ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА

Пишет lomiga, 16.11.2019 03:09

ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
К сожалению жизнь не вечна. Нас покидают знакомые и родные нам люди.
Ты вдруг осознаёшь, что помочь уже ничем не можешь. И тут остаётся только один путь- сохранить память об этом человеке. Сделать всё от тебя возможное, чтобы эта память не стёрлась. Например, подняться на новую вершину и назвать её его именем .

В 2018 году ушёл из жизни человек, которого всё любили, уважали, ценили, слушались и просто дружили с ним. Александр ЗАЙДЛЕР был именно таким.
То, что он сделал для днепропетровского альпинизма пожалуй даже нельзя полностью собрать и упомянуть. Столько мелких, казалось незначительных его дел, разговоров, бесед, встреч неизменно выстраивалось потом в какое-то новое альпинистское мероприятие. Этих мероприятий тоже было сделано за многие десятилетия немыслимое количество. И при этом он сам был и оставался до конца жизни очень сильным спортсменом. И сильный организатор и сильный альпинист –это редчайшее сочетание было присуще Александру Зайдлеру.
Мне близко довелось с ним познакомиться в 80-м году, когда он набирал команду для очередной своей высотной экспедиции на пик Коммунизма и пик Корженевской. С тех пор почти сорок лет наши альпинистские судьбы пересекались и переплетались.
В его возможности решить правильно любую спортивную или жизненную проблему просто невозможно было усомниться. У него всё получалось. И поэтому в него верилось как в самого надёжного и грамотного учителя. Он как бы всегда незримо подсказывал –делай так. Потом вот так. Потом ещё это и тогда всё начнёт получаться. Делаешь так и всё получалось. Вот за это и считали его настоящим ГУРУ. Хоть открыто так никто и не говорил.
В 2018 Александра Михайловича не стало. Возникла идея совершить первовосхождение и назвать эту вершину именем А.М. Зайдлера. Мы нашли вершину, на которую не поднимались туристы и альпинисты. Которая была нанесена на карту Генштаба(достоверней топографической карты в природе просто не существует) По существующим фото, своим и интернетовским, были проложены варианты подъезда, подхода, подъёма, спуска на эту вершину. Проделаны все необходимые для такого мероприятия процедуры и – наша не большая, но всё же экспедиция, началась…
За 4 дня до приезда всего состава старший тренер альпиниады Ломыга В.В. прибыл в Кашхатау.
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
Это административный центр Черекского района Кабардино-Балкарии. Ещё до приезда были сделаны два необходимых для альпинистских мероприятий дела, а именно : получен пропуск на территорию заповедника (бесплатно, но с оговоркой «пока») и регистрация группы в МЧС( штаб-квартира спасателей располагается в Терсколе, но благодаря интернету и телефону всё процедуры проведены дистанционно.)
В Кашхатау меня встретили очень и очень гостеприимно. Здесь многие прекрасно помнят А.М. Зайдлера. И когда узнали о цели нашего приезда, то балкарское гостеприимство мы ощутили на себе на самом высоком уровне. Начальник управления по физкультуре и спорту, секретарь Черекского райкома КПРФ Хасан Аккиев и начальник Черекского РайПО Султан Темукуев помогли с оформлением регистрации и подборе транспорта. И на следующее утро Султан Темукуев уже забрасывал меня в верховье ущелья Хызни на своем бывалом уазике. Самом безотказном транспорте в горах.
А главного районного руководителя по физкультуре и спорту Хасана Аккиева все друзья и знакомые знают ещё и как замечательного автора и исполнителя собственных песен и баллад. Чуть забегая вперед повествования скажу , что и нам он пропел несколько своих баллад на заключительном вечере экспедиции. Кто хочет насладиться настоящей кавказской песней-балладой с мудрыми афоризмами и музыкальным сопровождением в стиле кавказского фолкрока –пожалуйста смотрите:

В верховьях ущелья Хызни на одной из ровных полян было решено расположить будущий базовый лагерь
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
Несколько необычно было остаться одному в ущелье на несколько дней до приезда основной группы. Меня отговаривали многие от такого шага. Но тревога за общий успех экспедиции пересилила все остальные аргументы .Сначала по плану разведгруппа должна была состоять из 2-3 человек. Но как это нередко бывает, вмешались внешние обстоятельства, и мне пришлось выехать на разведку одному. Активная акклиматизация плюс по возможности разведка бокового ущелья , где располагался наш объект первовосхождения – вот так выглядела задача на ближайшие четыре дня.
Часть тропы в незнакомое ущелье, которое мы назвали условно « Восточным», проходила по известной тропе на перевал Зюзина и Обходной.
Но примерно с трети этой тропы мы сворачивали с неё влево и уже оттуда начиналось всё незнакомое и неизведанное. На 2 и 3 день я сделал два выхода в это ущелье. Оборудовал промежуточную стоянку на случай дождя в удобном гроте под огромным валуном. В этом месте можно было сделать привал и даже ночевать в случае непогоды. Что в будущем и делали наши альпинисты.
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
И самое главное, поднявшись вверх, я увидел воочию и сфотографировал нашу гору и наш маршрут уже вблизи. До сего момента мы видели всё это только как компьютерную реставрацию с ресурса Гугл-планеты.
Кроме того, уже вверху, осмотрев внимательно все склоны и выходы из Восточного ущелья понял, что из него есть удобный и легко проходимый перевал на ледник Восточный Шевченко.
Перевал, который не описан и не учтён ни в каких известных туристских материалах.. А значит мы оказались в некотором роде первооткрывателями этого перевала. Впоследствии наша группа , которая совершила в этой экспедиции восхождение на пик Шевченко по с. гр. поднялась на этот перевал.
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
Перевального тура и следов пребывания там человека не было обнаружено. Так что по факту можно гарантировано рекомендовать этот перевал для выхода из ущелья Хызни на перевал Федоровского. Сейчас на Федоровского попадают через перевал Обходной.
Теперь разведан и пройден путь к пер. Федоровского через перевал, условно названный нами Проходной. По сложности я бы даже оценил его ниже чем пер Обходной. В 2011 году приходилось подниматься на ледник Вост. Шевченко по перевалу Обходной. К слову сказать эти оба перевала на самом деле пулуперевалы. Поскольку со стороны ледника на них подниматься не надо.
А результатом разведки стало принятие ещё одного немаловажного решения. Поскольку в экспедиции планировалось кроме первовосхождения на пик Зайдлера ещё и восхождение группы начинающих альпинистов на пик Шевченко по сев. гребню, то обнаружение перевала Проходной давало возможность выходить на высокогорные ночёвки всему составу в одно и то же ущелье. А не в два разных , когда мы не имели сведений о наличии такого легкого подхода к сев. Гребню пика Шевченко.
Через 4 дня в Кашхатау прибыл весь состав альпиниады, проделав путь из Днепропетровска до Балкарии на трех микроавтобусах. Водителями и владельцами «бусиков» были наши же альпинисты и поэтому стоимость проезда для каждого участника значительно уменьшилась.
Оставив на хранение свой транспорт в Кашхатау, весь состав альпиниады пересел на более горо-проходимый Газ-66( или что-то похожее на него)
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)

и благополучно прибыл под проливным дождём на место будущего базового лагеря.
На следующее утро Хызни испытало нас уже альтернативным видом осадков.
Но в целом погода нам не слишком помешала заниматься своими делами. И как всегда радовала обилием цветов и кавказским разнообразием пейзажей.
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
Из низовий ущелья с некоторых точек открывался вид на объект нашего альпинистского любопытства.
А также на склоны двух вершин, на которые нет классифицированных альпинистских маршрутов с этого ущелья: пика Уруймаговой.
и северо-восточного отрога Голдора.
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
К слову сказать на следующее лето планируется более длительная экспедиция сюда же с целью проложить первопроходы и на эти вершины с севера. Например красивый маршрут «зигзаг» на пик Уруймаговой.

Базовый Лагерь разбит был на ровной поляне недалеко от взлёта известной туристской тропы , что ведёт с низовий ущелья Хызни на пер Зюзина и Обходной.
После небольшой акклиматизации и проверки правильности реакции организма на медицинские измерения врачом экспедиции
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
почти вся наша команда двинулась наверх в неизвестное «Восточное» ущелье»
Там оборудовали « днепропетровские ночёвки»
Раньше других подъём начали двойка А.Туртуков-А.Филиппенко. Они должны были быстрее других подойти к началу маршрута и в случае благоприятных условий сразу выйти на маршрут с целью его разведки и , по возможности –восхождения до вершины.
У ребят всё сложилось как никогда удачно. В 16-20 они достигли вершины.
. А вечером мы поздравляли и их и всех нас с первым и таким скажем неожиданным успехом. Ведь всё-же - незнакомый маршрут, незнакомое ущелье. Мне как старшему тренеру даже не верилось, что так удачно сложится начало нашей альпиниады. Но А. Филиппенко – опытный действующий гид. Уже несколько раз в этом году поднимался на Матерхорн. А,Туртуков. –тоже сильный спортсмен , не уступавший ни в чём своему напарнику по связке. По существу выйдя утром с базового лагеря на 2400м. они с бивуачным грузом и снаряжением поднялись на верхние ночёвки на 3300м. И тут же вышли уже без бивака на маршрут. Прошли его быстро и уверенно. Впервые поднялись на вершину 3772м, которую мы запланировали.. И так же быстро и чётко спустились к палаткам верхнего лагеря.
Теперь по разведанному маршруту был открыт путь уже для более многочисленной команды из наших ветеранов, куда вошли: Анатолий Брынза (70+) , Гук Геннадий и Гук Галина(50+), Валерий Ломыга (60+) и руководил следующим восхождением Александр Туртуков (50+) Через день эта команда повторила восхождение. Правда это уже происходило в более плохих погодных условиях .
Маршрут снизу выглядит так:
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
. На карте Генштаба это ущелье «Восточное» с вершинами пика Зайдлера(3771,9м) и массивом 4161,2, где в качестве северной вершины стоит пик Шевченко.( южная вершина этого массива ещё ждёт своих покорителей) выглядит так:
Группа на новом перевале Проходной. Внизу вдали вершина Беляги :

С перевала Проходной, куда мы поднялись на следующий день по пути на северный гребень пика Шевченко, вершина пика Зайдлера и верхние ночёвки выглядят так :
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
Подъём по снежному кулуару(700м.)
Подъём по скальному участку сев склона (200м)
Подъём по Западному гребню
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
Вид с вершины на озеро, находящееся на юге в скальном кармане под пиком Зайдлера и недалеко от перемычки перевала Оксана.
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм). На заднем плане вершина Нахашбита(так необычно она выглядит с этого ракурса)
Вид на массив 4161,(где северная вершина –пик Шевченко)
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
Вид на Вост. ущелье и перевалы Зюзина и Обходной.
Вид на ущелье Хызни вниз.
А. Филипенко на вершине пика Зайдлера
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
Лавина, которая сошла по кулуару, когда вторая группа была вверху на гребне.
Группа на скальном участке пика Зайдлера
Вид на вершины Суганского хребта: Голдор, Цухгарты и Нахашбита с пика Зайдлера
Группа на вершине пика Зайдлера
Спуск группы с пика Зайдлера
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
Обитатели штурмового лагеря ожидают восходителей на пик Зайдлера.
Группа поднимается на пер. Проходной по пути на пик Шевченко
Спуск с пер Проходной
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
Подъём на сев гребень пика Шевченко
На пике Шевченко
Вид на Суганский хребет с пика Шевченко
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
. Южня вершина массива 4161 ждёт своих первовосходителей в следующем году. На неё можно попасть траверсом с Северной(пик Шевченко). Или своим новым маршрутом по восточному и северо-восточному ребру.
Вид на ледник Псыгансу с пика Шевченко
Спуск с пика Шевченко
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
Возвращение группы в штурмовой лагерь с пика Зайдлера

После успешного выхода на вершины вся наша группа с чувством исполненного долга пошла вниз
ВЕРШИНА В ЧЕСТЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА (Альпинизм)
Затем погрузилась на прибывшую машину и отправилась на заключительный безолкагольный вечер в кафе. ( Водку там не продают- коран запрещает)

Экспедиция продолжалась…. 7дней. Да-да… На большее уговорить участников не удалось. Все сейчас заняты по работе на продажах, в торговле, в офисах, на производстве… Но тем не менее за 7 дней, без акклиматизации по существу, нам кое-что сделать удалось.

В память об Александре Михайловиче Зайдлере мы прошли новый маршрут на новую вершину.

На следующий год принимаются заявки от желающих пробыть в этом ущелье подольше. И побольше сделать первопроходов. Жду сообщений. Лучше бы от пенсионеров, ещё поддерживающих спортивную форму и могущих выехать в горы больше чем на 7 дней.
9 ноября классификационная комиссия ФАР утвердила маршрут на пик Зайдлера(3772м.)
2.6. (Зайдлера) (3772 м), С склону и З гребню, 2Б ор., «к», А.Туртуков, 2019
Классифицировать - (3772 м), 2А «к» (2.6.145)
1. Рассмотрены отчеты о восхождении на вершины
(нумерация маршрутов к «Классификатору маршрутов на горные вершины» 2013 года):
ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА РОССИИ
ПРОТОКОЛ КЛАССИФИКАЦИОННОЙ КОМИССИИ № 18
09 ноября 2019 г., Москва.