Freerider. Фри-соло...

Пишет robinsya, 04.06.2017 00:31

Freerider. Фри-соло... (Скалолазание, алекс хоннольд, эль-капитан, йосемити, сша)
Алекс Хоннольд на вершине Эль-Капитан после прохождения маршрута Freerider за 3 часа 56 минут. Фри-соло! Фото © Jimmy Chin

Алекс Хоннольд снова всех удивил.
На этот раз он пролез без верёвки одну из крутых классик Эль-Капитана - маршрут "Фрирайдер".
Это километр гранита категории 5.12d, впервые пройденный Алексом Хубером в 1995 году.

Марк Синнот описывает подробности в эксклюзиве для National Geographic. Перескажу с сокращениями.

Известный скалолаз и альпинист Алекс Хоннольд вчера стал первым человеком в истории, который преодолел 1000 м гранитной стены Эль-Капитана, вообще не пользуясь верёвкой и другими средствами страховки. Честно говоря, это даже представить страшно.

На восхождение у него ушло 3 часа 56 минут. Последний питч он фактически бежал. В 9.28 утра он вылез на вершину Эль-Капитана. А стартовал он в 5.32 утра.

Хоннольд больше года готовился к этому восхождению, лазая в США, Китае, Европе и Марокко, но свой проект держал в секрете, поделившись только с узким кругом друзей.

Фото © Джимми Чин, National Geographic

Само восхождение для истории запечатлели его давний друг и напарник Джимми Чин и Элизабет Чаи Васархелий, которая работает над документальным фильмом для National Geographic.
Оказывается, Алекс уже пробовал пройти маршрут фри-соло в ноябре, но отступил меньше чем через час после старта из-за того, что условия для восхождения не были идеальными.

Начинавший лазать на скалодроме в Сакраменто, Алекс Хоннольд (31 год) ворвался на международную арену в 2008 с двумя рискованными фри-соло – северо-западной стены Хаф-Доума и Moonlight Buttress в Зайоне (Юта). Те восхождения произвели эффект схожий с тем, что испытала спортивная общественность, когда Роджер Баннистер выбежал милю из 4-х минут в 1954 году.
Но те достижения Алекса меркнут перед тем, что он сделал вчера. Томми Колдвелл сравнил восхождение своего друга с посадкой на Луну.
Дискуссии на тему того, можно ли пройти Эль-Капитан фри-соло, вели долгие годы. Но лишь два человека до Алекса говорили всерьёз об этом. Первый – Майкл Риардон, солист, который утонул в 2007-м, соскользнув со скалы в море во время восхождения в Ирландии. Другой – Дин Поттер, разбившийся во время бейс-прыжка в Йосемити в 2015-м.

Джон Бэкер, величайший солист 70х, погибший в свои 52 в 2009 году, не считал это возможным. Когда Бэкер был в расцвете лет, Эль-Капитан ещё даже не прошли свободным лазаньем. Питер Крофт, который пролез в 80-е годы фри-соло Astroman, не задумывался об Эль-Капитане для себя, но знал, что однажды кто-нибудь сделает это.

Lauren C. Tierney, NG STAFF; Charles Preppernau
Locator Map Art: Clay Wadman
Источники: Mark SynNott; Antoine Guerin, Battista Matasci, Michel Jaboyedoff, Marc-Henri Derron, University of Lausanne
Рассмотреть подробнее

Маршрут «Фрирайдер» стоит в ряду иконических бигволов Йосемити. Он насчитывает 30 питчей и настолько сложный, что даже в последние годы его повторяли не часто. Для его прохождения нужны все резервы организма – сила пальцев и предплечий, ног, пресса, в равной степени с гибкостью и выносливостью. Плюс, Алексу было необходимо учесть природные факторы, такие как солнце, ветер, угрозу дождя и прочие.

Но, пожалуй, ключевое для такого восхождения – это уникальная способность Хоннольда сохранять спокойствие и хладнокровие в самых опасных ситуациях, которую отмечают многие его знакомые.

Сам Хоннольд по этому поводу говорит: «Когда я лезу фри-соло, я знаю, что я в опасности, но ощущение страха, пока я тут, наверху, никак мне не помогает, а мешает, так что я оставляю страх в стороне».

Технику, которой пользовался Хоннольд для прохождения заглаженных гранитных плит на высоте 600 футов, он сам называет «размазыванием» (“smearing”). Суть её в том, чтобы давить на скалу так, чтобы создать достаточное трение и балансировать, чтобы не соскользнуть, так как руками на этом участке всё равно держаться не за что. «Это как идти вверх по стеклу», – говорит Алекс.

Незадолго до своего соло Хоннольд забежал «Фрирайдер» вместе с Томми Колдвеллом, а позже сдюльферял с вершины вдоль маршрута, чтобы проверить, не стёрлись ли меловые марки, которыми он отметил ключевые зацепки.

И уникальный фоторепортаж сенсационного восхождения от Тома Эванса...

Алекс на пятом питче. Пл словами Тома Эванса, лезет "без спешки и без видимых усилий", много смотрит на то, куда ставит ноги.

"Остановился разбудить оператора, который заснул на небольшой полочке на участке 6. Кажется, это несколько сняло напряжение".

" Half Dollar - один из более интересных и требующих силы участков.

Он быстро проскочил простые участки до Mammoth Terraces и слез к Heart. Немного передохнул, глотнув воды и перекусил, затем полез трудный питк к Lung Ledge.

На Lung Ledge спала группа. Алекс с ними немного пообщался.

Цыплячий кигуруми на стене Эль-Капитана!

Щекочущий нервы 90-футовый спуск к Hollow Flake.

Алекс проходит Hollow Flake.

Наверху Hollow Flake остановился, снял туфли и растирал ноги перед началом 3х участков “Monster Crack”.

В нижней части "Монстра"

Место для отдыха выше в “Monster Crack”

Алекс вылезает на наклонную рампу.

Короткая передышка в Алькове, и вот он уже лезет участок выше ElCap Spire.

Перед прохождением "боулдеринговой проблемы" Алекс снова передохнул. Вообще, это место считают ключом всего маршрута и большая часть тех, кто пытался пролезть FReerider свободным лазаньем, спотыкалась именно здесь. Том Эванс пишет, что "испытал большое облегчение", когда увидел, что Алекс преодолел этот участок. Обратите также внимание на камеры, которые управляются дистанционно, чтобы никто не висел над головой и не мешал пройти это место.

Алекс пролез “Sewer” and Том сфотографировал его, когда Алекс подходил к концу участка “Block”.

На этом фото он над Sous le Toit ledge на следующем участке, требующем выносливости.

Он закончил лезть угол Enduro и дальше нужно идти на Траверс без отдыха, так как отдыхать тут просто негде. С этого места его всю дорогу сопровождали фотографы.

Он благополучно преодолел первый камин и здесь на фото он далее в камине Scotty Burk.

Перед самым выходом на вершину!
Просто супер, Алекс!

Фото в фоторепортаже © Tom Evans

Ничего себе! 5.12d это Fr 7c!

Толбко не "Это километр гранита категории 5.12d" а километр гранита с болдеринговым ключом категории 5.12d

болдеринговый ключ там 5.13a - http://www.nationalgeographic.com/adventure/features/athletes/alex-honnold/most-dangerous-free-solo-climb-yosemite-national-park-el-capitan/

Теперь остаётся в разделе "соло" только первопроход без предварительных меток и дюльферов. Кто-же будет этим смельчаком.

Позабавило сравнение с Роджером Баннистером. Не так много народу это помнит. Самому Роджеру уже 88. :)
Если верить wikipedia, то из 4 х минут выбежали аж в 1908 году. https://en.wikipedia.org/wiki/1500_metres_world_record_progression
Простите за занудство! ))

Трудности перевода. В оригинале это была миля.

Это трудности справки. Так как чемпионат Европы он выиграл на дистанции 1500 м именно в том году. А так да, миля. Было 4 утра, когда я это писала))

"Технику, которой пользовался Хоннольд для прохождения заглаженных гранитных плит на высоте 600 футов, он сам называет «размазыванием» (“smearing”)."

Это стандартный термин, а не Хоннолдовский. Работа ногами на трении. Краснояры называют "катушки".

Ужас!Какое же бесстрашие надо иметь!

Сколько знатоков))
А Алекс крут, да..

Тут 7а 200м с верёвкой лезешь, ноги-руки трясутся. Трудно даже представить 1000 метров 7с соло....Алекс просто супер человек. Не думаю что кто нибудь повторит это в ближайшем будущем.

Офигеть!
...
На финишном фото он выглядит достаточно безумным для подобных свершений.)

Я думал, соло, это поиск уединения, когда никто не водит. А под камеры, это что-то другое.

"Это потому что в искусстве нет объективных критериев. Вот в спорте все объективно — пробежал быстрее всех стометровку — все — ты молодец, победитель, чемпион!.. и никого не интересует стиль твоего бега, хоть задом наперед. «Как-то он не концептуально пробежал..» — да пошел ты в жопу, ты сам так пробеги «нет, нет, что же он хотел сказать этими своими 9.5 секундами» — что ты хрен так пробежишь — только и всего."
Напишете Алексу Хоннольду по этому поводу и спросите )

А оплачивать эти уединённые соло чем?

Да сколько там тех камер на километре стены? :)

Как прекрасно, что камеры были! Если человек раздвигает границы возможного, то об этом должны знать все.

Для этого надо родиться, гении есть в каждой сфере. Победа прежде всего психологическая, над инстинктом самосохранения. Он еще раз доказывает, что человек может себя ввести в такое состояние, когда все становится возможным!
Конечно, человек в разное время не равен сам себе, и может быть такого можно достичь только раз в жизни. Надо ли и дальше идти таким путем - это сложный вопрос.

особенно любопытна подборка в Рубрике "Читайте также:" под статьёй...

пока читала и смотрела фото, покрылась от страха мелкими каплями на руках и ступнях...))) восхождение восхищает!!! поражает!!! какие есть люди..!!!

Можно звание "Мастер спорта" по скалолазанию смело присваивать без соревнований.

У него редпойнт 8с+, у нас много мастеров, к-е лучше лазают?

Ну вообще то спортивные разряды ,,у вас,, присваиваются на соревнованиях, т.е. на онсайд ;)
Да и зачем такие сравнения? Как минимум Алексу как то все равно на эти спортивные регалии :)

Вальтер Бонатти,"на Капитан" с дрелью шел или это было Пти-Дрю,здесь,конечно просто фантастика,Алекс какое самообладание.

Новый Ули. Процесс идет.

Иногда лучше промолчать. Подумают что умный.

Черт его мать побери! Этот парень - дикий!