Еще немного про узлы
В одном из своих предыдущих видео я демонстрировал 4, как мне кажется наиболее важных, узла для альпинизма. В этом посте речь пойдет о следующей группе узлов, об узлах для связывания веревок, блокировки страховочного устройства и об узле булинь.
ВАЖНО!
Каждый технический прием требует досконального понимания и точности действий. Перед выходом на восхождение необходимо разучить все узлы в совершенстве.
Дубовый узел
Для связывания двух веревок одинакового диаметра наилучшим образом подходит Дубовый узел. Чаще всего его используют для связывания веревок на дюльфере. По сути дубовый узел это тот же обычный или одинарный Проводник.
Узел очень прост в завязывании, он хорошо затягивается и благодаря своей форме легче других узлов проходит перегибы и другие препятствия во время продергивания веревок.
Однако этот узел начинает ползти под нагрузками. Поэтому необходимо составлять концы длиной не менее 40см, и очень плотно затягивать его перед началом использования.
Грейпвайн
Если нам необходимо связать концы веревок, чтобы получилась замкнутая петля, то более надежного узла, чем грейпвайн не найти. Для чего может понадобится связывать веревку в петлю? Самая распространенная причина это дюльферные петли из расходного репшнура.
Грейпвайн хорошо затягивается, оптимально распределяет нагрузку, т. е. минимально снижает прочность веревки по сравнению с другими узлами, и он не требует контрольных узлов.
Однако на его завязывание требуется достаточно много веревки, так же есть вероятность ошибиться при его завязывании. Он сильно затягивается под нагрузкой, т.е. развязать его достаточно трудно, правда это не является недостатком если мы используем его на дюльферных петлях.
Рыбацкий узел
Упрощенная версия этого узла под названием фишерманн, т. е. рыбацкий узел так же может быть использована для связывания концов одинакового диаметра.
Данный узел проще в завязывании, требует меньше веревки, но начинает ползти при больших нагрузках.
Рифовый узел
Рифовый узел несмотря на свою простоту незаменим в случаях, когда необходимо заблокировать страховочное устройство. При этом он работает как на классических, так и на полуавтоматических страховочных устройствах. Так же этим узлом можно блокировать и узел УИАА.
Данный узел просто вяжется, легко распускается, в том числе и под нагрузкой Однако если необходимо оставить страховочное устройство в таком положении на длительное время, то необходимо либо завязать контрольный узел, либо подщелкнуть карабин.
Двойной булинь
Двойной булинь или двойной пальстек довольно универсальный узел и может использоваться в самых разных ситуациях. Давайте рассмотрим два наиболее часто применяемых случая. Первый привязывание к основной веревке.
Альтернативным узлом для привязывания к основной веревке является узел восьмерка, но мне лично больше нравиться именно двойной булинь. Да, он чуть больше снижает прочность веревки в узле, однако намного компактнее на страховочной системе (узел находится вплотную у системы) и его легко развязать после нагрузки в отличие от узла восьмерка.
Второй случай это блокировка страховочной станции из двух надежных точек страховки, на пример два шлямбура. Для этого, как правило, используется сшитая петля из дайнемы.
Этот способ блокировки точек называется последовательным. Он отлично подходит для пробитых мультипитчевых маршрутов. Так же этим способом допустимо блокировать и ледобуры.
Видео с подробным объяснением и демонстрацией завязывания
Заключение
С опытом и ростом мастерства увеличивается и арсенал используемых узлов. Не существует идеального узла на все случае жизни. Лишь собственный опыт может подсказать вам в какой ситуации лучше использовать тот или иной узел.
Так же в тему
"Основные узлы для альпинизма"
Так это не рифовый...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BB_(%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC)
И во всех описаниях, например, узла мунтера-мула, блокировка рифовым показана как по этой ссылке в Вики, а не "контролька с петелькой"... При блокировке собственно рифовым, после развязывания рабочий конец не огибает коренной.
Это точно такой же узел как по вашей ссылке. В любом случае есть видео, где все продемонстрировано.
Прошу прощения за занудство, но штыковой рифовый в таком применении
вот:
Исправил, заменил фото. Сначала не тем концом риф завязал, корневым...
(не удаляется лишнее фото... правильный сверху)
Ну это же одинаковые узлы. Просто у вас фото с другого ракурса. Признаю, что ваше фото лучше. Если сомневаетесь, то посмотрите как я завязываю узел в ролике.
Maxim Foygel, Владимир Мельников - прав, на вашем фото - морской узел "полуштык", в основе которого - простой узел (overhand knot), внутрь которого просто вщелкнут карабин. Правильный же альпинистский рифовый узел построен на удавке (noose). Это 2 различных узла.
Упаковал уже снаряж - утром на скалы еду...
Вот старым репиком с УИАА - слева штыковой рифовый, справа "контролька с петелькой".
Справа петля и коренной конец выходят из одной точки, слева - из разных.
---
Однако, грепвайн ползет...
Никогда не слышал. Грепвайн, вообще-то, считается одним из самых надежных узлов.
С чего минус-то. Надёжный, так и есть, и ничего не ползет ... если правильно завязан. Более того, после нагрузки и развязать трудно частенько.
Какой минус, вроде не минусовал никого
Он был на ваше замечание.
На жесткой веревке без нагрузки может "самораслабиться", его надо очень хорошо затягивать, а то можно петлю потерять. А так суперузел
ползёт, поначалу, выбирая слабину внутри себя (1-2 диаметра с каждого конца).
а когда выбрал - становится аж дубовым, не развязать,
особенно после нагрузки больше чем 0,1 номинала веревки.
Понятно, спасибо
Приветствую, коллеги! :)
Плюсом к предложенным автором узлам хочу добавить и рекомендую к применению ещё один (конечно же из многих других)
"Австрийский проводник" :) ...в "закромах" РИСКа его уже не раз упоминали, поэтому не мудрствуя лукаво, привожу ссылку на статью https://risk.ru/blog/1907
Всем Удачи!
p.s. возможно автор - Максим Фойгель готовит отдельную статью, где будет рассказ и о нём в т.ч. ... в общем, сорри, если так ;)
"Австрийский проводник" :) ...в "закромах" РИСКа его уже не раз упоминали,...
Мой любимый с детства узел.))) Один из самых ходовых на работе и в быту.))) (ну, ещё булинь, конечно же. И грейпвайн))) ). Хотя иногда даже брамшкотовый использую и академический.)) Ретро-узлы. МолодЕжь такие, наверное, и не знает.
мне он (австрийский) в 2004 возможно жизнь спас
Мелочь, конечно, но веревку в дюльферную петлю (где дубовый узел) с другой стороны лучше продевать. Иначе при продергивании петлю прижимать будет.
Это не "мелочь", кстати ...и касается любого узла при закладке сдвоенной через дюльферную петлю верёвки. ... особенно заметно такая ошибка добавит проблем с продергиванием, если дюльферная петля висит не на отвесе, а на пологой части рельефа. (делал по молодости такую ошибку, сам же и исправлял ...запомнил раз и навсегда :)))
Мелочь, это я в смысле, что пост про узлы, а не про то, как организовывать дюльфер. Но, конечно хорошо бы, чтобы в учебных постах про одно не показывали ляпы про другое.
**...конечно хорошо бы, чтобы в учебных постах про одно не показывали ляпы про другое.**
Да, хорошо бы... к сожалению, идеала достичь почти нереально (даже в более простых делах, чем подготовить и снять учебный ролик), но стремиться к этому надо. ...я тоже заметил в ролике парочку мелочей, одна из них присутствует и в других роликах Максима. Но акценты в своих "классах" Максим выделяет чётко, информацию даёт ёмко, хорошим методическим "посылом", грамотным понятным языком в общепринятой терминологии. "Мелочи" эти мало заметны на фоне ТАКОЙ подачи учебного материала, надеюсь (почти уверен), что "новичковая", целевая аудитория, их и вовсе не заметит, но таки усвоит основные, принципиальные моменты показанные по теме роликов ))
p.s. .. ну и опять же, комментариев под топиком никто не отменял, но тут уже главное не "растекаться мысью по древу"©
** p.s. .. ну и опять же, комментариев под топиком никто не отменял**
Вот я и написал.
Ну, вот и нормально, а я поддержал своим комментом :) ...не вижу противоречий
Странно, почему скалолазы завязывают ложный двойной булинь? Особенно эта ошибка распространена в Германии. Правильный булинь тот, у которого ходовой конец расположен внутри петли. И то фото, где в петлю двойного булиня вщелкнуты 2 разнонаправленных карабина - это грубая ошибка! Петлю булиня нельзя грузить на разрыв ни при каких обстоятельствах. Тем более завязывать булинь дайнимой - у нее низкая температура плавления, и при рывке она легко порвётся.
К вашему объяснению хорошо было бы приложить картинки ...с показом правильно и особенно ошибочно встёгнутыми карабинами. И линиями нагружения соответственно. Ну, как в петцелевских каталогах, что-ли...(полагаю, понятно что именно имею в виду?)
...визуальная картинка, она легче достаётся из памяти в случае необходимости... И руками на конце верёвки повторить легче, опять же ;)
Фото есть в этой же статье - последнее фото, где в петлю двойного булиня встегнуты 2 карабина с тягой на разрыв петли.
Если как на фото (из замкнутой петли), то кмк., криминального ничего нет. Но это КМК. А карабины там вщёлкнуты в короткие петли-"ушки" узла только для показать. В реальности они конечно же длинные и в идеале, разводятся не более 30° при блокировке крючьев.
Есличо, испытаний узла в таком применении не проводили, но и разорванных на реальных станциях не видел... То есть утверждение моё основано только на интуиции и личном опыте...
**...нельзя... завязывать булинь дайнимой - у нее низкая температура плавления, и при рывке она легко порвётся."
Мне не довелось самому использовать стропы и петли из дайнемы (а может быть я просто не знал, что это именно из неё), но к прочности из неё я претензий не слышал. Видел перебитые камнями как и много чего из капронакевлараитд, но это из другой области.
Объясните пожалуйста, каким образом прочность ("...она легко порвётся"©) одного из самых прочных текстильных материалов, связана с температурой его плавления и узлом булинь в частности. И если есть такая информация, какая именно температура является для дайнемы критичной?
Doppelter Bulin gesteckt
Двойной Булинь одним концом.
Doppelter Bulin
Двойной булинь, и в частности на петельке для организации станции.
Standplatz Doppelter Bulin
Станция на петельке с двойным булинём.
Три картинки из моей любимой книжки от Timo Moser
https://www.freiluftleben.at/team/timo-moser/
я правильно понял что внутреннюю петлю одинарного булиня нагружать в-растяг нельзя (4.2.5), а двойного - можно (4.6.1)?
Правильно, об этом так же упоминается в 4.2.4 в недостатках(Nachteile):
-сложно контролируемый рисунок узла;
-опасность! Петля одинарного булиня неприменима для нагрузки.
Двойной булинь - не крепче, чем одинарный, т.к. двойные в нем только петли, а сам узел имеет 1 оборот и именно в этом месте рвется. Двойной булинь стали использовать спелики, чтобы крепить петли на 2 точки станции - это неправильно, т.к. двойной булинь держит надёжно при условии, если петли - совмещены. Изначально, двойной булинь моряки придумали только для завязывания на середине веревки, и тогда он - надёжен, т.к. не имеет концов и 2 петли вместе. А когда скалолазы начинают завязывать двойной булинь на конце веревки для ввязывания в страхсистему - это неправильно. Морской двойной булинь надо применять на корабле, а ввязываться в систему надо альпинистской восьмёркой.
**...и тогда он - надёжен, т.к. не имеет концов и 2 петли вместе.**
5-метровым концом основной (динамической) верёвки связывали двойным булинём страховочную систему (беседка+обвязка). Пробовали разные варианты, остановились на - узел в середине, одна петля через беседку, вторая через обвязку, концы как два самостраховочных "уса" (по длине, один сразу регулировался под жумар). К основной верёвке привязывались восьмёркой за обе петли одновременно, возле узла. Или карабином, тоже самое.
Нареканий такой способ не вызывал.
"А когда скалолазы начинают завязывать двойной булинь на конце веревки для ввязывания в страхсистему - это неправильно."
Это почему же? Я вот, например, по темноте своей так привязываю беседку к веревке последние сорок лет, жена моя и ученики - то же. Научите меня, темного: почему неправильно?
Неправильно, потому что: а) двойной булинь - морской узел, который завязывают на середине веревки, но не на конце. б) визуально правильность завязывания двойного булиня контролировать напарнику - сложнее, чем восьмёрки. в) двойной булинь на конце веревки обязательно требует контрольного узла, который тоже не панацея. г) двойной булинь - слабее восьмёрки.
Её моё! Пятьдесят лет хожу в горы и лазаю по скалам, доходился до мсмк совершив около тысячи восхождений, и наконец узнал правду: все годы потрачены напрасно! Я привязывался не правильно! Стыд и позор на мои седины!
а) Пусть моряки вяжут этот узел где хотят, а нам нравится - на конце веревки, нас это устраивает.
б) мы визуально не контролируем друг друга (нет такой необходимости)
в) никогда не вяжу контрольный на двойном булине - привык постоянно контролировать узел.
г) Я - слабее многих, что же мне теперь - в горы ходить нельзя? Не вижу логики отказаться от булиня потому, что "он слабее восьмерки". Восьмерка мне не нравится потому, что я не теоретик (как Вы), а много лазаю: после зависаний и срывов на скалах или дня висения на ИТО маршруте восьмерку хоть топором руби, а булинь, как вы утверждаете, сам развяжется)
Типичное мнение диванного теоретика. А на самом деле двойной булинь это лучший и самый надежный узел для привязывания к страхованной системе.
Какой-то допотопный вариант создания станции на фото - двойной булинь на одну точку, петлю, завязанную проводником - на другую. При срыве вся нагрузка - на первую точку, а при гарантированном отказе из-за перегруза, нагрузка перейдет просадкой и маятником на вторую точку, которая тоже не выдержит, наверно.
Вы говорите про нижнюю картинку 4.6.1.?
Да, я бы тоже не стал так блокировать станцию.
У Молодожёна показана такая станция, где двойной булинь на одной точке с петлёй на разрыв карабинами. Предполагаю, что если такая станция установлена на шлямбурах, то предполагают сильный рывок на неё. А если станцию делают дайнимой, то двойной булинь не выдержит рывка, переплавится, и не будет никакого маятника на другую точку, а будет отказ станции.
объясните, плиз, почему двойной булинь из дайнемы переплавится?
Такой вид станции рекомендуется DAV. Организация уважаемая, думаю, проверили.
Кроме того, Молодожен очень умный мужик и машинка разрывная у него имеется, он не станет что-то просто так рекомендовать.
KostaL, по этой же причине запрещено делать самостраховку схватывающим узлом из петли дайнимы, но люди делают. Нельзя на петле дайнимы делать проводник, но люди делают (и Молодожён). Запрещено под прусиком завязывать заячьи уши, но советские альпинисты делают, и т.д.
Нельзя: почему? материалистически объясните. плиз.
Запрещено: аналогично - объясните нам тёмным тут.
Интересно, это кто же тот самый запретитель, который все запрещает? И где можно почитать эти высочайшие Указы-запреты?
Очень даже современный - сейчас сплошь и рядом рекомендуют так блокировать станцию если она на шлямбурах, даже в видео-роликах Молодожена вы это увидеть можете.
Ещё раз - для корректного использования морского узла "двойной булинь" а) он должен быть завязан только на середине верёвки, б) обе петли должны быть вместе на одну точку, в) тяга должна быть на оба конца верёвки, г) грузить петлю на разрыв нельзя. Да, я видел у Молодожёна станцию на двух точках на каждой - петля двойного булиня - это неправильно, т.к. одна из петель ползёт, если потянуть за один конец верёвки.
Александр, Вы проявляете высочайшие знания альпинизма. Похвастайтесь: на скольких и каких восхождениях Вы их приобрели?
Жаль, что альпинисты не понимают примитивной работы узлов - для чего узел был создан и как его использовать должным образом, вероятно действуют по отмазке "меня так научили, и я тоже буду завязывать так". Это ущербная австрийская школа альпинизма.
Альпинисты поступают так потому, что сами и поколения до них НА ВОСХОЖДЕНИЯХ И МНОГОЧИСЛЕННЫХ ТРЕНИРОВКАХ убедились, что так можно. Ну а вам, знатокам морских узлов, не в альпинизме надо проявлять свои большие познания узловязания (здесь своих специалистов хватает), а в парусном деле, например. Хотя и там специалистов хватает, а моряки в отличии от альпинистов народ грубый, могут и послать куда подальше.
Прочитал пропущенную мною ранее вашу бредятину "Что такое альпинизм? Безопасное наслаждение красотой гор, или погоня за адреналином сродни бейсджампингу?" Столь примитивного понимания альпинизма я еще не встречал. Но сколько при этом желания учить других! Прям второй Михаил Шабанов. А может - первый?
внутренняя петля у булиня ведет себя по разному в зависимости от способа вязания.
Верхняя петля ползет при нагрузке, а нижняя нет. Естественно требуется контрольный
Нагружать карабин по трём осям не рекомендуют производители. Тем более нельзя нагружать по трём осям верёвочную петлю! Если вам нужна прочная петля, свяжите её грейпвайном. Закон - нельзя вщёлкиваться в петлю булиня впринципе.
Закон - нельзя вщёлкиваться в петлю булиня впринципе.
Кем, когда и почему был такой закон введен? И для кого?
Закон-не закон, но это очень давняя рекомендация. Если не ошибаюсь, и в "Школе альпинизма" была. При обучении я тоже рекомендую, например, не петлю булиня грузить, а или петли отдельные применять, связанные встр.восьмеркой или грепвайном, или на осн.линии булиня - "бабочку" (австр.проводник).
все рекомендации - на чём-то основаны.
насчёт одинарного булиня - есть понимание что при нагрузке на внутреннюю петлю узел имеет возможность самопроизвольно переформатироваться при знакопеременных нагрузках и растягиваться за счёт выходящей веревки.
и запрет этот - закреплён в методической литературе (см. выше у parabel).
Но!
Александр Поляков делает заявления, не основанные на практике, а просто "потому что так нельзя". И в том числе - относительно двойного булиня, лишенного недостатка, описанного мною выше.
Поэтому, очень хочется знать: откуда он это всё берёт и почему оно именно так как он императивно заявляет?
Александр, без обид: нафига Вам все эти Ваши знания об узлах. Лучше бы альпинизмом занялись, что ли!? Там вполне можно обойтись без всего этого)
У булиня конец внутри петли, если конец снаружи то это голландский узел
точнее "голландский булинь" - всего лишь разновидность, но булиня )))
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8C
А вот скажите, коллеги, брамшкотовый узел плывёт под нагрузкой если огон (брам?)делать в разные стороны от сложенного вдвое, конца верёвки большего диаметра? ...по аналогии как булинь и голландский булинь?
А тож, брамшкотовый с булинём по "рисунку" то -близнецы-братья.
Опасность использования ложного булиня хорошо показана в видео: https://www.youtube.com/watch?v=ozskWrDM-F4
кто-то в самом деле связывал веревки булинем?