На пик Ленина в пенсионном возрасте. Часть 1.

Пишет Oleg Makarov, 21.05.2020 11:45

На пик Ленина в пенсионном возрасте. Часть 1. (Альпинизм, памир, высокогорье, высотный альпинизм)
На высоте фото возможно только в очках. Даже на короткое время очки не снимешь

Ссылка на часть 2

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны…
А.С. Пушкин

Действительно, в 20 и даже в 40 лет высокогорные восхождения несравненно проще, но это вовсе не означает, что они не возможны в 60
На момент восхождения на пик Ленина в июле 2019, мне было 59.5 лет, что по дореформенным понятиям можно считать пенсионным возрастом. Ну почти.

Среди гидов-инструкторов, работающих в этом районе такой возраст отнюдь не исключение. Например, известный питерский высотник Николай Тотмянин, который старше меня на 2 года, каждый год поднимается на эту вершину. И не по одному разу. В общей сложности Николай восходил на п. Ленина 35 раз (или более — точнее я не запомнил). За этим стоит огромный опыт и постоянные тренировки в течение года.

Здесь же я говорю о «простых смертных» или точнее "клиентах" по определению Павла Воробьева, приведенном им в посте «Портрет восходителя на наши семитысячники». Да и сам я - такой "клиент".
Людей, старше 50 лет, пытающихся взойти на эту вершину, я видел в районе п. Ленина не то, чтобы очень много, но они есть.

Надеюсь, данной публикацией мне удастся вселить уверенность и дать полезные советы другим, кто в силу своего возраста сомневается, стоит ли ему попытаться взойти на эту вершину.

Пик Ленина на Google maps

турфирма, гид, стоимость;
описание восхождения;

Физическая подготовка

По моему мнению это — самый важный аспект. Начиная с некоторого возраста, мы уже не улучшаем свои результаты, а лишь боремся с неизбежным ослаблением своих физических возможностей. Победить в этой борьбе нельзя, но хотя бы замедлить сползание, отдалить старческую немощь. Для меня всегда был примером Н.А. Амосов, хирург, который пропагандировал и сам вел активный образ жизни. Даже в последние дни своей жизни, в возрасте 89 лет он бегал по 5 км. в день.

Мой походный опыт начался в 1978 г. шлюпочным походом по оз. Байкал и р. Ангаре, организованным военно-морской кафедрой Ленинградского кораблестроительного института.
1300 км. за 30 дней из которых примерно 1000 — гребля на веслах.

Потом, водные, горные и лыжные походы разной степени сложности. В 90-е длительный перерыв, как и у многих, когда мы не столько жили, сколько выживали. Потом жизнь наладилась, дети подросли. Когда мне уже было за 40, возобновил походную жизнь. С тех пор, каждый год: зимой лыжные поход в Хибины, тундры. Летом — горный или пеший поход — Кавказ, Саяны, Камчатка, Курилы. Или альплагерь.

В течение года поддерживающие тренировки: бег 20-30 км. в неделю. Однако, за три месяца до поездки в Киргизию, усиленные тренировки. Прежде всего, бег не по ровной местности, а с перепадом высот.
Например, недалеко от Петребурга, в Кавголово, где построена современная лыжная трасса олимпийского уровня, прежняя лыжная трасса доступна для кросса. 5 кругов по этой трассе, согласно GPS, составляют 15 км. с общим набором высоты 500 м.
Учебно-трепнировочный центр в Кавголово
Другое место для тренировок — Шуваловский парк,в котором есть горка высотой 30 м. 10 кругов с подъемом-спуском дают 300 м. набора высоты. Но бегать так скучновато.
Гора Парнас в Шуваловском парке
В Петербурге есть удобное место для бега — парк на Елагином острове. Там круг 5 км. Но без перепада высот. Елагин остров

Летом 2019 в районе п. Ленина я встретил человека, которому 65 лет. Его тренировки — 50 км. в неделю. Он предпринял уже пятую, неудачную попытку восхождения.

В 2017 г. мной была предпринята первая попытка восхождения на п. Ленина. Неудачная. Прежде всего, из-за погоды. Но и подготовлен я был недостаточно. Поэтому в 2019 я тренировался более интенсивно.

Мой рост 1.85 м. Вес 85-90 кг в зависимости от времени года и интенсивности тренировок. После восхождения на п. Лениня я сбросил 8 кг (или более — точно не знаю) несмотря на хорошее питание в базовом и 1-м лягерях.

Наверное, можно сформулировать минимальное требование к физической подготовке: если вы можете пробежать 15 км. с набором высоты 500 м. за разумное время, можете пробовать п. Ленина.

Техническая подготовка

Я имею 2 разряд по альпинизму. Но для восхождения на п. Ленина такой уровень подготовки не требуется. Технически — эта вершина не сложная.
Потребуется умение ходить в кошках по снегу или фирну. Ледовых участков нет. Или мне такие не встречались.
На 2/3 пути от 3-го лагеря до вершины есть снежный гребень, называемый «нож», на котором добрые люди часто провешивают перила. Преодолеть этот подъем при помощи жумара — большое подспорье, хотя можно подняться и так, затратив несколько больше сил и времени.
Между первым и вторым лагерями подъем проходит по леднику с трещинами, среди которых много закрытых. Ледник проходится в связках. Здесь потребуется, хотя бы теоретические знания о передвижении в связках по снежному склону и действиях при срыве участника в трещину.
С этой целью советую прочитать раздел «Работа связок на снежном рельефе» (стр. 122-132) и «Подъем пострадавшего из ледниковой трещины» (стр. 175-177) книги «Начальная подготовка альпинистов», Часть 2. Под ред. П.П.Захарова. М.2007.

Я упоминаю об этом не случайно. На этом участке я втречал довольно много связок, идущих «на коротком поводке», т. е. На длинне веревки иежду участниками 2-3 м. Или с запасом веревки в кольцах.
Почему это не правильно — почитайте в упомянутой книге П.П.Захарова.

Снаряжение

Я уже много лет пользуюсь таблицей EXCEL (или Libraoffice CALC) с помощью которой определяю вес снаряжения. Кроме того, такая таблица позволяет не забыть что-то из снаряжения.

Список снаряжения таблица (ссылка)

Как видно из таблицы, вес снаряжения приближается к предельному, допустимому для бесплатной нормы багажа в самолете. Часть вещей можно взять в ручную кладь, а что-то надеть на себя. В таблице не указаны продукты. К счастью, нет необходимости брать с собой в самолет все продукты. В гипермаркетах Оша продукты тех же производителей, что и в С-Петербурге.
Киргизская авиакомпания AVIATRAFFIC декларирует, что для спортивного снаряжения допускается общий вес 40 кг. И пока выполняет свои обещания. У меня возникал вопрос: как же они определят, что мой груз — это спортивный инвентарь, если он упакован? Все оказалось проще. Представитель авиакомпании в аэропорту Пулково сказала, что сразу видит, кто мы такие, и ей ясно, какой у нас груз. На стойке регистрации она дала указание пропустить наш багаж без дополнительной оплаты.
Компания AVIATRAFFIC летает, также, в Москву, Казань, Екатеринбург, Новосибирск и еще ряд городов.

Высокогорная обувь — выделено в отдельный пост.

Обувь для передвижения по каменистой местности

Вплоть до высоты 4300-4500 м. придется довольно много ходить по каменистой почве. Во-первых: при перемещении между базовым и первым лагерями. Во-вторых: радиальные акклиматизационные выходы. Ходить по камням в высокогорных ботинках — не самое лучшее им применение. Эти ботинки тяжелы, жестко фиксируют голеностоп и интенсивно изнашиваются на каменистой почве.
Для этих целей подойдут легкие альпинистские или трекинговые ботинки. Я ходил в трекинговых ботинках Zimberlan, пара которых весит 1.2 кг.
На пути от базового к 1-му лагерю

Кроссовки

Обувь для города, самолета и базового лагеря. Можно, конечно, ради экономии веса лететь в самолете и ходить по городу в трекинговых ботинках. Тут уж сами решайте. Легкие тапочки сланцы — весят 150 г. Возьмите их в любом случае — ногам захочется отдохнуть.

Чуни

Во время ночевки важно согреть ноги. На высоте теплоизоляции спальника может не хватить. Пуховые чуни Redfox, которые весят 200 г., я надевал на ночь.

Кошки

Кошки подойдут любые, в том числе алюминиевые — движение предполагается по снегу или фирну. Важно, чтобы у них был антиподлип. Легкосплавные кошки позволят сэкономить около 200 г. веса на каждую ногу.
Я использовал кошки Camp с мягким креплением. Мягкое крепление — на ремешках — подойдет для любой обуви в том числе и для бахил. Кроме того, кошки с мягким креплением обычно дешевле.

Палатка
Самая распространенная в этом районе модель RedFox Explorer. Это хорошая 2-х местная палатка приспособленная для высокогорья — имеет низкий профиль, усиленные дуги, юбку. Вес 2.9 кг.
RedFox Explorer в 3-м лагере 6100. Фотот Артура Усманова.

Недостаток существенный — плохая вентиляция. Палатка имеет один выход и плохо продуманные вентиляционные отверстия. 3-х местный вариант этой палатки значительно лучше — два выхода, никаких проблем с вентиляцией. Но вес 4 кг.
Отличительная особенность палаток RedFox — дуги проталкиваются в рукава на тенте. Это позволяет снимать и ставить палатку не снимая внутреннего слоя. Что особенно важно под дождем или снегом. Но со временем в этих рукавах образуются задиры (карманы) и чтобы, проталкивая дугу не попасть в такой карман, потребуется определенная ловкость или помощь друга.
Мне хотелось иметь высокогорную палатку, весом не более 3 кг. С двумя выходами. Условия достаточно жесткие, т. к. к высокогорной палатке предъявляются повышенные требования прочности, что ведет к утяжелению. Таку палатку мне удалось найти, это Terra Nova Superlite Quasar. Вес 2.5 кг. 2 выхода. Правда, нет юбки. По моему мнению, юбка — не обязательный элемент. Она нужна далеко не всегда, а добавляет 0.6 — 1 кг. Веса, в зависимости от размера палатки.
При необходимости защиты от ветра края тента можно завалить снегом. Либо установить палатку в снежном углублении, к которому добавить снежный бруствер по периметру.
На фото: гид-инструктор Павел Воробьев. Палатка Terra Nova, 3-й лагерь на 6100.

Похоже, что Terra Nova сняла с производства эту модель. На сайте фирмы представлена только Terra Nova Quasar, которая тажелее, чем Superlight на 0.5 кг. Terra Nova — чрезмерно дорогая палатка. На сайте производителя цена 700 фунтов.
Если вас трое или лишний килограмм веса вас не смущает, берите 3-х местную RedFox.
Еще один путь экономии: у одной из фирм, оказывающих услуги в этом районе купить ограниченный тур, подразумевающий питание и проживание в палатках в базовом и 1-м лагерях. В этом случае палатка понадобится только во 2-м и 3-м лагерях. Фирмы предоставляют такие палатки в аренду. Приценитесь, может быть стоит воспользоваться арендой палатки во 2-м и(или) 3-м лагерях?

Куртка

Я взял с собой две куртки: легкую ArcTeryx ATOM и утепленную Sivera Марал 2.2. Обе куртки с синтетическим наполнителем. Хотя производители утверждают, что их современные синтетические утеплители приближаются к гусиному пуху, это не так. Тесты показывают, что пух примерно вдвое лучше держит тепло. Но синтетика имеет важное преимущество: не боится влаги. Я испытал это на Камчатке, когда после целого дня под дождем, надел на себя мокрую курточку с уиеплителем Primaloft. Куртка согрела даже будучи мокрой. А через 20 минут высохла прямо на мне.
Разумеется, в районе п. Ленина дождь — не главная проблема. Даже в 1-ом лагере то дождь то снег. А выше — дождь маловероятен. Но ведь я хожу не только в высокогорье. Ради универсальности я купил синтетическую «пуховку».
Легкая, хорошо дышащая ArcTeryx ATOM хорошо зарекомендовала себя в зимнем походе по тундрам Мурманской области в качестве ходовой одежды. Она прекрасно отводит дышит и защищает от ветра. Капюшон можно затянуть вокруг лица и обойтись без балаклавы. Не защищает от дождя и намокает даже от мокрого снега.
Вплоть до 3-го лагеря этой куртки вполне хватило в качестве ходовой. На солнце даже жарко.
Но выше 3-го лагеря пришлось добавить Sivera Марал — надел обе куртки — снизу ArcTeryx, сверху Марал. Марал надевал, также, когда солнце скрывается и температура резко падает. Производитель пишет, что Марал держит -20С в пассиве. Пожалуй, да.
При восхождении на вершину, основной охлаждающий фактор — ветер. Хотя в день восхождения температура на верху была -12С, это почти не ощущалось на солнце, когда ветер стих.
Основное препятствие - сильный ветер.

Каска
Вообще говоря, каска здесь не обязательна. Но каска белого цвета может быть очень полезной — выполнять роль «пробкового шлема». Защита от палящих солнечных лучей в высокогорье — очень важный аспект. Я пожалел, что не взял свою каску Petzel. Она имеет хорошо вентилируемое пространство между поверхностью головы и внутренней частью каски. В холодную погоду под каску надеваю утепленную шапку.

Часы
Часы необходимы, т. к. есть предельной срок безопасного возвращения. Для п. Ленина это 14 часов. Другими словами, если вы не начали спуск с вершины в 14 часов, есть опасность не успеть вернуться в 3-ий лагерь до темноты. Смартфон устройство нежное — в экстремальных условиях может отказать. Часы есть, также, в GPS.

GPS
Обязателен! При потере видимости, которая может случиться внезапно вы не сможете найти обратную дорогу. История гибели Семена Дворниченко — достаточно веский аргумент.
Часто при плохой видимости возникает неверие в GPS. Чувство подсказывает, что GPS «врет». Не поддавайтесь! В 2016 году при траверсе вулкана Горелый на Камчатке мы в течение нескольких часов шли под проливным дождем с ветром по треку проложенному предыдущей группой. Видимость около 100м. Казалось, что GPS ведет не правильно, склон то слева, то справа, куда идем — не понятно. Доверились GPS и успешно спустились. На другой день, когда прояснилось, увидели наш вчерашний путь. При хорошей погоде он совсем не сложен!

Базовый лагерь "Горы Азии" ("Asia Mountains") 3400

Медикаменты и здоровье

На высоте обостряются хронические недуги, которые дремали внизу. Почему-то это особенно актуально для иностранцев. Рядом со мной жил испанец — молодой ему немного за 30 — который страдал эпилепсией. Он знал об этом. Принимал специальные лекарства. По-видимому, надеялся, что усиленные дозы этих препаратов предотвратят приступ.
Как-то утром, в 1-м лагере с ним случился припадок. Настолько сильный, что испанец сам себе вывихнул плечо. Лагерный доктор с нашей помощью успокоил больного. Потом его на лошадях спустили в базовый лагерь, а оттуда перевезли в Ош. В Оше доктор вправил плечо и испанец вернулся в 1-ый лагерь. Правда выше идти не рисковал.
При мне еще были: отек мозга в 3-м лагере у итальянца, приступ астмы у женщины из Ирана на высоте 5800, приступ панкреатита у женщины из Германии. И еще много людей с неизвестными проблемами, которых спасатели транспортировали из 3-го лагеря. Собственно, это происходило почти каждый день: кого-то несли запакованного в спальники и самодельный цилиндр из толстого пластика с отверстиями для воздуха — это все же лучше, чем металлическая акья.
Другой итальянец повернул назад с высоты 6800 из-за обморожения пальцев рук и ног. К счастью, этот человек вовремя повернул назад — обморожение не было глубоким.

Акья-бочка

8 августа 2011 г. во 2-м лагере (5300) умер Валерий Зубцов, которого я знал лично. Здесь на risk этому событию была посвящена обширная дискуссия. Будучи в этом районе, я сам расспрашивал об этом событии всех, кто мог что-то знать.
Причинами его смерти были:
1) С высокой степенью вероятности Валерий принимал алкоголь вечером, перед выходом из 1-го лагеря во 2-ой;
2) Не оценил своих сил, на 7-м часу восхождения он был лишь на половине пути, т. е. шел в 2 раза медленнее нормального. В результате его путь занял 14 часов, вместо 6-7. Правильно было бы, после 7 часов подъема, поняв, что осталось еще столько же, сколько пройдено, повернуть назад. Обратный путь в лагерь занял бы около 2-х часов.
3) Придя утром во 2-ой лагерь он лег в палатке, которая на солнце сильно нагрелась. В палатке было жарко и душно.

Алкоголь перед восхождением не употребляют даже молодые мастера.
После — пожалуйста!

Проблемы случаются и с молодыми тоже. Девушка, примерно 25 лет, дошла до 3-го лагеря, но не смогла спуститься самостоятельно. Ее транспортировали вниз много часов. Парень 30 лет, хорошо физически подготовленный был вынужден отказаться от дальнейшего восхождения из-за болей в горле.

Вообще, почему-то проблемы со здоровьем чаще случаются у иностранцев. Во-первых: потому, что иностранцев здесь, вообще, много. Во-вторых: предполагаю, что иностранцы переоценивают свои силы. Походили в сових "домашних" Альпах + Эльбрус и - на п. Ленина. Хотя справедливости ради надо сказать: я видел и очень сильных иностранцев, которые взошли на вершину с лыжами и спустились на них до 1-го лагеря.

Какие проблемы со здоровьем наиболее часты на высоте у обычных, не отягощенных хроническими заболеваниями людей?

Головная боль

Это обычное явление на высоте. В 2017 при ночевке на п. Юхина у меня настолько сильно болела голова, что я не мог спать. В 2019 голова уже не болела ни разу. Очевидно, организм «помнит» высоту.
Рекомендуется запастись таблетками от головной боли или аспирином. Аспирин ее и «разжижает» кровь.

Бессонница

Тоже обычное проявление горняшки. Рекомендуется легкое снотворное. Я запасся ПЕРСЕНОМ НОЧЬ. В 2017 г. применял его один или два раза. В 2019 проблем со сном не было вплоть до последней ночевки в 3-м лагере перед восхождением. Но но на этот раз я оставил ПЕРСЕН в 1-м лагере думал, что снотворное уже не пригодиться.
И напрасно. Вместе с гидом-инструктором Павлом Воробьевым легли спать пораньше — в 20 часов, чтобы выйти на восхождение в 00. Но я не мог уснуть, ворочался до 00 часов. В это время Павел выглянул и палатки и отложил выход до 02 часов из-за сильного ветра. Я съел банку рыбных консервов, что помогло уснуть. В результате, я поспал всего 2 часа перед восхождением. Чего явно не достаточно для полноценного отдыха.

Горло

При подъеме часто приходится дышать ртом — дыхания носом не достаточно. Воздух наверху холодный. Легко простудить горло. Легкую боль в горле я успешно вылечил луком с луковой поляны, который ел в течение 3-х дней.
Рекомендую запастись аэрозолем для лечения горла.

Солнце

Солнце на высоте — опасный враг. Все открытые участки тела должны быть намазаны солнцезащитным кремом максимальной силы. На голове — белая шапочка. Шея прикрыта тряпочкой. Даже простой белой бейсболки оказалось не достаточно для защиты от солнца. На первом своем подъеме во 2-ой лагерь, я так плохо себя чувствовал, что целый день провалялся, а на другой день решил спуститься и прекратить попытки восхождения. Однако, спустившись в базовый лагерь, и отдохнув пару дней на травке, пришел в себя и проанализировал случившееся.
1) Я принял слишком много ультрафиолета. Организм, кроме того, чтобы бороться с недостатком кислорода, тратил силы на компенсацию ожога кожи.
2) Днем в палатке так жарко, что отдых невозможен. Палатку надо чем-то накрывать. Спальник не достаточно велик, чтобы перекрыть всю поверхность палатки. Его нужно постоянно перемещать вслед за движением солнца.

В дальнейшем я вместе с белой бейсболкой накрывал голову белой тканью, свисающей на шею и уши. Верх этой ткани я периодически смачивал снегом. Пожалел, что не взял свою белую каску Petzl.
Надо запастись специальной белой или светоотражающей накидкой на палатку, чтобы защитить ее днем от солнца. Это может быть тент из тонкой белой синтетики, с 4-мя или 6-ю оттяжками и усилением по диагонали. Оттяжки и усиления нужны, т. к. просто ткань сдует ветром.

Обморожение
Я неоднократно слышал, а впоследствии и видел людей, которым пришлось повернуть с полдороги на п. Ленина из-за опасности обморожения. При мне доктор в 1-м лагере лечил итальянца — поместил его ноги в теплую воду с каким-то раствором. К счастью этот итальянец вовремя прекратил восхождение — некроза тканей не было.

Сейчас в альплагерях и различных лекциях по оказанию помощи учат, что в случае глубокого обморожения — до степени твердого мяся из морозилки — конечность НЕЛЬЗЯ растирать, разогревать. Наоборот, ее нужно изолировать от внешнего тепла. Если наружние ткани оттают, а глубинные еще нет, наружние, без кровоснабжения погибнут. Возникает некроз. Я читал воспоминания немецкого хирурга, который был во время II мировой войны на Восточном фронте в районе Великих Лук. Немецкая армия очень страдала от морозов. Врачи никак не могли справиться с некрозом обмороженных конечностей. Уже в конце войны, на основании многочисленных исследований и публикаций они поняли в чем дело. Одновременно с теплоизоляцией обмороженной конечности они применяли препараты разгоняющие кровь.
Не зря рекомендуют обмороженным давать обильное горячее питье.
Тот немецкий доктор писал, что опыты по лечению обморожения проводили на мышах.
Думаю, что он смягчает - после войны писал.

Если вы купили хотя бы минимальный тур, у одной из фирм, оказывающих услуги в этом районе, вы будете ночевать в базовом или 1-м лагере, где есть врач и аптечка. Думаю, что даже «дикому» восходителю врач не откажет в помощи.

Питание

Питание в базовом и 1-м лагере обеспечит фирма с которой вы заключите договор. Питание + проживание — это почти минимальный вариант.
В ценах лета 2020 г. минимальный вариант: 350USD на человека.
Питание + проживание добавляет 700 USD.
Цены у разных фирм могут отличаться. Но насколько я мониторил, все стараются придерживаться одинаковых.

Фирма обеспечивает питание и проживание в стационарных палатках в базовом и первом лагерях — а это значительная, если не бОльшая часть времени всего тура.
Купить питание у фирмы очень рекомендую. Кормят вкусно и разнообразно. Избавляет от необходимости тащить продукты наверх и самому готовить на газу. Имею опыт питания в фирмах «Горы Азии» и «Аксай Тревел» - обе кормят прекрасно! Подозреваю, что другие кормят так же хорошо — конкуренция!

Базовый лагерь Аксай-Тревел (Ak-Sai Travel) . Вид с плеча Петровского.

Долина на 4200 под пю Ленина, в которой лагеря №1 большинства турфирм
Вид с плеча п. Домашний
Внизу видны желтые стационарные палатки

Питание выше 1-го лагеря — ваша забота. Фирма предлагает набор питания от иностранного производителя, но я от этого питания отказался по ряду причин.

В питании на высоте две сложности:
- плохой аппетит;
- низкая температура кипения воды — долго варится;

Действительно, есть на высоте, почему-то не хочется. Поэтому берите то, что любите. И конечно, это должны быть энергоемкие продукты.
Я брал:
- шоколад;
- мед;
- орехи — миндаль, кешью, фундук.
- изюм;
- сыр твердый.

Оказалось, что нет необходимости везти эти продукты, кроме может быть, сыра,из С-Петербурга. В местном гипермаркете продукты тех же производителей.

Из каш лучше всего овсянка, т. к. легче всего разваривается.
Еще брал рис. Но пришлось его есть недоваренным. Хотя в этом нет ничего страшного.

Варил в Jetboil с емкостью 1 л. Jetboil заметно экономит газ и вода закипает значительно быстрее. Кроме емкости, входящей в комплект Jetboil, я использовал еще титановую кастрюльку, примерно той же емкости, потому что сваренную кашу надо во что-то переложить, чтобы освободить место для чая.

Павел Воробьев пристрастил меня к французскому питанию быстрого приготовления из магазина Декатлон. Из картинки на пакете видно, что этот продукт предназначен для яхтсменов. Но и нам он вполне подошел. Вариантов несколько. Мне больше всего полюбилось картофельное пюре с мясом.
Заливаешь пакет «кипятком» и через 3 минуты блюдо готово. Кипяток в кавычках, т. к. вода на высоте 6000 м кипит при 80 градусах.
Я был против того, чтобы брать на высоту консервы — много в них воды — зачем нести лишний вес. Но рыбные консервы оказались очень кстати.

Озеро в районе базового лагеря

Здравствуйте Олег !
с Уважением - Николай

*...имею 2 разряд по альпинизму. Но для восхождения на п. Ленина такой уровень подготовки не требуется. *

Спорно, на мой взгляд: пока все хорошо, есть обслуживающий гид и т.д. - особых вопросов нет. Если нет - все сложнее: например, провалился сам или напарник в трещину.
Да, и Амосов умер в 89 лет, а в 85 ему оперировали сердце - клапан и шунты. Выдающийся человек!

Согласен, конечно.
На 2-ой разряд проводят занятия по спасению участника из трещины. А как оно будет в реальности?
Главное, на мой взгляд, не улететь всей связке в трещину. На пути ко 2-му лагерю людей идет много. Помогу вытащить.
Про Амосова исправил.

Дело не в разряде, а в опыте, все же...
А опыт это время проведенное на маршрутах с правильными людьми.
С горой!

Не знаю как в других местах, а например, в Безенги разряд просто так не получить. Как минимум 4 раза съездить в лагерь или на сборы и 10 вершин минимум. А с учетом "открывашек" примерно 14.
И к инструкторам там требования высокие - люди эти правильные.
Кроме того, в лагере целенаправленное обучение: теория + практические занятия по безопасности, спасению, движению по разным формам рельефа и много чего другого.

Я в Безенги второй закрыл в 83-ем за одну смену, несмотря на то, что инструкторшей была девка-вековуха из Литвы, которая сама-то по горам ходить не умела. Правда, к тому времени я уже выполнил МС по горному туризму и сходил на пик Ленина.

Спасибо за пост. С горой.
В прошлом году в конце лета смотрел на эту вершину (с базового и первого лагеря и с Юхина) и на весь массив. Много раз видел на разных фотографиях, но был поражен размерами, красотой.
В настоящее время мне 55 и вот есть идея попробовать на следующий год. Но не до вершины, а до Раздельной. Вытяну или нет.

Думаю, вполне. Увеличьте время на акклиматизацию, как сделал я.

Чувство подсказывает, что GPS «врет»
GPS действительно иногда врет. Но чувство в условиях отсутствия видимости врет чаще.

Ни разу не встречал, чтобы GPS врал. Обычная точность 25 м.
Говорят, что иногда военные (или не только военные) включают помехи и тогда GPS дает ошибку. Не уверен, что такое возможно технически. Но на Ленина некому включать помехи :)

При сильной облачности бывает начинает глючить.

Спасибо. С ГОРОЙ! Хорошая тема для тех, кто доживет до пенсии! Специально под это дело храню старые Скарпа альфа. Мечтаю поехать на машинах в Азию на все лето Арча, Фаны, Ленина. Если конечно карантин к тому времени закончится!

Рекомендую северный берег Иссык-Куля.

С ГОРОЙ! Мне очень интересны ваши антропометрические данные (рост, вес, размер ноги).
Вы, конечно, не усреднённый "предпенсионер", поскольку ходите куда-нибудь круглый год. Вы, по моей классификации "спортсмен", но Ваши слова о том, что тренируетесь, чтобы помедленее "сдавать позиции", характеризуют Вас как "спортсмена с головой", а мне такие почти не встречались - редкая зверушка:)

Добавил в текст

Насчет физподготовки перед пиком Ленина. Когда-то очень давно работал гидом под пиком Ленина. Один из наших коллег был лет на 10-12 нас постарше, тогда ему было лет где-то около 45. Внизу на Луковой поляне вечерами он дополнительно бегал, отжимался и т.п. Однажды мы спросили его: "Виктор, нагрузки и так большие, зачем ты еще тренируешься". Он нам ответил: "Вы ребята молодые, а я по своим пациентам хорошо вижу, что чем старше, тем больше надо уделять внимания физкультуре". Работал он тогда патологоанатомом в Ленинградском мединституте. Нашел недавно в интернете, что он полностью пробежал марафон "Дорога жизни" в возрасте 80 лет чуть меньше чем за 6 часов ю

Завидую, если ему было незнакомо понятие перетренированности. Я бы рад тренироваться больше, но когда пытаюсь добавить нагрузку, случается перетренированность, которая прежде всего выражается в перепадах настроения. Всякие довольно незначительные сложности начинают восприниматься как какая-то катастрофа, прямо ощущение, что жизнь рушится. Общение с окружающими тоже затрудняется. Если пару-тройку дней отдохнуть, то все проходит и становится даже удивительно - из-за чего собственно такое настроение было. Связываю именно с перетренированностью, т.к. такая проблема есть уже много лет и никаких заболеваний у себя не находил. Вот не знаю как с этим бороться.

оч. характерное наблюдение про значительное ухудшение настроения от крайних ПЕРЕтренировок, ПЕРЕгрузок ... сейчас не могу найти ... , но где-то я уже пару раз встречал основательное исследование и последующую профессиональную дискуссию об этом. - Это ОЧЕНЬ важная тема! В некоторых обстоятельствах - по приводимой там статистике - катастрофически критическая, порой - безвозвратная.

всем - Доброго Здоровья !

как-то выписал и научной статьи

"... при стрессе увеличивается выработка эндогенных опиатов - эндорфинов и энкефалинов, вырабатываемых в головном мозге, вызывающих эйфорию ...

... длительная мышечная нагрузка тоже стимулирует выработку эндогенных опиатов и эндогенных каннабиноидов - аналога алкалоида конопли ( !!! ) ...

... эндогенные опиаты, выделяемые при мышечной работе, могут вызвать зависимость - потребность к большим нагрузкам, что может привести к неконтролируемым нагрузкам и смерти ..."

... наркоманы мы ! ... )))

всем хорошего настроения !
- Николай

сегодня из = news.google.ru =
" 5 привычных вещей, которые незаметно подрывают наш иммунитет "

IV - = Слишком усердные тренировки =

"Избыток гормона кортизола, который появляется, когда человек тренируется слишком усиленно и часто, без качественного восстановления после физических нагрузок, истощает организм и приводит к сильному ослаблению иммунитета. Не занимайтесь спортом слишком фанатично, иначе вся его польза сойдет на нет."

что думаю, Алексей (AlexTrub), по этому поводу и предыдущему моему комментарию
- все эти кортизол, эндогенные опиаты действуют на организм с наркотическим эффектом - передозировка или ломка при отсутствии (отсюда и эффект, подобный Вашему)
у меня тоже проявляется, как и у Вас, только наоборот, если по каким-то причинам долго засиживаюсь дома, но стоит только нагрузиться, - настроение - ВО!!

ну и чтобы отвлечься
два дня назад у нас в Нижнем Архызе было + 24
сегодня на БТА минус 1,7 , идёт снег

Хорошего Дня !

"... а я по своим пациентам ...
... патологоанатом ..."
- !!! )))

"Это была хорошая охота!" С Горой,Олег, ещё раз !

C Горой!
Если было чем поделиться с народом, значит ОПЫТ таки в наличии :)
Спасибо!

С горой! Мой Ленина в прошлом году был в 67лет и 5 месяцев.

Константин, Вы же профи, который ходил с Букреевым!
Я же писал про "простых смертных".

Костя с горой!!!

Букреевых два,Анатолий алмаатинский и Владимир ташкентский.Я ходил с ташкентским.Но с Анатолием был знаком. К сожалению обоих нет в живых...

Относительно вашего замечания, что пост еще не закончен. Мое мнение, что ваш пост интересен, но длинен. Не пытайтесь что-либо в него добавить. Пишите продолжение в другом посте, как это делает автор Даничкина. Тогда есть возможность дочитать полностью и усвоить ваши советы и предложения. Успехов в горах!

Спасибо! Аналогичный совет я получил от редакции сайта.
Но поскольку у меня поначалу был всего "один патрон", сделать так не мог. Теперь добавили - сделаю.
Кроме того, я делаю зеркало этого поста на своем персональном сайте на движке Wordpress. Там я сделал внутреннюю навигацию по тексту. Чего нельзя сделать здесь.
Там еще много всяких возможностей: выделение цветом, таблицы, текст на всю ширину экрана и пр.

Можно свой пятачок вставить? Первый блин всегда комом. Но нужно учитывать, что даже в эпоху коронавируса люди не сидят часами перед монитором, и не хотят читать подробности всех Ваших перипетий. Мне кажется, что немного ощутив атмосферу Риска, вы поймёте это.

Текст крепко сбитый. За ним чувствуется опыт. И основательная позитивная подача.

От ч/б фото-графики гребцов на шлюпке исходит дух талантливого классического кадра культовой исторической кинодрамы Рабы на галерах.

Вот порадовали!
Я сомневался, помещать ли этот кадр? Ведь на Risk это - оффтопик.
Кадр, конечно, НЕ постановочный. Любительский.

Та фотография с наглядной остротой и совершенно незаменимо иллюстрирует два ударных абзаца с неукоснительным призывом к наисерьёзной физической подготовке, как смолоду, так и для господ-Сеньоров.

На мой взгляд, на Риск-сайте не часто встречаются монументальные кадры атлетических и волевых рабочих моментов на грани наивысшего напряжения и предела выносливости.

С Горой! Пост действительно интересный! Только (исключительно мое мнение) режет слух: "Среди «простых смертных» покоривших или пытавшихся покорить эту вершину, я видел несколько человек старше 50 лет", наверное все таки взойти на вершину. Еще раз спасибо!

С таким основательным подходом к делу любая задача становится выполнимой.

Сергей Константинович,уж извиняюсь,про возраст напоминаю,на Коммунизме рекордсмен,лет побольше,но про пенсионство свое промолчал.

Этот пост не для рекордсменов. А для тех, 50+, имеют некоторый опыт и подготовку, но сомневаются.

Сергей Миронов в своём репертуаре - лишь бы кого-нибудь обосрать...

По поводу акклиматизации в Москве, чтобы на Ленина взойти в альпийском стиле. Вот мой пост https://risk.ru/blog/196803 описывающий методику подготовки Валентина Михайловича Божукова.

Никите Степанову все неймётся,не даёт спокойно жить мое существование ,вот скажите где и кого я обосрал? Или же вы все видите в кривом зеркале-:)))

На мой взгляд, самый сложный вопрос - как заработать пенсионеру на пик Ленина. А остальное дело техники, особенно если смолоду по горам ходишь.

Согласен. Это - действительно, очень интересно.
Просим уважаемого автора отдельную вставку по этому важнейшему вопросу.
Смету расходов - в студию, плииииз...

Частично этот вопрос освещен в связанном посте Гиды, Турфирмы, стоимость

Конкретных цифр там нет. Т.к. расценки меняются
Предлагаю зайти на сайты фирм и посмотреть.
Возможно, вы правы, стоит туда добавить хотя бы приблизительно.

www.ak-sai.com www.asiamountains.net https://www.facebook.com/AkSaiTravel https://www.facebook.com/AsiaMountains

Добавил раздел "стомость" в пост Семитысячник: гиды, турфирмы, стоимость

Прочитал. Дочитал до конца. И почему-то мне стало грустно.