Еще немного про узлы

Пишет Maxim Foygel, 28.05.2021 19:05

Еще немного про узлы (Альпинизм)

В одном из своих предыдущих видео я демонстрировал 4, как мне кажется наиболее важных, узла для альпинизма. В этом посте речь пойдет о следующей группе узлов, об узлах для связывания веревок, блокировки страховочного устройства и об узле булинь.

ВАЖНО!

Каждый технический прием требует досконального понимания и точности действий. Перед выходом на восхождение необходимо разучить все узлы в совершенстве.

Дубовый узел

Еще немного про узлы (Альпинизм)

Для связывания двух веревок одинакового диаметра наилучшим образом подходит Дубовый узел. Чаще всего его используют для связывания веревок на дюльфере. По сути дубовый узел это тот же обычный или одинарный Проводник.

Узел очень прост в завязывании, он хорошо затягивается и благодаря своей форме легче других узлов проходит перегибы и другие препятствия во время продергивания веревок.

Однако этот узел начинает ползти под нагрузками. Поэтому необходимо составлять концы длиной не менее 40см, и очень плотно затягивать его перед началом использования.

Грейпвайн

Еще немного про узлы (Альпинизм)

Если нам необходимо связать концы веревок, чтобы получилась замкнутая петля, то более надежного узла, чем грейпвайн не найти. Для чего может понадобится связывать веревку в петлю? Самая распространенная причина это дюльферные петли из расходного репшнура.

Грейпвайн хорошо затягивается, оптимально распределяет нагрузку, т. е. минимально снижает прочность веревки по сравнению с другими узлами, и он не требует контрольных узлов.

Однако на его завязывание требуется достаточно много веревки, так же есть вероятность ошибиться при его завязывании. Он сильно затягивается под нагрузкой, т.е. развязать его достаточно трудно, правда это не является недостатком если мы используем его на дюльферных петлях.

Рыбацкий узел

Еще немного про узлы (Альпинизм)

Упрощенная версия этого узла под названием фишерманн, т. е. рыбацкий узел так же может быть использована для связывания концов одинакового диаметра.

Данный узел проще в завязывании, требует меньше веревки, но начинает ползти при больших нагрузках.

Рифовый узел

Еще немного про узлы (Альпинизм)

Рифовый узел несмотря на свою простоту незаменим в случаях, когда необходимо заблокировать страховочное устройство. При этом он работает как на классических, так и на полуавтоматических страховочных устройствах. Так же этим узлом можно блокировать и узел УИАА.

Данный узел просто вяжется, легко распускается, в том числе и под нагрузкой Однако если необходимо оставить страховочное устройство в таком положении на длительное время, то необходимо либо завязать контрольный узел, либо подщелкнуть карабин.

Двойной булинь

Двойной булинь или двойной пальстек довольно универсальный узел и может использоваться в самых разных ситуациях. Давайте рассмотрим два наиболее часто применяемых случая. Первый привязывание к основной веревке.

Альтернативным узлом для привязывания к основной веревке является узел восьмерка, но мне лично больше нравиться именно двойной булинь. Да, он чуть больше снижает прочность веревки в узле, однако намного компактнее на страховочной системе (узел находится вплотную у системы) и его легко развязать после нагрузки в отличие от узла восьмерка.

Еще немного про узлы (Альпинизм)

Второй случай это блокировка страховочной станции из двух надежных точек страховки, на пример два шлямбура. Для этого, как правило, используется сшитая петля из дайнемы.

Еще немного про узлы (Альпинизм)

Этот способ блокировки точек называется последовательным. Он отлично подходит для пробитых мультипитчевых маршрутов. Так же этим способом допустимо блокировать и ледобуры.

Видео с подробным объяснением и демонстрацией завязывания

Заключение

С опытом и ростом мастерства увеличивается и арсенал используемых узлов. Не существует идеального узла на все случае жизни. Лишь собственный опыт может подсказать вам в какой ситуации лучше использовать тот или иной узел.

Так же в тему

"Основные узлы для альпинизма"

63


Комментарии:

Так это не рифовый...

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BB_(%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC)

И во всех описаниях, например, узла мунтера-мула, блокировка рифовым показана как по этой ссылке в Вики, а не "контролька с петелькой"... При блокировке собственно рифовым, после развязывания рабочий конец не огибает коренной.


0

Это точно такой же узел как по вашей ссылке. В любом случае есть видео, где все продемонстрировано.


Прошу прощения за занудство, но штыковой рифовый в таком применении

вот:

Исправил, заменил фото. Сначала не тем концом риф завязал, корневым...
(не удаляется лишнее фото... правильный сверху)


0

Ну это же одинаковые узлы. Просто у вас фото с другого ракурса. Признаю, что ваше фото лучше. Если сомневаетесь, то посмотрите как я завязываю узел в ролике.


0

Maxim Foygel, Владимир Мельников - прав, на вашем фото - морской узел "полуштык", в основе которого - простой узел (overhand knot), внутрь которого просто вщелкнут карабин. Правильный же альпинистский рифовый узел построен на удавке (noose). Это 2 различных узла.


Упаковал уже снаряж - утром на скалы еду...
Вот старым репиком с УИАА - слева штыковой рифовый, справа "контролька с петелькой".

Справа петля и коренной конец выходят из одной точки, слева - из разных.


0

---


0

Однако, грепвайн ползет...


0

Никогда не слышал. Грепвайн, вообще-то, считается одним из самых надежных узлов.


0

С чего минус-то. Надёжный, так и есть, и ничего не ползет ... если правильно завязан. Более того, после нагрузки и развязать трудно частенько.



4

ползёт, поначалу, выбирая слабину внутри себя (1-2 диаметра с каждого конца).
а когда выбрал - становится аж дубовым, не развязать,
особенно после нагрузки больше чем 0,1 номинала веревки.


1

Понятно, спасибо


3

Приветствую, коллеги! :)

Плюсом к предложенным автором узлам хочу добавить и рекомендую к применению ещё один (конечно же из многих других)

"Австрийский проводник" :) ...в "закромах" РИСКа его уже не раз упоминали, поэтому не мудрствуя лукаво, привожу ссылку на статью https://risk.ru/blog/1907

Всем Удачи!

p.s. возможно автор - Максим Фойгель готовит отдельную статью, где будет рассказ и о нём в т.ч. ... в общем, сорри, если так ;)


2

"Австрийский проводник" :) ...в "закромах" РИСКа его уже не раз упоминали,...

Мой любимый с детства узел.))) Один из самых ходовых на работе и в быту.))) (ну, ещё булинь, конечно же. И грейпвайн))) ). Хотя иногда даже брамшкотовый использую и академический.)) Ретро-узлы. МолодЕжь такие, наверное, и не знает.


2

мне он (австрийский) в 2004 возможно жизнь спас


3

Мелочь, конечно, но веревку в дюльферную петлю (где дубовый узел) с другой стороны лучше продевать. Иначе при продергивании петлю прижимать будет.


1

Это не "мелочь", кстати ...и касается любого узла при закладке сдвоенной через дюльферную петлю верёвки. ... особенно заметно такая ошибка добавит проблем с продергиванием, если дюльферная петля висит не на отвесе, а на пологой части рельефа. (делал по молодости такую ошибку, сам же и исправлял ...запомнил раз и навсегда :)))


1

Мелочь, это я в смысле, что пост про узлы, а не про то, как организовывать дюльфер. Но, конечно хорошо бы, чтобы в учебных постах про одно не показывали ляпы про другое.



-2

Странно, почему скалолазы завязывают ложный двойной булинь? Особенно эта ошибка распространена в Германии. Правильный булинь тот, у которого ходовой конец расположен внутри петли. И то фото, где в петлю двойного булиня вщелкнуты 2 разнонаправленных карабина - это грубая ошибка! Петлю булиня нельзя грузить на разрыв ни при каких обстоятельствах. Тем более завязывать булинь дайнимой - у нее низкая температура плавления, и при рывке она легко порвётся.


2

К вашему объяснению хорошо было бы приложить картинки ...с показом правильно и особенно ошибочно встёгнутыми карабинами. И линиями нагружения соответственно. Ну, как в петцелевских каталогах, что-ли...(полагаю, понятно что именно имею в виду?)

...визуальная картинка, она легче достаётся из памяти в случае необходимости... И руками на конце верёвки повторить легче, опять же ;)


0

Фото есть в этой же статье - последнее фото, где в петлю двойного булиня встегнуты 2 карабина с тягой на разрыв петли.



2

**...нельзя... завязывать булинь дайнимой - у нее низкая температура плавления, и при рывке она легко порвётся."

Мне не довелось самому использовать стропы и петли из дайнемы (а может быть я просто не знал, что это именно из неё), но к прочности из неё я претензий не слышал. Видел перебитые камнями как и много чего из капронакевлараитд, но это из другой области.

Объясните пожалуйста, каким образом прочность ("...она легко порвётся"©) одного из самых прочных текстильных материалов, связана с температурой его плавления и узлом булинь в частности. И если есть такая информация, какая именно температура является для дайнемы критичной?


2

Doppelter Bulin gesteckt
Двойной Булинь одним концом.

Doppelter Bulin
Двойной булинь, и в частности на петельке для организации станции.

Standplatz Doppelter Bulin
Станция на петельке с двойным булинём.
Три картинки из моей любимой книжки от Timo Moser

https://www.freiluftleben.at/team/timo-moser/


1

я правильно понял что внутреннюю петлю одинарного булиня нагружать в-растяг нельзя (4.2.5), а двойного - можно (4.6.1)?


3

Правильно, об этом так же упоминается в 4.2.4 в недостатках(Nachteile):

-сложно контролируемый рисунок узла;

-опасность! Петля одинарного булиня неприменима для нагрузки.


-3

Двойной булинь - не крепче, чем одинарный, т.к. двойные в нем только петли, а сам узел имеет 1 оборот и именно в этом месте рвется. Двойной булинь стали использовать спелики, чтобы крепить петли на 2 точки станции - это неправильно, т.к. двойной булинь держит надёжно при условии, если петли - совмещены. Изначально, двойной булинь моряки придумали только для завязывания на середине веревки, и тогда он - надёжен, т.к. не имеет концов и 2 петли вместе. А когда скалолазы начинают завязывать двойной булинь на конце веревки для ввязывания в страхсистему - это неправильно. Морской двойной булинь надо применять на корабле, а ввязываться в систему надо альпинистской восьмёркой.


3

**...и тогда он - надёжен, т.к. не имеет концов и 2 петли вместе.**

5-метровым концом основной (динамической) верёвки связывали двойным булинём страховочную систему (беседка+обвязка). Пробовали разные варианты, остановились на - узел в середине, одна петля через беседку, вторая через обвязку, концы как два самостраховочных "уса" (по длине, один сразу регулировался под жумар). К основной верёвке привязывались восьмёркой за обе петли одновременно, возле узла. Или карабином, тоже самое.
Нареканий такой способ не вызывал.


9

"А когда скалолазы начинают завязывать двойной булинь на конце веревки для ввязывания в страхсистему - это неправильно."

Это почему же? Я вот, например, по темноте своей так привязываю беседку к веревке последние сорок лет, жена моя и ученики - то же. Научите меня, темного: почему неправильно?



5

Типичное мнение диванного теоретика. А на самом деле двойной булинь это лучший и самый надежный узел для привязывания к страхованной системе.


0

Какой-то допотопный вариант создания станции на фото - двойной булинь на одну точку, петлю, завязанную проводником - на другую. При срыве вся нагрузка - на первую точку, а при гарантированном отказе из-за перегруза, нагрузка перейдет просадкой и маятником на вторую точку, которая тоже не выдержит, наверно.


0

Вы говорите про нижнюю картинку 4.6.1.?
Да, я бы тоже не стал так блокировать станцию.


-1

У Молодожёна показана такая станция, где двойной булинь на одной точке с петлёй на разрыв карабинами. Предполагаю, что если такая станция установлена на шлямбурах, то предполагают сильный рывок на неё. А если станцию делают дайнимой, то двойной булинь не выдержит рывка, переплавится, и не будет никакого маятника на другую точку, а будет отказ станции.



0

Очень даже современный - сейчас сплошь и рядом рекомендуют так блокировать станцию если она на шлямбурах, даже в видео-роликах Молодожена вы это увидеть можете.


-5

Ещё раз - для корректного использования морского узла "двойной булинь" а) он должен быть завязан только на середине верёвки, б) обе петли должны быть вместе на одну точку, в) тяга должна быть на оба конца верёвки, г) грузить петлю на разрыв нельзя. Да, я видел у Молодожёна станцию на двух точках на каждой - петля двойного булиня - это неправильно, т.к. одна из петель ползёт, если потянуть за один конец верёвки.



0

внутренняя петля у булиня ведет себя по разному в зависимости от способа вязания.

Верхняя петля ползет при нагрузке, а нижняя нет. Естественно требуется контрольный


1

Нагружать карабин по трём осям не рекомендуют производители. Тем более нельзя нагружать по трём осям верёвочную петлю! Если вам нужна прочная петля, свяжите её грейпвайном. Закон - нельзя вщёлкиваться в петлю булиня впринципе.


1

Закон - нельзя вщёлкиваться в петлю булиня впринципе.

Кем, когда и почему был такой закон введен? И для кого?



5

Александр, без обид: нафига Вам все эти Ваши знания об узлах. Лучше бы альпинизмом занялись, что ли!? Там вполне можно обойтись без всего этого)


0

У булиня конец внутри петли, если конец снаружи то это голландский узел


0

точнее "голландский булинь" - всего лишь разновидность, но булиня )))

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8C


1

А вот скажите, коллеги, брамшкотовый узел плывёт под нагрузкой если огон (брам?)делать в разные стороны от сложенного вдвое, конца верёвки большего диаметра? ...по аналогии как булинь и голландский булинь?

А тож, брамшкотовый с булинём по "рисунку" то -близнецы-братья.


-2

Опасность использования ложного булиня хорошо показана в видео: https://www.youtube.com/watch?v=ozskWrDM-F4


1

кто-то в самом деле связывал веревки булинем?


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru