Зимняя экспедиция на К2. Интервью с Денисом Урубко
Денис Урубко на встрече во Вроцлаве, 1 октября 2017 года, фото (с) Kornelia Głowacka-Wolf / Agencja Gazeta
Сегодня возвращаются из Пакистана участники польской экспедиции на К2. Этой зимой они оказались в центре всеобщего внимания, а события, развернувшиеся на горе и в базовом лагере, обсуждали как в альпинистском сообществе, так и далеко за его пределами. По следам горячей дискуссии мы связались с Денисом Урубко, чтобы расспросить об экспедиции. На этой горе Денис с поляками уже не первый раз пытали удачу, поэтому нам было интересно не только услышать его версию событий, но и провести исторические параллели. Денис согласился ответить на два вопроса.
Денис, вы уже были героем при второй по счету исторической попытке зимнего восхождения на К2 в 2002/2003 году. И даже некоторые действующие лица были те же – усатый Кшиштоф Велицкий, Марчин Качкан, обязанный вам жизнью… И вот, спустя 15 лет, вы вновь на этой заколдованной горе, вдохновляющей на эпический сценарий. Каким образом предшествующий опыт повлиял на организацию этой экспедиции? Какие были сделаны шаги к переосмыслению?
В течение экспедиции 2003 года выявилось довольно много организационных вопросов, которые остались нерешёнными. Принципиально – сложная организация жизни в Базовом лагере. Неправильное питание команды, постоянное разрушение палаток ветром, отсутствие отопления в столовой, нехватка топлива... Многие составляющие нормальной экспедиции вылились в проблемы. В начале 2018 года эти примитивные вопросы даже не возникали. В рационе было много мяса, кстати. Пакистанская команда под руководством повара Мусыма организовала все так, что даже я (скупой по жизни) не смог удержаться от чаевых для персонала по завершению проекта.
Зато, наоборот, на маршруте, как мне показалось, произошли «перегибы». В частности, для провески перил использовалась странная веревка – легкая, но слишком тонкая. Из нее постоянно лезли волокна, забивавшие жюмар и спусковое устройство. Пакистанцы даже иногда отказывались работать на ней, возвращались с маршрута.
Тактика в экспедиции 2003 года была проверенная временем, а в начале 2018 года по указаниям руководства мы пытались применить искуственно надуманные формы, что в итоге не дало положительного результата. И некоторым :) пришлось отступать от установленных правил, проявлять несанкционированные действия.
Команда 2003 была составлена в основном слишком взрослым поколением, и это реально тормозило подъем по горе. Из них мало кто (кроме Велицкого) рвался вперед, предподчитая действовать за спинами молодежи, которой было мало. В команде 2018 года состав был представлен 50-50, однако, все равно, основную часть времени народ считал нужным проводить внизу.
Поэтому, приходится сказать, что предшествующий опыт оказался положительным лишь для правильной организации жизни в Базе.
Денис Урубко, фото (с) The North Face
Когда время было на исходе, вы рискнули попытать удачи на К2 в одиночку. Расскажите, как эволюционировали ваши представления о степени дозволенной «дерзости» во взаимоотношениях с горами на протяжении вашей жизни? В устах альпиниста мечта «дожить до старости» всегда обретает особый привкус… Как обуздать собственное эго, чтобы не сместить допустимую границу авантюризма в горах?
Спасибо Вам за интерес. Я не думал на эту тему. Возможно, потому что принципиально ничего не изменилось.
Граница существует всегда. Это лимит, назначенный каждой конкретной ситуацией, в которой много факторов: подготовка мышц и психики, погода, состояние маршрута и т.п. Это поддается логическому обоснованию, объяснению, анализу. Опыт помогает просчитывать действия.
Однако, помимо логики иногда проявляется интуиция. Это тот же самый опыт, только находящийся в подсознании. Тогда ощущение ситуации не содержит логического контроля. Состояние очень опасное, рискованное. Но именно оно помогает сделать шаг «за предел». Когда все факторы настроены против, но вопреки им удается добиться успеха.
Думаю, некоторые состоявшиеся горовосходители разделят мои чувства и мысли. Которые (важно помнить!!) ни в коем случае не являются советом или руководством к действию. Многие помнят фразу «жизнь хороша вдвойне коль ей рисковать умеешь» из песни. Однако, ошибочно ставят акцент на слове «рисковать», когда главное здесь «УМЕЕШЬ». Интуиция каждого из нас – глубоко внутреннее, интимное, накопленное только своим личным опытом.
Денис Урубко на ледопаде Чо Ойю в 2009 году, фото story.risk.ru
Денис, спасибо за уделённое время! Мы верим в то, что вам ещё предстоит стоять на вершине зимней К2. Желаем вам блестящих побед, а главное – чувства удовлетворения от вложенных усилий!
Денис Урубко на склонах зимней К2, 2018 год, фото из личного архива Дениса Урубко
С Денисом беседовала Маргарита Безуглова
В данном случае - пользовательское отношение. Не ты организовал, не ты пропахал (один)..
Уважай команду.
И , с моей точки зрения, организаторы гуманно себя повели. Я бы мордашку набил.
Герой! В чем герой то?
там скорее по поводу команды недоумение...
То что в КАЖДОЙ экспедиции есть народ который себя бережет это факт.
А тут видимо это так достало, прорвало. Большинство были психологически не готовы к горе. Она им страх внушала. Такое бывает. Просто в толпе быть лучше, претензий меньше.
И личному, весьма ироничному отношению к «поляку» Урубко.
Но Вас занесло уж больно круто.
Если кому мое мнение не приятно - извиняйте.
Сам руководитель многих проектов. Для меня, поведение Дениса, в КОМАНДЕ не приемлимо.
И не чем не оправданно. ИМХО.
Демократия, простите.
To make a step always it is difficult, and it is possible to find many reasons why it has not been made. If the adventurer goes forward and perishes, the environment worries, repents in the a negligence, accuses the victim of absence of care … there are some reasons of failure.
But if the step forward is made contrary to everything, and has achieved success then it is possible to count, that nobody will recollect, with what all began. Let even chances of success were scanty. And nobody will praise for care. On the contrary, there will be a full approval of determination and purposefulness. So, as I already spoke above, all attempts of moral analyses are, as a matter of fact, demagogy.
( я перевод не пишу, привожу тут исходник в блоге у ДЭна, это февраль 2012)
с Денисом по существу не согласен, коротко он считает, что победителя не судят.
Это не так, мораль должна быть первична в любых поступках человека, если он конечно человек, а не доминантный примат.
Если команда хочет, чтобы инфо шла только официальная - об этом договариваются на земле, и резон в этом, конечно, есть. В данном сл. ни одному участнику это не запрещалось.
А сейчас вам кажется, что Дэн писал критику на команду во время экспы. Этого не было. Смотрите внимательно. Критику он позволил себе только после возвращения.
Я не адвокат Лалетиной (и вряд-ли она в них нуждается), но тема интересная.
Может и ошибаюсь, но похоже, что эта экспедиция станет веховой в превращении альпинизма в интернет-альпинизм.
Можно будет никуда не ходить, и ничего не делать, а лишь забраться в базлаг (его трудностей, особенно зимних, для реала вполне достаточно) и строчить посты в FB и иже с ним.
А пипл по постам уже разберётся, кто круче, куда мог взойти и кому давать Ледоруб.
Звиняйте, если шибко кучеряво это выразил.
P.S. А что «строчили» и даже Велицкий вспоминал об интернет-альпинизме (и не одобрял), то это факт.
Ссылки искать не буду - лень.
Начали проявляться коменты из «премодерации» в хаотичной последовательности.
И разобраться кто кому и на что отвечает можно будет, только собравшись вместе и не без участия одного из легендарных ников РИСКа (на «b» начинается, на «l» заканчивается).
Самому нику приношу извинения, за частое использование всуе, но без него последнее время на РИСКе аж никак.
Впрочем за примерами далеко и ходить не надо. Вот пример диалога, опубликованного ниже:
visotnik, 22.03.2018 05:10
1
Именно поляки быстро решили финансовый вопрос со спасами на Нанге и если они легко найдут деньги на следующую экспу то потому что это дело чести для поляков(имхо).
lalena, 22.03.2018 11:21
0
про финансовый вопрос на спасах вы лучше у Маши Гордон спросите. Кто там что первым решил.
Таким образом всё подводится к тому, что поляки здесь и вовсе не при чём.
Если бы он хотел лавры лично для себя, он не стал бы звать на восхождение Белецкого, логично?
Или Вы думаете, что Денис "использовал" бы Адама до какой-то высоты, а потом один рванул бы на вершину для удовлетворения своих личных амбиций?
Вот я вижу, что ситуация была ровно обратная - Дэн пашет на горе, команда батонится в лагере. И в какой-то момент становится понятным, что на гору никто идти не собирается, все тупо убивают время в базе, занимаясь ИБД, ожидая когда уже можно свалить домой. И поступок ДУ это попытка выбраться из этого "болота" любой ценой, даже в одиночку.
> подчиняться обще выработаной линии. И все. Иначе команда будет разрушена.
Я вижу, что к концу февраля команды уже не было, "что-то делали, куда-то ходили" (с)
Тупо убивали время, до свёртывания экспы.
Денис Урубко, адекватно оценив свои силы и ситуацию, восхождение продолжил, причём очень по-джентльменски - никого не подставляя.
По- моему, сыр-бор начался из-за того, что восхождение Урубко в планы поляков не входило
Горячнул вчера.
я понимаю, что для тебя слово "команда" святое, но в данной экспе было все иначе.
Пользуясь случаем, ещё раз обращаемся с комментаторам (ко всем) с просьбой впредь аккуратнее выбирать выражения, чтобы нам не приходилось вынужденно тормозить обсуждение.
Спасибо за понимание.
Так, что лично мне не верится, что Денис мог совершить неподобающее
Поэтому, когда тут представитель одной компании, часто выступающей спонсором, пишет, что ДУ - "антигерой" , мне смешно: ну хоть в этом-то можно разбираться.
Государству это безразлично. Государству нужен удовлетворительный отчёт перед налогоплательщиками или возврат денег с прибылью в виде кассового сбора от всевозможных игр.
Да ну уж прямо. Полно фирм, которые смогут без особого напряга, если заинтересуются.
И Урубко вполне может рассчитывать их заинтересовать собственным проектом - почему нет?
Согласен с комментом skyalp, если приехал с командой, играешь по правилам команды,есть альтернативный вариант платишь и едешь один, никто тебе не указ, сам себе хозяин и барин.
P.S. Повторю коммент написанный раннее "за спасы мой низкий поклон"
Суть в том, что те, кто пишет комменты, с Денисом не ходил. А кто ходил, хранит молчание.
подумайте об этом.
По моему, вы уже давно дуете на воду.
Ну обозвал один раз господин Селиверстов господина Урубко.
(И даже не особо круто. Я за семь лет на РИСКе такого наслушался...)
Бывает, погорячился. Потом, совершенно резонно, извинился.
Но чего народу голову морочить с новыми-старыми коментами и цифирью их отражающей.
А если так - то за каким корявым его дёрнуло перекрыть Денису интернет? Показать что он командир? Ну, показал. В результате сразу можно было собирать ВСЮ экспу следом за уходом Дениса.
Вобщем, если Денис хоть чуть-чуть самокритично оценивал свои действия, то KW - ни на йоту. И планирует уже следующую экспу. Похоже, он не на результат нацелен уже, а на процесс, увы :-(
… «в моей жизни случались ситуации, когда я игнорировал указания начальства
< Ерванда Ильинского, видимо> – в том числе, в армии, в Казахстане». То есть: вы мне платите зарплату, я пользуюсь льготами и привилегиями, но … Я сам по себе!
Едет в составе польской команды, но игнорирует руководителя и возможные последствия своих поступков для коллег. «…Я не хотел, чтобы меня кто-то спасал, не собирался создавать никому проблем». … И это говорит взрослый человек? Находил бы деньги сам, ходил бы, как Месснер – никто бы слова не сказал…