Немного про этику, коммерческий альпинизм и другое...

Пишет eliseev, 30.05.2018 12:59

Немного про этику, коммерческий альпинизм и другое... ()

Хочу рассказать про одну внутреннюю проблему, с которой периодически сталкиваюсь и которая мешает жить в некоторых ситуациях. Горы уже почти 30 лет, как стали моей жизнью и все изменения в альпинизме за этот период перед глазами. Затрону тему спасательных работ.
Раньше вот почему-то спасать людей было очень легко ))) не смейтесь что и трава была зеленей и т.д.
Попытаюсь объяснить почему так думаю. Наверно согласитесь, что очень сильную роль в этом деле играет не материальная составляющая - в советское время и еще какой-то период после она действительно была на высоте. От желающих пойти кого-то спасти просто отбоя не было ))) Рвущуюся на спасы толпу надо было сдерживать и выбирать наиболее достойных. Не все, конечно, случаи и ситуации и не во всех местах, но все-таки в общем в преобладающем большинстве. Большая заслуга здесь воспитания людей по советской системе.
Но есть еще один момент, на который можно обратить внимание. Года до 2000 не могу вспомнить хоть один эпизод из около 20 спасработ в которых лично участвовал, где к несчастному случаю привела бы цепочка действий пострадавшего, которую иначе как самоубийственной и безумной не назовешь. Спасать приходилось людей, столкнувшихся с обстоятельствами, которые сложно предвидеть или совершивших ошибку в определенной ситуации и это все было легко примерять на себя.
Ну а потом пришел КОММЕРЧЕСКИЙ альпинизм.
На мой взгляд в целом это вовсе не плохо - он позволяет реализовать себя множеству разных людей, как занятых в этой отрасли, так и пользующихся услугами. Но побочных эффектов много. Один из них - в горы пошел поток людей, которые по каким-то причинам не собираются вникать даже в азы знаний об этом новом для них мире. И поток этот пошел не в долины и взгорья, а в очень даже недружелюбные и смертельные места, которые ошибок не любят и не прощают. К той части потока, понимающей этот факт и использующих коммерческий сервис для полного обеспечения своей безопасности и комфорта вопросов нет. Не хотите сами думать - платите и за вас подумают и сделают другие.
Но Б…..Ь!!! что делать с другими, которые не хотят ни думать ни платить. Ни чего не зная и не умея покупают минимальный сервис, который лишь позволяет добраться до места где все только начинается. Хочется их убивать, а приходится спасать. Хрестоматийный случай описывает Месснер в книге Хрустальный горизонт - Морис Уилсон на Эвересте в 1934 году. Но там человек боролся один до конца, что у меня вызывает уважение, не смотря на очевидную самоубийственность мероприятия. Современные «Уилсоны» вовсе не стремятся умирать в одиночку в безлюдных местах. Наоборот жмутся к обществу, чтоб чаем напоили и в палатку чужую залезть, кислородом попользоваться и спасли, если что. Естественно и факт, что своими действиями они подвергают риску окружающих их совершенно не волнует - они ведь этого элементарно не понимают. Вытаскивая очередного кренделя из нехорошей ситуации иногда и спасибо не услышишь. А зачем? Они ведь изначально находятся в положении, когда все должны помогать им и спасать.
Но дело не этом. Не ради спасибо это делается. Я возвращаюсь к мотивации. Один мой хороший друг работает в отделении экстренной хирургии. Как то сказал что самоубийц терпеть не может. Рядом люди, которым жизнь реально нужна, а ты тратишь силы возращая жизнь людям, желающим с ней расстаться. А в горах еще поинтересней. Чтобы спасти такого самоубийцу иногда приходится рисковать своей жизнью. Чувства после таких случаев отвратительные. Может конечно излишне драматизирую. Но махнуть рукой и предоставить все естественному отбору как-то не получается.
Без привязки к каким-то событиям и людям. Просто нахлынуло.

Уважаемые господа, когда упоминается "советская система" или нечто аналогичное, возникает впечатление, что в других странах какие-то не совсем люди живут и все человеческое им несколько чуждо. Хотел бы поделиться заметками человека, который живя в США в штате Вашингтон прошел курс спасателя-добровольца и участвовал в поисковых операциях - https://kitya.livejournal.com/tag/%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (все по тегу "поиск и спасение"). Впечатления из первых рук про то, как люди тратят собственное время и деньги, чтобы в нужный момент прийти на помощь, причем, совершенно бесплатно, т.е. даром. Хоть и не про альпинизм.

100% констатация, Саш !
"Что делать" никто не придумал (КСП и колючую проволоку не предлагать) ...
Самая жесткая система на Ако,но и там случается.
может годы просвещения помогут хотя бы снизить число "викингов". В этом плане статьи о таких случая с пусть и с комментами "экспертов" - благо.

С Ако и правда интересный факт.
В Аргентине действительно больше всех любят любого человека и стараются не дать ему умереть по своей или чужой воле )))
Единственное место, где видел весь транспорт для перевозки людей оборудованный системой подкачки колес.
Но "звериный капитализм" и там не бездействует. С прошлого сезона эвакуация вертолетом уже не входит в пермит на восхождение. В начале сезона пытались требовать обязательную страховку с включенной эвакуацией, но потом тихо сошло на нет.

*...Что делать" никто не придумал*

"Делай, что должно, и будь, что будет"

спасибо за дельный совет, но вопрос "что делать" автора статьи и мой ответ "никто не придумал" относятся к снижению количества "викингов" на склонах, а не к личным действиям в нештатных ситуациях.
Что делать самому в таких ситуациях, я как то разбираюсь периодически самостоятельно.

Саша, правильно поднял тему поддерживаю полностью. Павел, ни КСП (отработал а КСП много лет), ни колючая проволока не даст результат. Почему, желание совершить что-то мега по их представлению это все. А, то что ты вешаешь свои проблемы на других, они даже не рассматривают. По барабану все и вся "ЯЯЯ". Но уверен на сто процентов в душе(хотел другое слово написать" они предусматривают " что если, что". меня не бросят, найдутся люди с высоким чувством долга. Которые просто обязаны меня спасать, кормить, поить, лечить, почему "да просто обязаны". Они даже читая наши комменты смеются. На высоте эта хрень достает еще больше.

Не совсем адекватных людей много. И они конечно создают проблемы другим. Подготовленным, адекватным, способным заплатить достаточную сумму, способным оценить свои возможности.
Но мне почему-то кажется, что все любители экстрима не совсем адекватные. И сколько их погибло, тех, кого сейчас называют не "неадекватами" а "первопроходцами". Тема сложна и нерешаема полностью. И люди будут гибнуть, и подставлять других. И это очень плохо. Но все равно есть и будет.
А насчет того, что раньше, при СССР.... И деревья были зеленее, и улыбки девушек были привлекательнее)) И забыли мы что-то.
В 1987 году на вершине Ю. Ушбы встретили трех ребят. Кажется из Обнинска. Дюльферять они не особо умели.
Когда я получал жетон - это даже давало право останавливать и проверять людей на адекватность, готовность, которых я могу встретить в горах. По крайней мере разговоры такие были.
Просто не встречали вы неподготовленных в горах. Или забыли. А таких было немало!

Да, если поковыряться в памяти - встречались. И сам наверно пытался делать, то к чему не был полностью готов )))
Сейчас просто это более в крайних формах. Раньше было сложнее так сделать. Человек сходив на Эльбрус, едет после этого один лайтпэком на Хан-Тенгри или Ленина. Самый курьезный случай - встретил под Победой двух поляков, которые сходив на высшую точку Татр (правда с гордостью сказали что зимой), решили что готовы идти на Победу по маршруту Абалакова. Слава богу их хождения закончились чуть выше базового лагеря. Уехали живы-здоровы.

Да много и других смешных историй было. Пошел с японцем провешивать ледопад на перевал Дикий. Японец приехал чтобы в одиночку сходить на Победу. Реально я тогда наивный был ) Думал что если человек приехал хорошо экипированный и декларирует соловосхождение на такую гору, то точно какой-то суперклаймбер японский. Дошло дело до страховки. Я лезу, он страхует. Вдруг вижу, что страхует он сам себя за свой конец веревки ))) Больше из БЛ он никуда не ходил. Пил водку до конца срока )
Довелось с чехами пойти на Хан. Люди, приехавшие на семитысячник не смогли прожумарить трехметровую ступень в ледопаде. Вернулись не солоно хлебавши, но зато опять же живы-здоровы. Хорошо, когда такие люди внизу утыкаются в предел своих возможностей. Но некоторым "везет" и все-таки прорываются наверх. Тогда уже совсем другие истории получаются ...

А это вопросы риторические. Каждый поступает в соответствии со своими моральными принципами. Хочешь - помогаешь, спасаешь. Не хочешь - не помогаешь, не спасаешь.

<<Не хотите сами думать - платите и за вас подумают и сделают другие.>>
Это ОГРОМНОЕ заблуждение. Я уже писал как-то про спасение на Эльбрусе в прошлом году. Гиды запустили человека с 2-сторонней пневмонией до 2-стороннего отека. Они (гиды) НЕ ПОНИМАЛИ проблему. Спасибо ребятам из МЧС.
Вспомните зорб в Домбае.
Вспомните пару новоиспеченных мужа и жену, которые в день свадьбы решили вместе прыгнуть на веревке с моста. И в одну секунду вместе разбились. Для организаторов этот бизнес. И они понятия не имели о безопасности. Просто кто-то их научил. Или сами где-то подсмотрели.
Думать надо всегда. Не желательно доверять свою жизнь посторонним, без своей мысли!

Да, мысль выражена действительно неудачно.
Согласен что неосмысленно доверять свою жизнь другим нельзя ни коим образом.
Но с другой стороны мы это делаем регулярно летая на самолетах, пользуясь такси и медицинскими услугами. Уровень риска конечно не тот, но все равно периодически упирается в квалификацию исполнителя.

"Современные «Уилсоны» вовсе не стремятся умирать в одиночку в безлюдных местах. Наоборот жмутся к обществу, чтоб чаем напоили и в палатку чужую залезть, кислородом попользоваться и спасли, если что" я так понимаю это сейчас про Рустема на Лходзе?

До конца не дочитали ?

"Без привязки к каким-то событиям и людям. Просто нахлынуло."

Ситуация просто довольно типичная. На популярных маршрутах стараются если кислород оставлять в забросках без присмотра, то в ящиках под замком.
Кто-то наверняка сталкивался с ситуацией в верхних лагерях, когда за время отсутствия в палатке пожили чужаки не снимая кошек и использовав все до чего смогли дотянуться, оставив после себя срач в прямом смысле.

Или показалось?

Ну, про осмысленность.
Когда я еду на такси и вижу что в водителе можно сомневаться - сажусь на переднее, рядом с ним. Понимая, что это самое опасное место в машине, но также и понимая что в случае чего - смогу (возможно) хоть как-то сдемпфировать ситуацию. Особенно, когда в такси со мной люди которые мне небезразличны.
В самолёте - да, приходится полагаться на адекватность и профессионализм экипажа. Но опять же, один мой знакомый после 2 откладываний рейса просто не полетел и вернул билет. Полетел в другой день.
Доверяя свои жизнь, здоровье и настроение гиду или руководителю экспы или руководителю группы - мы делаем это осмысленно. ВСЕ. Другое дело, что у всех - разный уровень понимания и разный уровень понимания своего понимания. Это прекрасно показано на кривой Даннинга-Крюгера
Поэтому, надо объяснять и разъяснять. И желательно ДО того, нежели ВО время того. Потому что ПОСЛЕ того - все мы умные, задним умом.

В советское время тоже разное было. Был здоровенный ящик с консервами наш, рядом ящик красноярцев, кто-то подчистую выгреб оба и оставил записку - мол, спасибо за продукты, туристы Ленинграда, хотя ленинградцев тогда там близко не было.
Второй случай, когда из заброски забрали литр бензина и взамен положили литр спирта. Какие-то минчане

А нам, ничего не взяв, положили шмат сала и килограмма полтора халвы. В записке написали - "нам уже не надо - пользуйтесь." :-)

Думается, чуть-чуть недорасставлены акценты в статье.
Когда спасработы возникают из-за погодных условий, травм, срывов, болезни, да даже - искренней(!) - переоценки своих сил и некоторой доли авантюризма и "неадекватности" - все-таки это одно.
А вот когда люди сознательно экономят свои ресурсы, изначально и очевидно рассчитывая на чужие, - будь то "зачем мне лишний вес тащить, кто-нибудь чаем/кислородом/... поделится" или "гида брать дорого, сам конечно не справлюсь, но я прибьюсь к какой-нибудь группе, не бросят и не прогонят же" - особенно когда это стремление к халяве, желание выехать на чужом горбу становится не единичным, а вполне распространенным явлением - тут готовность помогать и делиться вполне предсказуемо стремительно падает.

Наверно что-то недопонимаю, вроде старательно эту мысль как раз и разжевывал )))
Я только таких людей отношу все-таки к категории - "не хотят ни думать ни платить"
В ситуациях, которые мне доставались от них было больше всего проблем для окружающих.
Категория "халявщики" наверно уже как следующая ступень эволюции. Они уже имеют некоторый опыт, кое-что соображают и довольно осторожны в своих действиях на горе. Довольствуются мелкой халявой и в большие неприятности не влипают.

++Ну а потом пришел КОММЕРЧЕСКИЙ альпинизм. ++

Мне кажется, коммерческая составляющая тут не основная. Важнее установка на халяву.

В позапрошлом, что ли, году общался с чуваком одним. Он собирался поехать в популярный район. Спрашиваю - а почему именно туда?
Он - так там народу полно, если заблужусь - выведут, если заболею - не бросят, спасут. Если с едой будут проблемы - ну тоже мир не без добрых людей.
Я ему - может, обучение в секции, или гид за бабло?
- Нее, нафиг мне это. Зимой время жалко, а уж деньги платить, это ваще!!
Туристы-альпинисты люди высоких моральных принципов, "сам погибай, а товарища выручай", и так далее.

Признаться, мне захотелось поехать в другое место ))

В советское время халявщиков тоже было достаточно, просто их до гор добиралось меньше.
Информация менее доступна, пропуска в некоторые районы, и т. д.
А в % соотношении - ничего не поменялось:
.....
Видел я на веку их немало.
Сами знаете, сколько дерьма —
От певцов «Интернационала»
До умельцев пожрать задарма.
....
(Владимир Туриянский)

Все эти вопросы сейчас в принципе не решаемы. Мусор, погоня за халявой, надежда на дядю и все остальное берется в горах не из ниоткуда, а снизу, все это - это наша обыденная повседневность внизу, в городах, в лесах, в отношениях между людьми. Пока мы не наладим достойную жизнь внизу, и в горах толку не будет.

Категория людей выбирающих горы а не кабаки, пляжи и диваны весьма малочисленна. Абсолютное большинство таких людей априори вызывают уважение. Как правило, это люди "высоких моральных принципов, "сам погибай, а товарища выручай", и так далее". Есть конечно исключения, но горы таких фильтруют. К сожалению, бабло способно помочь преодолеть этот фильтр. Результат становится пропорционален не столько собственным усилиям, сколько вложенной сумме. Вот этот механизм и несет вверх дерьмо с равнины. К счастью оно оседает в "культовых" местах. Туда можно и не ходить.
ЗЫ. Гидов конечно жаль, но это их выбор.

В горах случается всякое. Даже находясь в очень сложном положении не всегда обращаешься за помощью, понимая что люди сами на своем горбу прут... И если имею хоть какую то возможность иду на помощь. И когда это делаешь, получаешь большое удовлетворение- заряд энергии и энтузиазма что смог оказать помощь.
И вроде уже далеко не пацан, но просто "вырубает!" как и автора ситуации когда видишь нуждающегося "халявщика"(потому халявщика - явный признак в горах пустым рюкзаком). Оказываешь помощь, даже не подразумеваешь благодарность, а в ответ не просто ничего, а какая то к тебе ненависть!. И ощущение после этого как будто тебя выжали- отходняк на пару дней. Хожу в горы раз в год с 90-х прошлого века, но ранее таких не встречал. А тут два года к ряду. Начал за собой замечать что невольно избегаешь контактов- осадочек то остается. Мерзко это наблюдать в горах. И ответа нет. Зачем они тут?(в горах).Откуда? Раньше отсеивались!? С популярностью вынесло в горы и такой "планктон". И как то с этим придется жить.

Спрашиваете откуда? В соседней теме уже отвечал: 27 лет эры потребления не прошли даром... Какое мировоззрение и жизненные приоритеты прививают, то и получаем в результате.

Согласен с Вами - "бытие определяет сознание". Но как их любителей халявы и лени заносит так далеко, я об этом. Это же себя все равно надо как то себя преодолеть, трудности перехода, холод, и.т.д. А ненависть к "дающему", оказывающему помощь- обида что не дал сдохнуть? Извините за эмоциональность. Трудно как то укладывается бытие такого "планктона" в горах в сознании. Всплывает выражение "не делай добра, не получишь зла". Но ведь из за этих моральных уродов, кто то нуждающийся останется без помощи и моральной поддержки. Неприемлемо как то это для моего сознания и воспитания.

Выросло уже новое поколение "миллениалов". Выросших при больших ценах на нефть, которые развращают, в основном столичных. Считающих что как было в детстве - так должно быть всегда. Не желающих понимать что для результата надо РАБОТАТЬ.
Разумеется, я не говорю о всём поколении. Но, вектор развития заметен. И с ним - ходят и на демонстрации с кроссовками и уточками, желая на этом срубить 10тыс.евро (ОН же обещал!), и с пустым рюкзаком на Ленина (добрые люди поделятся и местом в палатке и харчами). И так - не только у нас.

Ну да, типичное высказывание - молодежь не та, только где были их отцы, может все-таки в зеркало посмотреть и понять откуда все пошло. Ведь уже давно все эти проблемы нарастают не пару лет назад, а скорее пару уже десятилетий. Молодежь - это отражение их родителей, только более открытое и явное, без попыток скрыть свое нутро.

В вашем комментарии прекрасно всё! Видео уже раз 5 пересмотрела. Шикарно! Особенно про ФБ и отношение к нему молодежи :)) Бедный Цукер, который берг :)

видео блестящее! спасибо!

Тут один хороший умный человек в несколько другом слое общества, но тоже "полевом" сформулировал это так: "Выросло не3,14zjенное во дворах поколение". Грубо, но сермяга в этом есть...

Почему на спас работы не было отбоя, потому что в те времена, все, я повторяю ВСЕ, кто ходил в Горы, знали и умели как работать на спасработах и в поисковых работах.

Мужики, на мой взгляд холява - явление генетическое. В наше время их тоже было достаточно. Стоит наша база, в Фанах, приходят усталые и голодные чехи. Наш начспас и начпрод, Ляба накормил их, дал ещё продуктов в дорогу. На другой день пришли другие, не голодные, принесли список продуктов, требуя их у Лябы. Ну, а Лябе только дай повод подраться

Советское воспитание отличается от современного капиталистического тем, что первые всегда стремятся помочь, даже если их об этом не просят. Упал человек, само собой разумеющееся поднять без вопросов. Рассыпала бабушка свои "бешеные деньги" в магазине, начинаешь помогать собирать. Дерется ребятня во дворе, разнимаешь. Современные люди, особенно, молодежь предпочитает не заморачиваться. Упал? Лежи, я-то тут причем? Чукча не помощник, чукча - потребитель. Ему самому обслуга нужна.

А несоветское воспитание в несоветских странах это исключает?! )))

Кажется народ слишком преувеличивает современное безнравствие... Вроде и я хожу в горы. Вроде и в места, где много разного народа есть. А вот чтобы таких примеров, когда откровенные любители за чужой счет на Эльбрус сходить или еще чего - как-то и не вижу. Может очки другие надо купить?

Вы просто это не оцениваете.
Вот, пошли один-двое на Эльбрус. Это не за чужой счёт? А вот и не так.
В случае ЧП с одним из них - другой ведь не сможет его вниз транспортировать.
Значит, либо спасателей вызывать, либо попутчиков просить о вспоможении. А для одного - тем более.
То есть, заранее заклад на чьи-то ресурсы, чужие.
Разве это не халявничание?!

Ну это вы хватили через край! МЧС живет за счет наших налогов.

До абсурда дело доводить не надо, по вашему так вообще из дома даже в городе не выходи, вдруг ногу сломаешь, придется скорую вызывать, халявщик. Что всем теперь бригадой в восьмером ходить везде, и бояться чужой помощи? Идиотская логика у вас. Звериная. По типу, человек человеку - волк.

Настолько упрощать тоже не надо. Риски до нуля уменьшить не получится. Всегда останется процент на аварии, процент на волшебника в голубом вертолете, и процент на то, что спасать будет уже не кого. А управление рисками - это же не только действия в случае ЧП.

Если человек никак не управляет рисками, даже не способен их перечислить, или определить их наступление, но отважно идет навстречу приключениям - то да, можно и халявщиком назвать. А сильная, акклиматизированная, опытная двойка может иметь меньше риск аварии, чем большая, но неоднородная команда на том же маршруте. Просто за счет скорости движения и готовности повернуть назад при первых признаках проблем.

ну так рассуждать нельзя . Имхо.
У кого то сердечный приступ, это же тоже закладывается чей то ресурс (скорая там приехать должна). А люди которые пьют и курят, они вообще сами напрашиваются на сердечный приступ или Белочку, НО что медики не жалуются в каждом посте, что на них по пьяни регулярно кто то с ножом накидывается на вызовах.

А пьющих то у нас куда больше, чем тех, кто ходит в горы....так то....В целом я с этими доводами вообще не согласен.

Я как раз из тех, кто сам ходил в горы, при том номинально мы ходили вдвоем, но на акклиматизационные ходили порознь(разный темп был) , а на восхождение я вообще 1 вышел из-за проблем со здоровьем у напарника.

ну Вы даете.

Ну как за чужой счет? Я несколько лет назад пересекся с одним товарищем на Эльбрусе. Парень из Москвы, небедный, мог бы и гида нанять. Не захотел принципиально. Присоединился к спортивной группе, в которой у него был кто-то знакомый. А его в этой группе поставили замыкающим. На 5000 двум теткам поплохело, и его отправили с ними вниз. Так он и после этого не успокоился. Сказал - один пойду, соло. А на практике прибился к группе и пошел с ними. Так его гиды пинками прогнали. Так и не взошел.
На Эльбрусе много случайных людей, которых там быть не должно. Многие из них просто не понимают что они не готовы восходить без гида.

откуда гиды прогнали?? С горы? Сказки рассказывать на альпинистских форумах - это плохо.

Вообще странно. Как прогнали? Там одна тропа и все идут по ней. Каждый в своём темпе. И если темп совпадает с какой-то группой, вроде никто никого не смущает.. Первый раз слышу про прогнали.

"Уилсоны" мешают бизнесменам зарабатывать, а их богатым клиентам самоутверждаться.
У нормальных восходителей есть правила. Обязанность спасать "Уилсонов", которые всегда были и будут входит в эти правила. А бизнесмены и их клиенты в горах проездом.

плюсанул

Объективно, на Эльбрусе и на Эвересте именно бизнесмены и их клиенты правят бал. А нормальным восходителям там делать нечего.

Древняя этика... шоб её ;)

Стойте, подруги! Куда разбежались вы, мужа увидев?
Можно ли было подумать, что враг между нами явился?
Нет средь живых человека такого - и нет и не будет,
Кто бы в стране феакийских мужей дерзнул появиться
С целью враждебною: слишком нас любят бессмертные боги.
Здесь мы живем, ото всех в стороне, у последних пределов
Шумного моря, и редко нас кто из людей посещает.
Здесь же стоит перед нами скиталец какой-то несчастный.
Нужно его приютить: от Зевса приходит к нам каждый
Странник и нищий. Хотя и немного дадим, но с любовью.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Если б и хуже тебя кто пришел, не посмел бы я, странник,
Гостем моим пренебречь. От Зевса приходит к нам каждый
Странник и нищий. Хоть я и немного даю, но с любовью.
Нам, рабам, поступать невозможно иначе: всегда мы
В страхе бываем, когда хозяева власть получают
Новые.

Браво, maloy! Не ждал здесь нарваться на человека, цитирующего такие тексты! Спасибо.

Извинете, если в статье не совсем точно изложил мысль. Ситуация в том, что сейчас довольно много людей которые совершенно не зная гор и не стремясь что-то о них узнать (как правило и физподготовка у них оставляет желать лучшего) едут сразу на серьезные вершины. Причины этого не хочу разбирать. Тех из них, которые "не хотят-не могут" заплатить за сервис, обеспечивающий безопасность иначе как самоубийцами и идиотами, назвать не могу (классический случай - едет сейчас человек первый раз в горы, на Эльбрус с общим бюджетом 5000 рублей, дальше объяснять наверно не нужно) . Правильно было бы предоставить все естественному отбору, чтобы количество их постепенно уменьшалось само по себе. Но как правило рядом с этими идиотами всегда есть обычные люди, которым жизненные установки не позволяют дать умереть даже самоубийце. Все неприятности валятся в итоге на них.
Вот так и живем )))

Да, eliseev. Вы, абсолютно правы.

Зачем извиняться, вы все доходчиво написали.

Если есть весь эквип, то чего бы и на 5 тыс не взойти?!)
Или общий бюджет это эквип+дорога+питание? Тогда просто нереально...

Не знаю, как по мне, так можно спокойно без платных гидов ходить на такие скалы как Эльбрус...экипировка серьезная(своя) не нужна, в прокат можно взять много...

По поводу физической формы вообще вопрос какой то обобщенный....Не понятно что нужно больше выносливость или физическая сила....вот ученые говорят физическая сила, опытные альпы говорят выносливость ...проблема в том, что разом и то и то не получается развивать :)

Начните с тренировок мозга, альпинизм это не шахматы, тут думать нужно.

Саня, ты все здорово и четко изложил. Но пора тебе быть пожестче. Чем больше самоубийц - тем меньше самоубийц.

прочитал на два раза, так и не понял, че ты хотел сказать. Спасать человека надо всегда. дальше философствуй как хочешь.

Заметил что такие посты появляются на Риске не в первый раз. Видимо кто-то хочет подвести этическую базу под то что, может и спасать то не надо всяких случайных идиотов? Я не хочу с этим спорить , понятно аргументов то много. Елисеев - спасать надо всегда. Если ты рядом и можешь помочь! Если лень и ты устал, или клиентов надо завести - иди лучше в промальп.

Это называется "Окно Овертона". Не удивлюсь, если через десяток лет будет в порядке вещей например отобрать рюкзак у незарегистрированного восходителя без гида. Это не бред. Совсем недавно не стыдно было "проявить бдительность" и занять комнату расстрелянного соседа. В замкнутых мужских коллективах вообще очень быстро возникают абсурдные правила поведения оправдывающие любой маразм для чьей то выгоды. В данном случае похоже гиды суетятся, возможно не осознано но не безрезультатно.

Ингвар, я Вам в личку кой-чего написал. (Желтый конвертик в правом верхнем углу экрана). Почитайте.

Зря вы так промальп ругаете. Может быть взглянем на ситуацию иначе? Может быть отдадим принятие решения об участии в спасах в руки начспаса?
Давайте разделим спортивные группы от коммерческих восходителей. В спортивном альпинизме всё ясно. Группа схожена, роли распределены, все знают как поступать в трудных ситуациях и сами готовы участвовать в спасах. И начспас наверняка отправит всех спасать.
Теперь коммерческий альпинизм. Гид, он же помощник и руководитель группы которую ведёт. Уходя на чужие спасы он заведомо подвергает свою группу риску. Нередко люди, которых он сопровождает, не в состоянии сами диагностировать отёк или пневмонию. Это получается, что он кидает своих, которые всё оплатили и надеются на помощь, чтобы спасать других, которые поскупились на гида и попали в тяжёлую ситуацию. Как то нескладно получается. Своих кидать, чужих выручать... Думаю начспас отдаст ему приказ не лезть на рожон и сопровождать группу дальше. Как то так.

++ Может быть отдадим принятие решения об участии в спасах в руки начспаса?++
Если он есть. Здесь про другие случаи, нет поблизости никого, кому можно отдать.

Что-то маловато конкретных предложений. Осмелюсь предложить возможное решение, возможно, непродуманное, но надо же с чего-то начинать, с какой-то идеи, так вот - все альпинисты/туристы обязаны оформлять страховку. Кто идет без страховки, тех все равно МЧС должен спасать, но потом подсчитать расходы на спасение и выставить счет, можно еще и штраф прописать за нарушение правил. Как вам такая идея?

а Вы что без страховки в Горы ходите. Осмелюсь заметить - глупо)

За границей понятно, страховка реально нужна и работает довольно много где, даже личный опыт имею. А в России вот реально на сегодняшний день не понятно - нужна она или нет? Куда её применить в случае чего? Если спасёт МЧС - это ведь бесплатно... А кроме них кто ещё может спасти, пусть даже не бесплатно, а за страховые деньги?

Вы правы. Все так и есть!

Еще появилась куча гидов, которые ничего сами не знают, а уже водят. Квалификация многих вызывает сомнение. Это не только в альпинизме, но и в туризме в целом.

Напомнило мне ситуацию возникшую в конце горного похода 5 к.с. в районе Безенги пару лет назад.
Ледник Крумкол – подход под перевал Спартак.
Светит солнышко, тепло, хорошо. От понимания, что основная часть маршрута пройдена, и мы уже поворачиваем к дому, впадаем в приятную расслабленность. Не спешим, загораем на солнышке, а мимо нас по леднику в попутном направлении топает группа.
Через два перехода снега на леднике стало много, мы связались. Стали нагонять впереди идущую группу, но они залезли в ледопад. Мы же разведанным путем, ледопад обошли по склону, через верхушку скального контрфорса. На верхушке присели отдохнуть. Смотрим на судорожные попытки параллельно идущей группы преодолеть ледопад и гадаем удастся ли нам сегодня попить пива в Безенги или придется вытаскивать этих "чайников" из ледопада. Но все обошлось благополучно.
Выше ледопада траверсируем разорванный ледник влево п.х.д. и догоняем шедшую впереди группу, которая к этому времени прорвалась через ледопад. Разговорились с ребятами – школьная группа из Москвы, 10 человек (5 школьников, студенты, 2 инструктора - тоже студенты), идут пеший поход 4 к.с.!!!

Странный вы народ туристы. "мимо нас по леднику в попутном направлении топает группа". И не поздоровались не познакомились, планы не сверили? Вообще то впечатление такое, что "чайники" вас догнали и перегнали, оно понятно, обидно.

Ну, "горы не стадион" как известно, там "догнали и перегнали" - все относительно)) И, заметьте - дело в конце горной пятерки, состояние расслабленное - спешить уже не куда, к вечеру пиво обещано))
Просто прошли не совсем рядом - ледник широкий, мы их не сразу заметили, они нас вообще не видели. Конечно, поздоровались бы, расспросили и путь оптимальный указали.
Удивил нас состав команды - дети и очень молодые инструктора. С ними потом внизу еще приключения были (слава Богу, не фатальные) - в итоге, в Безенги они свой поход и закончили))

Ну это еще какие "туристы" попадутся. Стояли базой на краю "зеленки" под деревцами. Хорошая полянка. Выше, буквально в 100 метрах начиналась не то что тундра, а буквально каменная пустыня. Подошла детская группа с руководителями. предложили чаю, посидеть передохнуть. Дело после обеда и выше смысла идти нет.До ближайших верхних стоянок до темноты не успеть. Поляна большая и всем места хватит. Пока пили чай, мимо пролетела, в буквальном смысле слова, группа "экзотов", как мы их назвали. Услышали мы их еще минут за десять до подхода - звякали навешенные на обвязках карабины, ледобуры(ЛЕДОБУРЫ!!! - до ближайшего льда вверх пару-тройку часов ходьбы) и прочие восьмерки.На предложение остановиться и отдохнуть бросили - "у нас по плану стоянка через час!" и понеслись дальше. Апофеозом всего, после того как на тропе исчез последний "экзот", была фраза одного из детишек, сказанная на полном серьезе - "Ага, знаете какая это серьезная группа! Они нас сегодня уже пятый раз обгоняют!" Занавес!
Через день, в ливневом мареве "экзоты" прошли вниз. На морене выше, где невозможно укрыться, им порвало палатки и ливнем размыло сахар, чай и хлеб в рюкзаках. Вещи, особенно пуховые промокли не то что до ниточки... Зато ледобуры были блестящие.

сугубо имхо: наплыв должен скоро спасть. старая система с подготовкой и контролем как-то срастется с денежной, расставив всех на свои места: матрасников, спортсменов, халявщиков, исследователей... а доживём ли мы до этого- посмотрим