Пишет ФанКав, 30.12.2017 11:35

Новогодние подарки горным туристам продолжаются! :) Описание перевала Укю-Думала Промежуточный, район Безенги. (Горный туризм)
В новой редакции перечня перевалов Ц.Кавказа увидел десяток включённых в него своих тур. первопроходов: http://www.tssr.ru/mountain/pereval/caucasus/. Решил тоже сделать маленький подарок горным туристам в преддверии нового года :) Надеюсь, кому-то пригодится это описание.

Перевал Укю-Думала Промежуточный (2А, 3650 м, ос.-ск.-сн., п/п)
Расположен в хребте Ухбаши. Соединяет долины Думала и Укюсу. Ведёт из истока р. Думала к истокам р. Укюсу. Седловина перевала узкая, тура нет. Воды нет. Мест под палатку нет.

Путь подъёма из дол. Думала. Подъём начинается от истоков реки Думала, от левой (ор.) морены (~2600 м). Сначала поднимаемся по осыпному огромному выносу, заросшему травой до узкой крутой балки (150-170 м по высоте, 30 град.), в верхней части выносного конуса местами на поверхность вытекает чистый ручей. После окончания конуса и сужения балки – развилка, переходим на контрфорс, разделяющий ответвления. По нему поднимаемся в висячую долинку (450-500 м по высоте, 30-35, на коротких участках до 40 град., трава, местами конгломерат, мелкая и средняя осыпь). Висячая долинка (3150 м) полностью состоит из морен, заполнена крупной осыпью, местами покрытой снежно-фирновыми полями. Воды нет, но можно натопить снег на чай, перекус. Готовых мест под палатки нет, но можно установить лагерь на снежных полянах или расчистить места на моренах. К перевалу Укю-Думала Промежуточный ведёт чётко выраженный осыпной язык в виде балки, в северной части висячей долинки. Перевальный взлёт - 400-450 м мерзкой "живой" средней осыпи, 30-35 град., камнепадоопасно. Подниматься легче и безопаснее слева по ходу, вдоль самых скал.
Путь подъёма из дол. Думала на перевал Укю-Думала Промежуточный. Это фото июля 2010 г.
А это фото июля 2017 г.
На седловине нас накрыла туча, пошёл дождь, потому я не снимал там кадры. А вот начало спуска в долину Укюсу:
Вид с первой станции на седловину.
Спусковой кулуар, верхняя часть, 300-350 м 35, местами 40 град., фирновый галстук с выходами натечного льда. Ниже градусов 30-35, снег и "живая" средняя осыпь.
Вид с первой станции вниз.
Вид со станции после третьей верёвки вверх.
Первую верёвку 50 м провесили с точкой на большом перевальном камне (расходная петля). Вторые две сдвоенные верёвки (обе 50+60 м) провесили с точками на ледорубах. Всего провесили 270 м перил. После спустились пешком.
Весь путь спуска камнепадоопасен!
Далее, выходим на пологие моренные валы (3250 м), сворачиваем налево по ходу движения и спускаемся до истоков реки Укюсу ( 3100 м). Здесь есть готовые площадки для лагеря и относительно чистые ручьи из-под морен. Вода в самих истоках Укюсу очень мутная.
Путь спуска с пер. Укю-Думала Промежуточный в долину Укюсу.
Мы проходили перевал с юго-востока на северо-запад 20 июля 2017 года. На прохождение от истока р. Думала до стоянок у истоков р. Укюсу потратили более 10 часов.
Половина нашей группы посчитала, что этот перевал больше соответствует 2А* к.т., но я оценил его, как 2А.
Ещё пару фоток перевала со стороны дол. Укюсу от июля 2010 года:

Ммм... А что значит "считала 2А*". * - это возможность изменения категории по состоянию. Очень похоже на Московских туристов на Восточном Кавказе. По рождению он был 1Б, там в одну сторону - такой же кулуар, честных 5 веревок. Мы его прошли, и говорим - "ни фига себе 1Б". В общем, переклассифицировали в 2А. В Фанах такую 1Б еще знаю. Это Чумной. По фирну, как это было у нас, если идти с новичками - повесишь веревок 10.

Да, самые опытные участники группы (со справочным опытом 2х5 ГУ, 2х2ГР и 3х4ГУ) считали, что перевал больше соответствует 2Б, так как меньше 5 верёвок по пути нашего прохождения вряд ли можно провесить для безопасного спуска. Так как улететь есть куда, особенно, если снега будет ещё меньше, а натечного льда больше. В своём фильме об этом походе они указали этот перевал, как 2А*. Но, я посчитал, что крутизны склона не достаточно для 2Б, хотя было провешено 5 верёвок. А при обратном прохождении перевала, на подъёме по снежно-фирновому галстуку можно большую часть пути подняться "на три такта", особенно, если снега будет больше, чем было в нашем случае.
Оба перевальных взлёта с обеих сторон камнепадоопасны, особенно северный (снежно-фирновый).
Кстати, Анатолий, на счёт перевала 2.4.2.11 Юность (3520, 1А, ос). Я ходил его дважды. Знаю ещё две группы, которые проходили его в том же направлении (из Хуналы в Каярту). И у меня, и у тех руководов сложилось впечатление, что этот перевал ни как не тянет на 1А, все считают его 1Б. Я об этом Мише писал. Со стороны Каярты там очень продолжительный склон-кулуар, довольно крутой, заполненный "живой" средней осыпью. И мы, и те две группы удивлялись, как смогли с целыми ногами по тому кулуару спуститься :) Даже боюсь себе представить группу новичков, идущих первый горный поход, проходящих пер. Юность...

Я, если честно, особо не лезу в классификацию по Кавказу, но по такой 1А согласен. Просто смотрю на это несколько иначе. Для не обученных - да, возможны эксцессы. Но со школой горной подготовки - 1А вообще не нужен, как в альпинизме. В этом смысле проколы в классификации нижних категорий нестрашны, особенно если учесть, что понятие руководителя у нас пока существует, и что выбрать - очень зависит от него. И для этого существуют описания - ходить чисто по классификатору все же несколько самонадеяно.

А перевал... На 2Б нет, конечно. Мы такую 2Б на В. Кавказе пролезли, Малыш назвали... Там ровно такой же склон - снег 35-40 градусов, но больше километра. Вверх мы как раз на три такта и шлепали - 3,5 или 4,5 часов. А на спуск там весь этот километр провесишь - быстрее будет. Ну и с другой стороны там пару веревок по льду - решили, что все-таки 2Б. Это я к тому, что в моем понимании чтобы такие склоны дотянуть до 2Б - это аккурат в два-три раза длиннее надо. На границах категорий всегда будет влиять субъективное мнение - либо первопроходцев, либо специфики района и т.п. И чем выше категория, тем более размыта эта граница. Я потому и приводил пример с Чумным. Очень специфическая 1Б, я таких больше не ходил. Но усложненный 1Б на В. Кавказе полно - там честных две веревки 45 иногда 50 град. Такая недоделанная 2А. Ну и так далее. Я писал как-то, что перевал Имат 3А в Фанах считаю сложнее (во всяком случае, не проще) чем Крумкольский провал 3Б на Кавказе. Но при этом Имат - чисто перевальные склоны и ходится 1-2 дня, а провал - ледопад - ребро - взлет - противоположный взлет - еще один ледопад, там упираясь можно уложиться в три дня. Можно ли в два - не знаю, по-моему таких прохождений не было. Мы его ходили вдвоем, правда с приключениями и жуткой непогодой, так шли 4 дня плюс 2 или 3 дня отсидок, ну и день подходов. Вот и оценивайте.