловеческий. Совершенно непонятно, что это вообще такое, и как действовать (то, что это спальник, я в тот момент еще не сообразил). За спиной озеро, отступать некуда. Защищаться нечем, в руке только кружка, да и вообще непонятно, можно ли от ЭТОГО спастись.

Оказалось, что лежавший в середине трехместного спальника Ленечка приоткрыл глаз, увидел меня, склонившегося около костра, спросонья принял за медведя и решил, если не убить, то хотя бы отогнать. А поскольку Леня был убежден, что медведь настоящий, то, спасая группу, рычал на меня разъяренно, "с полной отдачей". Двое его соседей, которых Леня поднял на дыбы вместе со спальником, наверное в первый момент напугались, ничего не поняли и тоже что-то орали (раз все рычат, значит, так надо).

Конечно, опасно оказаться в лапах свирепого медведя, не спорю. Но и смирному, добродушному, небольшому такому беззащитному медведю попасть без предупреждения под горячую руку людей - мало не покажется. Так что и медведям отнюдь не завидую...

Фото 2008 года. Вот в этом самом райском месте чуть было не завалили последнего краснокнижного медведя. Которым оказался я.

Пройдя за два дня ледник РГО, мы начали кашалаячить.

"Кашалаячить" - это специальный горно-туристский глагол, обозначающий "проходить перевал Кашалаяк в начале похода, на подъем, неакклиматизированными, и с тяжелыми кулями". Созвучен с глаголом "ишачить", также рифмуется со словом "херачить".

Кашалаячили мы, как обычно, по улице Горького, проблем не было, веревок не вешали, и к вечеру благополучно пришли на ГМС "Ледник Федченко". Метеорологи встретили нас вполне радушно и, хотя на ГМС было много народу, пригласили даже ночевать в дом.

Перевал Кашалаяк известен давно и очень хорошо, так что не будем отягощать мемуары еще одним его описанием.

Ночевка под открытым небом на фоне пика Гармо
Перевал Кашалаяк. Слева стоит Игорь.
Улица Горького. Видны пики Гармо и Комакадемии.
Подходим к метеостанции
Ледник Федченко
ГМС и ледник Федченко, фото 2008 года
ГМС "Ледник Федченко", на дальнем плане перевал Кашалаяк, фото 2008 года
Памятная табличка на ГМС, фото 2008 года

Переночевав на ГМС, за следующие полдня мы проскакали 25 км вниз по Федченко и обедали у поворота на ледник Бивачный. Здесь ни с того, ни с сего Юра и Серега поспорили, да так горячо, что чуть было не подрались. Предмет спора был совершенно непримиримый - о татаро-монголах: один утверждал, что они были язычники, а другой - христиане. Победила аркашина уникальная способность сглаживать любые конфликты - сам собой утих и этот, как только Аркаша подошел к спорщикам.

Ледник Бивачный, вдали пики Россия, Коммунизма, и другие
Мемориал на Бивачном
Вообще-то мы купались абсолютно во всех озерах с жидкой водой, встречавшихся по пути. Это в кармане Бивачного оказалось теплым, но очень мелким. Надо купаться, но как туда нырять? Ни рыбкой, ни солдатиком...

На следующий день продолжали идти вверх по Бивачному, сначала по правому карману, потом по самому леднику. Где-то напротив пика ОГПУ пообедали, после обеда проползли кое-как еще ходку и снова упали. Жара плющила по-черному. Хотелось купаться, но вокруг только лед с мелкими лужицами. Придумали делать так: ложишься голым пузом в лужу и быстро, пока оно не примерзло к ледяному дну, переворачиваешься на спину. Круть-верть туда-сюда по дну лужи, памирский кондиционер...

Двухэтажный грот на леднике Бивачном
Этот же характерный серак в 2004 году на том же самом месте. За 18 лет ледник совершенно не изменился!

После пары часов сиесты жара спала, и стало можно двигаться дальше. Попалась широкая трещина, не обойти. Аркаша, недолго думая, изящно перепрыгнул на ту сторону. Последовало некоторое обсуждение, много ли участников смогут долететь хотя бы до середины провала. Ну, все равно ведь что-то делать надо... Сняли рюкзаки, перекидали их на ту сторону на раз-два-взяли, ну и сами налегке, с разбегу, так, что аж штаны рвались в полете... все допрыгнули. Жить захочешь - воспаришь, куда деваться-то...

Пик Гармо

Вечером подошли под перевал Крыленко-Блещунова и даже успели совершить разведку методом залезания на седловину. Повесили там, кажется, пару веревок, за ночь следы смерзлись, и утром подниматься было легко. Вид с перевала просто шикарный: пик Гармо, Дарвазская стена...

Крыленко-Блещунова со стороны ледника Бивачный. Стрелкой в правой части фото показан путь подъема на седловину, и далее траверс в направлении спусковых кулуаров. В левой части фото пик Гармо.
На седловине Крыленко-Блещунова, на фоне пика Гармо
Вид с седловины Крыленко-Блещунова. Прямо - северный гребень пика Гармо. Слева вдали виден перевал Плечо Гармо. Справа - Дарвазская стена и непройденная перемычка Дарвазского кругозора.

Спуска на ледник Вавилова прямо с седловины нет. Надо подняться направо на вершинку. Дальше есть разные варианты прохождения, но мы, ничтоже сумняшеся, спустились с нее по запутанной системе кулуаров прямо вниз. Повесили, может быть, с десяток веревок по в меру раскисшему снегу, вешать и снимать их было легко, уворачиваться от нестрашных камнепадов почти не пришлось. На спуске последними работали мы с Витей, попеременке то сдергивали снежный щит, то спускались с нижней страховкой на три такта.

Спуск с Крыленко-Блещунова
Крыленко-Блещунова со стороны ледника Вавилова. Стрелкой в левой части фото показан выход из спускового кулуара. В правой части фото ледопады пика Гармо, в них-то турист и очутится, если станет спускаться с седловины Крыленко-Блещунова прямо вниз.
Путь через перевал Крыленко-Блещунова (3А), отмеченный на гуглоснимке

На последней веревке у Вити обнаружилась странная особенность в технике пользования ледорубом. В любой нештатной ситуации Витя стремился как можно быстрее от ледоруба избавиться, и этот рефлекс был доведен до автоматизма. Здесь он спускался по некрутому снегу с нижней страховкой спиной к склону, держа в каждой руке по ледорубу (один свой, другой - тот, за который были закреплены эти перила). Внезапно Витя поскользнулся на забившейся снегом кошке и поехал вниз. Скорость была маленькая: пока он ехал, я даже успевал выбирать его страховку. Но в сам момент падения Витя сделал широкий взмах руками и выбросил оба ледоруба. Тот, который его, был к нему привязан усом и далеко улететь не мог. Второй ледоруб отлетел метров на 30, так что Аркаше пришлось выходить на отдельной веревке его доставать.

На леднике Вавилова. Витя берет разбег, Вовка обеспечивает визуальную страховку.

К вечеру мы прошли ледник Вавилова и остановились на Сурковой поляне. На самом деле там даже не одна Сурковая поляна, а три. На стыке ледников Вавилова и Беляева, под стенами пика Трон Петра - главные Сурки. Напротив через ледник Вавилова, на стыке Вавилова и ледника Гармо - Сурки-2. Напротив через ледник Гармо, на стыке Гармо и ледника Липского - Сурки-3. На каждой из этих трех полян есть стоянки и теплое озеро, но главная Сурковая поляна самая большая, и озеро на ней самое глубокое. Там есть остатки стоянок старых экспедиций, вертолетная площадка, небольшой мемориал... Историческое место. А также бабочки - парусники, по 300 долларов штука, как утверждал Леня, биолог по специальности.

Мемориал на Сурковой поляне - Боровиков Александр Васильевич, 1934-1972
Мемориал на Сурковой поляне - "Операционная"

В группе была специальная лыжная палочка без колечка, которую мы имели в виду при необходимости предъявлять КСС под видом "лавинного зонда", в других случаях использовать для прощупывания трещин на закрытом леднике, а кроме того, натягивали на ней палатку. В один из первых же дней Ленечка реквизировал эту палочку, объявил ее "ручкой для сачка", натянул кусок марли из аптечки и при каждом удобном случае ловил этих самых парусников. На Сурках этих редких бабочек было так много, что Вовка тоже захотел себе 300 долларов и попросил у Лени попробовать поймать. Взял сачок, и крадется за бабочкой. Дождался, пока та сядет на травинку, хвать сачком - одна трава, а бабочка улетела! За следующей крадется, крадется, целится, целится сачком, хвать - и снова мимо! Леня говорит: дай, дескать, научу, это же совсем просто. Вот, смотри, парусник летит - не прерывая словесные объяснения и жестикуляцию, махнул одной рукой сачком по воздуху - и бабочка внутри трепыхается. Зрители даже не успели сообразить, как это он так ловко поймал!

Леня с сачком. Справа сидит Оля.

У нас было запланировано первопрохождение перемычки между вершинами Трон Петра (5800) и Патриот (6400) с притока ледника Вавилова номер 1 на ледник Беляева. Называли мы ее перевалом Трон, высоту оценивали около 5500, сложность - 2А с "плетнем". Бывают перевалы со звездами, а бывают - с "плетнем". "Плетень" присваивается категории перевала в том случае, если его сложность оценил по соответствующим понятиям Николай Гаврилович Плетнев, известный новосибирский горник и знаток Памира. Если Коля Плетнев оценивал перевал как 2А, то это значило, что мало никому не покажется. Если же Коля говорил, что там-то получится неплохая тройка-А, скорее всего это значило, что перевал вообще непроходим.

Поначалу мы так и хотели было заявить перевал Трон: как есть, 2А с "плетнем". Но, во-первых, мы не знали, каким именно значком обозначается "плетень" в маршрутной книжке, а во-вторых, не были уверены, какие требования предъявит к группе МКК для права прохождения "плетня". Поэтому заявили по максимуму, что могли: 2Б*. На самом деле это, конечно же, 3А* по результату прохождения. Итак, поехали!

Перевал Трон

Местонахождение: в западном отроге хребта Академии Наук между вершинами Трон Петра (5800) и Патриот (6400). Связывает ледник Беляева и ледник Вавилова (приток номер 1). Название "Перевал Трон" предлагается в соответствии с именем ближайшей вершины (Трона Петра), а также за внешнее сходство со спинкой гигантского трона (даже с подлокотниками).
Ориентация: юг - север
Предлагаемая категория сложности: 3А*
Высота: 5500 м
Характер: комбинированный. Со стороны лед. Вавилова скальная стена (350-400 м), со стороны лед. Беляева протяженный снежно-ледовый склон с бергшрундами (~500 м).
Определяющая сторона: перевал двусторонний, сложность обеих сторон сопоставима
Направление прохождения: с юга на север, подъем по скалам, спуск по льду
Навешено веревок: на подъеме 5 по скалам (250 м перил), на спуске 10 по льду (500 м перил), всего 15 веревок (750 м перил)
Время подъема: полдня; время спуска: полдня. Ночевали на седловине из-за непогоды и плохой видимости. Несмотря на увеличение времени прохождения, ночевка на седловине может быть рекомендована с целью раннего прохождения обоих перевальных взлетов. Ледовая сторона перевала может представлять лавинную опасность, если выпадет много снега, скальная сторона потенциально камнеопасна, если снега не будет.
Ночевки: возможны непосредственно под перевальными взлетами с обеих сторон, а также на седловине
Особые качества: перевал Трон является абсолютно лучшим обзорным пунктом для южной стены п. Коммунизма, т.к. расположен в точности напротив нее

Перевал очень интересный, спортивный, видовой, и рекомендуется для прохождения. Насколько нам известно, до сих пор никто даже не пытался его повторить, хотя в разные годы заявляли как минимум две группы.

Мы планировали пройти Трон в коротком кольце: Сурковая поляна - перевал - лед. Беляева - Сурковая поляна. Руководитель, ничтоже сумняшеся, решил, что мы успеем пройти кольцо с одной ночевкой. Соответственно, продуктов взяли на две, считая, что вторая, запасная ночевка, на самом деле будет на Сурках уже на обратном пути. Присущий этому перевалу "плетень" мы явно недооценили, он оказался существенно сложнее, чем мы ожидали, хотя и вполне по силам нашей группе. Впрочем, все по порядку.

Кольцо через перевал Трон (3А*), отмеченное на гуглоснимке. Цифрами 1, 2, 3 отмечены поляны Сурки-1 (главная), Сурки-2, Сурки-3 соответственно.

На Сурках мы сделали полудневку и стартовали к перевалу после обеда. До него от поляны недалеко, мы управились за три ходки. Подниматься от поляны надо по левому "подлокотнику" Трона Петра (он же правый борт ледника), пока моренный гребень "подлокотника" не закончится, и выходить на ледник только в самом верху. Такая тактика позволяет обойти ледопад притока.

Когда мы поднялись в самый верхний цирк, стена перевала "встала". Снизу было совершенно непонятно, в каком месте надо лезть, и каковы реальные перспективы. Время было, и Аркаша решил с вечера сделать разведку нижней части. Ходили, кажется, втроем: Аркаша, я и кто-то еще. Низ стены оказался на удивление легко проходим. При том, что сами скалы имеют большую крутизну, в нижней части между ними много полок, по которым мы без всякой страховки уверенно преодолели примерно треть всего перевального взлета по высоте. Успешная разведка сильно подняла настроение, у нас появилась уверенность, что завтра мы перевал пройдем.

Стена перевала Трон. Отмечена линия подъема со стороны лед. Вавилова. Навеска перил началась от снежного треугольника в нижней трети стены.

Утром мы быстро поднялись до достигнутой вчерашней разведкой точки и приступили к навеске перил. Халява закончилась. Скалы оказались весьма крутыми, встречалось множество локальных отвесных стенок. При том скалы были настолько разрушены, как будто кто-то специально сложил камни друг на друга безо всякой поддержки, сложил максимально аккуратно, чтобы как можно круче получилось. Стоило неосторожно зацепить один камень, как за ним вниз уходил целый "паровоз". Хорошо, идущий первым Аркадий выбирал путь, все время придерживаясь контрфорса. Оброненные нами камни летели направо и налево по кулуарам, но не на людей. Самопроизвольных камнепадов не было вообще.

Леня потом жаловался: краснокнижные парусники (по 300 долларов штука) мимо него через перевал прям стаями порхали. А он... ну как тут быть, к стене пристегнутый хоть прыгай, хоть не прыгай, чуть-чуть не получается достать! Сплошное расстройство...

На одной из перестежек при подъеме на перевал Трон. Из рюкзака Лени торчит "ручка от сачка".

Вспоминается еще несколько характерных эпизодов во время подъема. В одном месте надо было пройти несколько метров по полке, ногами, страхуясь к горизонтальным перилам. Вот иду я по этой полке, никого не трогаю. Справа скальная стенка. Внезапно из этой стенки вываливается здоровенная каменюка мне прямо в руки. Я стою, кряхтя, держу эту каменюку, и не знаю, что делать. Бросить нельзя, внизу люди. Держать тяжело, чувствую, не удержу долго. Кое-как изловчился, смог аккуратно на полку ее положить.

В другом месте произошла заминка. Долго не освобождали перила. Оказалось, у Вити случилась какая-то техническая проблема, он завис на вертикальной стенке, и ни туда, ни сюда. Спасработы заключались в том, что Игорь подставил ему собственную спину. Витя, освобождая зажим на веревке, топтался по спине своими 12-зубыми кошаками, а Игорь стоически терпел это издевательство.

Подъем на перевал Трон, переход с крутого участка на выполаживание
Верхний, относительно пологий участок стены Трона
Вид вниз с седловины перевала Трон

Протяженность крутого участка была 4 веревки. После этого на просторном выступе можно было собраться всей группой, а оттуда пятая веревка по легким скалам вывела на седловину. Вылезли мы туда как раз к обеду. В принципе, можно было бы и рискнуть в этот же день спуститься. Но имела место одна заковыка...

Одна, если не самая главная, мотивация для нас проходить Трон была - посмотреть с него и пофотографировать южную стену Коммунизма. Не побоюсь сказать, именно перевал Трон - наивыгоднейшая обзорная точка для Южной стены! Однако, уже во время прохождения последней веревки на нас села туча, на седловину мы вышли в снегопад, и никакого Коммунизма оттуда видно не было. Представляете, какой облом! Обсудив приоритеты, мы решили заночевать на перемычке: глядишь, к утру погода наладится, и мы увидим все, что надо. А спуститься и так успеем, благо запас продуктов на эту дополнительную ночевку у нас с собой был.

Седловина перевала Трон просторная, мы легко разместили наши две палатки (4- и 6-местную). Строго говоря, на этой перемычке люди до нас уже были. Участники первых экспедиций на пик Коммунизма с южной стороны поднимались сюда с целью наблюдения, перемычка также разведывалась на предмет возможности обхода ледопада Беляева через нее. Кроме того, существует маршрут на пик Патриот отсюда по западному гребню (5Б, Алхутов, 1962). Еще при подъеме мы видели левее нашей линии остатки старых трехпрядных веревок, а на седловине нашли две банки древней тушенки и на всякий случай забрали их с собой. Но на ледник Беляева, насколько нам известно, отсюда еще никто не спускался, и наше сквозное прохождение должно было стать первым.

Ночевка на седловине перевала Трон. На дальнем плане вершина Трон Петра.
Южная стена Коммунизма, вид утром с перемычки Трона

Утром наше терпение было вознаграждено погодой. Насладившись видами южной стены Коммунизма, мы пошли на спуск. Повесили 10 веревок по ледовому склону, в меру "кучерявому", с бергшрундами, но в целом безопасному. И можно было бы сказать, что спуск прошел без происшествий, но в процессе снятия перил Витя таки умудрился выбросить ледоруб Игоря, да так, что обнаружил пропажу только внизу и сам не смог вспомнить, где и при каких обстоятельствах это могло случиться. Возвращаться наверх искать ледоруб было нереально, так что Игорь отобрал у Ленечки "ручку для сачка" и доходил первую часть маршрута с этой палочкой.

Эпизод спуска с перевала Трон
Перевал Трон, вид от конца перильных веревок
Перевал Трон со стороны ледника Беляева
Вид на перевал Трон с пика Душанбе, фото 2004 года

На обед мы остановились на Грузинских ночевках. Это такая весьма благоустроенная морена вблизи пика Куйбышева, на фоне стены Коммунизма. Остатки старых экспедиций, обломки вертолета. Журчит вода, и даже есть "водопровод". Правда, строго говоря, обеда-то у нас не было. Ну, погрызли остатки сухарей, да сожрали археологическую тушенку с перемычки Трона. После чего побежали вниз по Беляева, надеясь к вечеру вернуться к заброске на Сурки. Путь туда неблизкий, вся жратва, включая ископаемую тушенку, кончилась, но Юра-завхоз умудрился изобрести новый вид "стратега": замесил в своей большой миске остатки протертой облепихи на крошках от сухарей. В другой обстановке от такой "еды" нас бы, наверное, стошнило, а тут, ничего, за обе щеки уплетали...

Грузинские ночевки
Южная стена Коммунизма, вид с Грузинских ночевок

Как известно, устье ледника Беляева перегорожено большим ледопадом. Но бывалые туристы (типа нас:) знают, как его можно обойти. Надо все время держаться правого края ледника. Цель - попасть на нижнюю часть ледника Липского, в этом месте Липского ровный и пересекается без проблем. Уже в сумерках мы прошли поляну "Сурки-3" в правом кармане Липского и стали спускаться на тело ледника Гармо. Спуск оказался не пешеходный, пришлось кидать веревку. Пока мы колупались с этой веревкой, настала ночь. Темнота, глаз выколи. И хотя ледопад Беляева уже позади, но ледник Гармо в этом месте нифига не Бродвей, а грязный, весь в буграх и изобилует трещинами. Надо сказать, в то время светодиодных фонариков еще не изобрели, и люди пользовались, чем придется. У нас в группе было всего два фонаря. Один - вовкин самодельный налобник - несколько дней назад совсем сломался и не светил. Исправно работал мой фонарь системы "эспандер", он же "жучок". Единственный на 10 человек! Пока идешь по чистому льду, без фонаря еще видно что-то белое. А как только под ногами появляется черное, то это одно из двух: или куча грязи на льду, или зияющая трещина. Вот Аркаша и шел первым, жужжа эспандером. У каждой трещины приходилось останавливаться и жужжать, пока ее не переходили все до последнего участника. Прожужжав таким образом часа за полтора какие-то сотню метров, мы поняли, что надо ночевать прямо здесь, в этой заднице. Без ужина и без завтрака. Таким было наше первое (но не последнее) ночное похождение за поход.

С утра натощак мы сделали марш-бросок до Сурков. Завхоз оприходовал заброску, еды в ней оказалось варки на три с половиной. Идти на этом до Ванча еще через два перевала... А жрать-то хочется прямо сейчас, мы ж без завтрака! Отделили три варки НЗ, смотрим, что осталось. Щепотка сухих овощей от уже съеденного супчика. Пакетик с остатками картофельных хлопьев. Риса меньше, чем на полварки. С надеждой смотрим на Леню - повара всех времен и народов: что же из этого можно сварить? Ленечка окинул взглядом: а пожалуй, из этого получится неплохая мастава... Ух ты, живем! А на второе мы приговорили какао.

Праздничная мастава и какао на Сурках. Сидят за столом слева направо: Игорь, Вовка, Ленечка, Оля.
Молниеносное купание в теплом озере на Сурках-2

После жизнеутверждающего обеда мы выдали такой темп, что до вечера, всего за полдня, пробежали полгармо, завернули на Шокальского и поднялись по нему под самый перевал Егорова!

На следующий день мы еще до обеда перемахнули пару перевалов Егорова (2А) и Пулковский (1Б). Сложностей там не возникло. Помню только, что при подъеме на Егорова Маринка все время ругала Витю за то, что он на ее жизнь покушался (якобы сбрасывал камни). А на спуске с Егорова снег глубоко проваливался под ногами, что вынудило продемонстрировать оскорбительный для горного туриста жест - съехать на пятых точках.

Перевал Пулковский, вид с перевала Егорова

Ночевали мы на речке Пулковке далеко за перевалами. Вечером из каких-то местных травок, корочки корицы и остатков спирта Ленечка сварил грог. А утром мы перебрели Поймазардару и через пару ходок спустились в кишлак Вань-Вань. На тропе после Поймазардары группа растянулась. Где-то впереди мы с Аркашей, смотрим - бежит навстречу собака. Та самая, которая год назад пришла с нами с Бартанга через перевал Хурджин. Аркаша кинулся было обнимать собаку, но та встретила как-то прохладно. И вдруг на горизонте показался Ленечка. Собака бегом к нему, визжит от счастья, лижется! Явно не просто так у него в прошлом году лепешки из рюкзака пропали...

Заброска-то наша только в Хрустальном, в столовой. Дойдем туда только к вечеру. Поэтому в Вань-Ване зашли в сельмаг купить какой-никакой снеди. Пока завхоз приценивался, смотрим, изучаем местный ассортимент. Стоит на стеллаже здоровенная кастрюля, на ярлыке написано:

КАСТРУЛ - 2р. 20коп.

Рядом поменьше:

КАСТРУЛКА - 1р. 80коп.

И совсем маленькая с ярлыком:

КАСТРУЛЧИК - 1р. 20коп.

Мы сопоставили с размером наших котлов, и с тех пор называли свой исключительно почетным именем "Каструл"! Скороварку же у нас с давних лет принято называть "саптаяком", так будет "автоклав" по-алтайски.

За Поймазором мы расстались с Ленечкой (а к Игорю перешел его ледоруб). Леня вынужден был нас покинуть, торопясь назад в Новосибирск на защиту собственной диссертации. В честь проводов приготовили, что бог послал - яичницу из двух десятков купленных в сельмаге яиц. В качестве сковороды использовали "Каструл".

Прощальная яичница

Заброска в Хрустальном была в полном порядке, впереди ожидала основная часть маршрута. Но сначала полагался день отдыха. Помылись в бассейне с водой, подогретой от дизеля. Кто-то что-то ремонтировал. Завхоз оприходовал заброску. Рюкзачки обещали изрядно потяжелеть. Шибко не хотелось тащить их вниз до моста через Абдукагор, а потом обратно вверх по тому берегу - крюк добрых 15 км. Нам надо было дальше на речку Дустироз - левый приток Абдукагора. Дорогу по Дустирозу было хорошо видно прямо напротив нашего лагеря. Однако Абдукагор река бурная, без моста не перейти, наверное, даже с Аркашей. Придется завтра делать крюк до моста и обратно, медленно и печально...

Но все это завтра. А сегодня, по поводу аркашиного дня рождения, мы сварили праздничный плов. Что именно при этом пили, не припомню. Но наверняка что-то непростое. Потому что за каким-то по счету тостом Аркаша объявил, что делать крюк до моста не будем, а форсируем Абдукагор прямо здесь, напротив Хрустального!

Задача поставлена, надо выполнять! Пока энтузиазм не пропал, сразу же и пошли наводить переправу. Река здесь широкая и бурная. Но мы нашли место, где посреди глубокой части русла торчали два огромных валуна. На свалке подобрали какую-то пару жердей с перекладинами на манер лестницы, неизвестного предназначения. С этой тяжеленной "лестницей" мы по воде подобрались к первому валуну и принялись всемером ее на этот камень запихивать. Работа - охренеть! Дальний конец перевешивает, едва удерживаем, а уронить нельзя, сразу унесет течением. Налегаем на свой край, по пояс в речке, одежда и ботинки мокрые похер, цель одна: достать жердью до второго камня и не уронить. Запихали!

По этим жердям перешли через главную стремнину на второй камень. Но и с него до берега далеко и глубоко, не допрыгнуть, и вброд не перейти. Нашли еще одно бревно, которое достало до того берега. Как нам удалось его положить, не помню, но перебрались и подровняли всю конструкцию. До полного завершения не хватало еще третьего мостка с нашего берега до первого камня, чтобы можно было завтра вообще не мочить ноги. Навели и его. Победа!

После сооружения переправы отжали вымокшую одежду, вылили воду из ботинок и вернулись на стоянку продолжать отмечать успех. А утром перешли уже с рюкзаками и пошкандыбали потихоньку по Дустирозу вверх.

Группа только что перешла Абдукагор. Фото на фоне переправы.

Я не слыхал, чтобы, кроме нас, еще какая-нибудь безбашенная группа так же переправлялась через Абдукагор в самом бурном месте, у рудника, с единственной целью не делать крюк до моста и обратно. Вот уж, воистину, лень - двигатель прогресса!

30-метровый водопад на Дустирозе
Он же, фото 2005 года

Дальше дорога идет по левому берегу Дустироза. По пути встречается мощный 30-метровый водопад, бьющий прямо на дорогу. Потом в какой-то момент дорога заканчивается, а у нашего борта начинается прижим. Чтобы его пройти, пришлось зайти в речку и несколько десятков метров брести по колено в воде вдоль конгломератной стенки. В каком месте и как ночевали, не помню, а вот на следующее утро надо было еще перейти вброд левый Дустироз, чтобы завернуть к нашему перевалу. Здесь я приотстал от авангарда, а когда приблизился к переправе, увидал жуткую картину. Через вроде бы не такую большую, но бурную речку были натянуты перила, Аркаша и Игорь были уже на том берегу, а Серегу полоскало в воде, в позе на спине, едва держащегося за веревку одной рукой. При этом он, как видно, не был пристрахован. Через секунду Аркаша сам кинулся в реку (ему с того берега было ближе) и выловил терпящего бедствие.

Игорь после окончания переправы рассказал, как развивались события. Они с Аркашей первыми подошли к реке, которая не выглядела большой и страшной, и с ходу стали ее бродить. Просто друг за другом, по одному. В какой-то момент течение показалось слишком сильным. - Может, стенкой? - спросил Игорь. Оба взялись друг за друга, Аркаша выше по течению, и пошли дальше. А река все сильнее. Потом Игорь почувствовал, как его ноги оторвались от дна, но при этом его не смыло, потому что Аркаша продолжал держать его практически под мышкой и не отпускал. В таком порядке и добрели до берега. Аркадий-то тонконогий, как страус, вода его обтекает без всякого сопротивления, благодаря этому качеству он может переходить вброд почти любые реки.

На том берегу Аркаша с Игорем оценили обстановку и решили, что надо бы сделать для остальных перильную переправу. Как раз и народ с нашей стороны подошел. Перекинули веревку, но доставать обвязки было лень, тем более, что речка по-прежнему не вызывала опасений. Поэтому Серега пошел без сбруи, просто придерживаясь за веревку рукой. Как его чуть было не смыло, я уж рассказал. Последующие участники переходили уже на полноценной страховке. Это, действительно, было не для слабонервных. Мне, например, на середине реки на ногу накатился тяжелый камень. Чувствую: застрял, выпростать ногу из-под камня не получается, а если дерну рывком, могу потерять равновесие и искупаться. Кое-как все-таки выбрался. Рюкзаки переправляли по веревке, приподнимая ее, стоя в середине на отмели. Последним "пошел" Вовка. На самом деле он фактически с разбегу нырнул в реку, вынырнув возле нашего берега, а мы придержали его за веревку. Этакий экшн!

Переправа у слияния левого и правого Дустирозов
Перильная переправа через левый Дустироз
Начало подъема на перевал Соколова. Внизу ледник правого Дустироза.

Перевал Соколова - через Ванчский хребет с правого Дустироза на Язгулемский ледник - оказался на редкость противным. Это осыпная 2Б, сложность которой именно и определяется осыпью. Со стороны Дустироза ничего особенного, некрутой ледовый склон, по которому поднялись без веревок. Но спуск... только шубы заворачиваются! Предельно крутая осыпь на разрушенных скалах. Камешки круглые, по твердому катятся, как шарикоподшипники. Встречаются места, где слой сыпухи совсем тонкий, а под ним может оказаться плита или конгломерат. Страховка невозможна. Если оступился и не смог тут же зарубиться, до низа одна каска доедет, даже ушей не останется. Перепад высоты километр. Остановиться и отдохнуть нельзя: если останавливаешься, осыпуха начинает сама ползти под ногами. Очень камнеопасно. Все, что сброшено, докатывается до самого низа. Так мы корячились, наверное, часа три, пока на трясущихся от перенапряжения, негнущихся ногах доковыляли до нижней терраски у ледника, где тут же и заночевали.

Народ, никогда не ходите осыпные двойки-Б, вам точно не понравится! А говорят, еще бывают осыпные тройки-А (где сложность определяется осыпью) - легендарная "отрицательная осыпуха", на которой, согласно фольклору, полагается "помахивать новенькими бергшрундами" - это, наверное, она и есть!

Ванчский хребет. Стрелкой в правой части фото показан перевал Соколова.
Отрицательные осыпухи Соколова
Вид с перевала Соколова на перевал Одесса. По этой страшной стене туда не ходят. Стену обходят справа по леднику Захарченко.

На следующее утро пересекли Язгулемский ледник и по леднику Захарченко к обеду подошли под перевал Одесса (3А). Ночевать под перевалом показалось рано, тем более, что взлет, хотя и протяженный, не внушал опасений. Полезли вверх. В начале подъема, в районе маленького ледопадика, повесили пару веревок. Дальше пошел жесткий фирн, в котором с 2-3 ударов ноги пробивалась ступень на полступни. Крутизна предельная, но в связках без перил идется. Так и лезем в связках, упершись рогом, долбим ступени, час, второй, третий... Крутизна не меняется, фирн тоже. Остановиться отдохнуть негде, нет ни полочек, ни даже трещин. Смеркается. Кажется, что пролезем еще метров 30, и там склон выполаживается. Проходим 30 м - фиг, все такой же крутяк, выполаживание отодвигается на следующие 30, и так раз за разом. Бесконечный перевал! И уже в полной темноте, повесив веревочку на предвершинном лбу, выползли, наконец, на ровное место на седловине, где и поставили палатки. Вернее, на пупырь между двумя седловинами, логика подъема выводит именно на него.

Подходим к перевалу Одесса

Такое было наше второе (но не последнее) ночное хождение в этом походе. Народ сильно утомился. Обсуждали, не упасть ли сразу же спать. Но Юрка-завхоз заявил, что без ужина спать не пустит. Почему-то борщ в этот раз варился дольше обычного, зато показался особенно вкусным.

Утром мы были вознаграждены за вчерашнее упорство потрясающим круговым обзором с Одесского пупыря. Пробили карниз и спустились на ледник Ракзоу, хватило одной веревки. Распутывая развесистые ответвления Ракзоу, продвигались к следующему перевалу, последней тройке-А на нашем маршруте.

Спуск через карниз с перевала Одесса

Пройдя к этому моменту три из четырех запланированных троек-А, мы установили закономерность: чем меньше букв в названии перевала, тем выше его сложность. Длинный Крыленко-Блещунова дался нам относительно легко. Одесса (6 букв) заставила серьезно напрячься, это уже полноценная 3А. Трон (4 буквы) - еще более технически сложная 3А, перевал "с плетнем". Название предстоящей четвертой тройки-А состояло всего из трех букв: БЕГ! И теперь мы со страхом думали, что же может нас на нем ожидать...

Перевал БЕГ ложный (сложный, с прецизией)

Местонахождение: в Язгулемском хребте южнее перевала БЕГ простой (халтурный), в соседнем микроцирке. Ложный БЕГ, как и обычный, связывает северную камеру ледника Ракзоу с северо-западной камерой ледника Язгулемдара. Пожалуй, было бы справедливо называть эти перевалы не "ложный" и "настоящий", а "БЕГ сложный" и "БЕГ простой". На каком из них прецизия, а на каком халтура, будет понятно из нижеследующего описания.
Ориентация: запад - восток
Предлагаемая категория сложности: 3А (на самом деле 3Ж)
Высота: 5300 м
Характер: скальный
Определяющая сторона: восточная
Направление прохождения: с запада на восток, на спуск по определяющей стороне
Навешено веревок: 10 на спуске (8 по скалам, 2 по льду) всего 500 м перил
Время подъема: полдня, включая штурм ледопада по бараньим лбам. Время спуска: полдня и полночи, так уж получилось.
Особые качества: это страашная ЖОПА !!!

Этот перевал ни в коем случае НЕ рекомендуется для повторного прохождения.

На гуглоснимке красная линия - пройденный путь через перевалы Соколова (2Б) - Одесса (3А) - БЕГ сложный (3А*), зеленая линия - общепринятый путь через перевалы Выгодный (1Б) - БЕГ простой (3А)

По перевалу БЕГ у нас не было информации. Было только известно, в каком приблизительно цирке он находится, и приблизительно куда ведет. Со средней части ледника Ракзоу в верхний цирк путь преграждает непроходимый ледопад, под этот ледопад мы подошли к раннему вечеру, пара ходок в запасе еще были. Это сейчас мы знаем, что через ледопад не ходят, а обходят его далеко справа через отрог (так называемый перевал Выгодный). Но в 1986 мы были не в курсе. И Аркадий повел группу чуть правее ледопада, прямо через бараньи лбы.

Фото 2005 года. Как и где в 1986 мы закорячились на эти бараньи лбы с крейсерскими рюкзаками, без перил, только с визуальной страховкой, ума не приложу!

Это было что-то с чем-то! Лбы покатые, сами из песчаника, и посыпаны песочком, чтобы еще легче было поскользнуться и улететь. Никакая страховка невозможна, кроме визуальной. Еще и рюкзаки оттягивают! Аркаша искал проходы промеж бараньих лбов по полкам, и на лбы по ступенькам, где можно было дотянуться. Где особенно сыкотно было тянуться, внушал веру в себя: дескать, я тебя вижу, уверен, здесь ты еще пролезешь, не упадешь. Но вот начало смеркаться, а конца бараньим лбам не видно. Замаячило то ли еще одно ночное скалолазание, то ли сидячая ночевка. Деваться некуда, корячимся по лбам дальше вверх, пока еще что-то видно, а значит, визуальная страховка может работать. И вдруг удача: ровная скальная полка, на которой наши палатки почти умещаются, только с одного угла площадку чуть чуть надстроить. За 10 минут до темноты повезло место найти!

Ночевка на бараньих лбах

Утром всего за четверть часа поднялись на ровный ледник верхнего цирка. Если бы скальная площадка не попалась, наверное, и вчера успели бы сюда зайти. По правую руку характерная седловина, взлет небольшой и, похоже, идется ногами. Ну, перевал-то этот вроде и должен быть определяющий на спуск, все сходится. Это теперь мы знаем, что под именем перевала БЕГ ходят другую седловину, в следующем цирке, она чуть-чуть за углом и с верха ледопада не видна. А тогда направились прямиком на эту ближнюю, куда и поднялись без проблем.

Седловина пройденного нами перевала БЕГ (сложного ложного)
Пики 26 Бакинских Комиссаров и Революции, вид с перевала БЕГ

На седловине тур, в нем лежит вымпел с надписью "МИФИ", а записки почему-то нет. Спуск... совсем какой-то стремный... На перевал не похоже. Аркаша сбегал на разведку налево от седловины, направо - обходного пути нет, там еще хуже. Начало спуска, на глаз веревок 5 - крутые заснеженные скалы, сильно разрушенные и с натечкой. А дальше перегиб, и что за ним, не просматривается. Может быть сброс. Нет, это не перевал! Но тогда почему тур и вымпел МИФИ? А другой стороны, где тогда записка...?

Стремный профиль спуска с перевала БЕГ
Первая веревка на спуске с перевала БЕГ

Ну, время идет, медлить нельзя, Аркадий отдал команду начинать спускаться. Первая веревка была закреплена на снежном щите, ее дважды пытались из-под карниза сдернуть, лазили наверх, поправляли, и снова не получалось. На третий раз уже Аркаша сам залез и все сделал, но с этим дюльфером мы провозились. Потом было еще две крутых и неудобных для сдергивания веревки, потом 4-я и 5-я - поположе. А дальше началось то, чего мы с перевала не видели, но чувствовали, что оно там притаилось - ЖОПА. Вертикальный сброс!

Слишком много времени было потеряно на предыдущих веревках, спуск со сброса мы начали уже в глубоких сумерках. Аркадий сам пошел первым, сдергивать веревки последними поставил меня и Володю. Через несколько минут совсем стемнело. Причем погода-то была хорошая, и ночь лунная, но луна еще не вышла из-за крутого бокового отрога. Дальний борт цирка луной освещается, а у нас - глаз выколи. Как я уже говорил, фонарей нет, один "эспандер", жужжа которым, по отвесным скалам сильно не подюльферяешь. Где станция, куда спускаться - ничего не видно. Спускались на голос, примерно так:

- Эй, Серега!
- Ого!
- Куда идти?
- Прямо! Дойдешь до косой полки, еще голос подай!

Каждый участник знал впереди идущего и называл имя, чтобы обозначить свой пеленг и получить правильное целеуказание. На каждой станции обязательно останавливался и ждал следующего, чтобы подавать голос ему. Видно товарища было только тогда, когда тот приближался на несколько метров. По мере спуска крутизна сбросов увеличивалась. Сколько осталось до дна, видно не было.

- Аркаша, куда спускаться?
- Марина, иди прямо на голос!
- Аркаша, там круто?
- Марина, все равно же ничего не видишь, какая тебе разница?

Три веревки получилось по сбросам, 150 м, значит. Третью, самую крутую, мы с Вовкой снять не смогли. Застряла намертво, волну пускали, не помогало. Так как мы уже спустились со скал на ледовый склон, решили в темноте наверх не дергаться, вернуться за этой веревкой завтра. Еще две веревки кинули по льду (последнюю - через бергшрунд, оказавшийся, как ни странно, забитым), прошли до ровного места и заночевали. Такое было наше третье ночное похождение, самое отчаянное.

Перевал БЕГ сложный со стороны Язгулемдары, вид от подножия
Линия спуска с перевала БЕГ сложный (фотография 2005 года)

Утром мы с Вовкой встали вместе с дежурными и, пока варился завтрак, побежали снимать оставленную веревку. Что делать, косяк-то наш! В это время на перевале творилось нечто. Беспрерывная канонада. Бергшрунд оказался забит в единственном месте, в ночи мы случайно попали аккурат в него. По ледовому склону, где мы ночью повесили две веревки, без рюкзака можно было забежать и так, но только он был под перекрестным обстрелом. Тактика прохождения, как в блокбастере. Один прячется под шрундом, другой наблюдает. Когда оказывается просвет между камнепадами, командует: пошел! Первый выскакивает и бежит по льду вверх, скорее под прикрытие скального сброса. Наблюдая оттуда, дает отмашку второму. Назад убегали в таком же порядке. Камни сверху летят, как пули, в полете их не видно. Только слышно: вжжж, шмяк! Вжжж, шмяк. Как в лед шмякнется, видно, куда попало. Интересно, что в том месте, где висела вчерашняя веревка, не пролетел ни один камешек. Аркаша ночью вслепую каким-то сверхъестественным чутьем нашел единственную безопасную линию спуска! А веревка, как оказалось, попала в узкую щель, а сверху туда завалился камешек и заклинил. Не поднявшись к станции, сдернуть такую не было никаких шансов.

Теперь-то мы знаем, что канонический (простой) БЕГ в следующем микроцирке, за поворотом, мы его прошли (в связке с Выгодным) в 2005 под рук. Андрея Мамонтова. Этот канонический БЕГ - сплошная халтура! Всего три фирновых веревки, да еще одна на спуске с Выгодного, а остальное пешком. То ли дело наш! Когда мы в 2005 подошли к бараньим лбам, вообще не поняли, как по ним можно было подниматься. Ну, а про ночные отвесы я вообще молчу... Короче, хоть наш БЕГ - и ложный, зато сложный! Настоящая тройка-А, с прецизией!

Определяющая сторона канонического перевала БЕГ (фотография 2005 года)
Справа - халявный БЕГ, слева - наш БЕГ (фотография 2005 года): почувствуйте разницу! А теперь угадайте-ка с трех раз, какой из этих двух перевалов 3А? А вот и не угадали: оба 3А!

С уважением заценив напоследок только что пройденный мега-перевал, побежали вниз по Язгулемдаре. По пути встретилось большое ледниковое озеро. Вода жидкая - значит, теплая, и надо купаться. Сказано - сделано! Только разделись, и тут солнце зашло за тучу, заштормило. Зябко как-то стало. Еще и на дне оказался местами голый лед. Но раз уж решили купаться... собрался с духом, плюх, и бегом на берег одеваться. После парней в воду зашли Оля с Мариной. На наших изумленных глазах они доплыли до середины, не спеша вернулись и только тогда неторопливо стали выходить из воды.

Закаленные деффчонки невозмутимо плещутся в "теплом" ледниковом озере

Спустились на Бартанг к кишлакам. Там Марина и Володя резко запрыгнули в подвернувшийся попутный ЗИЛок до Оша и уехали, зачем-то надо было им быстрей вернуться домой. Остальные всемером продолжили третью, культурно-познавательную часть похода: Сарез - Яшилькуль. Снова, как год назад, докупили в кишлаке какие-то продукты, были и четыре страшных урюковых дерева в Барчадиве, от которых потом мучительный дристоз со спиртовым выхлопом. С витиным ледорубом опять произошел эксцесс. Переходя по бревну речку Барчадиловку, он оступился и, пытаясь удержать равновесие, забросил свой ледоруб далеко в реку. Долго нашаривал его на дне, да так и не нашел. А жаль, хороший был ледоруб, бердской конструкции...

Место, где мутная Барчадиловка впадает в чистую реку Сарез. Еще полкилометра обе реки текут, не перемешиваясь: слева серая, справа голубая. Жители кишлака ходят через мост на тот берег за чистой водой.
Река Сарез - единственная на всем Памире большая река с чистой водой. Фильтруется через завал из Сарезского озера.

Четвертое ночное хождение за поход у нас случилось на Усойском завале. Тропа по завалу необычайно извилистая, а без тропы там вообще не пройдешь. Как раз на подходе к завалу у нас стемнело, а ночевать там негде, нет воды. Аркаша опять при помощи своего нижнего чутья и моего безотказного эспандера фантастическим образом вычислил все эти миллионы поворотов и безошибочно привел группу на нужное место.

На завале, на перемычке между Сарезом и маленьким озером Шадау, у нас была дневка. Завхоз использовал время, чтобы нарубить и насушить лапши из муки, купленной на Бартанге (лапши в магазине не было, только мука). Рыбачили изобретенным год назад способом: на полиэтилен.

Дневка на Сарезе. Юра-завхоз раскатывает тесто для изготовления лапши.
Рыбный промысел на Сарезе. Сначала большой полиэтилен заводится туда, где косяками ходит рыба, и укладывается на морское дно.
Затем рыбаки с разных сторон гонят по морю волну, пугают рыбу, загоняя ее на полиэтилен
Когда косяк заплывет на полиэтилен, нужно быстро и одновременно поднять из воды все четыре края, чтобы как можно больше рыбы оказалось внутри
Рыбаки осторожно подтаскивают невод с уловом к берегу. Рядом рыбачка с ведром готовится сортировать добычу.
Вот она, РЫБА !!!
У костра на Сарезе. Слева направо: Игорь, Сергей, Витя. В "Каструле" варится компот. У Сергея в руках котелок со свежевыловленными "шпротами". На переднем плане "топливо" из перекати-поля.
Сарез, фото 2005 года

Теперь ребром встал вопрос. Почему-то народ раздумал идти на Яшилькуль. Вместо этого хотели вернуться тем же путем на Бартанг и, следом за Вовкой и Маринкой, через Ош уехать. А мне на Яшилькуль хотелось. Стал уговаривать руководителя:

- Аркаша, пойдем! Ты только представь, когда еще эти места увидим? Мы же специально на Яшилькуль больше никогда не соберемся!
- Так народ не хочет...
- Ну и что, что народ? Кто не хочет, пусть возвращается, а мы вдвоем пойдем!

Все-таки уговорил Аркашу вдвоем идти на Яшилькуль! Тут Юрка и говорит:

- Мужики, как же вы там на Яшилькуле без меня жрать будете? Я же завхоз, одних вас отпустить не могу. Придется тоже идти с вами!

Ура, нас уже трое! Тут Оля:

- Парни, что же вы там без меня будете делать? А вдруг что случится - ведь я же врач!

И нас стало четверо! Тут Игорь стал рассуждать:

- Неделю назад у меня кончился отпуск. Я и так уже неделю как прогульщик. Терять нечего, где неделя, там и две. Я с вами!

Витя и Сергей не поддержали. Витя признался, что хотел бы, да жена не простит, если он опоздает на ее день рождения...

Вечером на завал приехал Устобек, начальник Ирхтской ГМС. Мы договорились, что утром он заберет пятерых на моторке на Ирхт. А двое пойдут назад на Бартанг, и потом домой. Чтобы не нести лишнего, мы отдали Вите и Сереге все общественное железо и веревки: ведь впереди у нас только перевал 1А. И даже отдали палатку: ведь на Памире дождей не бывает!

Моторка Устобека идет мимо Усойского завала. Справа на склонах видны следы отрыва горной породы, где 18 февраля 1911 года произошел гигантский обвал.
Устобек на руле
ГМС в Ирхтском заливе
Устобек (справа), в кишлаке Савноб, 2005 год

Нам предстоял 80-километровый, хотя и длинный, но несложный переход через Рушанский хребет от Сареза до Яшилькуля: по тропе через перевал Лянгаркутал (4600), и потом мимо Яшилькуля до дороги. В тех местах все участники были впервые. Тропа от Сареза вверх по Выхынчу живописная, много небольших озер. Разумеется, мы купались во всех местах, где вода была жидкая. На ночевках без палатки не мерзли, и только под самым перевалом, на 4500, утром вокруг наших голов были обнаружены беленькие кучки "ценного металла индия".

Теплые заводи Выхынча
Аркадий нырнул

Перевал Лянгаркутал оказался очень необычным: прямо на седловине тоже было озеро, и из этого озера вытекали два ручья, каждый в свою сторону: один назад, в бассейн Бартанга, другой вперед, в бассейн Гунта.

На перевале Лянгаркутал. Слева направо: Оля, Аркаша, Юра, Игорь.

К вечеру мы пробежали тридцатник вниз до Яшилькуля. На берегу обнаружился шикарный сеновал двухметровой толщины, ограниченный большими камнями. Так мягко спать нам больше нигде не приходилось! В этом месте устроили дневку. Костер топили кизяком, которого здесь было в изобилии и на любой вкус.

В последних лучах солнца за поворотом открылось озеро Яшилькуль
Дневка на берегу озера Яшилькуль

В отличие от Усойского завала, через который река Сарез фильтруется, через древний Яшилькульский завал река Гунт перетекает через верх. Хотя Гунт большая река, на завале она сочится множеством рукавов между камнями, и переходится по этим камням, не замочив ног. Тропу, ведущую через завал, хорошо видно по белесым следам, протертым в темно-коричневом каменном "пустынном загаре".

Утром мы перешли завал и направились вдоль южного берега Яшилькуля. Туристская карта в этом месте у нас закончилась, дальше ориентировались по карте Таджикистана. Берег представляет собой холмистую пустыньку, в основном усеянную камнями, и только кое-где пробиваются сухие стебельки. Карта Таджикистана оказалась неточная, ближайший населенный пункт - кишлак Булункуль - оказался совсем не там, где был обозначен, и идти оказалось чуть не вдвое дальше, чем мы думали. Через несколько ходок дошли до горячего источника, решили немного отдохнуть, заодно и отмыться. Разумеется, джентльмены предложили единственной даме идти вперед. Оля скрылась за брезентухой, которой был огорожен источник, остальные тоже стали готовиться. Игорь извлек из недр рюкзака свежайшую голубую рубашку и вырядился в нее: в цивилизацию выходим! Примус достали, заодно и пообедать. И тут в этой глухомани, в самом центре Памира внезапно появляется машина - пятиосный КрАЗ, порожний! Еще одно подтверждение того, как безотказно примуса приманивают транспорт.

Пустынные берега Яшилькуля. Нам идти далеко - за горизонт...
Горячий источник на Яшилькуле

За рулем молодой водитель. Тормозим его: до тракта не подвезешь? Подвезу, говорит. Сейчас мне надо, дескать, заехать тут поблизости, взять груз, через 20 минут поеду обратно, будьте готовы. Ну, никто, кроме Оли, естественно, в горячий источник уже не попал, погрузились в КрАЗ, в кузове которого теперь оказалось 2 тонны щебенки. Кинули на эту щебенку рюкзаки, сами на них. Едем. Думаем про себя, куда же он эту щебенку повезет, где нас высадит, и как у нас получится ловить следующую машину.

- Слушай, а до Хорога случаем не довезешь?
- До Хорога? Довезу.
- А вообще-то куда ты едешь?
- В Душанбе.

Рейсовый КрАЗ по маршруту Яшилькуль - Душанбе

Ух, нифига себе, вот так удача! Попасть в 20-минутный интервал, чтобы в Яшилькульской пустыне поймать машину сразу до Душанбе! Вот только какого цвета была голубая рубашка Игоря после двух дней тряски на этой щебенке, уже не представлялось возможным определить. И еще загадка: зачем в Душанбе нужны 2 тонны яшилькульской щебенки, неужели ближе не нашлось? Водитель объяснил так: изыскания на предмет возможности строительства ГЭС на завале, геологам надо породу изучать.

Глубокой ночью остановились в Рушане на какой-то обочине, несколько часов поспали прямо под грузовиком. Утром дальше поехали. Но в Калаихумбе водитель оставил только двоих в кабине, троих из кузова высадил: дескать, нельзя, здесь уже лютуют ГАИшники. КрАЗ с Олей, Игорем и всеми пятью рюкзаками поехал дальше, Аркаша поймал МАЗ, груженый лазуритами, а мы с Юркой - ЗИЛок с коконами, по 900 рублей мешок, как щас помню.

Машина с коконами, 900 рублей мешок

Наш с Юркой ЗИЛок с коконами заночевал за перевалом в Тавильдаре. Там по ночам в сентябре уже холодно, а мы в одних майках, шмотки все в рюкзаках в Душанбе уехали. Чуть не дали дуба, только тем и спаслись, что в коконы эти зарылись. Кое-как дотянули до утра, водитель поехал дальше. В районе Комсомолабада еще препятствие: местные чабаны гонят баранов на зиму с гор в долину. Там каньон, и кроме как по дороге, баранов больше гнать негде. Мы с Юркой выскакивали из машины, бежали впереди, расталкивая баранов, чтобы машина могла быстрее проехать сквозь отару. Запрыгивали обратно, ехали до следующей отары, и так восемь раз.

Потом в Душанбе, как водится, не было билетов, ехали на поезде до Ташкента, и оттуда на другом поезде кантовались еще 3 суток...

Такая получилась у нас пятерка через Дарвазский, Ванчский, Язгулемский и Рушанский хребты. Потом через год я снова попал на Памир в компании с Аркадием и Леней - в шестерку с самим Колей Плетневым. Юрка и Серега - в другой поход, с Юдиным. Подкрадывалась перестройка, кризис, обстоятельства складывались по-разному, каждого ждали впереди свои перевалы - в горах ли, по работе ли, по жизни. Аркаша и Леня, например, уехали потом в Америку и осели там. Серега активнее всех продолжал ходить в высокие горы и через пять лет стал барсом. А Оля вот уж 30 лет как моя жена... Но памирский поход этот легендарный у всех добрую память оставил...