Победа
Победа. Это слово ассоциируется у большей части людей с каким-либо успехом, высоким результатом или первым местом на соревнованиях, а так же одержанием верха над соперником. И лишь у небольшой группы людей это слово вызывает совсем другие эмоции. Это снег, ветер, высота, лабиринты из сераков, разорванный ледник, лавины. Большая гора с суровым характером.
Действительно, успешное восхождение на Неё даже по классическому маршруту, и куда серьезней спуск вниз, без травм и неприятностей - Победа. Победа над собой, победа над стихией.
Не просто так большинство взглядов альпинистской общественности были прикованы в этом году к пику Победы. Ровно 70 лет назад Советский Союз одержал Победу в самой кровопролитной войне в истории человечества и удостоил назвать этим Именем такую серьезную Гору.
Под руководством Николая Захарова на леднике Южный Иныльчек начал свое движение второй этап проекта «Победа.Память.Мир.» Первый этап проекта прошел на пике Ленина, о котором я писал ранее.
Нас было несколько групп с разными целями и задачами, от прохождения классического маршрута до совершения первопрохождений по разным склонам Победы.
Я расскажу про нашу группу, наш планируемый маршрут восхождения.
Команда состояла из трех человек: Пуговкин Антон (Красноярск) – капитан, Кривошеев Максим (Иркутск), и я – Жигалов Александр (Красноярск). Так же с нами планировал выходить Глеб Соколов (Новосибирск), но из-за череды обстоятельств Глеб не успел получить нужную акклиматизацию к Победе, поэтому не попал с нами на маршрут. Антон Пуговкин
Максим Кривошеев
Александр Жигалов
Готовились мы достаточно долго. В течение года множество тренировок. Периодические изучения маршрута, подготовка снаряжения, экипировки, высотного продукта.
Тут я хотел бы отметить и поблагодарить наших спонсоров компанию RedFox за отличную экипировку в полном, большом объеме. Нам предоставили в очень большом количестве одежду, обувь, баулы, палатки, аксессуары, все то, что было так необходимо для совершения высотных восхождений максимальной сложности и при любых погодных условиях.
Компания Евросибэнерго, Красноярская Гидро-Электро станция и НФП «Rock Pillars», магазин Абалаковский г. Красноярск – за предоставленные разработанные по последним технологиям высотные стенные палатки, которые очень вместительны для трех человек, при общей своей массе менее 1700 грамм. Просты в установке и устойчивы к снегу и ветру.
Кампания «Венто» - за предоставленное снаряжение: легкие оттяжки и карабины, каски и веревки, лопаты, трекинговые палки и многое другое.
Компания «Grivel» - за отличные ледовые инструменты Matrix Tech. Использовали инструменты на протяжении всей пройденной части стены, которые обеспечивали прекрасное передвижение по миксту, льду, снегу и скале.
Таким образом, мы имели в своем распоряжении лучшую экипировку и снаряжение для преодоления всевозможных препятствий, связанных с характером стены и климатическими особенностями района.
Маршрут. Выбранная нитка первопрохода была предложена Глебом Соколовым в прошлом году. Она проходила левее примерно на 500 м от маршрута на Победу (Главную) 2003г по Северной стене Восточного гребня, совершенного под руководством Глеба вместе с большой сильной командой Красноярска – Кузнецов Петр, Хвостенко Олег, Архипов Владимир, Бакалейников Евгений, Черезов Сергей, Михалицын Александр, Филатов Сергей. Маршрут 2003г
Маршрут представляет собой условно три участка. Первый – довольно крутая скальная стена, около 12-ти веревок с наличием ледовых речек и снежных полей. Второй – вертикальный ледовый серак, около 2-х веревок с большим широким камином между двумя глыбами льда, затем пологий ледовый склон около 7-ми веревок. Третий – стена с множеством льда и снега, довольно сильной крутизны, на высоте около 6 тыс.м., около 15-ти веревок. И завершает все выход по снежно-ледовым полям на вершину Армения, и затем очень длинный переход траверсом от Армении до Победы Главной.
Планируемый маршрут
Как все проходило. Погода в этом году в горах была аномально теплой. В связи с этим множество снежных мостов на леднике Звездочка провалилось, либо изменило свое расположение. На протяжении всех подходов мы заново маркировали тропу, поднимая вытаявшие флажки. Нам необходимо было забросить все снаряжение, вещи, высотный продукт и газ под Северную стену Победы. Кроме того установить там лагерь ABС с наблюдателями и необходимым запасом продуктов и газа, до тех пор, пока мы не пролезем первый бастион.
Маршрут подхода проходил так: из базового лагеря на леднике Южный Иныльчек подход через ледник Звездочка в первый лагерь Классики, затем уход влево через разорванный ледник, в направлении маршрута Абалакова, после проход по леднику в направлении перевала Чентарен, с небольшим набором высоты, минуя всевозможные трещины и разломы. В визуальной видимости всего маршрута был установлен лагерь ABC.
Заброска всего снаряжения составила около 7-ми дней. С нами выдвинулись наблюдателями, и теми, кто снимет ABC после нашего отрыва, Евгений Прилепа (Туапсэ) и Александр Расторгуев (Геленжик). За что им огромное спасибо! Евгений Прилепа Александр Расторгуев
В первый день мы вдвоем с Максом подошли под стену, взяли все имеющиеся у нас веревки и провешали их по маршруту. Пролезли около 3-х веревок по снегу и льду. И еще 2,5 веревки растянули на скале. Веревки на скале приходилось обрабатывать с предельной осторожностью, так как по стене стабильно пролетали камни, а иногда и глыбы, все обуславливалось аномальной жарой на такой высоте.
Вообще, наблюдали за стеной снизу мы достаточно долго, определили самые опасные в плане камнепадов места. Они были справа и слева от выбранной нами нитки маршрута. Там же были зафиксированы обвалы ледопада и сходы лавин. Но на обработке мы поняли, что стена вся простреливается. В разные моменты в разных местах.
Так что двигались мы с Максом перебежками, делая станции под нависаниями, в безопасных местах. Рельеф очень разваленный, вся порода буквально лежит друг на друге, поэтому приходилось тщательно выбирать, за что страховаться.
Ближе к вечеру мы спустились в ABC, где нас ждал горячий ужин и отдых, так как на раннее утро планировался выход на маршрут с отрывом.
Ночь. Почти не было ни минуты тишины, чтобы со стены не падало что-то. Издалека доносились глухие гудения лавин. Мелкие камни летели, задевая крупные, и к низу собирались громадные составы. Ледопад периодически скидывал отщепившиеся породы, которые разлетались по скале, а внизу срывали мокрые лавины. Вся стена «дышала». Гора, как живая, пыталась нам что-то сказать.
Раннее утро. Грохот немного прекратился. Мы почувствовали хороший мороз. Замечательно, это то, что нужно! Быстро собрались, позавтракали и скорым темпом под маршрут.
Прожумарив две первые веревки, скинули их вниз, как и было задумано, чтобы мужики забрали их и унесли в базовый лагерь. Быстро продвигаясь по следующим участкам перил, мы уже скоро собрались на крайней станции.
Я оставил рюкзак парням, и одел на себя разгрузку со всем железом. Проходя участок за участком, мы довольно быстро приближались к нависавшему над нами ледопаду. Несколько веревок были довольно косыми траверсами влево, но рельеф наиболее легкий уводил нас в сторону, как и планировалось.
Выбрав наиболее широкое место, на перегибе гребня мы собрались на удобной станции, выпили чая из самодельно термоса (пенка+бутылка), и определились с дальнейшим направлением. Нужно было лезть прямо вверх, чтобы быстрее добраться до льда, но тут стена была круче, был вариант заложить траверс еще левее, за перегиб, но непонятно, что нас ждало впереди.
Поэтому право выбора предоставили мне, и я решил прямо вверх. Пройдя около 20-ти метров, я собрал станцию у небольшого нависания, и начал движение дальше, так как мы использовали одновременную схему движения. Макс стоял наготове жумарить, когда я сделаю ближайшую точку страховки над станцией и уйду в сторону.
Поднявшись над станцией около 3-х метров, я взялся правой рукой в подхват за большую плиту, а левой за саму плиту сверху, в этот момент плита качнулась на меня, и, остановившись, зажала углом средний палец на правой руке. Моментально палец почувствовал тепло, затем онемение и после я не чувствовал его вообще. Встав ногами в распор, я попытался освободить руку, ничего не выходило. Я не мог качнуть плиту обратно, она плотно заклинилась. Началась паника. Я громко заорал парням вниз, что мне зажало руку, и долго я так не провишу в этом нависании, и не хочется думать, что произойдет, когда я устану. В тот же момент Макс бросил рюкзак и с большой скоростью начал жумарить ко мне.
Мне оставалось либо ждать, но непонятно, как бы он подлез ко мне, находясь в 3-х метрах ниже на станции. Взяв в левую руку ледовый инструмент, я подсунул его под плиту, пытаясь приподнять ее рычагом - ничего не получалось. Я вертел инструмент и так, и сяк, но моей силы было недостаточно для этого.
Пока Макс приближался ко мне по перилам, я в очередной раз засунул инструмент справа от зажатой руки, уперся в него правой коленкой, а левой рукой взялся за край плиты снизу, и с Божьей помощью и выжиманием становой тяги я приподнял плиту на несколько миллиметров, этого было достаточно, чтобы высвободить зажатый палец.
Крикнул вниз, что я освободился, затем снял рукавицу, обнаружил, что ногтевая фаланга пальца стала овальной, приплюснутой формы, а из ногтя шла кровь. Аккуратно лазанием приспустился к станции, где ко мне уже подошел на помощь Макс.
Макс опытной рукой спасателя проверил палец на наличие переломов, все суставы безболезненно сгибались. Затем Антон передал по связи наличие травмы, и подробное описание. Получив консультацию у врачей в базовом лагере, мы были вынуждены начать спуск вниз…
Фаланга пальца… Год подготовки…Секундное событие и все, мы на дюлферах. Не объясню, что чувствовал я в тот момент, но самое последнее, что хотелось тогда, это вниз…
Наверное, это сложно понять многим. Кажется, сколько времени еще впереди, ведь всего 25, сколько всего еще можно успеть, но в тот момент хотелось именно то и именно тогда.
Я стараюсь в этом видеть некий знак. Особое предупреждение. Ведь такая гора как Победа, и небольшой перелом края кости на пальце – как то не стыкуется.
Все знают печальные результаты Победы, цену Победы – это отмороженные, обмороженные пальцы, ноги, это не вернувшиеся вниз восходители…
Не просто так гора намекнула на необходимость спуска. Видимо, на то есть куда более серьезные причины.
Так подошла к завершению наша экспедиция на пик Победы. О продолжении экспедиции других групп можно прочитать в интервью Александра Яковенко.
Выражаем огромную благодарность нашим спонсорам:
1.Рособоронэкспорт
2.Федерация Альпинизма России
3. Академия зимних видов спорта г.Красноярск
4. Красноярская Краевая федерация альпинизма
5. Фирма Ak-Sai Travel
6.Страховая компания «Надежда»
7. Компания RedFox
8. НФП «Rock Pillars», магазин Абалаковский г.Красноярск
9. Компания Евросибэнерго, Красноярская Гидро-Электро станция
10. Фирма «Венто»
11. Фирма Julbo
12.Фирма Grivel
Руководитель проекта: Захаров Николай Николаевич
Спасибо моей невесте Маргарите за поддержку во всем!
Гора всё расставила по местам.
И всех!
Это Победа! Во всех смыслах.
Выздоровления!
Вопрос, а не страшно в цирке Звездочки ночевать было? Видел пару раз как примерно в этом месте лавина из под верха гребня Победы весь цирк перебивала до противоположного склона...
Эти слова свидетельствуют о том, что Месснер владеет высшим альпинистским искусством, доступным единицам, – искусством отступать. Месснер не один раз отступал из-под Макалу, Дхаулагири, Лхоцзе, Чо Ойю, Нангапарбата. Одиннадцать отступлений – это тоже рекорд, из числа тех рекордов, о которых редко пишут, которые редко стараются перекрыть. Только альпинисты знают, сколько силы воли и мужества нужно для отступления там, где есть хоть что-то, что оправдывало бы движение вверх.
Из предисловия к русскому изданию "Хрустального горизонта". В общем-то добавить почти нечего. В любом случае до всех упомянутых рекордов великого итальянца топикстартеру далеко ))))
Здоровья и удачи!!!
До встречи на Столбах.
Удачи!!
( я про палец ), может давай к нам в Крым, пока тепло)))