Путешествие с маленьким ребенком по Кавказу

С рождением ребенка часто приходится жертвовать своими хобби и увлечениями, т.к. маленький человек требует много времени и сил. Но мы решили, что от увлечений не откажемся, а пока ребенок не имеет возможности нам сопротивляться, то походам и поездкам быть!
Наступил май, нашему сыну Максиму исполнилось 10 месяцев и мы рванули на машине на Кавказ. Путешествие с маленьким ребенком по Кавказу (Путешествия, путешествие с ребенком, штольни)

Поездка на машине очень упрощает жизнь, ведь можно взять с собой побольше разных вещей и еды с запасом. Ребенок ел специальную детскую еду из банок, фруктовые пюре, иногда что-то давали ему с общего стола.
На мысе Панагия (Тамань) встречаемся с еще одним участником Антоном, который приехал из Тольятти на своей машине. Дальше мы так и будем ездить на двух машинах. Находим место для стоянки на мысе, ставим лагерь. Практически всю поездку мы жили в палатках дикарем. Только пару раз останавливались в кемпингах. На внедорожнике найти место под палатку не составляет труда - всегда можно свернуть с основной дороги и найти укромное место. Всего наше путешествие длилось 3 недели и мы проехали больше 3 тыс. километров.
Погуляли по мысу, спустились в подземные ходыПутешествие с маленьким ребенком по Кавказу (Путешествия, путешествие с ребенком, штольни)
Недалеко есть грязевой вулкан на горе Карабетова
Тут есть маленькие активные кратеры, которые медленно выплескивают грязь
Так же заезжали на грязевой вулкан Шуго - самый большой в Краснодарском крае. Тут масштабы впечатляют. Здесь же есть ванны для купания, что полезно из-за состава грязи.
В Геленджике заезжаем посмотреть дольмены на горе Нексис. К дольменам можно заехать на машине, но дорога местами крутая и каменистая.
Дольмены Лунный и Солнечный расположены в очень живописном месте. По пути мы так же заезжали посмотреть на дольмены возле поселка Пшада. Сначала они, конечно, впечатляют, но потом к ним привыкаешь.
Обязательно стоит заехать в Гуамское ущелье. Гуляя по нему больше кажется, что попал в какую-то тропическую страну - кругом зелень, папоротники, большая влажность. Здесь можно проехаться на прогулочном поезде по узкоколейной железной дороге, но мы предпочли прогуляться пешком.
Во время поездки у нас было запланировано посещение разных заброшенных штолен. С ребенком, конечно, в штольню не полезешь, поэтому мама оставалась развлекать ребенка. Первые штольни, на которые мы приехали были штольни Никеля. К ним проехать нельзя и нужно идти пешком. Оставляем машины на базе отдыха "Белая речка", берем необходимые вещи, небольшой запас еды и уходим на два дня к штольням.
Самая главная достопримечательность здесь - кальцитовые камеры в штольне №3.
Жили мы возле входа в штольню на полянке. Т.к. в штольнях вели разведку урана, то везде носили с собой дозиметр. В самой штольне уровень радиации местами повышался раз в 10 от нормы. Но больше всего намеряли фон у респиратора после посещения штольни (выше нормы в 50 раз), а некоторые ходят туда без них и считают, что раз третья нога не выросла, значит ничего страшного.
Дальше мы едем смотреть на плато Лаго-Наки. Заезжали только на перевал Азишский, дальше не ходили.
Наша группа в полном составе.
Практически каждый день у нас переезды с места на место, долго мы нигде не задерживаемся. Обычно приезжаем, смотрим достопримечательности и едем дальше. Место для ночевки начинаем искать вечером - без проблем всегда можно найти какой-то съезд с дороги и там заночевать. Еду готовим на газу, иногда делаем костер и жарим шашлык.
Ребенок отлично переносит поездку, и вообще, лучше всего он засыпает в машине. Ездить ему нравится.
Быковское медноколчеданное месторождение на реке Большая Лаба. Здесь шахты небольшие и хватает пары часов на осмотр.
По дороге на Архыз
В Архызе идем смотреть Баритовый водопад - это единственное место куда не нужно получать разрешение у погранцов. Нам было лень заниматься этой бумажной волокитой, поэтому маршрут строили специально по таким местам, где разрешение не нужно.
С Архыза едем в Кисловодск через перевал Гумбаши.
Гора Кольцо в Кисловодске.
Медовые водопады. Мы как раз попали сюда после сильного дождя и они были полноводны.
На плато Бермамыт заезжаем по плохой погоде - небольшой дождь, туман, видимости нет да и дорога размокла и машины еле едут вверх. Надо сказать, что подъем через Медовые водопады считается не самым простым и мы это прочувствовали в полной мере - на одном из участков подъема была долгая борьба, чтобы заехать вверх, что в итоге машина чуть не перевернулась на бок, хорошо, что мы были не одни и Антон быстро встал на подножку, чтобы сбалансировать. К счастью, все обошлось.
Как стемнело разбили лагерь прямо у дороги, т.к. съехать было некуда - очень скользко. У нас с собой был тент от дождя, который можно было натянуть между машинами и сидеть ужинать. Вечером мимо нас проезжала машина и водитель не поленился остановится и выйти спросить все ли у нас в порядке.
А утром небо растянуло и перед нами открылась красота.
С плато хорошо видно Эльбрус в ясную погоду, но мы его полностью не увидели - очень быстро небо опять затянуло и пошел дождь со снегом.
Спускались к деревне Хасаут.
Спуск тоже не из простых.
Следующая остановка - Джилы-Су. Дорога совсем новая, видно, что закончили недавно.
Здесь есть термальный источник с температурой воды около 20 градусов, разные нарзаны, большой водопад, много сусликов.
Гуляем по окрестностям, а потом переезжаем в долину реки Баксан.
Здесь мы полтора дня катаемся по остаткам Тырныаузского горно-обогатительнного комбината. Сначала заезжаем на озеро Гижгит, которое являлось отстойником для комбината. Сюда сливали токсичные отходы.
От города Тырныауз поднимаемся на машине к открытым карьерам. Вся гора усеяна остатками зданий от комбината. Сейчас их специально разрушают, чтобы добыть металл. Мы встречали несколько групп, кто-то даже пригнал сюда экскаватор.
Сверху лежит много старых покрышек от карьерных самосвалов. Размер колеса впечатляет!
Исследуем на машине отрог горы Бодурку, в котором и находится вся система штолен этого рудника. Система весьма протяженная, по непроверенным данным
насчитывается 200 км ходов на 12-ти горизонтах и множество выходов на поверхность.
Мы нашли несколько входов. Сами штольни огромные, вполне можно ездить на машине. Мы далеко заезжать не стали.
Выпустили ребенка погулять на травку.
Ночевали на перевале Джаурген, который находится справа от горы. Это было самое красивое место ночевки.
На следующий день мы еще заехали посмотреть несколько шахт рудника Молибден, а потом поехали в Азау.
Приехали за 10 минут до последнего рейса канатной дороги, но быстренько купили билеты и поехали на станцию Мир. Эльбрус, правда, мы снова не увидели. "Буквально 20 минут назад его было видно" - обрадовал нас работник канатной дороги.
Так как собираться надо было быстро, то мы завернули ребенка во флиску и побежали на канатку. Сначала немного переживали, нормально ли ему будет на высоте 3500 метров, но, как оказалось, Максиму было настолько интересно, что никаких проблем мы не заметили. Для ребенка потрогать снег - огромное удовольствие.
Далее мы заехали на поляну Нарзанов, а с нее через перевал Актопрак в Чегемское ущелье. Здесь посмотрели Чегемские водопады (на фотографии Малый Чегемский водопад).
На этом наше путешествие по Кавказу подошло к концу и мы поехали обратно.
В Пятигорске в планах было посещение штолен горы Бештау, но решили отложить их на следующий раз. Ночевали на горе Джуца.
Поездка получилась очень бюджетной: основные затраты были на еду и топливо.
Самый главный вывод, который мы сделали, что с ребенком путешествовать не так страшно и сложно, как кажется. Даже если он много орет и плохо спит - без разницы будет он орать дома или в горах. Зато для родителей море удовольствия поездить по горам.

Очень клево!Молодцы!

Молодцы !
Насчёт Бештау могу сказать (живу рядом). В штольни Вы не попадёте, они в основной массе, замурованы. Если может быть где что то и есть, но искать мне кажется не стоит. На Бештау много красивых мест. Есть что посмотреть и где полазить.

Мы перед поездкой связывались с местными спелеологами, которые туда лазят. Так что это возможно, другое дело, что не очень безопасно.

Если заинтересует что то кроме "подземелий", обращайтесь, подскажу.

Какие вы молодцы! Моей внучке 7 месяцев, невестка боится ехать с ней в плохую погоду даже за город. А вы не побоялись ехать на Кавказ! Причин много: негде искупать ребенка, грязные руки, страшно, если заболеет! Наверное, чем больше оберегаешь и боишься, тем хуже. Интересно, за время путешествия ребенок не простужался, не болел?

Ребенок у нас не болел, купали мы его полностью два раза в душе, когда останавливались в кемпинге, в море еще купали (это кстати было его первое купание в море, вода была еще прохладная градусов 18-19) и в Джилы-Су в термальном источнике окунули, а так конечно только подмывали водой из бутылки и все. Вообще мы стараемся не держать Максима в сильно тепличных условиях, чтобы он был закален и не боялся холода, стараемся смотреть по его ощущениям. Если ему нормально лезть в море в холодную воду и ему нравится, то мы его не останавливаем. Мы начали гулять с ним в горах (поход на один день) с месяцев 3. Только в сильные холода зимой особо никуда не ходили.

Ух!!! Повезло пацану с родителями, молодчаги!!

Очень красиво, молодцы!

Отличное путешествие!
Мы со своей малышкой, которой было 8 мес. в мае так же ездили в Архыз, послоняться по окрестностям. Проблем было больше со старшим сыном, 9лет, которому банально было не интересно без компании себе подобных))
Ходили до Софийский водопадов, туда и обратно пешком - 24км. Малышку носили в переноске, все Гут!) Также поднимались до водопада и на новой канатке недалеко от Архыза.

Очень здорово! Да, у нас еще тот период, когда у ребенка нет шансов на сопротивление, потом, наверное, будет сложнее.

Отчаянные Вы ребята... Но, все равно молодцы!

с маленьким ребенком по Кавказу Грузии....

Шикарные фото!
Мы с нашим в конце лета сходили в Саяны, надеюсь руки дойдут написать отчет.

"Даже если он много орет и плохо спит - без разницы будет он орать дома или в горах." Что то не так. Обычно они в походах спят как убитые.

Все дети разные. У нас хорошо спит в машине, причем только когда она едет. А в палатке он спал так же как и дома - плохо, несколько раз за ночь просыпаясь "на поорать".

ЗдОрово! Молодцы! Совершенно адекватная поездка. Никакого "экстремизма" (это для осторожных).

Хороший маршрут, молодцы!

Отлично! Так держать! Дети должны участвовать во всех делах родителей, как помощники!
Походы - вместе, папа завинчивает шурупы дома - сын поможет принести отвертку!

Мой опыт - с сыном 4-х с половиной лет в команде трех взрослых и двух детей: Кавказ,
по долине Маруха, Марухский перевал с выходом на Чхалту и Сухуми. Плюс радиалка, точно не скажу, на перевал Кизгич. Дети шли своими ногами c рюкзачками с 1 кг поклажей.

А вот опыт сына (уже с внуками) куда серьезнее - Тянь-Шань и внуки годовалые. Но об это он сам напишет тут, если захочет.

Здорово! Пусть пишет, будет интересно почитать.

Первый раз с ребёнком (2года 8месяцев) пошли в поход в Карпаты в 1989году. Дело нужное. И очень рад что оно развивается.

Рад увидеть Ваши посты на Риске. Пиши сюда почаще. Ведь есть о чем )