По поводу статей о Юрии Петровиче Кассине
Предыдущие публикации по теме:
https://www.risk.ru/blog/211335 - 959 г. Первое сольное восхождение туриста на пик Сталина (7495 м.)
https://www.risk.ru/blog/211368 - ИСТОРИЯ ЮРИЯ КАССИНА: ЗАГАДКИ И ВОПРОСЫ
Рассказ о Кассине я впервые услышал от альпинистов-ветеранов ветеранов Санкт-Петербурга. Некоторые из них помнили Кассина по экспедиции на пик Коммунизма. Должен сказать, что оценка поступка Кассина у ветеранов была достаточно «нейтральной»: они его прямо не осуждали, но и не считали восхождение Кассина каким-то выдающимся достижением. Они фактически сказали, что не понимают до конца поступок Кассина. То ли он хотел совершить восхождение, то ли он решил вот так просто закончить свою жизнь, воплотив свою мечту о покорении высокой вершины. Им не было понятно, - был Кассин просто «туристом», или он был «туристом-самоубийцей». Некоторые черты его поступка напоминали именно поведение «одиночки-самоубийцы». Он пренебрёг интересами коллектива, он пошёл в одиночку на смертельный риск и он, наконец, не вернулся. Он погиб.
Со своей стороны, как «ветеран» (по возрасту и опыту – более «горный турист», чем «альпинист») я должен сказать, что в те годы была очень строгая и стройная система подготовки альпинистов, которая совершенно исключала возможность сложных восхождений без прохождения «промежуточных» ступеней набора опыта восхождений на вершины «предыдущих категорий трудности» с получением разрядов. И очень жёсткие наказания за нарушения существующих правил. Грубые нарушения могли привести к полному запрещению занятием альпинизмом и даже уголовную ответственность в случае гибели людей. Поэтому никто в этой экспедиции не мог «разрешить» Кассину, имевшему только «туристский» опыт совершить восхождение на вершину пика Коммунизма по маршруту 5Б к.т.. «Туристский» опыт в системе подготовки альпинистов не учитывался. Он мог учитываться только на тренировках альпинистов в альплагерях и только в плане ускоренного обучения таким приёмам, которыми горные туристы уже овладели, - например, в плане прохождения горного похода и обучения жизни в условиях горной среды. Кассин же не был даже «горным туристом». Человека с таким опытом альпинисты высокой квалификации могли воспринимать даже на несложном альпинистском маршруте, как источник опасности и для его, и для своей жизни. В советское время государство утверждало монополии на виды деятельности, и «монополией» восхождений на горные вершины владели только официально узаконенные структуры советского альпинизма. Они же отвечали и отчитывались за свою деятельность перед партийно-государственными органами власти.
Надо понимать, что тогда, в конце пятидесятых (в 1959-м), - восхождение даже на один семитысячник среди альпинистов-мастеров считалось очень крупным спортивным достижением. Это было что-то вроде «прорыва в стратосферу» или даже «полёта в космос». Полёта в неизведанную высь. .Первый, выполнивший норматив «Снежного барса» -восходитель на 4 семитысячника СССР, - Иванов Евгений Иванович, -, - как покоритель этих вершин появился в 1962 году. Это был и легендарный альпинист (до сих пор спорят, был ли он с А.Сидоренко и Л.Гутманом в 1938 г. первовосходителем на пик Победы), и легендарный герой войны – разведчик-диверсант. Позже к четырём семитысячникам, - памирским пикам Е.Корженевской (7105), Ленина (7134), Коммунизма (7495), Тянь-Шаньскому пику Победы (7439),- добавили и пятый - Хан-Тенгри на Тянь-Шане с принятой тогда высотой 6995 м. «Второй барс» Кузьмин К.К. – появился только в 1966 г. (когда и появилось само это звание), а к 1975 году «Снежных барсов» было 82, т.е. менее сотни (список есть в книге Рацека В.И. «Пять высочайших вершин СССР», изд. «Узбекистан», Ташкент, 1975 г.). В восхождения на вершины семитысячников брали только самых достойных и самых подготовленных альпинистов, которые добились этого многолетним трудом, своей высочайшей спортивной подготовкой и своими крупными спортивными достижениями. Само такое восхождение было делом очень почётным, - само такое восхождение было большой наградой для всех его участников. И любому альпинисту путь на вершину был закрыт, если в момент выхода на вершину у него возникали какие-то проблемы со здоровьем или насчёт него возникали даже какие-то подозрения, что по любым причинам он может стать проблемой для всей группы. Таких исключали из штурмовой группы, да и они сами «снимали» себя с восхождения.
Ещё такой момент: высокий дух коллективизма требовал, чтобы и тренер, и капитан команды были по самому этому ""духу" главными защитниками "интересов команды" и "безопасности команды". Они могли, конечно, кого-то взять на восхождение или кого-то оставить внизу, но вот включить в команду постороннего человека они не могли. По крайней мере, без согласия команды, - обычно, единогласного. И уж совсем невозможная ситуация, - включить в команду постороннего вместо "своего" члена команды. А состав команды всегда ограничивался определённым количеством участников. Поэтому заменить можно было только на "своего", подготовленного и заслужившего восхождение.
Кассин всё это прекрасно понимал, - он понимал, что на вершину ему путь закрыт, и никто его туда и не выпустит, и не возьмёт. Он решил пойти сам, - и этим он, так или иначе, «подставил» альпинистов экспедиции и поставил их в сложную ситуацию. И когда им пришлось искать пропавшего в горах человека, и когда вся эта экспедиция имела потери в своём составе, - такое событие не могло не омрачить любые её результаты. Он этим поступком, так или иначе, «подставил» также своих родственников и близких ему людей.
Да, по всем признакам, условия восхождения позволили ему взойти на вершину пика Коммунизма. Но или условия на спуске, или его ошибки на спуске, не позволили ему вернуться. Он пропал и погиб, и его не нашли. Может быть, он хотел уйти и не вернуться, - ответ на этот вопрос могут найти только люди, которые его знали близко. Подобные случаи имели место в истории альпинизма.
Чего он достиг в результате своего восхождения?
Он взошёл на пик Коммунизма и погиб на спуске.
Оценка этого поступка не должна разделять то, что он достиг и какой ценой он это достиг. Оценка не должна останавливаться на «победе восхождения на вершину», - оценка должна указывать на всё, - и на то, что результатом восхождения на вершину была гибель и поражение.
Была ли большая польза кому-то от этого восхождения? Думаю, что нет, - на вершину уже взошло немало восходителей. А первым был Евгений Абалаков (почти до вершины в паре с Горбуновым), - по его заслугам и праву первовосходителя, - праву наиболее сильного, наиболее подготовленного. Праву того, кто взошёл и вернулся, принеся свою победу всей экспедиции. И подняв планку возможностей человека на новую высоту. Это было ещё до восхождения альпинистов на восьмитысячники, - это было достижение мирового класса.
Можно спорить о том, насколько ценен негативный опыт восхождений, - в данном случае у Кассина опыт был именно «негативным». Вывод по этому восхождению мог был сделан и до этого восхождения: нельзя совершать восхождения в одиночку с такой подготовкой и с таким неоправданным риском. Поэтому и в этом смысле здесь не было «ничего нового».
И Абалаков, и Кассин не были «чистыми» одиночками-восходителями. Оба восходили с помощью своих экспедиций, доставивших их в район пика Коммунизма. Даже в 60-е годы попасть к подножию этой вершины было весьма непросто, и одиночки туда не могли дойти без посторонней помощи. Можно отметить, что в 1933 году подход к семитысячникам был существенно сложнее, чем в конце 50-х, - в тридцатые годы ещё не было вертолётов и многих дорог, а горные районы были изучены ещё очень плохо. Надо видеть, в какой мере современная «доступность» восхождений на семитысячники подготовленными альпинистами базируется на достижениях их предшественников и на современной технической базе.
В те годы были в СССР отдельные одиночки, - туристы и альпинисты, которые ходили по горам вне всяких официальных структур и вне всяких ограничений. Только для себя, - для своих достижений, и ни за какой официальной славой они не гнались. Их восхождения никем официально не учитывались и не признавались спортивными достижениями. Они прямо не «подставляли» других людей, кроме себя и своих родственников. Обычно они через какое-то время просто пропадали и не возвращались из своих путешествий. Найти их обычно было невозможно,- никто не знал, куда они ушли и где их искать. Правда, эти одиночки нередко пользовались помощью и альпинистов, и встречных туристских групп, - из сочувствия их немного «подкармливали» продуктами и информацией о том, куда и как можно пройти относительно безопасно. А иногда и спасали из трудных ситуаций.
Поступок Кассина был и похож, и не похож на поведение альпинистов-одиночек в советское время. Кассин использовал возможности экспедиции для проникновения в район восхождения.
Ясно также, что восхождение Кассина не было хорошо подготовлено, - из-за этого он имел много проблем. В частности, с питанием и почти наверняка,- со снаряжением. И он не мог рассчитывать на помощь группы, - это катастрофически уменьшало его возможности и взойти, и спастись. И, по всем признакам, и из-за этих проблем он погиб.
С точки зрения «обычных» туристов и альпинистов поступок Кассина, конечно надо считать трагедией. С точки зрения самоубийц, конечно, его восхождение до вершины можно считать «удачным», но это – не адекватная оценка поступка. «Цена» такого поступка в виде жизни человека оказалась слишком высока, - это однозначно. А вот было ли здесь какое-то значимое «достижение», - здесь нет однозначной оценки, а есть оценки субъективные. Кто-то решит «так», а кто-то сделает прямо противоположный вывод. На сей счёт, все выводы будут сомнительны, но они не будут до конца полны и объективны даже просто из-за отсутствия полной информации о мотивах этого поступка.
Я не думаю, что восхождение Кассина надо как-то «героизировать» или представлять, как некую «романтическую историю». Это история гибели человека в горах. В мировой практике имелось немало разных экспедиций, которые ушли и не вернулись, - которые пропали бесследно. Их «достижения» так и не стали достоянием людей просто по причине их трагической пропажи. Отдельные результаты были достигнуты теми, кто их разыскивал. Но «это», на мой взгляд, были не достижения «пропавших», - это были достижения тех, кто их искал.
Кассин в его 36 лет и с его опытом мог запросто пройти всю лестницу альпинистских ступеней и благополучно взойти на вершину пику Коммунизма в составе команды альпинистов-высотников. Или даже в составе сильной группы горных туристов, - туристам были по силам такие восхождения (например, с Памирского фирнового плато), хотя альпинисты их тогда не засчитывали. Отдельные горные туристы такие восхождения совершали, - совершали сильные туристы-мастера несколько позже восхождения на семимитысячники (например, Бритаров, Остроухов и другие). И успешно, и с потерями (например, группа Ицковичей), - вот, в случае потерь, их наказывали достаточно сурово.
У меня перед глазами положительный опыт нескольких питерских горных туристов, которые стали и альпинистами-мастерами с очень крупными спортивными достижениями. Таковы супруги Федотовы, - Юрий Николаевич и Анна Александровна. Мастерами горного туризма были крупные альпинисты Городецкий Владимир Иванович (КМС по альпинизму) и Часов Эдуард Израилевич (МС по альпинизму). Очень крупным и участником и организатором-тренером альпинистских экспедиций с многочисленными победами питерских альпинистов является МС Джибраев Юрий Георгиевич, - тоже в прошлом горный турист-мастер. Это – только те, которые мне известны и как туристы, и как альпинисты (в действительности их много, - и не только в Петербурге). И вряд ли кто станет оспаривать простую истину: хорошая туристская подготовка позволяет быстрее преодолевать и ступени альпинистского мастерства, - те, которые доступны конкретному человеку и соответствуют его силам и возможностям.
Сейчас главное, что у меня вызывает его поступок Юрия Петровича Кассина – это сожаление. Сожаление, что так произошло и что человек погиб. Погиб со всеми своими местами, устремлениями, и со всем тем, что мог совершить в будущем. С его опытом он мог достичь большего не столь дорогой ценой, причём и для себя, и для близких людей. Всегда можно достичь чего-то большего, если не потеряешь себя или свою душу. Человек в той или иной степени «теряет свою душу», если он достигает чего-то не сам, а ценой жизни, здоровья и риска для других людей. Если он опасно манипулирует другими людьми не для общественных, а для личных достижений. Вот что я хотел сказать «от себя» про историю гибели Юрия Кассина.
На сей счёт мне почему-то вспоминается мудрая фраза Кутузова (из фильма), которую он сказал своим генералам: «Вы ищете побед. А я ищу в них смысл…». Может, Кутузов и не сказал эту фразу. Но смысл его поступков «исторически» состоял в этом. Смысл теряется, если погибает человек (а на войне теряется и смысл, и победа, если полководец не может сберечь и теряет своих солдат, а сам при этом теряет свою душу). Смысл любого похода или восхождения состоит и в том, чтобы решить поставленную задачу, и в том, чтобы вернуться. Эти задачи неразделимы.
«Вы ищете побед. А я ищу в них смысл…».
"Чувство сожаления" - точнее не скажешь!
Смысл похода, или восхождения существует, в первую очередь, для восходителя/восходителей. И уж затем он может быть для всех остальных.Смысл был для Кассина - какой-то очень большой и значительный смысл, если он пошел.
И Кассин, кажется, действовал так, чтобы не провоцировать людей на свои поиски. Т.е. он не пытался переложить ответственность за свои действия и разгребание последствий на других.
Мы любим судить. Бывает так, что для получения этого высокого права - судить человека (даже погибшего) - мы премся на трудные и опасные поисковые работы.
И - да - вот та стройная советская система подготовки альпинистов - она, при всех позитивных моментах, была еще и эдаким фильтром, делящим людей на Достойных и всех остальных.
А судьи кто?
В каждой системе координат смысл свой.
В итоге, каждый лично отвечает за содеянное.
С точки зрения сохранения жизни, повышения безопасности - вы абсолютно правы.
Но каждому свои мозги не вставить. От того и прекрасен мир своей разнообразностью. От того и спорить будем до скончания веков. Мир вам.
PS
А солнце всё также будет освещать эти прекрасные склоны. И прекрасно это будет только тогда, когда человек увидит, когда пойдёт своими ногами по этим склонам, когда увидит этот свет... Тогда осознает... Но даже осознав, никогда не сможет подобрать нужных слов, чтобы объяснить...
Процитирую эту фразу и оговорюсь, не самая удачная фраза для того, чтобы непосредственно к ней задаться вопросом, тем не менее: что есть ЭГОИЗМ в мотивации "сходить на гору", "пройти маршрут"???
Да, в горах человек преодолевает себя и что-то начинает понимать и чувствовать ранее ему недоступное. Но в этом и есть эгоизм - понимание личное и красоты вечных гор, эмоции испытываются лично! А дома - самые близкие, для которых это не доступно прямо, а в лучшем случае - косвенно, через вернувшегося целым и невредимым и что-то обретшего близкого им человека! А потеря в горах близкого им человека невосполнима, неисправима, меняет судьбу круто и приносит боль до конца жизни. А это жестоко! И ведь это не война, когда все понятно! И не понятный риск испытателя новой техники, создаваемой для ВСЕХ - удобства, безопасности страны, ...!
Понимаю, что затронул тонкую сферу, пинайте, кого задел! Вопрос вечен и отвечать на него надо, даже в сотый раз и не зависимо от возраста!
Её слова: "Боль не отпускает. Но это был Его путь. Он много успел в своей жизни. Я счастлива, что Он ТАК жил. И я не могу без этого. Я буду приезжать в горы пока живу"
Видели бы вы её глаза... В них была и боль потери и радость бытия. Я не умею писать как Лев Николаевич, но эти пять минут разговора дали мне столько...
В такие минуты я очень сильно чувствую жизнь как она есть...
Слишком темное это дело, и наука и религии тысячи лет разбираются и до сих пор не пришли к общему знаменателю.
По теме -есть люди системные по своей сути, есть вынужденно системные, и есть малое меньшинство совсем не системные.
Вынужденно системные порой не выдерживают и из системы которая их тяготит и вяжет по рукам- ногам, вырываются.
С риском для себя и других.
Мне кажется, Кассин как раз из таких был.
Как то его судить совершенно не чувствую ни права ни желания.
"Он получил, что хотел, и отдал за это все, что у него было ... " (с)
ИМХО, все дело тут не в "хочу/не хочу быть в системе", а в том, что "система" предполагает некое единство или как минимум близость взглядов, философий, убеждений и прочей такой лабуды внутри себя, т.е., внутри каждого её члена. А у некоторых граждан встречаются свои собственные, которые "системным" не соответствуют. И у таких как Кассин внутри такая система, которая имеет ценность сама по себе. А умные дяди, которым повезло заиметь системную философию и получить за это каких-то плюшек, сразу натягивают рот на арбуз и пишут про какие-то там "задачи", смыслы и пр. А чаще и того похуже.
Семантически абсурдные фразы.
Только смысла в этом мало, ибо невозможно.
Большинство есть было и будут системными.
Была, например, КПГ- победил Гитлер на выборах в 32м- комунисты потянулись в НСДАП,
разбил Сталин Гитлера, через некоторое время вчерашние нацисты пошли в СЕПГ:)
Портреты толька поменялись в кабинетах...
Я немного утрирую но суть примерно такая.
Человек- выраженно стадное животное.
Солдат из армии пришёл в отпуск, стоит, смотрит на улицу с балкона и удивляется: "Как столько людей ходит не строем и не сталкиваются?!" :-)
Я на Крещатике сидел после 2х лет в немецких лесах,мимо фланировали киевляне, и от окружающей роскоши-модных брюк, рубашечек, кружев, гипюра( если кто помнит)- тихо офигевал.
И думалось так- "И чего вы вырядились? Одеть бы вас всех в ХБ и сапоги, погонять с полгода-год, так чтоб в мыле и картошка с небритым салом и койка вечером- за счастье -а потом, может, и было б видно , кто вы"
:))))
Безусловно, и негативный опыт походов и восхождений имеет и значение, и "положительный выход". Причём и неудачи, и даже трагедии могут иногда указать на такие недостатки, на которые не обращают внимания при многочисленных "победах" над вершинами. Конечно, если опыт этот использовать правильно, - с пониманием сути ошибок и без их повторения. С верным восприятием опыта и правильными выводами по тактике, технике и организации восхождений. К примеру, если бы глубоко не исследовали причины и ход авиакатастроф, - их бы было значительно больше, и они бы повторялись с одним "сценарием" многократно... Я добавил в текст абзац, в котором говорится о "коллективном духе команды" и невозможности замены участника тренером или капитаном команды на "участника со стороны".
Мы стремимся всё сделать идеально. Стремимся избегать ошибок, учиться на чужих, анализировать, разбирать... Но только получая личный, персональный опыт мы чему-то действительно обучаемся, хотя и не всегда... Для меня со временем стало трудным оценивать действия как "правильные" и "неправильные". Действие, если совершено - оно совершено. Дальше идёт череда связанных событий. И наш анализ всегда будет лишь приблизительным. Потому что он наш. Мы смотрим через собственную призму опыта, комплекс ценностей и т.д. И выводы сделаем только на основе персонального понимания бытия.
Но мы не знаем и никогда не узнаем как это всё оценивал наш герой. Хотя поговорить с ним было бы очень интересно...
1. Со своей стороны, как «ветеран» (по возрасту и опыту – более «горный турист», чем «альпинист») я должен сказать, что в те годы была очень строгая и стройная система подготовки альпинистов, которая совершенно исключала возможность сложных восхождений без прохождения «промежуточных» ступеней набора опыта восхождений на вершины «предыдущих категорий трудности» с получением разрядов.
Вы знаете "послужной список" Вадима Эльчибекова? А там после 1А значится пик Чапаева на Тянь-Шане. Можно и ещё ряд примеров привести.
2.Была ли большая польза кому-то от этого восхождения? Думаю, что нет, - на вершину уже взошло немало восходителей. А первым был Евгений Абалаков.
Вы имеете ввиду, кроме Абалакова, команду Аристова в 37-ом и команду грузин под руководством Отара Гигинейшвили в 55-ом? А вы абсолютно уверены, что они там были? Попытаюсь Вас разубедить в ближайшее время.
3.Если бы не было таких "одержимых одиночек" (называть их не буду - думаю и сами догадаетесь), а все были бы "системными", то наверное мы бы сейчас не болтали по мобильникам и не знали бы, что такое телевизор, но, правда, и атомной бомбы ещё бы не было.
4.Из Вашего поста https://www.risk.ru/blog/209030 "Тайна гибели группы Дятлова". По анализу статистики аварийности в туризме за 25 лет и статистике аварийности в альпинизме за 75 лет сейчас была однозначно выявлена и глубинная глобальная аномальная причина трагедии группы Дятлова. Трагедия произошла на аномально мощном 19-м пике солнечной активности (СА)
Вы никак не связываете гибель Кассина с 19-м пиком активности? Странно! Обычно это Ваш конёк.
5.Зная о Вас от своих питерских коллег - горных туристов, как об известном писателе-фантасте, очень удивился сухости изложения о Кассине. Почти без метафор и преувеличений, даже как-то буднично читается!
А вот про солнечную активность автору поста Вы зря напомнили, ибо "не буди лихо..." ;)
Прямо я не связываю с пиками солнечной активности ни одну из конкретных трагедий, если на то нет достаточных оснований (например, по экстремальности внешних природных воздействий, которая вызвала катастрофу). С пиками СА я связываю общую статистику катастроф, - здесь взаимосвязь "на пиках" достаточно определённа именно по связи этой статистики с пиками СА. Конечно, пики СА влияют и на психику людей в статистическом плане - это видно, например, по статистике социальных катастроф, большинство которых тоже происходит вблизи пиков СА. Это происходит и потому, что пики СА влияют, как "дополнительный фактор" (наряду с другими факторами катастроф) и потому, что они являются теми "энергетическими толчками", которые выводят из равновесия неустойчивые состояния и явления (например, неустойчивые состояния в походах или социальные процессы). К примеру, пик СА не вызвал бы революции 1905 или 1917 года (или события 1991 г. или события 2014 года на Украине и др.), если бы они к этому времени не "созрели". Но они созрели,и этот дополнительный фактор способствовал "опрокидыванию" неустойчивого состояния, - переходный процесс к другому состоянию. Если же Вы полагаете, что я считаю, будто все катастрофы определяют только пики СА, - то это полная чепуха. Как и утверждение, будто от них ничего не зависит. Очень даже зависит. Это не я открыл (на это первым указал Чижевский А.Л.), -я лишь это связал конкретно со статистикой альпинистских катастроф, которая недавно появилась. И я никакой не "писатель-фантаст", - не надо повторять эти глупости, если Вы что-то не поняли или не прочли. Даже мой художественный роман ("Истребители аварий") никакой фантастикой не является. Да, это выдуманная мной история, но она основана на похожих событиях, которые происходили в разных походах и восхождениях.
и по самые так сказать уши- в природных циклах.
Очень трудно вообразить, что эти циклы на нас самым непосредственным образом не влияют.
Когда я впервые услышал об этой загадочной истории (точно не помню от кого, от Б. С. Коршунова, вероятно или от Божукова) у меня возникло ощущение/представление/образ что Кассин был нездоров психически.
С огромным интересом прочитал статью Никиты Степанова и попал под очарование личности Кассина - фронтовик, очень приятное открытое лицо, целеустремленный и позитивный и постарался понять этого человека, совершенно забыв о том давнем, совершенно забытом впечатлении...
Но чем глубже уважаемые авторы последующих 2 статей (SSh и Евг.Буянов) и
многочисленные комментаторы исследовали эту историю и личность Кассина, тем все настойчивее всплывала в памяти, та, самая первая, естественная и простая версия...
Странная одержимость некоей Идеей. Был уверен, что есть какая то особая договоренность, готовился, прятался, чтобы не увидели и не нашли. Совершенно бредовая записка - перечитайте ее несколько раз!
А что скажет товарищ Иванишин?
Читал о восхождения на западе в то время, очень похоже. За исключением может что возможно действительно прятался. Ну, или старался не попасться на глаза, ведь развернули бы, система такая была. Психология конкретного человека, не более.
Ну заворожила гора его, захотелось себя испытать, вызов бросить. Неужели никто не испытывал такое, или это удел немногих, и это болезнь
А по опыту общения как с людьми советского поколения, так и нынешними, начинаю подозревать, что со строЯми сейчас хуже, чем тогда.
Поэтому индивидуализм у нас всегда анафеме предавался и считался тяжким грехом и пороком.
Самое забавное, что если почитать что-то толковое на тему стадного инстинкта, то выходит так, что у высокоранговых особей стадный инстинкт, в массе, выражен гораздо сильнее, чем у низкоранговых. Что как бы логично, поскольку высокий ранг подразумевает способность приспосабливаться к текущим условиям. Те, у кого стадное поведение по какой-то причине купировано, находятся либо на нижних ступенях в социуме, либо вообще изгнаны из него.
Таким образом, когда некий условный Мастер Спорта берется рассуждать об одиночке, то:
1. Это высокоранговая особь рассуждает о низкоранговой.
2. Ценность этих рассуждений как личной точки зрения, ниже, чем если одиночка рассуждает о групповых восхождениях, т.к. высокоранговая особь, осознанно или неосознанно, но является в большей степени выразителем мнения некоей группы, чем своей собственной. А как работает демократия, формируется общественное мнение и что из этого выходит, мы прекрасно знаем.)
3. Все вышесказанное имеет много счастливых исключений.
Только вот незадача. Видимо, не у всех людей сознание в полной мере присутствует.)
Все гораздо сложнее.
Это я про одиночек и соло, про мастеров и не очень...про коллективизм и индивидуаизм.
То есть, те кто строем ходят- те психически здоровы?:)
Вот я знал, знал:)
Видимо поэтому после срочки долго не хватало ремня с латунной бляхой,кирзовых сапог и дикого рева украинского старшины:)
Но как много проблем эти личности предоставляли окружающим в период обострения.
Ему и в голову не могло придти, что его будут искать и спасать. Он не привык к такой "роскоши".
И кто оставил своих жен, детей и родителей одних.... погибнув ради своего эгоизма
Я это слышал от жен друзей которые погибли, и ....
Продолжи...
В какой-то момент (после четвертого соло), понял, что слетаю с катушек и принял жесткое решение прекратить. У меня сын был маленький. Да, ладно, это все лирика, причем, подозреваю, что таких как я, тогда было много. Что касается Кассина: 1. Я удивлен многочисленностью сторонников моего мнения. Ждал, если честно, жесткой травли. 2. Марат! Ну, честно, ну мы с тобой всю жизнь в горах, скажи: ну понятно же было Кассину, (мс по туризму!), что ежели что-искать (ВСЕ!)- будут по-любому? Ну понимал, же, как жестко будет на этой высоте выполнять поисково-спасательные? Понимал, какие проблемы будут у руководителей сборов потом? И, даже, если удастся возвратиться, без спасов, какие проблемы у всех потом будут, ведь скрыть этот факт не получится? 3. Хотел бы согласиться с определенным диагнозом, который заочно ставят тут некоторые далекие от медицины люди, который объяснил бы все, но, к сожалению,
серьезных оснований для этого нет. К сожалению, все просто и не по-геройски. Элементарное пренебрежение интересами друзей, их здоровьем и безопасностью, в своих личных, амбициозных целях. Подлость, проше говоря.
И эта девочка с четыремя детьми, которая погибла на эльбрусе
Все
В горах не прикосаемых нет
Как тут написали, это уже другая крайность в оценки событий, почти век прошел
Может стоит помягчать
вот Вы vasilijivanishin ходили много лет, и все зря?
жизнь прожита не так?
а когда Вы были правы, сейчас или тогда?
И почему то жена Вас терпела,а могла бы уйти
Может Вы её устраивали таким больше чем если бы были другим
И может Вы не стали бы таким, если бы не эти горы
Просто Кассин был таким, наверное гора заворожила больше чем семья на тот момент
А вообще то мне просто не нравятся громкие слова, как хула так и восторги
Кассин прошел войну выжил в страшной мясорубке и естественно он не думал о гибели на горе и он не был психом.
Были яркие эмоциональные состояния, особенно, помнится мое первое восхождение на пик Коммунизма - слезы текли, но это было связано с личной историей.
Были моменты полного истощения - на Хане, после 10 дней подъема по южному склону и 4 (!!!!) дней спуска по классике - шел не на рефлексах, а управляя мозгом каждым отдельным движением.
Были моменты страха и полной концентрации, когда, "забытый" в пещере, в одиночку спускался с 7050 м зимой на Победе.
Но "крыша" не ехала. Ни на 7000, ни на 8000 м
Можно только догадываться, что испытывал и о чем думал голодный, истощенный Кассин , когда он писал записку, ещё и гипоксия. И большая разница между восхождениями на Коммунизма 59года и Коммунизма последних 30-35лет.
В моей трактовке случившегося записка на вершине - только один из пунктов...
Я никому не навязываю свою точку зрения, и вы вправе с ней не соглашаться, но в мое сознание, в мою картину мира, история о героическом солисте, который бросил вызов системе, эпохе и горам не укладывается...
В моем сознании возникает образ человека, который что-то глобально не понимал о существенных вещах. Какая то цепь неразумных поступков, которая привела его к гибели...
Мне очень симпатичен этот человек физиономически, и я очень благодарен авторам постов, которые сделали ту далекую историю столь детальной и многомерной, дав возможность каждому увидеть ее по своему.