На пик Ленина в пенсионном возрасте. Часть 2.

Пишет Oleg Makarov, 22.05.2020 11:17

На пик Ленина в пенсионном возрасте. Часть 2. (Альпинизм, памир, высокогорье, высотный альпинизм)

Ссылка на часть 1

Восхождение

В 2019 году я предпринял 2-ю попытку восхождения на п. Ленина.
Первая была в 2017 году. Неудачная. Прежде всего, из-за погоды. Был настолько сильный ветер, что идти наверх из 3-го лагеря было немыслимо. Кроме того, я не спал всю ночь перед восхождением и сильно мерз. Поэтому утром встал без сил.
И, как сейчас вижу, был недостаточно готов физически. Думаю, даже если бы была погода, я не смог бы подняться на вершину.

В 2019 году, учитывая прошлый опыт, я внес коррективы.
1) Более интенсивная подготовка дома. Усиленные тренировки начиная с апреля. Больше тренировок в Кавголово: 15 км. с набором 500 м. высоты.
2) Лучше продумано снаряжение. Более теплый спальник. Более теплая одежда для ночевки.
3) Более длинная акклиматизация в районе п. Ленина.
4) Отказался от тура 2 участника + гид. Акклиматизация без гида, т. к. район уже знаком. На само восхождение искал гида уже в 1-м лагере.

Вид на п. Ленина с плато 5700 на пути к Раздельной

Мои соображения о взаимоотношениях с гидом и турфирмой (ссылка) - вынес в отдельный пост

Как я уже писал, я применил свой собственный график акклиматизации, за основу которого взят стандартный график фирмы «Горы Азии». Сравнение этих двух режимов наглядно представлено в таблице:

Сравнительная таблица режима акклиматизации на п. Ленина (ссылка)
День 1. Прилет в Ош.
Размещение в гостинице.

День 2. Переезд в базовый лагерь. Высота 3600 м. Путь займет около 4-5 часов (примерно 300 км). На территории базового лагеря есть все необходимое для комфортного пребывания (горячий душ, кухня, зона отдыха под открытым небом, электричество, свет и розетка в каждой палатке). Размещение в двухместных палатках. Если людей в лагере мало, размещают по одному в палатке.

День 3. Акклиматизационный выход на перевал Путешественников и вершинку над ним.
Путь проходит мимо луковой поляны, где растет дикий лук. Этот лук ядреный — много не съешь. В 2017 я употреблял его для лечения горла, а сейчас — для профилактики.

День 4. День подготовки. У меня в этот день еще один акклиматизационный выход на плечо Петровского.

День 5. Выход в первый лагерь. Высота 4200м. Имеет смысл воспользоваться услугами местных жителей, которые перевезут ваш груз на лошадях в 1-ый лагерь. Стоимость 1 кг 3 доллара. Пеший переход занял около 5 часов. Расстояние около 12 км. Набор высоты 600 м. В первом лагере установлены довольно просторные палатки с деревянными настилами. Накормят и напоят горячим чаем или компотом. В лагере имеются генераторы и вы можете зарядить электронные устройства в вечернее время.

Как перезимовать лето. 1-ый лагерь. 4200

1-ый лагерь находится на границе зоны снега. Погода здесь часто меняется: то снег, то дождь. Но к середине июля обычно устанавливается солнечная погода

День 6. пик Юхина (5130м). После завтрака отправился на акклиматизационное восхождение на пик Юхина.
В начале июля в этом районе еще много снега. Чуть в сторону от тропы, проваливаешься по колено или глубже.
К середине июля снега значительно меньше, он не глубокий или открываются камни.
Оказалось, что за 2 года я забыл правильную дорогу - через п. Домашний - ушел далеко в сторону, долго плутал по глубокому снегу. В результате к вершине вышел очень уставшим. Установил на снежной полочке под вершиной палатку. Рядом еще 2 или 3 палатки. Очень пригодилась лопата.
Спустился в долину уже когда стало темнеть. Опять потерял правильную дорогу. Долго плутал по глубокому снегу. Связался по рации с ребятами из 1-го лагеря, которые привели меня домой.
в 1-ый лагерь, где заночевал.

Небольшая вершинка п. Домашний по пути на п. Юхина . Вид на п. Ленина

Вид с п. Юхина (5130 м.) на южную сторону.

День 7 пик Юхина. Второй выход на пик Юхина. Вышел после обеда и еще до темноты добрался до своей палатки, установленной на снежной полочке под вершиной. Ночевка в палатке.

День 8. Спуск с пика Юхина. Легкий завтрак. Снимаю палатку и спускаюсь в 1-ый лагерь.Погода солнечная. Дорога хорошо видна. В лагере появляюсь до обеда. До конца дня отдых.

День 9. Акклиматизационые выходы на ближайшие невысокие вершины. На пик Домашний поднялся в этот день дважды. Один из участников — мужчина 65 лет, о котором я уже писал — сообщил по рации, что спускается с п. Юхина и уже на подходе к долине. Но проходит 1.5 часа, а его все нет. Пошел ему навстречу. Примерно через час вижу его, тяжело идущим мне навстречу недалеко от п. Домашний.
Оказалось, что он сбился с пути и провалился в снег по грудь. Целый час не мог выбраться. На вопрос: почему не вызвал помощь по рации? Ответил, что в лощине рация не ловит. Но я подозреваю, что он просто не хотел беспокоить людей.
Этот случай надломил человека и он отказался от попытки дальнейшего восхождения на Ленина. А это была его 5-я попытка И тоже неудачная.

Памятуя свой последующи опыт, когда я тоже чуть было не отказался от дальнешего восхождения, в такой ситуации надо спуститься в базовый лагерь, где тепло и травка, отдохнуть несколько дней, успокоиться. И после этого принимать решение.

День 10. Выход во второй лагерь 5300 м.

Вышел в 03 часа вместе с юношей из местных, который работает в первом лагере. Напарник необходим, т. к. путь пролегает по леднику с открытыми и закрытыми трещинами. Идем в связке. Часть груза передал напарнику. На этом участке подъем груза стоит 10 USD за кг. Спуск груза — столько же. Но на спуске уже нет необходимости передавать груз — груза меньше и вниз несли легче.
Часть вещей, и продуктов можно оставить в так называемых «технических» палатках, которые каждая фирма устанавливает для собственных нужд и для своих клиентов.

Подъем из 1-го во 2-ой лагерь

Этот подъем занимает примерно 6 часов. Время подъема зависит от целого ряда факторов: первоначальной физической подготовки, акклиматизации, веса рюкзака. Например, в 3-й раз я прошел этот путь на 2 часа быстрее, чем в первый.
Идти под солнцем очень трудно. Чтобы пройти по холодку, надо выйти из 1-го лагеря затемно в 3, самое позднее 4 часа утра. Тогда к 10 дойдете до 2-го лагеря.
На спуске я видел людей, которые только начали подъем в 9 утра. Мне было жаль этих людей! Я даже советовал им вернуться и повторить подъем на другой день, выйдя пораньше.

Подъем от 1 до 2-го лагеря. Самый крутой участок пути пройден.

Чтобы минимизировать вес, поднимаемый наверх, я договорился с молодой супружеской парой, которая тоже идет на Ленина. Я отдаю им свою палатку, которую они поднимают в 3-й лагерь на вершину Раздельная и в ней живут. Я же живу в их палатке во 2-м лагере которую они оставляют там для меня. Расписание акклиматизационных выходов и восхождений мы составили так, чтобы нам не пересекаться друг с другом.
Важно до наступления жары, т. е. до 09 утра, пройти участок под названием «Сковородка».
Платка на солнце разогревается так, что в ней нельзя находится. Накрываю палатку спальником и ковриком. Но их площадь недостаточна. Пометил себе на будущее, что надо изготовить тент из легкой белой ткани для защиты палатки от солнца.
Ночевка во втором лагере. Здесь уже нет питьевой воды и приходится топить снег для приготовления пищи. Ночевка в палатках.

2-ой лагерь. На заднем плане "Сковородка" Фото Яна Томашека.

День 11 Спуск в 1-ый лагерь.

Начиная с этого дня мое расписание существенно отличается от стандартного.
В предыдущий день во 2-м лагере чувствовал себя плохо. Запаниковал. Решил, что на этом моя попытка восхождения завершена. На Раздельную не пошел. Спустился в 1-ый лагерь.
Потом, успокоившись, нашел причину недомогания — перегрев на солнце и плохая защищенность от ультрафиолета.

День 12 Спуск в базовый лагерь.
Спустился в базовый лагерь.

День 13 и 14 Отдых в базовом лагере.
Отдохнув пару дней на травке восстановил силы. Теперь мое состояние во 2-м лагере уже не представлялось мне настолько плохим, чтобы уехать совсем. Я решил повторить попытку восхождения.
Начал поиски гида для восхождения на вершину. Это оказалось не так просто. Время гидов заранее расписано на весь сезон. Свободных пока не видно.

День 15 Подъем в 1-ый лагерь.
Снова поднимаюсь в 1-ый лагерь. На этот раз подъем прошел значительно легче. Я затратил на 1 час меньше времени, чем в 5-ый день.

День 16 Подъем во второй лагерь.
Опять ранний подъем и выход в 03 часа утра. На этот раз я поднялся во 2-ой лагерь на 1 час быстрее. Особенно позаботился о защите головы от с

Вид из 2-го лагеря на вершину

День 17 Подъем в 3-й лагерь на вершину Раздельная.
Выход в 8 утра. В более раннем выходе нет необходимости. Рюкзак несу сам, чтобы понять, могу ли я занести весь груз на Раздельную без чужой помощи? Менее 15 кг. рюкзак никак не получается.

На пути из 2-го в 3-ий лагерь
Дошел до плато на высоте 5800. Там стоят палатки-бочки группы москвичей, которые предложили остановиться в этих палатках, если возникнет необходимость. Решил передохнуть и попить чайку. Зря остановился. Раморило на солнце. Идти дальше не хочется. Передо мной на последнем перед вершиной Раздельной 300 метровом взлете длинная вереница людей, которые как муравьи медленно поднимаются вверх. Глядя на то, как им тяжело подниматься по жаре, мне все меньше хочется подниматься прямо сейчас. Решаю, что подожду, когда солнце опустится пониже. Вот и облачко видно. Сейчас солнце за него скроется и пойду.
Тем временем, ко мне подошла женщина и по-английски спросила, нельзя ли ей остановиться на ночлег в этой палатке, так как она не может идти дальше? Я связался по радио с хозяевами палатки и те разрешили.
Оказалось, что эта женщина — из Ирана. Я сказал, что оставляю ее здесь одну, а сам продолжу подъем на Раздельную. Но как только солнце зашло за облако, поднялся сильный ветер и повалил снег. В двух шагах ничего не видно! О дальнейшем движении не могло быть и речи! Пришлось нам ночевать вдвоем. Через некоторое время у нее начался приступ астмы. Я не знал, что предпринять. К счастью, у нее оказался аэрозоль со специальным лекарством, который успокоил приступ. По радио я сообщил в Аксай-Тревел, с которым у иранки был договор, о том, что она в безопасности и будет ночевать здесь. Общение было ограниченным — оба мы владели английским далеко не блестяще. Но все-таки мне удалось расспросить ее о жизни в Иране. Она сообщила, что перед этим поднялась на Эльбрус, а для поездки сюда продала свой автомобиль Peugeot.
Вечером она переговаривалась по радио со своим соотечественником, который ночевал на Раздельной. Утром я видел, как этого человека эвакуировали завернутым в спальник и пластиковую акью - бочку с отверстиями для дыхания. Он сам не в состоянии был спуститься.

Плато на 5800

Я надеялся, что ночью нам будет теплее вдвоем. Но нет, она завернулась в толстый спальник и забилась в угол палатки. Я пытался объяснить, что прижиматься друг к другу для того, чтобы согреться — обычное дело в горах. К счастью ночь была не очень холодной и не было острой необходимости в согревании друг друга. Хотя я немного замерз.
Наутро она изъявила желание подниматься на Раздельную вместе со мной. Но я понял, что собираться она будет долго и отказал ей — сказав, что пойду один. Как я потом узнал из переговоров по радио, через час после моего ухода, к ней пришли спасатели и врач из Аксай-Тревел. Врач категорически запретил ей подниматься выше и настоял на том, чтобы она спустилась вниз.
Меня удивило то, что эти иранцы приехали под п. Ленина втроем, но решили подниматься на вершину порознь. Таким образом они предполагали минимизировать денежные потери. Ели кто-то из них не сможет идти выше, он не заблокирует возможность восхождения для остальных. Двое из этих троих сошли с дистанции при мне. Судьба третьего мне не известна.

День 18 Радиальный выход на Раздельную.
По-хорошему, для акклиматизации нужно провести ночь на высоте 6100. Но раз уж я переночевал на 5800, решил хотя бы сделать радиальный выход на Раздельную.
В 2017 г. этот 300 метровый взлет дался мне очень тяжело. Я отдыхал по 60 сек. После каждых 20 шагов подъема. Хотя я и знал, что так делать не правильно, лучше подниматься медленно не останавливаясь. Но ничего не мог поделать — дыхания не хватало и вынужден был отдыхать.
В 2019 я поднялся легко, не останавливаясь.
По дороге мне встретились Николай Тотмянин со своими клиентами и Олег Тураев со своими, которые спускались после успешного восхождения на п. Ленина. Я спросил, не пойдут ли они со мой на Ленина? Но их время уже было расписано.
Проведя около часа на Раздельной, я спустился во 2-ой лагерь. Однако, во 2-м лагере я задержался слишком долго. Дежурные из Аксай-Тревел убедили меня, что сейчас, после 15 часов, спускаться по леднику одному не разумно, т. к. снег раскис, легко провалиться в трещину, а напарника для связки нет. Пришлось мне заночевать во 2-м лагере.

День 19 Спуск в 1-ый лагерь.
На следующий день утром я спустился в 1-ый лагер. К счастью, для меня нашелся напарник для связки.
В первом лагере меня ждала радостная весть: нашелся гид-инструктор, который готов пойти со мной на вершину. Это — Павел Воробъев. Очень известный и опытный альпинист-высотник, неоднократно покорявший восьмитысячники. У Павла выдался короткий отрезок времени, поэтому я поторопился вниз, чтобы хотя бы один день отдохнуть в базовом лагере. Считается, что на высоте 4200 организм не восстанавливается в должной мере. А на 6100 не восстанавливается вовсе, а только с каждым днем теряет силы. Кроме того, у нас не будет резервного дня на случай плохой погоды.
В этот же день, уже затемно, я спустился в базовый лагерь.

День 20 отдых в базовом лагере.

Через планшет вышел в интернет и сдал/купил билет на самолет на более позднюю дату.
Интернет пробовал в разных лагерях - не очень стабильный. Долго пришлось возиться с билетами.

Базовый лагерь "Горы Азии". Рассвет.

День 21 подъем в первый лагерь.

Этот третий подъем дался мне еще легче, чем второй. Я улучшил сво время еще на полчаса.
На следующий день намечен подъем во второй лагерь и далее, я вливаюсь в стандартное расписание.

День 22 подъем во 2-ой лагерь на 5300.
Мой 22 день соответствовал 13 дню стандартного расписания. То есть я удлинил акклиматизацию на 9 дней.
И этот подъем — в третий раз на 5300 — дался мне еще легче. И здесь я улучшил свое время на 30 мин.
День мы провели с Павлом в просторной палатке, предоставленной на во временное пользование его друзьями.

День 23 подъем в 3-ий лагерь на 6100.
И этот подъем дался мне значительно легче. Правда, я решил не рисковать, сберечь силы — нанял портера, который поднял на Раздельную 8 кг. моего груза. На этом участке подъем груза стоит 20 USD за кг.

Поднявшись в 3-ий лагерь, обнаружили, что палатка, которую поставила молодая пара москвичей по договоренности со мной и которая простояла на Раздельной 2 недели, стоит неровно. Под действием солнца снег под палаткой подтаял и она стоит в яме. Спать в такой невозможно.
Вдвоем с Павлом мы стали восстанавливать пол палатки. Он снаружи подбрасывал снег под дно палатки. А я изнутри разравнивал дно. Наверное, эта работа заняла у нас около 2 часов — не засекли время.
На завтра назначен подьем на вершину. Я изъявил желание встать в 12 ночи, чтобы выйти в 02. Мне хотелось иметь 2 дополнительных часа для восхождения, т. к. я знал о предельном времени — если до 14 часов не достигли вершины — поворачиваем назад.
Легли спать пораньше в 20 часов.
Но уснуть я не мог. Ворочался до 12 часов ночи.
В 12 Павел выглянул наружу и сказал, что спим еще 2 часа — ветер слишком сильный. Температура снаружи была -20С.

3-ий лагерь на вершине Раздельная. 6100.

День 24 подьем на вершину.
В стандартном расписании 15 день зарезервирован на случай непогоды. Но у меня запасного дня не было. Поэтому мой 21 день соответствовал 16 дню стандартного расписания.

В полночь я съел банку рыбных консервов, что помогло мне уснуть.
В 02 часа проснулись. Павел, выглянув на улицу, сообщил, что можно попробовать идти.
Конечно 2 часа сна очень мало. Но это хотя бы что-то. Не отказываться же по этой причине от восхождения!

Наверное, предельно допустимая для восхождения скорость ветра для каждого своя. Но я точно знаю, что ветер может быть такой силы, что движение невозможно.
Так, например, мы в 2016 г. мы не смогли взойти на вулкан Авачинская сопка на Камчатке (2800). Ветер был такой, что взрослые мужчины не могли сделать ни одного шага! Какое-то время пытались ползти на четвереньках, но по камням не очень-то поползаешь. (Это оффтопик).

Скорость ветра была почти предельно допустимой. Я надел на себя две куртки: вниз ArcTeryx ATOM, а поверх нее Sivera Марал. Теплые штаны Sivera Сулица и комплект термобелья. Как скоро выяснилось, Павел принял правильное решение переждать ветер. Уже через час хода нам навстречу стали попадаться люди, вышедшие в 02 часа и повернувшие назад из-за ветра.

Прежде, чем начать подъем по склону, приходится спуститься с вершины Раздельная на перемычку. Это — потеря 100 м. То есть подъем начинается не с 6100 м, а с 6000. При подъеме, когда еще полон сил, это не столь существенно. А вот на обратном пути, когда уже спустился почти без сил, нужно подняться на 100м!

Первый взлет, самый крутой и длинный, от 6000 до плато на 6400 я прошел с хорошим временем. И уже надеялся, что если дело так дальше пойдет, дойти до вершины в 10, в крайнем случае в 12 дня.
Тем более, что Павел сообщил, что самый крутой подъем уже пройден.

Спасибо добрым людям, которые размечают путь к вершине флажками. Плато на 6400.

Но на высоте около 6500 начинается крутой острый гребень, который называется «нож». Причем лет 20 назад он не был таким острым и назывался «галстук».
На последнем взлете «ножа» добрые люди провесили перила — наверное 2 веревки — сейчас уже не помню. Эти последние 80-90 м. можно отжумариться. Не то, чтобы без перил не подняться — снег под ногами, не лед — но помощь заметная.
Некоторые восходители на этом «ноже» ломаются. Не могут дальше идти и поворачивают назад.

На высоте 6800-6900 так называемая «Поляна парашютистов» - подьем становится пологим. На эту поляну высаживался парашютный десант в 60-е годы ХХ века. Отдельная тема — не буду здесь останавливаться.

И вот, когда осталось каких-то 200 м. подъема, у меня кончились силы. Павел посоветовал мне оставить прямо возле тропы рюкзак и ледоруб — вес незначительный, рюкзак почти пустой — но даже 3-4 кг. играют роль. И еще, выбросить все мысли из головы и сосредоточиться на движении.
Вот так я и шел: 20 шагов — 1 минута восстановления дыхания. Наверное, эти последние 200 метров высоты я набирал часа два.
И когда добрался до вершины, уже сам себе не верил.

Что испытывал? Да ничего особенного. Что-то я не припомню, чтобы когда-либо «на вершине стоял хмельной». Вот и сейчас, все как-то обыденно. Отдохнули немного. Сделали фотографии. И назад.

Вершина совсем не похожа на "пик". Скорее - поляна. Для футбола маловата, но вертолет мог бы поместиться.

Спуск поначалу был легким. Я почти бежал. Но подойдя к тому месту, где оставлены рюкзак и ледоруб я обнаружил, что сил опять нет. И что мне нужно отдохнуть несколько минут, чтобы восстановить дыхание.

Навстречу нам попалась женщина-одиночка, иностранка неизвестной национальности, которая продолжала подъем. Она очевидно не успевала дойти до вершины до 14 часов. Так оно и оказалось. Уже около 20 часов, когда начало темнеть, ее еще не было в 3-м лагере. Пришлось снаряжать спасательную группу, чтобы спустить ее. На этот раз все обошлось. В каждом лагере всегда есть дежурные от фирм и другие опытные альпинисты. Конечно, спасть людей они будут и бесплатно — никто не оставит человека погибать. Уже потом будут выяснять, была ли у пострадавшего страховка и будет ли труд спасателей оплачен. И, конечно, он оплачивается далеко не всегда.
Поэтому нужно помнить, что результат неразумного риск и бесшабашность в горах оборачивается нелегким трудом спасателей. Не исключено, что бесплатным.

Далее я спускался в связке — Павел страховал меня, идя несколько выше. Опасались, что от недостатка сил я могу потерять равновесие.
После спуска с «ножа» открылось второе дыхание. Ведь сбросили почти 1000 м. И дышать стало легче. Я быстро пошел, почти побежал вниз. Этого «заряда» хватило до середины плато на 6300. Но впереди уже крутой спуск, который вниз уж как-нибудь.
И вот последнее испытание — подьъем с перемычки на 100 м до лагеря на Раздельной. И опять: несколько шагов — отдых. В итоге, я как-то доковылял до 3-го лагеря.

Обратный путь - спуск с Раздельной. На фото: Павел Воробьев.

День 25. Спуск с Раздельной.

Ночью спал уже без проблем. Утром с аппетитом позавтракал французским набором быстрого приготовления от Декатлон. Хотелось скорее вниз.
Но была еще работа по снятию палатки.
На снегу оттяжки палатки закрепляют так: набивают снегом полиэтиленовый пакет, привязывают к нему оттяжку, закапывают пакет в снег и притаптывают.
При снятии палатки можно немного раскопать и посильнее дернуть за оттяжку. Но тогда пакет останется похороненным в снегу навсегда. Я такого себе позволить не мог. Аккуратно выкапывал каждый пакет. А за 2 недели эти пакеты хорошо вмерзли в снег. Приходилось помогать ледорубом. Не знаю, сколько времени мы потратили на снятие палатки — может быть час или более.

Далее все прозаично.
Легко сбегаем вниз по склону Раздельной. С облегчением глядя на несчастных, которые поднимаются нам навстречу.
Небольшой отдых и перекус с чаем во 2-м лагере и вниз.
Еще до обеда мы спустились в 1-ый лагерь.

Финиш. 1-ый лагерь "Горы Азии"

Последующие дни.
Так как я купил обратный билет на самолет с запасом в несколько дней, торопиться было некуда. Я провел еще один день в 1-м лагере. И 1-2 лишних дня в базовом.

Стандартным режимом восхождения, предусмотренным многими фирмами предусмотрен штурм п. Ленина на 16-ый день
У меня он был на 24 день.
С учетом дней прилета-отлета мой тур занял 30 дней, вместо 20 по стандартной программе.
Из них:
- 2 ночи в гостинице
- 14 ночей в стационарных палатках BC и C1 с питанием от фирмы
- 14 ночевок в своих палатках с самостоятельным питанием

При более разумном распределении времени мою программу можно было бы сократить на 5 дней без потери качества акклиматизации.

>> Щас Вам выговор влепят за неправильное пользование Риском. Переделывайте пост пока не поздно. <<

Речь итет о "cut" или о чем-то еще?
Исправил сразу.
Редакция прислала вежливое письмо.

В описаниях соотечественников, истории, касающиеся восходителей из Ирана - всегда с толикой удивления. Думаю, что это взаимно.

Люди добрые, объясните не пиная ногами: почему на Ленина нет лагеря на плато 6400?

Много причин.
1) Многие гуру, даже на 8-тысячниках заявляют: "Нет 4-му лагерю!"
2) Плато на 6400 очень ветренное. Там ночевать не комфортно.
3) При спуске ночевать на 6400 не разумно - силы для движения дальше еще есть. И что делать с этим лагерем? Тратить время на съем лагеря?
4) Были случаи вандализма. Неизвестные портили палатку.
5) Есть маршрут: ночевка на 6400 и спуск с Ленина на восток.

Еще.
Потеря дня. Одним днем из 2-го лагеря до 6400 не дойти.
Значит: ночевка на Раздельной. Потом переход, 4 часа или менее на 6400 и лагерь там.
Конечно, шансов дойти до вершины больше. Но при спуске, что делать с этим лагерем?
Как раз летом 2019 при мне один гид с клиентом ставили лагерь на 6400.

Очень спорное у Вас утверждение: "Одним днем из 2-го лагеря до 6400 не дойти".
Это с чего бы это?
Да и насчёт ветрености лагерей на 6100 и 6400 по-моему особой разницы нет.
Я бы скорее из личного опыта отметил разницу в глубине снега. Мы на 6400 палатку ставили в самом начале плато практически на камни, снега даже на ветрозащитную стенку было не наскрести, в то время как на Раздельной можно было бы закопаться глубоко.

Спасибо. То есть принципиальных проблем нет. Просто неудобства...
ИМХО с 6400 больше вероятности на вершину зайти

Да, конечно, взойти шансов больше.
Но вот раньше ставили лагерь на перемычке между Раздельной и склоном. А сейчас не ставят.
Ветер - веский аргумент

Я ходил в 91-м году с 6400,была хорошая погода и даже между камней была оттаявшая вода.Ходили на гору было достаточно ветрено,но на 6400 было нормально.может свезло нам.хотя при подъеме на Раздельную за день до подъема на 6400-начался снегопад и исчезла видимость,поэтому встали в обед где-то на 5800(недалеко от раздельной),а на следующий день быстро поднялись на раздельную(часа за полтора) и решили пойти на 6400.На гору вышли с рассветом и спустились часам к 3 дня.Мне тогда помнится хотелось ,чтобы все поднялись(у ребят не было высотного опыта)-цели достигли все.

Когда-то в МАЛе (куда принимали только иностранных альпинистов) под пиком Ленина примерно до 1982-84 г. была только 25 дневная программа. Клиенты были не очень спортивные, у большинства это был первый семитысячник, но заходило их на вершину процентов до 60-70. Постоянно приезжал тогда швейцарский гид Ханс Питер Риф, который привозил также не слишком сильных альпинистов человек не менее 20. Процент совершивших восхождение на Ленина у него приближался к 90 %.
Где-то примерно с 1984 г в МАЛе. стали в дополнение к 25 дневной программе продавать 17 дневную. По этой программе восходило процентов 25-30 клиентов. Поэтому если Вы едите первый раз "на высоту", то лучше 25 дневная программа. Есть всегда запас по погоде, болезни и.т.п. А при 30 дневной программе еще лучше. Главное не спешить. Подумайте, что лучше многократно без успеха ездить по 17-дневной программе или один раз по 25-30 дневной.

Однако все туристические агентства предлагают только 21 дневную экспедицию. Платить еще 4 дня? Но 25 дней и мне тоже кажется лучшим решением.

Я так и сделал. Оплатил фирме дополнительные дни.
И еще в базовом лагере через планшет вышел в интернет и сдал/купил билет на более позднюю дату.

То есть да, я был прав, когда пошел на вершину на 25 день, а не на 16, как прописано в стандартной программе?
Скажем так: если бы не затупил, на 23 день вполне успевал по удлиненной программе и 2 дня на возвращение.

День 12+ .... поправьте издержки редактирования. Долго не могла въехать))

Спасибо!
Сделал.

Олег, поздравляю с исполнением мечты! Ваш отчет вдохновляет. Продуманное восхождение, сделанное с запасом. Я была в 2004 году и по ряду причин не сходила, просидев 3 дня на Раздельной. Напарник уехал, у меня оставалось 4 дня. Попыталась найти гида, но мои ожидания разбились о лед коммерции. Я предложила гиду идти на равных, как в спортивном альпинизме. Груз и снаряжение - пополам. Он сказал, что я все своё снаряжение - газ, продукты, палатку - должна нести сама или нанимать дополнительно носильщика. Ни о каком обмене эмоциями речи не шло. Я поняла, что такой альпинизм мне не интересен. Как у вас с гидом, сложилось ли полноценная работа в связке? А не ощущение козла на веревке... что мне предлагалось за мои деньги.

С гидами мне повезло оба раза.
в 2017 - Артур Усманов. С Артуром мы дошли только до Раздельной. Кроме того, в группе было два участника. Артур - человек сдержанный, немногословный. Разговаривает минимально.
в 2019 - Павел Воробьев.
С ним - полное взаимопонимание. Никакого "козла на веревке". Когда я косячил - куда без этого - он, конечно, повышал голос. Но все в рамках разумного. Кроме того, мы сошлись с ним на почве битломании.
Что касается груза - это общее правило.
Ведь инструктор в альплагере тоже не несет общий груз!

Если идёшь с инструктором в двойке - 4ку или 5ку, ещё как несёт, особенно в паре с девушкой. И спит в одной палатке, и готовит вместе, и байки на ночь рассказывает, всё как положено=)) И первой выпускает. А Ленин был 5а, если ничего не изменили.

Инструктор и гид, понятия разные...

Ах, если бы еще можно было выбрать перед восхождением! Вам кого? Гида, инструктора, а может напарника по связке? Ответ кроется в том, как он воспринимает тебя. Как кошелёк на верёвочке, подопечного или равного, друга и напарника. Ведь для кого-то гид готов на всё)

Летом 1984 года 56 (57) летний словацкий альпинист врач и профессор университета Карол Гурскы (Karol Gurský 30. августа 1927 года - 23. апреля 2020 года) совершил восхождение на Пик Пиотровского и на Пик Ленина. Он был во время его восхождения
на два с половиной года моложе чем вы.

Такие числа возбуждают настроение!

Хороший информативный рассказ!

Oleg Makarov, спасибо за обстоятельный рассказ!

Я если и когда-нибудь и схожу этот маршрут, даже в недалёком будущем -
то как раз примерно в таком же возрасте окажусь.
Поскольку на собственной шкуре знаю, что горовосхождения даже ещё в 49 лет - это одно,
а в 55 и чуть больше - уже совсем другое,
то предполагаю, что в 60+ они (горовосхождения) отнюдь не легче будут даваться.
Поэтому полезно при таких обстоятельствах что-то почерпнуть и из чужого (для меня) опыта.

Меня тоже этот пост вдохновил. Конечно есть сомнения, но пост добавил пару граммов на весы.

Спасибо!
А в чем сомнения?

Ваше мнение очень важно для меня - понимание того, что не в пустоту пишу.