Воспоминания о Каравшине. История прохождения маршрута Сахарова на п. Одесса (4810).
Сегодня, 6 марта 2015, исполнилось 80 лет Анатолию Филипповичу Винокурову - вдохновителю и участнику первопрохождения маршрута Сахарова на 4810!
С днем рождения, Анатолий Филиппович! Здоровья и удачи!
Слева - Михаил Лебедев, справа - Анатолий Филиппович Винокуров.
Я попал в Каравшин в 1991 году со сборами Московской области. Груз забросили вертолетом, а сами пришли пешком через Ворух. Винокуров был сторонником активной акклиматизации, поэтому для разминки пошли на Асан по маршруту Погорелова 6а. На спуске с Асана я увидел СЗ стену 4810. Сказать, что я был впечатлен – ничего не сказать. Даже во сне не мог представить такой стены. В нижней части виднелись черные точки – это магнитогорцы шли первопрохождение.
Через пару дней мы пошли на 4810 по Русяеву. Сейчас этот маршрут имеет самый низкий рейтинг на СЗ стене и разжалован в 6а, но сам по себе маршрут великолепен, а в 1988 году получил золото на Союзе. Не самая сложная, но очень красивая линия по центру стены с удобными ночевками и классическим лазанием без каких-либо извращений с дырками и скайхуками.
Когда мы дошли до «бровей», погода испортилась – пошел мокрый снег, потом он замерз и образовал ледяную корку на скалах. Вся стена была белая, за исключением большого коричневого пятна слева. Там было реально круто. Как раз туда шли магнитогорцы, но сейчас их не было видно. Нам самим продвигаться вверх было невозможно, и мы два дня сидели на ночевке. От скуки забрались на левую «бровь», посмотрели тур маршрута Крицука и обнаружили записку магнитогорцев (под руководством Иголкина) о прохождении нового маршрута на 4810. Только недавно до меня дошло, что записка была прошлогодняя, с 1990 года, а так я много лет думал, что это была свежая записка той компании, которую мы видели недавно слева, и восхищался скоростью, с которой магнитогорцы перешли на маршрут Крицука. На самом деле они мудро спустились вниз.
А мы сидели на заледенелой полке, ожидая чуда. И чудо пришло – вечером второго дня пошел ливень. По всей стене поверх льда ровным слоем текла вода, в ней ослепительно отражалось солнце. Сумасшедшая картина, в жизни не видел ничего подобного. Вода размыла лед, и сверху посыпались льдинки, похожие на битое оконное стекло. Мы держали над головой наклонную крышу из карематов, чтобы льдинки рикошетили и нас не поубивали. К утру скалы высохли, и мы вышли наверх.
Несколько фото 91 года:
Слева - Виктор Комаров, самый сильный и техничный человек в нашей команде. Справа лежит Винокуров. По фото можно оценить жесткость веревок, с которыми мы тогда ходили.
Александр Щербаков - мой напарник с самого начала занятий альпинизмом, с ним мы прошли первые крымские двойки, первые самостоятельные подвиги на Кавказе - зимнее восхождение на пик Щуровского. После института он распределился в Севастополь и ездил в горы с крымчанами, но к 91 году там компания распалась, и он поехал в горы с нами (как член альпклуба пос. Черноголовка - устав клуба местной прописки не требовал).
Константин Сахаров. С Костей мы не только с одного курса, но и с одного факультета.
Слева Костя Сахаров, справа Инна Турсунова. Инна по профессии логопед, причем высококлассный специалист, альпинизмом никогда не занималась, первый раз в горы попала случайно, а потом несколько лет свой отпуск проводила поваром в наших экспедициях.
Тамара Зуева. С ней мы ходили свою первую 5Б на Ю-З Памире, а здесь - маршрут Русяева на 4810.
В 1992 году я в горы не поехал, зато поехала моя жена, и тоже в Каравшин, вместе с Женей Седельниковым. А Женя вез туда голландцев. Голландцы привезли с собой бензиновый перфоратор и взялись прокладывать маршрут через бастион в левой части СЗ стены, примерно там же, где начинали магнитогорцы годом раньше. Станции и промежуточные точки (метров через 7-10) они пробили мощными мамутовскими шлямбурами из нержавейки. Однако голландцы слишком поздно заехали в район, погода прочно испортилась, и они свернули экспедицию. Собственно до крутой части бастиона они не дошли, остановились на большой полке под большим карнизом. Голландцы оставили очень приятное впечатление. Один из них, Хилдо, прекрасно говорил по-русски. На изучение русского языка и русской культуры его вдохновили фильмы Андрея Тарковского, а потом это стало его профессией.
Сувенир Нидерландской Памирской Экспедиции. Вот такие шлямбура забили голландцы.
В 1993 году наша команда Московской области снова приехала в Каравшин. Основная цель – пройти новый маршрут по бастиону в левой части СЗ стены пика 4810 (Одессы), где уже пробовали свои силы и удачу магнитогорцы и голландцы. Для разминки пошли на Асан по маршруту Русяева. Начали мы с А.Ф. Винокуровым, потом вперед вышли Витя Комаров и Костя Сахаров. Через некоторое время послышался звон и голос Вити Комарова: «Шура, скайхук сломался! Остался один, а тут дорожка из дырок». Я подошел – дырки на плите было видно за несколько метров. Смотрелось это мерзко.
- Витя, мне кажется, ты тут и так пролезешь. Вон и шлямбур видно.
- Не полезу.
И мы спустились вниз. Печальный факт заключался в том, что имеющихся у нас «авоськи с титановыми швеллерами и запаса отваги» ( Britt ) было не достаточно для прохождения современных техничных маршрутов. Надо было иметь еще два скайхука. А у нас остался только один.
Внизу мы купили у отъезжающих питерцев пару рельефных скайхуков. Витя Комаров с помощью напильника, молотка и пассатижей изготовил из 8мм арматуры несколько прекрасных дырочных скайхуков (вокруг было полно железного хлама, оставшегося от деятельности сталинских времен). С собой мы привезли 3 пробойника «мечта новосела», купленных в хозяйственном магазине. Альпинистских пробойников, с коронкой и каналом для продувки внутри, раздобыть не удалось. Зато у нас была прекрасная Мартыновская платформа, также Костя Сахаров изготовил несколько съемных шлямбуров.
На первопроход на 4810 вышли вчетвером – Сахаров, Комаров, Винокуров и я. Нижняя часть там пологая, мощные голландские шлямбура снимали все страхи, и поначалу все шло хорошо. Следов магнитогорцев мы не встретили. У большой полки была последняя станция голландцев – они там даже оставили пару красивых карабинов. К большому карнизу подошли по ярко выраженному внутреннему углу, а перелезли его чуть правее. Тут уже пришлось бить дырки, но впереди виднелся какой-то рельеф. После долгих трудов дошли до рельефа – он оказался без щелей, просто граненая скала. Это было большое разочарование, и мы маятниками ушли вправо, в косой внутренний угол. Можно было и под карнизом туда траверсировать. Прошли немного вверх, и тут у нас кончилась вода. Было впечатление, что впереди еще много работы, а надежды на воду нет, и мы спустились.
Слева - Александр Тельпов, справа - Виктор Комаров. Возвращение после неудачи на 4810. Фото Вадима Гешкенбейна.
На следующий 1994 год я не поехал в горы. Меня заменил Шура Щербаков и безусловно усилил команду – когда-то мы с ним были на равных, но после нескольких лет жизни в Севастополе он стал сильнее. Цель была очевидна – маршрут на 4810 надо было доделать.
Начало маршрута по знакомым местам проскочили быстро. У большого карниза немного застопорились. Год назад проходил его я, а страховал Винокуров, но Филипыч забыл место перелаза, а следов видно не было. Повесили платформу на тот же шлямбур, попросили сесть так же, как год назад, взять в руки веревку и постараться вспомнить, где же Тельпов лез. «Не помню. Он так долго копался, что заснуть можно было» – сказал Винокуров. (Последнюю фразу мне не передали, но думаю, что я воспроизвел ее достаточно точно).
Пройдя карниз, Щербаков увидел гладкое зеркало, а над ним шлямбур. Он рассказал, что бить дырки очень не хотелось, и он предельно старательно искал старые, но не нашел. Я думаю, что их там просто не было, что год назад мы шли левее, а на тот шлямбур попали маятником. Так что я думаю - карниз пробит дырками по меньшей мере в двух местах.
Дальше было в основном ИТО по естественному рельефу с минимумом долбежки и небольшими подлазами. В итоге новый маршрут был пройден за 8 дней, с 7 ночевками. Участники: Константин Сахаров, Виктор Комаров, Анатолий Филиппович Винокуров и Александр Щербаков.
Жена рассказывала, что Винокуров спустился с горы помолодевший лет на 20, необыкновенно красивый, с горящими глазами, и весь вечер пел под гитару. На момент восхождения ему было 59 лет.
Хочу заметить, что остальные участники – воспитанники альпинистской секции МФТИ, и хорошо знали друг друга с самого начала занятий альпинизмом, вместе тренировались, ездили в Крым и большие горы.
Фото: Александр Тельпов (если не указан другой автор)
Что да как было - даже и не знаешь, кого спросить.
А на фотографиях и в подписям к ним - куча знакомых лиц и имен.
За кусочек истории любимейшего района - огромное спасибо!
Вот оно как было оказывается.
В 1991г. были там же - армейцы из Ташкента.
Анатолия Филлиповича с днем рождения, долгих лет жизни!
На его маршрутах в Фанах, оттачивали мастерство.
Анатолий Филиппович дал общую идею и, главное, мощный энергетический импульс.
Маршрутов Винокурова много в Фанах. В том числе супер-маршрут - "Колодец" на Чапдару. К сожалению, его никто не повторил. Одно время он считался самой сложной шестеркой района, а потом его классифицировали как 5Б, от соблазна. Он не только сложный, но и объективно опасный.
немного знаком с Сахаровым, всегда интересовал этот вопрос...
Винокуров говорил, что просто так этот маршрут идти нельзя - убьет. Надо выбрать момент, когда он в подходящем состоянии. В первопрохождении участвовало 8 человек, все целы остались.
К сожалению, большинство сложных стенных маршрутов сильно пробиваются. Каравшин в этом плане счастливое исключение.
Вид в профиль.
ну, как бы фото с дальнейшего траверса есть. Они ведь шли маршрут на 4810 в классе ТРАВЕРСОВ!
Однако, переход от Сахарова на Крицука, он... такой...
и опять же пишет автор:
От скуки забрались на левую «бровь», посмотрели тур маршрута Крицука и обнаружили записку магнитогорцев (под руководством Иголкина) о прохождении нового маршрута на 4810. Только недавно до меня дошло, что записка была прошлогодняя, с 1990 года, а так я много лет думал, что это была свежая записка той компании, которую мы видели недавно слева
Может, тут маршрут Иголкина под номером 3? Они правее Сахарова начинали (со слов Винокурова, к-й в 90-м году их наблюдал). Хотя в их отчёте нарисовали в другом месте, совпадающим в начале Сахарова.
Но раз у общества возникли вопросы, действительно, хорошо бы магнитогорцы описали детали этого маршрута.
Стоит еще учесть стиль тех лет - использование вывинчивающихся шлямбуров. Экологически чисто ходили сильные команды. Мы делали 5-е прохождение маршрута Русяева на 4810, а крючьев или шлямбуров там не было.
Контрольные туры должны остаться.
Открыл отчет Иголкина. Начали обработку маршрута 06.07.1990, выход на левую грудь (где мы видели их записку) - 15.07.1990. Времени достаточно. Но где контрольные туры, к сожалению, в отчете не указано.