Сказ о недобросовестных организаторах восхождений и выброшенных на ветер деньгах, или Как я на Эльбрус ходила

Пишет Firewalker, 14.06.2019 01:31

Сказ о недобросовестных организаторах восхождений и выброшенных на ветер деньгах, или Как я на Эльбрус ходила (Горный туризм, горы)

Недавно, просматривая форум, наткнулась на увлекательную историю о неудачном выборе фирмы для восхождения, и нахлынули воспоминания. А ведь у меня тоже есть подобная история.

Итак… Было это в далеком 2015 году. Совершала я восхождение на Эльбрус с юга в составе коммерческой группы. Не буду никому делать рекламу или антирекламу, поэтому без названий.


Предыстория.

Дабы не наплодились комментарии а-ля «невнимательно изучила условия», «не сдосужилась почитать отзывы», «хотела сэкономить» и т. д. и т. п., небольшая предыстория.

Годом ранее я уже совершала попытку восхождения на Эльбрус в составе коммерческой группы, но ввиду крайне неблагоприятных погодных условий восхождение не состоялось, на седловине гид всех развернул. Досадно, конечно. Но что касается организационных моментов, все прошло без нареканий: все трансферы по программе — размещение — питание — акклиматизационные выходы — прокат снаряжения — ледовые занятия — восхождение — спуск — прощальная вечеринка с вручением памятных грамот. Четко, без заминок — так, как и было прописано в условиях договора компании. Да и с гидом очень повезло, до сих пор общаемся. В общем, я осталась довольна.

Логично предположить, что когда на следующий год я снова собралась попытать счастье на Эльбрусе, то купила тур у той же самой фирмы с теми же самыми условиями, соответственно.

Но что-то пошло не так.


А теперь история.

День первый.

Наступил день «икс». Телефон предательски молчал. От менеджера фирмы никаких вестей. Во сколько встреча? Какой транспорт? Где кого искать? Непонятно. На мои звонки менеджер отвечала, что со мной свяжется координатор из Терскола и сообщит время встречи и телефон водителя. Когда свяжется-то? Уже 11 утра.

Где-то в районе полудня (аллилуйя!) пришло сообщение, что автобус с таким-то номером будет ждать в аэропорту Минеральных Вод в 14 часов. Окей. Вызвала такси, схватила рюкзак и поехала в аэропорт.

Прибыв на место к назначенному времени и обнаружив автобус, обнаружила так же, что автобус пуст. Под деревом на бордюре сидел мужчина, предположительно водитель. Он открыл автобус, разрешил положить рюкзак и сказал, что надо немного подождать. Спустя полчаса ожидания начали неспешно подтягиваться туристы. Автобус постепенно заполнялся. Спустя еще полчаса ожидания автобус так и не наполнился. На вопрос (теперь уже не только мой): «Когда поедем?» — вразумительного ответа не было. Пыль, зной, раскаленный асфальт, душный автобус и одинокое деревце, под которое все и натолкались… Романтика! Спустя более 2 часов ожидания автобус таки отправился.

В Терсколе к автобусу подбежала тетенька и стала среди вываливающейся из автобуса груды туристов выискивать клиентов своей фирмы. Позже подошла еще тетенька и забрала клиентов другой фирмы. У автобуса остались стоять шестеро: я, трое мужиков и двое финнов (муж и жена). Я сделала вывод, что это и есть моя будущая группа. Не дождавшись встречающего, мы зашли в гостиницу, куда отвели предыдущие группы. В гостинице царил хаос. Смешались в кучу сотрудники, гости… Тетенька с ресепшн сказала: «Ждите». Подпирая дверной проем холла гостиницы (единственный в холле диванчик был занят), мы успели познакомиться и возмутиться сложившейся ситуацией. После очередного обращения к тетеньке с ресепшн мы были посланы на второй этаж. Там нам предстала та же самая картина. Обратились к уборщице. Она остановила пробегающую мимо тетеньку, та глянула на нас, махнула рукой со словами: «А, это не наши», — и побежала дальше. Мы вновь спустились на первый этаж. Постояли в дверях, вышли на улицу, вернулись в гостиницу. Проделали этот ритуал еще раз. И еще.

Спустя неопределенное время к нам подошел некий Альберт, представился нашим координатором, сказал, что мест нет и он попробует пристроить нас в соседнюю гостиницу. Спустя еще некоторое время нас расселили по двум соседним гостиницам.

После долгожданного заселения мы вернулись к Альберту, чтобы узнать, кто наш гид, во сколько завтрак, во сколько и куда выход на акклиматизацию. Альберт долго не мог ответить ничего конкретного, кому-то несколько раз звонил, уходил, возвращался. В итоге сказал, что завтрак в 8, выход на акклиматизацию в 9, знакомство с гидом тогда же. Мы разбрелись по номерам.


День второй.

Будильник был заведен на 7, но проснулась я раньше. Взяв телефон, чтобы посмотреть время, увидела сообщение от одного из членов нашей группы — якобы Альберт в 12 часов ночи прислал ему смс с просьбой передать остальным, что завтрак будет не в 8, а в 7. Серьезно? Почему он написал только ему? Почему кто-то другой должен выполнять его работу и координировать действия группы? С чего он взял, что мы все успели обменяться телефонами и прочитаем смс в 12 часов ночи? Координатор от бога!

После завтрака, дабы развеять сомнения, не изменилось ли время выхода на акклиматизацию, как это уже случилось со временем завтрака, мы позвонили Альберту. И вы не поверите!.. Не в 9, а в 10! Ничто не постоянно в этом мире…

В 10:00 все участники группы стояли у гостиницы. В 10:15 позвонили Альберту, сообщив, что до сих пор не наблюдаем нашего гида. Альберт ответил, что наш гид заболел (если он вообще существовал) и мы пойдем с другой группой. На вопрос, когда эта другая группа изволит явиться, Альберт ответил, что должны вот-вот подойти. В 10:30, не заметив рядом ни одного человека, кроме нас, мы вновь позвонили Альберту. Он ответил, что они завтракают. На этом лично мое терпение иссякло, и я предложила: «Ребята, пойдемте сами, я знаю дорогу». Финны, понятное дело, отказались, они ж законопослушные, сказано ждать, значит, надо ждать. Ну, а кто пошел, тот пошел.

Прогулка до обсерватории прошла успешно. На обратном пути нам встретилась та самая другая группа с вкраплениями нашей. Спускаясь, мы позвонили Альберту, чтобы уточнить, во сколько и в какой пункт проката мы идем за снаряжением. На столь сложный вопрос он не смог дать вразумительного ответа, добавив, что перезвонит позже. При этом он успел поинтересоваться, сдали ли мы деньги на продукты. «Какие еще продукты?» — не поняла я. «Ну, из чего вам повар на горе готовить будет», — ответил Альберт. Я возразила, что продукты включены в стоимость тура, и ни за что доплачивать мы не должны. «Да? — удивился Альберт, — А, ну ладно».

Спустившись, пообедав и прогулявшись по берегу Баксана, мы вернулись к гостинице. Альберт не звонил. Другие группы, включая ту, с которой мы должны были сегодня идти на акклиматизацию, дружно возвращались со снарягой из пункта проката. Пришлось в очередной раз напомнить о себе Альберту. Договорились встретиться в пять. Вряд ли стоит говорить о том, что в пять к нам никто не вышел. Примерно в половину шестого появился Альберт и отвел нас в пункт проката при гостинице, а там: «Ой, ребят, что ж вы так поздно, другие группы почти все разобрали». И потопали мы в другой пункт проката. Заметив, что наша группа не в полном составе, Альберт спросил, где мы потеряли финнов. Мы ответили, что их с нами не было, они ушли с той другой группой, следовательно, потеряли их как раз не мы. Между делом Альберт ненавязчиво намекнул, что надо бы сдать деньги на продукты, на что я ему не менее ненавязчиво напомнила, что продукты включены в стоимость тура.

Часов в 8 в холле гостиницы состоялась встреча со вторым гидом (интересно, когда мы увидим нашего основного), он кратко рассказал про безопасность, про снарягу, ответил на вопросы. Финны к тому времени уже нашлись. Тогда же ряды нашей группы пополнились еще одним участником, Альберт привел мужичка, сказал: «Вот, ваш новенький». Итого, теперь нас было семеро.


День третий.

На 10 утра был запланирован трансфер в Азау. Зная пунктуальность наших организаторов, я решила не торопиться и опоздала минут на 15. Оказалось, не опоздала. Наша группа в полном составе, за исключением наших гидов (кто б сомневался), ждала у входа в гостиницу. Подъехала машина. Подошли какие-то левые люди с рюкзаками и стали в нее грузиться. На наш вопрос, что вообще тут происходит, Альберт ответил: «Ну, сейчас он их отвезет и за вами вернется». Неужели так сложно было сразу назначить время встречи на попозже, когда всех более важных людей уже развезут?

Спустя некоторое время машина вернулась, мы погрузили рюкзаки. Альберт сказал: «Пока ждем гида, сходите, купите 5-литровые баклашки с водой». «Зачем?» — удивилась я. «Ну, повар же должен вам из чего-то готовить». Опять двадцать пять… Я ответила, что никакие дополнительные расходы на общественные нужды (кроме ратрака в день восхождения, и то это по желанию) программой тура не предусмотрены, к тому же источники воды на склоне имеются.

Вскоре к машине подошел мужичок из местных. Маленький такой, щупленький. Альберт представил его как нашего гида. Ой, чудеса то какие! Здравствуй, гид! Мы так рады, что ты существуешь!
Пока гид грузил вещи, Альберт вновь обратился к группе: «Ребят, все-таки сходите, купите воды, — и, глядя на меня, добавил, — К тебе это не относится». А, ну ладно.

Долго ли, коротко ли, поднялись мы на склон Эльбруса и разместились в вагончиках. После заселения желающие сходили прогуляться до «Приюта одиннадцати».


День четвертый.

После завтрака мы отправились на акклиматизационный выход до скал Пастухова. Присутствие гида в составе группы ощущалось слабо. Кто-то ушел вперед, кто-то отстал, кто-то и вовсе не дошел. Кому какое дело…

За ужином группа обсуждала вопрос заказа ратрака в день восхождения. Позвонили Альберту. Он сказал, что за вменяемую сумму его знакомый может отвезти нас до скал Пастухова на 4800. Мы же хотели ехать до отметки 5100, чтобы максимально повысить наши шансы на успешное восхождение. Цена сразу выросла вдвое. Группа была готова сдаться и согласиться на 4800, но я убедила всех, что знаю цены, до 5100 действительно дороже, но не настолько, и предложила скооперироваться с другими группами, нас мало, авось втиснемся в какой-нибудь ратрак. Самые активные члены группы прошлись по соседним вагончикам, поговорили с народом. И вуаля! Ратрак до нужной нам высоты за вменяемую цену был найден. Позвонили Альберту, он долго возмущался, что уже договорился, а мы тут самодеятельностью занимаемся. Через некоторое время он перезвонил, сообщив, что его знакомый готов везти нас до 5100 даже за меньшую сумму, чем мы договорились с другой группой. Может ведь, когда захочет!


День пятый.

День отдыха перед штурмом. Я ожидала, что после завтрака пару часов мы уделим ледовым занятиям (по аналогии с прошлым годом), но нет, ничего подобного не было. Да и зачем… Лед видели? Снег видели? Ледоруб видели? Разберемся!

А вот гида мы целый день не видели. Когда к ужину он таки появился, я первым делом поинтересовалась, во сколько у нас завтра выход на восхождение. Он ответил, что в пять. Я возразила, что в пять — поздно. В пять уже рассвет, на рассвете мы должны быть уже как минимум на 5100. Ну и что, что на ратраке? Ратрак-то тоже за пять минут не долетит. Кто-нибудь наверняка опоздает. Да и группа у нас слабая, идти будем медленно. В пять — поздно. Гид ответил, что ему виднее. Ну, виднее, так виднее.


День шестой.

Кто-нибудь, как и ожидалось, опоздал. Выехали, когда солнце уже показалось из-за горизонта. Шли медленно и печально. После привала на седловине один участник группы отвалился. Дополнительный гид, радуясь, что его рабочий день на сегодня закончен, отправился с ним на спуск. Остальные шестеро вкупе с основным гидом поползли дальше, к заветной вершине.

Долго ли, коротко ли, цель была достигнута. Отдохнув и пофотографировавшись, мы пошли, то есть поползли вниз. Не успели пройти и несколько метров, как финнам стало плохо. Она еще более-менее, а вот его накрыло основательно. Поначалу он худо-бедно пытался передвигаться, а потом просто лег. На тропинке, где «перила». Кто ходил, знает. Говорят, сейчас эту дорогу расширили, но тогда она была крайне узкой, на одного. В общем, картина маслом: лежит финн (а мужик он был довольно крупный) на узкой тропинке над обрывом, рядом сидит его жена, перед ними стоит наш гид, а позади — мы, четверо. При этом мы — последняя группа на спуск. За нами уже никого нет, помочь некому. Попытки привести финна в чувства результатов не дали. Было принято решение, что гид останется с финнами ждать МЧС, а мы вчетвером, пока кто-нибудь еще не присоединился к финнам, пойдем на спуск. Самым стремным моментом было обойти финна и не укатиться со склона.

Вечерело. С Эльбруса спускались четверо. На подходе к «косой полке» одного из нас тоже горняшка накрыла. Он начал бормотать что-то несвязное, то сядет, то ляжет, говорит: «Идите, я тут пока полежу». А мы и бросить его не можем, и тащить его некому, сами еле тащимся, и уговариваем его: «Ну, давай еще чуть-чуть пройдем, вон дотуда, там отдохнем». И так каждые 10 метров. Думаю, «косую» бы миновать, а там уже прямая дорога вниз, ратраки, снегоходы, спустимся как-нибудь. Ан нет! Миновав «косую», мы вышли на девственно чистый склон. Ни ратраков, ни снегоходов, ни туристов. И тишина. И мертвые с косами… Вот уж не ожидала, что мы так припозднились. Или ожидала (к вопросу о том, что в пять — поздно).

Позвонили Альберту — мол, так и так, гид остался с финнами на вершине, мы спускаемся одни, человеку плохо, он не идет, может, на снегоходе его кто-нибудь заберет или еще что. Ответ на «Оскара», не иначе: «Ребят, ну вы идите! Вы, главное, вместе держитесь! Вы молодцы, давайте, вы справитесь». Вот она, сила убеждения-то!

Смеркалось. В районе «Приюта одиннадцати» горняшка пострадавшего, кажется, отпустила, и мы пошли чуть бодрее. Примерно в это же время с нами поравнялся ратрак МЧС, ехавший, по всей видимости, за финнами. Странно, я ожидала, что они раньше приедут, уж почти полдня прошло. Один из МЧСников покрыл нас благим матом, не понятно за что (позже станет понятно).

Стемнело. Мы были уже на финишной прямой, когда вдруг с ужасом обнаружили, что не знаем, куда идти: снег по всему склону был испещрен следами ратраков, дорога не просматривалась, вдали небольшими островками виднелись сосредоточения вагончиков. Но какие из них наши? Вроде те. Или те? Проверять очень не хотелось, ведь если мы сейчас ошибемся в выборе, то тащиться потом до других сил не останется. И позвонить-то некому, чтоб хоть светом из вагончика помигали: гид с финнами еще не вернулся, второй гид с отвалившимся не седловине участником — уже в Терсколе, Альберт там же, а телефон поварихи взять никто не догадался. В общем, стоим мы посреди снежного поля. Луна. Ниже по склону стелется темно-серая пелена тумана. Вдали — черные треугольники гор, и за спиной — Эльбрус. Жаль, нет сил достать фотоаппарат. Тут кто-то предложил дождаться возвращения ратрака МЧС и посмотреть, куда он поедет. Пожалуй, мысль здравая.

Ратрак не заставил себя долго ждать. И мы… бегом… проваливаясь по колено в снег… за ратраком… И откуда только силы взялись?.. В общем, у вагончиков мы были всего на пару-тройку минут позже ратрака. Гид даже не успел заметить наше отсутствие и, увидев нас, удивленно спросил: «А вы откуда?»

Финнам помогли собрать рюкзаки, после чего для них включили канатку и спустили их вниз.
За ужином (на котором присутствовали только я, гид и повариха) гид сказал мне, что мы — самая плохая группа и всех, что у него были.


День седьмой.

После завтрака я неспешно собирала рюкзак, когда в вагончик вошел один из членов группы, сообщив, что повариха просила всем передать, что мы должны ей денег за завтрак, так как она планировала спуститься еще вчера. Ну, мы так-то тоже планировали. Обстоятельства так сложились. И я сказала: «Завтраки у нас по программе все проплачены, а здесь или в гостинице, какая разница. Фирме-то не все ли равно, кому из них платить. В общем, подождите пока, сейчас спустимся и с Альбертом порешаем». Доводы оказались убедительными, и в итоге Альберт сам ей заплатил. Ох, бедный Альберт, должно быть, он меня уже проклял.

Вечером мы с группой решили посидеть в кафешке и отметить окончание нашего увлекательного путешествия. Финны к тому моменту были уже бодры и веселы и с радостью присоединились. Гидов мы тоже пригласили, но они не пожелали продолжать общение с «самой плохой группой». Ну, хоть Альберт пришел.

За разговором всплыли неожиданные подробности вчерашнего приключения. Оказалось, что у нашей группы не было регистрации в МЧС, поэтому за финнами ехать они не хотели. Альберт рассказал, что ему пришлось звонить в центральное управление МЧС в Нальчике, чтобы они зашевелились. «Как не было-то? — не поверила я, — В программу тура она разве не входила?» «Ну, да, — ответил Альберт, — гид должен был сделать регистрацию, но он, наверное, забыл». Так вот по какому поводу-то МЧСник с ратрака вчера в наш адрес высказывался!

За соседними столиками шумно праздновала восхождение другая группа: с тостами, с поздравлениями гидов, с видеосъемкой, с вручением памятных грамот — классика жанра, в общем. Альберт посмотрел на них, посмотрел на нас. И говорит: «А у нас грамот, к сожалению, не будет, они закончились». Серьезно? Прямо у меня за спиной, на витрине, в той же самой кафешке продавались незаполненные бланки грамот. Я смеялась в голос.

В завершение вечера, когда я уже была уверена, что лимит сюрпризов для недельной поездки исчерпан, Альберт в очередной раз удивил, сообщив, что трансфер в Мин-Воды у нас завтра будет… в 6:30! То-то группа обрадовалась! Почти все улетали в тот же день, и рейсы у них стартовали где-то с 16 часов. То есть времени оставалось слишком много для того, чтобы ждать в аэропорту, и слишком мало для того, чтобы, например, по городу погулять. Да и законный проплаченный завтрак мы бы пропустили. На вопрос, какого черта так рано, Альберт пояснил, что машина поедет кого-то там забирать из аэропорта и заодно нас отвезет. Вот это сервис! Лучшие условия для клиентов! К слову, в программе тура было прописано время трансфера с 9 до 12, если никому из участников не нужно ехать раньше/позже. А у нас в группе как раз никому не нужно. В конце концов, Альберт сдался: «Ладно, я вас за свой счет отвезу. Во сколько вам надо?»


День восьмой.

Надо было соглашаться на 6:30. Это был не трансфер… а «Формула-1». Этот Шумахер гнал так, что мы чудом не улетели с какого-нибудь поворота в Баксан. В населенных пунктах ситуация не менялась. На красный… через двойную сплошную… При этом всю дорогу на запредельной громкости из динамиков раздавались треск, лязг, шипение и прочие насилующие слух звуки с вкраплениями лезгинки.
До аэропорта Мин-Вод я не доехала. Вышла на съезде в Пятигорск. Чур меня, чур!


Послесловие.

С тех пор в коммерческие группы я ни ногой! И как показала последующая практика, самостоятельно и путешествуется лучше, и платится меньше! Ну, а любимый Эльбрус я до сих пор каждый год навещаю.
Сказ о недобросовестных организаторах восхождений и выброшенных на ветер деньгах, или Как я на Эльбрус ходила (Горный туризм, горы)

61


Комментарии:
1
Мадам, если Вы таки «просматриваете форум», то должны знать, что фактически используете чужой ник: https://www.risk.ru/people/silver
Причём ник известный очень давно и весьма уважаемого на РИСКе человека.
Фиг бы я иначе читал (но не дочитал) очередной эльбрусоманский шедевр.
Чего Вы тогда хотите от коммерческой фирмы, где на таком ещё и деньги зарабатывают.

10
ну это не ее проблемы, что данный ресурс позволяет регить дубли. Тут вопрос не к даме, а админам.

Смотрите, сейчас и я вам дубль сделаю)

2
Дубль дублю рознь.

Вас в таком качестве - с удовольствием.
Два bvnа на РИСКе это будет круто.
А если сделать ответный ход, то громить супостата будем в четыре руки.
К счастью, мнения частенько (хотя и не всегда) совпадают.


4
Уж простите, «просматривать» не равно изучить досконально и знать все существующие ники. И да, обычно на сайтах нет возможности создать уже существующий. Сейчас на что-нибудь поменяю.

-1
Да забейте! Извините, был пьян, выходные таки)
А рассказ классный! Я как протрезвел - до конца прочитал!)


15
крутой рассказ. Проблема страны России - замалчивание фактов. Расскажите уж правду до конца. Кстати, отсутствие регистрации никак не влияет на обязанность спасать, тут Вы что-то недопоняли. И что бланки кончились - не такая уж проблема. Но проблема, что большинство все еще живет по понятиям, а не по законам РФ, в том числе и Вы. Не довольны - напишите хотя бы в прокуратуру и Роспотребнадзор. Государство наше более развито, чем любое европейское в данном случае, но гражданам "взападло". На меня вот двое написали давеча, хоть никогда и не были нашими клиентами (просто мудаки с Риска, рыдающие, как девочки) - мы спокойно все обосновали проверяющим структурам, это очень легко честным компаниям. Таки проблема не в "С тех пор в коммерческие группы я ни ногой! И как показала последующая практика, самостоятельно и путешествуется лучше, и платится меньше!", а в головах. Вы попробуйте нормальный сервис ЛЕГАЛЬНОГО туроператора, который работает с крупнейшими фирмами США и Европы, с которым есть договор, которого можно привлечь к суду, ибо Вы - потребитель, где можно точно знать отель, где будете жить и гида, с которым можно идти, программу по часам без смс в 12 ночи и т.д. В общем, слезайте с ветки сначала сами, потом будете хаять коммерческий альпинизм)

1
Интересно через сколько в тебя полетят ссаные тряпки что ты коммерс, сам такой же, закрой рот и вообще котят кушаешь?

0
уже даже не интересно)

4
pazilov, ты идиот?


10
Какую правду вам рассказать?
Про обязанность спасать: это не я недопоняла, это мне так сказали.
С бланками да, проблемы вообще нет, я этого добра в фотошопе за несколько минут наклепаю. Тут дело в наплевательском отношении со стороны организаторов.
И да, туроператор был ЛЕГАЛЬНЫЙ, и договор на руках у меня тоже был, и с данной конторой, как я написала в начале повествования, я уже ходила годом ранее, и все было очень хорошо, именно поэтому я вновь выбрала их. И тут проблема даже не в том, что фирма плохая, именно поэтому я и не стала указывать название. Проблема была в том (как выяснилось позже), что у них на эти даты купили путевку всего пара-тройка человек, и наша группа была сборной от разных фирм, в итоге ни одна из этих фирм не сочла нужным этой группой заниматься.
И я не утверждаю, что коммерческий альпинизм — это плохо. Напротив, для людей, которые идут в одиночку туда, где они ничего не знают, или просто не хотят заморачиваться и приехать на все готовое (как было в моем случае) — это самый подходящий вариант. Видимо, просто не повезло. Но в тот момент я поняла, зачем переплачивать посреднику за услуги, которые в итоге ты можешь и не получить или получить в ненадлежащем качестве, при том что все то же самое можно организовать себе самостоятельно и за значительно меньшие деньги? Я сделала свой выбор. Единственное, за что, на мой взгляд, действительно есть смысл платить — это за услуги индивидуального гида на день восхождения (по крайней мере когда ты идешь один или не знаешь маршрут). А доехать, разместиться, попитаться и т. п. можно самостоятельно вообще без проблем, при этом именно так, как и когда тебе удобно.

8
"И я не утверждаю, что коммерческий альпинизм — это плохо"
думаю что это вообще не альпинизм .по крайней мере на Эльбрусе. три дня назад от туда вернулся то что вы рассказывайте это ещё цветочки . приключение может быть, но не альпинизм точно !


6
Легальный туроператор слил клиента в сборную группу?????? 19 лет работаю в Приэльбрусье - до сих пор не знал, что так бывает.
"зачем переплачивать посреднику за услуги, которые в итоге ты можешь и не получить или получить в ненадлежащем качестве" - Вы перечислили сразу две статьи, светящие продавцу Вашего тура.
Про гида одна ремарка - так-то можно, Вы правы, но в сезон очень трудно найти достойного гида без работы. Потому что Вы предлагаете гиду 1 раз Вас сводить, а я предлагаю 5 месяцев работы без перерыва + не только Эльбрус, а кое-что поинтереснее (для самого гида). Угадайте, кого он выберет, как работодателя? Это работает для Российских, аргентинских, американских, немецких, непальских гидов одинаково. Конечно, можно найти, но трудно.


6
Хорошо изложено. Написала о том, как все было. Что не так-то?

9
Эльбрус видел только с самолета, ну еще из аэропорта Пятигорска, так что заранее прошу прощения за наивный вопрос. А не планируют в будущем ратраки вообще запретить выше, скажем, Приюта 11? Кроме, естественно, спасателей. Мне кажется, это значительно бы повысило интерес и ценность восхождения. Человек бы знал, что надо тренироваться, ну, или кислородом пользоваться :) Нонсенс же- на дымящих механизмах по ледникам носиться. Уж не говорю, что для природы нехорошо.

Пример натянутый, но на Костюшко дорога есть, когда-то ездили, а потом закрыли. Хочешь зайти- будь добр пешочком. Костюшко не сравнишь с Эльбрусом, конечно, так ведь и удовлетворение от достижения сильно разные.

7
Как видится, большинство «покорителей» (не все, конечно) испытывают удовлетворение не от процесса «достижения», а от того, что попали в курятнике на верхнюю жёрдочку.
А уж каким способом…

А ратраки…
Так скорее наоборот будет. Техника поднапряжётся и будут возить до вершины.
И всем будет счастье – и кого возят, и кто возит.
К альпинизму (по сути, а не по определению) вся эта эльбрусоэверестомания никакого отношения не имеет, но если пиплу нравится, то почему бы и нет.


3
Запрет подъема на СУМах? Это будет битва. Эт сколько же народа лишить денешек надо? У половины еще и кредиты за трактора не выплачены, Я уж о пассажирах молчу.


6
У нас пока слишком низкий уровень культуры. Все определяет доход водителей ратраков и местный правовой беспредел. У японцев на Фудзи-сан - только пешком, никаких технических грязных средств. Так же и в других странах, где ценят свои природные ценности. Балкарцам плевать на Эльбрус, он для них не священен. Только бабло. Захотят клиенты на вершину заехать - заедут. Только плати.
И альпинизм тут совершенно не при чем.

3
а вы чего это на самодеятельный туризм так возбудились? это конкуренция, однако. Поддерживаю автора в послесловии поста - лучше самостоятельно...

0
Да херня это всё. Мы тоже говорим красиво, а сами три шкуры дерем. Простите.

5
К сожалению это бизнес по русски (кавказски). Хочешь хорошо, делай сам. Надоело, но пока не станешь специалистом тебя будут водить за нос, потратишь кучу времени и денег впустую. Но это мелочи жизни. Другой вопрос, если бы погода испортилась и МЧС не смог бы приехать, что бы было со шведом? Вопрос к профи. Ведь вроде как все соблюдено более менее, два гида. Привлек бы полудохлых клиентов на спасы?

1
Хорошо что хоть правильный вывод был таки сделан: "хочешь сделать хорошо - сделай это сам"

ничего не меняется на юге:
"... но кони всё скачут и скачут,
а избы горят и горят"
(с)

7
Мне одному кажется, что такие коммерческие восхождения, когда людей, вполне возможно, не имеющих ни подготовки, ни горного опыта, забрасывают ратраком на 5100, просто опасны?

3
Вы думаете что в Терсколе это кого-то волнует (кроме, может быть, МЧС и ПСС)? Напрасно.

4
Это должно волновать не кого-то в Терсколе, а участников таких коммерческих восхождений. Правда, если у них совсем нет горного опыта, то они и не смогут понять, что таким образом организованные восхождения опасны.


4
любой альпинизм по определению опасен. Еще любые мотоциклы, любые скорости, все, что связано с огнем и с водой - тоже. Что же делать, как спастись?

4
любой альпинизм по определению опасен.

Степень опасности зависит от степени подготовки. Тут на существенную высоту поднимается неподготовленная группа.

Еще любые мотоциклы, любые скорости, все, что связано с огнем и с водой - тоже. Что же делать, как спастись?

Голову включать. Те, кто пользуются услугами таких туров, похоже, вместо этого просто полагают, что у них есть гид, какая-то снаряга, на 5100 их на ратраке привезли, и больше ничего не надо.

Дело не только в том, что на высоте 5100 есть опасности, и не только в том, что люди без горного опыта к ним не готовы, а в том, что люди без горного опыта просто не имеют оснований подозревать, что там есть опасности, о которых они ничего не знают. Более того, они не знают еще и того, как поведет себя их организм на этой высоте.

И группа из нескольких новичков и пары гидов просто не может иметь достаточного запаса прочности для такого восхождения, примером чего является рассказанная в этом посте история: в каждой ситуации гиды делали все правильно, но в результате запас прочности группы оказался исчерпан, и что бы они делали, если бы вдобавок к тем двум случаям горной болезни еще что-нибудь произошло?

4
любой альпинизм по определению опасен. Еще любые мотоциклы, любые скорости

Уверен, эта девушка на мотоцикле не летает. Потому что опасность очевидна, да и мозги в горшочках наверняка на дороге видела. А вот на Эльбрус в таком стиле, через тухес - опасность не очевидна.
Она даже не понимает, что ехать на ратраке на пять тысяч с целью восхождения - это позор. Молчать бы в тряпочку о таких подвигах, а не отчеты писать.


2
А, очереди на Эвересте? Они волнуют эти очереди правительство Непала? Это бизнес, старая тема есть предложение, есть спрос. А уж, как у кого получается это вопрос контроля, клиентов голосующих ногами и т.д и т.п.

4
А, очереди на Эвересте? Они волнуют эти очереди правительство Непала?
В Непале не волнуют. А вот на Мак-Кинли надо собственный сортир с собой носить. Зачем ориентироваться на худших?

8
Конечно опасны. Только это не волнует никого, ну может только клиента.
В системном (спортивном) альпинизме на Эльбрус водят участников, отработавших смену, это - как вишенка на торте, бонус за успехи. Люди уже адаптировались, у них хотя бы самочувствие в норме.

0
Самочувствие в норме редко бывает на Зльбрусе.Были попытки применять кислород при восхождении,но подробной инфо не нашел.Хотя при начале отеков кроме экстренного сброса высоты кислород был бы не лишним.

4
Хороший рассказ, но лучше все названия и имена озвучить, чтобы другие не обожглись.

0
Ааа, хотите без ратраков? Север, Запад, Восток . Welcome.

1
А что, Юг - ратраками уже оккупирован окончательно, по-другому запрещено?

4
Нее...
Но переть пёхом, когда все ездюют...
Не проехавший, сразу чувствует себя неандертальцем.
А это поперёк генеральной линии.

8
Ну там же "национальный парк"! Вдруг затопчете лишку снега не по "обозначенному маршруту". Поэтому, во избежание штрафов - только на ратраке!


3
Тренд постепенно изменяется: становится "немодно" ездить на ратраках и даже на канатках. Считается хорошим тоном идти пешком ну если не из Азау, то от Мира уж точно.
Я уж не говорю про забег "Азау - Эльбрус Западный".

4
Это да. Наши ребята в этом году сходили с бочек. Перед этим сбегав на "вертикальном". Вот только ратрачники об этом не знают и пролетают, обдавая выхлопом, буквально в метре. Как еще никого не задавили...

5
Я возразила, что продукты включены в стоимость тура, и ни за что доплачивать мы не должны. «Да? — удивился Альберт, — А, ну ладно». - это вообще на грани фола!)))
Рассказ конечно огонь!Бедный Альберт))

6
Зашёл на Эльбрус в мае. Шли из Терскола, через Обсерваторию. С рюкзаками. Ратраками не пользовались. Канатку увидели только на спуске. Готовился. 3 раза в неделю по 10-15км. Можно и с юга честно ходить. Несмотря на подготовку было очень сложно. Топик стартера понимаю. Я бы тоже возмущался. Честно/не честно заходили они, это другой вопрос. Заявил услуги - предоставь.

4
Лучше бы написало че за контора/ры тур организовывала/ли, чтобы народ не наказывался также.
Все что вы написали находится за гранью моего понимания как о сервисе в целом так и о работе "по понятиям". Кавказ конечно Кавказ, но это запределье какое-то. Клиенты должны знать таких "героев".

И неплохо бы послушать "начальника транспортного цеха" - Альберта там, или ещё кого от организатора тура...

3
Не буду утверждать, ибо не владею информацией, но у меня сложилось впечатление, что на Альберта попросту скинули группу, о которой он до последнего момента и не знал, и брать ее не хотел.

Названия контор других участников группы я уже не вспомню. И кто из них в итоге за все это дело отвечал, история умалчивает. Тут как в пословице «у семи нянек дитя без глаза».

Менеджер, у кого я оформляла тур, после возвращения сама мне написала и поинтересовалась, как мне понравилась поездка. Я ей со всеми подробностями рассказала, что очень понравилась!

6
"Имя, сестра, имя!!" )))))

2
а ежики кололись, плакали...

6
Троих из группы сразила горная болезнь... А чего вы ожидали, заезжая на ратраке на седловину? И Вы от такого "восхождения" получили удовольствие? Почему бы не арендовать вертолет с посадкой на вершине?
Из мрачного прошлого. Канатка не работала, и мы шли пешком от Азау до Приюта. В итоге: впервые путь от Приюта до вершины показался прогулкой.
________
P.S. Отличный стиль. Читается на одном дыхании. Спасибо!

6
"Троих из группы сразила горная болезнь... А чего вы ожидали, заезжая на ратраке на седловину? И Вы от такого "восхождения" получили удовольствие? Почему бы не арендовать вертолет с посадкой на вершине?"

Дык никто и не удивляется таком исходу. Не скажу за остальных участников, но лично я да, получила удовольствие от такого "восхождения", ибо у меня на тот момент (подчеркну — на тот момент) была цель не взойти на вершину, а оказаться там, и неважно каким способом. Цель достигнута. А на вертолет мне бы денег не хватило, да и вроде не летают они туда.


"P.S. Отличный стиль. Читается на одном дыхании. Спасибо!"

Благодарю за отзыв! Очень приятно :))

11
В защиту «Альберта», Или как я поставил крест на коммерческом альпинизме.
Подражая Макаренко, в воспитательных целях вознамерился сводить на единичку двух трудновоспитуемых подростков из малообеспеченных неполных семей, стащивших наши стройматериалы. За компанию, уговорив родителей, решил захватить и несколько благополучных соседских детей. Бесплатно, естественно.
Чтобы материально осилить поездку, замыслил привлечь к участию в мероприятии нескольких иностранцев.
Большая начальница какой-то могучей неправительственной организации, с мужем которой я был немного знаком, выделила пятерых американцев, новенькие пуховые комбинезоны для детей и ботинки. От предложения использовать их автобус отказался: «Там опасная дорога, а у меня есть испытанный водитель-ас»…
Начальница едет с нами, но остается в автобусе на 3200 с водителем и незваным владельцем автотранспортного средства. У нее сильная мигрень.
Строю планы, связанные с неисчерпаемым источником богатых клиентов.
Восхождение прошло хорошо: американцы пытаются забежать вперед, некоторые дети отстают. Взываю к сознательности первых и самолюбию вторых. В трехстах метрах от вершины один из вставших на путь исправления воришек садится и отказывается идти дальше. Привал.
На обратном пути трудновоспитуемые подростки, воодушевленные моей лекцией, собирают в полиэтиленовые мешки «чужой» мусор. Слёзы умиления.
… 3200. Начальница НПО, отозвав меня в сторону, рассказывает, что владелец автобуса сразу же ушел на метеостанцию, а шофер напился в ресторане и в течение нескольких часов склонял ее к немедленному сожительству. Американцы, заметив нетвердо стоящего на ногах водителя, в ужасе затихают. Появляется владелец. Мат.
… Бросив любвеобильного «аса» на горé, отправляемся в обратный путь. Владелец «Форда» водит плохо. Сильные ощущения. Одного из детей рвет на колени американки.
… В суд на меня почему-то не подали. Родители детей и муж начальницы бить меня тоже не пришли. Устроил себе самосуд.

0
Ох, яман! ;))


4
Этот бы комент расширить (а литературный талант и материал, судя по всему, позволяют), дополнить фотографиями, и выложить отдельным постом.
Был бы хит сезона вне всяких сомнений.
Я вполне серьёзно.


1
Рассказ хорош, хорош! :)


0
К-22 - супер!!


2
Руки чесались. Взял на себя смелость отредактировать Вашу фотографию в Фотошопе (возможно, несколько перестарался). ... К сожалению, после загрузки, от трудов моих мало что осталось.

0
Ну, гулять так гулять.
"Экстремальный" вариант.

0
Ой-ой-ой, сон наркомана :D


0
М4

2
Столько букв.. но названия конторы я так и не узрела..

3
Жена Цезаря — вне подозрений ©

1
неужели ... ?!


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru