Зимняя экспедиция на К2. Интервью с Денисом Урубко

Пишет Маргарита Безуглова, 19.03.2018 01:32

Зимняя экспедиция на К2. Интервью с Денисом Урубко (Альпинизм, денис урубко, зимний альпинизм, экспедиции, пакистан, каракорум, горы, поляки)
Денис Урубко на встрече во Вроцлаве, 1 октября 2017 года, фото (с) Kornelia Głowacka-Wolf / Agencja Gazeta

Сегодня возвращаются из Пакистана участники польской экспедиции на К2. Этой зимой они оказались в центре всеобщего внимания, а события, развернувшиеся на горе и в базовом лагере, обсуждали как в альпинистском сообществе, так и далеко за его пределами. По следам горячей дискуссии мы связались с Денисом Урубко, чтобы расспросить об экспедиции. На этой горе Денис с поляками уже не первый раз пытали удачу, поэтому нам было интересно не только услышать его версию событий, но и провести исторические параллели. Денис согласился ответить на два вопроса.



Денис, вы уже были героем при второй по счету исторической попытке зимнего восхождения на К2 в 2002/2003 году. И даже некоторые действующие лица были те же – усатый Кшиштоф Велицкий, Марчин Качкан, обязанный вам жизнью… И вот, спустя 15 лет, вы вновь на этой заколдованной горе, вдохновляющей на эпический сценарий. Каким образом предшествующий опыт повлиял на организацию этой экспедиции? Какие были сделаны шаги к переосмыслению?


В течение экспедиции 2003 года выявилось довольно много организационных вопросов, которые остались нерешёнными. Принципиально – сложная организация жизни в Базовом лагере. Неправильное питание команды, постоянное разрушение палаток ветром, отсутствие отопления в столовой, нехватка топлива... Многие составляющие нормальной экспедиции вылились в проблемы. В начале 2018 года эти примитивные вопросы даже не возникали. В рационе было много мяса, кстати. Пакистанская команда под руководством повара Мусыма организовала все так, что даже я (скупой по жизни) не смог удержаться от чаевых для персонала по завершению проекта.

Зато, наоборот, на маршруте, как мне показалось, произошли «перегибы». В частности, для провески перил использовалась странная веревка – легкая, но слишком тонкая. Из нее постоянно лезли волокна, забивавшие жюмар и спусковое устройство. Пакистанцы даже иногда отказывались работать на ней, возвращались с маршрута.

Тактика в экспедиции 2003 года была проверенная временем, а в начале 2018 года по указаниям руководства мы пытались применить искуственно надуманные формы, что в итоге не дало положительного результата. И некоторым :) пришлось отступать от установленных правил, проявлять несанкционированные действия.

Команда 2003 была составлена в основном слишком взрослым поколением, и это реально тормозило подъем по горе. Из них мало кто (кроме Велицкого) рвался вперед, предподчитая действовать за спинами молодежи, которой было мало. В команде 2018 года состав был представлен 50-50, однако, все равно, основную часть времени народ считал нужным проводить внизу.

Поэтому, приходится сказать, что предшествующий опыт оказался положительным лишь для правильной организации жизни в Базе.
Зимняя экспедиция на К2. Интервью с Денисом Урубко (Альпинизм, денис урубко, зимний альпинизм, экспедиции, пакистан, каракорум, горы, поляки)
Денис Урубко, фото (с) The North Face


Когда время было на исходе, вы рискнули попытать удачи на К2 в одиночку. Расскажите, как эволюционировали ваши представления о степени дозволенной «дерзости» во взаимоотношениях с горами на протяжении вашей жизни? В устах альпиниста мечта «дожить до старости» всегда обретает особый привкус… Как обуздать собственное эго, чтобы не сместить допустимую границу авантюризма в горах?

Спасибо Вам за интерес. Я не думал на эту тему. Возможно, потому что принципиально ничего не изменилось.

Граница существует всегда. Это лимит, назначенный каждой конкретной ситуацией, в которой много факторов: подготовка мышц и психики, погода, состояние маршрута и т.п. Это поддается логическому обоснованию, объяснению, анализу. Опыт помогает просчитывать действия.

Однако, помимо логики иногда проявляется интуиция. Это тот же самый опыт, только находящийся в подсознании. Тогда ощущение ситуации не содержит логического контроля. Состояние очень опасное, рискованное. Но именно оно помогает сделать шаг «за предел». Когда все факторы настроены против, но вопреки им удается добиться успеха.

Думаю, некоторые состоявшиеся горовосходители разделят мои чувства и мысли. Которые (важно помнить!!) ни в коем случае не являются советом или руководством к действию. Многие помнят фразу «жизнь хороша вдвойне коль ей рисковать умеешь» из песни. Однако, ошибочно ставят акцент на слове «рисковать», когда главное здесь «УМЕЕШЬ». Интуиция каждого из нас – глубоко внутреннее, интимное, накопленное только своим личным опытом.
Зимняя экспедиция на К2. Интервью с Денисом Урубко (Альпинизм, денис урубко, зимний альпинизм, экспедиции, пакистан, каракорум, горы, поляки)
Денис Урубко на ледопаде Чо Ойю в 2009 году, фото story.risk.ru


Денис, спасибо за уделённое время! Мы верим в то, что вам ещё предстоит стоять на вершине зимней К2. Желаем вам блестящих побед, а главное – чувства удовлетворения от вложенных усилий!
Зимняя экспедиция на К2. Интервью с Денисом Урубко (Альпинизм, денис урубко, зимний альпинизм, экспедиции, пакистан, каракорум, горы, поляки)
Денис Урубко на склонах зимней К2, 2018 год, фото из личного архива Дениса Урубко


С Денисом беседовала Маргарита Безуглова

139


Комментарии:
5
Гораздо большего ожидалось.

21
Как мне видится когда Денис пошёл на верх он уже понимал (чувствовал) что, другой возможности в этой экспедиции у него уже не будет, и что уже никто и никуда не собирается, как в итоге и получилось. В таком случае можно только позавидовать силе его духа, и желанию остаться в мире с самим с собой. Лучше так чем потом остаток жизни задаваться вопросом: "Почему я не попытался?" Спасибо за интервью.

9
Наверняка у поляков, участников экспедиции, есть свои точки зрения; интересно было бы услышать также вторую сторону.

1
сегодня прилетели в ВАршаву, и начали уже давать инт. , так что будет еще чем развлечься )

Наш пострел везде поспел, пока "участники польской экспедиции на К2 возвращаются из Пакистана "

17
Дерзость - это когда ты один пашешь и добиваешься. Не подставляя других.
В данном случае - пользовательское отношение. Не ты организовал, не ты пропахал (один)..
Уважай команду.
И , с моей точки зрения, организаторы гуманно себя повели. Я бы мордашку набил.
Герой! В чем герой то?

5
Серега, ты чё-то очень круто взял... Ведь не знаешь же всех обстоятельств. ПРочти хотя бы вот это - польская точка зрения., и точно того, кто знает, что такое команда и работа на команду. http://www.russianclimb.com/K2_2018_int_slama.html
там скорее по поводу команды недоумение...

0
Спасибо за ссылку, Лена. Отличное интервью! Объективно

2
В смысле "антигерой" - вполне подходит. Для обучения новичков "как делать не надо, когда ты часть команды".

5
Мудак. Не больше, не меньше. Гемор для руководства. Эгоист. Можете забанить. Останусь при своем мнении.

3
Эгоистом в данном случае не могу назвать, и уж не мудак тем более.
То что в КАЖДОЙ экспедиции есть народ который себя бережет это факт.
А тут видимо это так достало, прорвало. Большинство были психологически не готовы к горе. Она им страх внушала. Такое бывает. Просто в толпе быть лучше, претензий меньше.

8
При всём уважении.
И личному, весьма ироничному отношению к «поляку» Урубко.
Но Вас занесло уж больно круто.

2
Для Урубко Дениса, горы это все. Экспедиции, восхождения он выбрал для себя раз и навсегда. И уж он знал что в этой экспедиции самый сильный по всем параметрам. Заточенный на гору, должен был предпологать, как будет происходить оценка его действий другими участниками. Произошло так, как и должно произойти.

20
Для skyalp, мне кажется Вы все таки перегибаете с мордашкой, не бывает ситуаций, когда одна сторона права на 100%, практически всегда ошибки делают обе стороны - это раз, второе - пользовательское отношение было с обеих сторон: организовали действительно поляки, но Урубко им был нужен для организации работ на горе и самое главное решающего рывка, положа руку на сердце он самый сильный участник экспедиции. Третье, чем он подставил команду? Тем что отказался взять связь? Организовал свои спасы вместо штурма команды? Съел провешенные перильные веревки? Не собирался своим постом переубедить вас ни в коем случае, но повторюсь, на вашу фразу "набить мордашку" хочется ответить цитатой профессора Преображенского, из всеми известного фильма: "Что Вы, в самом деле.. в кабаке что-ли?"

4
Мы понимаем, что тема дискуссионная и у каждого своё мнение. Но, пожалуйста, давайте оставаться в рамках. Сергей, можно выражать своё мнение, не переходя на личности и не оскорбляя. Вынуждены сделать премодерацию комментариев, раз не выходит высказываться без браных выражений.

4
Предположим (только предположим) что все трудились, всё было хорошо, но в какой-то момент все начали сдавать назад.....погода, голова, нога, жопа и т.д..... А как мы знаем экспедиция закончилась в итоге ничем и единственный кто толком сделал попытку взойти был Денис. Теперь на чашу весов мы положим неимоверные усилия которые были сделаны всей командой. Просто сумасшедшие усилия. А на другую чашу личные усилия, которых судя по информации с горы, были сделаны не менее энергозатратные, со стороны Дениса, видно было, что он отдавал всю душу, всего себя. Так вот, я представляю себя на его месте. Ты сидишь и понимаешь: "Всё, все усилия в жопу, и попыток больше никто делать просто не собирается". А Это чувствуется сразу даже если в глаза тебе говорят, вот сейчас мы дождёмся две недели хорошей погоды (по моему как минимум 10 или 11 дней хорошей погоды им требовалось для успешного восхождения) и "полетим". Если бы оказавшись в такой ситуации, когда я знал что, у меня хватает сил на восхождение но я бы не пошёл, я бы просто себе этого не простил. По его словам там было погодное окно, достаточное в его понимании на восхождения плюс личная интуиция. Дальше, телефон он не брал, на помощь он не рассчитывал. Если бы он не спустился кто бы и куда бы пошёл его спасать?! Думаю он всё понимал. Поступок конечно так себе......но из той информации, что мы получали здесь, на данный момент мне легче его понять чем наоборот. Конечно я могу и ошибаться, (и в многом наверняка ошибаюсь ( со мной так часто происходит):)) но даже в работе такое бывает, что начинаешь проект вместе, а в какой-то момент понимаешь, что всем уже пофиг.....тогда шлёшь всех На и делаешь всё сам, ...да сложно, да не всегда получается, но по крайней мере в мире с самим собой.

13
Я выразил свое мнение. Дениса знаю давно. При встрече скажу в глаза.
Если кому мое мнение не приятно - извиняйте.
Сам руководитель многих проектов. Для меня, поведение Дениса, в КОМАНДЕ не приемлимо.
И не чем не оправданно. ИМХО.
Демократия, простите.

0
то, что с командой не все в порядке, стало видно уже до спасов. а потом стало еще хуже. вот и вся история. Что именно должен был сделать Дэн, чтобы поддержать команду? СИдеть в базе вместе со всеми? ты смотри просто по цифрам, по дням - все, что было наработано выше 6000 - Урубко, и на Чесена, и на Абруцци. Это потом уже КВ, пользуясь поводом, что ДУ нужна поддержка, погнал некоторых товарищей ставить С2.

12
Дениса уважаю за его отвагу, за то, что вместе с Адамом спас Элизабет Револь. Я следил за его действиями во время спасработ поминутно и сообщал об этом читателям Риска. В это время я был горд за этих ребят. Но выход без согласования с руководством - это мальчишество. Правильно сделал Велицкий, выслав вслед за ним группу поддержки, а по сути - спасотряд. И ведь недалеко было до беды, обвалился снежный мост над трещиной. Денис спасся просто чудом. Что тут сказать. Рэмбом его назвали читатели. Наверное, так и есть.

5
спасотряд выслал? Вы о чем? Лучшая часть этого "спасотряда" не смогла вылезти на 6000м на Нанге. Вы хоть факты сопоставляйте.

5
Представим ситуацию, Денис сумел бы взойти на вершину, вопреки мнению всей команды. Как бы его встретили внизу, как героя или как выскочку, который воспользовался общими усилиями ради личной выгоды. Вопрос? С точки зрения любого сообщества людей нельзя было идти наверх, возник конфликт, в крайнем случае покинь сам экпедицию.

2
На этот вопрос ДЭн ответил еще 6 лет назад (и вопрос этот будет всегда, и ответ будет ровно этот же):

To make a step always it is difficult, and it is possible to find many reasons why it has not been made. If the adventurer goes forward and perishes, the environment worries, repents in the a negligence, accuses the victim of absence of care … there are some reasons of failure.

But if the step forward is made contrary to everything, and has achieved success then it is possible to count, that nobody will recollect, with what all began. Let even chances of success were scanty. And nobody will praise for care. On the contrary, there will be a full approval of determination and purposefulness. So, as I already spoke above, all attempts of moral analyses are, as a matter of fact, demagogy.
( я перевод не пишу, привожу тут исходник в блоге у ДЭна, это февраль 2012)

8
английский понимаю без словаря :)
с Денисом по существу не согласен, коротко он считает, что победителя не судят.
Это не так, мораль должна быть первична в любых поступках человека, если он конечно человек, а не доминантный примат.


3
Денис позвал с собой Белецкого на верх, но тот отказался. О какой личной выгоде идёт тут речь?

0
Стать первым зимним восходителем на К2.


1
Похоже, Урубко в Киргизии непопулярен :)

2
В отличие от Польши ))))

1
Ну почему же. Встречают и провожают как дорогого гостя.

0
По-моему, поляки, адекватно оценив свои силы и условия на горе, от восхождения отказались, но продолжали изображать.
Денис Урубко, адекватно оценив свои силы и ситуацию, восхождение продолжил, причём очень по-джентльменски - никого не подставляя.
По- моему, сыр-бор начался из-за того, что восхождение Урубко в планы поляков не входило

1
Ну как это не входило в планы? Его вроде не портером брали в команду)

13
Извиняюсь, что перешел на личности. Просто похожая ситуация была у нас в одной из экспедиций. И это было не очень приятно.
Горячнул вчера.

8
а теперь, остыв, если захочешь, возьми, плз, лист бумаги, и напиши (инфо вся есть, у меня прямо по дням, удобно) - кто из 10 чел спортивного состава этой "команды" сколько раз вышел из базовой палатки за два месяца, и докуда дошел... не что сделал, а хотя бы докуда дошел... удивишься. и все поймешь. Лаконичнее всех сказал Тотмянин: "Команда выглядела недееспособной. Стратегию не понял. Командных действий не заметил. Кто-то куда-то ходил, что-то делал."
я понимаю, что для тебя слово "команда" святое, но в данной экспе было все иначе.

0
смею предположить, что: мне видится странным, что для таких экспедиций не обговаривалось между участниками критичные даты возможного восхождения на вершину (в тему зима - не зима).

0
А как понять 12 комментариев, 14 новых?

2
Это связано с премодерацией комментариев. Постараемся быть оперативнее.
Пользуясь случаем, ещё раз обращаемся с комментаторам (ко всем) с просьбой впредь аккуратнее выбирать выражения, чтобы нам не приходилось вынужденно тормозить обсуждение.
Спасибо за понимание.

1
Уважаемая редакция, а почему перестали помечаться новые комментарии (по крайней мере, в этой теме)? Вижу, что 33 коммента, 4 новых - захожу, ни один новый коммент не помечен. Очень неудобно. :(

11
Дениса я не знаю лично. У нас с ним разница в 27 лет. Когда я эмигрировал, ему было 17 лет. Но мне очень понравилось, как он сказал об одном из своих друзей: " он сделал больше, чем восхождение - он повернул назад в виду вершины, уводя вниз больного".
Так, что лично мне не верится, что Денис мог совершить неподобающее

4
О,Док! Вы на пять лет меня старше, а до сих пор работаете. Есть с кого брать пример. И приятно быть до сих пор младшим, чёрт побери! Спасибо за подарок в виде Вашей книги. Я её читаю, но понемногу! Большая нагрузка на психику. Не завидую я врачам, особенно хирургам и травматологам, ох не завидую. Считаю, что в Вашей работе и увлечениях должна быть отдача. Поэтому, как только разгружусь, внесу свой скромный вклад в поддержку Ваших дел.

4
Если со временем эта экспедиция и будет вспоминаться, то только благодаря Денису

1
Забыть Герострата... Кто построил храм забылось, но кто поджёг до сих пор помнят...

3
Один айсберг вспоминается только благодаря "Титанику". Это довод?

7
Я скажу более того. Если поляки легко найдут денег на следующую экспу на К2, то только благодаря ДУ. Данная польская К2 экспа получила офигительную прессу - все крупнейшие агентства написали про эти события - BBC, AFP, Reuters, FoxNews и тд. Неужели вы думаете, что кто-нибудь из них писал бы про неуспешную команду, ожидающую погодных окон? Все они сделали публикации из-за сенсации, которую создал ДУ. И спонсоры охотно дадут деньги на следующий проект, если ДУ будет в команде. Так что, в итоге большой вопрос, кто кого подвел, или, наоборот, создал возможность прилично отчитаться перед спонсорами при не достигнутой цели проекта.

Поэтому, когда тут представитель одной компании, часто выступающей спонсором, пишет, что ДУ - "антигерой" , мне смешно: ну хоть в этом-то можно разбираться.

0
Уже сейчас Велицкий говорит, что есть запросы от потенциальных спонсоров. И для Урубко дверь не закрыта, без него будет трудно :)

1
Именно поляки быстро решили финансовый вопрос со спасами на Нанге и если они легко найдут деньги на следующую экспу то потому что это дело чести для поляков(имхо).


6
Вы что-то путаете. Осадная тактика с установкой промежуточных лагерей, акклиматизацией и ожиданием погодных окон требует длительного времени и командной работы. А на это требуются большие средства, которые может выделить только государство. Эту экспедицию никакие "BBC, AFP, Reuters, FoxNews" не финансировапи, это была Национальная экспедиция и основные средства выделило Министерство туризма и спорта Польши. Именно государство диктовало условия участия в этой экспедиции. Ни Урубко, ни Чикон не вошли в его основной состав. Только благодаря средствам, полученным сверх государственных (город Краков и др.), появилась возможность дополнительно пригласить Урубко. И настоял на этом Велицкий, считавший его другом в течение 20 лет. Как ответил на это впоследствии Урубко мы уже знаем. Вот и подумайте, будет ли польское государство давать деньги в будущем под Урубко.


8
Да чего уж, сначала спас девушку, а потом, в фактически завершенной экспедиции, совершил попытку соло восхождения. Игде здесь Герострат, и кто тут айсберг???

7
Читаю комменты и грустно за типа "крутых руководителей" , ДЭН поступил правильно , из всех кто ТАМ был - он единственный кто был готов к ГОРЕ и психологически и физически , команда должна быть командой , а не отображением эго руководителя , кста именно РУКОВОДИТЕЛЬ должен знать и чувствовать разницу между хотеть и мечтать и хотеть и мочь , а на счёт мордашки это ваще .... перед зеркалом встань уважаемый , ДЭН сделал слишком много чтоб так о нём , и не знаю случаев когда он В ГОРАХ кого нить подставил или не помог , да , он принципиален и эгоистичен , да он фанатичен и предан своим представлениям ЧТО , КАК И КОГДА нужно сделать , и если напарники не готовы к таким же действиям то это их проблема , а не его вина . Он спортсмен до мозга костей со всеми плюсами и минусами и именно такие всем дают надежду шагнуть за невозможное , иначе альпинизм превратится в созерцательную экстремалку под руководством себя любящих и не терпящих чужого мнения авторитетов .

10
Проблема раздута именно Денисом, как я помню в каждой команде есть писанные и неписанные правила, после экспы разбор внутри группы.Поведение Урубко очень похожа на позицию скандальных звезд шоу бизнеса,чем больше шума, тем......
Согласен с комментом skyalp, если приехал с командой, играешь по правилам команды,есть альтернативный вариант платишь и едешь один, никто тебе не указ, сам себе хозяин и барин.

P.S. Повторю коммент написанный раннее "за спасы мой низкий поклон"

1
"Скандальные звезды шоу бизнеса" на восьмитысячниках никого не спасают рискуя собственной жизнью, однако...

14
Не создай себе кумира.
Суть в том, что те, кто пишет комменты, с Денисом не ходил. А кто ходил, хранит молчание.
подумайте об этом.

0
Наверняка кто-то хранит молчание одобрительное, а кто-то нет. Так всегда бывает.

5
Редакции сайта.
По моему, вы уже давно дуете на воду.
Ну обозвал один раз господин Селиверстов господина Урубко.
(И даже не особо круто. Я за семь лет на РИСКе такого наслушался...)
Бывает, погорячился. Потом, совершенно резонно, извинился.
Но чего народу голову морочить с новыми-старыми коментами и цифирью их отражающей.

2
Ок, ограничения на комменты сняты. Надеемся на благоразумие комментаторов.

1
Что-то я не понял: если KW всё ещё планировал выход на вершину К2 в марте - то на кого он рассчитывал кроме Дениса и Адама? В последующих интервью он признал что не на кого.
А если так - то за каким корявым его дёрнуло перекрыть Денису интернет? Показать что он командир? Ну, показал. В результате сразу можно было собирать ВСЮ экспу следом за уходом Дениса.
Вобщем, если Денис хоть чуть-чуть самокритично оценивал свои действия, то KW - ни на йоту. И планирует уже следующую экспу. Похоже, он не на результат нацелен уже, а на процесс, увы :-(

1
Видимо эмоции сыграли роль

0
или спонсоры

8
Интересная жизненная позиция.
… «в моей жизни случались ситуации, когда я игнорировал указания начальства
< Ерванда Ильинского, видимо> – в том числе, в армии, в Казахстане». То есть: вы мне платите зарплату, я пользуюсь льготами и привилегиями, но … Я сам по себе!

Едет в составе польской команды, но игнорирует руководителя и возможные последствия своих поступков для коллег. «…Я не хотел, чтобы меня кто-то спасал, не собирался создавать никому проблем». … И это говорит взрослый человек? Находил бы деньги сам, ходил бы, как Месснер – никто бы слова не сказал…

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru