Школа Роупджампинга в Турции
В этот раз, наш объект — 500-метровая скала Şahin-kaya (Шахин-кая) недалеко от черноморского побережья Турции.
Перед долгочтивом — видео для затравки интереса дочитать статью:
...Потому что рассказ больше про то, чего стоило всё это организовать. Не всегда это так весело, как сами прыжки:
Объект
Экзит — на правой стороне каньона:
Высота экзита над водой — около 400 метров, отвесная часть — примерно 320 метров.
Когда-то это была обычная горная речка, но потом построили плотину. Затопили несколько деревень — получилось озеро-водохранилище:
Фестиваль
Дима Судницын, участник школы №13, прожил в Турции 7 месяцев, почти весь 2018-ый год. За это время он открыл несколько новых объектов и договорился о нашем участии в фестивале экстремальных видов спорта «Falcon Fest»:
Из видео предыдущих годов было понятно, что там подходящий для прыжков с верёвкой бейс-экзит:
Кроме роупа и бейса, ещё на фестивале обещали хайлайн (слэклайн на высоте), скалолазание, каяки, парапланы и мото-парапланы, велосипеды.
Самое важное то, что нам оплатили все билеты, трансферы, проживание и питание. Кто не поехал — тот зря. Стоимость участия была существенно ниже всех этих расходов. А приключений — хоть отбавляй.
Моя дорога
В ту сторону я решил поехать с Сашей Чернявским, крутым российским хайлайнером, на его машине:
Между моим домом в Крыму и скалой в Турции по прямой всего 400 км, а на автомобиле — 2300 км.
Неторопливая дорога с остановками, полная приключений и недосыпаний, заняла почти 6 суток:
Понравился город Батуми — очень красивый, опрятный, зелёный. Классный пляж и зоны отдыха. Покатались на прокатных велосипедах по длинной набережной.
Поразил турецкий берег от границы с Грузией и до самого города Самсуна, где мы свернули в горы. Мне представлялось побережье, как между Алуштой и Судаком в Крыму, а на деле там — сплошная урбанистическая застройка продолжительностью сотни километров:
Шоссе идёт так близко к морю, как это только возможно, то есть прямо вдоль линии берега. Нормальных пляжей, да даже подходов к морю там очень мало. Поразило именно то, как из морского берега можно сделать такой отстой.
Начиная с Самсуна, столицы провинции, находящейся в 100 км. от скалы, нам начала встречаться реклама фестиваля:
Уже это говорило об уровне организации.
Ближе к месту событий, на перекрёстках:
Первые впечатления
По прибытии в провинциальный город Визиркопрю, нас разместили в отеле на главной площади, в 20 км от скалы:
То, что в этом городе не будет столичного шика, мы поняли по количеству встречающихся на дорогах тракторов, тракторных автосалонов и тракторных автосервисов:
Ходит слух, что как только местному мальчику исполняется 14 лет, ему дарят трактор.
Не теряя времени даром, после размещения в отеле мы поехали осматривать объект, искать экзит:
В натуре скала оказалась гораздо красивее, чем на виденных ранее фото и видео. Объект серьёзный и интересный.
Наш экзит:
Вернувшись в город, нас повели на ужин. И мы сразу поняли, что попали…
…В руки турецкого гостеприимства…
400-летнее здание, центральное строение бывшего главного базара города, где торговали оружием и драгоценностями, а в тяжёлые времена укрывались от противников, теперь — наша трапезная на ближайшую неделю:
Кормили на отвал, от души:
Рабочая рутина
Каждое утро в отеле начиналось так:
Теории почти не было, потому что на школу приехало очень много опытных людей. Представители по крайней мере шести команд из России, Белоруссии и Украины.
Участники — Саша Киселёв, Владимир Добрый, Алексей Кондратенко, Кирилл Баранов, Алексей Мацкевич, Константин Киселев, Ренат Бикулов, Артём Протазанов, Оксана Утяшева, Олег Трима, Виталий Ситников.
И мы с Димой Судницыном в качестве организаторов.
Планировали задачи на день, делились на команды «экзит», «противоположный склон», «подножье скалы» и так далее.
Затем собирали нужное снаряжение:
Собравшись, грузились в микроавтобус с личным водителем:
Надпись на листочке: «Мэрия провинции Самсун. Перевозка русских спортсменов».
Затем — 20 км по сельским дорогам:
Мне, как любителю камней и черепицы, очень импонировал единообразный стиль местных деревень.
Почти с каждой точки дороги было видно от одной до пяти мечетей, как антенны-приёмники божественной энергии торчащие над любым, даже самым маленьким селом.
Указатели на каньон:
Следующий этап по пути к экзиту — паромная переправа. Грузиться и плыть — 20 минут, но иногда приходилось ждать полчаса. В это время мы обычно купались, ныряя с одного из пришвартованных к берегу кораблей.
Вы не поверите, но это ещё не всё. Потом мы пересаживались в прицеп трактора и ехали еще 10 минут:
И только затем, после 15 минут ходьбы, мы попадали на край скалы:
Всего дорога занимала 2.5 часа в одну сторону. Итого 5 часов каждый день, иногда дольше. Как-то раз про нас забыл трактор и мы потратили на дорогу 7 часов…
Если к этому списку пересадок добавить ещё и остановки на завтрак в ту сторону, и вопросы с ужином в обратную сторону, покупки-докупки инструментов и материалов для трапа, других вещей, работа на трёх удалённых друг от друга локациях, опоздания кого-нибудь из команды, многие другие несостыковки и собственно работу по навеске прыжковой системы — примерно можно будет представить, как сильно мы задалбывались.
Чтобы успеть что-то сделать, вставали в 6 утра и ложились почти в полночь.
Спасало то, что правительство выдало нам ещё и пикап Тайота Хайлюкс. «Свой» пикап без местного водителя давал нам бОльшую манёвренность передвижений в условиях такой сложной логистики.
Навеска
Длина базы — 500 метров. По прямой, от точки А до точки Б, без учёта провиса верёвки.
Была надежда, что благодаря квадрокоптеру, нам не придётся несколько дней возиться с репшнуром, протаскивая его по архи-сложному рельефу с одного берега на другой.
Мэрия прислала команду пилотов и довольно мощный аппарат. Они попытались протянуть через ущелье рыболовную леску диаметром 0.75 мм. По паспорту, леска выдерживала 20 или 25 кг. Мы надеялись, что этого хватит, чтобы перетянуть 6-мм репшнур.
Коптер не справился. Он пролетел 350 метров из 500 и потратил 60% заряда батареи. Пилот испугался, что энергии не хватит на возвращение, и вернул аппарат назад.
Возможно, помешал сильный ветер, который выдувал леску и тянул коптер в сторону.
У меня изначально были сомнения. Хватит ли прочности лески, чтобы перетянуть репшнур? Как тянуть такую тонкую леску, на что её наматывать? Руками не схватишь, не потянешь. Специальной приспособы для этого у нас не было.
Это ещё при том, что я верил, что пилоты справятся, а не уронят машину при приближении к нашим ребятам на противоположном склоне. Место было — совсем не поляна.
Мне не везёт с механизацией роупджампинга. К тому же, я к этому не особо настойчиво стремлюсь. Для школы это нормально — надо же уметь всё сделать, если всё сломалось. Но иногда очень хочется облегчить себе жизнь и больше прыгать, чем натягивать.
Итак, что нам предстояло после крушения надежд на коптер?
Протянуть репшнур по 500-метровому, в среднем 60-градусному скальному склону, заросшему деревьями. В наших узких кругах это называется ад.
Жёлтый круг — место крепления базы. Красный круг — место, откуда наконец удалось сбросить кончик репа. А снизу подлезть по скалам, схватить его и дотащить до лодки:
Тем ребятам, которые были на «передовой» этого проноса, не позавидуешь:
Где-то в середине стены:
Хотя я и не был в команде, которая проносила реп, этот пронос — самый сложный и опасный из того, что я видел.
Ситуацию усугубляли очень острые скалы. Эти гребешки-бритвы при неосторожной навеске перил могли в миг порезать верёвки:
Использование двойных верёвок (основная и страховочная) на таком протяжённом склоне потребовало бы почти 1 км верёвок и в полтора раза больше времени. Спускаться по одинарной — всё равно неправильно, но мы так сделали.
В районе нижней точки, откуда кончик репа сбрасывали к воде:
Напротив — зелёный полуостров, куда прыгавшего спускали после прыжка.
Пока одна часть команды тянула реп, другая часть сделала почти все остальные подготовительные работы...
... Вначале мы ориентировались на бейсерский экзит. Но на четвёртый день поняли, что можем отвязаться от него. Иначе пришлось бы постоянно выбирать, подтягивать излишки поводка для прыжка парашютистов и терять свои прыжки. Нашли новый экзит — в 20 метрах от старого и более безопасный.
Поставили там деревянный трап:
В первый раз за историю школы сделали трап на четырёх ногах.
Мостик оказался очень устойчивый, находиться на нём и прыгать — одно удовольствие. Ширина 80 см, длина примерно 2 метра:
Пока мы жили в отеле и каждый день ездили на «работу», о фестивале писали местные газеты:
Ещё немного рабочих кадров:
Самое сложное в роупе — равномерно задействовать всех людей в команде:
Ну вот и готово. Дальний край базы:
Загляденье:
Через неделю жизни в отеле, наша команда перебралась в лагерь фестиваля. Здесь уже жили в палатках, по соседству с остальными спортсменами и участниками:
Палатку, надувной коврик, надувную подушку, плед, рюкзачок, футболку и кепку выдавали каждому участнику. И возвращать ничего не нужно… Это был ещё один удар по нашему пониманию устройства этого мира.
На территории фестиваля обстановка с питанием была скромнее, чем в 400-летнем ресторане, но еда не менее вкусная:
Из развлечений — появилась возможность общаться с англоговорящими турками-волонтёрами, которые помогали иностранцам решать организационные вопросы. В основном это были молодые парни и девушки, которые в итоге сказали, что команда русских роупджамперов — самая крутая, дружная и интересная на фестивале.
Еще можно было по вечерам купаться. Я так и делал, в обычный душ ни разу не сходил — в нём пахло сортиром.
Чернявский сгоношил ребят повесть спайснет и хайлайн. Кто-то взял сапсёрф и рассекает по заливу:
На вечерние концерты, в основном — непонятный турецкий рок, сил уже не было. Эта движуха мешала спать, беруши не помогали:
Я уже не помню, сколько времени мы навешивали объект. Смутно кажется, что прыгнули день на восьмой. Только с проносом репа провозились 2.5-3 дня…
Для примера, во время первопрыга Шаан-каи в Крыму (скала высотой 230 метров, наклонная база), мы потратили три дня. Тогда я еще много не знал, и в целом опыт был гораздо скоромнее… Я не помню более долгой навески, что в этот раз в Турции. Разве что Норвегия.
С началом второй недели, физические нагрузки и недосып, несмотря на общий позитив и интересные движухи, сублимировались в хроническую усталось. Мы досыпали недоспанное везде, где могли.
Во время ожидания парома:
После завтрака:
И даже на экзите, на высоте 400 метров:
Классическая история — ночной старт обратно в цивилизацию. В 700 метрах вдали, пара мелких точек-фонариков — это возвращающиеся к пикапу люди на дальнем берегу каньона:
Из этого сонного состояния лучше всего выводили водные процедуры:
Прыжочки
Наконец вывешиваем систему стопор-поводок:
После тестового груза, или даже двух грузов, первым на школе прыгает самый лёгкий из самых опытных. В этот раз, и кажется не в первый, это Саша Киселёв из Москвы:
По итогам прыжков, я оцениваю глубину свободного падения в 200 метров, а общую глубину падения (с растяжением верёвок) — в 290 метров.
Навскидку, этот объект теперь входит в ТОП-7 самых высоких скал мира (по глубине свободного падения), с которых прыгали роупджампинг.
Между нашими прыжками, с соседнего экзита падали люди без верёвок:
Свои канаты мы всё равно подбирали, но это была не вся их длина, и не нужно было освобождать экзит. Тактика с выбором другого места отделения полностью себя оправдала.
В моменты ожидания мы или что-то доделывали, или просто ожидали:
Когда начали прыгать бейсеры, по речке плавать каяки и огромное количество кораблей с туристами; в воздухе летать парапланы, а на скалы карабкаться скалолазы — мы поняли, что фестиваль начался.
До этого казалось, что мы просто тянем роуп в горах. Как обычно. Но нет, мы часть чего-то большего!
Один из прыжков сделали в нужное время, когда внизу на большом корабле находился мэр провинции Самсун и его свита.
Один из самых опытных бейсеров, Chris Byrnes, по предварительной договорённости пролетел прямо рядом с Чернявским, который в этот момент шёл по 200-метровому хайлайну:
Видео:
… Интересно, каково быть мишенью?…
У нас, конечно, не такой экстрим, но тоже не 20-метровый недострой с битыми кирпичами внизу…
Первая и единственная девушка, прыгавшая с этой скалы — Оксана:
Алексей Кондратенко:
Кирилл Баранов:
Когда внизу накапливался спрыгнувший народ, их забирали на лодке или на корабле:
Ещё в первые дни, во время навески, мы поняли погодный режим этого объекта в августе. Примерно в 14 часов начинался очень сильный ветер. Пока мы вешали, он не сильно портил наши планы. Но когда начали прыгать, петлю, образованную соединением 200-метрового поводка, удлинённого 100 метрами стопоров, и соединённого с 350-метровым репшнуром, выдувало на сотни метров в сторону, где эта гигантская дуга цеплялась за скалу. Каждый раз нам удавалось сбросить зацеп, но если бы не удалось, пришлось бы дюльферять с перфоратором по дикой скале. А это много часов не самой желанной работы.
Под конец нас «задолбала ежедневная ездотня» и потери утреннего безветренного времени, и мы поставили передовой лагерь в 15 минутах ходьбы от экзита. Там, до куда обычно доезжал трактор:
Получился классический дауншифтинг. Отель — кемпинг с удобствами — легерь в поле. Всего планировали жить здесь 2 ночи.
Зато мы смогли начать прыгать не в 10 утра, а в 7.
Только ты, глубина и ассистирующий:
Но не тут то было, вокруг — толпа роупджамперов, на каждой полке 5-этажной зоны экзита:
Прыжок Виталика:
Прыжок Рената:
На этой фотографии видно ту самую задутую петлю:
Перезаряжать такую большую прыжковую систему сложно, но ещё сложнее тянуть зацепившиеся верёвки.
Один из самых угарных моментов, отложившихся в памяти — как мы толпой тянули эти бесконечные канаты под музыку группы Ленинград:
Не помню, тянул ли я, но настроение этого пика эмоций на «школе верёвочного рабства Сергея Сумберга» прочувствовал сполна:
… ЗА ЧТО ????!!!!! :)
Мой прыжок в трексьюте:
Свидетели говорят, что немного всё-таки отлетел:
Дима Судницын единственный, кто решился и кому мы одобрили акробатику на первом прыжке:
«Космическая» глубина:
Все прыгнули по разу. Четыре человека успели прыгнуть по второму кругу. За 15 минут до моего второго прыжка пошёл ультимативный ливень…
Трудно представить, как мне было обидно. Я прыгал роупджампинг с четырёх скал выше 300 метров, но только в Норвегии и здесь, благодаря тонким верёвкам поводка (8.5 мм) и особенностям навески, было настоящее глубокое падение, где ты можешь управлять полётом.
И вот, после почти двух недель пахоты, возможность сделать свой третий такой прыжок накрылась. Утро следующего дня:
Мой третий прыжок — это 33.3% относительно двух предыдущих таких прыжков за 12 лет занятий роупом. То есть, из-за грёбаного дождя, который не мог подождать часик, или из-за нашего какого-нибудь косяка, чьего-то опоздания или долгого завтрака, я не получил свой такой долгожданный опыт.
Второй прыжок с небольшим перерывом после первого (несколько дней против нескольких лет, как это было раньше) — я чувствовал, должен был стать особенно осознанным и интересным. Я очень его ждал. И всё закончилось…
Вечером распогодилось, много чего просохло, и скорее всего верёвки тоже —появилась надежда.
Но на утро последнего дня, когда мы могли ещё сделать около 5 прыжков, дождь, словно контрольный выстрел, снова затарабанил по своду палатки...
Как оказалось позже, это был звоночек для тупых, но для чего-то нужных ещё в этом мире людей. Звоночек и контрольный звоночек.
Как оказалось во время развязывания узла на верёвке поводка, во время демонтажа, этот дождь спас жизнь кого-то из нас. Возможно, как раз мою….
Об этом я расскажу позже, в техническом публикации, поскольку случай нетипичный и сообществу роупджамперов полезно будет прочитать его разбор.
Мой мозг чуть не взорвался от такого расклада. Внешне это было незаметно, на фоне усталости и притупившихся чувств:
Хорошо, что всё хорошо кончается. Это был очень крутой опыт, крутой прыжок в окружении крутых людей, крутой природы и очень гостеприимных Турков!
Дорога домой
Несмотря на то, что до моего дома всего 400 километров, то есть ближе чем у любого другого участника нашей команды, добирался я 20 часов — три перелёта с передками в Стамбуле и Москве.
Дима полетел во Владивосток, Кондрат в Норвегию, остальные — в более банальные города. Мы разлетелись почти по всей Евразии.
Фотографы:
Олег Трима, Дима Судницын, Сергей Сумберг, Оксана Утяшева, Алексей Кондратенко, Ренат Бикулов, Mahmut Cinci, Meral Kibar, Кирилл Баранов, Саша Киселёв, Костя Киселёв.
P. S.
Мысли по поводу дальнейшего функционирования Школы RJ:
Зимой 2018/2019 я обязательно допишу и выложу на Ropejumping.com (здесь пока ничего нет, можете не искать) Энциклопедию Роупджампинга (группа ВК, посвящённая проекту).
Желающие поехать в экспедицию-первопрыг новой скалы, должны будут самостоятельно изучить теорию, а во время видеозвонка ответить мне на сотню вопросов. Каким-то образом я должен буду понять, что человек заинтересован и потратил много времени, чтобы разобраться в теме.
Благодаря этому, теории во время мероприятия не будет совсем, будет только диалог с заинтересованными в конкретных темах людьми.
Если будут серьёзные спортивные проекты, и может быть со спонсорской поддержкой, я будут приглашать или брать туда только тех, с кем я лично познакомился на «базовой школе» и кому смогу предложить стать членом когда-нибудь международной команды Ropejumping.com
У меня большие планы на этот информационный проект. Помимо Энциклопедии, я хочу сделать его основным мировым роуп-порталом. Придётся повозиться с английским... Но это даже подогревает интерес. Интересно учиться, когда НАДО…
P. P. S.
Следующие школы — в Крыму на новогодние праздники.
Описание программы
Следите за новостями школы роупа ВКонтакте.
Расписание на сайте sergeynefedov.com
Место: Турция
29
Комментарии:
climber555, 27.10.2018 14:52
Что значит, кормили на отвал? Ты ж сыроед! Ты фруктов что ли от души кушал?)))
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий