Воскресное чтиво. КАК Я ПРИШЕЛ В АЛЬПИНИЗМ

Пишет Михаил Ситник, 31.01.2021 14:44

Воскресное чтиво. КАК Я ПРИШЕЛ В АЛЬПИНИЗМ ()

Заходишь на Риск.ру – и душу придавливает цепкими руками скалолаза желание пойти и выпить:

- Школам доморощенные предсказатели предрекают скорый, полный и бесповоротный звездец,

- «Страху нет» совсем страх потеряли- Шамало с Хитриковым и другими мастерами оставили мечты о крутых «шестерках» в Гималаях и переключились на 1Б Эльбрус,

- Алекс Тикон вырядился как для ограбления банка (видать деньги на экспы кончились – спонсоры поизвились, пора брать банк!),

- А банда одичавших шерпов не только решила наконец проблему зимнего К2 без разрешения руководителей ведущих мировых команд, но еще и пообещала по пути домой в альпийском стиле куда-нить залезть.

В общем - horror, terror, fear и dread!

На фоне этого предлагаю новую рубрику: «Воскресное чтиво».

КАК Я ПРИШЕЛ В АЛЬПИНИЗМ

Давным- придавно со мною произошло событие, повлиявшее на всю мою жизнь. Это было в Котовске, маленьком городке в Одесской области.

Однажды, сокращая дорогу в школу, я случайно попал на городское кладбище. Одна из могил меня заинтересовала. Красивый обелиск из гранита. К нему прислонены высеченные из камня моток веревки и ледоруб. И памятная надпись – «Орест Глембоцкий, Дорогому Орленку, трагически погиб в горах Тянь-Шаня».

Воскресное чтиво. КАК Я ПРИШЕЛ В АЛЬПИНИЗМ ()

Я еще ничего не знал об альпинизме, но памятник мне очень понравился, я долго стоял возле могилы, думая о человеке, здесь похороненном. Фамилию и имя погибшего я хорошо запомнил.

Значительно позже я узнал историю Орлика. В составе сборной команды лучших альпинистов страны он пытался подняться на пик Победы. Сошла огромная лавина, погибла бОльшая часть команды.И Орлик, как его называли друзья- альпинисты.

Прошло время. Девятнадцатилетним парнем я попал за полярный круг, в Хатангу на Таймыре. Работал в порту (маленький портопункт на берегу реки Хатанги), где выгружали прибывающие для зимовки грузы: в основном – продукты и спирт. Огромнейший склад был забит бутылками с питьевым спиртом до крыши. Когда я спросил у бывалого бича-бригадира, зачем так много, тот ответил, что «До следующей навигации не хватит, точно!». Тундра вокруг маленького поселка со всех сторон была завалена тарой, брошенной техникой, мусором. Дома поселка стояли на сваях, вкопанных в вечную мерзлоту. Если кто умирал, то для копки могилы выделялась бочка соляры и спирт добровольцам: пока горящая соляра оттаивала слой вечной мерзлоты, люди согревались спиртом. Местное население- сахи и долганы, - решали проблему проще: укутывали покойника оленьими шкурами и подвешивали в чахлом лесу из карликовых берез. Однажды я попал на такое кладбище: с непривычки место показалось очень зловещим.

Случайно в тумбочке общежития, в котором я жил, нашлась потрепанная книга «Спутник альпиниста» под редакцией Затуловского. От нечего делать я начал её изучать, вспомнил могилу Орлика, и мне захотелось самому стать альпинистом.

Воскресное чтиво. КАК Я ПРИШЕЛ В АЛЬПИНИЗМ ()

Как -то события выстраивались постепенно в ряд одно к другому. Вернувшись с Севера домой, я оказался на просмотре фильма «Вертикаль» с Высоцким и его героическими песнями об альпинизме. Сейчас я понимаю, что сценарист и режиссёр переборщили с проблемами, свалившимися на группу восходителей. По этому фильму можно читать лекцию «Опасности в горах». Здесь было все: камнепады, лавины, непогода с пургою, голодная смерть возле груды консервов из-за сломавшегося консервного ножа, солнечная слепота и многое другое. Но тогда героизм альпинистов впечатлил не только меня, но и моих друзей- пацанов. И мы решили пройти героическим путем из Грузии в Кабардино-Балкарию через перевал Донгуз - Орун. Купили рюкзаки, палатку, спальники, запаслись продуктами. Достали через друзей кусок веревки и ледорубы. Готовы: пора выезжать!

Но моя мама тоже смотрела фильм «Вертикаль» и наша затея ей не понравилась: «Не пущу! Не допущу преждевременной смерти единственного сына!». Мне стало жаль маму, и я в поход не пошел. Через время друзья- герои вернулись, и глядели на меня сквозь призму песен Высоцкого: «Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так! …Парня в горы возьми, рискни….там поймешь, кто такой!» Я в горы не пошел: однозначно – трус!

Жить с таким клеймом не хотелось, я сбежал из дому и отправился в одиночный поход по их героическому маршруту. Перед перевалом Донгуз-Орун в селении Накра меня пригласил переночевать местный житель, так я попал в гости к сванам.

Воскресное чтиво. КАК Я ПРИШЕЛ В АЛЬПИНИЗМ ()

На третий день, когда я с утра заявил, что пить больше не могу, и вообще, мне через перевал идти, хозяин сказал: «Понимаю, у тебя важное дело! Иди.» «Возьми»- протянул он мне литровую бутылку чачи. Я попытался отказаться: мне же через перевал же идти- опасно, горы! На что хозяин ответил: «Когда мы гоняем скот через этот перевал, мы всегда берем чачу, чтобы веселее шлось!».

По пути к перевалу вдруг – сюрреалистическая картина: лавина запрудила ручей, образовалось небольшое озеро, метров пятьдесят в диаметре. Посреди озера- камень. На камне – голый мужик спит, а возле уха- огромный будильник. Яркое солнце. И тишина вокруг.

«Мужик! Мужик!» завопил я

Мужик проснулся, посмотрел на меня, потом на будильник, и ответил «Еще рано», повернулся на бок и опять захрапел. Мне стало интересно, захотелось разгадки, и я решил сделать привал. Через время все прояснилось. Мужик оказался инструктором из турбазы Терскол, перевел через перевал группу туристов и ждал, пока раскисший снег на перевале смерзнется, что бы было легче вернуться назад. Вот и загорал посреди озера на камне.

Вместе мы перешли перевал, ночевать я остался у него в гостях на Северном приюте. Тут и сванская чача пригодилась.

Так я впервые попал в Горы. Друзья мои больше к теме альпинизма не возвращались, а я решил, что если события одно к одному ведут меня в этом направлении - то это судьба.

Буквально через пару месяцев судьба опять помогла мне: к тому времени я учился на заочном отделении в Институте инженеров морского флота. Как -то в фойе института я увидел объявление: набор в секцию альпинизма. И конечно же записался. Начались тренировки на скалах в городе, выезды в Крым, простые восхождения. А летом – альплагерь «Адылсу», первые восхождения на Высокие Горы: Гумачи и ВИА-тау, прием в альпинисты, клятва: «Если альпинизм мешает работе- брошу работу! Если альпинизм мешает семье – брошу семью!» Все смеялись, и часть из вновь принятых еще не догадывалась, что теперь будет выполнять данную клятву всю оставшуюся жизнь.

Воскресное чтиво. КАК Я ПРИШЕЛ В АЛЬПИНИЗМ ()

Я перевелся на дневное обучение в институте, и студенческая жизнь в альпинизме подхватила меня. Вечеринки в общежитии, на которых мы: уже сообщество, единомышленники, - строили планы поездок и восхождений. Их становилось все больше и все чаще. В какой-то момент декан факультета решил, что меня пора исключать за пропуски занятий. Я написал объяснительную записку на пяти листах. На первых двух я писал о любви к моей будущей специальности, еще на двух – о любви к альпинизму. Когда декан дочитал последний лист (драма и трагедия: мои неуклюжие попытки любить сразу двоих!) - прослезился, и решил меня не выгонять.

Так я пришел в альпинизм. А как это было с вами, друзья?

Да все то же самое.

1. Попытки самостоятельных походов в горы с набиванием шишек.

2. Песни Высоцкого и фильм "Вертикаль".

3. Фильм "Смерть проводника" (как написал в одном из постов Д.Павленко "Пусть будет проклят тот день, когда я посмотрел "Смерть проводника"!).

4. Обращение на кафедру физвоспитания университета с вопросом "А как можно было бы заниматься альпинизмом?" и ответ "О, как раз завтра (!!!) соревнования по ОФП за путевки".

5. 2-е место среди новичков по области и путевка в "Уллу-тау".

6. И пошло-поехало со всеми остановками....

Да, "Вертикаль" и "Смерть проводника" многих привели в альпинизм. Интересно, а привел ли в альпинизм хоть одного фильм "Альпинисты"?

Такого фильиа не видел. Но в армии посмотрел фильм " Белый взрыв", он мне показался круче "Вертикали". Но в горах я с семи лет шарахался. Рядом горы, фильмы, книги...В сумме указующая стрелка в альплагеря!

Да, еще "Белый взрыв"! Хороший фильм, и песни хорошие!

Мне вспомнился рассказ ВЦ - светлой памяти - Владимира Васильевича Целовахина...

... в институте на доске объявлений висело "приглашение" о наборе в секцию альпинизма с ярким рисунком цветными карандашами ... море, пляж и девушка в купальнике под зонтиком... МЕЧТА!!! :) И как несоответствие картинки, почему-то даже тени сомнений тогда не вызывало... :)
И как оказалось, из его же рассказа, реальность многократно превзошла все мыслимые ожидания. Всю свою жизнь ВЦ посвятил Горам и ...наверное, большую её часть тренерской работе, воспитанию нас Людьми и спортсменами, с очень тщательным отношением к друг-другу и надёжной работе в горах. Да и не только в горах..

Что про меня? Ещё с юношеского возраста было прочитано много книжек про Горы и походы. Воображение возбуждала романтика гор, честных "взрослых" взаимоотношений... Да, попытки самостоятельных походов в горы с набиванием шишек .. ;) Ключевым моментом стала встреча с Ильясом .. (кажется я об этом уже писал здесь раньше..)

У Целовахина на Чимгане в 12 ключах был свой вагончик. Однажды он зашел к соседям в гости, там сидела компания, в общем горная. Походы, горные лыжи, иногда вершины Малого и Большого Чимгана. Ребята нацедили ему сто грамм.Он вежливо отказался, не пью ведь! Но вы же альпинист? Ну да...От смеха все попадали со стульев...

Замечательный рассказ. Коротко и ярко. И авторская манера рассказчика ну очень читабельная! Следующую строчку при чтении наоборот хочется прочесть. А не пропустить как при скорочтении.

спасибо!

огонь!

В альпинизм я не попал. Однако...
Детство, лето, Геленджик. Я такой маленький, а Горы такие большие.
Школа. На каникулах всех отправляют или в пионерлагеря или на турбазы. Мне повезло — сначала «Ак-су» под Нальчиком. Повезло — гоняли довольно серьёзно. Потом «Чегем». Там был некоторый бардак, но зато вокруг — настоящие Горы.
Затем турклуб в институте, «Планета» и множество хороших людей.
Так я стал горным туристом.

Миша это великолепно! А сейчас по твоему призыву, расскажу как я пришёл в горы. В 72-ом поступил в МАИ. Рост 168, вес 53. Девки на эту мелочь не клевади. С моими друзьями - одноклассниками ходили под эстакаду Савёловского вокзала в Москве, пили портвейн 777, и базарили о футболе, который я с детства ненавидел. Понял, что нужно выбираться из этой клоаки. Всё решил ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ. Осенью 73-го вернулся из похода мой старший брат и сказал, что под ледовым обвалом погибло двое его друзей. Я понял, что это для мужчин, и тут же пошёл записываться в турклуб МАИ. А потом только горы, горы и горы... В 80-ом сводил свою группу на первый семитысячник - пик Ленина (рост 175, вес 75), а в 89 закрыл "Снежного Барса".

Господа! Что молодежь о нас подумает? Вот, собрались тут алкаши, которые и в туризм-альпинизм ушли, что-бы спрятать свои пьяные морды от народа. Но потом опять вспомнилось: "Из песни слов не выбросишь!"

В то время – пила вся страна. Пила все: водку, самогон, денатурат, спирты питьевые и технические, вина ужаснейшего качества (в народе названными «бормотуха», «чернила» и пр.), пиво, брагу. При отсутствии денег в ход шли дешевые одеколоны «Шипр» и «Тройной», лосьоны, тормозная жидкость и все, что содержало спирт. Пили регулярно и в больших количествах. Партия и правительство периодически объявляли компанию по борьбе с пьянством и алкоголизмом, но лицемерную и неэффективную: государству было не выгодно трезвое население. С одной стороны, при монополии государства на производство и продажу спиртного, это был неиссякаемый источник дохода. Налоги у трудящихся были маленькие. Но пил каждый, и в бюджет поступало от этого значительно больше, чем от налогов. Опять же пьяное население меньше думает о политике внутренней и внешней, о недостатках строя и прочих дурных и не нужных вещах. Как пел народный трибун Высоцкий о насущных потребностях населения: «Две проблемы мы решаем глоткой: где достать недостающий рубль, и кого потом послать за водкой.» или «А гадость пьют – из экономии, хоть по утру- но на свои!»

Я много где пожил: за полярным кругом на Таймыре, в Сибири, на Дальнем востоке, в Европейской части СССР, в Средней Азии: пили все, всегда и везде. Даже в странах ислама. Пили на работе и дома, пили на отдыхе (охота, рыбалка, грибы, пляж). Пили в дороге: в поезде, автобусе, самолете. И меня радует, что с началом нового тысячелетия пить стали значительно меньше: без шумных «компаний по борьбе» и противоалкогольных мер – просто люди поумнели.

клей БФ еще был, коктейль Борис Федорович

**... с началом нового тысячелетия пить стали значительно меньше...**

И сразу вспомнился по такому случаю анекдот ;)

-Мама, познакомься, это Таня, моя невеста, она не курит и не пьёт!
-Танечка, какая прелесть, а вы правда не курите и не пьёте?
-Я больше не могу... И'к!

Кстати, если бы волею счастливого случая я не спрятал свою морду в альпинизме, то с большой вероятностью разделил бы недолгую, "кривую, да нелёгкую"(с) судьбу моих дворовых дружбанов -"ровестников" ...из 20 человек 2\3 ушли не дожив и до 40 годков...

то Михаил Ситник, Михаил рассказ замечательный,но с утверждением пили все, всегда и везде не согласен. В Средней Азии пили значительно меньше в сравнении с Россией, даже русские из Узбекистана употребляли алкоголь умереннее русских в России. Почти вся моя трудовая деятельность связана с монтажом, первый год матерился на себя, глядя на пьянство монтажников нашей и других бригад, а выпивали мужики по пятницам да в день получки, Конечно были редкие экземпляры "синяки-бормотушники" но надолго они не задерживались. На второй год в 80м приехало к нам подкрепление, бригады из Новосиба,Урала, Ростова и из нашей Питерской конторы, сказать что я был в шоке ничего не сказать 9 из 10 были хрониками, с утра по рублю и в гастроном за бормотухой(портвейн чашма) пили в обед,вечером и каждый день, а по завершению командировки мешками везли домой это пойло. Надо отдать должное работа не страдала и специалисты были хорошие.

PS а сейчас, на праздники в Чимган контингент приезжает... даже лошади пьяные,

однозначно в Азии после развала Союза пьют больше.

Вот про "Три семёрки" очень душевно...

Да! Про "три топора" ...(навеяло воспоминания про газалкентский портвейн (здешние "узбеки" поймут ;) ), в рассказах Никиты всегда ностальгически душевно :)

Автору спасибо за тему! Комментаторам респект! :)

Из цикла "Записки альпинистского врача."
Айболиту снился странный и цветной сон. Он стоял в костюме и с дипломатом на остановке, у начала ножа на пике 7495, и ждал трамвая, чтобы отправиться на работу, в свой госпиталь. Рядом, в ларьке "Союзпечать", продавался набор напитков "Тенгритаг", и стояли в ящике в ряд бутылки под названиями -" Шатер" три семёрки, здоровая бутыль шампанского - "Хан", коньяк - "Чапаев" , водка - "Максим Горький", а ещё там, рядом, сидела бабка и продавала соленья "на закусь".

Подошёл трамвай с конечной остановкой "Корженева", а из вагона выглядывают трезвые и злые-презлые Ашот и Ляба и орут ему, что уже сил нет его ждать, мол давай скорее залезай и поехали...

Раз уж пошли такие откровения... Михал Саныч умеет зацепить публику как в общем так и в частности. Много ли вы видели его постов здесь с число комментариев меньше сотни ? Шэф (как многие уважительно, но за спиной и в кулуарах называют Михал Саныча) во многом повлиял и на меня. Поэтому откровенность за откровенность. В альпинизм я так и не дошел. Точнее застрял где-то между братьями туристами и друзьями альпинистами. Уж простите и те и другие. Как в известном анекдоте про мартышку - что ж мне теперь разорваться ? Хотя Михаил Александрович меня поймет, а мне крайне близка культивируемая им концепция - какая разница как все это именуется. Например, пусть будет на западный манер Mountain Adventure. По теме же вопроса, то честно признаюсь, что в моих пристрастиях виноват (опять скажу банальность) Владимир Высоцкий со своими "если друг оказался вдруг", Владимир Санин со своими арктическими и антарктическими повествованиями (до сих пор не понимаю, причем здесь горы) и (как ни странно) моя жена (тогда еще будущая). Стоит начать с того, что сначала Высоцкий затуманил голову 14 летнему пацану с бобин древней батиной "Астры", привезенной еще из древнего русского города Зарафшана, некими балладами о настоящей мужской дружбе, которая возможна исключительно в горах. Затем Санин укрепил веру в то, что онная возможна исключительно в экстремальных условиях и только при низких космических температурах станции Восток. Окончательное же развитие всей этой траги-комедии получилось после знакомства с моей будущей женой (оказавшейся по стечению обстоятельств бывшей туристкой в прошлом), которая предложила прогуляться на жуткие для меня в то время высоты выше (только представьте себе ! ) 7000 дециметров в наших предгорьях. И последующие лет 10, раз в год выбираясь от двух до трех дней на эти заоблачные высоты я гордо считал себя Горным туристом. Но в каждой иронии есть только доля иронии. Рождение старшей дочки и последующие трудности обеспечения молодой семьи было породили мысли о недоступности больших гор (выше 7000 дециметров) в моей жизни (а их так красочно описывала Юлька в своих рассказах о пройденной тройке в районе Гвандры и прочих). Но нужно быть осторожнее со своими мечтами. Я этого не учел. Да и жена не учла, что со своими рассказами нужно быть сдержаннее (возможно потом долго жалела, но со временем смирилась). В итоге все закончилось (точнее началось) в мои уже преклонные (как я считал тогда) тридцать четыре... А точнее я впервые попал в Архыз. О дальнейшем можно было бы книгу написать. Но необходимыми талантами для этого не обладаю. Посему на этом прервусь. Если кратко , то уместно привести выдержку из диалога с моей второй (младшей) шестилетней дочкой (сейчас уже одиннадцатилетняя): - Доча (с просительной интонацией), не будешь против, чтобы мы в парк в воскресенье пошли ? - Чё опять на скалы ? - Мммм...Угу - Езжай уже (снисходительно, с маминой интонацией), все равно от тебя дома никакого толку..... . PS: О небольшом исключении из правил безопасности со своими мечтами - в моем случае. Но как известно "exceptio probat regulam in casibus non exceptis" (исключение подтверждает правило). В Шестерку по Северному Тянь-Шаню я попал случайно. В мечтах этого события изначально не было... PSPS: Важное дополнение. По настоящему пить я научился с друзьями альпинистами. Спасибо Друзья !

Алкаш в гору не пойдёт

А выпьет и снова нальёт

Мы запоями не страдаем. Мы ими наслаждаемся

главное - соблюдать ТБ и не подводить товарищей

Потому наверно и нет алкоголиков среди альпинистов. Адреналин и алкоголь - хороши и порознь, но вместе они почему-то аннигилируют ) "С меня при цифре 37 в момент слетает хмель." (с)

Легендарный Кузя (это в честь которого есть "Кузин кулуар" на Тютю) - умел на автопилоте и ходить и водить. Мастерство - не пропьёшь!

*Потому наверно и нет алкоголиков среди альпинистов..*

К сожалению, это далеко не так. На мой, непьющего человека, взгляд, впрочем. Знакомых альпинистов спилось, спивалось или спивается - достаточно.

Михаил Александрович, огромное спасибо! Ваши рассказы , своей откровенностью и душевностью, всегда являются катализатором бурных воспоминаний и полемики. Пишите, пишите, пишите! А у меня дед, фронтовик, с малолетства таскал нас с братом за Волгу, на рыбалку и к концу школы ну очень захотелось куда то с рюкзаком.. попробовал к спелеологам- не понравилось, к туристам-водникам- тоже, ни тренировок, ни дисциплины... Младший брат каким то образом попал в секцию альпинизма, я за ним и понял это моё. И про маму аналогично- сначала- только через мой труп, а через пару лет не дали мне путёвку в секции (учился в институте, а ходил в "Спартак"), ну тренер и сказал, что нет смысла давать студенту путёвку, так мама хотела устроить разборки с тренером, еле успокоил.

Михаил Александрович, уж очень хорошо у вас получилось спровоцировать своим рассказом нашу публику на воспоминания. Тема благодатная, да и тон нужный задали. Народ с упоением вспоминает свои первые шаги и не боится оказаться под прицелом критиков, поскольку каждый попал в компанию единомышленников.
Вот ведь как получается, у каждого свои стартовые условия, но, зато, в дальнейшем все выходят на одну дорогу и сойти с нее уже не получится, за некоторым исключением. Вот только у каждого свой финишный пункт. Зато горы высокие и продолжают манить и тревожить по-прежнему, в этом и есть их загадка.
В а/л "Талгар" нам, новичкам, инструктор рассказал историю про двух дам, которые несколько лет подряд брали новичковые путевки в лагерь и проводили здесь свой отпускной сезон. Ну не тянули они выше по своим физическим данным, трезво оценивали себя, но и вырваться из плена гор уже не могли. Вот и выбрали приемлемый для себя вариант.
Так что, пока горы стоят, тропы к ним не зарастут. Нужно только уметь находить с ними общий язык.

Конец 80-х. Инструкторил в Дугобе. Спустились с Саней Стальмаховым в Фергану. Зашли в магазин купить зубную пасту, мыло, порошок. Утро, в магазине никого кроме нас, долго и молча стоим у прилавка, изучаем ассортимент. Продавец вздохнул и выставил из под прилавка 2 флакона троиного...

Всё было банально: в 1982 перед студенческой пьянкой на мой ДР лучший друг подарил рюкзак-абалак. Я на автомате ответил "теперь и в поход есть с чем идти". С тех пор и хожу.
У меня до сих пор ещё в арсенале часть его железа, советского неубиваемого. Недавно с ним произошёл курьёзный случай. Девушка-новичиха увидела советский стальной карабин-боб и сказала "он же не сертифицированный UIAA, меня нельзя страховать на таком". Объяснять и спорить не стал, поставил вместо себя молодого напарника. у него всё было ново-петцелёвое. Но про того напарника уже лет 5 ничего не слышал, наверное к Петцелю подался )

Посеял интригу, значит требуется и продолжение ;)

... С тех пор, всё 5 лет эту девушку, надеюсь, страхуешь ТЫ ? :)

Не сочтите за панибратство моё "тыканье", уважаемый. Просто в данном контексте, "Вы" звучало бы не в "рифму" ;)

нее, отвалила в тот же год. не её это оказалось.

>>> ... в 1982 перед студенческой пьянкой на мой ДР ...

СтарыйЧайник2, без обид, Ты же сам спалил себя. Оказывается, ты -- салабон; а тужишься канать суперстаром. :) :) :)

И с какого возраста в Вашей иерархии люди перестают быть "салабонами"?
Если по сути, то некоторые остаются ими до 80-и.
Но даже если подойти чисто формально, то дембельский 6-ой курс (будет считать так) в 82-ом - это уже 60.
Вполне зрелый возраст.

ещё раз, "для тех кто в танке":

мы с ВАМИ на брудершафт не пили, на ТЫ - не переходили.

и, про таких как вы - ниочём - есть хорошая половица: "маленькая собачка - до старости щенок"

так, на всякий случай: я здесь на РИСКе чуть подольше вас, с 2008. и всё время - под ником "Старый чайник". Только, теперь это "Старый чайник 2". почему - длинно рассказывать и не по теме.

Сразу чувствуется стиль хохла. Постов никаких, у 6-ых в игноре и друзей нет, а понтов, как у Зеленского, или предыдущего - не помню его фамилию, потому что сразу выбрасываю из мозгов отработанное сало. И как ты попал в горный туризм? Там обычно таких дураков и нациков не терпят! Или ты из ВСУ?

В альпинизм из туризма плавно приплыл, повинуясь течению... В восьмидесятом собрались в горную пятерку, заявились на первенство союза. Защитился в феврале, явился на кир завод по распределению, говорю: так мол и так, поход, первенство союза, все дела. Можно я выйду на работу сразу, а положенный отпуск выпускника отгуляю летом? Кадровик говорит: ну ты, это, выходи, а там посмотрим. Я, несмотря на молодость лет, это "там посмотрим" хорошо понял. И задвинул выход на работу. На полгодика. За это время стрельнул горящую путевку в "Труде", съездил для акклиматизации новичком в "Цей". Понравилось. Сходили "пятерку" на Тянь Шане, хорошо сходили, даже второе место на союзе заняли. И так мне не хотелось с гор возвращаться, что занял у ребят денег и устроился значком на смену в Ала-Арчу. После смены вернулся в цивилизацию, являюсь по месту распределения - кадровик на меня смотрит, как солдат на вошь, говорит: нам такие раздолбаи не нужны. Выбирай - Тихвин, или нижний Тагил ( и там и там у кирзавода площадки). Я еще подергался, меня, в принципе, на кафедру брали при условии, что сделаю ленинградскую прописку. А как делать ленинградскую прописку? Только фиктивный брак. Мне приятельница говорит: не боись, Серега, устроим. И знакомит меня со своей подругой. Назначаем с подругой свиданку, и начинаем обсуждать кондиции. И тут я с ужасом понимаю, что девушка имеет в виду не фиктивный, а эффективный брак! К этому я был совсем не готов и с криком: Аааа, наплевать, поехал в Тихвин - всяко поближе к Ленинграду. В Тихвине сфантазировал секцию альпинизма, и три года являлся в родное общество "Зенит", просил путевки. Областников у нас холили и лелеяли, пять-шесть дефицитных путевок завсегда добывал. Троих ребят из Тихвина подвиг на неверную дорожку, что оставалось из путевок - передавал друзьям в Питер. Вот так и завис в альпинизме...

Прав был ОГенри: "– Дело не в дороге, которую мы выбираем, – то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу."

В далеком детстве , фильм "Смерть проводника" произвел просто неизгладимое впечатление работой альпинистов на стене , ночевкой в гамаках , работой со снаряжением , особенно впечатлило прохождением карниза с использованием лесенок .

После фильма появился интерес к этому делу , а в общественной библиотеке обнаружил массу интересных книг по теме , от сборников "Побежденных вершин" до "Аннапурны" Эрцога . В том числе попалась книга Малеинова и Тушинского "Путешествие в горах" , которая помогла понять механику процесса . А когда в 9-том классе пришел в секцию по красочному объявлению , то за плечами уже были и "самодеятельные" горные походы , благо горы рядом , и даже попытки восхождений со смешным самопальным снаряжением с разбиванием детских грез об реальность .

Кроме фильмов и книг , а также красоты самих гор , что зацепило так это люди в горах и их отношение друг к другу . Лет в 12 - 13 , подбив еще двоих сверстников , группой из 3х пацанов без разрешения родителей отправились в настоящий самостоятельный горный поход , в неизведанные для нас и как думали не хоженые людьми места . Из г Алма-Ата , ненормальным путем выйдя на перевал Бутаковский , спустились в ущелье Л. Талгар как в преисподнею , а тучи которыми было забито ущелье только усиливали это впечатление . Переночевав после спуска и начав с утра движение вверх по ущелью , были очень удивлены большому количеству людей на тропе , причем группы были со всех краев СССР . Побаиваясь что взрослые дяди и тети (в основном студенты) запретят наше предприятие и отравят нас назад домой , ориентировочную цель нашего похода - Иссык Куль , держали в тайне от встречаемых групп не смотря на всю их приветливость. Выйдя по маркерам на перевал Туристов , в само сшитых масках из марли , в родительских солнцезащитных очках ,с пеньковой веревкой из кладовки , и встретив там очередную группу - срывать уже ничего не стали . Выслушав поздравления за взятие перевала и восхищения в адрес нашей компании , узнали что этот маршрут ведет не туда , но это нас не расстроило и мы двинулись в обратный путь , с гордостью за взятие перевала по леднику и в восторге от путешествия, в том числе и от встреченных людей на пути .

Позже , попав в секцию альпинизма - это было как продолжение праздника . Полный восторг как от ребят в секции так и от тренера , который как будто сошел со страниц приключенческого романа - высокий , мощный , бородатый , наш Дядя Саша - Александр Галушкин . Потом первое восхождение и опять восторг - в домиках на Туюксу : и Ильинский , и Голодов , и Хрищатый , а на первое восхождение нас ведет сам Казбек Валиев и это после Эвереста 82 , надо представить какими глазами мы , молодежь , смотрели на них .

Приятно читать такие тёплые и добрые строки... спасибо!

Особенно отрадно было увидеть в рассказе знакомое имя - Саша Галушкин :)
В 83-м году, в Дугобе мы с ним числились и ходили смену в одном отделении , в статусе аж третьеразрядников на превышение :) Очень добрый, надёжный и основательный абсолютно во всём парень, он был у нас "старостой" отделения, а рыжеватая окладистая борода у него была уже тогда ... Пишу и улыбаюсь воспоминаниям... ))) Огромный привет ему при встрече и наилучшие пожелания.
А инструктором была Татьяна Капустина, МС из Иркутска... это просто Мать, в самом лучшем и уважительном смысле этого слова)

С Казбеком Валиевым познакомились в Замин Кароре в 90-м... Каким то интересным образом выпустились на одну и ту же четвёрку, и утром в начале маршрута естественно встретились двумя группами... Я был руковод и начал было спорить о приоритете, но уж таки пропустили их вперёд с отрывом полчасика, чтоб на нас вдруг не насыпали. Казбек в тогда был выпускающий координатор в районе Ягноба, но и активно водил свой народ.

Добрый вечер . Обязательно передам , и привет , и пожелания .

Тесен мир , а альпинистский мир - особенно тесен .

Дорогие друзья! Пока среди отзывов вижу альпинистов старших поколений. Я рад вам всем: есть еще порох! И истории ваши читать интересно! Дай Бог всем здоровья и долголетия!

Но где молодежь? Ребята, не стесняйтесь, пишите! Нас, старшее поколение, интересует будущее нашего любимого дела, нам важно знать, как вы попали в альпинизм?! Что вас привлекло, что спровоцировало?

Все кто был в Средней Азии в 70-80 годы наверняка помнят легендарный портвейн "Чашма". Не знаю кем он производился, но он присутствовал в магазинах Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Казахстана, а может быть и Туркмении (не был там - не знаю). Думаю, что это всё диверсия ЦРУ. Впервые нарвались на него в 76-ом в Ташкенте. Вернее он на нас нарвался. Придя в винный магазин, и сглатывая слюну, начали разглядывать витрину. Но для бедных студентов всё было не бюджетно. И вдруг, из под прилавка, на нас глянули полулитровые запылённые бутылки с обшарпанными наклейками - видно они ждали именно нас. Спросили у продавца: "Что это?" Он взглянул на них и с пренебрежением изрёк: "А... портвейн Чашма..." - А сколько стоит? - "А... полтора рубля..." Во везуха! Затарились на всё, что можно было потратить. От первого знакомства с его вкусом, наши рецепторы свернулись как кислое молоко. Привыкший со школы к "Солнцедару", я понял, что бывают напитки и похуже. Но Рубикон был перейдён - денег нет, "Чашмы" навалом. Устроили себе маленький "Сталинград". Прошёл месяц и опять Азия, Душанбе. По возвращении пошли по накатанной дорожке. С годами вкус уже перестал волновать, и мы подсели на "Чашму", как наркоши на иглу. И хотя уже работали инженерами, но привычке своей не изменяли.

В том трагичном 81-ом мы опять оказались в Ташкенте. По традиции пришли в магазин, и не обнаружили привычных запылённых полулитровок. Вместо них под прилавком пылились бутылки 0,7 литра. - "Что это?" Он взглянул на них и с пренебрежением изрёк: "А... портвейн Чашма..." - А сколько стоит? - "А... полтора рубля..." Затарились по самое не балуй - цена та же, а объём на 40 процентов больше!

Проходит более десяти лет и раздаётся звонок Завхоза: "Приезжай, у меня для тебя сюрприз!" По дороге ломал голову - что же это может быть? Немного поизнуряв меня догадками, он вытащил из Закромов Родины бутылку 0,7 "Чашмы", которую покупали в 81-ом. Привыкший к тому времени к дорогим коньякам и виски, я с таким же пренебрежением взглянул на бутылку, как азиатские продавцы. Но другу не откажешь! На одной стенке образовался нарост из винного камня примерно на четверть бутылки. Он разлил по бокалам. Попробовали. Портер отдыхает!

К чему я это всё? Не надо пить молодой портвейн и молодое вино! Потерпите лет десять, а потом наслаждайтесь. Это к вопросу о трезвости.

"Оу! Мусьё знает толк в напитках! " (с) ;)

Великолепный эпизод... вполне может стать маленькой, но яркой главой будущей книги :)

Никита, бормотуха (портвейн чашма) поллитровка стоила 1р.18коп. а так в продаже в те годы был большой ассортимент местных и импортных вин, летом самое ходовое было сухое столовое по 90коп поллитра, после антиалкогольного указа исчезло все кроме бормотухи.

Значит нам продавали с наценкой - обманывали? Ну азиаты, ну азиаты...

На одной из этикеток, опубликованных ниже Костей Бойцовым, видна стоимость бутылки Чашмы ёмкостью 0,7 литра. 2р. 25 коп без стоимости посуды.

Возвращение Айболита.

... "Потом начались классические альплагерные наезды-розыгрыши типа, мы, "асы", без наркоты не ходим, так, что давай, выкладывай. Затем Поп вежливо, но настойчиво начал продавливать тему про спирт, без которого на высоте, мол, никак нельзя.

Пришлось Айболиту им в том же ключе объяснять, что нормальный и здоровый "барс" с прежней команды, до которого нынешним ещё далеко, когда был не у дел, или выпивал в кругу друзей, или ублажал за скалой даму из чужой экспедиции, но никогда не тёрся возле медпункта, а "Фебус" и спирт имел свои и не побирался, как нынешние, и об этом можете справиться у Лябы, он подтвердит. С овощами."

Спиртное и альпинизм штука неоднозначная.
Прожив во втором 15 лет как-то не заметил вышеуказанных вакханалий (никого и никак не осуждаю). Скорее всего – банально не дорос.
Ну, было пару бутылок «после завершения» на отделение из загашника пролежавшего смену в Уллу-Тау; поход «после смены» в ресторан-бар (в «злачных местах» типа Домбая-Торпедо); спирт из запасов «дока» в конце экспедиции.

А в повседневной жизни?
Да, пили. Но не всё так однозначно.
Видел и тазики заполненные «биомицином» (ау, знатоки темы?) для употребления кружками, и хорошо помню лозунг: « не теряйте время даром – похмеляйтесь «Солнцедаром», как и алжирскую «краску для заборов». Так что «в теме» - общага это жизнь.
И шесть лет в ней, плюс седьмой инженерский…

Но как-то оно всё уживалось с тем, что марочное «Цинандали» из Москвы за 2.40 могло пролежать месяц в чемодане до нужного момента (ежели Лёха не приводил женщину и у них не было).
А в перерывах между бутылками «Цинандали» бегали по 20 км и ходили на почти ночные тренировки (зал давали после 21:00). И "только чай" - без малейшего напряга со стороны души.

Эх...Где те светлые времена?...

Конец 70-х, стоянка альпинистов куйбышевского Спартака на скалах горы Верблюд. Приходит наш Коля. он только что прилетел из Душанбе, закрыл в Варзобе 2-й разряд, от гордости аж распирает, так же распирает рюкзак от угощенья. Вечером собрал нас у своей палатки и говорит: "что я вам привез!!!" и начинает выкладывать полный рюкзак азиатской бормотухи, всех сортов которые смог найти в Душанбе. Мы тихонько начинам задыхаться от смеха. Он видит наш "восторг" и воодушевлённый- "но и это ерунда!!! из чего пить будем!!!!!" и достаёт кумган!!! Минут через 20, когда мы пришли в себя, мы конечное посоветовали ему подарить его кому ни будь из девушек.

Да, кумган - часто для впервые попавших в Азию был незнакомого назначения предметом обихода, из-за которого они часто попадали в неловкое положение. Едем как-то по Памирскому тракту грузовиком в кузове, а один из наших - в кабине. Видит у водителя прелестный кувшин, что-то типа этого:

Будучи нагловатым, он начинает приставать к водителю: "Продай". Водитель напрягся и сопротивляется: "Он мне самому нужен!". Но наш товарищ наступает: "продай и все!". Через время водитель: "Ну, если у тебя своего нет и он так тебе нужен - забирай. Дарю!" На остановке товарищ хвастает: "Вот, произведение искусства, наверняка старинное! Дома в стенку рядом с хрустальными вазами поставлю - пусть завидуют!." Пришлось его разочаровать.

Кумганы не только для этого "конструировали")))

Великолепный рассказ! Спасибо!

i (1)

i (2)

i (3)

Ну что сказать... Этот пост Михаила запустил "машину времени"....
СПАСИБО!!!!

i (4)

i (5)

i (6)

i (7)

i (8)

i (9)

i

Вот такие портвейны мы пили...

Кстати, как я узнал в Караколе в 2013 и 2014 годах, портвейн "Чашма" сняли с производства. Как меняются времена! Какие гиганты уходят, какие легенды...

i (10)

i (11)

i (12)

i (13)

i (14)

i (15)

i (16)

i (17)

А кто помнит такие напитки?

Помним и чтим! Встал со стула и вытянулся во фрунт, как при Гимне России.

60-градусный венгерский Portoriko rum был супер!

А ещё были (хотя это уже чуть другая опера) кипрский мускат и португальский портвейн «Старые друзья». Последний стоил на Арбате 4.50 (сейчас в интернете предлагают под сотню баксов.)

Костя, ты Гавана Клуб забыл

Однако, новая струя в теме Михаила ;)

Ну и я , не с пустыми руками :

Руки-то покажи!

Щас, минуточку... ))) "Техническая неисправность на линии"© ;)

фархад

навбахор

Уф! Вроде успел! :)

Несколько раз в начале 2000-х я "окучивал" комбинат "Ташкентвино", пока его не перенесли в другие места: заключал договоры - и мы красили там фасады и 55-метровую трубу, смотревшую на президентскую трассу. Главный инженер, Шухрат-ака, с которым мы успели подружиться, как-то в подвале показывал мне вино урожаев 1928 и 1935 годов, в запыленных бутылках, обернутых простой бумагой. В такой в советское время в продмагах съестное заворачивали. Говорил, что это вино только для высокого начальства... А как-то очень срочно понадобилось опять эту трубу красить к приезду в гости Назарбаева, кажется, и времени на заключение договора вообще не оставалось, поэтому он мне часть заработанного выдал водкой и вином. Меня запустили на завод, я погрузил несколько ящиков и выехал. Чуть дальше меня догоняет и останавливает чувак в форме, на хорошем авто, размахивая удостоверением. Взял в оборот и быка за рога: "поехали со мной в ГУВД, там разберемся!" Хорошо, уже была у меня мобила: звоню глав.инженеру, он присылает какого-то громилу, тот коротко командует мне ехать и начинает крыть матом "сотрудника из органов". Забавно было бы, если бы вот так я, непьющий, загремел под фанфары с алкоголем... Мы его потом на свадьбу сына использовали, кстати.

Вот как воздействует хороший мат на представителей правоберущих органов!

Думаю, что испугались не мата, а личности присланного: там серьезные дяди. Говорили, что первый 600-й мерс в Ташкенте появился у директора этого винкомбината.

Да, это не раз звучавшая и знакомая песня в кругу людей и друзей, многие годы безуспешно пытавшихся склонить меня к выпивке. В школе, институте, на "хлопках", "фруктах", в горах, армии и в прочих компаниях... Возможно - потому, что ни "обществау прелестных барышень", ни застольным беседам это никогда не мешало... А вот "неблагомеренности" и зла окружающим от алкашей, сломанных судеб их (и от них) я навидался в жизни сполна, начиная с детства, да и вы, думаю, не меньше. Несколько одноклассников спилось. Уехавших в Россию, кстати. К сожалению, есть определенная прослойка нормальных внешне, но, видимо, "хворых в душе" людей, которые, даже немного выпив, становятся агрессивны и - именно "подлюками".

К цитатам выше. Уважаемые люди знали о чем говорили.

Год 2014. Отгудела смена в Безенги. Лагерь под Хергиани. Октябрь, курсанты снова вместе. Все к вечеру после занятий начинают стягиваться к газовой плите малой армейской палатки - на кухню. Незаметно и стихийно единоличное и попарное приготовление пищи обращается в групповое несанкционированное мероприятие. Палатка уже с трудом вмещает всех желающих. Различные представители (опустим их имена) Крыма, Донбасса, Воронежа, Александрии и прочей Украины (чуть не забыл - и Краснодара) в срочном порядке начинают сносить все имеющиеся виноградо-производные продукты из личных привезенных запасов, а равно приобретенные на месте в Оливе и Оползневом. Воодушевлением переполнена палатка. С характерным хлопком извлекается очередная пробка с комментарием "Добрый вечер". И в этот самый момент.... Поднимается полог входа палатки и появляется .... директор лагеря. *Тут необходимо важное уточнение - в лагере строгий (!) "сухой закон" * . Участники и зачинщики описанного действа с ясным пониманием того, что это залет, начинают совершать манипуляции, которые другие назвали бы "сокрытием улик". Вся посуда в зеленом стекле и прочее, способное вызвать подозрение, незаметно перемещается под столы. Но Шэф пришел не уличать и разоблачать, он пришел просвещать! На переносице его сверкают очки, в руках (внимание!) - в потрепанном мягком переплете философская поэма "Москва-Петушки" Венечки Дорофеева. Книга раскрыта. Шэф воодушевлен и сосредоточен на конкретном фрагменте текста (видимо только это нас и спасло). Он должен донести до наших еще не полностью окрепших умов важное и ценное. И вот тогда то я и узнал (и не только я), что есть (точнее была) такая "Зубровка", что Жигулевское пиво и альб-де-дессерт понятия взаимно связанные, что одеколон "Свежесть" имеет двойное назначение, что культура пития это вам не просто так и многое многое другое... Ну да это тема для целой лекции. Однако приятно вспомнить. Ну а напитки в зеленом стекле, интернированные под стол, мы потом конечно допили (когда шэф тактично нас оставил наедине с вновь приобретенными знаниями). По всем правилам культуры пития. PS: ...а "Москва-Петушки" я потом полностью перечитал. Действительно Поэма :)

Саша, классиков знать надо! Дорофеев- это Митя (хороший скалолаз был, жаль ушел рано), хотя он вовсе и не Митя был, а Саша, но все звали его Митя. А "Москва- Петушки" - это Венедикт Ерофеев! Это классика!

"Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало – и ни разу не видел Кремля.

Вот и вчера опять не увидел, – а ведь целый вечер крутился вокруг тех мест, и не так чтоб очень пьян был: я, как только вышел на Савеловском, выпил для начала стакан зубровки, потому что по опыту знаю, что в качестве утреннего декокта люди ничего лучшего еще не придумали.

Так. Стакан зубровки. А потом – на Каляевской – другой стакан, только уже не зубровки, а кориандровой. Один мой знакомый говорил, что кориандровая действует на человека антигуманно, то есть, укрепляя все члены, ослабляет душу. Со мной почему-то случилось наоборот, то есть душа в высшей степени окрепла, а члены ослабели, но я согласен, что и это антигуманно. Поэтому там же, на Каляевской, я добавил еще две кружки жигулевского пива и из горлышка альб-де-дессерт.

Вы, конечно, спросите: а дальше, Веничка, а дальше – что ты пил? Да я и сам путем не знаю, что я пил. Помню – это я отчетливо помню – на улице Чехова я выпил два стакана охотничьей. Но ведь не мог я пересечь Садовое кольцо, ничего не выпив? Не мог. Значит, я еще чего-то пил.

А потом я пошел в центр, потому что это у меня всегда так: когда я ищу Кремль, я неизменно попадаю на Курский вокзал. Мне ведь, собственно, и надо было идти на Курский вокзал, а не в центр, а я все-таки пошел в центр, чтобы на Кремль хоть раз посмотреть: все равно ведь, думаю, никакого Кремля я не увижу, а попаду прямо на Курский вокзал...."

это он вам инструкцию читал, а не просвещением занимался )))

Доброе утро, колеги! :)

А не сменить ли нам ... конь-И'к-ки на санки?

В контексте главной темы, конечно же ;)

2021-02-04

Олег прав. Сколько можно пить. Пора сменить тему.
Но перед тем как перейти на калоши ещё пару слов по заявленной изначально теме поста. Тем более, что время у нас: «в серый предутренний час…» (надеюсь, все знают дальше).

Так вот.
Дело было в далёком 76-ом.
Выдвигался из института в «обчежитие» и встретил будущего лучшего друга (продолжает пребывать в таком статусе, но в прошлом году ушёл) одногруппника Вовку. Он сказал, что видел объявление о наборе в секцию альпинизма и хочет посмотреть. Времени было навалом, я и развернулся.
Начали ходить на тренировки. Вовке вскоре надоело (хотя и потом частенько заглядывал поиграть в баскетбол), а я остался (не исключаю, что из-за наследственного, неоднократно отмеченного женой и мамой упрямства).
Потом была оглушающая Айлама поутру над лагерем, и… И понеслось…
Окончательный гвоздь забила «Категория трудности» (именно первое издание), где Владимир Николаевич всё разложил по полочкам, что на меня как технаря произвело серьёзное впечатление.
В дальнейшем и сам небезуспешно занимался агитацией (среди сагитированных есть и чемпионы России, о чем они скорее всего уже не помнят).

В свое время бытовал лозунг "Народ и партия едины!" Т.е. нераздельны! Как же можно в Азии отделить приобретение годового запаса галош от приобретения портвейна 777 или портвейна Чашма?

Обычно после экспедиции грузы отправлялись по жд контейнером. И каждый приобретал и отправлял домой запасы портвейна, галош, ну и книги, на русском языке: отечественная и зарубежная классика (дома достать невозможно было!), купленная за копейки в отдаленном кишлаке, где по русски и говорить не умеют, а читать - тем более. Но книги на русском языке - были!

Мих Саныч, всё так и было.
И "Большой Советский..." за 20 рупий, доставленный контейнером из Пржевальска, у меня на полке стоит (в свете интернета совершенно бесполезный).
А "Индустар-37" (тогда предел мечты, и тоже теперь бесполезный) оттуда же вез с собой.

А мы, азиаты, наоборот, книги везли из Москвы да из прочих центров. Чудеса советского распределения.

Классикой магазины были завалены. Печатали в Ташкенте. Сейчас погуглил и не нашел той типографии. Туристы из России увозили пачками.

Помню на развале две туристки от восторга задохнулись:
Смотри, Есенин!!!
Спрашивают у продавщицы, - а у вас еще есть?
Та обращается к свое коллеге: Ханифа, у тебе Эсени по 42 копейки еще есть?
Замираю от восхищения!

Про книги, которые мы покупали в экспедициях:

Насколько я помню их было 9 (или все же 8 томов) - у меня есть все, купленные в разные годы и в разных азиатских городах и кишлаках, но за 5 минут я нашел только 7 из них...

С чего бы ни началась дискуссия русских мужиков, в конце концов все сведется к выпивке...

ох, вспомните на что она переходит после выпивки - и порадуйтесь что пока что не перешла )

Совместную дистанционную выпивку по интернету представить (да и реализовать) вполне возможно, а вот последующее - затруднительно. Впрочем, любителей выпячивать грудь или поливать других помоями здесь тоже гораздо больше. Наверное, по той же причине.

Ностальгическая тема...

Кстати про Чашму, по рассказам знающих людей, сам портвейн был замечательный, но,

тот который производили для массового потребления был и навсегда останется в памяти как "бормотуха", что кстати на 100% оправдывает это название...тянет поговорить, побормотать, после употребления и далее по списку, вплоть до выяснения отношений и мордобития...если меры не знать...

Познакомился с ним на первом курсе, " на хлопке", это аналог русской забавы "на картошку"... -: )))

Типично студенческий напиток, дешево и сердито!

Про альпинизм и алкоголь тема тонкая, всё что выше написано -правда...

Думаю как и в других видах спорта, да и в простой жизни все происходило одинаково...

Всем здоровья и удачи, и соблюдения меры в наших пристрастиях...

В спортивных секциях г. Алма-Ата , у Ильинского в САВО , у Попенко в Альп клубе , у Бергмана в Локомотиве ,у Космачева в КазГУ , у Валиева и Хрищатого в Политехе , у Студенина в Спартаке и др.- спортивный состав в 80х - 90х ,в горах и особенно на выезде , не то что выпить , выкурить сигаретку редким курящим приходилось скрываться и маскироваться где по дальше . Хотя конечно , ничего человеческое им не чуждо ,были и праздники и вечеринки и трезвенников я там не встречал .

Порохня (ещё без "запора") выгонял из лагеря за малейшие "нарушения режима" (даже за неуставной секс) на раз-два.
Но уважали и не считали, что перегибает.
Впрочем, как-то не было особо сложно "не нарушать режим". Не до того было.
По ночам с фонариком собирали рюкзаки, а не бухали и трахались.
Так тогда был устроен мир.

Да ладно, не надо приукрашивать Алма-Ату начала - середины 90... :)))

К середине 90х , новая установившиеся реальность начала уже кончать с массовым спортивным альпинизмом . А до этого - в каких секциях и у кого было по другому ? Самому интересно , где и как это было возможно при тех порядках . Каждую пятницу в городе осуществлялся общий для всех секций и групп выпуск , с подачей маршрутных листов , проверкой документов , мед справок , назначением инструкторов для молодежи , назначением дежурного спас отряда , раздачей радиостанций , раздачей позывных , установкой контрольных сроков итп итд . После этого масса альпинистов поднималась на Чимбулак и выше на Туюксу в домики и вагончики для совершения восхождений в выходные , а также для занятий , дежурства , и просто за компанию . В районе всегда начспас с дежурным спас отрядом , со связью со всеми группами до полного их возвращения , с информацией по району о всех кто на занятиях или еще где . Все было централизованно и организованно можно сказать на гос уровне , все было на виду и всем до всего было дело . И где здесь найти место для бардака ? И ведь это было на постоянной основе за исключением лета , когда все разъезжались на сборы .

Как-то были спасработы, ночью пришлось бегать. Были в составе трое питерцев и Гриша Луняков. Он внезапно со скалы сорвался, лежит, а темно и ночь безлунная. Спустился к нему, лежачему. Он закурить поросил. Дал ему, думаю, значит, рёбра целые. Потом осмотрел его. Просто сильные ушибы. Одного парня с ним оставили. Пошли дальше. На обратном пути забрали.

Когда с нами случилась беда, он пришёл и принёс сигареты для меня. Опять вместе покурили

Луняков был уникум во многих отношениях. Но он один такой.

Я в начале карьеры занимался в политехе, тренером долгое время был Халитов, ходили с Валиевым, Хрищатым и прочими САВОшниками. Выпускающий Ильинский. Так вот, хоть я в САВО и не состоял, но уже через много лет, когда завязал, поехал как-то на 1 мая на Или на скалы. С детьми, тусовка и все такое. Закуриваю, краем глаза вижу Ильинского- тут же сигарету загасить, бычок в кулак за спину. От шефа подальше, чтоб не пахло. Рефлекс!

Господа, кто не в теме (альпинизма -алкоголизма). Есть такая хрень - "стёб". Так вот - мы стебемся (с иронией и сарказмом вспоминаем те "золотые" годы).

Все комментаторы выше - люди в годах (многие - изрядных). Все знают: регулярное употребление спиртного приводит к алкоголизму, а алкоголики долго не живут. Так как все описывают события далекой молодости (как минимум - тридцати-сорокалетней давности), то можно сделать вывод, что алкоголиками мы не стали, а значит пили не регулярно. Да и не очень помногу.

Я, к примеру, всю свою спортивную карьеру практически вообще в рот спиртного не брал, более 15 лет. И не я один: не когда было - непрерывные тренировки, восхождения. В горах я проводил до 8 месяцев в году. Ну и многие другие жили так же.

Те, кто много и часто пили - давно в могиле. Мы научились пить управляемо: когда ЭТО можно, и столько- сколько можно. Не больше. Научились останавливаться, если нужно.Так и живем.

Это отступление я для молодежи сделал: могут нас не так понять и не тот пример с нас взять.

правильная молодёжь - правильно поймёт итак.
а неправильную - уже не исправить.

хотелось бы только уточнить: ушли от водки и от простуд - те кто переставал ходить. а кто не переставал - свою норму знает
это же - как на велосипеде: пока крутишь педали - едешь, перестал крутить - стал и упал. а допинг - он хорош только добавкой, силы - не заменит

Тишина "в эфире" на призыв Михаила Александровича отозваться "молодым" наводит на грустные размышления. Время меняет людей и их пристрастия. Не хочу, по-стариковски, ворчать на молодежь и их увлечения, но многое, действительно, поменялось. Перечислять можно бесконечно. Если раньше горные лыжи считались спортом для богатых, то, в настоящее время, они более доступны, горнолыжные трассы переполнены. Прежнему турнику появилась альтернатива в виде тренажерного зала. Да и появление коммерческого туризма, со всеми вытекающими, многое изменило. Если у нас, в Томском Политехническом Институте, в те давние времена, буквально на каждом факультете была многочисленная туристическая секция, которая готовила планомерно будущих и туристов разного вида, и начинающих альпинистов, то сейчас я этого уже не замечаю. Спрос рождает предложение.
В связи со всем этим повторю свою любимую фразу: " Не будем жалеть о том, что ушло. Давайте радоваться тому, что это было".
Действительно, есть, что вспомнить: и забавное, и грустное. Но то, что наша жизнь связана, тем или иным способом, с горами, меня радует. Горы выполняют роль связующего звена, одновременно "просеивая" людей, проверяя их на прочность и "чистоту".

Молодёжь просто сюда почти не заходит. Риск давно стал прибежищем пенсионеров от альпинизма. Это видно по реакции на посты. Под постом о первовосхождении пять-семь комментариев бывает. А если начинают вспоминать, кто, где и с кем прибухивал по молодости, то комментарии сотнями сыпятся)))

"-Поручик, вы были в молодости членом суда?

-Эх, молодость,молодость - членом-туда, членом-суда" (С)

Кста-ати...!!! ;) :) ( ...но на мой вкус сахару о-очень много, впятеро против "Чашмы")

"Молодёжь просто сюда почти не заходит."

Позволю не согласиться. Заходят, много молодежи. Тихонечко читают. Только высказываться бояться. Из-за нас. Мы как стадо слонов - тут же пройдемся колоною по посмевшему изложить свои мысли посту, и втопчем в прах, из которого мы все вышли, "ибо прах ты и в прах возвратишься."

Из ТПИ помню "Аиду" при входе в общагу на первом этаже налево в конце коридора. И альпинистов - Суханова, Парамона, Бивня, две Лильки, Гиматову, Сапунову. Умели не только ходить в горы, но и весело отдыхать. Как-то пригласили встречать Новый год (1984). На доске объявлений были указаны четкие ориентиры - после автобуса все время по дороге, оставляя справа поле над которым висит облако в виде собаки. После облака повернуть направо и третий дом слева. Чтобы встретить новый год в этом домике парни сначала скололи весь лед на полу, а потом три дня топили, чтобы можно было находиться хотя бы не в пальто. Приходим, а там полный дом народа перепачканный мукой, пельмени лепят. Пять тыщ налепили. Целый день этим занимались, но варить начали только утром, потому что пельмени оказывается должны быть отмороженными. Вечером все кулинары таинственно попрятались по углам, а потом вышли на свет мушкетерами, дракончиками, пиратами и это... как её... девочка с фиолетовыми волосами. Всю ночь во что-то играли. Алкоголь был, но не крепкий и это, почему-то никого не беспокоило. Запомнился этот Новый год и еще один - в Старой Ангасолке на Байкале лет 15 назад вместе с альпинистами стариками. Водки было завались или хоть залейся, но опять-таки, почему-то никто напиваться не стал - некогда было. Костюмированный вечер, шарады, песни, конкурсы, викторины... Разошлись только в 9 утра. Постарались Людмила Артеменко, Григорий Скаллер, Глеб Агафонов и бабушки альпинистки. Никого нельзя выделить - в ударе были все. Самое интересное, что из молодежи были в основном взрослые внуки альпинистов. Больше никаких новых годов ни разу не справлял. Сидел дома за компом и тихо глотал коньяк... Ушла эпоха.

Ура! Нашла "родственника"! Повеяло родным Томском и нашим ТПИ.
Всплеск развития туризма в Томске и в ТПИ, в частности, пришелся на 70-73 гг. Сейчас уже не вспомню всех, но на слуху следующие тур. секции: Пинелопа, Амазонки, Проходимцы, Берендеи, Психи, да и Аида тоже. И каждая из перечисленных секций готовила ежегодно по 4-5 официально зарегистрированных маршрутов различной категории сложности. А ведь были еще и путевки в а/лагеря и альпиниады. Так что любителей этой сферы деятельности, в то время, было "море", как говорится. Среди преподавателей тоже было много туристов и альпинистов, так что жили общей семьей, что нередко помогало при сдаче экзаменов.
А в 2019 г Пинелопа отметила свой 50-летний юбилей, собрав своих Пинелопчиков со всех уголков нашей страны.
Встречи Нового Года в каких-нибудь заброшенных избушках были привычным делом. благо этого добра в окрестностях Томска хватало.
Я прошу прощения у Рисковчан, меня "прорвало" от нахлынувших эмоций, в связи с чем я увлеклась воспоминаниями о "самом лучшем городе Земли - Томске".
Но ведь это тоже имеет отношение к обсуждаемой теме.

Для climber555 (не туда лесенка пошла - что поделаешь, годы).

Не худший (по крайней мере для пенсов) вариант.
И хорошо, что ещё есть кому заходить.
Сами то небось тоже не вьюноша.
Вот бы и вспомнили чего по существу.

"Я ж ещё не стар..." ))))

Не стар в обоих смыслах - и постарел пока в меру и старром в альпинизме стать не смог))

P.S. Мы ж вроде на Ты?))

"P.S. Мы ж вроде на Ты?))"

Ничего против не имею. Но вопрос тогда (в марте 20-ого) так и остался открытым. Как и представление, хотя вроде вычислил.
И даже уже успел забыть, что вполне естественно для преклонных лет.

"Несколько раз рука к перу тянулась, начинал, потом думал, кому это надо вообще??"
А вот это свойственно возрасту. И здесь лучше не думать.
Напиши. На РИСК кое-кто ещё заходит и уверен - оценят.
Слог хорош, чувство юмора в наличии, снимки внушают.
"Что ещё надо человеку, чтобы..."

Продолжаем трёп: В 84 году сидели мы вдвоём с Колей под Аксу. 10 суток сидели-наблюдали за нашими ребятами и командой Кавуненко. Тоска. Решили пулю писать с "болваном" на ошское пиво. Снял я свои очки и на Колю гляжу, а в его "консервах" все его карты как на ладони. Я ему- "Коля, я самый честный игрок в ущелье" и обуваю его как савраску. Он злится, а ничего не поймёт. Литров 200 мне проиграл. Пару лет назад, на юбилее у друга всё таки рассказал ему.

Вот что интересно.
Некоторые участники обсуждения темы "алкоголь в альпинизме" мне всё больше и больше напоминают одну знакомую даму, которая при просмотре "фривольных" фильмов в 90-х (когда дорвались) говорила: "Боже, какая гадость!", и после секундной паузы: "А чего там дальше?..."

Как гласит вековая мудрость: Одна из отвратительнейших вещей - пребывать трезвым в компании подвыпивших. (И ещё кичится этим, посматривая на "убогих" со стороны.)

"Молодёжь просто сюда почти не заходит."

Ну к молодежи я могу относиться не по возрасту, а по времени прибывания в горах))), и вот как это случилось у меня.

Разошелся я со своей супругой. И так долго штормило меня, товарищи, что друзья и близкие уже стали подозрительно смотреть. Не мог я ни спать, ни есть, не работать. Как под заговОром каким был.

А тут приятель один посоветовал в горы сходить. Мол, пазлы в голове там встают на место, как надо. Мне в этот момент 37 было. И я мало того, что вообще в горах не был, я в детстве-юношестве на скрипочке играл, а потом на факультете экранных искусств учился. Ну вы поняли.)))

Не понимая в этом ни беса, найдя через общих знакомых начинающего гида, и отходив пару месяцев в фитнес-клуб, я пошел. Куда? Правильно, на Эльбрус.)))

Пройдя за время восхождения и блуждания там по горам все этапы, от ненависти и злобы до безграничной любви к себе и окружающему миру, у меня, стоящего на вершине, и лицезреющего всю эту красоту (с погодой ооочень повезло), крышу и снесло.

Приятель оказался прав - пазлы сошлись.

Вернувшись в Питер, неделю ещё не мог угомониться, пока с парашютом не сиганул в тандеме. Только тогда отпустило...)))

Ну, потом смена в Безенги, и т.д.

А что про алкоголь, так «in vino veritas”...

120412703_272981057068431_94015635850419674_n

120201418_1002178880259783_594360513103229392_n

120411020_364454404925563_5330910872854667383_n

Восхождение пацанов шк.16 поселка Гамбург г.Ангрен на в.Бабайтаг 3555(Шахтер) 1Б кт

восхождение совершено 9мая 1975г табличка ХХХ лет Победы наша.

Слева-направо 1) Генрих Гуммель, 2) Рустам Раджапов, 3) Рамиль Мулаянов, 4) Александр Юрьевич Агафонов рук-ль, 5) Фридрих Деринг.

на втором фото 3) Сергей Фомин.

С тех пор каждый год 9 мая я отмечаю еще и правильную ошибку своей молодости.

Снимки, особенно первый и третий, потрясающие.

А нижний снимок похож на 1Б по Центральному кулуару. Просто кусок похоже.

2_b

Артур привет, слева малый Бабай справа Большой Бабай, на третьем фото выход на седловину между вершинами.

Здравствуй всегда, Рустам! Ну да, просто похож на 1Б по Центральному кулуару Б.Чимгана. В принципе в горах похожих мест много. Значит, вправо уходит траверс? Славно мы его тогда пробежали). Кстати, я и не знал, что Бабайтаг и Шахтер одна и та же гора)

О да, верно было подмечено - "...будь проклят тот день, когда я в первый раз посмотрел "Смерть проводника")))..." А потом была "Вертикаль" и еще какой-то фильм иностранного происхождения, название которого не удержалось в памяти, давненько это было. А совсем потом увидел в 1986 году объявление о наборе в альпсекцию... и вот уже 34 года занимаюсь поползновениями по разного рода горам))

Какой чудесный пост!!! Доброго всем вечера!!! МихалСаныч и К*)), можно я к вам со своим пузырём?

Ну раз пошли такие тосты, то и я скажу:

Пригласила меня подружка на днюху, а отмечать решила на Красном Камне. Мы ж про первый раз, да? А мне тогда только 18 исполнилось. Про снарягу и скалолазание до этого не слышала, да и палатку взяли в прокате. В горах тогда было строгое табу на алкоголь, поэтому днюху отмечали помятым тортом, который ели прям ложками. Утром все начали собираться лазить, ну и я пошла поглядеть. Лазили с верхней на Холодильнике. Ну и за компанию и я напялила чужие калоши (на 3 размера меньше) и самопальную обвязку. Лезу первые метра 3, не трудно, но ноги уже болят. Терплю, лезу. Ещё метра через 3 начинаю ныть: "спускайте". Отвечают: "отцепись от стены". Та ладно, страшно ж!!! Лезу... Спустилась я уже с новой любовью. Ну а в альпинисты меня сама природа через пару недель на Пельмене приняла. Нас шестеро на "1" попёрлось на одной верёвке. Под верхом началась гроза. Плато быстро вымокло. Когда все шестеро собрались на вершине, молния хорошо нас шибанула и мы, не снимая обвязок, калош, не смотав верёвку, ринулись на спуск. Неслись кубарем по короткой тропе, вперемешку с селевым потоком. На дороге купались в лужах, смеялись. Ну и множество еще таких приключений было за 30 лет альпинистского стажа. На Кавказ первый раз рванула, теряя тапки, когда уже двое детей было. Мама со мною 2 недели потом не разговаривала. Любовь, она такая))

Светланка, рад тебе и твоей истории! Спасибо!

И относительно современной мОлодежи... Тут с полгода назад, может, малость больше, было такое дело. Дочка (ей 21 год) подходит ко мне и задает простейший вопрос:

- Пап, а вообще зачем люди ходят в горы?

Ну я так, на минутку подзавис, хороший вопрос, из разряда "в чем смысл жизни", "что такое любовь", "познаваем ли мир". Сам-то я чувствую, зачем хожу, но именно чувствую, словами это тяжело формулируется. Пришлось выдать стандартный набор фраз про покорение своих слабостей, про преодоление себя, "...потому что он существует...", само собой. Ребенок вроде как удовлетворился ответом, а вечером подходит и говорит:

- Пап, возьми меня с собой на Аконкагуа...

20190331_154948

Релакс. В бокале мой любимый кабернет савиньон (любимый после спирта,водки, коньяка,рома) , в банке орешки, сыр вчера кончился, ноги мои.

Как говорили в восьмидесятых годах прошлого века: "Красиво жить не запретишь!"

Тема не раскрыта полностью. МошкА должна быть уже

Эх, расскажу, хоть и не молодежь. Мои родители поступили в Казахский политех (тогда Горно-металлургический институт) в 1954 году. Геофизика- новая наука, романтика и прочее. Мама пошла в секцию альпинизма, руководитель Шипилов. Сходила на Амангельды 1Б, еще куда-то, ходили с ночевкой из Горельника, дрова с собой, сверху рюкзаков привязаны, а лица даже на фото светятся.

Ну вот, а через год- известная трагическая экспедиция Казклуба на пик Победы. Погибла почти вся группа, Шипилов тоже. Мама больше в горы не ходила.

Ну а я еще в детстве запомнил это слово- Победа. А потом, конечно, Джек Лондон, Санин, особенно Куваев. Все как у всех. О горах не думал, но еще в школе раз несколько как-то добрался до Туюксу, само собой получилось. И что-то про Победу внутри свербило неопределенно. Но за детство приучили, что здоровья нет, спорт заказан, да и вообще. А потом волею судеб оказался в том же политехе. Учиться легко, настолько что можно пьянствовать, каждый день почти. Год, два - и стало надоедать, и удовлетворения нет, а что-то внутри покою не дает. Подговорил друга, на третьем курсе в 80-м пошли в политехскую секцию альпинизма, ну хоть что-то хотелось изменить. У политехов была комната в домике САВОшников- он потом сгорел зимой 81/82, каждые выходные- туда. С последним автобусом, в 11 на Медео, ночью, в одиночку, а лучше в компании. Зато выше Чимбулака чужие не ходят. Первый "сухой" Новый год в горах, новые друзья. Через пару месяцев все разрядники секции, с тренером, ушли в Енбек. Но нас уже было не остановить. Остались новички и перворязрядник Талгат Кумашев, он и стал тренировать да учить. Да Ильинский взял под свое сильное крыло. А летом Талгат погиб на пике Кольцова, первая потеря друга в горах, но мысли завязать не было. И всегда где-то глубоко, так, что вслух не расскажешь, жила Победа.

1954, секция КазГМИ на Воротах Туюк-Су

Пик Амангельды, апрель 1955-го. Надо же, тогда в апреле ходили, в мое время в конце марта-апреле район закрывали.

Спасибо, silver!

История, достойная отдельного поста. Спасибо!

К вопросу, зачем человек в горы ходит?

Приехал я ,значит, в первый раз в альплагерь. В Баксан. Аккурат месяц назад школу окончил. Командиром отряда у новичков был Алексюк Михаил Миронович. Мастер спорта аж с 1957 года, из Киева, из команды Моногарова. Человек-легенда считай. И вот он с каждым вновь прибывшим новичком проводил индивидуальное собеседование. Он первым вопросом меня спрашивает - Молодой человек, а зачем, вообще, люди в горы ходят? А я ж тертый уже горопроходимец , я до этого единичку и двойку горнотуристскую на Кавказе ходил. В Крыму на сборах был,призовые места занимал. Новый год в лесу при минус тридцати встречал и т.д. Ну, Остапа и понесло - минут десять я ему затирал и про образ жизни, и про дружбу и про коллектив и про красоту и про сильных духом, и про вперёд и вверх... Аксакал слушал очень внимательно и ни разу меня не перебил. Потом говорит - всё что ты сказал, всё так, но только ведь человек совсем не поэтому в горы ходит!

-А почему?

-Ну, вон видишь , собака бежит?

-Да

-Если мы её сейчас позовём и заговорим с ней, она, собака, ведь всё поймет, что мы ей говорим, только в ответ ничего сказать не сможет. Вот так и альпинист, он внутри себя понимает, почему он в горы ходит, но вот только словами он никогда этого передать не сможет!

Ни до, ни после лучшего объяснения я не встречал. И всякий раз, когда меня спрашивают, почему человек ходит в горы, я рассказываю эту историю, как притчу.

climber555, это пять с плюсом!

Ну, теперь понятно стало, чего я ломлюсь туда.... А если серьезно - красивое толкование. И подозрительных взглядов : не в себе чтоль торарщч ? уже не будет.

Точно так и есть - всё чувствуешь и понимаешь, а выразить словами не можешь, нет для этого подходящих слов. Оттого и остается в сухом остатке - "...потому что он существует..."

Да уж! Круто про собачку то...

Молодежи нужно тут помалкивать, ведь кроме Оша, Алаудинов , Сыры Таша и бесконечного детства в Алибеке и Узунколе ничего не видели. Ушла романтика...

Ну почему не видели, а месяц в Кара-Казыке :)))

Классное объяснение у climber555! А ещё мне кажется потому, что там нет мирской суеты и звезды очень близко, и даже есть места, где до тебя не ступала нога человека, а это не каждому дано.

Если ты живёшь в средней полосе России, тебе 17 лет, из гор рядом только Жигули, то уж точно не желание уйти от мирской суеты толкает тебя в альпинизм. Потом возможно и это придёт, но это потом, а как по мне, это то что ты попал в коллектив где всё интересно: тренировки, скалы, друзья и всё пропитано духом каких то далёких гор и ты заведённый- а я !, я тоже туда хочу, а я смогу?

Жигулевские горы очень красивые, по сравнению с Памиром они кажутся изумрудно бархатными. А, когда идёшь по Волге через Жигулевские ворота, впечатление незабываемое. Ну, а тренировки, завязывание узлов, скалы, песни под гитару и дружба на долгие годы-это тоже горы дают нам.

Было очень интересно почитать как сам пост, так и комментарии. Сам себя к альпинистам не причисляю, по опыту совсем молодежь, хоть по возрасту уже где-то посередине)

Попал случайно. Знакомый знакомой позвал на полярный Урал отметить новый год на горе. Денег не было (только институт закончил), про альпинизм никто ничего не слыхал) Закупились в спецодежде, валенки там, ватники, много тушёнки) я тогда шею сломал и ногу в 2х местах. До больницы добрался через 3 дня. Было интересно передвигаться по снегу, придерживая голову руками, и постоянно падая из-за ноги, почему-то в основном на спину). Подниматься было только долго: для начала нужно было повернуться лицом к снегу, а он глубже, чем длина руки, ей не оттолкнуться, как и ногой, которая болела. Да ещё и голову руками держать) Так и копошился минут по 5 каждый раз. Но мне понравилось наблюдать закат, сидя на (чуть не написал "на стене")) ) склоне. Закат был в 2 часа дня, а соседняя гора была почти полностью розово-красная). Ну, конечно, не только это. Ещё снег на ветках ёлок был вкусный)) Потом побывал в Кисловодске с парой экскурсий на Эльбрус и Домбай, а потом уже более целенаправленно стал смотреть, куда податься. Сходил с турклубом пару раз в горные походы, потом смена в Безенги. Зиму пропускать не хотелось, потому уже стал искать альпклуб (в безенгах тогда смен не было зимой)

Про питие. Много лет тому Боря Киндзерский (г. Черновцы, Украина) рассказывал, что к ним в Домбай на смену прислали шахтёра из Донецка (тогда г. Сталино). Около 30 лет с коробкой в руках и сумкой, высокий, спокойный. Поездкой на курорт Домбай местком премировал его за ударную работу . Ну что - подобрали ему одежду на складе, обувь ну, и остальное, и зачислили в отделение На занятия он ходил, но как-то с опаской.. И вот что странно - от него всегда очень сильно пахло одеколоном «Шипр». Однажды уже инструктор не выдержал и спросил, ну, зачем он так душится перед каждым выходом. Ответ был прост "Когда я сюда ехал, то мне сказали что это глухое, расположенное далеко в горах место. И там нет магазинов. Я посчитал, путёвка на 20 дней, это почти 10 литров водки, но я их туда не довезу. Решил купить 4 коробки "Тройного", но в профкоме мне сказали, что там куда я поеду, будут интеллигентные люди. Тогда я подумал-подумал и взял 2 коробки по 9 штук «Шипра». И вышло так удачно - «принимаю» его перед каждым выходом и уже почти не боюсь этих скал, льда, веревок, да и ледоруб перестал постоянно терять….

В 18 лет записался в одну из Ростовских секций, где благополучно бегал кроссы и пару раз выехал на местные скалы.

Потом призвали в армию. Там ближе к дембелю прислали желтушного повара, который всех нас перезаражал.

Вернулся домой. Тяжелее 5 кг. поднимать нельзя. Пошел в восточные единоборства, которыми и прозанимался почти 20 лет.

Ближе к сорока подросшие (но не совсем) дочери нашли в альбоме фотографию. на которой их папа на веревке висит.

-Круто! Поехали в горы!

-Поехали!

Съездили в Домбай, погуляли радиалки из поселка.

Понравилось. Купили палатку. Выставились на Турьем озере.

Утром видим туристическую секцию из Мурманска, которая с мужественными лицами собиралась покорять перевал Алибек 1 А.

Увязались за ними. Поднялись, чем немного подпортили им картину празднования на перевале одержанной победы над горами. (Дочерям было 13 и 8 лет соответственно.)

Понравилось. Так с тех пор в горы уже более 15 лет и хожу. Сначала двойки. Потом тройки. Выше, вероятно, уже не потяну.

Разве что к Михал Санычу где-нибудь на хвост упасть, чтобы куда-нибудь на четверку затянул.

А по основной-то теме что? В смысле про алкоголь?

Увы! Не силен я по этой части. Слишком поздно пришел в альпинизм. Не успел влиться в струю.

Заболел горами на Кавказе в Домбае в 12 лет. Гостил у тети в Невинномыске. На выходные вместе с работниками химкомбината поехал в Домбай. Долго стояли на въезде в зону отдыха: разбился альпинист на Домбай-Ульген. Костер, ночевка и утром двинулись к высокогорному озеру. Поразил контраст: вдоль тропы зеленая трава, цветы, а внизу в ущелье ледник. Мы с двоюрным братом связались 10 м лентой и поочереди спускались в сторону ледника. Потом поездки с родителями в горы Тянь-Шаня: Подша-ата, Сары-челек, Арсланбоб и одиночные вылазки на весь день с приключениями В Падша-ате на спуске встретил необычного зверя похожего на гиену. Он начал с медвежьего рыка, вогнав меня в холодный пот, а когда я увидел его перешел на писк. В одной руке у меня был топорик, а в другой складной нож. Помахал ими и зверь убежал. Наверное это была рысь. Долго выбирал между горным туризмом и альпинизмом. Фильм "Вертикаль" склонил меня к альпинизму, а у горняков не было (или не видел) такого яркого фильма. Пришел в секцию альпинизма Куйбышевского буревестника (поступил в Куйбышевский авиационный институт). Тренировки на набережной: получасовой бег вверх-вниз, лазание по парапетам т.д. В выходные выезд на скалы в Жигули или Лысая гора. И наконец распределение путевок по конкурсу и альплагерь Дугоба. Фантастика, праздник души. Был 73 год. В нашем отделении был инструктор и два стажера. Гоняли и контролировали нас жестко. В конце смены посвящение в значки и печать *Дугоба* несмываемой краской на лбу и пятой точке. Пили только в конце смены: пустили кружку с чистым спиртом по кругу.

«несмываемой краской на лбу и пятой точке.»

После этой фразы админы РИСКа должны поместить пост в «вечный топ».

«несмываемой краской на лбу и пятой точке

Требую фото печати с "оригиналов" в студию! :) ;)

С фото - "ноу проблем". Приклею.

Opera Снимок_2021-02-24_143755_risk.ru

А с печатями? Так аналогично. Вам от кого? Сейчас изобразим.

А фраза будет вечной независимо от количества печатей. Все здесь присутствующие от этой краски никаким растворителями до конца жизни не избавятся. Как бы не пытались.

Спасибо за понимание! И... желание удовлетворить моё требование ;) хотя, обращено оно было к автору "вечной фразы" - Игорю Т :) ..с целью прикрутить их вместе в топ-лист РИСКа. Опера снимок, фрагмента авторского текста, увы это не "фото печати с оригинала"... и да, к сожалению момент сего действа не был задокументирован на плёнку... )))

Ну, а "печать несмываемой краской", как и круглый синий значёк с ледорубом... в Душе останутся навечно...

Фото, к сожалению нет, т.к. сам был объектом крещения. Процедура была такой: клятва, целование ледоруба с рук горного духа, пролаз под скамейкой и "издевательства" типа намазывание сажой, зубной пастой, обливание водой. Когда новичек влазил под скамейку ему ставилась печать на пятую точку, а когда он выразил - на лоб.

Радуйся что отделался "несмываемой печатью", вчерашние значки, те которые проводят обряд крещения, частенько перегибали палку, на моих глазах зубы выбили ледорубом новому значку.

Игорь, а в Ташкенте как оказался?

Начиная где то с середины 90х, а может немного раньше стал противником обряда крещения, противно было смотреть на это безобразие. А может я тогда начал стареть?

Да ладно.... "Каждый пусть разбивает яйца с того конца, с которого удобнее".
Я своё вообще почти не помню (на выезде в Дигории было дело) - пить сильно хотелось, а там в конце вроде "солёный" компот давали и от пуза.
Вот и дожидался, с трудом понимая "а чего это они все делают".

У Овсянникова на Верблюде дюльфер 30 м был знатный, в два касания: первое наверху и второе внизу на земле. При мне никто не смог повторить

Эт точно!

Тогда время на соревнованиях отсекалось по земле. На первенстве Поволжья, со стороны, этот дюльфер смотрелся как прыжок после касания карабина. Причем перчатки одевали почти на лету, для этого в них встраивали проволочный каркасик.

Ваши Рашкин и Николеску были красавцами! Но не перчатки а рукавицы

И Люся Иосипенко- улыбнётся, как рублём одарит- худющая и все зубы золотые. Ну и конечное Ванечка Плакущев, царство ему небесное!

**У Овсянникова на Верблюде дюльфер 30 м был знатный**

Похоже "верблюды" водятся во всех регионах необъятной ;) ... навскидку два сразу вспомнились :)

Речь идёт о горе Верблюд в Жигулёвских горах, на берегу Волги, недалеко от старинного села Ширяево, где Илья Репин бурлаков написал. Старинный карьер, где тренировались и соревновались альпинисты и скалолазы всего Поволжья.

Да, знаю эти места и бываем там с семьёй и с друзьями, можно сказать регулярно :) Но вот вышеназванных людей к сожалению не знаю... самарцем стал в 2001 м, а до этого ташкентцем был )

Второй "верблюд" есть в центральном гребне Б.Чимгана ;) ... такое же известное там место как "таблички", "берёзовая роща", "заячьи уши" ... слух ласкают эти названия родных мест - ибо "уроженец Чимганский" :)

А уж люди - "народ чимганский" ... аж на Душе потеплело :)

Я думаю, что где есть 2 горба, там есть и "Верблюд", а самарский он такой- тёплый, уютный, прямо на берегу Волги.

Была в Ширяево в2017г. Во время речного круиза по Каме и Волге. У нас там была стоянка. Там уютный пляжик. Отлично поплавали в Волге. Очень красивые места. Для художников прекрасные виды для вдохновения.

Было мне 18 лет. Возвращался я "значкистом" в начале 90х из а/л "Торпедо" (Цей). Прямых билетов на самолёт не было. Курортный сезон. Пришлось взять через Питер с ночёвкой там в аэропорту. Особо гражданской одежды я не брал, поэтому летел в походных шортах и футболке, на ногах разбитые горами кроссовки. Вообщем вид так себе. Решил я в аэропорту Пулково подремать ночью на скамейке, т.к. самолёт в Архангельск был на следующий день. Снял я кроссовки с ног (спать удобнее), поставил их под скамейку. Подумал - а вдруг пропадут. Но глядя на их убитое состояние, решил, что такие никому не нужны. И спокойно отрубился до утра, уложив рюкзак под голову. Проснулся я утром от шарканья уборщицы шваброй. Спустил ноги, а одеть не во что. Кроссовки мои походные испарились. Я сначала подумал, может уборщица выбросила. К ней, она - "Видом не видывала!". Весь зал облазил под скамейками, у соседей спрашивал - нет, пропали безвозвратно. Ну кому они потребовались в такой состоянии? Ну, да ладно, все равно вскоре их бы выкинул, есть ещё обувь с собой. Достал я из рюкзака "вибрамы ВЦСПС", попросил тётеньку посмотреть за рюкзаком и пошёл в буфет завтракать. Купил кофе, два пирожка с картошкой, стою за столиком кушаю, смотрю через окно на самолёты. Тут вдруг: "Можно за ваш столик" - два кавказца, довольно криминального вида. Я: "Можно конечно ". И начинаю понимать, что-то тут не так, ведь вокруг полно пустых столов. Ставят бутылку коньяка, стаканы. "Выпьешь?" - спрашивают. Я - "Нет. Не пью". Я в то время вообще ещё не пил, альпинист, спортсмен, комсомолец и т.д. "Давно из дома ушёл?" - спрашивают. Я: "Два месяца назад". Они выпивают, наливают ещё и мне стакан протягивают. Я опять отказываюсь. Один говорит: "Работа нужна?". Я с удивлением: "Нет". "На что жить будешь?" - спрашивают. И тут я начинаю понимать, что они меня меня за бродяжку малолетнего приняли. Я быстро извиняюсь, хватаю пирожок и в зал. Беру рюкзак и перемещаюсь поближе к отделу милиции. Они вышли из кафе, осматривают зал, выглядывая меня. Тут из отдела милиции выходит патруль. Двое милиционеров, увидев меня, сразу: "Ваши документы? ". Я показываю, попутно объясняя кто я и откуда. Они, оглядываясь меня с иронией: "Удачной дороги, спортсмен!''. Уходят. Я оглядываюсь - кавказцы исчезли. Я думаю: неужели так все плохо, и иду к зеркалу. Да и вид у меня конечно: щетина, растрепанные волосы, обветренное лицо и губы, темно-коричневый загар, худой, длинный, черные шорты с футболкой, не первой свежести и самый цинус - стоптанные вибрамы ВЦСПС! Внешне классический бродяга! Далее, я добрался без происшествий. Да молодость! Мы в душе так и остались альпинистами, туристами, бродягами! Да и не только в душе!

Весной 91 после сборов на Ерыдаге взяли билеты на поезд Дербент-МинВоды. Вагон плацкарт, рухнули спать, утром встаём, обуви нет ни у кого...

Познакомился в Tinder с будущей женой. В отличии от других барышень там, у неё большинство фотографий были в каске, с железом и веревками. Подумал, что с ней точно не скучно будет ) Послушал о её походах и восхождениях, о гидах и раздолбайстве, да и записал нас обоих на курс "Введение в альпинизм". А потом в альпклуб вступили и понеслось )))