Новости с К2: Home, Sweet Home! Обо всём понемногу
Польская национальная зимняя экспедиция на К2, 2018 год, фото из группы на Facebook «K2 - Ostatni Szczyt Dla Polaków»
Мысли Адама Белецкого:
«Целый ряд факторов сложился таким образом, что мы не взошли. Это была необычная экспедиция. Очевидно, никто из нас не мог предполагать, что поедет на спасработы на Нанга Парбат. В мои планы не входило ломать нос, а Рафал Фроня не планировал преждевременно возвращаться домой. Никто из нас не ожидал, что Денис Урубко покинет экспедицию раньше. Это тоже внесло сумятицу в наши планы. И не будем забывать, что речь идет о К2, очень сложной горе, и что дело происходит зимой».
Прим.: Слова Кшиштофа Велицкого перед вылетом в экспедицию: «Как оцениваются шансы на успех? Пять процентов. Но если бы мы не принимали таких вызовов, 10 из 14 восьмитысячников не были бы нашими. Ведь тогда каждый бы с самого начала так рассуждал: зачем ехать, если шанс – всего пять процентов…»
«Мне кажется, эту гору можно победить зимой, – продолжает Адам Белецкий. – Более того, теперь я даже оптимистичнее смотрю на эту затею, чем когда мы выезжали из Польши. Мы с Денисом достигли высоты 7400 метров. В тот день, когда мы совершали нашу разведку, погода была потрясающая. Если бы у нас в тот момент была соответствующая акклиматизация, то взойти на вершину было бы более чем реально.
Теперь мы изучили эту гору. Перед отъездом я считал зимнее восхождение по маршруту Абруцци чем-то из области фантастики, ввиду трудностей, связанных с прохождением Черной Пирамиды. Но мы прошли ее, и оказалось, дело обстоит не так уж плохо. Такое знакомство с ребром Абруццкого – очень ценный для меня опыт. И я, безусловно, вижу смысл вернуться именно на этот маршрут – следующей зимой или позже. Нам в команде нужно будет обсудить, какие ошибки мы здесь допустили. Впрочем, пока еще слишком рано загадывать, когда будет следующая экспедиция на К2».
Адам Белецкий, фото из личного блога на Facebook
***
Официальное сообщение Polski Himalaizm Zimowy от 06 марта:
Сегодня в 15:50 по пакистанскому времени вертолет эвакуировал оператора телевизионной группы TVN24 с подозрением на горную болезнь. Его сопровождает журналист TVN24 Роберт Ялоха. «Симптомы были очень острые, мы даже подозревали отек мозга, – говорит врач экспедиции Пшемыслав Гула. – Проблема была в том, что из-за неблагоприятных метеоусловий мы не имели возможности эвакуировать его в тот же день, когда болезнь дала о себе знать. Вертолет смог прилететь только на пятые сутки. Всё обошлось интенсивным лечением на месте – фармакологическим и с использованием кислорода. К счастью, через сутки состояние больного улучшилось. Но метод лечения горной болезни один – только спуск».
Эвакуация телеоператора TVN24 вертолетом, фото (с) Oswald Rodrigo Pereira
***
Официальное сообщение Polski Himalaizm Zimowy от 07 марта:
Для тех, кого это может касаться,
я бы хотел сообщить, что агентство JASMINE TOURS является главным организатором Польской Зимней Экспедиции на К2, а также оказывало услуги по организации треккинга польской пары к базовому лагерю К2. Они провели в базе 3 дня и были гостеприимно приняты польской командой.
Когда они собирались обратно, Денис Урубко спросил, может ли он присоединиться к их треккинговой команде на пути вниз в Скарду, и они согласились.
Также, по медицинским показаниям, врач экспедиции посоветовал одному из пакистанских альпинистов примкнуть к их группе.
От лица треккингового агенства я могу гарантировать, что команда была полностью обеспечена всем необходимым для безопасного и комфортного пересечения ледника Балторо, включая еду (которую готовил повар и его команда), палатки – в транспортировке всего этого были задействованы 15 портеров JASMINE TOURS.
От Асколе до Скарду была перевозка на джипах, затем ночь в Скарду, рейс в Исламабад, и там я лично встретил группу и проводил Дениса на обратный рейс при содействии Польского Альпийского Клуба. Всё было очень слаженно.
Асгар Али Порик, главный исполнительный директор JASMINE TOURS
Денис Урубко и Назир Сабир в Исламабаде (прим.: Назир Сабир – пакистанский альпинист, поднявшийся на Эверест и 4 каракорумских восьмитысячника, в т.ч. К2):
***
07 марта Денис Урубко прилетел в Польшу. В аэропорту Варшавы его встретил Посол Франции. Он лично поблагодарил Дениса за участие в спасработах Элизабет Револь и подарил ему букет роз.
Встреча Дениса Урубко с Послом Франции в аэропорту Варшавы, фото Polski Himalaizm Zimowy
Денис Урубко прилетел в Польшу, фото PAP
Денис поделился свежими впечатлениями с журналистами Sport.pl:
Об экспедиции
«Пока я был «солдатом» в этой экспедиции, я делал всё, что решал руководитель. В лагере была странная атмосфера, она не располагала к «бойцовскому» восхождению, не чувствовалось соревновательного духа. Отношения были выстроены не совсем правильно. Я считаю, что шансы взойти на вершину были. 10 – 12 февраля была хорошая погода, 20-го – тоже. < ... > Я потратил полгода своей жизни… в никуда. Простите, но это так. Я работал в большой команде, это была серьезная ответственность. Приятный момент состоял в другом – не в том, что я делал для достижения вершины. Но это был тоже важный опыт. Теперь у меня совершенно другое представление о К2, о зиме в Пакистане. Несколько лет назад у меня были определенные опасения по поводу терроризма, но сейчас понимаю, что там безопасно. И психологически готов для следующей попытки».
Интервью Дениса Урубко для sport.pl в Варшаве (часть 1):
О том, что случилось
– Вы расстроены поведением Кшиштофа Велицкого?
– Да нет, я сейчас доволен, что стою здесь, в Польше, мечтаю о кофе с молоком, о предстоящих экспедициях с друзьями. Это важно. А то, что было там… Позже будет проанализировано, что там было так, а что не так... Шаг за шагом добьемся, чтобы в следующий раз всё получилось.
О планах на К2
«Мы с Богуславом Магрелем (прим.: бывший председатель Польского Альпийского клуба) будем искать финансирование, чтобы предпринять следующую попытку на К2. Зимой там хорошо. У меня уже есть большой опыт – с севера, с юга. Возможно, мы вернемся туда. Минимум, через 2 – 3 года. Важную роль тут играет психологический аспект. Я дважды был не так далеко от вершины и дважды поворачивал назад. Сейчас мне не так просто помыслить об этом снова, но надеюсь, после передышки, тренировок и восхождений на менее высокие горы, мы с поляками, с моими друзьями, будем готовы к тому, чтобы попробовать осуществить эту затею».
Интервью Дениса Урубко для sport.pl в Варшаве (часть 2):
Как добавляет sport.pl, Денис не собирается расставаться с польскими гималаистами: в числе своих возможных партнеров он назвал Адама Белецкого и Марчина Качкана – «своего лучшего друга», а своей следующей зимней целью обозначил Броуд Пик или Гашербрум I. Тему о вероятности дальнейшего сотрудничества с Кшиштофом Велицким Денис предпочел не развивать: «Посмотрим, всё будет зависеть от того, как будут развиваться события в ближайшие два – три года».
Денис Урубко прилетел в Польшу, фото PAP
***
Как сообщает sport.pl 7 марта, «пакистанские портеры только что выдвинулись из дер. Асколе (3000 м) и сейчас находятся на пути в базовый лагерь (5135 м). Портеры помогут команде демонтировать лагерь и перенести в цивилизацию самые необходимые вещи. Весной, когда сойдет снег, агент экспедиции снова наймет портеров для транспортировки вниз остального имущества: палаток, кухни, столовой. Потом груз переправят в Польшу. А перильные веревки и палатки, которые остались на стене К2, скорее всего, там и останутся. Во время летних экспедиций их обычно снимают с горы, чтобы не мусорить, но в данном случае убрать их не удастся ввиду повышенной лавиноопасности».
***
8 марта
В базе занимаются уборкой, распределением и упаковкой снаряжения. Как передает начальник базы Петр Снопчиньски, из передового лагеря (ABC) в базовый уже перенесены все вещи – снаряжение, веревки, спальные мешки, палатки, часть продовольствия. Также портеры совершили выход до Лагеря 1 и вынесли снаряжение оттуда. Погода стоит хорошая, но наверху – гораздо хуже.
***
9 марта
В хлопотах по сборам нашлось время для приятных воспоминаний – в базе отмечали годовщину первого зимнего восхождения на Гашербрум I. Шесть лет назад на вершине стояли Адам Белецкий и Януш Голомб.
Адам Белецкий и Януш Голомб на вершине Гашербрума I, 2012 г., фото Polski Himalaizm Zimowy
Адам Белецкий и Януш Голомб отмечают годовщину восхождения на Гашербрум I в базовом лагере под К2, фото из блога Януша Голомба
Кшиштоф Велицкий с командой отмечают годовщину восхождения на Гашербрум I в базовом лагере под К2, фото из блога Януша Голомба
А незадолго до этого, 6 марта, команда вспоминала Мачея Бербеку и Томаша Ковальского, погибших пять лет назад на Броуд Пике. В базе зажгли свечи…
Мачей Бербека и Томаш Ковальски, фото Polski Himalaizm Zimowy
В базе под К2 вспоминают Мачея Бербеку и Томаша Ковальского, погибших на Броуд Пике в 2013 г.
О вечном. Поминальная речь Кшиштофа Велицкого
«…5 марта пять лет назад. В такую же прекрасную погоду, как сегодня… В завораживающей тишине… Мы радовались, что команда приближается к вершине. Вечером решили зажечь огонь – не знаю, в честь ли победы или в знак того, что мы с теми, кто наверху. Триумф, а днем позже – трагедия. В горах так случается. К сожалению, это нужно принять. Ушли наши друзья. Мачека я знаю много лет. Можно сказать, что гора поманила его к себе, так как именно в этом месте, где его не стало, он пережил трудный бивак в 1987 году, когда поднимался на Предвершину Броуд-Пика (прим.: Rocky Summit, 8028 м). И молодой парень Томек, подающий прекрасные надежды, замечательный друг. Они останутся в памяти.
Много друзей ушло. Это страсть, и с этой дороги не повернуть назад. Мы выбрали такой жизненный путь и должны быть к этому готовы. Но поверьте, никто не идет в горы с мыслью о смерти, это неправда. Все, кто идут в горы, очень хотят жить. Я бы даже сказал, они полны жажды жизни. Ибо там, где тянется эта тонкая красная веревка, там интереснее. Конечно, надо сохранять бдительность, чтобы не переступить грань. То, что рядом, не так интересно, и это тянет людей в горы. Не говоря уже о самой атмосфере и красоте гор. Есть здесь элемент борьбы, конкуренции, воплощения мечты. И я знаю, что ни одна катастрофа, ни одна травма, ни одна трагедия не в состоянии развернуть кого-то назад с этого пути. Но мы всегда верим, что вернемся.
Нужно иногда остановиться и вспомнить. Не в том смысле, что это предостережение кому-то из нас – мы не воспринимаем это так. Остановиться, чтобы вспомнить людей, улыбнуться, какими они были, что успели сделать... Важно помнить».
***
Официальное сообщение Polski Himalaizm Zimowy от 10 марта:
Возвращение участников экспедиции планируется 21 марта.
***
Тем временем группа телепередачи «Fakty TVN» вернулась в Польшу. Побывав, по собственному признанию, «как на другой планете», журналист Роберт Ялоха и оператор Мачей Семашко поведали о психологическом климате в базовом лагере и о роли высоких технологий:
«Атмосфера под К2 была далеко от идиллической. Отношения между гималаистами, вообще, всегда напряженные. Кажется, Адам Белецкий когда-то сказал, что легче найти жену, чем напарника на восхождение. Эмоции бывали самые разные. Когда люди собираются в таком замкнутом пространстве, пусть и сосредоточенные на одной цели, то это всегда чревато крайностями – от любви и уважения до ненависти. Случались и конфликты – впрочем, как и везде. Было 12 индивидуалистов. Они друг другу не чужие, много вместе ходили: Адам Белецкий и Януш Голомб вместе были на Гашербруме I, Артур Малек с Адамом Белецким – на Броуд Пике. Это люди, которые хорошо знают друг друга, и это отчасти помогало…
Но, как мне видится, отрицательную роль сыграло наличие интернета в базе. Петр Снопчиньски вспоминал, что в прежних экспедициях, когда изоляция длилась шесть недель, никто не занимался в это время тем, что дома сломался утюг или у жены проблемы на работе. Была полная концентрация на горе, чтобы быстро взойти и вернуться домой. А здесь мы шутили: как бы не вышло так, что историческими фотографиями с горы будут наши посиделки в базе, с телефонами в руках».
Команда в базовом лагере под К2, фото Polski Himalaizm Zimowy
Кшиштоф Велицкий с командой в базовом лагере под К2, фото National Geographic
«У нас была отдельная палатка-столовая, где мы, в основном, занимались монтажом и отправкой материалов, а по соседству альпинисты играли в карты, шахматы... Ох, уж эти захватывающие турниры Кшиштофа Велицкого и Адама Белецкого:)»
Команда в базе под К2 болеет за бегуна-легкоатлета Марцина Левандовского:
Высказалась группа «Fakty TVN» и о «военной обстановке» на первоначальном маршруте Чесена: «Практически всем участникам досталось камнями. Стороной это обошло только Кшиштофа Велицкого и Петра Снопчиньского».
Коротенькие зарисовки из Пакистана от съемочной группы «Fakty TVN»:
***
Во сколько обошлась зимовка под К2?
На портале sport.onet.pl пресс-секретарь экспедиции Михал Лекщиньски рассказал о расходах: «Изначально мы закладывали бюджет 1,5 млн злотых (ок. 25 млн руб – прим.). Участники также получили поддержку в виде снаряжения, поэтому эта сумма может быть немного выше. 1 млн злотых выделило Министерство Спорта и Туризма. Это дотация в рамках конкурса «Поддержка продвижения Польши в пионерских спортивных достижениях мира на 2017 – 2019 годы». Вся сумма пошла на экспедицию на К2.
Расходы делятся на несколько категорий. Это транспорт, перелет команды. Далее, организационные расходы – услуги пакистанского агентства, связанные с треккингом, целым караваном, портерами, обслуживанием базы. К этому добавляется страховка, оснащение. Наконец, всякая электроника, средства коммуникации. Спутниковая связь, благодаря которой можно было следить, что происходит под К2, тоже была статьей расходов». Как дополняет sport.pl , немалую долю бюджета составили расходы на продовольствие. На еду и ночлеги ушло свыше 200 тыс. злотых (ок. 3, 4 млн руб – прим.).
***
Пусть прозвучат заключительным аккордом слова из книги Адама Белецкого «Из-под замерзших век», к которым он вновь обращается в своем блоге:
«Вершина важна, но это не самое главное. Что произойдет, если повернешь назад в ста метрах от цели? Разве обесценится тот опыт, который получен? Разве экспедиция из приятного воспоминания станет кошмаром? Разве факт возвращения перечеркнет то, чему ты научился, с кем и как пережил это время? Неужели прикоснуться к самой высокой точке горы действительно важнее всего? Не позволим же сбить себя с толку. Особенно, если мы ставим на чашу весов свою жизнь. Порой нужно рискнуть, но не менее важно уметь отпустить. Гора не исчезнет. Мы всегда сможем вернуться».
Польская национальная зимняя экспедиция на К2, 2018 год, фото из блога на Facebook Oswald Rodrigo Pereira
Такое ощущение, что это был выход для галочки, сохранить лицо. Что, мол, не только Урубко пытался