Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий?

Пишет Маргарита Безуглова, 13.02.2018 02:18

Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
фото (с) Piotr Snopczyński

Как уже сообщалось ранее, 9 февраля в 14:00 Рафал Фроня сильно травмировал руку в результате удара камнем. С подозрением на перелом со смещениями, его должны были эвакуировать вертолетом в Скарду как можно скорее, чтобы сделать рентген. Однако дело решилось не так быстро – несмотря на то, что все участники экспедиции застрахованы и все расходы, связанные с несчастным случаем, покрываются Страховщиком, возникли бюрократические проблемы.

«Пакистанцы потребовали деньги вперед за транспортировку Рафала в госпиталь», – сообщил руководитель экспедиции Кшиштоф Велицкий в разговоре с TVP Info. «Ожидание вертолета может затянуться. Мы пытаемся наладить нужные контакты с помощью польского посольства в Пакистане. Проблема в том, что пакистанцы не тронутся с места до тех пор, пока не выложишь деньги на стол. Они не берут в расчет страховые гарантии. Даже не могут прочитать, что написано в наших страховых полисах. Говорят: «Окей, полис полисом, но, пожалуйста, внесите депозит». Загвоздка в том, что у нашего агента как раз-таки нет средств, чтобы внести этот депозит. Полагаю, наше посольство попробует решить этот вопрос с помощью Министерства иностранных дел».

Тем временем с прессой пообщался Фроня: в тот же вечер после происшествия в базу дозвонилась журналистка TVP Info с расспросами о самочувствии. «Вы когда-нибудь ломали руку?» – тут же поинтересовался Фроня в ответ на ее вопрос. «Я как-то ломала ногу. Болит, понимаю, но у меня-то был перелом внизу, на уровне моря… Как вы себя чувствуете?». «Знаете что?! К черту! Оставьте нас, наконец, в покое! Пока!» – ответил он докучливой журналистке и разорвал соединение. Неудавшаяся беседа тут же нашла отражение в прессе под громким заголовком «У польского гималаиста сдали нервы».

«Мне еще не приходилось слышать, чтобы журналисты атаковали футболиста, которого несут на носилках. Сначала он добирается в больницу, а о его состоянии высказываются врачи. Разве переломанные горнолыжники дают интервью прежде, чем их осматривает врач? Как можно звонить человеку, который находится в таком состоянии, как Рафал?» – так прокомментировал этот эпизод Богуслав Ковальски, инструктор по альпинизму PZA (прим: Polski związek Alpinizmu – Польский союз альпинизма), эксперт по принятию решений в условиях риска и неопределенности, ранее возглавлявший Комиссию по безопасности PZA. «Рафал сейчас находится на сильных обезболивающих. Я знаю его много лет. Это очень милый, приятный человек. Он бы никогда в жизни не сказал чего-нибудь в этом роде, если бы не оказался в такой ситуации».
Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
Рафал Фроня. Фото (с) Albin Marciniak / EAST NEWS


11 февраля в 13:00 Рафал Фроня был эвакуирован в Скарду вертолетом.
Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
фото (с) P.Tomala


По сообщению Polski Himalaizm Zimowy, сейчас Рафал находится в Скарду в ожидании перелета в Исламабад. Диагноз – трещина предплечья. Оказана необходимая медицинская помощь. Его дальнейшее участие в экспедиции исключено.


Между тем, Адам Белецкий, получивший перелом носа от удара камнем двумя днями ранее, идет на поправку. Кшиштоф Велицкий так охарактеризовал его состояние телеканалу TVN24: «Смотрю я на Адама – он отлично выглядит. Надеюсь, что – прошу прощения за эти слова – раны заживут на нем, как на собаке. Он сам заинтересован в том, чтобы как можно скорее вернуться в команду. Тут, в базе, обеспечен полный медицинский уход в виде шести бочек медикаментов и всесторонне подготовленных товарищей».
Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
Адам Белецкий, фото (с) Agencja Gazeta


«На высоте все процессы замедляются, и раны заживают дольше, поэтому очень важно быстро наложить швы. Известно, что перелом носа затрудняет дыхание и причиняет немало мучений. Трудно сказать, когда Адам полностью восстановится. Отек достаточно большой, поэтому потребуется какое-то время», – так комментирует состояние Белецкого Ярослав Ботор, участник недавних спасработ на Нанга Парбат.


Во избежание угроз, связанных с повышенной камнеопасностью некоторых участков на маршруте Чесена, экспедиция приняла решение двигаться по другому пути.

«В связи с приостановлением работы на маршруте Басков (прим. – маршрут Чесена) из соображений безопасности, с 11.02.2018 мы начинаем работу на маршруте по Ребру Абруццкого», – передает Polski Himalaizm Zimowy.

Это классический маршрут по Юго-Восточному ребру К2. По нему проходил путь первовосходителей – итальянской экспедиции под рук. Ардито Дезио, 1954 г.
Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
маршрут на К2 по Ребру Абруццкого

Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
маршрут на К2 по Ребру Абруццкого


Самым сложным участком на этом маршруте считается «Бутылочное горло» (на отметке 8400 метров, под нависающим ледником), где имело место множество несчастных случаев.
Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
К2: «Плечо» (широкая снежная полка на высоте 8000 м) и «Бутылочное горло», фото (с) Т.Видони


Об особенностях маршрутов рассуждает Ярослав Ботор в телеинтервью TVN.pl:

«По сравнению с маршрутом Басков, в случае ребра Абруцци дорога от базового лагеря до подножия стены занимает на 30 – 40 минут больше. Возможно, потребуется устроить там еще одну базу и перебросить туда часть снаряжения, т.к. переход до лагеря 1 на маршруте Абруцци также достаточно долгий и трудный.

Важно проверить снежную обстановку. Не исключено, что на Абруцци сейчас тоже мало снега, а это означает такую же камнеопасность, как в случае с маршрутом Басков. Когда мы работали на К2 летом 2016 года, на горе было много снега, поэтому не было угрозы камнепада.

Нынешняя ситуация с камнепадами застала нас врасплох. Этой зимой практически каждый наш выход сопровождался падением камней. Сначала мы не могли понять, откуда их столько. Но там есть такая каменная «колонна» метров 70 в высоту. Видимо, из-за низких температур лед распирает пространство между камнями, поэтому они сыпятся, и от этого никак нельзя уберечься».

Для справки:

Польская экспедиция на К2 в июне-июле 2016 года по ребру Абруцци имела целью подготовку к предстоящей зимней экспедиции на К2. В ее составе были: Ежи Натканьский (руководитель экспедиции), Ярослав Ботор, Марек Хмелярский, Павел Михальский и Петр Томала. Польская зимняя экспедиция на К2 первоначально планировалась на декабрь 2016 года, но Министерство Спорта отказало в финансировании, и она была перенесена на следующий год.

Участники летней экспедиции должны были сработаться в команде и ознакомиться с маршрутом. В том сезоне на восхождение было выдано 116 пермитов. По причине невыносимых погодных условий, на вершину тем летом не поднялся ни один человек. Но разведка состоялась, и именно тогда у польской команды родилась идея повнимательнее присмотреться к маршруту Чесена, который, в итоге, был выбран как основной в рамках нынешней зимней экспедиции.
Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
Летняя польская экспедиция 2016 года, фото (с) Jarosław Botor


Ярослав Ботор в интервью 2016 года: «Стоит обдумать вариант подъема по маршруту Чесена. Этот путь труднее с технической точки зрения, но, с другой стороны, он больше загорожен от сильных зимних ветров, дующих с китайской стороны. Кроме того, он значительно короче и пролегает ближе к базовому лагерю».
Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
1 – маршрут Абруцци; 2 – маршрут Чесена


В 2012 году по маршруту Чесена предпринимала попытку зимнего восхождения на К2 российская команда. Выдержка из публиковавшегося на Риске интервью 2009 года с участником той экспедиции Николаем Тотмяниным:

«Поскольку зимой на К2 еще никого не было, то с точки зрения решения задачи, подойдет любой маршрут, который приведет нас к победе. По Западной стене мы не полезем, поскольку уже были там. Кроме того, это будет долго и нереально. Это должен быть относительно простой и быстрый маршрут, чтобы можно было практически из базового лагеря начать движение.

Отсюда вывод – классика. Но классика, маршрут Абруццкого, – это маршрут по гребню. Зимой ходить по гребню, как показала практика, очень небезопасно. Когда дует сильный ветер, человека с рюкзаком просто кладет на снег. Получается, что нужно идти по стене, либо искать какой-то маршрут по ребру.

Напрашивается вариант по Юго-Западному ребру, его называют маршрут Чесена (но Чесен его на самом деле не ходил, впервые прошли этот маршрут испанцы в 2004 г.). Это маршрут, который срезает классику и выходит на 8000 м. Он идет практически из самого базового лагеря. Поскольку это Юго-Западная стена, маршрут будет максимально освещаться в дневное время. Хотя солнце там низко над горизонтом, и в 5 часов вечера уже очень темно и холодно. Переход из тепла в космический холод очень резкий. Так что сборная команда пойдет по маршруту, который как можно ближе к вершине. И это Юго-Западное ребро.

Есть еще вариант левее, по Юго-Западной стене, но там сильные ледопады, что очень небезопасно. Возможно, что мы начнем путь по Юго-Западному ребру и затем по снежным полям выйдем прямо к вершине, не вылезая на гребень. Пускай там будет лед, 3 км веревок провесим, но не будет сдувать».

В 2012 году российской команде удалось провесить веревки выше 7000 м, но, в связи с гибелью Виталия Горелика, экспедиция была прекращена.
Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
Маршрут на К2 российской команды зимой 2012 года


Хроника новостей на К2 от Кшиштофа Велицкого:

11 февраля на Ребро Абруццкого вышли Януш Голомб и Мачей Бедрейчук. Провесили перила на первом участке до 5650 м и спустились до палатки, которая разбита под стеной на 5300 м и будет выступать в качестве базы.

12 февраля Денис Урубко вышел из базового лагеря, чтобы разведать обстановку над лагерем 1, без провешивания веревок.

После полудня (прим. – 12 февраля) наверх выйдет двойка Марчин Качкан и Петр Томала, чтобы провесить веревки на участке до лагеря 1 и, возможно, выше лагеря 2, если погода будет благоприятствовать.

Обустройство быта:
Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
В поисках воды, фото (с) Piotr Snopczyński

Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
В поисках воды, фото (с) Piotr Snopczyński

Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
Приготовление воды, фото (с) Piotr Snopczyński
Новости с К2: выбран новый маршрут! Как чувствуют себя Рафал Фроня и Адам Белецкий? (Альпинизм)
Приготовление воды, фото (с) Piotr Snopczyński

70


Комментарии:
1
Проблема в том, что пакистанцы не тронутся с места до тех пор, пока не выложишь деньги на стол. Они не берут в расчет страховые гарантии. Даже не могут прочитать, что написано в наших страховых полисах. - что-то дикость какая-то! Не ожидал такого от местных

Получается, страховка не особо влияет на наличие вертолета? Лучше живые деньги?

0
Ну мы же не знаем, какую страховую премию заплатила экспа. Поэтому сравнение некорректно


23
вот смотрите - у Вас есть вертолет, Вы готовы спасать кого угодно, но не готовы гоняться потом по судам всего мира. Максимум, что Вы можете - не допустить повторный въезд в страну того, кто не заплатил, но на это вертолеты не прокормишь. Вы логично говорите всем: парни, надо класть депозит, мы его вернем почти полностью (кроме 150 долларов), иначе мы просто не полетим. Но нет, Вас начинают обвинять в чем угодно, но только не способны прочитать полстраницы Ваших условий. Так и живут паки. Они отличные люди, они гораздо приятнее тех же непальцев во всех отношениях, но они, как страна, изгой мира, и у них свои правила страховки вертолетом - нравятся ли они нам или нет. Это их товар. Но мы почему-то хотим им пользоваться на своих условиях. Поляки тоже на своих. Француженка так вообще путает Монблан с Нанга-Парбатом. Почему в этой ситуации паки - мудаки? Почему не поляки/французы?


8
Скорейшего восстановления всем ребятам из экспедиции, очень хочется дочитать историю Рафала!

1
Это по-восточному, очень

1
Наверно да

4
Спасибо за информацию, Маргарита!

0
У нас уже есть одна страховая компания, которая дает пустую кредитку... при наступлении страхового случая надо позвонить в страховку. Ежели страховка покрывает страховой случай - сразу ложат на карточку деньгу...

1
это какая?
В любом случае, практика говорит о том, что отказы РОССИЙСКОЙ страховой очень вероятны в любой стране. Поэтому нужно иметь запасные варианты любого толка. Деньги то потом Вам вернет любой арбитраж за 150 рублей (2,7 доллара), но пока до страховой дойдете, Вы можете умереть или потереть пару лишних конечностей.

2
passpordkard

13
Как организована спасательная служба в Альпах, все знают, обсуждать не стоит.
В Непале централизованной спасслужбы нет, но, есть несколько частных вертолетных компаний. Заносишь перед экспедицией 5000 долл., налетаешь больше - доплатишь. Не будешь вызывать вертолет - деньги вернут. Берешь квитанцию об оплате, необходимые справки и, потом пытаешься выбить деньги из страховой компании. Могут сработать и после гарантийного письма об оплате от страховой компании. Но, для этого нужен пробивной человек в Катманду, который, по твоему звонку (а для этого надо иметь спутниковый телефон, не везде есть покрытие мобильной связью) начнет вынимать душу из страховой компании и требовать гарантии для вертолетной компании и лечения в госпитале.
Этому человеку надо оставлять все реквизиты страховой и копии полюсов.
В Пакистане нет частных вертолетных компаний (когда я там был и пользовался вертолетом - не было, чувствую, что ничего не изменилось).
Вертолеты есть у военных. На этих вертолетах армия периодически забрасывает на Балторо (там даже зимой стоят заставы) необходимые грузы. Горючее для вертолетов на заставах запасают летом, когда СОТНИ ишаков тащат канистры с горючим на склады.
Когда ты просишь вертолет у военных, они оформляют полет, как очередную заброску груза. Груз, кстати, везут)
На обратном пути прихватывают больных. Деньги честно делятся со всеми участниками процесса. Куда и кому переведут деньги страховые компании, какие справки и кто вам выдаст? Только наличные.
Да, когда такой большой шум, как со спасработами на Нанга Парбат, деньги утаить сложно.
Но, куда платить? На счета Министерства обороны?
Это уже высшие сферы - Правительства Польши и Франции - Правительство Пакистана.
Простым смертным надо держать в кулаке те же 5000 долл., и, вас свезут с Конкордии в Скарду.
Вертолеты у них, кстати, большие, специальных спасательных как в Альпах или Непале - нет.
Топливо жрут немеряно.
Летчики высокого класса, но, деньги вперед.
Это все - из собственного опыта.
Не думаю, что Велицкий не в курсе(.

0
вот-вот, и я не думаю, что Велицкий не в курсе. Все остальное тоже именно так - ничего не изменилось, кроме суммы - не 5000, а 15000 зимой и 12000 летом

0
Все теперь ясно!Спасибо за разъяснение

Спасибо за развернутые ответы. Думаю, тем кто не сталкивался с этим, информация будет полезной!

3
Кстати, вспомнилось...
Пакистанские летчики сняли Томаша Хумара с Рупальской стены Нанга Парбат с высоты 6400 м.!!
https://www.youtube.com/watch?v=j5C6JCXe1h4
А когда Томаш умирал в Непале, на Лантанге, на высоте 5600 м., непальцы не полетели((
Такие дела...

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru