Зимнее восхождение на пик Мраморная стена

Пишет putnik-kz, 11.03.2021 06:41

Во второй декаде февраля республиканская и Алматинская федерации альпинизма и спортивного скалолазания провели зимнюю экспедицию в Центральный Тянь-Шань.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)На вершине

Цель экспедиции - подготовка молодой смены для совершения восхождений на шеститысячники и семитысячники в зимний период.

На подготовительных этапах перед экспедицией был проведен акклиматизационный сбор. В задачу сбора входили ночевки в высокогорье на высоте 3500-4000 м, работа на леднике Иглы Туюк-Су и восхождения на четырехтысячники Малоалматинского ущелья. В ходе подготовки молодые спортсмены из пяти клубов совершили следующие зимние восхождения:

- на пик Партизан по Северной стене - маршрут 3Б к.тр;

- на Иглы Туюк-Су, траверс, 4А к.тр;

- на пик Орджоникидзе по Северной стене - маршрут «горловина», 4Бк.тр.

- на пик Орджоникидзе по Северной стене - маршрут Пивцова, 4А к.тр.

По итогам сборов принято решение о совершении восхождения на п. Мраморная стена по контрфорсу Северной стены 5А к.тр. – комбинация маршрута Шипилова 1953 года с частичным вариантом восхождения команды РК в 2016 г по маршруту 5 Б к.тр.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Маршрут Шипилова 1953 г и вариант 2016 г.

Часть спортсменов, прошедших акклиматизационный сбор, не смогла принять дальнейшего участия, в основном из-за проблем, связанных с работой и службой.

В окончательный состав сборной команды РК вошли:

- Сувига В.- ЗМС;

- Пивцов В., зам.рук.экспедиции, отв.по безопасности, ЗМС, МСМК;

- Аубакиров Т., руководитель экспедиции, к.м.с.

- Белов А. – 1 р.

- Сабиров Ж.-2р.

- Саматов А.- 2р.

- Грачев Н. – 2 р.

- Смаилов А.- 1р.

- Медведев А.- 2 р.

10 февраля в 6 часов утра команда на трех внедорожниках выехала из Алматы.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)У рудника Жаркулак

К заставе Баянкол подъехали к 13-00. Грунтовая дорога, идущая по ущелью Баянкол, закончилась у рудника Жаркулак – сюда подъехали к пяти вечера.

Здесь установили базовый лагерь. В бывшем поселке геологов сохранился дом, в котором уцелели окна в двух комнатах. Здесь ели и спали.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)У домика геологов

В базовом лагере остался Сувига Владимир, который регулярно выходил на связь с руководством в Алматы и передавал информацию о ходе экспедиции.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)В.Сувига

На аварийный случай в базовом лагере были приготовлены два кислородных баллона с одной маской и внушительная аптечка с медикаментами.

11 февраля на двух лошадях, нанятых у местного населения, была проведена заброска общественного груза в передовой лагерь АВС, расположенный у слияния двух замерзших рек: истока Баянкола и русла Сары-Гойноу.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)На слиянии

Путь шел по 12-километровой тропе, местами занесенной сугробами. Отсюда открывается захватывающий вид на Мраморную стену и горные массивы Сарыджасского хребта.

12 февраля команда выдвинулась под маршрут Шипилова и в течении пяти дней совершала восхождение. Восхождение совершали без предварительной акклиматизации с ночевками в промежуточных лагерях.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)В движении на маршруте

В первый день, 12 февраля, вышли из АВС в 7:40 утра. Было ясно, температура – 10С. На гребне 5А были к 13:30. Лагерь I установили на высоте 4150 м.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Участок №1

Во второй день, 13 февраля, вышли в 7:50. Было ясно, местами облачно, без осадков. Температура с утра -15С, ветер 25-35 км/ч. В 15:00 установили лагерь в ледопаде на высоте 4800 м.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Участок № 3. На фото видны следы тропы летней экспедиции

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Участок № 4

14.02.2021. Вышли в 7:30. Облачно, мелкий снег, штиль, температура -5С. В 12:30 установили лагерь на гребне 4Б, высота 5208 м.

Восхождение осложнилось широкой ледовой трещиной, которой не было во время зимней экспедиции 2016 года.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Участок №6. Переправа через ледовую трещину

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Участок № 6. Траверс

15.02.2021. Вышли в 7:30. Ясно, температура -20С, очень слабый ветер. На плато вышли 13:30. Высота 5700 м.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Участок № 8 Бивуак

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Участок № 9. на предвершинном плато

16.02.2021. Вышли в 4:30. Ясно, температура -20С, ветер 5 км/ч. На вершину вышли в 11:40. На ночь спустились в лагерь на 5200 м.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Участок № 9. Вид на Хан-Тенгри с 5800 м

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Участок № 14 Траверс к предвершинному жандарму

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Участок №15. Выход на вершину

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Вершина Мраморная стена

17.02.2021. Начали спуск по пути подъема в 7:30. Под маршрут в АВС пришли к 14:00.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Схема маршрута в символах UIAA

Восхождение совершено в течение пяти дней. Всего экспедиция заняла восемь дней, два из них это заброска от Алматы до «слияния» и третий – день спуска и возвращение в Алматы.

-Для кого-то из участников – а самому молодому 19 лет, это был первый высотный опыт. Команда достаточно хорошо подготовлена, они проходили за 4 часа от ночевки до ночевки и я поначалу возмущался, что ребята могли бы поработать подольше, - рассказывает Владимир Сувига.- Но в составе был человек, который первый раз пробовал высоту, и неизвестно, как бы он себя чувствовал, если бы ему пришлось преодолевать в день большее расстояние с большим набором высоты.

Зимние восхождения на Центральном Тянь-Шане осложняются низкими температурами, ураганными ветрами, жестким льдом, высокой лавинной опасностью.

Кроме того, Мраморная стена – гора с сюрпризами. В этом районе может быть погода, а может и не быть. В 1966 году выдающийся альпинист Борис Студенин руководил первым зимним восхождением на Мраморную стену. Он заболел на высоте 6000 метров и мог не вернуться. Но рядом были друзья – Ерванд Ильинский, Григорий Петрашко, Виктор Попов.

На этот раз сборной команде РК в определенной мере повезло, так как во время восхождения установилась стабильная ясная погода без существенных осадков и предельно низких температур.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Вид на классическую 5А с гребня на 5300 м

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Маршрут до вершины Мраморной стены

Напомним, что этой зимой на Центральном Тянь-Шане из-за погодных условий и высокой лавинной опасности свёрнута киргизско-польская экспедиция.

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)

Сборная РК по альпинизму была представлена спортсменами клубов:

- ЦГП ЦСКА,

- КГК,

- Таунамыс,

- Alpine Asia Team им. Г. Дурова,

- Ирбис (ВКО).

Экспедиция организована при поддержке Торговой сети «5-БАЛЛОВ», АО «ФНБ «Самрук-Қазына», ТОО «МегаСтройПлюс» и Федерации альпинизма г. Алматы.

Фото с сайта: http://q-14.kz/

Зимнее восхождение на пик Мраморная стена (Альпинизм)Турсунали Аубакиров

Материалы экспедиции и фото любезно предоставлены руководителем экспедиции Турсунали Аубакировым

Источник: https://falp.kz/?c=news&a=one&id=105

Со 2 разрядом на зимнюю Мраморную. Прикольно. Снега заметно меньше чем летом там бывает...

Второй - это не закрытый первый. Нормально.

Молодцы! Поздравляю!

Спасибо. Но там же кого-то с вертолетом спасали?

Уже на спуске к АВС веревка, брошенная для дюльфера, легла неправильно. Попытка её вытащить оказалась безуспешной. С целью её освобождения по веревке стал спускаться перворазрядник Белов. При освобождении веревки он ушел маятником и сильно ударился плечом о ледовую стену. Итог-закрытый перелом ключицы. Его вытянули, оказали первую помощь, разгрузили. Передвигаться по рельефу самостоятельно он мог. Но вертолет, случайно оказавшийся рядом, был кстати. Белова спустили в Базовый лагерь. Далее он со всеми вместе добрался до Алматы.

Супер!

Ходил по гребню маршрутом Михайлова летом 2002.
Понравились и пик Мраморная стена и Плато.
Но главное - понравились люди.

С успешным Зимним Восхождением!

Не понял, где там 5А, но красиво и здорово, конечно. А с погодой явно повезло.

Да, маршрут там не особо сложный...

Мы в 93 два раза пытались. Не допытались...

Удачно сходили :)

С горой!

Молодцы! С ходу взошли - все таки наличие у алмаатинцев предварительной постоянной аклиматизации, до 4300 дает такую возможность. У равнинных жителей, врятли получится. Повезло с погодой.

Молодцы, что указали истинную высоту вершины (6146 м), а не цифру из классификатора (6400), записанную когда то первопроходцами.

Первоначальный план был с акклиматизацией. Уже на месте решили действовать по плану Б - без акклиматизации. Спортсмены уже были достаточно хорошо подготовлены на сборах с ночевками на 3500-4000 м.

Турсунали в разговоре отметил разницу при оформлении пропуска в пограничную зону по сравнению с экспедицией 2016 года. Если раньше оформление пропуска заняло много времени и беготни по разным инстанциям, то сейчас достаточно было зайти на сайт цифрового правительства egov.kz, заполнить соответствующие бланки и применить электронно- цифровую подпись. Она выдаётся по запросу резидентам РК. Все это заняло два- три часа. Через несколько дней команда получила разрешение на в'езд в пограничную зону на электронную почту. Разрешение распечатали и отправились в путь. На погранзоне уже знали об экспедиции и встретили очень дружественно, проверив документы, наличие и соответствие людей и документов. Несколько проверочных вопросов. Пообедали на погранзаставе и отправились в глубь ущелья. Во время пребывания в ущелье ощущалась дружественная поддержка пограничников.

даааа, нам бы так.
но нет, у нас в России - держать и не пущать (

Все у вас устроится. А пока надо найти депутата в Госдуме, который поднимал бы вопросы альпинизма и внутреннего спортивного туризма (это я по посту о Федерации спортивного туризма). Негоже разбазаривать гос.деньги на дворцы и при этом не думать о здоровом образе жизни народа, прежде всего молодого поколения. На одних меценатах далеко не уедешь.

У нас и без ФАР все наладится 😀! Пограничный режим в районе горы Белуха будет пересмотрен с целью развития туризма и лучшего рекреационного использования.

Это здорово! Ситуация с доступностью Белухи усложнялась ежегодно, теперь этот вопрос будет решëн официально и гора станет доступна!

А вот как россиянам пропуск оформлять? Для egov.kz нужны казахские документы. Пытался найти информацию в интернете, но чёт не нашел.

Вопрос хороший. Ответ выше: для оформления пропуска в погранзону через egov.kz нужно быть резидентом РК и иметь электронно-цифровую подпись. Вижу следующий путь: оформить пропуск через резидента, то-бишь через казахстанскую фирму. Через альплагерь Туюк-су можно выйти на Турсунали. Да и сам он здесь принял участие в комментариях. Можете связаться с ним через личку. Другие варианты мне неизвестны.