Фотоальбом о походе по горам Центрального Тянь-Шаня

Пишет SRomanenkov, 23.10.2017 12:30

Фотоальбом о походе по горам Центрального Тянь-Шаня (Горный туризм, тянь-шань, турклуб маи, ГТК Цитадель, пик победы, хан-тенгри, иныльчек, Военных Топографов)
Летом сборная команда Турклуба МАИ и ГТК “Цитадель” (г. Брест) побывала в горах восточной части Центрального Тянь-Шаня. Несмотря на то, что не все изначальные планы удалось воплотить, поход удался. Мы познакомились и в полной мере прониклись районом, прошли несколько красивых перевалов и поднялись на три высшие вершины Тянь-Шаня. Ниже смотрите фото отчет о нашем путешествии.

Немного расскажу о том, что хотели и что получилось пройти. Акклиматизационный этап прошли четко по плану. Он включал прохождение двух обзорных перевалов Семи москвичей (1Б, 4130) и Чонташ (2Б, 4570) и первовосхождение на вершину Исследователей Тянь-Шаня (4490). Затем, выйдя на ледник Южный Иныльчек, мы поднялись по нему вверх и через ледник Комсомолец вылезли на давно не посещаемый перевал Плато Шмидта (3Б, 5270). От его седловины прошли траверс нехоженой вершины 5650 и, с опережением графика, через ледник Пролетарский турист спустились в МАЛ на Южном Иныльчеке.

Следующим этапом мы планировали пройти три высотных траверса. Но из-за возникших у меня проблем со спиной и первостепенного желания команды взойти на семитысячники, от продолжения намеченного маршрута отказались. В дальнейшем переключились на отдельные восхождения в верховьях Южного Иныльчека, иногда для удобства делившись на подгруппы. В итоге через ледник Разорванный поднялись на Восточное седло Хан-Тенгри (5800) и предприняли попытку залезть на в. Шатер Западный (6511), взошли на Хан-Тенгри (7010) и Победу (7439), поднялись на западную вершину пика Военных Топографов (6815).

Схема маршрута
Старт маршрута запланировали в широкой красивой долине реки Сарыджаз, отлично подходящей для начала похода. Горы восточной части Центрального Тянь-Шаня это по большей части царство снега и льда, где любая растительность редкость. На старте же нас окружали цветущие луга, журчащие ручьи и полого стекающие ледники. Такая обстановка помогла плавно втянуться в походную жизнь. Кроме того, нам было интересно начать свой маршрут там, где проходили многие экспедиции, организованные первыми исследователями тянь-шаньских гор. Увидеть окружающий пейзаж как бы их глазами.
17 июля вахтовка ГАЗ 66, заказанная у помогавшей нам в организации путешествия турфирмы Тянь-Шань Тревел, довезла нас до стрелки рек Ашутор и Сарыджаз. Уже вечерние солнце красиво подсветило горы. Из-за хребта виднелась вершина Хан-Тенгри.

Еще накануне заброска к началу маршрута была под вопросом. Стоявшая в первой половине июля жара, привела к активному таянию ледников, в результате чего смыло участок дороги. Мы уже думали над альтернативными вариантами старта маршрута, но все обошлось и дорогу быстро восстановили.
По пути, в районе погранзаставы Эчкилиташ, встретили еще пару машин с иностранными туристами. У трекеров пользуется популярностью маршрут через перевал Тюз из долины Сарыджаза в долину Иныльчека и далее вверх до базового лагеря.

Утро началось с бодрящего брода Сарыджаза. В верховьях одна из самых известных рек Тянь-Шаня не такая полноводная, как в сплавной части, но все равно пришлось искать безопасное место и переходить по двое.
Первым препятствием маршрута запланировали простой и невысокий перевал Семи москвичей. К его седловине ведет ровный и широкий ледник без больших разрывов.

Обеденный сон
Перевал Семи москвичей по центру кадра. Слева вершина 4490
Перевал очень логичный и отлично подходит для начального этапа акклиматизации. Тем удивительнее, что во вполне приметном туре мы нашли записку рижской группы под руководством Полякова аж от 1974 года.

Из-за хребта Сарыджаз выглядывает Хан-Тенгри
Поскольку позволяли время и силы, с перевала по простому снежно-ледовому гребню поднялись на вершину 4490, которую назвали в честь исследователей Тянь-Шаня. С вершины открылся замечательный вид на верховья ледника Мушкетова и снежные вершины хребта Сарыджаз.

Группа на вершине 4490
На довольно большом участке хребта Сарыджаз от перевала Мерцбахера (3Б) до перевала Чонташ (2Б), нет ни одной пройденной вершины или перевала. Вероятно, это объясняется тем что, маршруты со стороны ледника Мушкетова достаточно сложны, а со стороны Иныльчека и вовсе труднодоступны из-за необходимости прохождения или обхода глубоких каньонов прорезанных в конгломератных склонах хребта.

На заднем плане пока непройденные седловины и вершины
Спустившись к реке Адыртор, с вечера бродить ее не решились. Остановились ночевать и любоваться закатом.
На заднем плане ледник Мушкетова
Утром без проблем перешли реку и начали подъем в цирк нашего следующего перевала – Чонташ. Путь проходил по цветущим лугам и террасам с живописными озерцами.
Перевал Чонташ (2Б) достаточно популярен и туристами ходится регулярно. Пообедав у большого озера под языком ледника, немного заспорили о местоположении нашей седловины. Дело в том, что описания прохождения перевалов я часто с собой не беру, предпочитая внимательно изучать материалы дома. К тому же, мне по душе философия команды Анатолия Джулия. В одном из отчетов он пишет, что на простые препятствия описания не берут, потому что те не нужны, а сложные стараются ходить первопроходы. Вот и мы поднявшись в перевальный цирк, долго не могли определиться где же тут 2Б.
В итоге, в поиске простого и безопасного пути перестарались, зайдя на перевал практически пешком и провесив только 50 метров перил.
С перевала открылись виды на долину Иныльчека и хребет Иныльчектау с главенствующей вершиной пика Нансена (5697 м).
Отдельно стоит отметить совсем не тянь-шаньскую погоду. Вечерний снег или дождь выпадал регулярно, но к этому мы привыкли еще в прошлогодних Фанах. В остальное время погода совсем не мешала нам любоваться видами и двигаться по маршруту. Как позже показало ее ухудшение с 10 августа и опыт последних лет, благоприятный сезон сдвинулся с конца на середину лета.

С перевала нашли пешеходный спуск и на правом берегу реки Чонташ, представляющей собой ручей, остановились на обед. Пока отдыхали и готовили еду, река прямо на глазах взбухла. Доедать суп пришлось уже на ногах. Еще пол часа промедления грозили острыми ощущениями во время брода.
Ниже река уходит в узкий каньон. Стандартный путь крутыми осыпями выводит на левый борт долины, по которому можно спуститься к леднику Южный Иныльчек. Сверху открывается фантастический вид на долину.
Скажу несколько слов о снаряжении. И в лыжные и в горные походы мы ходим с палаткой шатрового типа. Так как считаем, что это идеальный вариант по соотношению веса и устойчивости к тому же почти всегда позволяющий жить всей команде вместе и собираться внутри. Слабое место такой палатки – это центральный кол, который летом обычно вяжется из треккинговых палок. Мы, понимая это, в этот раз взяли дополнительно прочный дюралевый кол.

Для приготовления пищи используем мультитопливные горелки. Спасибо нашим друзьям из магазина Кант, предоставившим команде 3 новенькие Primus OmniFuel. При их использовании на очищенном бензине “Калоша”, ни каких проблем с эксплуатацией не возникает. За маршрут их даже ни разу не чистили. А ремонтопригодность позволяет без проблем собрать, например, из двух горелок – одну.
Лагерь на зачехленном леднике разбили на берегу теплого озерца, в котором с удовольствием искупались.
Пик Нансена на закате
Иныльчек понемногу течет и меняется. В прошлый раз, в 2009 году, проходя по леднику, мы видели отдельно стоящие кальгаспоры и ледовые гроты. В этом году их уже не было, но мы нашли интересную ледяную арку.

Фото 2009 года с кальгаспорами
Ледяная арка
Приятной неожиданностью стали палаточные лагеря Ак-Сай Тревел установленные через каждые 8-10 км вдоль Южного Иныльчека. С одной стороны мы в горы уходим в том числе подальше от цивилизации, но возможность выпить холодного пива – это класс!
Белая дорога по Иныльчеку среди моренных валов
Пройдя полтора дня вверх по Иныльчеку, мы завернули на ледник Комсомолец.

Позоди пик Петровского
Вдоль левого борта Комсомольца несколько красивых и нехоженных пятитысячников. Изначально мы задумывались о восхождении на один из них, но отказались от идеи, не желая перегружать маршрут перед будущими траверсами.
Слева пик САВО (6241)
Наш следующий перевал Плато Шмидта, не совсем обычная седловина, а целое высокогорное плато. Оно объединяет верховья 3х ледников: Комсомолец, Пролетарский турист и Дикий. До нас перевал-плато насквозь проходился дважды – в 80х группой из Черноголовки под руководством Сергея Москвина и в 1997 новосибирцами под руководством Георгия Сальникова. Так как безопасного и логичного выхода с ледника Пролетарский турист на плато нет, обе группы поднимались с ледника Комсомолец, пересекали плато и спускались на Дикий. Нам спуск на Дикий не нравился из-за потенциальной опасности, а для акклиматизации пред дальнейшими препятствиями было желательно подняться повыше. Поэтому мы и придумали вариант с подъемом на плато с Комсомольца, последующим траверсом вершины 5650 и спуском через перевал Пролетарский турист на одноименный ледник.
Путь подъема на Плато Шмидта представляет собой скальное ребро, нижнюю крутую часть которого можно обойти через небольшой ледопад.
Брод через трещину
Скалы ребра несложные, но сильно разрушенные. В верхней части скалы сменяются ледовым склоном, упирающимся в ледовую шапку – карниз. В 7 вечера, найдя проход через сбросы, вылезли на плато. За день провесили порядка 13-14 веревок, но сильно умотались. Вероятно сказался недостаток акклиматизации, не позволявший работать в полную силу. Наградой за трудовой день стал красочный закат.

Ледовые склоны над скальным ребром
За гребнем Китай
Лагерь на краю плато
С плато Шмидта открываются интересные виды на вершины САВО (6241), 6537 и Неру (6742).
Путь подъема на вершину 5650 идет по широкому снежно-ледовому ребру в обход ледосбросов и крупных трещин.

Позади пик Кирова (6073)
На востоке показались вершины Важа Пшавела и Победы.
Вершину решили назвать Волынка, по названию брестского взорванного форта, где тренируются местные туристы и альпинисты.
Вид на Южный Иныльчек
Перевалив через высшую точку, надели снегоступы. Раскисший снег перестал держать. Спусковой гребень уходил вниз ступенями. Участки выполаживания чередовались крутыми склонами, перегруженными снегом.
Чем дальше спускались, тем обстановка усложнялась. Надели лавинные биперы, которые всегда наряду с щупами и лопатами стараемся брать в снежные районы. Первого участника выпустили на всю веревку. Линию движения выбирали максимально осторожно, иногда вешая напрямик перила вместо пешеходного, но страшного обхода. Основной мотивацией продолжать спуск в таких условиях был плохой прогноз погоды. В случае сильных снегопадов, мы боялись оказаться запертыми на снежном гребне. Тем не менее в какой-то момент решили ставить лагерь.

Со снежного балкона, где поставили палатки, утром открылись замечательные виды на Победу и Хан-Тенгри.

Пики Горького - Чапаева - Хан-Тенгри
Победы и Важа Пшавела
Внизу ледник Пролетарский турист
Лагерь на балконе
Снега ночью выпало не много, а склон подмерз. Спускались, выдавая со станции первого участника на 100 метров веревки до безопасного места, где он принимал напарника по связке, после чего все повторялось. Опасность провалиться в трещину на длинной веревке казалась ничтожной по сравнению с реальной возможностью уехать всем в лавине.
Примерно за час спустились на седловину Пролетарского туриста. Для прохождения насквозь этот перевал - сложная 3А. Спускаясь на восток мы провесили 10 перильных веревок, а противоположные склоны с ледника Комсомолец смотрелись совсем не проще.

Под защитой неявного скального контрфорса спустились в верхний цирк западной ветви ледника.

Восточный склон перевала Пролетарский турист
Попытались разведать дальнейший спуск вниз через ледопад, но оставшись недовольными увиденным, решили обходить его по скально-осыпному гребню левого борта.

Победы и Важа
Выход на ледник Пролетарский турист
На ночевку остановились на теплых камушках морены ледника Пролетарский турист в 2х километрах выше слияния с Южным Иныльчеком.

Пик Неру (6742)
Ужинаем
На утро спустились до слияния с Иныльчеком, по пути обходя широкие озера - трещины.
Пик Петровского (5860)
Подъем от ледника Пролетарский турист к базовому лагерю на “южном” не самый приятный. Тропы здесь нет. Путь маркирован туриками и идет вдоль моренных валов. Здесь главное в нужный момент пересечь участок ледника и перейти с одной морены на другую. Мы это место не отследили и вынуждены были надевать кошки для перехода через ледовый каньон.

Озеро на Южном Иныльчеке
Базовый лагерь компании Ак-Сай Тревел расположен на широкой морене у слияния ледников Южный Иныльчек и Звездочка. Отсюда открываются шикарные виды на окружающие вершины. Обстановка в лагере дружеская. Есть душ, интернет и столовая, продаются вкусные напитки, всегда можно подойти к Дмитрию Грекову для консультации по маршруту. Отсутствие зеленки и суровый пейзаж компенсируются комфортом, связью и душевными людьми.

Пик Горького (6050)
Пик Победы (7439)
В лагерь мы пришли с опережением графика на 3 дня. Поэтому на следующий день могли позволить себе полудневку, позволившую спокойно разобрать заброску, доставленную сюда вертолетом.

Пик Советской Киргизии (5561)
Разобрав продукты и снаряжение, пообедали и вышли к первому лагерю Хан-Тенгри на слиянии Южного Иныльчека и Семеновского. У меня сильнее обычного заболела спина, не долеченная с мая и беспокоившая первую часть маршрута. Боль отдавалась в правую ногу и мешала прыгать через трещины и ходить. Вероятно сказались тяжелые рюкзаки. На старте в дополнение ко всевозможному снаряжение у нас с собой было на 14 дней продуктов. Сейчас, планируя следующим препятствием траверс вершин Меридионального хребта от Пржевальского до Мраморной стены, взяли с собой еды на 9 дней с учетом возможной непогоды.

Лагерь на стрелке Семеновского и Южного Иныльчека
Путь к Западному седлу Хан-Тенгри
Переночевав в районе первого лагеря, вышли вверх по Иныльчеку. Ночью состояние здоровья только ухудшилось. После первого перехода ребята предложили меня разгрузить. Идти стало легче. Остановившись на обед напротив ледника Разорванный, там же и остались на ночевку. На ледник сел плотный туман, мешавший ориентироваться в зоне трещин, да и мне решили дать отдохнуть.

Свернули на ледник Демченко
С вечера настроился выздороветь, но ночью в какой-то момент сильно защемило спину, о чем утром напрасно рассказал ребятам. И не смотря на то, что самочувствие мое улучшилось, на общем собрании было решено, что риск ухудшения состояния слишком большой и дополнительные дни отдыха ничего не дадут. Решено было мне спуститься в МАЛ, отдохнуть и получить консультацию у врача. Было жаль сворачивать маршрута, но, осознавая свою вину и понимая общую тревогу и заботу, противостоять коллективу я не мог. Ребята собрались сходить на видимую из лагеря и известную нам по отчету группы Анатолия Джулию вершину Шатер Западный (6511). Договорились встретиться в МАЛе через 5 дней.

Хан-Тенгри (6995) и ледник Разорванный
Ледопады в районе пика Валиханова (6110)
Компанию мне составил Миша, после сворачивания планируемого маршрута временно потерявший интерес к горам. Я же, ровно в ту минуту, когда не пошел с ребятами наверх, выздоровел. Так как понимал, что если просто так больной уеду домой, то в следующий раз собраться в горы будет очень тяжело. При этом было понятно, что с Шатра команда спустится имея неплохую акклиматизацию, и мне, просидевшему в лагере, будет за ней не угнаться. Поэтому в образовавшееся окно решил попробовать успеть сходить на Хан-Тенгри и желательно переночевать на 6400.

Всю дорогу до лагеря проговорили с Мишей и на вершину решили выходить вдвоем.
Спустившись в лагерь, сразу пошел на консультацию к доктору Авазу. Он осмотрел меня и сказал, что скорее всего это грыжа. Единственный способ лечения, который он рекомендует - это лежать и колоть кетанов.

Мы сняли комфортную желтую палатку, но проваляться долго не смогли. Сходили погулять к скале с табличками и на следующий день вышли на Хан-Тенгри.

Путь от базового лагеря до ледника Семеновского занимает 2,5 – 3 часа. Палатки первого лагеря стоят не прямо на слиянии с Южным Иныльчеком, а чуть ниже, укрывшись от больших лавин с Хан-Тенгри и пика Чапаева за скальным отрогом.

Чувствуя некоторую эйфорию от выхода на маршрут, мы увлеклись и прообщались до позднего вечера. Градус в крови также мешал заснуть. В итоге отрубились в десять, а в полночь встали для раннего прохождения узкого и опасного участка между пиками Чапаева и Хан-Тенгри, в народе называемого бутылкой.

Вечерний снегопад замел все следы. Подъем начали практически в темноте. Фонарик выхватывал только 50 метров ледника перед ногами. Шли прямо вверх, ориентируясь на силуэты больших гор. Я был на Хан-Тенгри 8 лет назад, но сейчас все изменилось. Вместо глубокого снега - фирн, припорошенный снегом. Да и спускались мы по большей части вдоль противоположного борта.

Перед началом опасного места нас обогнала связка. Один из мужиков в ее составе был на Хане в прошлом году и в общих чертах представлял, где проходит стандартный путь подъема.
Окружающий пейзаж светлел, а горы просыпались.
На подходе к горлышку бутылки с пика Чапаева пошла лавина, ушедшая ниже, но державшая в напряжении и накрывшая нас снежной пылью.
Чуть выше мы увидели палатку с сумасшедшим человеком, решившимся поставить ее в таком месте.

Палатка - точка по центру кадра
Кто-то спускается
Чуть выше ледопада ледника Семеновского расположен лагерь 5300. Учитывая вчерашние посиделки, мы не смогли отказать себе в желании вскипятить там чаю и подремать часочек.
Верховья Южного Иныльчека и пик Военных Топографов (6873)
Отдых нас немного взбодрил и в бергшрунд под Западное седло Хан-Тенгри мы поднялись относительно свежими. Здесь, на высоте 5800, располагаются палатки штурмового лагеря. Дальнейший маршрут по западному ребру Хан-Тенгри практически целиком провешен стационарными перилами. Небольшие площадки для ночевки есть еще на 6350 (под одну палатку), 6400 (под две палатки), на 6600 (под 1 палатку), в районе вершины.
По сравнению с 2009 годом сейчас большинство палаток на 5800 стоит в широком засыпанном берге под седловиной, там же отрывают пещеры. Здесь меньше дует и безопаснее. 8 лет назад с седла на север, практически из под наших ног улетел гигантский карниз, обломившись прямо по тропе с вешками.
Простое восхождение на Хан-Тенгри не могло дать нормальной акклиматизации. Поэтому мы решили подниматься с бивуачным снаряжением на 6400, ставить палатку, идти на вершину, а затем спускаться и ночевать. Может быть в плане нагрузки такой план был не совсем идеальным, так как грамотнее было бы сначала переночевать на 6400, а на следующий день сходить гору. Но мы боялись ухудшения погоды, которое обещал прогноз. Решили успеть максимум в свой первый выход.

Собрали лагерь и около 3 часов утра вышли наверх с 5800. Мне повезло на старте проскочить группу иностранных восходителей, а Миша встал за ними и в дальнейшем обходил их по одному. По пути к 6400 я обогнал несколько человек, которых больше на пути к вершине и на спуске не видел, вероятно они повернули назад.

За 3 часа поднялся к площадке на 6400, где уже стояла одна палатка. Погода была неприятная, видимость ограничена, дул порывистый ветер. Поэтому нашу палатку я не рискнул ставить в одиночку и занялся выравниванием и достройкой площадки. Вместе со вскоре подошедшим Мишей мы установили и растянули палатку, в которой оставили вещи и снаряжение.

Надо сказать, что восхождение на Хан-Тенгри по классическому маршруту с Западного седла не совсем спортивно. Практически сплошная нитка перил позволяет подняться и спуститься с вершины почти в любую погоду. Современное снаряжение надежно защищает даже от сильного ветра, а отсутствие видимости лишает удовольствия, но не мешает подъему. Так и мы, естественно, вспоминая “холодно - ветер” от Владимира Стеценко, решили, что не идти наверх повода нет.

Если до 6400 даже с рюкзаком я чувствовал себя достаточно свежо, то продолжив подъем уже налегке, заметил, что темп упал. Миша же наоборот прибавил и ушел на пару веревок вперед. Я же пытался найти мотивацию для подъема на вершину, где уже был ранее, по провешенному маршруту и в отсутствии видимости. Уговорил себя продолжить восхождение ради дальнейшей акклиматизации. Перед “корытом” догнал Мишу, который уперся в очередь на перилах.

Нам явно не хватало акклиматизации, так как предыдущим выходом на верх был траверс вершины Волынка (5650) с ночевкой на 5300. Я смотрел на людей впереди, идущих ощутимо медленнее и все-равно упирающихся и продолжающих двигаться вверх. И понимал, что если они терпят, то и я могу чуток потерпеть.

На вершину мы вышли вместе с алмаатинцами. Подъем от 6400 занял около 5 часов. Физически и от того психологически он дался тяжело. Спустя пару недель на Победу мы сходили легче и с гораздо большим удовольствием. Тяжелую зеркалку наверх протаскал за зря, сделав только пару кадров. Северного Иныльчека за облаками мы так и не увидели.

Миша на вершине
Спустились в палатку на 6400, где пообедали и устроились на отдых. Прогноз обещали негативный, но отказывать себе в высокой ночевке мы не стали.

Проснулись в час ночи и поспешили вниз. Пройдя бутылку до восхода солнца, в 5 утра были на Южном Иныльчеке.

Слева пик Погребецкого (6527)
Тем временем наша основная команда поднялась на Восточное седло Хан-Тенгри через ледопад ледника Разорванный. И предприняв попытку восхождения на Западный Шатер, в условиях плохой погоды, вынуждена была развернуться и спуститься в лагерь на седле. А времени для повторной попытки уже не оставалось, так как поджимал контрольный срок нашей встречи в МАЛе.

Важа Пшавела (6918) и Неру (6742)
Хан-Тенгри (6995)
Воссоединившись с командой начали совместно строить дальнейшие планы. Стало понятно, что продолжить первоначально запланированный маршрут и в завершении сходить на Победу мы уже не успеваем. В итоге, решили, что сходить на отдельные вершины будет проще и интереснее. К тому же в тот момент еще сохранялась надежда на возможный траверс Победы.
Ребята не бывшие на Хане, решили идти туда. А к нам с Мишей присоединился Ваня, уже бывший снежным барсом, и мы запланировали прогулку в верховья ледника Звездочка.

Здесь, в районе Иныльчека, основное внимание приковано к Хан-Тенгри. В этом году только с юга взошло больше ста человек. Еще часть людей пытается подняться на пик Победы. Остальные же интересные и легкодоступные вершины, имеющие не столь привлекательную высоту, вниманием обделены. На многих шеститысячниках Меридионального хребта восходители побывали 1-2 раза. В районе ледников Комсомолец, Шокальского, Путеводный и других полно нехоженных пятитысячников. На третью по высоте вершину Тянь-Шаня – пик Военных Топографов (6873 м) поднимаются крайне редко, 1-2 группы за 5 лет.
Так как описаний у нас не было, мы решили своей подгруппой подняться в верховья Звездочки и уже там решить, что делать дальше. Планировали выбирать между Военными Топографами и Восточной Победой в зависимости от увиденного.
Путь в верховья Звездочки ведет по маркированной тропе до ледопада на повороте ледника. Затем мимо первого лагеря Победы проходит под пьедесталом маршрута Абалакова и далее вверх под стенами Восточной Победы.

Слева направо идет маршрут Абалакова
По центру кадра западная вершина пика Военных Топографов
В центральной части Звездочки множество озер. Ледник разорван не сильно. Небольшой ледопад напротив отрога пика Шипилова обходится вдоль правого борта ледника. Чтоб не проваливаться, после обеда, надели снегоступы и дальше пошли в них.
Западная вершина пика Военных Топографов (6815)
Лавина с балкона Победы. Правее маршрут Журавлева
Скальные стены Восточной Победы впечатляют крутизной и масштабами. Солнце их практически не освещает. Из проложенных здесь четырех маршрутов ни один не повторен.
До перевала Чонтерен, расположенного между Восточной Победой и Военными Топографами накануне не дошли порядка 4х километров. Утром Миша пожаловался на недомогание. Вероятно не до конца восстановился после Хан-Тенгри, да и вчерашний день в 9 часовых переходов был непростым. Мы подошли под перевальный взлет, но выше подниматься не стали. Так как сочли, что отдых гораздо продуктивней пройдет внизу.
На следующий день состояние и настроение отличное. На Чонтерен поднялись практически пешком, повесив 50 метров перил в верхней части взлета. С китайской стороны тоже не видно больших сложностей. Поэтому туристическая категория перевала 3Б, весьма условна.
Пик Шипилова (6201)
Плюс маршрута на вершину Восточной Победы (6762 м) в том, что от седловины перевала (5500 м) он налегке и при текущем состоянии снега ходится за день. Мы же, имея некоторый запас времени, решаем идти на расположенный дальше пик Военных Топографов.

Позади гребень к Восточной Победе
Прямо с перевала в направлении пика Военных Топографов уходит узкий карнизный гребень. Идти по нему в связке малой группой одно удовольствие.
Выше гребень расширяется, переходя в снежный склон, который выводит на небольшое плато. На краю плато расположена группа живописных ледовых сераков. Ваня окрестил их джулиевскими, так как в отчетах Анатолия часто видел подобные формы рельефа. Большие куски льда откалываются от края плато и постепенно сползают в пропасть. Пока готовился обед, успели немного погулять и полазать.

Массив Победы
Стены пика Военных Топографов
Между сераками пик Победы
Лагерь установили на высоте 6050 под склонами, выводящими на западный гребень Военных Топографов. Пока ребята ставили палатку, я успел затропить наверх и поснимать немного горы. Перед глазами открывался весь путь траверса команды Валерия Хрищатого от Победы до Хана.

Вершины легендарного траверса на одной панораме
Панорама от Победы до Хана
Возникшие было планы траверса вершины отложили до будущих походов, так как Миша, мотивируя решение сохранностью сил для Победы, составить нам компанию на восхождении отказался.

Утром нас ждали новые приключения. Около 5 часов пару раз тряхануло. Как позже оказалось, это были отголоски семибального китайского землетрясения. Там, где накануне был небольшой бергшрунд, появилась 3х метровая ледовая стенка. Все наше плато просело, на склоне образовались глубокие ледовые воронки. Кое-где сошли обвалы. Как позже рассказали ребята из второй нашей подгруппы, в этот момент спускавшиеся с Хана, лавины одновременно сошли с Чапаева и Хан-Тенгри, облако пыли вылетело на Иныльчек. А они буквально за несколько минут до этого успели уйти с ледника Семеновского за угол.
Во время вечерней разведки, первый скальный жандарм западного гребня Военных Топографов показался довольно сложным. Для его прохождения пришлось бы вешать перила. Поэтому на гребень мы решили подниматься новым путем, выходя уже выше жандарма.
Вид на юг
Количество снега на склонах было приличным. Иногда встречались пятна наста, но в основном приходилось тропить и не забывать о лавинной опасности. Шлось тяжело. Изначально прихватив с собой дополнительную веревку и какой-то набор скальной снаряги, оставили все это на полке. Так как поняли, что если столкнемся с серьезными техническими сложностями, то в нынешнем состоянии на вершину не успеем. А все что проще, пролезем в связке.

Верховья Южного Иныльчека
От места выхода на гребень под скальный взлет ко второму жандарму идет длинный участок с карнизами. Нас больше смущали не они, а реальные шансы уехать с лавиной на отвесные скалы китайской стороны. В какой-то момент даже перевязались на всю длину веревки, чтобы иметь возможность попеременно выпускать друг друга и заправлять ее за торчащие камни.
Погода не способствовала подъему, но и не заставила развернуться. От порывистого ветра спасали капюшоны и ветрозащитные маски. Пройдя карнизы, подошли под скальный жандарм. Нижнюю часть пролезли лазанием. Выше я залез, немного напрягшись в камине, и скинул Ване веревку.

Выше жандарма гребень расширяется и становится простым. Но ветер и глубокий снег мешали идти. На Западную вершину Военных Топографов (6815 м) поднялись при отсутствии видимости. В туре нашли записку Кирикова-Олейника-Паршина от 2005 года, в свою очередь снявших записку Сергея Лаврова от 1999 года.

До Главной вершины по навигатору оставалось еще 400 метров и 60 по высоте, но без видимости идти туда мыслей не было.

На спуске распогодилось
В лагерь 6050, где Миша нас встречал обалденным борщом, спустились к 18:30 вечера.
На утро встав пораньше, спустились на Звездочку и добежали в базовый лагерь, где нас уже встречали, успешно поднявшиеся на Хан-Тенгри ребята.
Вечером к нам пообщаться пришла иранка, которую ребята фактически спасли на Хане. По рассказам, во время ночевки на 6400, в 8 вечера она спустилась на полку к их палаткам и осталась сидеть. Сил продолжать спуск у девушки уже не было. Первоначально на приглашение пройти в палатку, как и на предложение чая она ответила отказом. Но в итоге ее уложили в спальник, согрели, напоили и утром в нормальном состоянии отправили вниз.
Отдохнув пару дней стали собираться на Победу. Погода к этому моменту закончилась. После 10 августа пошли не обильные но частые снегопады, наверху задули ветра. Мы понимали, что вечной непогоды быть не может и окошко обязательно появится, нужно только к этому моменту подгадать выход на Важу Пшавела. А оттуда до вершины день. От идеи траверса частью команды тоже не хотелось так просто отказываться, поэтому наверх взяли дополнительную дуговую палатку, все вместе собираясь жить в шатре.

Из команды нас осталось семеро. Женя улетел на работу после попытки подняться на Западный Шатер, а Максим после восхождения на Хан-Тенгри. А к нам присоединились трое ребят из Новосибирска и Москвы. Решили на гору идти автономно, но подниматься сообща, стараясь помогать друг другу.

Дмитрий Греков выдал нам радиостанцию и в дальнейшем помогал, поддерживая и сообщая актуальный прогноз погоды. Такое отношение было очень приятно, тем более что мы не являлись клиентами Ак-Сая.

Пока на Тянь-Шане стояла погода, народ, считая, что время не пришло, акклиматизировался на Хане, отдыхал и общался в базовом лагере. В итоге, когда все настроились идти наверх, погоду выключили. До нас через Важу поднялись три человека, распечатавшие гору в этом сезоне, и четверо ребят из команды Новосибирска прошли траверс, поднявшись по маршруту Журавлева и спустившись по классике.

Наверх мы вышли 14 августа, полагая, что как раз к возможному окну 18-19 числа мы подгребем до Важи.
Первое препятствие на пути к вершине это ледопад перевала Дикий. В отличие от дальнейшего маршрута, его каждый год первые альпинисты на горе провешивают новыми перилами. Сам ледопад нормальный. Выше крутой ступени в полторы веревки все проходится пешком. Опасен подход под висящими сбросами и ледышками под начало перил. Поэтому проходить ледопад целесообразно либо рано утром, либо ближе к вечеру, когда пик солнечной активности позади.

Выйдя после обеда из базового лагеря, на ночевку встали примерно в километре от ледопада. Ближе останавливаться страшно из-за возможных лавин и обвалов со склонов Победы.
Пройдя утром ледопад, по снежным полям вышли к небольшой мульде на перевале Дикий. Пока готовился обед, подошли отставшие. Так как на завтра погоды не обещали, цель в этот день подняться к пещерам на 5800, чтобы там с комфортом дожидаться ее улучшения.
Вид на Западное седло Хан-Тенгри
Выход на Дикий
Склоны выше Дикого пологие, но перегружены снегом и лавиноопасны. Участки глубокого снега чередуются с фирновой доской. Надели биперы и снегоступы. Стараясь не резать склон, вышли наверх, пробивая тропу.
По центру кадра пройденный нами траверс вершины Волынка (5650)
По имеющейся у нас информации, на склонах были вырыты две пещеры на троих и шестерых. Выйдя к нижней из них на высоте 5700, как потом оказалось меньшей, расширили ее до семи человек. Трое ребят из параллельной группы ушли ночевать выше.

К вечеру погода испортилась и сильно замело. Пока расширяли нашу пещеру, встретили сборную компанию людей, спускающихся сверху. На вершину сходить им помешала погода. На вопрос: “Вы откуда?”, Илья, возглавлявший группу, ответил: “Из ада!”.

Ночью пару раз откапывали вход в пещеру. Весь следующий день продолжало мести. У нас быстро села рация. Оставшись без погоды и без прогноза начали пытаться получить информацию по спутниковому телефону. В ответ на смс с запросом один наш друг написал, что на Победе ожидаются сильные дожди, другой прислал длинный текст на английском, скопированный с сайта, сообщавший о том, что все будет очень плохо, но не без конкретики. Нас же интересовали конкретные цифры по облачности, осадкам и силе ветра.

Видя, что творится на улице, и не имея перспективы, от идеи траверса вершины окончательно отказались, переключившись на радиальное восхождение. Лишние вещи и дополнительную палатку оставили в пещере и ближе к обеду 17 августа, когда чуть развиднелось, вышли наверх.

На гребне Важи от 5800 до вершины 6918 несколько скальных поясов. Первый на высотах 5800 - 6000, второй 6100 – 6250 и еще пара небольших участков выше 6400. Традиционные места под палатку есть на 6100 под защитой небольших камней, и на 6400. Защищенных от ветра мест нет. В случае сильных снегопадов, скалы на 6100 и 6400 от лавин тоже полноценно не защищают. На самом деле дуговую маленькую палатку можно поставить практически везде, срыв часть склона. С площадкой под шатер придется повозиться.
Скальные участки гребня провешены перилами. Но они не обновляются и только иногда по участкам дублируются силами энтузиастов более новыми веревками. Местами веревка битая или без оплетки. Скалы простые, поэтому подниматься лучше самостоятельно, подстраховывая себя жумаром.
Вечером вышли к площадкам на 6400. Трое ребят, идущих параллельно, нашли готовое место под свой дуговой редфокс. Мы же начали расширять площадку рядом под свой большой шатер. Через какое-то время наткнулись на человеческое тело, как позже выяснилось, возможно, это Попов Александр, засыпанный здесь в 2012 году лавиной. Прикопав его снегом, ушли на 50 метров в сторону и там на склоне вырыли место.

Строим площадку на 6400
Тела погибших на Победе немного напрягают. Понятно, что сил и возможности спустить вниз просто нет. Но одно дело, когда человек завернут в тент и палатку и условно похоронен в стороне от тропы. Другое, когда на 7250, в мульде под жандармом просто сидит мертвый человек. Завернуть его в тент не так сложно, но про него нужно знать заранее и иметь тент с собой. На зафирнованом же гребне просто так и в снег не зароешь и пуховку с себя снимать не будешь.

Позади вершина Неру
Палатку на 6400 устанавливали уже в сильный ветер. Из-за того, что ставить ее пришлось на крутом склоне, растянуть как следует не смогли, да и площадка получилась так себе. Спать легли в ходовой одежде, так как боялись что шатер в любой момент порвет. Сняли только ботинки. Палатка все ночь хлопала и парусила на ветру, но выдержала. Тогда мы поняли, что хорошо растянутой ей не страшны любые ветра.
Ваня нам объяснил, что такая погода здесь норма. Гора проверяет восходителей и достаточно подготовленных пускает на вершину.
Под утро ветер стих. Выглянуло солнце, облака внизу закрыли ледники.

Рапасова (6814) и Военных Топографов (6873)
Проведя сложную ночь, поняли, что халявы не будет. У наших соседей, в предыдущие дни немного уступавшим нам по темпу, порвало тент палатки и улетела лопата. Сверху же в сложившихся погодных условиях плата за ошибки и недочеты в подготовке могла быть высокой. Обсудив ситуацию, ребята приняли решение спускаться вниз, оставив нам работающую рацию взамен нашей, за что им большое спасибо.
Мы вышли наверх и к обеду были на гребне Победы. Ветер преимущественно дул с китайской стороны, поэтому мы пройдя вершину Важи ушли в сторону Победы и на северной стороне спрятались за надувом. Наличие рядом с местом ночевки большого присыпанного берга позволяло всегда, в случае серьезного урагана, спрятаться там. Опасаясь ветров, обнесли шатер снежной стенкой, что обычно не делаем.

Лагерь под Важей
На следующий день в первой половине обещали погодное окно, а начиная с обеда сильный ветер. Поэтому план был выйти ночью, чтобы к обеду вернуться на Важу.

В 2 ночи вышли на восхождение, положив купол шатра и присыпав блоками из стенки. Поделились на две связки. Луны не было, и поначалу хождение по карнизному гребню при свете фонарика напрягало. Но как увидели на спуске, когда стали заметны следы новосибирской команды, проходившей здесь неделю назад, ночью мы сильно перестраховывались, забирая на китайскую сторону.

Слева "Верблюд"
У обелиска были в 4 утра. Здесь мы зачем-то развязались и оставили веревки. Ваня уже ходил на Победу. Все остальные тоже знали, что на гребне есть снежный нож. Но предполагали, что гребень на высоте так называется, не потому что сильно острый, а потому что люди обессилены и им много чего кажется. Ведь на Ленина, Корженеве, Коммунизма тоже есть свои ножи, но там сложностей не было. Здесь же острый гребень в добавок ко всему оказался зафирнован. Пройти его не сложно, но падать очень далеко. Меня, как руководителя, отсутствие связок напрягало.
К 8 утра всей группой собрались на вершине. Полюбовались пейзажем, сделали несколько фотографий и начали спуск.
Тут, когда почти все ушли вниз, выяснилось, что одному из ребят ветром и снежной крупой посекло глаза и он частично потерял зрение. Я успел окрикнуть Мишу Макеенко и мы втроем начали осторожный спуск. Я сзади, готовый ловить больного в любой момент, Миша впереди, показывающий своим примером куда ставить ноги.

Аккуратно прошли нож, а дальше, с началом спуска на три такта, стало легче. Чтобы молотить руками и ногами, зрение не сильно нужно.

Под обелиском собрались все вместе. Ветра откладывались и позволяли не спешить. Да и резко закончившиеся силы не давали быстро идти. Ползли как улитки. Вероятно, дело в том, что с выхода из лагеря не ели и запас энергии закончился.
Дойдя до палатки пообедали и решили в этот день не спускаться. Много сбросить мы бы все-равно не успели, так как устали. А ночевать на 6600 или 6400, где нет возможности хорошо растянуть шатер, в сильный ветер нам казалось менее приятным, чем на Важе.

Те, кто говорит, что на 6900 организм не восстанавливается, не совсем правы. Да, полноценного восстановления не происходит, но многое зависит от акклиматизации. Мы отдохнули хорошо. За ночь больной поправился, зрение восстановилось.

Всю ночь и утро сильно дуло и мело. Было не понятно имеет ли смысл выходить в такую погоду. Решили попробовать. Самым сложным оказалось перевалить 200 метров через Важу до начала спускового гребня. Ветер с ног не сбивал, но очередной шаг в опаске потерять равновесие сделать было сложно. Как только ушли с гребня, стало легче.

Ветер продолжал доставлять неудобство, поднимая снежную пыль. По-видимому, на наш гребень он задувал из Китая через перемычку между вершинами Важи и Неру. Как только спустились ниже 6500, стало легче.

Темп у всех был разным. Кто-то встегивал спусковуху, кто-то придерживался за перила руками, боясь их грузить. Все вместе старались собраться после каждого скального пояса. К обеду были у пещеры на 5700. А в 6 вечера, ставили палатку на Звездочке, решив, что до лагеря дойдем на следующий день.

От 5800 к Дикому
Перила в ледопаде
Условия восхождения на Победу показали, что включать ее, а тем более траверс в нитку туристского маршрута сложно. Формат похода не предполагает лишних дней на выжидание погодного окна, а идти вершину сходу без оглядки на погоду – лотерея.
Тем временем базовый лагерь на Южном потихоньку сворачивался. Гостеприимные ребята из Ак-Сая накормили нас ужином, выдали сертификаты и забрали часть груза на выход в вертолет. Вечером познакомились и душевно пообщались с участниками Urubko camp.
Вниз решили выходить пешком. В ближайшие дни и погоду обещали нелетную, да и прогуляться, сэкономив денег, было интересно.

Одновременно со спуском мир вокруг оживал. От поляны Мерцбахера появилась первая растительность. От языка Иныльчека стали встречаться отдельные елки, ниже переходящие в леса. В долине много кустов жимолости и облепихи.
Стандартное время спуска- подъема вдоль Южного Иныльчека составляет 3 дня. Для нас оно немного удлинилась из-за смытой в 7 км выше Майда-Адыра дороги.

Пик Нансена (5697)
По центру кадра Хан-Тенгри
А дальше как обычно: вечером – Каракол, ночью – Бишкек, утром – самолет домой.

За помощь и поддержку на маршруте хотелось бы поблагодарить всю нашу дружную команду, Никиту Степанова, Рустама Бикчурина и Мишу Арабаджиева, помогавших нам в Москве и сообщавших информацию, компанию Тянь-Шань Тревел решившую вопросы с документами и трансферами, компанию Ак-Сай Трэвел и лично Дмитрия Грекова и Александра Нечаева за гостеприимство на Южном Иныльчеке, магазин Кант и фирму Primus за предоставленные горелки.