Взойти и вернуться. Эльбрусские спасатели раскрывают секреты безопасного восхождения

Пишет Михаил Миронов, 28.08.2019 14:09

Двуглавая гора Эльбрус, Западная вершина которой имеет высоту 5642 м над уровнем моря и на 21 метр выше своего «собрата» – высшая точка России и Европы. Расположена на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия и ежегодно манит к себе любителей активного отдыха. В зависимости от времени года, их цели могут быть самыми разными: кто-то приезжает полюбоваться красотами, подышать свежим воздухом, испить минеральной водицы, покататься на горных лыжах; а кто-то – испытать свои силы в подъеме на вершины. И если подъем по северным склонам горного массива сейчас не слишком отличается от первых подъемов, совершенных в 19 веке, то с южной стороны создана отличная инфраструктура (в том числе многочисленные приюты, канатные подъемники), создающая ощущение доступности маршрута восхождения. Но ощущение это обманчиво. Только за одно утро 13 августа спасатели Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда (ЭВПСО) МЧС России спустили с этой горы трех пострадавших восходителей.
Взойти и вернуться. Эльбрусские спасатели раскрывают секреты безопасного восхождения (Горный туризм, альпинизм, путешествия, восхождение, хелиэкшн, Sididoma.NET, эвакуация, вертолет, страхование)

В этот день погода была идеальная для восхождения. И несколько десятков групп после полуночи стартовали с мест ночевки на склонах горы. Штурмовые лагеря расположены, как правило, на высоте 3800 – 4200 м. Восхождение на вершину в среднем темпе занимает от 7 до 9 часов, спуск – еще 4-5.

Рассказывает Али Уянаев, начальник отдела оперативных дежурных ЭВПСО МЧС России:
«Вызов о срыве участника восхождения на высоте более 5400 м поступил старшему оперативному дежурному отряда в 9.30 утра. Благодаря действующему соглашению с частной вертолетной компанией «Хелиэкшн», которая базируется в городе Лермонтов и на протяжении многих лет помогает нам в проведении спасательных работ, подъем от базы отряда в поселке Терскол до седловины Эльбруса и спуск с пострадавшим обратно заняли всего 20 минут. Вместе с пилотом вылетели опытные спасатели – начальники поисково-спасательных постов Адамей Апсуваев и Адемей Джаппуев. Мужчину, находившегося в бессознательном состоянии, передали сотрудникам скорой помощи».

«Это не первый наш вылет на седловину, там достаточно большое поле для посадки. Подлетели максимально близко к месту нахождения пострадавшего, приземлились, транспортировали до вертолета и спустили вниз, – пояснил А. Апсуваев. – В маленький вертолет помещается лишь половина акьи или мягкие носилки, но это неудобство для пострадавшего компенсируется скоростью доставки в лечебное учреждение».
Буквально через пять минут, в 9.55 – второй вызов: практически в том же месте сорвалась женщина. История оперативного спасения повторяется. На этот раз травмы полегче: «всего лишь» подозрение на перелом позвонков.
Взойти и вернуться. Эльбрусские спасатели раскрывают секреты безопасного восхождения (Горный туризм, альпинизм, путешествия, восхождение, хелиэкшн, Sididoma.NET, эвакуация, вертолет, страхование)
Алексей Царев, гид компании «Sididoma.NET», организующей туры в Приэльбрусье:
«Выше седловины Эльбруса начинается идущий полукругом траверс на Западную вершину, на котором есть участок, где если сорваться, то можно улететь на камни. И это единственный участок маршрута, который рекомендуется проходить с самостраховкой к протянутой веревке. Еще несколько лет назад ходили без страховочных систем и веревку не использовали, но при этом тропу прокладывали круто в лоб, пытались лезть по камням. И были срывы, люди травмировались каждый год. Поэтому уже в течение лет шести спасатели МЧС России там провешивают перила. Так как за зиму их засыпает снегом, каждый год в начале мая их восстанавливают, откапывают старые опоры или забивают новые, обновляют веревки, следят за их состоянием».

Прокомментировать особенности спасработ я попросил начальника Эльбрусского ВПСО МЧС России Абдуллаха Гулиева.
– Есть люди, которые игнорируют регистрацию в МЧС: ни один из четырех человек, травмированных в тот день, не был зарегистрирован у нас на службе. Также, видимо двое сорвавшихся шли на восхождение не в составе туристских групп под присмотром гидов-проводников. Поэтому трудно сказать, почему они не встали на перила. Возможно, не имели страховочной «обвязки», используемой туристами и альпинистами для крепления к веревке. Идя по жесткому фирну (плотному снегу), стоит чуть споткнуться, упасть, и ты летишь вниз. Женщина пролетела порядка ста пятидесяти метров, мужчина – около трехсот, при этом он еще ударился о камни.

– Насколько задействование винтокрылых машин прибавляет шансов на спасение?
– Вертолеты малой авиации, такие как Eurocopter, Aerospatiale Lama – очень удобные и практичные, они способны подняться и оказать спасателям помощь в проведении эвакуации пострадавших с любой вершины Кавказа, включая Эльбрус. К сожалению, вертолеты, стоящие на вооружении подразделений МЧС России, такие как Ми-8, не могут работать на таких высотах. Они тяжелые, маломаневренные в условиях наших гор, и, как правило, не поднимаются выше 3600 м, но и они – это большое подспорье в нашей работе, ведь зона ответственности отряда, не смотря на его название – далеко не только Эльбрус. Если же подниматься, скажем, до седловины пешком, без использования воздушных судов и канатной дороги, неся с собой набор спасательного снаряжения и носилки, а затем спускаться обратно, транспортируя пострадавшего, – на это уйдет около суток.

– Кто оплачивает затраты?
– Мы уже не первый год стараемся добиться, чтобы люди, туристские группы, идущие на восхождения, имели страховой полис, покрывающий «медико-транспортные» расходы. Тогда в случае аварии, когда потребуется срочная эвакуация, затраты на применение вертолета будут компенсированы страховыми компаниями. Так, например, у нас только в районе Безенги пять пятитысячников, и там директор альплагеря в настоящее время при выпуске на серьезные маршруты проверяет наличие таких полисов.
Однако, при отсутствии такого полиса, привлечь частный вертолет получается не всегда. При действительно серьезной травме и угрозе жизни пострадавшего, спасателям идут на встречу, оказывая, по сути, спонсорскую помощь…

Стоимость полиса, предусматривающего возможность компенсации затрат на медицинские и транспортные расходы при занятиях альпинизмом до высоты 6000 м и лимитом в 30 тыс. долларов США в ведущих российских страховых компаниях составляет всего 750-900 рублей в сутки.
Как отметили в Вертолетной компании «Хелиэкшн», хорошо зарекомендовали себя такие ассистанс-компании, как «КЛАСС-Асист» и «Савитар Груп», которые уже, в свою очередь, могут подсказать конкретные страховые компании, с которыми у них налажены партнерские отношения.

– Сколько человек ежедневно заступает на дежурство в ЭВПСО?

– На суточном дежурстве на базе отряда у нас находится обычно 4-5 человек, плюс смены в Нальчике и на пункте в районе «Приюта одиннадцати». Остальные члены отряда имеют восьмичасовой рабочий день: при таких нагрузках, особенно, когда спасательные работы нужно проводить одновременно в нескольких точках, что не редкость, состава одной дежурной смены недостаточно: на них, как правило, направляется отряд по 10-15 человек».

Как раз иллюстрацией логичности такого подхода к организации работы стал третий вызов, поступивший в 12.30. В ущелье Терскол на одноименном водопаде на девятилетнего мальчика упали камни.
– Это уже не первый случай… Сам маршрут туда безопасный, единственное, мы всех предупреждаем: к водопаду близко не подходите, там сыпятся камни!
Взойти и вернуться. Эльбрусские спасатели раскрывают секреты безопасного восхождения (Горный туризм, альпинизм, путешествия, восхождение, хелиэкшн, Sididoma.NET, эвакуация, вертолет, страхование)
В 12.50 поступил очередной вызов. При подъеме на Восточную вершину, на лавовом потоке у мужчины заподозрили отек легких. И снова вертолет со спасателями поднимался в воздух, и получаса хватило, чтобы оперативно передать медикам человека, находящегося в тяжелом состоянии…

– Помогает ли регистрация туристов?
– Еще в марте 2017 года было принято постановление правительства, предписывающее каждого человека или тургруппу, за 10 дней до выхода на маршрут информировать спасателей. Но, тем не менее, люди умудряются проскакивать, как будто мы с них деньги берем за это, вместо того, чтобы зайти, проконсультироваться, уточнить какие-то вопросы – мы всегда подскажем, поможем. С этого года появилась возможность зарегистрироваться онлайн: на сайте Главного управления МЧС России по Кабардино-Балкарии или на сайге Госуслуг, заполнив небольшую форму, где указать паспортные и контактные данные членов группы и кого-то из родственников, нитку маршрута и контрольные сроки. После выхода с маршрута, но не позднее заявленного срока окончания, группа обязана сообщить в спасательное формирование об окончании похода. Можно также прийти непосредственно в здание спасотряда в поселке Терскол, где сообщить эти данные оперативному дежурному.

С начала 2019 года (по состоянию на 15 августа) в ЭВПСО прошли регистрацию более 14,5 тыс. человек в составе 2 тыс. туристских групп. Спасатели отряда провели 121 спасательную операцию, в том числе 63 – в горах, в которых спасли более 100 человек. За этот период погибло 9, пропали без вести 3 человека.

– Конечно, было бы неплохо восстановить в каждом городе турклубы, как было во времена СССР, которые «выпускали» людей в категорированные по степени сложности путешествия по маршрутным книжкам с учетом их опыта. И при подходе к началу маршрута, сотрудники контрольно-спасательной службы (КСС – своеобразная «предшественница» МЧС в популярных туристских и альпинистских районах страны) имели право проверить снаряжение группы, опыт, наличие врача и т.д. Когда чего-то не хватало, были полномочия снять с маршрута. Сейчас такой системы нет. Поэтому не редкость ситуация, когда встречаешь на горе человека, и на вопрос, почему не зарегистрировался, получаешь ответ: а зачем это надо?

– В какой сезон в основном совершают восхождения на Эльбрус?
– Если раньше было такое понятие «межсезонье», которое продолжалось с октября по январь и активное занятие горным туризмом, альпинизмом на Северном Кавказе прекращалось, то сейчас такого нет, и люди приезжают, и регистрируются у нас круглый год. Например, стало модным на Эльбрус на Новый год подниматься… Но именно сейчас, можно сказать, пик сезона – каждый день число зарегистрированных превышает 1200-1300 человек.
Взойти и вернуться. Эльбрусские спасатели раскрывают секреты безопасного восхождения (Горный туризм, альпинизм, путешествия, восхождение, хелиэкшн, Sididoma.NET, эвакуация, вертолет, страхование)
«Разные люди ходят в разное время. Например, есть, кто восходит в мае, когда в долинах уже лето, но на высоте условия еще фактически зимние: прочный лед, холодный сильный ветер… А вот в промежутке с конца июня до начала сентября – вполне себе летний сезон, – дополняет Алексей Царев. – Наиболее стабильная погода в этом районе наблюдается в конце июля – первой половине августа. Но в последние годы чувствуется влияние климатических изменений и здесь, например чаще стали идти дожди, и сложно подгадать «окно» для подъема.

А на высоте погода может меняться внезапно. Так, например, в июле, когда мы поднимались на вершину, у одной из девушек мерзли руки и ноги. Это, в общем, нормально, так как еще ночь, солнце еще не поднялось, и она находится в ситуации изменившегося давления. Плюс легкая «горняшка». И движения скованные, потому что активничать тяжело, а не активничать нельзя, будет еще холоднее. Я говорю: «Маша, потерпи! Еще двести-триста метров по горизонтали и мы выйдем на седловину, где на нас будет светить солнце». Действительно, становится значительно теплее, когда ты утром «выходишь из тени». Тут уже надо надеть солнечные очки, намазать защитный крем на лицо…

Но пока мы шли вот эти считанные сотни метров, погода вокруг нас изменилась радикально: поднялся ветер, исчезла видимость. При этом я понимаю, что там, на пути подъема выше седловины на перилах собралось большое количество восходителей, потому что на следующие три дня прогноз был сильно хуже. И многие решили проскочить в это «последнее окошко», которое должно было продержаться до полудня, а его просто как «выключили» намного раньше. При этом я понимаю, что этот заряд непогоды может быть довольно скоротечным и ситуация допустим через час поменяется обратно, и хорошая погода вернется и до полудня пробудет снова более-менее приемлемой. Но мне пришлось нашу группу развернуть, потому что мы бы просто этот час там не просидели…»
Взойти и вернуться. Эльбрусские спасатели раскрывают секреты безопасного восхождения (Горный туризм, альпинизм, путешествия, восхождение, хелиэкшн, Sididoma.NET, эвакуация, вертолет, страхование)
– Какие рекомендации можно дать тем, кто приезжает попробовать свои силы на восхождении?
– В первую очередь нужна правильная акклиматизация. Должны быть профессиональные гиды, инструктора, которые разъяснят, что это не шуточное мероприятие, и может закончится плачевно. Многие пытаются за три-четыре-пять дней пройти на вершину, и тут, естественно, у них начинается то горная болезнь, то еще что-то.

Конечно, нужен опыт горных походов, восхождений. Сейчас многие зарабатывают на организации восхождений: заманивают людей, берут с них деньги, а там уже поднялся, не поднялся – никого не волнует… Часто возникает и такая проблема. Где-то к вечеру, после 19-21 часов, у людей, поднявшихся на приюты, расположенные на склоне горы, без должной акклиматизации, начинает «трещать» и «раскалываться» голова, начинается «горняшка». И гиды нам звонят: «у нас человеку стало плохо…» И мы начинаем реагировать: привлекаем технику, ратрак, людей, звонить, просить, чтобы запустили канатную дорогу и т.д. А ведь в этой ситуации виноват инструктор, приведший на высоту неподготовленного человека.

Эту «больную» тему мы хотим поднять на уровне правительства. Заболела голова у человека – так у тебя группа есть! Берете и силами группы транспортируете его до канатной дороги. Там просите ее запустить и спускаете вниз. А на следующий день уже делаете свое восхождение или снимаетесь с маршрута.

Раньше в Советском Союзе, когда существовал жетон «Спасательный отряд», в положении о нем было прописано, что сотрудники КСС имеют полное право снимать любую группу с маршрута и привлекать на спасательные работы. Кроме того, действовало правило: группа в первую очередь своими силами проводит спасработы, транспортировку пострадавшего, и лишь при необходимости привлекается спасслужба. Сейчас, несмотря на возрождение аналога – жетона «Спасение в горах», такого положения нет.

При том, что Эльбрус – высшая точка России, точной статистики восхождений не существует. Ведь те, кто регистрируется в МЧС, не обязательно доходят до вершины; в федерациях альпинизма ведут учет лишь спортивных восхождений, идущих в зачет на присвоение разрядов; учет путешественников в горах не ведет никто.

Абдуллаха Гулиева дополняет Алексей Царев:

«Говоря коротко о минимальном наборе снаряжения: надо собраться как в хороший зимний поход, понимая при этом, что твои ощущения внизу не будут соответствовать тому, что будет наверху, где будет сказываться холодовой индекс с учетом скорости ветра. Всегда лучше снять с себя излишки одежды и убрать в рюкзак, чем не иметь запаса. Далее. Иметь минимальный набор питания, содержащего углеводы, и жидкости, которая активно теряется на высоте. Хорошо идет чай с сахаром и лимоном.

Обязательна защита для глаз – хорошие очки с защитой от ультрафиолета не менее 3-4 категории. Разумно сейчас, когда организованы перила, иметь страховочную систему с двумя усами и карабинами для перестежки. Ее лучше надеть сразу перед выходом на подъем. При этом все, что может улететь, лучше привязать: очки, варежки, ледоруб. Помните, что ледоруб – это ваш единственный шанс на самозадержание в случае падения на всем протяжении маршрута, где вы не пристегнуты к перилам. Не иметь его – недопустимо!

И еще несколько важных советов. Не ходить в одиночку! Не принимать безрассудных решений! Иметь заряженный мобильный телефон, в котором есть контакты спасателей и людей, которые в курсе, когда и куда и зачем тебя понесло: сейчас практически на всем протяжении южного маршрута, кроме как в глубине седловины, работает мобильная связь, в том числе и на вершине».

Нужно понимать, что всё, о чем шла речь в материале, касается восхождений на Эльбрус с наиболее популярной южной стороны. А есть еще северная сторона, где совершенно другая ситуация. Там вас ждут «честные походные восхождения», хуже со связью, и соответственно со скоростью реагирования на сложные ситуации. О затронутых проблемных вопросах мы продолжим рассказывать на страницах нашего издания. Берегите себя!

Фото: Эльбрусский ВПСО и Алексей Царев.
Материал опубликован на портале о безопасности МЧС Медиа: http://www.mchsmedia.ru/focus/item/6621240/

29


Комментарии:
1
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B0

0
Да уж, почти штука в день страховка. Для простых россиян тем более из провинции накладно получается. Интересно, а можно страховаться на конкретные два-три дня штурма, а не все допустим 10 дней похода на Эльбрус ?

0
Страховаться можно на любые конкретные дни

0
Спасибо! Хорошо если так.

2
Удивительно, на сайте МЧС Медиа рассказывают о безопасности сотрудники МЧС и ... некий Алексей Царев, "гид компании «Sididoma.NET»". На сайте компании Sididoma.NET нет ни слова о том кто они такие, кто руководитель, где базируются, какова квалификация гидов, в общем информации о самой фирме ноль.
Логично было бы МЧСовцам дополнить "секреты безопасного восхождения" рекомендацией избегать такие фирмы.

5
да уж плохо прикрытая реклама непонятного "гида", который не знает даже такого факта, что перила выше седла начала вешать моя компания Горный Гид и аж в 2013 году, обновляя их потом много лет. В последние пару лет этот флаг взяла компания Семь Вершин Саши Абрамова. Все делается на наши частные деньги без всякого участия МЧС и любых других гос.структур. Обо всем этом знает каждый гид, работающий на горе, а не пиарящийся в интернете профанскими фразами.
"наденьте систему и кошки" - какой-то онлайн-учебник о восхождении на Эльбрус для недееспособных. Я считаю, МЧС вообще не должно выпускать на Эльбрус тех, для кого пишутся такие статьи - им в горах делать нечего.

0
А я знаю вас обоих, как и то, что Леша в курсе того, кто провесил перила и в первый раз, и в этом году. Скорее всего, вы здороваетесь на южном маршруте. вопросы по тексту, скорее всего к журналисту, отдохнувшему в ЭМБС (отличное место).

"Я считаю, МЧС вообще не должно выпускать на Эльбрус тех, для кого пишутся такие статьи" - так вы минимум 90% летних клиентов лишитесь...


2
Круто! Здорово, что остались такие сознательные люди.


0
Альпинистa женщинy в голубой зимней куртке с лыжными палками на фото я знаю. К сожалению.

2
Коварная?

0
Трудно сказать может быть я ошибаюсь и возможно это не тот человек о котором я думаю. Но я не буду писать публично. Она не коварна.

1
Неплохо бы, сказавши в статье /а/ , сказать и /б/. Названы ассисты, хорошо бы и страховую компанию, с вертолётчиками из Лермонтова работающую, назвать.

Кстати, да. Под мелкими пунктиками со звёздочками, которые никто не читает, очень часто спрятаны различные ограничения, по которым страховая не компенсирует вертолёт или работает с каким-то другим авиаперевозчиком, которого и в данном-то регионе нету )

0
Неплохо бы, согласен, но вот это уже будет явно рекламой. "Вертолетчики из Лермонтова" как раз и посоветовали конкретные страховые компании уточнять в компаниях-ассистансах.

-1
То, что рассказывает о безопасности Алексей Царев – в этом нет ничего удивительного! Алексея я знаю более 20 лет, мы вместе организовали и провели не один десяток соревнований по спортивному туризму, «Школа безопасности», «Юный спасатель», в том числе и всероссийского уровня. Поэтому я доверяю его информации.

0
А то, что некоторые другие "гиды", которые в этот же период водили на Эльбрус мою знакомую, не удосужились научить человека правильно надевать страховочную систему, заправляя стропы беседки "в обратку", вызывает большое возмущение! При том, что взяли за свои услуги несколько десятков тысяч рублей...

-1
Надо писать, не что может быть, а что делать, чтобы этого не было.
Например, что никогда нельзя ходить в плохую погоду на вершину. Что одеваться нужно как на северный полюс, ночью там всегда холодно. Что термос с чаем обязателен. Что при плохой видимости нельзя верить глазам и надо идти по глонассу (не только на седловине, но и ниже гряды тоже).

Надо прямо в стиле "10 правил о том, как не замерзнуть на Эльбрусе", "5 главных причин, по которым срываются восхождения" и тому подобное.

Кошмарить страшилками и давить, что у каждого должен быть инструктор - это вообще не про безопасность. Пока есть люди, которые экономят на гидах, нужно давать в интернет полную и внятную информацию, чтобы она была у всех, а не передавалась из уст в уста.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru