Пишет evgleon, 28.12.2020 03:13

С 27 июня по 18 июля 2020-го года участвовала в экспедиции на Южно-Муйский хребет (респ. Бурятия, Дальний Восток). Это мероприятие было организовано иркутским альпклубом "Горы Байкала" под руководством Евгения Глазунова. В этом нелегком приключении на мне лежала роль не только восходителя, но и фотографа-летописца. Это краткий отчет с этих спрятанных от случайного зрителя и Богом забытых мест событий.

Годом ранее Е.Глазунов, П. Ткаченко и Н. Оленева осуществляли разведку этого района Южно-Муйского хребта, подготовив почву для следующей экспедиции. Об этом можно прочитать здесь. Главной целью нашего набега стало обширное освоение района: командой мы проложили 16 альпинистских маршрутов (от 1Б до 6А категорий трудности) и сделали 9 первовосхождений на вершины пика Моделистов (2590м), Альтаир, Татьяна (2446м), Красавица(2549м) и Чудовище (2577м), Медиков (2548м), Макса Фрая (2600м), Алексея Болотова (2420м), Бушуева (2627м).

Схема составлена Аленой Пановой

В более удобном для чтения и просмотра фотографий виде отчет можно посмотреть на моем сайте здесь. Там же можно найти ссылки на подробные описания новых маршрутов.

27 июня 2020. День 0

г. Чита — п. Багдарин — п. Баунт

На первой фотографии вся наша команда из 12 человек в пункте отправления — столице Забайкальского края — Чите, с верхнего ряда слева направо: Анастасия Рамазанова (Санкт-Петербург), Дарья Сычева (Санкт-Петербург), Дмитрий Панов (Санкт-Петербург), Андрей Панов (Санкт-Петербург), Анатолий Сыщиков (Екатеринбург), Полина Пенкина (Екатеринбург), Алена Панова (Иркутск), Евгений Глазунов (Иркутск), Алексей Бойко (Иркутск), Павел Ткаченко (Чита), Григорий Абрамов (Иркутск), Евгения Леонтьева (Комсомольск-на-Амуре).

По пути следования сделали большую остановку в поселке Багдарин, побывав в гостях у главного геолога-спелеолога района и просто замечательного человека — Олега Николаевича Морозова.

Самым непредсказуемым моментом в нашем плане этого дня был брод через реку Талой, потому что знать наверняка уровень воды мы заранее не могли. Повезло: на помощь пришли местные, и группа благополучно без продолжительных задержек со всем скарбом и транспортом оказалась на другом берегу.

"На Берлин!", — дал отмашку командир и понеслось.

28 июня 2020. День 1

п. Баунт — Откормочная база (55°18'27.54"N 112°47'34.05"E)

Заброска на вездеходе и лодке, установка палаток, разбор провианта, приготовления к выходу (подвешивание бочек с продуктами и вещами).

29 июня 2020. День 2

Откормочная база (55°18'27.54"N 112°47'34.05"E)

Сутра полил дождь, поэтому было решено оставаться на день здесь. Братья Пановы ходили знакомиться с медведем, пока остальная часть команды за костром знакомилась друг с другом.

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Е.Глазунов

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)А.Бойко

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)А.Панова

30 июня 2020. День 3

Откормочная база (55°18'27.54"N 112°47'34.05"E) — Л1 (55°23′00.17″N 112°39′02.27″E)

В 8 утра выдвинулись с базового лагеря, около 13:00 были на вершине перевала, в 18:30 вышли к месту следующей стоянки Л1 на реке Инамакит (высота 1356 м н.у.м.). За день преодолели 17км.

1 июля 2020. День 4

Л1 (55°23′00.17″N 112°39′02.27″E) — Л2 (55°25′44.49″N 112°37′25.98″E)

В 8:00 стартовали с Л1, около 14:00 вышли к месту стоянки Л2 — базовому лагерю под Картом. По пути попадались живописные наледи, по которым было очень приятно и удобно идти, хоть и микс из резиновых сапог, льда и комаров, мельтешащих перед глазами, очень качественно взрывал мозг. Прошли 8,43км. Высота лагеря Л2 — 1616м н.у.м.

2 июля 2020. День 5

Е. Глазунов, Д. Сычева и Г. Абрамов уходят на разведку и совершают первовосхождение на пик Моделистов. Братья Пановы лезут линию по левой части Западной стены Южного бастиона на пик Карт (в последствии назовут ее "Звуки Молодости", 5А). Остальные, в числе которых и я, делают заброску снаряжения под стену Карта и просматривают будущие маршруты. Услышав о том, что здесь водятся любознательные в гастрономическом плане зверьки, весь текстиль старательно подвешиваем.

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Схема составлена авторами маршрута

3 июля 2020. День 6

Г. Абрамов, Д. Сычева и А. Рамазанова уходят на маршрут по северо-западному гребню на пик Макарова. Мы с Аленой Пановой и Полиной Пенкиной лезем по центральному Западному бастиону Северного гребня на Карт (маршрут будет назван "Выбор за тобой", 5Б). На эту же вершину, но по центру западной стены одновременно с нами начинают свой путь А. Бойко и П. Ткаченко (линия получит название "Каскад", 5Б). После обеда в лагерь заглядывает сам Михаил Потапыч, чтобы узнать как проходят восхождения. Услышав, что девчонки только на середине стены, он тревожно и быстро скрывается из виду. Мишкина озабоченность оказывается ненапрасной, мы с успехом ловим "холодную", чем срываем планы ребят на завтрашнее восхождение. Той ночью так крепко с девушкой я обнималась впервые в своей жизни, но подробности опустим, потому что, как говорится, все, что было на горе — останется на горе!

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Выбор за тобой, 5Б. Схема составлена Аленой Пановой

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Каскад, 5Б. Схема составлена Алексеем Бойко

4 июля 2020. День 7

Уютная полочка, на которой мы на подстилке из веревок провели ночь (то есть часа 4). Ну вы только представьте, комары нас и здесь нашли!

Рассвет встречаем на гребне Карта. На вершине делаю 360-панораму. В 10:30 возвращаемся с горы, а в лагере нас встречают вкусными борщами и чаем. Братья Пановы уходят на откормочную базу за следующей заброской провианта.

На вершине пика Карт

5 июля 2020. День 8

А. Сыщиков и Е. Глазунов прокладывают новую линию по Большому камину Левого бастиона Западной стены Карта (будущую 5А). П. Пенкина, А. Рамазанова и Д. Сычева уходят на гребневую 2А на Карт. Часть группы делает заброску снаряжения на перевал Разведчиков. Около 18ч братья Пановы возвращаются с грузом с основного базового лагеря.

Е.Глазунов и А.Сыщиков возвращаются с маршрута

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Схема составлена Анатолием Сыщиковым

6-8 июля 2020. Дни 9-11

Основным составом группы уходим за заброской на откормочную базу. Общее расстояние между двумя лагерями порядка 22км с гораздо менее тяжелыми рюкзаками преодолеваем уже без дополнительных ночевок. На базе в день отдыха приводим в порядок одежду и себя, ловим рыбу, варим компот и наслаждаемся тайгой. В лагере под Картом остаются: братья Пановы, А. Рамазанова и П. Пенкина. Во время нашего отсутствия девчонки посещают вершину Полярников по маршруту 1Б к.т. В день нашего возращения в Л2, братья Пановы проходят еще одну новую линию на Карт по правой части стены главного бастиона ("Кухельклопф", 5А) — она начинается немного правее маршрута Е. Глазунова 2019-го года и сходится с ним на последних трех участках.

Дерзкий южно-муйский сурок своими вопиющими действиями по отношению к альпинистской каске (результат видно на фото) мягко намекает, что засиделась группа и пора бы уже в другое ущелье. "С сурком шутить нельзя!", — соглашаемся мы и на следующее утро покидаем обжитую поляну.

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Д.Панов после возвращения с маршрута

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)А.Панов после возвращения с маршрута

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Работа сурка

9 июля 2020. День 12

Л2 (55°25′44.49″N 112°37′25.98″E) — Л3 (55°28′15.28″N 112°40′14.61″E)

Утром сильно моросило, поэтому вышли около 12:00 в направлении перевала Разведчиков. Спуск занял много времени: перевал высок и крутоват, а самая неприятная его часть — это плиты по типу бараньих лбов, местами покрытые скользкой травой. С некоторым содроганием представляла себе обратный подъем с тяжелым рюкзаком на этот длинный взлет. Хорошо, что этого не случилось.

Впереди нас ждал еще один перевал, засветло дойти под пик Мечта уже точно не успевали (да и прогноз на завтра ничего хорошего не предвещал — спешить было особо некуда), поэтому встали лагерем около озера в живописнейшем месте, которое в прошлом году с подачи Паши стали называть ущельем Акулья Пасть. И это тот редкий случай, когда словесное определение настолько метко отражало действительность, что казалось, что буквально так оно всегда и было. Над застывшей мерцающим зеркалом гладью воды в лучах вечернего уходящего солнца в небо врезались своими острыми как ножи краями пепельные монолитные стены пиков Валерия Попова и Сергея Глазунова.

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)На перевале Разведчиков

Вид с безымянной вершины на перевал Разведчиков, пик Карт

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Чашечку кофе?

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Ковбоями не рождаются. (на заднем фоне пик Карт, вид с перевала Разведчиков)

пик Мечта

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)пик Мечта

Ущелье Акулья Пасть, пики Валерия Попова и Сергея Глазунова

Ущелье Акулья Пасть, пики Валерия Попова и Сергея Глазунова, справа перевал Аленка

10 июля 2020. День 13

На всякий случай с вечера запланировали маршруты из ущелья, но поутру на них никто не вышел, потому что практически весь день лил дождь, вершины закрывало облаками.

11 июля 2020. День 14

Л3 (55°28′15.28″N 112°40′14.61″E) – Л4 (55°29′49.632″N 112°38′31.266″E)

Ночью капало, по утру то и дело палатку сотрясали порывы ветра, который своей по-хозяйски жесткой рукой вновь очищал окружающее пространство от залепивших его серых и унылых пятен. На 12:30 был назначен выход группы. За 2 часа до его наступления решила подняться повыше по ближайшему к лагерю склону, чтобы сделать несколько снимков. Но как это иногда бывает, не сумела вовремя остановиться и оказалась на вершине, от которой к Карту уходил потрясающе фотогеничный гребень (сложила тур и окрестила гору Альтаиром). С этой позиции также полностью просматривалось оба наших перевала и все ущелье открывалось как на ладони. Не упустила случай сделать 360-панораму.

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Панорама ущелья Акулья Пасть с Альтаира

Гребень с Альтаира в сторону пика Карт

Пики Валерия Попова и Сергея Глазунова, справа перевал Аленка и пик Мечта

Гребень Альтаир-Карт

Маршрут моего подъема на Альтаир

В итоге опоздала в лагерь на 20 минут и получила нагоняй за то, что забыла рацию. Быстро укомплектовав рюкзак, на ходу выпивая из кружки суп, присоединилась к веренице, восходящей на перевал Аленка. По ту сторону в прекрасной речной долине, усеянной ревнем, мы установили лагерь Л4 под западной стороной пика Мечта.

Вид на ущелье Акулья Пасть с начала подъема на перевал Аленка. Альтаир и пик Карт

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Вид с перевала Аленка в сторону пика Мечта

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Обсуждение в лагере планов на завтрашние восхождения, на заднем фоне справа контрфорс вершины Алексея Болотова

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Призадумался

На штурм Мечты завтра по плану выходило две группы.

Вечером того же дня поднялась на ближайшее к лагерю возвышение, чтобы запечатлеть закат. Рацию в этот раз не забыла, потому что забыла фонарик. Спускаясь простым лазанием в быстро опустившихся сумерках, чувствовала себя невероятно счастливой.

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Вершина Алексея Болотова

Пик Карт на закате, справа вершина Ольга

12 июля 2020. День 15

Пока Е. Глазунов, А. Сышиков и А. Панова лезли на Мечту по центру бастиона юго-западной стены (“Der fliegende hollander”, 6А), А. Бойко и П. Ткаченко штурмовали эту же вершину по южному гребню. Братья Пановы остались на базе вести радиосвязь, оставшаяся часть группы под моим чутким руководством отправилась на траверс ближайших вершин. Так на картосхеме появились горы Чудовище (2577м, 55°29'51,546'' N, 112°40'10,83" E), Татьяна (2446м, 55°29'23,934" N, 112°39'48,546" E), Медиков (2548м, 55°29'7,488" N, 112°40'17,916" E) и Красавица (2549м, 55°29'3.492" N, 112°40'19.356" E).

Подлаз на вершину Чудовища

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Продолжение траверса. Вид с Татьяны

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Вид с Медиков на начало траверса

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Пик Карт и Альтаир с вершины Красавицы

Схема составлена Аленой Пановой

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)"Чудовище-Красавица" траверс 3Б

13 июля 2020. День 16

Братья Пановы полезли свою линию на Мечту (назовут "Дракон", 4Б), остальные отдыхают в лагере. Погода после обеда портится.

Схема составлена авторами маршрута

14 июля 2020. День 17

А. Сыщиков и Е. Глазунов делают первовосхождение на вершину 2420м напротив лагеря по маршруту 2Б к.т., гору называют именем екатеринбургского альпиниста Алексея Болотова.

П. Пенкина, А. Рамазанова и Д. Сычева проходят маршрут 1Б на Татьяну.

15 июля 2020. День 18

П. Пенкина, А. Панова, братья Пановы уходят на траверс, который планируют начать от Чудовища в противоположную сторону. К концу дня на картосхеме появятся вершины Макса Фрая (2600м, 55°29′56.98" N 112°40′51.79" E) и Бушуева (2627м, 55°29′47.73" N 112°41′16.63" E). А. Рамазанова и Д. Сычева совершают прогулку немного выше перевала Аленка в направлении вершины горы Ольга (названа годом ранее во время разведки района).

Передовой отряд из бойцов Е. Глазунова, А. Сыщикова, А. Бойко и П. Ткаченко отправляется на встречу с восточной стеной Мечты, где планирует проложить линию. По мере их приближения к началу маршрута название "Самый Молодец" получает безымянный перевал.

Моя очередь вести радиосвязь. Вечером приходит сильная гроза — группу на Мечте буквально смывает со стены, которая в отличии от западной оказывается крайне небогата рельефом, что втягивает ребят в настоящую шлямбурную битву. Сломавшийся пробойник и подходящие к концу запасы анкеров на фоне неблагоприятного прогноза заставляют их решить благоразумно закончить эту войну отступлением.

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Олень в гости зашел

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)"Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город"

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Траверс "Чудовище-Бушуева" 4А. Схему составили авторы маршрута

Забайкальская Патагония 2020, фотолетопись с альп. экспедиции на Южно-Муйский хребет (Альпинизм)Траверс "Чудовище-Бушуева", подробная схема ключа. Схему составили авторы маршрута

16 июля 2020. День 19

Группа с восточной стены снимает веревки и возвращается в Л4. Погода вновь не балует.

17 июля 2020. День 20

Л4 (55°29′49.632″N 112°38′31.266″E) — Л1 (55°23′00.17″N 112°39′02.27″E)

Чтобы на обратном пути не пришлось преодолевать высокий и неприятный перевал Разведчиков, решаем попробовать новый вариант маршрута — его ребята подсмотрели с вершины Алексея Болотова. Нам предстояло уйти через перевал Парабола (55°29′21.08″N 112°37′50.91″E), а затем взлететь на перевал Папанина. Одна беда: из-за непогоды все кругом погрузилось в молоко. Мы шли по абсолютно незнакомым местам практически вслепую, также вслепую лезли по крутым склонам, потому что в верхней части перевал Папанина был немного непешеходным. Опыт оказался интересным: очень помогало приложение на смартфоне, которое примерно показывало расположение группы на карте вроде генштабовской, также сверялись с показателям альтиметра наручных часов. Лазание с тяжелыми рюкзаками в резиновых сапогах на стену, утонувшую в неизвестности и тумане, по данным статистического опроса участников стало одним из самых запоминающихся моментов экспедиции.

В лагере Л2 под Картом приготовили поздний обед и к закату уже были в Л1. Пройдено за день 23,7км с двумя перевалами.

18 июля 2020. День 21

Л1 (55°23′00.17″N 112°39′02.27″E) — п.Баунт

Ночь была удивительно холодной: сутра обнаружили лед, иней и замерзшие носки.

Пройдено за день 35,6км с одним перевалом и бесконечными болотами. С места основной стоянки на неутомимых спинах вынесен генератор и пластиковые бочки для хранения продуктов и снаряжения. После себя мы не оставили ничего. Даже транспортировали в Читу перезимовавшего на хребте "Властелина Колец". Около озера на закате нас ждали лодочники.

На фотографии с финиша экспедиции в курортном поселке Баунт центральным объектом в кадре является вовсе не целая и невредимая группа, развернувшая свои знамена — это полюбившаяся всем ванна, подключенная к местным сероводородным источникам.

В завершение рассказа небольшой видеоролик об экспедициях на Южно-Муйский хребет, для него использовались материалы, отснятые Евгением Глазуновым (закадровый голос его же) за эти 2 года с квадрокоптера, также присутствуют кадры от Алексея Бойко и братьев Пановых. Монтаж: Евгений Погребняк. Огромная им всем благодарность!

Спасибо!

Прекрасный отчет и замечательные фотозарисовки!

Классная у вас команда, красивые места, природа, хорошие горы!

Дальнейших успехов!!!

Спасибо за теплые слова!

а такая мультяшность фоток - это пост-обработка или особенность оптики (боке, итп)?

не очень понимаю, о чем речь. Задайте вопрос точнее или другими словами, пожалуйста

Это ощущение из-за того, что тени слишком сильно вытянуты

да, и похоже то ли на полярик, то ли на специфическое боке, то ли пост-обработка кадра камерой

evgleon, вы наверно привыкли к таким фоткам, поэтому не замечаете их особенность - если "не понимаете о чём речь".

Как я понимаю, вершины на которые были совершенны восхождения были безымянные? Вы планируете "узаконить" введенные Вами топонимы? Как мне кажется, это очень важно сделать. Чтобы были полноценные привязки на топокартах.

Великолепные фотографии, горы, тайга и люди. Вы молодцы! Умеете, могёте!

Практически все вершины были безымянными, за исключением некоторых наименований на туристических схемах. Мы очень внимательно искали следы пребывания людей в районе, находили записки в том числе 80 годов.

Насчет узаконить - это нужно пройти 33 круга ада, если у кого-то есть подобный опыт, поделитесь как это делается?

Мне кажется многие наименования вершин переходят на карты и приживаются сами по себе, например мапс.ми добавляет точки, можно в Google обратиться пусть добавят точки на карты. Думаю стоит таким путем пойти.

Учитывая интенсивность съемки и "рядовые" высоты некоторые вершин, я думаю большинство съемщиков просто не заморачивалось на введение топонимов. Как правило "били" только высшие точки, либо реперные для сьемки.

Просто есть два варианты, которые Вы назвали. Народный приживется, но, я думаю, учитывая названия вершин в честь безвременно ушедших, стоит и попытаться пробить их и официально.

Я попробую пробить эту тему и попытаюсь Вам помочь. Дело тут важное.

Всё проще вы начинаете суетиться ходите по земле и вокруг размещаете название мест гор..и всё переходит автоматом. Однажды увидите на официальной карте свои названия.

Дерзновенный проект, отличное исполнение, великолепные суровые горы, фото - просто огонь! Вот это экспедиция! Браво команде! Брависсимо автору!!!

чета как-то подозрительно мало мошки и комаров для этих мест ;) у них што ли тоже пандемия...

заморозки по утрам - прибивает. Да и ветерок должОн быть....

В зоне леса и болот было очень даже немало. В открытых местах, где куркумы и стланник, появлялась либо по какому-то личному расписанию, либо по погоде, но в скромных количествах

Классный пост, вы сделали огромную работу!!!

Фантастика! Люди, вы просто Настоящие!

а панорамы в сторону Муйского Гиганта есть у вас?

В этом отчёте есть что то: https://risk.ru/blog/218164.

не нашла

Всё прекрасно! Особенно лаконичные комментарии с железной женской логикой типа " Рацию наконец не забыла, потому что забыла фонарик" Прелесть!!!

Женечка, ты молодец! Такой классный пост!

И сам проект отличный.

Жека как всегда здОрово!!!

Какой интересный и обстоятельный отчёт!
Который уже вечер не просто читаю или фотки рассматриваю,
а с увлечением отслеживаю перипетии восхождений и перемещений участников
при помощи других картографических и навигационных ресурсов.

Практика присвоения названий безымянным географическим объектам
при освоении того или иного горного района - не обязательно подразумевает
закрепление топонимов на официальной карте типа ГШ или ГГЦ.
Условные/неофициальные названия давать не запрещено,
а при первовосхождениях или первопрохождениях это вполне обосновано этически.
С учётом нынешних возможностей в сети популяризация таких названий будет обеспечена.
Что касается официального присвоения названий, по всем нынешним законодательным
нормам - это дело действительно непростое и долгое, хотя и небезрезультатное:
по крайней мере, один пример присвоения вершине названия (на Кавказе) я знаю -
с соблюдением абсолютно всех современных законодательных норм -
так что прецедент в этом плане имеется.

спасибо, рада, что это оказалось полезно и интересно Вам!

Полный респект и уважуха. Молодцы

Спасибо!Присоединяюсь к положительным вышесказанным эпитетам. Во время выложили - наслаждаюсь на новогодних выходных, ждем нового сезона! Удачи в новых проектах!

Добрый день! Большое спасибо за отчет. Несколько технических замечаний:

- На схеме неправильная подпись "пройденные в 2019 году": и у красных, и у зеленых вершин.

- Вершина Валерия Попова, как я понимаю, была пройдена в 2007 году, в лыжном походе М.Васильева, называется "Хэгды" (причем, кажется, название существовало даже еще раньше):

- Насколько я понимаю, перевал Медвежий был пройден радиально лыжной группой М.Ривкина, они сняли записку какой-то свердловской группы и назвали его "Свердловский". Впрочем, тут я меньше уверен в точном совпадении перевала, не исключено, что у них был чуть более восточный перевал в этом же хребте:

- У вас на схеме часть высот совпадает с топокартой, а часть - отличается или отсутствует. На топокарте 1:50'000: Ольга 2414 м, Альтаир 2176 м, Чудовище 2574 (у вас 2577), Болотова 2447 (у вас 2420) - если я правильно понял их положение. Ваши высоты - с gps?

- Очень хотелось бы заполучить геоданные перевалов и вершин, и координаты, и высоту, если их на gps записывали!

- Про перевал Самый Молодец. Правильно ли я понимаю, что вы прошли его только с простейшей стороны, и в "туристском" смысле, для сквозного прохождения он сложен и имеет мало смысла?

- 2209 (отмеченная красным на карте) - это не вершина:

Я внес все перевалы и вершины из ваших экспедиций 2019 и 2020 года в каталог Вестры:
и на свою карту: https://nakarte.me/#m=12/55.45141/112.59407&l=O/Q
если эта карта нужна в виде листов для OziExplorer, или в векторном виде для загрузки в garmin gps - она есть тут: http://slazav.xyz/maps/hr/all_zab.htm

Здравствуйте! Спасибо вам за уточнения и замечания.

По пунктам: 1 Вершина Попова - в 19 году я поднялся на нее в одиночку, никаких следов прибывания людей не обнаружил, коллективно решили назвать ее так. На карте видели название Хэгды, однако если факт восхождения был - мы не претендуем занимать чье-то право. Но думаю никому не будет обидно, если имя Выдающегося человека станет увековечено таким образом? У вас есть контакты той, группы ?

2 Перевал "Медвежий" это условное название, так как на нем мы несколько раз видели медведей - если он был пройден кем-либо до нас. Конечно пусть останется под именем первопроходцев. Вообще перевалы нас особо не интересовали, и мы не собирали информацию по ним. Поэтому право называть их и описывать конечно должно принадлежать туристам, их впервые прошедших.

3 Все высоты это GPS - они часто не сходятся с картами.

4 Перевал "Самый Молодец" вполне проходим, наверное 1Б или 2А по туристской классификации, мы прошли его в обе стороны вверх и вниз

5 Высоты с GPS подготовим, как и полный список вершин и маршрутов - мы в процессе

6. Большое вам спасибо за внесение в каталог, правильно будет распространять информацию на всех возможных ресурсах, для более удобного ее получения!

Еще раз большое спасибо за замечания и уточнения - вы можете написать мне напрямую в ЛС, или в ВК. Буду рад общению и новой информации по району.

Евгений

Васильев (руководитель похода 2007 г с восхождением на Хэгды), насколько я знаю, вполне активен и доступен, координаты есть, например, тут: https://tssr.ru/main/structura/survival_center/2486/

GPS-координаты Мечты (правда, без gps-высоты) я нашел в отчете 2019 года: https://vk.com/doc5109614_524860976
А есть подобные отчеты или паспорта восхождений о других вершинах того года?

Итоговый список пройденных за время экспедиции маршрутов:

1. Пик Моделистов 2590м (1Б, первовосхождение) Е.Глазунов, Д.Сычева и Г.Абрамов – 02.07.2020

2. Пик Карт 2661м (5А, «Звуки Молодости», по левой части Западной стены Южного бастиона, первопрохождение) Д.Панов, А.Панов – 02.07.2020

3. Пик Макарова 2544м (3А, по северо-западному гребню, первопрохождение) Г.Абрамов, А.Рамазанова, Д.Сычева – 03.07.2020

4. Пик Карт 2661м (5Б, «Каскад», по центру западной стены, первопрохождение) А.Бойко, П.Ткаченко – 03.07.2020

5. Пик Карт 2661м (5Б, «Выбор за тобой», по центральному Западному бастиону Северного гребня, первопрохождение) А.Панова, Е.Леонтьева, П.Пенкина – 03.07.2020

6. Пик Карт 2661м (5А, по Большому камину Левого бастиона Западной стены, первопрохождение) А.Сыщиков, Е.Глазунов - 05.07.2020

7. Пик Карт 2661м (2А, по западному гребню) П.Пенкина, А.Рамазанова, Д.Сычева –05.07.2020

8. Пик Полярников 2466м (1Б) П.Пенкина, А.Рамазанова - 07.07.2020

9. Пик Карт 2661м (5А, «Кухельклопф», по правой части стены главного бастиона, первопрохождение) Д.Панов, А.Панов - 08.07.2020

10. Пик Альтаир (1Б, по северному склону, первовосхождение), Е.Леонтьева – 11.07.2020

11. Пик Мечта 2590м (6А, “Der fliegende hollander”, по центру бастиона юго-западнойстены,первопрохождение) Е.Глазунов, А.Сышиков, А.Панова – 12.07.2020

12. Пик Мечта 2590м (4Б, южному гребню,первопрохождение) П.Ткаченко, А.Бойко – 12.07.2020

13. Чудовище 2577м – Татьяна 2446м – Медиков 2548м – Красавица 2549м (3Б, траверс, первовосхождения) Е.Леонтьева, Г.Абрамов, П.Пенкина, А.Рамазанова, Д.Сычева – 12.07.2020

14. Пик Мечта 2590м(«Дракон», 4Б, первопрохождение) Д.Панов, А.Панов – 13.07.2020

15. Пик Алексея Болотова 2420м(2Б, первовосхождение) А.Сыщиков, Е.Глазунов – 14.07.2020

16. Татьяна 2446м(1Б, по северному гребню) А.Рамазанова, П.Пенкина, Д.Сычева – 14.07.2020

17. Чудовище 2577м – Макса Фрая 2600м – Бушуева 2627м(4А, траверс, первовосхождения) Д.Панов, А.Панов, А.Панова, П.Пенкина – 15.07.2020

18. Стёга 2452м (3А, первовосхождение) Г.Абрамов – 15.07.2020

Итого: 1Б – 4, – 1, – 1, – 2, – 1, – 1, – 2, – 3, – 2, – 1

А также все вершины, на которые мы поднялись:

Ух, какая команда! Завидки берут: за 2 недели столько первоходов натоптали!

Ходил народ десятилетиями по натоптаным и обжитым горам по придуманной и отлаженной системе за разрядами..шаг в сторону сделали и открылся такой шикарный скальный район. Не последний конечно. Большая удача и счастье найти такое и быть там первыми. альпинистскому сообществу моральный и героический пример к чему стремиться.

Исправленные и дополненные картосхемы. (составлены Аленой Пановой, моя только редакция)

По фотоматериалу экспедиции, дополнительно написав тексты, создала художественный проект "Ода Зверю" - в настоящее время он выставлен в Санкт-Петербурге. Подробнее тут: https://risk.ru/events/219134