КУДА ПРОПАЛИ ДОНКИН И ФОКС?
Восточный гребень Коштантау из отчета французской экспедиции 1933 года (“Caucasus Notes: The French Expedition, 1933. AJ LXVI pp. 221-224.)
Здравствуйте, читатели, интересующиеся историей. Сегодня у нас в студии исторического проекта «Холодный Кавказ» Александр Ланге - профессиональный гид и альпинист с большим общим и Безенгийским стажем горовосхождений с рассказом о роковой попытке восхождения в Безенги 1888 года.
«Тезисно» скажем читателям, что 1888 год - «волшебный» год, когда на Центральном Кавказе совершаются первые технически сложные восхождения на знаковые вершины - Дыхтау, Шхару, Ушбу. Остается только Коштантау.
Донкин, Фокс, Фишер и Штрейх - сильная группа подходит к горе в конце августа, поднимается на перевал Уллуауз с севера и погибает при попытке прохождения восточного гребня…
В 1889 году поисковая группа находит место данного лагеря и личные вещи... А в 2022 году данные исторические факты не дают покоя, заставляя внедряться в разбор восхождения.
Общий вид горы Коштантау, январь 2011. Восточный гребень на фоне неба, нынешний классический северный маршрут смотрит на нас на границе света и тени. Автор фотографии Михаил Голубев - альпинист, автор проекта caucatalog.ru
- - -
1. Как объяснить выбор места последнего бивуака?
Группа встала на бивуак на южной стороне перевала Уллуауз примерно в 100 м ниже, что мы знаем из отчетов поисковой группы 1889 года. Скорей всего это обусловлено тем, что северная экспозиция перевала, куда стекает ледник Уллуауз, имеет сильное оледенение и вероятнее всего в тот день, 28 августа 1888 года, дул ветер со стороны долины Думала и, чтобы укрыться от ветра, нужно было перевалить на другую сторону перевала.
Кроме этого, скалы сохраняют тепло и на них сухо. Хотя по рисункам, которые сделал капитан Пауэлл - член поисковой группы 1889 года видно, что бивак сильно засыпан снегом. Скорей всего и годом ранее было так же.
Публикуется впервые! Фрагмент рисунка капитана Пауэлла 1889 года, сделанный на месте под перевалом Уллуаз. Найден несколько лет назад потомками Гарри Фокса в своем родовом поместье Tone Dale House - Wikipedia
Публикуется впервые! Фрагмент рисунка капитана Пауэлла 1889 года с подписью автора. Найден несколько лет назад потомками Гарри Фокса в своем родовом поместье Tone Dale House - Wikipedia с загадочной цифрой 17.3
- - -
2. Какова сложность маршрута по восточному гребню Коштантау по сравнению с другими маршрутами пройденными в те годы в Безенги?
Впервые восточный гребень был пройден в 1948 году группой Гарфа и с большой вероятностью больше не повторялся. Маршрут этот имеет 5Б к.т. и, наверно, является самым сложным из маршрутов, которые пытались пройти или прошли альпинисты тех лет.
Вот что пишет Гарф, увидев восточный гребень:
«Уже с первых шагов начал выявляться истинный характер этого сложного маршрута. Средняя крутизна гребня невелика, не более 25°. Однако на всем участке от перевала Уллуауз до вершины возвышается ряд «жандармов», пять из них поднимается над гребнем более чем на 200 метров».
Подъем на перевал Уллуаз (из книги Б. Гарфа "Безенгийское ущелье" 1948 года)
- - -
3. Что представляло для группы наибольшую опасность?
Если рассматривать опасности рельефа, то при изучении фотографий сразу бросается в глаза огромный нависающий ледопад. Если попытаться обходить жандармы гребня, можно оказаться под этим ледопадом. Также большую опасность представляет нестабильный снег на склонах.
- - -
4. Как часто в этих местах бывают люди сейчас?
Эти места практически не посещаются, за период с 1888 года и по сегодняшний день в этих местах побывало примерно 20 групп. Дело в том, что с перевала Уллуауз можно попасть на практически непроходимый ледник Тютюн, с сильно выкрученным и разломанным льдом. Из 20 групп 14 - туристические, они все ночевали на перевале, на снегу. В постсоветские времена этот перевал посещали только туристические группы, которое проходили этот перевал со стороны ущелья Думала. Последняя группа посетила перевал в августе 2020 года.
Туристская группа на перевале Уллуауз, за ними начало восточного гребня (из отчета группы В.П. Дягтерева 2004 года)
- - -
Никто явно даже не мог предположить, что где-то на скалах есть последний бивуак английских альпинистов, которые пропали в 1888 году. Возможно, кто-то натыкался на этот бивуак даже не подозревая о том, кто его сделал.
Есть мысль - попробовать разыскать этот бивуак, я думаю он сохранился.
Вид с перевала Уллуауз в сторону ледника Тютюн (из отчета группы В. И. Городецкого 1968 года).
- - -
Автор статьи: Александр Ланге - горный гид, инструктор альпинизма, путешественник и исследователь.
Источник: исторический проект "Холодный Кавказ. Первоисточники по истории альпинизма на Кавказе с 1868 по 1917 гг.": Холодный Кавказ (@frostycaucasus)
Информационная поддержка: Альплагерь "Безенги" (@mountainsbezengi)
- - -
Спасибо Александру за разбор восхождения, проекту "Холодный Кавказ", который углубляет нас в историческое прошлое.
И у нас появились следующие вопросы к нашей уважаемой аудитории:
- Может быть к данному разбору восхождения появились дополнительные вопросы или предложения?
- Может мы разгадаем, что означает цифра 17.3 на фрагменте рисунка капитана Пауэлла 1889 года?
- И куда же делись Донкин и Фокс?..
автору: см. в личке, плз. :)
Интересная статья - Спасибо. В ней указано в погибших в 1888 году фамилия Фишер. мне известен Алекс Фишер, который в первый в 1904 году совершил первовосхождение на Белалакаю. Однофамильцы? Очень уж странное совпадение фамилий...
а этот Фишер - Иоганн.
Понял, принял:))) Однофамилец значит:))) прикольное совпадение:)))
Миша, Фишер - "рыболов", распространенная фамилия.
Андреас Фишер был в 1904 году с фон Мекком, это брат погибшего на Коштане Иоганна. Андреас был и в поисковой экспедиции 1889 года.
Да, вот что пишет Фрешфельд об этом. Фишер смотрел глазами полными слез на арену смерти брата, восклицая: «Какая гора! Я рад, что они покоятся на такой благородной вершине!»
17.3 - вероятно, дюймы ртутного столба. В наших единицах это примерно 439 мм рт.ст. или 0.58 атм. Левее этих цифр и высота в футах записана - 14240 (4340 метров). Как раз совпадает с высотой перевала.
Уважаемый Grigory, не откажите обществу в удовольствии, если найдёте время, чуть более подробно написать/выстроить, последовательно, от чего исходили и к чему шли, как это и происходило у Вас на самом деле, всю цепочку ваших ассоциаций и размышлений/рассуждений на тему 17.3, предшествовавших Вашему ответу, который медленно, постепенно, но набрал уже значительные 5 баллов, пять голосов поддержки из числа присутствовавших.
Очень интересно.
Тут все просто. Справа от 17.3 видны два штриха - стандартное обозначение дюйма и секунды дуги. Секунды в данном контексте не имеют смысла, просто дюймы тоже. Рассматривать это как часть записи высоты (Height: 14240'(футы) 17.3''(дюймы)) не получается, слишком высокая точность. Остается единственный разумный вариант - давление в дюймах ртутного столба. Пересчет показывает, что оно хорошо согласуется с высотой перевала Уллуаз. Ради интереса даже не поленился и нашел фотографию английского барометра-альтиметра 19 века с дюймовой шкалой. Вероятно, аналогичный был у поисковой команды.
Премного благодарен. Вы — Молодец!
Увеличенный фрагмент.
Изображение из поста.
За нелениво найденное изобр. стрелочного кругового альтиметра из XIX века - отдельное большое спасибо.
По наброскам капитана Пауэлла был сделан такой рисунок:
last_bw_at_koshtan
Да есть такой рисунок и даже несколько, но его мы уже публиковали ранее, тот что вы видите в статье, достаточно уникальный, он зарисован непосредственно на месте событий.
Восточный гребень Коштантау редко попадает в объектив ф/а, т.к. из тех вершин, на которые ходят в последние годы, он виден, пожалуй, только с Думалы. Нашел у себя такой снимок, который и привожу ниже (В. гребень слева на фоне неба). Проходя С. гр. Коштана я его, увы, не сфотографировал.
2010_6383
Просмотрев еще раз свои снимки, понял, что выше был не вполне прав: есть некоторое фото, сделанное с С.гр. Ближайший гребень на снимке ниже, похоже, начало В.гр.Коштана
2017_5232
С большим уважением к проекту «Х О Л О Д Н Ы Й _ К А В К А З», (Первоисточники по истории альпинизма на Кавказе с 1868 по 1917), @frostycaucasus, —
обязан отметить, что этот проект — ВНУШАЕТ и ВПЕЧАТЛЯЕТ!!!
Разумеется, что с момента публикации текущего поста, мне пока не удалось даже со скользящим взглядом более-менее прилично пролистать все старательно собираемые странички содержимого этого интересного, познавательного Инстаграм-источника, дышащего увлекательной историей полуторавековой давности. И это при том, что и ранее, от случая к случаю я в него заглядывал по подсказкам РИСКа.
Поэтому надеюсь, что авторы и читатели будут снисходительны, если я нечаянно, против своего желания продублирую известное публике ранее, а кое-кто из ребят-нелюбителей заглядывать в Инстаграмы - наоборот, обретёт возможность листнуть кавказские pdf-странички вот этой парочки книг, написанных пытливыми и прелюбопытными англичанами:
1. Adventures on the Roof of the World, by Mrs. Aubrey Le Blond, 1904, London; PDF.
2. The Exploration of THE CAUCASUS by Douglas W. Freshfield,
Lately President of the Alpine Club,
Formerly Honorary Secretary of the Royal Geographical Society,
with illustrations by Vittorio Sella. Volume I. 1896, London; PDF.
Ясное дело, что Донкин и Фокс есть в обеих книгах. А №2 даже посвящена Донкину. Написаны превосходным литературным стилем, свойственным даровитым путешественникам и наблюдателям-краеведам. Богато иллюстрированы, со скидкой на формат pdf. За кавказские фотографии царь даже наградил орденом.
По первой книге - «Приключения на крыше мира», есть более "чистая" гиперссылка, отсылающая не к окончанию книги, а в её начало, вот она:
1. Adventures on the Roof of the World, by Mrs. Aubrey Le Blond, 1904, London - - https://www.gutenberg.org/files/43314/43314-h/43314-h.htm
.
В развитие поставленных в топ-посту вопросов, а также в дополнение к своему предыдущему комментарию, где приводил гиперссылку на Том 1 (Volume I), привожу копию фрагмента одной странички "Содержания", но уже из второго тома (Volume II) книги «The Exploration of THE CAUCASUS by Douglas W. Freshfield». Она заинтересовала, в частности, отсылкой к Главе VII, написанной Германом Вулли (Вуллей) - ВОСХОЖДЕНИЕ НА КОШТАНТАУ:
Копия фрагмента странички "Содержание" из второго тома (Volume II) книги
«The Exploration of THE CAUCASUS by Douglas W. Freshfield».
Замечательно, что есть увлеченные люди, которые интересуются историей, читают исторические книги. И на повестке дня остаются заветные цифры 17.3... Что же они могут означать?..
Думаю многие уже сказали приватно :)
Смотрите публикацию выше:
Grigory, 18.02.2022 01:275
17.3 - вероятно, дюймы ртутного столба. В наших единицах это примерно 439 мм рт.ст. или 0.58 атм. Левее этих цифр и высота в футах записана - 14240 (4340 метров). Как раз совпадает с высотой перевала.
Молодцы. Угадали. Это замечательно )