Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение

Пишет Парфёнов Александр, 31.01.2021 16:18

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм)

Сижу, обрабатываю фотографии, а в голове полное ощущение присутствия: острое, идеально вертикальное ребро «Носа», обжигающие холодом сквозь варежку карабины, и Слава, уходящий маятником со станции, нагруженный платформой и рюкзаком как штурмовик времен Вьетнама. Или: лезем в связке с Сухарем по гребню, последние 100 метров до вершины, солнечно, морозный снег скрипит под ногами.

Гора не отпускает: многое пережито за шесть с половиной дней, всё это время она держала нас постоянном напряжении, шесть с половиной дней предельного лазания, 6й категории, - «А другого и не будет!», - предупреждали нас старожилы. Но, как говорит Макс, «На что решимся, то и сможем».

А нацелились лезть на Аксу мы ещё летом. После трэда собрались все впятером и решили: надо лезть. Активно обсуждали детали: 6Б обязательно, первопроход не получится, - всё занято, время- новогодние праздники, потому что погода стабильнее, ну и всякие мелкие нюансы типа где взять вторую платформу или где купить сублиматы. Но это уже приятные хлопоты.. Главное- мы решились.

И вот, самолёт из Новосибирска несёт нас в Ош, из холодной Сибири (когда я выходил из дома было -37) в околонулевые температуры Киргизии. Здесь даже день длинней: у нас в полдесятого только начинает светать, а на горе будем работать, по моей прикидке с 8:00 уже посветлу.

Быстренько закупаем несчётное количество дошиков, 4 литра горючего для двигателей внутреннего сгорания, пельмени, окорочка (старый анекдот: чем отличается зимний альпинизм от летнего? – окорочками, сваренными в джетбойле) и едем в Узгуруш.

Пока путешествие проходит для нас налегке: машина везёт нас и полный кузов нашего шмотья, мы отдыхаем, обсуждаем, спим, читаем Ручкина, кстати про Аксу.

Узгуруш- это последний населённый пункт на пути к горе. Здесь кончается автомобильная дорога и начинаются караванные тропы для осликов и лошадей в Аксу, в Каравшин, в Ашатское ущелье, интересно, ещё куда?)

С тех пор как я здесь впервые побывал, зимой 2017 года, я полюбил Узгуруш. Здесь всегда хорошо спится под шум реки и гостеприимные хозяева- семья Нурдина. Пока мы отдыхаем с дороги, караван из 11 осликов отправляется в путь по свежевыпавшему снегу к базовому лагерю в ущелье Ляйляк. Природа напоминает рождественскую сказку: падает пухлый, абсолютно воздушный, невесомый снег. Мы идём по следам осликов, гадаем, насколько далеко они ушли и какие из них марафонцы.

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм)

В базовом лагере оказываемся через 7 часов. Это последний кош, дальше морена. Поблизости журчит река, - хорошо, не придётся топить лёд. С энтузиазмом полярников, обустраивающих своё зимовье, ставим «колокольчик», делаем сплошной бруствер из снега: чем лучше сейчас поработаем, тем комфортнее будем отдыхать и теплее встретим Новый год. Назавтра решаем прогуляться под гору, попутно занести килограмм по 20 железа, совершить «полезную работу», поставить ABC.

Путь до горы оказался не так быстр, как мы предполагали: от базового лагеря шли часов 7, тропили, иногда по колено, иногда по пояс. Акклиматизация тоже не бодрит: до подушки под горой набрали метров 700. Вернулись в сумерках, изрядно уставшие. Единогласно решаем, что завтра день отдыха- как бы не порвать штаны с такими темпами и нагрузками! Да, и завтра Сухарю 30!

С самого утра стали интересоваться у Лехи, есть ли жизнь после 30 и долго ли ещё осталось. Он нам подыгрывал, подозреваю не фальшивя, жаловался на боль между лопаток и ещё некоторые симптомы старости в 30. Вечером зажгли гирлянду, лампу, разлили молодильных капель, разговор оживился: в альпинизме, как и в любом другом мужском занятии есть масса краеугольных вопросов, которые если уж встают, то обязательно ребром и доходят до возгласов: «Уважаешь?!»

Ратмир взял на себя шуточную роль «самого оптимиста» и каждый вечер перед сном записывал ролики, без купюр, про то как его заманили, а здесь холодно и вообще чёрте что твориться.

Шутки- шутками, а акклиматизация дело серьёзное! Перепад до вершины пика Бадыгина 1900 метров, - ничего себе такая 1Бе! Шли весь световой день, дошедшие первыми до вершины помогали остальным, - вот она команда! Ночь на вершине была беспокойная: кому-то снился улетающий рюкзак, кого-то било стеной палатки по лицу, а кто-то просто мёрз, из-за того, что не отработали спальный комплект.

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм)

-Доброе утро! С Новым годом! А вы часто встречаете Новый год в палатке близ овина с обо@ранными до уровня груди дверьми? А я вот уже второй раз. За бортом -25, жмёт дальше. 2020 изрядно потрепал нам нервы, мы как девушки на Востоке привыкли ходить в чадре, прикрывая наготу лица, - человек такая скотинка, ко всему привыкает.. Но всегда хочется надеяться на лучшее, верить в чудо, даже если вы- вульгарный материалист: тем, кто не влюбился-влюбиться, тем кто жаждет достигнуть заветных вершин, - придумать, поставить цель и стремиться!

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм) Пакуем спонсорское сало в разовые перекусы

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм)И другие виды продуктов..

А на утро мы пошли под стену.. Акклиматизацию можно считать законченной. Гора давит своим масштабом: впервые вижу два километра скалы, пытаемся представить как это: «На Энгельса стена длиннее», - вспоминает Лёха, - «Так её и не долези»,- замечаю я.. Ближайшие 6-8 дней нам предстоит просыпаться и выходить на стену, как на работу.

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм)

Раннее утро 2 января. При свете фонариков подошли под берг, связались. Сегодня первым работаю я. Я сам вызвался, расчёт на то чтобы пролезть в первый день как можно больше, чтобы успех вначале поддержал моральный дух тех, кто будет работать лидером в последующие дни. Начинаю по льду. Лёд не крутой, но страховаться практически не за что: из бура сыпется снежная крошка. Потом рельеф встаёт, но сплошная снежно-ледово-фирновая лопата превращается в тонкий ручеёк, местами перемежающийся участками скал. Уже один раз засадил инструмент в камень.

Слева на скале дюльферные петли. Одна свежая. Мне всегда почему-то становится легче, когда встречаю следы предыдущих команд..

Началась скала, отмечаю про себя: великолепный гранит, с острыми краями, давно по такому не лазил. Наш Алтай развальнее, Тянь-Шань тоже.

Гора как летопись эпох, команд, техник. Попадаются забитые до отказа лепестки огромных размеров, спиты, шлямбура с полуистлевшей втулкой и ржавым гвоздём, какие-то непонятные проушины, сделанные из прутка титана, забитые прямо в отверстие, коперхэд, титановые лепестки и даже якорь с отгибом и декатлоновская оттяжка, явно свежие, правда, в самом низу, - видимо кто-то полез и сдюльферял.

Немного жалею, что отдал в обоз инструменты: кое-где можно подлезть метра 2-3 по нашлёпкам. Рельеф чуть подвисает, поэтому отдельные линзы льда не превращаются в сплошную «Белую реку», давшую название горе. В сумерках примечаем место под ночёвку, как обычно, под нависанием. Решаем вешать одну платформу под другой, на 240см петлях чтобы не бить лишнего железа. Как мы раньше до такого не додумались?!, - наверное ходили с одной платформой))

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм)

Лёха дремлет в лестничном пролёте

С шутками, прибаутками доедаем в платформах свой вечерний дошир, перед сном, предварительно предупредив соседей снизу, выполняем естественный моцион, как вдруг.. нет, ну неужели опять?! У нас ломается ближняя к стене труба платформы! Как на Энгельса, в первую же ночь! Ну вот, приехали! 5 минут отдышаться, обсудить происходящее.. Начинаем медленно, нехотя вылезать из ставшей бесполезной «телеги», осматриваем damage.

«Что-то новенькое», - говорит на вымученном позитиве Лёха: отломался целиком ремонтный стакан.

Голь на выдумки хитра: с основательностью эскулапов начинаем делать шину из г@@на и палок, ой, нет, из секций дуги от тента и армированного скотча. Решение задачи из сопромата у нас уже готово с прошлого раза: бьём третью точку, разгружаем балку. Теперь пучок ультралайт секций дуги будет держать трех здоровых мужиков.

Всё ещё не веря в творение рук своих, садимся поперёк платформы, чтобы наши тушки были подальше от раненной трубы. Так провели беспокойную ночь. У кого-то мёрзли и затекали ноги, я же всю ночь просыпался и думал, что делать дальше: неужели всё, опять солнечный Ош?!Нужно принять решение, убедить всех, приготовить контраргументы.

Правду говорят: утро вечера мудренее. Проснувшись с утра по будильнику спокойно говорю: «Лезем дальше», и, в тайне радуясь, что возражений не нашлось, начинаю доставать продукты к завтраку.

Сегодня лезет Лёха, - его стихия вертикальная ледовая корка на скале. Лезть такое на молотках- это постоянный страх срыва из-за ошибки на каждом шаге.

Леха стартует медленно, основательно. Это как у берсерков: нужно войти в определённое медитативное состояние, слиться с фифами, дозировать нагрузку при каждом шаге. Только грибов нам не выдают. Точки страховки тоже не ультранадёжные: буры 9см фирмы CAMP, недокрученные, потому что не хватило толщины льда!

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм)

Почему я всегда так напрягаюсь, вслед за лидером, когда страхую? Иной раз думаю, что проще самому лезть, чем переживать такие моменты.

Лёха держится молодцом, постепенно ускоряется, кремень! Я начинаю закачиваться на перилах, разбирая страховочную цепочку с рюкзаком за спиной и платформой на обвязке.

К вечеру Лёха пролез 270 метров, идём в графике, даже чуть быстрее. Настроение налаживается: платформа держит, мы лезем, гребень слева и справа приблизился.

Ратмир опять вещает на камеру: снег, лёд, солнца не видно, да если б я знал, я бы трубку телефона не брал!

Завтра кстати ему лезть продолжение ледовой речки, снежно-ледовые поля и скальную стену, перед ледовыми желобами, уводящими на маршрут Чаплинского.

Утром, Ратмир с Колей решают ускориться, сымпровизировать. Ратмир вылазит из палатки и начинает свешивать на себя многочисленное железки, а Коля внутри тем временем меняет сточенные зубья кошек Ратмира на новые, острые. Вроде всё прошло успешно, Ратмир делает первый удар в лёд и.. повисает на самостраховке: один из двух зубьев смотрит в сторону. Я не вникал в обстоятельства, но почему-то раскрутился зуб. Коля прямо на Ратмире что-то начинает перекручивать, роняет ключ и с этого момента судьба лидеру лезть с лёгкой асимметрией: на одной кошке два зуба, на другой-лишь один..

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм) Пит-стоп Ратмира

Ратмир начинает делово, в постоянном темпе, уверенно бьёт молтки в лёд, уверенно ставит ноги. Рельеф пока достаточно прост, если такое определение можно применить к ледовой речке, шириной 1,2-1,5 метра и с толщиной льда сантиметров 20. Ледовые поля оказались не такими уж большими, как смотрелось на картинке. Затем речка сузилась до того что не везде можно забить два молотка рядом. Пошла настоящая техническая работа: молотки во льду, один над другим, ноги подрабатывают по скале. Один раз даже вставал в широкий распор. К вечеру лидер долез до скальной стены, которая начинается с нависающего пуза. Смеркается, Ратмир проходит ещё верёвку, начинает искать место под станцию. Мы тем временем подтягиваемся и ставим платформу.

Realy dry tool

В четвёртый день Коля пролез несколько верёвок и две полных верёвки А2-А3. Чтобы не качать всем по очереди на 40 метров маятник, первую верёвку маятника и предыдущую решили спрямить, получили 60 метров перил в воздухе, местами без опоры под ноги. Этим развлеклись до конца дня..

Итог дня: Коля развил навыки лазания микста, мы получили скилл в тактике, сэкономив 1,5-2 часа времени. Все молодцы!

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм)

Платформу вещали уже в темноте, лёд набирал последний перед переходом в безвоздушное (зачёркнуто) безопорное пространство.

Вот и подошли мы под «Нос», - здесь маршрут Попова уходит траверсом дальше, а нам вверх. Оригинальный маршрут Шабалина 1996 года уже отошёл верёвку назад по монолитной плите вверх. Завтра работаю я и первая же верёвка по описанию А3, затем А4 и А5. Не терпится увидеть, что же это за зверь и с чем его едят!

Утро. С учётом верёвки обработанных косых перил просыпаемся и выходим на час раньше. Первая верёвка сложна в ориентировании. Там, где у первопроходцев была щель под крючья, сейчас- тонкая наледь, - не вычистить. Приходится качать маятник на ледовую нашлёпку слева, которой не было на фото Шабалина. По ней добираюсь до щели под фифы и самые мелкие френды. Щель сплошь залита льдом, перед установкой камов её приходится тщательно чистить. Сквозь варежку обдираю казанки. Ну.. пока ничего страшного.

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм) Когда-то такое ходили на закладках..

Дальше щель заходит в камин, потом выходит на стену, потом глохнет, - перепрыгиваю в другую щель. По пути встречаю снежный карниз, который держится на честном слове. Оцениваю опасность: Лёха уже в другом распадке, снег пройдет мимо меня и вряд ли сдернет с лесенок, несмотря на то что большая масса пройдет краем и с нулевой скоростью. Рою в снегу траншею, чтобы поставить следующую точку, вдруг, как мгновенная перегрузка, буквально на долю секунды, мой вес становится в 2 раза больше, и вся масса снега проносится метрах в 2-3 от Лёхи. Тонкий рассчёт, но забыл предупредить страхующего о своих выводах, слышу дисс. Пляшем дальше.

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм)

По соседнему кулуару сошёл снежный карниз

Прохождение карниза, обозначенного как А5

Над головой карниз с 1,5 метровым выносом, который проходится ещё и по вдоль, слева направо. В описании обозначено как А5. Часть плит, образующих карниз гудит. Осторожно забиваю фифу на кончик, встаю, - держит.. Таак, ещё фифа, опять на кончик.. Едем дальше.. О! Дырка под съёмник D10! Ну наконец то эта красивая железка мне пригодилась! Встаю на съёмник. Держит железобетонно (в отличие от 8мм уральских, которые так и норовят вытечь). В радиусе действия какая-то глухая щель, даже не щель, а морщинка. Вот бы знать, какого Шабалин роста.. Вроде в 20 сантиметрах выше есть подходящее место. Но где взять эти 20 сантиметров, стоя под нависанием в последних кольцах? Упираюсь носками ботинок в подхват на стене под карнизом, вытягиваюсь как струна, беру фифу и молоток за самый краешек, бью.. Не получается. Отдыхаю, отдышиваюсь. Бью.. не туда. Надо поддинамить. Делаю планку в динамике, фифа что-то цепляет. Пару ударов молотком, зажатым в кончиках пальцев. Осторожно перевешиваюсь на лесенку, теперь уже нет опоры под ноги. Выхожу в последние кольца, щель становится лучше, бью якорь. Фух.. Думаю про себя: А5 не А5, но пролезли. Рельеф становится проще, с местного шлямбура делаю маятник влево в щель под средние камы, которая уходит под нависание. Разгоняюсь. Бью фифу в трухлявую щель, на удачу. Вдруг чувствую- лечу. Лечу головой вниз, видимо зацепился кошкой и перевернуло. Только бы не полка или выступ.. Обо всём этом я успел подумать..

- Ты в порядке?

-Сейчас пойму. Вроде ничем не приложился.. Идём дальше. Почему так сразу нахлынула усталость? Сердце колотится, одышка. Начинаю подтягивать себя за верёвку к последней точке, которая меня поймала. Мне повезло, - улетел под нависание. Всё делаю медленно. Что делать со страхом?!- от него никуда не деться! Ладно, надо долазить.. Постепенно вхожу в ритм, дорабатываю участок, собираю станцию. Одышка прошла.

Как и обещали по прогнозу повалил снег. Соседние вершины скрылись из виду. Сразу стало как-то пасмурно и неуютно. Ничего, работаем дальше. Сумерки застали нас в начале «канта Носа», в основании абсолютно вертикального ребра, длинной веревки две, за которым уже начинается гребень. Его будет лезть завтра Ратмир. К вечеру снег на время прекратился и стал виден подходящий слева гребень, - мы уже выше! На маршруте Мошникова мы давно бы уже лезли по простым скалам, а у Ратмира завтра по описанию опять А4!

Гребень и Блока в дымке

Загараю на бауле

Весь 6й день я отдыхал на бауле, вертел головой по сторонам, наслаждался видами. А лидер, Ратмир, делал сомнительные шаги на рельефных скайхуках. Похолодало. Чувствуется что стена уже не прикрывает от ветра. Кутаюсь в свой сиверовкий пухан «Волин», в нём тепло, а вот ноги мерзнут от висения в обвязке. Сквозь снежную пелену иногда стало проглядывать ослепительно голубое небо, отрезанное по вертикали гранитным монолитом «Носа». К вечеру до горизонтальной части гребня оставалось 2 верёвки.

На канте "Носа"

Коротаем время

Конец рабочего дня..

И вот настал 7й день, сегодня мы должны выйти на вершину! Напоследок гора решила напомнить нам что это Аксу и именно зимой: сильный ветер и мороз на гребне заставляют по очереди непрерывно отмахивать конечности, прятать лицо в баффы и маски. Лёха говорит, что его часто спрашивают, хотел бы он на зимнюю К2, так вот он укрепился в своём решении: «Нет!»

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм)

Проходим залитый льдом вертикальный камин, затем ледовый желоб. И вот мы уже на гребне. Ветер стих, светит солнце, на небе ни облачка. Не иначе Гора благоволит нам! До вершины остаётся 200 метров гребня 3-4 к.с. Промороженный снег скрипит под ногами. Движемся налегке: всё лишнее оставили в начале гребня, возле камня, обвязанного старой петлёй.

Вершина Аксу-Северная, на заднем плане Аску-Главная

Выхожу на вершину, принимаю Лёху. Контрольный тур пока не трогаем: ждём парней. Сердце переполняет радость, хочется кричать, прыгать. Подходит вторая связка. Разбираем контрольный тур, находим смёрзшийся квадратик записки. Развернуть его невозможно, решаем сделать это в тепле. На листе из описания маршрута Попова пишем послание следующей команде. Фотографируемся всем составом возле тура, на фоне Аксу-Главной, на фоне Искандера, Адмиралтейца и Петроградца.. Всё.

Зимняя АКСУ, маршрут Тухватуллина, второе прохождение (Альпинизм)

Восхождение на пик Аксу- Северная совершено сборной командой Красноярска, Новосибирска и Москвы при поддержке фирмы «Sivera», «НПФ Баск», ТМ «Ice Rock», ООО «Белком», - производитель самого калорийного в мире продукта!(сало)

Гиганты!

С горой, мужики! Мощно сходили, молодцы.

С Горой!

Круто! Поздравляю!

Читать страшно! БР-Р-Р!

С горой, парни. Красавцы!

Как приятно читать о настоящем альпинизме. Прекрасный график восхождения!

Не просто круто. По настоящему круто!!! Мастерски круто!!! Снимаю шляпу! Поздравляю!

Классная команда,профессиональная работа, вот это альпинизм! Автору спасибо, прочитал с удовольствием, получил кайф!

Захватывающе и здорово. Ну а фото с маршрута - просто огонь. Спасибо!

Очень интересный рассказ, пишите ещё! С горой!

Интересное повествование - реально создаётся "эффект присутствия"!
Когда, например, речь идёт о жёстких моментах - читаю, смотрю "фотки":
в действительности в напряжении держит.

Красавцы! Здорово! С Горой!

С Горой! Классная команда, суперпрофи. И репортаж замечательный, проживаешь события вместе с автором. Поздравляю!

С, горой парни. График хода впечатляет!

Сильно . С горой !

Интересно было бы узнать о планах или желаниях на будущее - какие вершины и по каким маршрутам вас привлекают .

Здравствуйте!В ближайших планах Энгельса по стене между маршрутом Непомнящего 1974 и Ефимова 1982годов,своя линия. А на будущее хотелось бы попробовать свои силы в Пакистане или Индии,но здесь сложнее,не только от наших сил зависит..)

Спасибо . У таких как вы , все должно получится . Удачи !

Спасибо за поздравления,пожелания!Будем стараться.

Саша, еще раз с горой тебя и всю твою команду! Это потрясающе! Горжусь!

Один раз пробовал в 1984 году, второе прохождение Кавуненко, но пролезли только 400 метров и на первой же ночёвке гамаки накрыло камнепадом. Слава богу спустились, побитые, но живые. Очень классные фото и описание. Очень хорошая зависть. Ещё раз с горой!

Климат меняется,летом возможно её больше никогда не пойдут,по центру.,очень сыпет.А вот зимой гора безопаснее всего что последнее время доводилось ходить и пробовать.

Там не только по центру, там и по левому и правому бастионам летом сыпет мама не горюй. Был там летом 15-го, ближе 200 метров к стене не подойти...

У себя в Фейсбуке и на маунтин.ру Павленко троллил Ратмира, что он плюшевый крымский чемпион, а не настоящий альпинист. Ну вот, Ратмир ЗИМОЙ сходил на АКСУ. А Павленко так и не сходил)) Даже летом)

С Горой, парни!

чем больше тролят - тем больше мотивация

С Горой!

Обалденное удовольствие от прочитанного и увиденного!

Спасибо!

Горжусь что альпинизм в России не умер.

Много отличных восходителей!!!

Всем удачи в будущих восхождениях!

Про такие восхождения надо фильмы делать , пусть даже любительские . Это ведь по настоящему интересно и впечатляюще , причем не только для альпинистов .

В далеком детстве , известный худ. фильм из 70х , произвел просто неизгладимое впечатление именно работой альпинистов на стене , преодолением карниза , ночевкой в гамаках , работой со снаряжением и в итоге - привел меня как и многих других в горы . Это к тому , что технически сложные восхождения на интересные вершины , это наиболее яркая часть альпинизма , самая важная часть .

Ну фильм не фильм,а видеоролик сделаем,кое-что наснимали..

А я знаю что это за фильм :)

"Смерть проводника", действительно все его смотрели.

Отличное восхождение. Слаженная работа. И отличный об этом рассказ, почти репортаж.
Ещё раз поздравляю с Горой!

Уверен, что Ильяс то же был бы рад вашему успеху... а Павла, надеюсь, мы здесь ещё услышим :)

Погоды и Удачи в будущих восхождениях!

У меня был шанс познакомится с Ильясом в 2012 на Иныльчеке. Он жил в соседнем с Грековским лагере и общий знакомый решил представить меня,я тогда ходил на 1й разряд.Но вернувшись с Хана расколбашенным я решил что успеется.Не пришлось,вскоре он погиб..Хоть так почтили память этого прекрасного(по отзывам друзей) человека

Когда в 98-ом у меня Жилец с Аксу улетел, Ильяс был первым, кто меня встретил, когда я на ледник со стены ступил...

Светлая память!

**Хоть так почтили память этого прекрасного(по отзывам друзей) человека"

Спасибо. Очень достойно получилось ... Светлая память...

Я в восхищении! Круто ребята сходили! Респект!

А кроме видеоролика, будет ли вариант подробнее ознакомиться с деталями? -
снаряжение, раскладка, статистика, отметки высот, и т.п.
Тот же аспект, например, с электропитанием - что применяли, как служило, какие замечания.
Понятно, что подробный отчёт - не скорое дело.
Но надеемся.

Обязательно будет отчёт на сайт ФАР о технической стороне подробный,с фотографиями участков.

По другим вопросам могу рассказать если интересно здесь или в контакте,в личку.

Снаряжение обычное,спрашивайте конкретнее, отвечу.

По раскладке брали питание с сублематов.com, не слишком довольны:порции большие(90-110),не все съедобно и индивидуальная упаковка для заваривания не способствует фаст-энд-лайту,-много мусора остаётся.Из мясного брали фарш сублемированный Гала-гала и Коля мясо сушил в сушилке,предварительно замариновав,чтобы не так пресно. Брали дошики корейские прям в Оше,они все вкусные,но острые очень. На человека на день было где-то 450-500 грамм сухого продукта,но это не идеал,можно меньше,я думаю 350-380,но это и зима и могли себе позволить впятером.

Аккумуляторы те что в мыльницах Sony RX-100,конкретно подвели,-отказались работать на морозе,даже на теле и заряжаться от павербанка,пришлось часть материала доснимать на телефон сяоми. С экшн-камерой почти та же история,но она короткими очередями стреляла.Canon 5d пролежал в ABC,я пришел,включил и начал снимать,не знаю с чем это связано,с объемом аккумулятора или с типом батареи,скорее всего и то и то. Каких-то специальных источников питания не использовали,у каждого был повербанк.

Мои искренние поздравления всей команде за грамотное и уверенное зимнее восхождение на Аксу, а автору - еще и за прекрасный текст!

Я участвовал в летней попытке 1988 года повторить маршрут Попова, но далеко мы не продвинулись - на второй день восхождения пошел сильный ливень, он смыл кусок льда, который разбил мне каску, а нашего капитана стукнул по спине и повредил ему позвоночник. Мы простояли ночь в платформе по щиколотку в воде, а утром спустились. Довольно удачно - одному человеку попало камнем по плечу, и все.

Ночевать под маршрутом было страшно - даже в два часа ночи со стены летели камни со звуком как в кино про войну. Я так и не заснул.

Первую ночевку и мы, и все остальные группы, кто шел по этому пути, делали под карнизом примерно в 5 веревках от начала маршрута, причем попасть туда надо было до 12 дня - позже пришлось бы лезть по вертикальной речке.

Тем не менее маршрут оставил тогда очень хорошее впечатление - камни летят постоянно, но все сбоку, основная линия поповского маршрута более-менее в порядке.

О платформе. Перед нами лезла команда Чаплинского свой первопроход, платформу они вешали первую ночь под тем же карнизом, но утром платформа выглядела косовато, а потом они сидели на полках поодиночке. Погода испортилась, вся Аксу была заснеженная, но они не сдались, дошли! Железные люди! Мы в рантклюфте видели сброшенную поломанную платформу - скорее всего их. Наша платформа на 4-х человек весила 6кг вместе с палаткой и ставилась при некотором навыке за 15 минут. Ее сделал очень талантливый человек Леонид Мартынов для восхождения на Холодную Стену, из вертолетных сверхлегких стоек, она раскладывалась по принципу зонтика. Палатка, правда, была расчитана на высоту, где не льет, и у нас промокла сразу, нужен был еще хороший тент. Потом она служила много лет, в частности с ней был пройден маршрут Сахарова на 4810, а сейчас она видимо висит на Кюкюртлю - Валера Бойко ее там бросил. Если стойки камнями не побило, то можно заменить трос и тряпочную часть и использовать дальше. Стойки из дюраля уникальные - внутри трубки радиальные ребра жесткости. Но у Валеры Бойко крепкие нервы и скорее всего она висит в нехорошем месте. Однако сейчас Михаил Лебедев, один из участников той попытки повторения маршрута Попова, конструирует аналогичную платформу, при консультации Леонида Мартынова и поддержке фирмы БАСК. Я бы советовал обратиться в БАСК - может вам понравится эта платформа. Планы у вас очень хорошие!

Описание захватывает!
На моменте описания прохождения карниза аж дыхание спирает.
Вдохновляет!
С горой!

Крутое восхождение на легендарную гору! Удачи в следующих ваших проектах!