Я хочу, чтобы все возвращались назад...

Пишет Овчинникова Татьяна, 07.03.2018 13:29

Я хочу, чтобы все возвращались назад... (Спелеология, нс, Карасев, пещера Монастырь Чокрак, спелеология, клуб Барьер, безопасность, веревка, проверка снаряжения, халатность)

В мае 2017 г. наш сын не вернулся назад…..
2 мая 2017 года погиб спелеолог Алексей Карасев, которому был только 21 год… Он разбился в результате падения в пещеру Монастырь Чокрак на Караби-яйле в Крыму. Причина аварии – обрыв веревки.
Многие об этом происшествии слышали или читали еще в начале мая 2017 г. На сайте риск.ру, в фейсбуке в отчете Максима Козлова, в vk. Тогда ситуация реконструировалась по фото участников и разговору с ними. Сейчас для выяснения причин аварии предлагаем проанализировать только факты. В частности, результаты экспертизы веревки, оказавшиеся для нас совершенно неожиданными.

Итак, Алексей Карасев отправился в поход на Караби в составе группы спелеоклуба «Барьер» (г. Долгопрудный Моск. обл., место базирования – подвал одного из общежитий МФТИ, председатель клуба – Титов А.) под руководством Егора Храмова, зав. снаряжением группы – Дмитрий Коротков. Статическую веревку для навески Егор Храмов получил на складе клуба «Барьер» (см. в Приложениях «Объяснения»). Что касается остального оборудования, то у А. Карасева был свой личный комплект SRТ снаряжения, приобретенный в июле 2015 г., который использовался только в 1 походе в октябре-ноябре 2015 г. и на 2-3 выходах.

На основе «Объяснений» очевидцев случившегося, Е. Храмова и С. Алабина, и имеющихся фото, проведем, насколько возможно, реконструкцию событий. 2 мая группа в составе Егора Храмова, Алексея Карасева, Сергея Алабина и Нины Фадеевой направилась к воронке пещеры Монастырь Чокрак. Навеску организовали от дерева (см. в Приложениях фото № 1). Первым шел Алексей Карасев. Следующую промежуточную точку крепления (ПТК) организовали наброшенной на выступ скалы текстильной петлей. Далее на 39 фото, сделанных за 14 минут, можно наблюдать, как к Алексею Карасеву подходит Егор Храмов, долго обследует ПТК с текстильной петлей, и после этого Алексей Карасев начинает монтировать «мультимонти» (т.е. точку крепления веревки к стене), а потом перестегивается на него (см. в Приложениях фото №№ 2-11). Дальнейшее движение А. Карасева и момент аварии на фото не зафиксированы. Авария – разрыв веревки – произошла после того, как А. Карасев отошел от «мультимонти» на некоторое расстояние. Измерения, проведенные нами в Москве, дали следующие результаты: длина веревки от петли, которой она крепилась к «мультимонти», до точки обрыва - 3,8 м, расстояние от точки обрыва до «десантера» («стопора-десантера» производства компании «ВЕНТО») составляет 1,5 м.

Из анализа фотографий видно, что А. Карасев за все время с момента подхода к нему Е. Храмова не «отлучался» из объектива фотоаппарата более чем на 3 мин. Хронометраж был проведен по зафиксированному в каждом фото времени, съемка велась одним фотоаппаратом. На основании вышесказанного можно предположить, что через место веревки, в котором произошел разрыв, был всего один проход, который и вызвал ее разрушение.

В ноябре 2017 г. в следственном отделе прокуратуры г. Белогорска (Крым) мы получили в виде фотокопий материалы предварительного расследования по делу о гибели Алексея Карасева, а также все его оборудование и веревку, упакованные в опечатанный плотный полиэтиленовый пакет черного цвета (см. в Приложениях фото № 12).

Из материалов дела: была проведена трасологическая экспертиза двух отрезков веревки (см. в Приложениях Заключение эксперта № 84), по результатам которой сделан вывод о том, что ранее два куска составляли одно целое. На вопрос: «Каким способом разделены части веревки?» дан однозначный ответ эксперта: «…два отрезка веревки были разделены путем разрыва нитей веревок».

В Москве мы обратились за консультацией к специалистам. Веревку и оборудование осмотрели представители компании «ВЕНТО»: инструктор-методист по альпинизму 2 кат., член комиссии по безопасности УИАА Андрей Васильев и спелеолог Яков Денисов (спелеоклуб «13 мм», г. Москва), а также Евгений Румянцев (спелеоклуб МГУ, г. Москва). По результатам осмотра сделаны следующие выводы:
- «десантер», несмотря на повреждения, сохранил работоспособность;
- веревка страховочно-спасательная статическая, диаметром 10 мм, производства ОАО «Канат» г. Коломна, изготовлена в 2009 г. (определили по цветной нити в сердцевине веревки), в месте разрыва оба конца веревки с одной стороны измазаны чем-то красно-коричневым, поверхность чуть-чуть липкая. Нити сердцевины веревки в месте разрыва легко отщипываются двумя пальцами. Кроме места разрыва, на веревке еще есть места, где она измазана чем-то красно-коричневым, но интенсивность меньше, чем в точке обрыва. Поверхность веревки в этих местах заскорузлая, не гнется и чуть-чуть липкая. В некоторых других точках веревка, наоборот, легко складывается узкой петлей. Структура веревки неоднородна по длине. В целом, веревка сильно побита, разлохмачена и имеет признаки длительного использования (подробно «Результаты осмотра «десантера» и веревки» см. в Приложениях).

Далее для проведения экспертизы веревка была передана в ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России. Проведенная экспертиза показала, что веревка в нескольких местах повреждена серной кислотой(!). В месте разрыва МАТЕРИАЛ ВЕРЕВКИ СИЛЬНО РАЗРУШЕН СЕРНОЙ КИСЛОТОЙ (см. в Приложениях «Экспертиза веревки»).

Таким образом, получаем:
1. Руководитель группы Егор Храмов взял на складе спелеоклуба «Барьер» для похода очень старую веревку (изготовлена в 2009 г.), сильно изношенную и потертую. На фотографиях, сделанных в день аварии, на поверхности веревки четко видны большие красно-коричневые пятна (см. в фейсбуке фото из отчета Максима Козлова от 2 мая 2017 г.). В этих местах веревка не гнулась.
2. При навеске веревки Алексей Карасев шел первым. После того, как участок веревки, на котором материал был сильно разрушен (серной кислотой, как показала экспертиза), оказался под нагрузкой, веревка оборвалась.

Так погиб наш единственный, очень любимый сын… Вам не страшно? Нам – очень…

Но становится еще страшнее, когда вспоминаешь, что поход в мае 2017 г. – это был поход для новичков. Потом читаешь объяснения председателя клуба «Барьер» Титова А. (см. в Приложениях «Объяснения») и еще раз Храмова Е… А в ноябре 2017 г. клуб «Барьер» повез новую группу новичков, уже на Кавказ… А спросить, как ТАКАЯ веревка оказалась на складе спелеоклуба и ПОЧЕМУ ее взяли в поход – не у кого и не с кого…
Мы очень хотим, чтобы все возвращались назад.

Родители погибшего Алексея Карасева
Карасев Юрий Львович
Овчинникова Татьяна Алексеевна

приложения

Отдельные листы из заключения экспертизы:

Я Вам искренне соболезную! Больше мне пожалуй нечего написать((

.серная кислота - сразу в голову приходит самое тривиальное - что кто-то рядом с веревкой (или с тем местом где веревка лежала) с аккумулятором шарился. разлив в местах хранения, в дороге (багажники), на почву пролили.
где и кто последний раз эту веревку использовал - так как после контакта такая веревка нагрузку бы не выдержала.

снаряж и его использование - это такая больная тема... за каждой тривиальной вроде строчкой техники безопасности - кровь предшественников

Вполне соглашусь. Перевозили допустим верёвку (может быть раньше, перед этим походом) в багажнике машины. Рядом, или под аккумулятором. Вполне возможно, что аккумулятор перевернулся на веревку и вытекло какое то количество кислоты. Вполне возможно, что везли с верёвками саму бутылочку кислоты на долив в аккумулятор. Возможно, что на "складе" где хранится снаряга, кто-то реанимировал жизнь своему аккуму. Меня учил когда то мой приятель, перед навеской в пещеру перебирать всю верёвку пальцами рук. Но это была старая десятилетняя верёвка.
Эта пещера становится крайне опасной.

Спасибо вам за то, что боретесь за правду и ищете ответы! Примите искренние соболезнования, это немыслимая трагедия, которой не должно было случится.

Соболезнованиями уже никто и ничему не поможет.
Стойкости и понимания, что так, по велению судьбы, часто уходят лучшие.
Но: «пепел Клааса звучит в моём сердце», и он может помочь очень многим – тем, кто тоже может оказаться на такой верёвке. Откуда-то же она и кислота взялись.
Силы духа и настойчивости в борьбе.

Примите мои соболезнования....

Ребят в клубе не научили осматривать веревку перед использованием - очень плохо!

Искренние извинения родителям, но не сдержусь. Всё имеет пределы.

А ещё новички должны носить с собой экспресс-лабораторию, для анализа «больших красно-коричневых пятен» на перильной статике, но лучше, непосредственно перед спуском, требовать запечатанную и с сертификатом.
А так, чего кого винить – сам не проверил и не потребовал.

Сарказм, сарказмом, но аж самому противно стало.
Не осмотрел, понимаешь...
Это новичок, в пещере, непосредственно перед спуском...

почитайте хотя бы что производители верёвок пишут про их осмотр. никакая лаборатория была не нужна -- всё на лице.

Именно, как новичка, меня во всех деталях инструкировали по верёвке и по прочей снаряге. И было это не менее трёх раз в разных местах. На скалодроме - курс лазания с нижней страховкой, начальный курс альпинзму в Альпах, и верёвочный курс для каньенинга в Израиле. А ещё больше количество статей по снаряжению. Там не то что о пятнах, о маркирование середины изолентой прописано.
А проверяют веревку, всякий раз, как перебирают и непосредственно перед спуском тоже. А в момент получения на складе - доктор прописал.
Со склада я, конечно, ничего не получаю, но снарягой делюсь и со мной делятся,проверяю даже, когда беру у друзей.
Нашел под стеной петлю из дайнемы, не взял - нафиг нужны эти проблемы.

Ну то, что руководство экспедиции заюзало снаряжение в ХЗ каком состоянии (пятна краски и потертости наводят на мысли о например большой промальповской биографии веревки) как бы руководство не красит, тут вопросов нет. Несет ли оно за это уголовную ответственность я не знаю, не юрист.

На промальпе практически у всех моих коллег хотя бы по разу рвалась основная, иногда так вот, в статике... выручала страховочная, но тут было SRT;-(

В истории увы были такие случаи, и не раз - например гибель очень сильного клаймбера в Йосемитах (забыл фамилию), у них веревка в багажнике машины при перевозке попала то ли под пары растворителя, то ли под кислоту.

Но KostaL тоже прав. Все течет, все меняется, и наск. я понимаю один из элементов современного обучения - ты сам в первую очередь отвечаешь за свою безопасность, потому что если что - хоронить то будут тебя а не инструктора, инструктора как максимум подвергнут остракизму. В советской школе на НП1 я такого момента не помню... и не уверен что это было хорошо. "Инструктор всегда прав" и т.д. работает только если инструктор и правда нереально крут (сейчас это увы не всегда так) + есть отлаженная система которая сама следит скажем за снарягой и не дает при этом сбоев.

Визуальная оценка состояния снаряжения это как раз одна из тех "мелочей", которая отличает хорошее обучение от плохого. Но раз руководство само не осмотрело снарягу и не сделало на этом акцент, очевидно оно не считало этот момент важным и не могло этому научить;-(

Очень горько, что такие вещи как НС за счет изношенной веревки повторяются. Родителям соболезнования, и огромная благодарность за то, что они подняли эту тему. Может быть и правда это спасет чью то жизнь...

Примите мои искренние соболезнования
Случившиеся на совести организаторов (я не политкоректен).
Я не знаю квалификации вашего сына, но по любому нельзя держать на складе веревку 7-8 летней давности, которая по описанию похожа на промальповскую. Слово текстильной петлей меня вводит в ступор, если это так было. Возможно это все же альпинисткая петля.
Из прошлого опыта, работал на технике SRT в "Снежной". Спускаться в колодцы на сотню метров на одиночной веревке страшно, на старой веревке просто НЕ возможно.
В вашей пещере длинна колодцев если не ошибаюсь, не длиннее 70-80 метров и нужно делать верхнюю страховку хотя бы для первого. На эту пещеру не так уж и много веревки надо. Или уж пусть руководитель будет "живцом". Красивое слово SRT только для новой веревки.
"Руководители", куда вы смотрите....

Марат, руководитель группы тоже рисковал своей жизнью - только издалека, сидя на полочке - это фирменное. Председатель клуба через 5 месяцев посте трагедии, сказал мне, что в причинах аварии они не разбирались - он -работает, ему некогда. А если нам интересно, что произошло, то мы можем сами поразбираться. А также, почитайте Объяснения в Приложениях - абсолютно все про Барьер становится ясно. Одно никак не пойму - зачем с редкостным упорством тянут за собой все новых чайников? За жизнь их никто отвечать не собирается, обучать - тоже не учат... В июле 2017г. я слышала рассказ очевидца, как чайники Барьера спускались в пещеру Виола по чужой навеске и не знали, как проходить протекторы (и это уже вися на веревке...). А 10 месяцев спустя, после публикации нашей статьи 2 марта 2018г. на сайтах РСС , Союза Добровольцев Спелеоспасателей, в vk - Барьер напечатал комментарии к нашей статье - они вдруг поняли - веревка -личная (только фамилию не указали чья). А в мае и спасателям и следователю говорили, что веревка клубная. А про пятна сказали, что это разметка для контеста. Это при том, что руководитель группы является заведующим складом в Барьере, а зав.снар группы - заместитель зав.складом - вроде, должны знать клубное снаряжение. А на пятнах веревка не гнется (что свидетельствует о ее повреждении), а клуб маркирует (как оказалось) иодом - совсем другого цвета маркировка и по кольцу. А здесь - с одного бока веревки и расстояния между пятнами от начала навески: 3,85м, потом через 3м, потом еще через 165см - вот такой контест....

назвать эту группировку клубом - это отголоски СССР. ну или как клуб любителей вязания. До 30х годов такие клубы романтиков превалировали, затем в сталинские времена из-за высокого травматизма (причем среди наиболее активной, мыслящей части народа) эту вольницу стали жестко сбивать в организованные структуры чтобы народ меньше гробился. Система более-менее работала (хотя и тогда на слуху были отдельные (как бы мягче выразиться) романтично-ЧПшные граждане типа Безносова и пр. которым система подготовки и контроля была поперек души.
Сейчас система приказала долго жить, отдельные отголоски системы подготовки и контроля существуют лишь усилиями энтузиастов, которых учили еще по той системе (надолго ли?). но романтики-адреналнаркоманы рождаются постоянно. Кто лазит по вантам подвесных мостов, кто делает сэлфи на стреле башенного крана, кто на велосипедах по крутым склонам, лезут в горы по системе: эльбрус-ленина-хан (на эверест мало у кого спонсоры найдутся) По старой памяти эти компашки - клубы, группы, руководители...
Всех брюзжащих и родаков - в игнор, и гордо изобретают велосипед. Жизнь, ё.

А родители, попавшие под колеса судьбе(ё...), пытаются понять - почему, отчего и как. И именно им остается разбираться почему веревка не выдержала статики. Ни менты, ни "клубы", ни ребятам из этой компашки - разбираться с причиной разрыва веревки (как я понял из написанного) никто не соизволил.

* Использовать веревку можно 2 года, но не более 5 лет с момента выпуска. При этом происходит старение волокон и их деполимеризация. После 5 лет ее свойства могут измениться, что она не будет пригодна для использования (то есть не удовлетворять нормам UIAA). А в альплагерях вообще, по моему, нехоженную верёвку через 3 года рубили (и продавали пастухам окрестным). Хожалые то всегда верёвку проверяют...а тут-новички, откуда они что знают, что дали, то и повесили...Руководители...Конечно, парня не вернуть, но надо было довести дело до конца.

А нам на моих самых первых альпсборах инструктора говорили, что нормативный срок службы верёвки 3 года, но по факту они используются дольше.

На курсах промальпинизма я курсантов учу, что веревка (и вся снаряга из капрона) начинает портиться с того момента, как выпущена. Нет ни одного фактора, улучшающего ее после выпуска, и практически все - портят капрон, из к-рого она сделана: время (твердо указываю - максимум 5 лет после выпуска, даже при идеальном хранении, - тут лучше перебдеть, чем недобдеть), свет, ЛЮБЫЕ краски, клеи, битумы, растворители, кислоты, чернила, механические повреждения, грязь и т.д. Нет никакой гарантии. Насколько знаю, даже разметка скотчем (клей!) - нежелательна. О том же письменно предупреждаю их руководителей. Для многих это - откровение, как ни печально. В 91-м году, помогая Кашевнику Б.Л. в УМЦ на испытаниях веревок, лично видел, как кусок веревки при рывке порвался одновременно в ДВУХ местах. Скажи кто - не поверил бы.

Алишер, все так, только 5 лет - это сильная перестраховка для современного (sic!) снаряжения. На данный момент сроки жизни полиамида устанавливаются производителями в 10 лет обычно, и есть тенденция на увеличение этого срока.
Технологии не стоят на месте.
Но, конечно, для снаряжения будут действовать те сроки, которые были актуальны на дату производства.

Ну, я из узб.реалий при этом исхожу: снаряж в промальп, экономя, покупают по принципу "цена-качество", поэтому его качество, в основном, - соответствующее. Для веревок это в основном - статика КОЛОМНА, в лучшем случае. Системы - в основном типа "венто" или ПРОВИТЕКС, что подешевле. Поставщиков очень мало, большие накрутки. Только-только стал решаться вопрос с конвертацией, поэтому надеюсь на улучшение все же. Да что говорить - я многих в областях никак с 8-рок на десантеры и "рычаги" пересесть не могу убедить! Начальство тоже жжет. В одной большой сотовой компании я просто дара речи лишился недавно: они ЕЖЕГОДНО, лет десять уже, ВСЕ 100% систем (петцль) "проверяли" на разрыв нагрузкой около тонны. Принцип: не порвались - значит, пишем акт годности - и в дело. И т.д. При степени эксплуатации снаряги работягами его впору не раз в 5 лет, а раз в 5 месяцев списывать...

У меня точно такая-же лежит, не моложе 09 года. Мягкая, для верхней страховки или перил пойдет. Тут ключевое слово-кислота, бывает что материал пропитанный кислотой моментально разрушается при последующем увлажнении. Беда.

мои соболезнования...
в суд надо подавать. стенания на форумах практически безрезультативны - все правы, все дальновидны, все осторожны, все "никогда такого не допускали"...

Как профессиональный инженер-прочнист скажу следующее По "результату" несчастного случая и по сопутствующим обстоятельствам сразу ясно, что верёвка была повреждена, коль скоро не смогла выдержать даже статической нагрузки от веса человека (и динамическое дополнение к этой нагрузке ввиду колебаний). Ясно, что такая "экономия" на качестве снаряжения - смертельно опасна. Коль скоро волокна повреждены "серной кислотой", - ясно, что они могли быть повреждены в определённых условиях и "парами" серной кислоты, - особенно если верёвка была влажной. Волокна - пористая структура, через которую и жидкость и пары проникают свободно и молекулы паров вступают в реакцию с волокнами. "Гигроскопичность" - свойство поглощать влагу из воздуха для тканых материалов. Но так же может происходить и поглощение не только водяного, но и других паров. И химреакции волокон с этими парами...
Применять старые и повреждённые верёвки и стропу для страховки, самостраховки, перил и для дюльфера - нельзя. Примеров несчастных случаев - множество...

Очень трудно обсуждать такую тему... Трагедия страшная. Но, если цель - предотвратить будущие беды, то посадкой в тюрьму конкретных руководителей конкретного клуба, ее достигнуть нельзя. Это просто будет месть в чистом виде, и не более... Приведу аналогию - гибель Болотова. Кого там винить? Кого сажать? А ситуация - зеркальная. Сел человек на дюльфер на гнилую веревку, без верхней. И это МАСТЕР. При Союзе была выстроена СИСТЕМА, включающая в себя структурирование обучения, поэтапность развития, и, как составляющая, - поименная ответственность руководителей, сопровождающих процесс на всех этапах. Плохая, либо хорошая система - не об этом сейчас речь. Что сейчас? Я не знаю ничего о клубе о котором идет речь, но, представьте себе, как гипотезу: собрались несколько десятков энтузиастов. Сами толком никем не обучены, крохотный опыт - из личных, несложных спусков в пещеры и из интернета. Назначили сами себя на должности руководителей, и начали работать. Законодательной базы нет, системы обучения нет, собственных знаний тоже нет. А, если, организация некоммерческая - то и юридической ответственности - нет, и быть не может... Посадить их, при большом желании, все-равно можно, притянув за уши статьи из трудового законодательства, так ведь цель, если я правильно понял, не в этом?
Только не спрашивайте у меня, "что делать?". Я не знаю.

Не буду отвечать по всем пунктам, но отмечу несколько моментов.

Пример с Болотовым не уместен. Он действительно МАСТЕР, видел, что использует, решение принимал сам и руководителя у него не было.
И даже при всём этом на Урубко пытались собак навесить.

Если это и вправду «собрались несколько десятков энтузиастов» и «Назначили сами себя на должности руководителей», ну, так сказать для себя, для внутреннего употребления, то это одно дело (и то, весьма сомнительное). Но если эта структура после этого начала привлекать новичков и «учить» их, то совсем другое.
Концы-концов не песочница в детском саду.

Всегда сильные сомнения вызывал принцип прощения виновных после гибели людей со словами: «ведь человека не вернёшь, а им сломаем судьбу». Тогда вся правовая система, в принципе, коту под хвост.

Понимаю Вас, bvn. И с последним "системным" абзацем согласен. С одной оговоркой. Для полноценной и неотвратимой ответственности руководителей, необходимы: 1. государственная (либо коммерческая) система обучения руководителей, не пройдя которую, никто не имеет право себя "назначить". 2. Законодательная база, регламентирующая все телодвижения по созданию и функционированию структур, занимающихся деятельностью, связанной с повышенной опасностью. 3. Создание в следственных органах подразделений, лич. состав которых, имеет соответствующую квалификацию. Что, в целом, пока невозможно. А для того, чтобы "сажать виновных", надо, для начала, установить причинно-следственную связь, и, соответственно, вину. Что очень непросто, зачастую. Даже для профессионалов.

По правилам альпинизма спуск на одинарной веревке запрещен.Но часто вижу такие нарушения в МЧС и у спелиологов.Нарушение все свели к веревке,кислоте и срокам давности.Были испытания петель из основной веревки висевших несколько лет в горах и веревки пролежавшей на балконе несколько лет.Может поправят ,но потеря прочности была в пределах 10-20 %.

По правилам много чего надо... Сам неоднократно дюльферял на одинарке, когда ситуация вынуждала. Кстати, и кого судить? Меня? Который 2 поколения молодняк обучал, что этого делать низзя? Болотова, который отдал самую высокую цену за это? А вот веревки, петли, и даже систему, безжалостно выкидывал после 3 лет эксплуатации.

;))))) безумно интересно, кого и чему же вы обучали...

Вот тут очень полезная, кмк, но длинная лекция. Например на 43 й минуте, Кирилл учит как вдвоем параллельно спускаться, о том, что вообще то положено страховать спускающегося даже и не упоминается. По моему на это и в альпинизме забили. Хорошо это или плохо? это реальность.

С самого начала не смотрел....
Я не увидел параллельного спуска тут.
Я бы это рассматривал как один из вариантов организации спуска.
Уже весит двойная веревка и надо как можно быстрее все организовать для себя и напарника. Страховка на схватывающем.
И возможно это для работы гидом. Гид спускается первым и организует станцию (клиенту это не доверишь), но перед этим убеждается что все подготовлено для клиента и тот не накосячет

Это не параллельный спуск, наоборот, последовательный.
Ну и каждый способ имеет свои границы применимости, абсолютных догм или нет, или очень мало. При спуске по стене с низкой камнеопасностью, на пробитых станциях - почему бы и нет, вполне можно. Первый спускается с прусиком, орнанизует станцию, и остальных страхует снизу, пожарным способом (натяжением веревки). Стандартный и хороший способ на мультипитчах.
Параллельный спуск тоже иногда удобен, в похожих условиях.
UPD. Но к сабжевому случаю это все не очень относится... Страховка тоже не будет гарантией безопасности, если такие веревки используются, увы...

Понимаете, коллеги, - безопасность имеет несколько ступеней. И если подводят все ступени - тогда и происходит несчастный случай. Конечно, здесь Новичок-спелеолог доверился более опытным, которые решили, какую верёвку использовать. И его гибель списала все его ошибки, но и они явились слагаемыми трагедии. Последняя ступень безопасности, - это была и его оценка данной верёвки. И он в данном случае тоже не "обратил внимания" на её качество (я его не обвиняю, - это лишь реальная оценка ситуации).
Вывод простой, коллеги: всё-таки надо всегда решать и "для себя", и контролировать самим, что Вам предлагают. Нельзя здесь полагаться на "кого-то", - этот "кто-то" может и подвести.
Коль речь касается Вашей, а не чьей-то жизни. Будьте в ответе за свою жизнь, и бездумно не отдавайте её в руки "чужих решений". Умейте эти решения контролировать. И, если надо, - умейте от них отказываться. Не расслабляйтесь на передаче свой жизни в чьи-то руки...
Самая последняя ступень Вашей безопасности - часто в ваших руках (хотя при наличии страховки она и бывает в руках партнёра, - но лишь при наличии страховки, но не при её отсутствии).

Все правильно! Готовиться к горам надо самому! А не в каких-то клубах, где непонятно какие инструкторы непонятно чему и как учат целую толпу сразу. И тем более уже в горах нельзя никому полностью доверять, кроме себя самого. За себя надо всегда отвечать самому, а не доверять это кому-то другому.

Ай молодца. miser, всё правильно написал...только надо убрать "к горам", и "в горах"...

опять двадцать пять......
К сожалению не всегда в спелеологии можно посмотреть ЛИЧНО самому ВСЕ веревки
Я не спелеолог, пробывал технику SRT впервые в начале 90, в Снежной. Я эту веревку в глаза не видел. Достаешь что лежит в "трансе" и в свете карбитки бросаешь вниз.
ВСЕ...
Какое смотреть ее качество там, темно, неудобно, надо спешить и за тебя это сделали наверху. За меня это в частности делал Витя Козлов. И я ему вынужден был доверять больше чем себе.
И тут ты вынужден доверять руководителю.
Но надо не забывать что это "новички", и только
Это их косяк тут, руководителей...
Это в альпинизме у тебя личная веревка и ты ее можешь хоть обнюхать.

Не в тему поста.
«О виртуальных личностях».

Не знаю, можно ли этим гордиться, но я был первым, кто высказал сомнения в реальности 00 (Василия Иванишина).
Был такой пост «Гималайский маскарад. Траверс Канченджанги»: https://www.risk.ru/blog/207986

Мы там чуток с Василием поприкалывались, и первое желание было докопаться до истины.
А затем я подумал: а какая фиг разница, существует он реально или нет.
Ведь мы все здесь живём в виртуальном мире, и образ «убелённого сединами альпинистского аксакала», который иногда путает, кого можно назвать «Володькой», а кого нет, и не идущего «до конца» в спорах с оппонентами, его заметно оживляет.
Главное, не забывать, что мир виртуальный.

А там…
А фиг его знает…
Люди бывают очень разными и время штука неумолимая по отношению ко всем нам.
И, кроме того, мне значительно интереснее поспорить с гипотетически фейковым Василием, чем разоблачать его.

P.S.
Василий, если Вас волнует вопрос собственной реальности, у меня есть личка.
Замечу, что даже о заметно доставших меня «отдельных личностях» конфиденциальную информацию в открытый доступ я не выложил. Слово, есть слово.

А еще 00 знаменит тем, как умело он затыкает рты корифеям клубной системы, адептам секты техники безопасности. Так что даже если он никогда не был в горах, я его поддерживаю!

И Вы туда же... Устал, ей-богу. Меня НЕ "волнует вопрос собственной реальности" (господи, Фрейд какой-то уже пошел), я НЕ намерен раскрывать свое инкогнито, я НЕ навязываю свое мнение никому из современных "героев-восходителей". Дискутировать на приличном уровне-с удовольствием, удовлетворять чужие больные амбиции-увольте.

Так меня тоже сильно не волнует, о чём и написал.
Не исключаю, что мысль выразил не очень чётко.
Предложение в «P.S.» было сделано на всякий случай – а вдруг Вы таки имеете желание как-то подтвердить свою реальность. Но нет, так нет.

Пример с Балыбердиным был образным, так как проколы не соответствия имиджу у Вас случаются частенько. Но повторюсь, время штука жёсткая и сам тоже бывает ошибаюсь в очевидных вещах.

Любая дискуссия, пока она ведётся прилично, посту не вредит, так как держит его в топе. Почему и отвечаю.

Имя сестра, имя!
А что оно Вам даст. Вы просто разочаруетесь. Да, человек был причастен, не корифей, один из... зачем пытаться узнать подбробнее7

Абсолютно точно, jditt! Точно не "корифей"! С необычно длинным, для статистически обычного кмс, списком гор, очень крепкий когда-то (без лишней скромности). Но, точно не "убеленный сединами аксакал". Хотя седины не видно только из-за отсутствия уже обьекта седения, а так бы был совсем белый. Разве что к анализу, более чем многие, способен. Но,как оказалось, это, скорее минус. А, в целом, браво! Вы первая задали логичный вопрос: "А зачем Вам имя?".

Ключевой момент - что не был причастен. Вернее, без стеснения врет в фактическом материале где и с кем он там ходил... что вызывает разумные сомнения, что вообще ходил.
Но я согласен с тем, что это не имеет особого значения до того момента, пока человек не начинает апеллировать к своему не существующему опыту. Поэтому я и среагировал только вот на это - "Кстати, и кого судить? Меня? Который 2 поколения молодняк обучал, что этого делать низзя?".
А пока аргументация от персонажа идет адекватная - да хоть он будет бот неодушевленный, какая разница. Тут я с коллегой BVN полностью согласен.
А проколов у 00 столько, что этого не заметить просто сложно.
Так что, если кто-то создает виртуальных персонажей - все ок, пока в рамочках держится.

Персонально-мизеру. Я уже неоднократно просил Вас не оказывать мне поддержку. Мне приятнее выдерживать уколы, уважаемого мной bvn, даже по-поводу допущенного мной давным - давно безобразного панибратства, по отношению к Балыбердину. (За что извинился перед сообществом четырежды). И, уж точно, приятнее безумные выдумки по-поводу собственной виртуальности, чем Ваша поддержка. И, отдельно, уже не Вам, а всем: Во что мы превратили пост, убитых горем родителей?! Люди, остановитесь!

Родителям искренние соболезнования, держитесь.
Как помочь в таком горе, не знаю....
Но мы и сами такие были, в пещеру лезли и в голову не приходило смотреть на веревку, где там её взял приятель? Веревка всегда была одна, вот такие без башни спелеологи. Как вспомню так вздрогну.

Давно было. Еще в первую войну. Приехали ко мне военные с обрывком веревки. Несчастный случай. Беспарашютка с вертака (слэнг такой). На 8-м бойце разрыв веревки. Падение с 10 или больше метров на бетон аэродрома. Тренировка или показательные. Веревка еще та, кто помнит, рыбацкая, буграми , изношенная на тренировках. Спусковуха тормознулась на барашке, жесткий рывок.
Спрашиваю, кто инструктор? Инструктора нет. Сами работали. Даже не догадывались о засаде.
А на Ерыдаге в 2016г. ставропольский альпинист пролетел после срыва метров 20, чуть-чуть испугался только. Снаряга другая стала.

Угу. И снаряга другая стала, и отношение к безопаснасти другое, надо отдать должное... нынче беспарашутка вся на friesrope-ах, это такой канат 44 мм толщиной. И заменяется регулярно. В 2008 году уже все было обновлено, и постоянно инспектировалось.

Извините что вклиниваюсь
Я читал что для использования этой системы нужны специальные ботинки и что резина для подошв делается только в Штатах

Так случилось, что родители Алексея, мои друзья с 90-х годов. Эта трагедия прошла и по моему сердцу...

Изучая в последнее время действующие ГОСТ-ы приходим к выводу, что в России регулирующие документы совсем устарели. На многие альпинистские приспособления, включая веревки, документов никогда и не было. Удивительным лично для меня оказалось отсутствие документов даже на такую распространенную профессиональную деятельность, как промышленный альпинизм.
Сейчас просматривается такой выход: найти деньги и заняться в ближайшие 5-10 лет вопросом создания внутриотраслевого стандарта в outdoor области, включая альпснаряжение.
Такая программа обсуждалась в Российской outdoor группе. Сделаны уже некоторые практические шаги в виде создания кластера. Поддержка в гос структурах (в МинПромТорге, которому подчиняется Росстандарт) также имеется.

Если мы сами не создадим себе правила которых следует придерживаться, то это сделают другие люди. И не факт, что они это сделают в интересах сообщества.