Эльбрусский крест, горный поход 4 категории или полный Атсыз ;-)
Этот год стал для участников ТурКлуба «Вершина»
(г. Дзержинский) довольно насыщенным на приключения, не смотря на пандемию и
прочие палки, которые нам пытались вставить в колёса жизни.
И сейчас мы поделимся с Вами эмоциями от похода
на Кавказ.
Подготовка маршрута началась еще в прошлом году, сначала мы хотели пройти высотный маршрут на Памире, но после зимнего Байкала решили, что хочется погреться в Фанах... Но мы предполагаем, а Бог располагает. Всемирная ситуация поменялась и нам пришлось изменить планы. Выбор пал на Кавказ.
Разработали новый маршрут и стали "сидеть на
чемоданах", ждать откроют въезд в регионы или запретят вообще выходить из
дома. Благо ситуация наладилась и мы уже сидели в поезде на пути к Нальчику. К
сожалению, из-за пандемии, а точнее из-за работы, которая резко на всех
накинулась, в поход не смогли пойти четыре участника и мы пошли тесной
компанией из четырёх человек:
Залётов Максим
Кузнецов Сергей
Цыганкова Анна
Шилин Роман (рук)
Надо сказать, что это был первый опыт хождения
такой малой группой и он оказался более чем удачным!
Приехав в Нальчик, нас уже ждала машина, которая забросила нас в район Безенги. Так началось наше путешествие!
Первое кольцо состояло из 5 дней и двух
перевалов: пер.Укю (2А*, 3950) и пер. Урал (2Б, 3850)
Плавная акклиматизация и неспешный подход под
перевал позволили команде оставаться в хорошем самочувствии и с полным зарядом
энергии. Погода тоже была к нам благосклонна, дожди были только по вечерам, а
если и начинались днём, то не сильные.
Первый перевал прошёл спокойно и в рабочей обстановке, не считая каменного обвала с в.Укю, который прошёл не много левее нас. Но летящие «тумбочки» напомнили нам, что терять бдительность нельзя и всегда нужно быть настороже. Повесили 2 верёвки по скалам, траверснули склон до перевального кулуара и вышли на седловину. Снег начал усиливаться, погода портиться и дойдя до места ночёвки на «Рыжей морене», мы уже вспомнили "обычную" погоду на Кавказе.
Группа на пер. Укю (2А*, 3950)
Следующим должен был быть пер.Урал. Во всех отчётах написано, что он очень камнеопасен и проходить его нужно с самого рассвета. Будильник в 3 утра... Дежурный выглядывает из палатки и говорит, что ничего не видит дальше 25 метров. Тоже самое в 4 и в 5 часов... Ну чтож, раз горы нас сегодня не пускают, значит будем отдыхать. К 8 утра погода наладилась, в поле зрения начали появляться другие туристы. Бросив взгляд на перевал, мы увидели команду из четырех человек, которая в очень быстром темпе, в альпинистском стиле его проходила. Красиво идут, подумалось нам... А ведь мы тоже могли бы... но уже поздно! После обеда решили пройтись под перевал и понаблюдать за траекторией падения камней. На всякий случай взяли с собой две веревки, может удастся их провесить сегодня? Смотрим… тишина и благодать. Час смотрим, полтора…Всё прекрасно, ни одного камушка со склона не упало. Решаем подойти к склону и пощупать его и как только мы сделали пару шагов в его сторону, полетели камни. Поблагодарив горы за показательное выступление, мы развернулись и пошли в сторону лагеря.
Вид с места ночёвки в сторону верховьев лед. Малый Укю
На следующий день погода была прекрасная и в 4.30 мы уже начали обрабатывать склон. 10 веревок по льду и мы на седловине. Время 9 утра, а солнце печёт как на «сковородке». Смотрим записку, а это оказалась дружественная группа под руководством Сергея Романенкова. Вот тут стало и смешно от того, что всё встало на места, кто как не Сергей с товарищами может забежать на перевал за полтора часа, и грустно, что могли встретиться с ребятами прошлым днём, но не сложилось.
Побаловались, сделали фото в стиле группы Охлопковой и побежали вниз в а/л Безенги. Спуск получился довольно утомительным, Конечно же дождик добавил своей атмосферы, но нас ждала заброска, душ и люди.
Одна из лучших фотографий. Эко нас загорняжило ))
На следующий день мы вышли на основную, спортивную часть маршрута. Впереди нас
ждали три перевала 2Б.
И первым из них был перевал Атсыз «2Б, 4050». Забегая вперед скажу, что этот
перевал оказался одним из самых ярких впечатлений нашего похода. По имеющимся отчётам
было известно, что его проходили всего три раза, все в обратном направлении и
последнее прохождение было в 2005 году. Информации было не много… От того он и
был так интересен.
пер. Атсыз. Седловина левее центра. Мы же пошли чуть правее.
День подхода под перевал, и вот мы стоим перед началом взлёта и входа в нужный кулуар. Еще снизу увидели нужную нам дырку, опираясь на единственную хорошую фотографию из имеющихся отчётов. Начали подъем, дошли до ночёвок «Джулия» и встали лагерем. Нас накрыло облако.
Ночёвки "Джулия" на пути подъёма
Утром продолжили подъём в намеченном направлении. Не сложные скалки, местами спортивное лазание и фразы «Как хорошо, что нам не надо здесь спускаться».
Тот момент, когда участники еще не догадываются, что всё самое интересное впереди
Одна веревка на перевал и мы на седловине… Смотрим на другую сторону, и видим там совершенно не то что ожидали. Сверяемся с GPS – наш перевал в 60 метрах левее… На другую сторону примерно 4 веревки по скалам и дальше еще сколько-то по снегу…
Вид с верхних ночёвок в сторону неправильной дырки
Принимаем решение идти вниз по пути подъема. Оглядевшись, находим вбитый швеллер. Видимо не мы первые вышли не туда, куда хотели. «Эххх не надо было вслух говорить фразу про спуск». Четыре веревки вниз, неприятные скалы и мы оказываемся на других ночёвках. Выше предыдущих. Лагерь, отдых и построение планов на следующий день.
С утра решаем начать спуск не по пути подъема, а в другую сторону, что бы выйти в нужный нам кулуар с меньшей потерей высоты. Решение оказалось верным. Сбросили около 50 метров и начали подъем в уже правильном направлении. Повесили 8 веревок по снежному кулуару, прижимаясь к той стороне, где не было следов камней, а станции организовывая под защитой скал. И провесив восьмую веревку, увидели те самые три седловины перевала Атсыз. Вспоминая отчёты, выбираем центральную и движемся к ней. Из кулуара забрали левее, вышли на скалы, повесили еще одну веревочку, что бы пересечь снежник и всё выше и ближе приближались к нашей седловине. Финальные пару веревок по натёчному льду и мы на месте…
Только вот что-то не похоже оно с обратной стороны на наш перевал. Сверяемся с GPS, теперь мы в 70 метрах левее от нашего перевала. Наградой за наши старания был совершенно потрясающий вид с перемычки.
Не знаю поднимались ли сюда когда-нибудь, но потенциально это очень интересный перевал сложностью не менее 3А. Сделали «турик» и вложили в него увесилительную записку, следующим восходителям. Стоит отметить, что спортивный интерес к перевалу ни сколечко не уменьшился и осознание того, что «завтра-то мы точно окажемся там, где надо» только добавляло интереса и эмоций.
Это была одна из самых спокойных и приятных ночей… Мириады звёзд и абсолютная тишина…
Проснувшись и позавтракав, мы быстро сложили лагерь, повесили 3 веревки на спуск, траверснули п.Шаурту и практически без потери высоты вышли на перевал.
И каково было наше удивление, когда в туре, мы обнаружили записку команды т/к «Спутник» из г.Уфа, которые прошли перевал за 13 дней до нас. Как же было интересно, послушать их историю прохождения перевала и поделиться нашей.
Тур находится рядом с этим опознавательным местом
Перешеек на котором мы ночевали, чуть правее центра
Дальше 4.5 веревки на спуск и отдых на «Шауртинских ночёвках».
Спуск до нарзанных источников не самый простой, особенно когда подходишь к слиянию рек и приходится пробираться по березовой чащи. Причём в 18 году мы шли вдоль реки вытекающей с лед.Шаурту, а в этот раз по гребню правобережной морены. И я не могу сказать, какой путь мне понравился больше… Но какая же там красота! Грибы растут, через каждые 3 шага. Куча малины… Благодать.
Правобережный моренный гребень
Если подытожить, то перевал Атсыз, мы прошли за 3 дня и провесили на нем 24 веревки))) И это лишь придает ему значимости в наших сердцах. Ведь мы всё-таки его дожали, не развернулись и добились той цели, к которой следовали!
PS: Каждая группа, которая посещала данный перевал до нас выходила на его разные седловины, поэтому у нас родилась поговорка: "У каждого свой Атсыз... А у нас полный Атсыз!" ;-)
Линия подъема на перевал (фото сделано на квадрокоптер)
Следующей нашей точкой был пер. Бадорку + п. Баумана (связка 2Б, 4030)
Пока мы поднимались по долине, к нам подошел пограничник проверить документы и сказал, что никакой из пер.Бадорку идти нельзя! Запрещено. Мы кивнули, сказали, что тогда пойдем пер.Чат и двинулись дальше.
Не выходя к оз. Турье мы по морене подошли под бараньи лбы возле левого борта ледника. Погода была прекрасная, скалы сухие и спокойно проходятся на трении и личной технике. Оказавшись на леднике, мы на подходе в верхний цирк повесили одну веревочку и при пересечении скального перешейка еще одну. Заночевали на перевале Чат.
Ночь была страшной, точнее страшно интересной! Она достойна отдельного рассказа.
Погода испортилась, начал сыпать снег, а после часа ночи начались раскаты грома. Да такие сильные и частые, что громыхали каждые 3-5 секунд. И гремели, прям над головой, как будто над палаткой находился эпицентр непогоды. Молнии сверкали с такой частотой и размахом, что даже лёжа с закрытыми глазами в палатке, ты их видел. Пару раз пришлось откапываться от снега, и в этот момент ты чувствовал, как наэлектризовываются волосы под капюшоном анорака. Но самый запоминающийся момент – это звук включающейся GoPro в самом эпицентре событий… Один из участников решил на память заснять всё это действо… Благо был вовремя остановлен. Рисковать совершенно не хотелось!
Следующие дни погода не наладилась и после дня отсидки под просмотр фильма о Гарри Поттере, мы поняли, что не волшебники и начали прикидывать сколько у нас осталось еды и газа. Впереди нас ждал еще один перевал, но мы уже потеряли 3 дня и не понятно, что будет с погодой дальше, а ведь нам еще надо спуститься… Запасной день в этом кольце был только один. Посчитав оставшуюся еду, мы решили идти в а\л Башиль и из него переезжать к нашей третьей заброске в В.Баксане. Идея об экономии дня более длинными переходами и попытке прохождения следующего перевала улетучилась, после того как нас накрыла непогода. Но для начала надо было сходить на п.Баумана и спуститься вниз.
Утром следующего дня, появилась видимость, и мы начали готовиться к выходу. Но уже к моменту сбора палатки, облако опять накрыло нас. Делать нечего, надо потихоньку подходить к перевалу. Благо иногда видимость появлялась метров на 150 и можно было просмотреть определенный участок. Так мы подошли к пику Баумана. Бросили рюкзаки, и вышли на штурм, выбрав на наш взгляд наиболее понятную траекторию подъема. Но плохая видимость и погода сыграла свою роль. Повесив пару веревок на простеньких скалах, мы подошли к вершинному взлёту, пролезли веревку и уперлись в отвесную скалу… Выпавший снег затруднял движение и мешал работать на ключевом участке. Последние пару метров нам не дались и мы решили не рисковать и не тратить силы, а безопасно уйти вниз и начать спускаться с перевала. Как оказалось снизу, лидер вышел не под вершинный взлёт, а чуть левее, под соседний зуб. Но никто не подсказал, да и из точки страховки не было понятно высшая точка та в которую лезли мы или чуть правее. В результате, не много расстроившись, мы приняли правильное решение не тратить время, а сосредоточиться на спуске с перевала.
Ведь не зря говорят, что везде есть плюсы, их видеть только нужно. Так и получилось в нашей ситуации. Спуск с перевала, где обычно группы вешают от 3 до 8 веревок, у нас был пройден ногами. Выпавший снег позволил очень комфортно и безопасно спуститься. Первая связка делала ступени, вторая спокойно по ним шла. Ступени очень хорошо держали, что не могло нас не радовать. Ведь погода так и не наладилась, видимость не превышала 100м, а спускаться было надо. Держась вблизи скал и сверяясь с навигатором, мы аккуратно вышли на скальный пояс к местам под палатки. Дальше уперлись в скальные сбросы. Видимости нет. Решили заночевать и продолжить завтра. Еда закончилась вечером.
Всю ночь шёл снег, но ближе к утру подморозило. Значит, погода налаживается?! Попив с утра чаю, мы продолжили спуск. Просмотрев линию спуска и сверившись с отчётами, мы вышли на ледник. Пофотографировали, запустили коптер и двинулись дальше. Спокойно пересекли снежное поле и продолжили движение к альплагерю. По пути повесили одну веревочку со скал, при обходе большой промоины и побежали со всех ног вниз. Там нас ждала машина. Умудрились пропустить мост, о котором прекрасно знали и искали его, промокли до нитки, но всё таки вышли к людям. И тут сюрприз… машина уехала 30 минут назад. Благо был спутник, по которому мы связались с человеком, организовывавшим нам трансфер и он быстро эту проблему решил.
Потом машина, Баксан, Заброска, Нейтрино и начало заключительного этапа нашего путешествия. Впереди наш ждал крест Эльбруса.
Подъем к ледовым полям Эльбруса мы начали из долины Кыртык. Тут у нас в команде появился еще один участник. Дружок. Он прибился к нам в Верхнем Баксане и за 3.5 дня прошёл перевал Балык (1Б, 3550), пересёк ледовые поля Эльбруса и практически дошел до скал Ленца (4800м). Мы уже строили планы, как он вместе с нами делает крест, а внизу получает свою награду – килограмм баранины. Но благо, не много не дойдя до средних скал, он пошёл вниз с другими восходителями, потому что ночью был очень сильный ветер и нам точно пришлось бы запускать его под тент палатки.
Мы же, пройдя несложный перевал, хотели напрямую выйти к северному приюту, но разломы и промоины, которые идут от п.Калицкого этого нам сделать не дали. Поэтому, не дойдя до Северного приюта порядка 3 км, мы остановились на ночёвку. И это был самый душевный вечер с поеданием «сюрпризов», дискотекой и интересными беседами.
Решив не делать крюк до приюта, и просмотрев линию подъема до «тропы» на гребне, мы от места ночёвки начали набирать высоту и траверсировать склон в нужную сторону. На тропу вышли в районе нижних скал Ленца. Пообедали супчиками, пообщались с мимо проходящими восходителями и пошли наверх, искать места под палатку.
Следующий день обещал быть трудным. Нам надо было траверснуть склон на седловину, сходить обе вершины и заночевать неподалёку от спасательной капсулы RedFox. Но получилось всё не много иначе. На седловину мы поднялись за 3.5 часа ЧХВ. Чуть-чуть отдышались и пошли на Восточную вершину. Выбор был очевиден. На Запад поднимались и спускались караваны туристов, а на Восток – никого. Поэтому мы решили дождаться уменьшения потока и уже потом выдвинуться в сторону Западной вершины. Подъем от капсулы очевиден, никаких сложностей. Через 1 час мы были на вершине. Несколько фотографий и бегом вниз. К этому моменту основная масса с Запада уже спустилась и практически никто не поднимался. Еще за полтора часа мы поднялись на высшую точку Европы. Как же приятно наслаждаться красотой гор, когда кроме тебя никого на вершине и на горизонте нет.
Слева путь подъема на Восточную вершину, по центру траверс к седловине
Восточная вершина Эльбруса (5621)
Западная вершина Эльбруса (5642) Высшая точка Европы.
Спустившись к рюкзакам, решили не останавливаться на седловине, а продолжить движение вниз. Завтра, по словам гидов, передавали ветер до 60 м\с. Решив, что ветра с нас хватит, встали под рюкзаки и потопали вниз. За 2.5 часа спустились до приюта 11, где спокойно разбили лагерь и закончили маршрут. Завтра спуск в цивилизацию, баня, хычины и связь с родными.
Команда довольна, практически все цели выполнены, а местами и перевыполнены. Нами был пройден хороший спортивный маршрут (1Б-1шт;2А*-1шт;2Б-3шт;Крест Эльбруса 2А), но самое главное это отдых и перезагрузка. Сейчас сидя за столом перед компьютером, ты понимаешь, что полон сил и энергии для включения в рабочий процесс. Наслаждаешься фотографиями, вспоминаешь смешные истории и великолепные виды.
И самое главное – чувствуешь себя счастливым.
Интересный маршрут, хотелось бы здесь увидеть не только ссылку на ютюб, но и много фоток. И технический отчёт тоже было бы не плохо почитать. Особенно по прохождению пер. Атсыз (Шаурсал) ;)
Небольшой командой из 4 человек, разумеется, получается проходить технически сложные перевалы быстрее, чем большой группой. Чем больше народу, тем дольше проходится каждая верёвка. Потому моё любимое число участников в группах выше 2 к.с., это 4-6.
По пер. Урал, там камнеопасным является не ледовый склон, а обратный-осыпной, на сколько я помню. 10 верёвок на подъём по снегу (по описанию и фоткам С.Романенкова там было достаточно снежно), это не перебор? Или "на всякий случай"?
С Атсызом у вас нормальная такая разведка всех кулуаров и седловин со стороны Безенги получилась ;) Зато теперь все подходы знаете наизусть.
Да, от пика Калицкого на прямую через все отроги, промоины и языки ледников до Сев. приюта, это ещё то "веселье" :)) Разок его испытал, что-то больше не тянет, легче и быстрее в обход пройти :)
А крест Эльбруса в конце, это "вишенка на торте". Хорошо, что всё удалось!
А вот фоток не хватает!
Алексей, спасибо.
Сейчас пытаюсь разобраться с сайтом, он не хочет подгружать фото... Уже волосы на себе рву )) Сейчас уменьшу их размер и всё исправлю!
Фоток с Атсыза предостаточно. Более детально я конечно буду их вставлять в технический отчёт, но и здесь обязательно они будут.
По Уралу - там склон на подъем 450м, вот и получилось 10 верёвок )) А спуск там трудностей особых не представляет, всё идётся ножками. Опасен он как раз на подъем, можно попасть под перекрёстный огонь с Урала и Архимеда. Но у нас всё было тихо... тьфу-тьфу-тьфу.
Да, может из-за большого размера не вставляться. Я обычно ужимаю до размера 1100х800 или 1200х900, а панорамы побольше оставляю, но тоже не сильно большие. Тогда легко фотки прикрепляются в большом количестве.
Что-то я не замечал с Урала на ледовой стороне камнепадов, видимо везло. Мне, наоборот, казалось, что он слишком спокойный и простой на подъём, когда за ним наблюдал. Даже как-то не манил меня из-за этого :) Надо его тоже пройти и Атсыз заодно. А-то эти 1-2 к.с. уже надоели, хочется в следующем году несколько 3-4 к.с. пройти, если получится. В этом году из-за пандемии не получилось....
Главное, что вообще получилось выбраться в горы. Я в прошлом году, впервые за 15 лет, пропустил сезон из-за работы и это прям выбивало из колеи. Уж очень манят родные и близкие сердцу места.
Да, согласен, главное, это чтобы никакой следующей фигни не придумали. И чтобы все следующие сезоны у всех нас удались! А я с 90-го ни один походный сезон не пропустил.
13-ого, думаю, уже было не так снежно, как у Сергея.
Наша группа на перевале Укю 13.08.2020.
Можно сравнить с аналогичной фотографией Романа.
А классный же перевал. Это я про Атсыз. Сам я не берусь утверждать, что без проблем его найду при прохождении с Безенги, совсем наоборот - хотя и понимаю линию движения. У нас он тоже в 99-м был, пожалуй, вторым по сложности пройденных препятствий, сложнее была только связка Тютю-Джайлык (Суворова)+траверс Тютю. Но это суммарно все же 3Б. Остальные 3А (Ортокара В. и Чат) по прохождению были проще. Фото, конечно, хотелось бы посмотреть. Но задевает... Как в том анекдоте: идет группа, на встречу катится череп и говорит "ни фига себе 1Б..." Удачи Вам, ребята. И в теплые Фаны с хорошим маршрутом попасть...
Анатолий, спасибо!
Я не однократно вспоминал ваши слова: "Я лучше 2а раза Чат пройду, чем эту 2Б Атсыз )))"
И Андрюхи Мартынова - "Если не в тот кулаур забредёте, то лишние 10 веревок повесите))"
Так и получилось :-) Но от этого он стал еще более интересным и запоминающимся!
С фотками гораздо нагляднее и веселее пост получился. Если бы мог, второй раз +8 поставил бы ;) Эх, прям завидно, жаль меня с вами не было :)) Хотя, нафига я там вам сдался "старый, больной человек" ;))
"С фотками гораздо нагляднее и веселее пост получился" - вот это точно, пост как бы ожил!
Очень ребята молодцы!
С отличным походом вас! Можете в личных сообщениях ответить?
Ответил
Гы... значит и вас погранцы не пускали на Бодорку? :-) Мы шли в обратную сторону и когда сидели на Лычатских ночёвках погранцы весь день названивали координатору с требованием запретить нам прохождение любого из Бодорку и заменить его Чатом. Попросил координатора процитировать меня погранцам - "перевалы Бодорку и тем более перевал Бодорку Северный находятся дальше 100 метров от государственной границы, нахождение группы в 500-метровой зоне гос. границы разрешено пограничным управлением КБР путём выдачи группе пропусков в пограничную зону за номерами №№. Маршрут проложен с учётом разрешённых маршрутов из реестра туристических (альпинистских) маршрутов, расположенных в пограничной зоне Кабардино-Балкарской Республики № 804 от 16.06.2017". Не знаю, передал ли координатор это погранцам или нет, но больше про Бодорку к нам не докапывались.
Правда потом была странная ситуация - в Чегеме вечером наряд проверил документы, утром прибежал другой наряд и сказал, что нам запрещено выход на ледник Тютюргу, потому что в пропусках не указан соотв. маршрут из реестра, и мы можем идти только через Шаурту. Аргумент, что Шаурту ближе к границе, чем Тютюргу, вызвали только ссылки на управление - мол они там охренели. Я напряг координатора согласовать заход через Шаурту и был готов в крайнем случае пройти запасной Атсыз, но решил на всякий случай узнать, что на эту тему думают в управлении. Дежурный сказал, что "у вас пропуска на весь район, маршрут 88 указан в списке разрешённых, поэтому если вас кто-нить остановит и будет не пускать, то позвонить в управление для выдачи подчинённым звиздулей".
Кстати, есть вопросы про перевал Атсыз - можно в личку?
Мы тоже говорили ребятам, что расстояние от границы до перевала более 200м и то что при получении разрешения мы предоставили полный маршрут, в который входил пер.Бадорку, но в споры вступать было незачем. Ребята выполняют свою работу, а мы отдыхать приехали)
А координаторы с погранзастав нам тоже постоянно писали смс на спутник, спрашивали где мы ночуем, когда вниз и тд. Это было как раз в дни наших задержек на Атсызе и когда пурговали на Чате.
Владимир, конечно пишите.
.
Слышала про вариант Атзыса - кажется, левее от середины, через скалки (видела фотки). Только не помню - там берг обходили или просто туда пошли. "Седловина скальная, одна нога - туда, другая - сюда". Спуск в Безенги по очередному камнеопасному кулуару. Году в 95 - 96, кажется.