Фототуризм. Акклиматизация без продолжения

Пишет SRomanenkov, 01.09.2020 00:11

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

7 лет назад я опубликовал на Риске пост с фотографиями из зимнего выезда в Безенги назвав его фототуризмом https://risk.ru/blog/197091. Тогда спортивные планы реализовать не получилось, но район запомнился своими красками и красотой. В этом августе история повторилась. Наш поход завершился уже на 9й день маршрута. А безенгийские вершины и пейзажи снова запали в душу. Часть из них попала на флешку фотоаппарата.
Ниже хочу поделиться подробностями и фотографиями из мини похода.

Как почти и всем в этом году, летние планы из-за пандемии пришлось менять несколько раз. В итоге, погран пропуска на Кавказ заказывали уже впритык по срокам. А Денис и вовсе смог пересечь российско-белорусскую границу только под предлогом лечения в санатории Кисловодска.

Собрались командой в Нальчике и отправились в Безенги.

Наша тройка (я, Ваня Артемов и Денис Жидков) приехала в Безенги после детско-семейного похода по Архызу. Поэтому в планах на ближайшие дни было акклиматизировать Артема, прилетевшего из Новосибирска. Для этого на следующий день по приезду отправились на Джангикош, заодно совместив выход с заносом продуктовой заброски на вторую половину маршрута.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

Как показала практика, акклиматизация до 3000 (на такой высоте мы пару раз ночевали в Архызе), особого преимущества в самочувствии не дала и Артем "догнал" нас уже после первой ночёвки на 3200.

На первые дни стояла задача не спешить и постепенно привыкать к высоте. Такая тактика всем нравилась. Ходили по половине дня, затем отдыхая, на обед варили супчики.

Изначально, перед выездом в горы, планировали пойти легкий треккинг с детьми в Архызе и затем переехать со спортивными планами на Центральный Кавказ. На деле же спорт был в Архызе с тяжелыми рюкзаками у отцов семейств и суммарным количеством участников в 44 человека, а в Безенги настоящий отдых.

Безенгийская стена в который раз произвела сильное впечатление. Понимаешь, что эти места доступны многим и стену за сезон видят сотни людей. Но от подножия 2х километровая скально-ледовая стена смотрится по-настоящему круто и мощно.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

К сожалению, за те 14 лет, что я не был летом в Безенги, контроль близ ГКХ изменился не в лучшую сторону. Если раньше он ограничивался проверкой пропусков и документов внизу на подъезде к лагерю, то сейчас отдельные стационарные посты появились на повороте Безенгийского ледника и на Джангикоше. Некоторым послаблением пограничного режима стала отмена 15ти километровой зоны для граждан РФ (в ней можно находится по паспорту, а для зоны 5 км уже нужен пропуск), но на вершины ГКХ попасть стало сложно. О траверсе стены сейчас не может быть и речи (только из Грузии), но теоретически можно оформить разрешения для радиальных выходов на отдельные вершины. Нам это не удалось. Так как оказалось, что сроки восхождений не могут пересекаться и между ними обязательно должен быть день отдыха. Разрешение оформляется за 15 рабочих дней. Например, планируя восхождения на Джанги и Шхару подряд, в рамках похода, в сроки, без перехлеста дат с учетом планов и погоды попасть просто нереально.

Мини озеро, образованное запрудой на повороте Безенгийского ледника

Тропа к Джангикошу по гребню морены

Горные козлы – туры сейчас обитают по всему району. Вдоль Безенгийского ледника их можно встретить на Баранкоше и Джангикоше. Много животных видели в Теплом углу и на ночевках под Уллуаузом. Если в Архызе на Софийских озёрах дикие туры спускались в палаточный лагерь лишь по ночам, держа людей на расстоянии, то здесь, в полной мере дикими их назвать уже нельзя. Козлы гуляют и живут средь палаток.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Позади стены Шхары

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)В лагере рядом с Джангикошем

Утром для лучшей акклиматизации прогулялись до высоты 3700 в сторону перевала Селлы, заодно просмотрев маршруты на окружающие пятитысячники: Шхару, Джангитау и Мижирги.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Панорама Безенгийской стены. Внизу домик на Джангикоше

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

Если при подъеме на Джангикош горы окутал традиционный для Кавказа послеобеденный туман, то на спуске удалось полюбоваться красотой окружающих пейзажей.

Переночевали в альплагере и утром вышли на семидневное акклиматизационное кольцо в сторону Теплого угла. В планах было пройти несколько перевалов и подняться на Уллуауз и Коштантау, чтобы побывать на высоте 5000 метров.

Через пару переходов начал накрапывать дождь. Даже понимая, что никакой закономерности в погоде быть не может, обычно радуюсь осадкам в такой момент, надеясь, что все выльется на подходах и наверху будет солнце.

В целом, к послеобеденным осадкам и туману привыкли ещё с Архыза. Такая кавказская погода воспринималась как данность и не вызывала негативных эмоций. Ведь каждое утро снова светило солнце.

На площадках в Теплом углу масса палаток. Именно отсюда начинается большинство учебных маршрутов района.

Утро порадовало ясной погодой. А вид перевального взлета развеял тревогу относительно возможной камнеопасности.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Справа ледовый склон перевала Урал (2Б)

Склон был покрыт небольшим слоем снега и не казался очень крутым. Поэтому решили подниматься одновременно двумя связками, для страховки крутя промежуточные буры. Такая тактика позволила всем ребятам вспомнить навыки подъема по льду и сэкономить время. К нашему удивлению, сняли записку одесского турклуба Романтик от июля прошлого года. Перевал находится в самом сердце района, а ходится относительно редко.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Перед выходом на перевальную седловину

С перевала открылся вид на северную стену-склон Уллуауза по которому мы завтра планировали подъем. Стена протяженная и крутая, но при приближении обязательно ляжет. Немного тревожно было только из-за отсутствия акклема и тяжелых рюкзаков с продуктами на следующие 6 дней маршрута.

Изначально мы рассматривали вариант нового маршрута через ледопад слева, но отказались от идеи. Так как в лоб на отвесные сбросы не полезешь, а все горловины, подходящие для обхода, являются сборниками для обвалов льда и камней.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Верхняя часть северного склона-стены Уллуауза

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Линия подъема группы

Готовых площадок внизу у ледника мы не нашли и удачно заночевали недалеко от турьей тропы. Перед сном их удалось немного поснимать.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

Выход запланировали на 3 часа ночи. Попарно связались и за час подошли чуть выше нижнего бергшрунда в обход ледосброса. Отсюда начали вешать перила. От тактики одновременного движения сразу отказались, решив, что с тяжелыми мешками на крутом льду быстрее будет жумарить. По описаниям предполагалась 21 веревка льда плюс скальная башня. Мы на скалы выходить не стали и вышли на гребень по ледовому кулуару за 22 веревки.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Подошли под маршрут

Лидерство от начала и до конца маршрута взял на себя Артем, рюкзак которого мы предварительно разгрузили.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

Было интересно наблюдать, как с набором высоты у группы постепенно “садилась батарейка”. Начали мы бодро, проходя под 3 веревки за час, и к 10 утра пролезли 2/3 маршрута. Но потом начал сказываться недоакклем. Силы ушли, голова кружилась, глаза закрывались, темп сильно упал. Забавно, но от двигания жумара по веревке динамике, начало сводить руки. Подбадривали крутые виды вокруг и море облаков внизу.

Подойдя к скальной вершинной башне, решили не усложнять себе жизнь переходом на другой тип рельефа и раз уж лезем по льду, то подниматься по нему до конца. Кулуар, выводящий на седловинку, хоть и встал дыбом, но мало чем отличался от ледового склона до этого.

Верхняя часть маршрута выглядит как припорошенный поземкой зимник :)

На узкую снежную седловинку вылезли только к 15:30 и побрели в тумане шатающейся походкой по простому гребню к вершине.

Под вершиной нашли выложенную площадку, где наша палатка вставала с трудом. При мысли о неудобной полусидячей ночевке неожиданно появились силы для спуска.

Легкий снежок с неба, туман и прохладный вечер как бы подталкивали нас к спусковому кулуару. При других условиях я б в него ни в жизни не полез.

Повернулись лицом к снежно-ледовому склону и начали аккуратный спуск вниз. Нашу решимость подпитывали частые спусковые петли на скальных бортах кулуара. А после того, как сбросили порядка 300 метров высоты, окончательно вернулись силы.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Уллуауз и наш спусковой кулуар цифрой 4 в верхней части. Фото с гребня Коштантау

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Почти спустились на ледник

Перед самым выходом на ледник Кундюм-Мижирги облака рассеялись и нам открылись вершины Северного массива. На ночевку устроились на ровной поверхности.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

Утром вышли в направлении перевала Кундюм-Мижирги. С запада на его седловину ведет некрутой снежно-ледовый кулуар с выходами скал в верхней части.

Слева на заднем плане маршрут по кулуару стены Коштана, пройденный Ваней зимой 2002 года в составе команды Сергея Щепачкова

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Простые скалы перед выходом на седловину

Час подъема и мы на широкой седловине. Спуск на восточную сторону тоже идется пешком: сначала в связках, затем по курумнику в обход языка ледника и скальных сбросов. В классификаторе перевал явно переоценен. На деле здесь нет не только 3А, но и 2Б. Вроде бы категория дана с учетом прохождения ступеней ледника Кундюм-Мижирги, но в этом году все ледопады обходились вдоль борта долины.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)"Запотевшее" фото на фоне Коштантау

Ледник Уллуауз один из крупнейших ледников Кавказа и имеет несколько рукавов и интересных ледопадов. На его каменистой морене мы остановились на обед. Необходимо было подсушить подмокшую в снегу одежду и веревки.

Дальнейший маршрут предполагал подъем на вершину Птица по СВ гребню с последующим восхождением на Коштантау. Подъем мы оценивали как не очень сложный комбинированный маршрут. В 2000х годах попытку подъема по этому гребню, а через год, и спуск по нему с вершины предприняла команда Олега Фомичева.

Скальными поясами снежно-ледовый гребень разделен как бы на 3 части.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Линия подъема группы по СВ гребню Птицы

Проваливаясь по колено в глубоком снегу, вышли к началу маршрута. Когда подошли под скалы нижнего пояса, поняли, что подъем будет не из приятных. Простая в целом стенка была сложена из нагромождения живых камней, висящих над пропастью. Первая связка поднялась аккуратно лазанием, вторая по перилам.

Скалы второго пояса оказались более крутыми, но и более монолитными. На его верх выводила вертикальная веревка несложного лазания.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

На гребень село плотное облако, поэтому как следует разглядеть скалы крутой вершинной башни нам не удалось. Решено было ночевать в уютной мульде и в случае отсутствия посильных линий подъема, уходить по снежной подушке в сторону седловины перевала Птица.

Утром нас встретил великолепный рассвет. Солнце и море облаков под нами заставили на время забыть о вершине.

Подъем на башню наметили по неявно выраженному скальному ребру, левее залитого льдом камина. Скалы оказались гладкими и крутыми, а маршрут мы явно недооценили. Сразу стало понятно, что без использования ИТО здесь не обойтись. Лесенки и крюконоги мы оставили в альплагере.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Линия подъема группы

Участок нормальный, но для начала похода, когда не лазал по скалам год, выглядит страшноватым. Тут я немного пожалуюсь на бремя руководителя :) “Несправедливость” заключается в том, что там где я хочу лезть – все хотят, а где я боюсь – все боятся. Но так как я всех завел под эту стенку, то лезть все равно приходится мне. Есть здесь и обратная сторона, как только залез сложный участок, дальше до конца маршрута раскрепощен и ничего не боишься. А ребятам, не пробовавшим, сложнее.

В итоге, лесенки из петель, крюкопузо и якоря в глухие щели помогли пролезть ключевой участок. Дальше - легче. Рельеф вертикальный, но появились камины, отколы и полочки, за которые можно хвататься.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

Неприятной стала третья веревка. Подъем проходил через нависающие живые скальные перья размером с человека. Одно из них выпало на меня. Повезло, что маршрут идет по ребрышку и ребята на страховке остались с другой безопасной его стороны.

Один из ледопадов ледника Уллуауз

Выйдя на пологую “крышу” немного увлеклись подъемом и вылезли на вершину Птицы, сняли записку и только тут поняли, что по описанию гребневого маршрута на Коштантау нам обратно в обход вершинных скал.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

Когда вышли на хоженный маршрут стало все просто, читаешь описание в телефоне и лезешь. Спасибо за качественный отчет команде Юрия Балицкого.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Линия движения группы

Обошли траверсом вершину Южной Птицы и спустились на перемычку перед Ледовым куполом. Здесь расположено одно из возможных мест для ночевки на гребне. Но готовой ровной площадки нет, пришлось бы долго срубать снежно-ледовый склон. Поэтому по рекомендации Гриши Кочеткова, ходившего маршрут незадолго до нас, пересекли склон Ледового купола и вышли к уютной мульде. Сюда хоть и залетают регулярные порывы ветра, но серьезной непогоды можно не бояться.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Рядом с головой "птицы"

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Траверсируем склон южной вершины Птицы

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Спуск на перемычку между Птицей Южной и Ледовым куполом

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Пересекаем склон Ледового купола. Позади обе вершины Птицы

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Лагерь в мульде

Утром вышли к вершине Коштантау по северному гребню. Этот кусочек маршрута очень понравился. На гребне только два жандарма, требующих навески перил. Все остальное идется в связках одновременно. Организация страховки сложна и требует больших затрат времени.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Показан путь подъема

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Северные склоны Мижирги и Дыхтау

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Собираемся по готовности и подходим к первому жандарму, на который провесили перила

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)На вершине первого жандарма

Местами, в поисках оптимального пути, приходится перелезать за линию карнизов на противоположную сторону. Что косвенно увеличивает безопасность, разводя напарников по связке по разные стороны гребня. Маршрут чем-то напоминает гребень Северной Ушбы, который я давно ходил.

Хорошо видны другие пятитысячники Кавказа: слева Казбек, справа Эльбрус.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Двуглавый Казбек

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)И двуглавый Эльбрус

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

Ближе к вершинному куполу гребень выполаживается. С вершины открываются шикарные виды на Безенгийскую стену и Айламу. У скал нашли старый, припорошенный снегом тур с запиской Чочиа-Кириллова от 2017 года.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Гребень перед выходом на вершину

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Безенгийская стена и на переднем плане справа Мижирги

Делаем фото с флагами и начинаем спуск.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

На спуске стараемся быть еще более аккуратными. Лед везде покрыт слоем снега. Сложнее приходится на участках скал.

К лагерю в мульде спускаемся в полдень. Обедаем с горячим чаем и спешим вниз.

Путей спуска на ледник Кундюм-Мижирги с гребня Коштана несколько. Мы выбираем ведущий из под скальной башни южной вершины Птицы.

Спускаемся вдоль скал по заснеженному кулуару до площадки на большом уступе. Слева вниз уходит крутой ледосброс, справа скалы с системой полок и стенок. По льду что-то непрерывно летит, поэтому выбираем скальный вариант.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Вдоль скал Птицы Южной

Место не очень приятное. Станции стараемся делать под защитой скальных уступов и нависаний. Шесть дюльферов и мы на ровном леднике под бергшрундом.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)Показан путь спуска на ледник

Вечереет, горы вокруг преображаются. До темноты хотели успеть пройти ледопад, но как назло село облако. Пока ходили на разведку, появилась видимость.

Преодолели основной верхний разлом ледника и остановились на ночевку. Все технические трудности позади. Завтра спуск вниз практически по тропе.

От площадок 3900 вниз идет тропа, которая теряется на обходе ступеней ледопадов ледника Кундюм-Мижирги. Обход несложен, но местами приходится покорячиться по курумнику. При обходе второй ступени повесили 20 метров веревки, за которую придержались руками.

На заднем плане Мижирги и Дыхтау

В след за обходом ледопадов через какое-то время попадаешь на ровный ледник и далее в зеленый карман. Здесь настоящий рай. Колышется трава, бегут ручьи. Вокруг многолюдно. Поднимаются на занятия группы.

По хорошей тропе сбежали в лагерь.

Альплагерь Безенги гостеприимное место со всеми удобствами, о которых в горах можно только мечтать. Здесь есть несколько кафе, прокат, магазины, душ, мобильная связь и интернет. Но тем хороши автономные экспедиции, что все городские проблемы ты оставляешь до выхода в цивилизацию.

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)а/л Безенги со склонов Уллуауза

Появилась связь, Дениса срочно вызвали на работу, Артема беспокоили отбитые на льду Уллуауза в новых ботинках пальцы. Пограничники не оформили разрешения для выхода на вершины ГКХ в нужные нам даты, и мы с Ваней, не решившись продолжать маршрут вдвоем, решили поход заканчивать.

Получился некатегорийный маршрут с элементами альпинизма.

За поддержку спасибо друзьям из Спорт-Марафона

Фототуризм. Акклиматизация без продолжения (Горный туризм)

отличные фотографии! Особенно рассветные)

Серёжа, фото - блеск, стиль восхождений и описания прекрасен, сам поход - лучше, чем у многих в этом году:) Пора думать про 2021.

Денис, спасибо! Будущим летом в дальних горах уже ни какая работа не страшна :)

Красивые фото, Сергей!

Заставила улыбнуться интересная мысль после прочтения сопроводительного текста- черпать силы в созерцании потенциальных сложностей! Эх, вот где решение многих проблем на маршрутах, только успевай вовремя оглядеться и порядок!

Виктор, спасибо! Давно понял, что созерцание, а также фотосъемка красивых вершин дает дополнительную энергию и мотивацию. А удовольствия от процесса не сильно меньше, чем от преодоления сложностей.

как всегда, и походы, и фото Сергея великолепны!

Очаровательные фотки! И маршрут короткий, но весьма насыщенный. Так непринуждённо и обыденно провесили 22 верёвочки на подъём, потом быстренько успели спуститься и всё это в один день! Вот где настоящее мастерство!

Да, тоже замечал, что высоты в 3000 м для предварительной аклимухи к 5000 м недостаточно. После походов по Архызу на Ц.Кавказе даже на 4-4,5 тыщах признаки "горняшки" начинают проявляться.

Эх, не смог я в этом сезоне пройти ничего сложнее 2 к.с., не поработал с верёвками на перевалах... Надеюсь, что следующий год будут для всех нас продуктивнее.

Удачных маршрутов в будущем, Сергей!

Алексей, спасибо!

Сергей, насчёт Урала всё неоднозначно - группа Вестры от прохождения отказалась, а то бы была их записка. А потом по Уралу прошёл косяк туристов - вы 12-ого, группа Романа Шилина - 13-ого и мы 14-ого. Я даже подумал, что Роман сделал днёвку потому как Урал был занят вами :)

Мы с Ромой списались, он говорит, что не пошли так как утром был туман и не поверили в то, что позже будет погода. В итоге, ночевали совсем рядом, но не пересеклись. Да и не занимали мы перевал надолго, часа за 1,5 поднялись )

Классно, что перевал в этом году прошли несколько раз. Он понравился и по условиям прохождения был вполне безопасным, поэтому я и удивился относительно старой записке. Перед маршрутом его опасался, так как на прошлогодних фотографиях бы голый лёд с камнями. А в этом году удачный август, все припорошило снегом.

Ребята из Вестры, когда мы их встретили, сказали, что отказались от него потому, что по нему летело. У нас мелочь жужжала, вываливаясь со скал справа по ходу и добавляя нервозности. 10 и 11-ого был дождь (внизу), а вот 12 и 13-ого уже не было и нам снега почти не досталось - только вверху. Кстати, спасибо от нашей группы вам и Роману за ступени :-)

Спасибо! Очень здорово!

Тихо завидую! Хорошо, когда есть силы, чтоб делать такие фото.

Сергей как всегда изумительные кадры и классный маршрут!!!

Сергей, спасибо! Маршрут не получился, а горы понравились. В студенчестве на Кавказ выезжали регулярно и в какой-то момент привыкли к нему. Местные горы уже не так впечатляли, как среднеазиатские. А сейчас после большой паузы взглянул на них другими глазами. Теперь хочется вернуться в Безенги.

Несколько прям ХИТЫ, красота. Сам фоткаю, хоть и на равнине, а наверху, в таких условиях совсем тяжко наверное, еще и в снег.

Спасибо! Фоткать не тяжело, наоборот процесс доставляет уйму удовольствия. Иногда только тяжело совмещать фотосъемку с технической работой. Часто нужно лезть первым или страховать лидера и не всегда есть возможность достать фотоаппарат.

мне кажется или снято на Никон? судя по цветам

Не угадали :) Снято на зеркалку Canon 6D, объектив 24-105

С горой!

Точнее, с двумя замечательными вершинами!

Спасибо за удовольствие от фотографий, отчета и сопереживания.

Безенги - это то место, куда всегда хочется возвращаться. Красивые горы! Замечательные люди!

Серёг, как написали мои товарищи: "Пишет так просто, как на прогулку а там просто жесть )))"
Отличный маршрут, за 9 дней прошли. Ну а фотки, это отдельный респект. На мой взгляд красивее сейчас с походов практически никто не снимает. Очень яркие, живые, глубокие и завораживающие пейзажи! С огромным удовольствием смотрю сам и показываю товарищам!

Спасибо! Мы с тобой знаем, что жесть или ее отсутствие зависит от того, что в голове :) Если собрался в горы отдыхать, то ни какие сложности не помешают.

Как-то гуляли мы на новогодние праздники на лыжах по Таганаям. На вершине горы один участник опрометчиво включил мобильник, и там, как на грех, оказалась связь. В эту же ночь несчастный оставил все общественные шмотки и налегке побежал по нашей лыжне в обратную сторону - на работу. Начальник вызвал...

Полноценно провести отпуск можно только в таком месте, где нет вообще никакой возможности выйти на связь.

Грамотный руковод, искусно избегая несущественных проблем, неуклонно заводит группу в такую задницу, самый простой выход откуда - по маршруту. Тогда успех всего похода становится неизбежен!

Да, Сергей, впечатления такие же как в предыдущих двух сообщениях. Огромное спасибо! Супер-рассказ.

На таких маршрутах таскать нелегонькую зеркалку и еще часто на нее снимать! Как носишь кофр - как-то сбоку?

Аккумулятора фотоаппарата хватает, или есть запасной или зарядка?

Да, хочется в Безенги...

Сергей, спасибо!
Зеркалку обычно ношу в чехле или без него через плечо. На технически сложных участках стараюсь ремень чехла дублировать ремнем фотика, так как креплениям чехла нет большого доверия. При этом фотоаппарат не мешает ходить лидером. Только на совсем сложном рельефе его снимаю.
По моему опыту 3х аккумуляторов мне хватало на 30ти дневный зимний поход. Это если отключать стабилизатор объектива и не смотреть фото на экране. А так как смотреть иногда все же хочется, сейчас с собой брали солнечную батарею и платформу к фотику для зарядки через usb.

Фоты на экране зачем смотреть? Раньше на пленочных камерах как-то ведь обходились, не проверяли пленку сразу после снимка? И все равно ведь получались классные фотографии потом!

Стабилизатор потребляет пренебрежимо мало в сравнении с остальным. Проблема не в этом. Стабилизатор после нажатия кнопки спуска медленно выходит на режим, гораздо дольше срабатывания автофокуса. Причем, пока его гироскопы не раскрутились, стабилизатор может подрагивать. Если рука дрогнула, и кнопка спуска нажалась слишком быстро, то фотография может получиться чуть замыленной - не из-за того, что дрогнула камера, а от того, что дрожал неразогнавшийся стабилизатор.

Поэтому, если стабилизатор включен перманентно, то надо постоянно помнить, что он включен, и стараться медленно нажимать кнопку, давая ему время на разгон. А если не уверен - то включать стабилизатор только тогда, когда он нужен на самом деле (я сам так и делаю).

Фотографии шикарные!

Потрясающие фотографии и рассказ, как сам сходил!

Ну когда же будет про зимний Кодар?! ;)))))

После детского Архыза :)))
Так как с Кодаром все равно затянул, есть идея подождать готовности фильма по этому походу.

Сергей, это феерический синтез Вашего дерзновения как туриста и альпиниста и Вашего недюжинного таланта как художника и фотографа! Слог повествования - вишенка на этот многоэтажный торт. Снимаю все головные уборы, какие есть!:)) Удачи Вам во всех дальнейших проектах!

Ваши следы)

Да, мы наверх вышли после обеда по раскисшему снегу и прилично наследили :)
Вы по какому маршруту шли? На Кундюм-Мижирги или на Птицу?

Планировали на Птицу, но тоже не все сложилось как хотелось и пошли на Кундюм- Мижирги, вашу записку с него сняли и потом фонариками светили с 3900) А на одной вашей фотографии кстати видно наши следы с пер. Улуауз)