Отчёто-архив, или последствия весенних привычек. Часть 3.
Отчёты не рецензируются!
Не возвращаются!
Не печатаются!
И не читаются!
(адаптированная старая шутка из передачи «Вокруг смеха»).
Я не люблю писать отчёты. И здесь я не ортодокс, здесь я как почти все. Да, и кому ж такое понравится? Ну, пролез, друзьям позвонил – и ладно! Или так: пролез и за клавиши, в интернет. Суровые, весёлые, или иные исторические фотки? Вот вам! Линию: ну, как ни будь. И, конечно, героический рассказ о приключениях!
Но, и читать отчёты я не люблю тоже! Это я о крымских отчётах. И так поступал с незапамятных времён. Поступать так было очень легко, ибо отчётов не было вовсе… Нет, ну, где-то в недрах они скапливались после чемпионатов, но были недоступны априори.
Зато, какой простор для выбора, поиска и творчества!
Нет, будучи системно обучаемыми мальчиками, мы, конечно, сильно беспокоились о маршрутах наших восхождений. И дрожь в коленках, и, гримаса огорчения на лице от предвкушения, что «лезем не туда», «там не ходят»! А дальше, и вовсе – кошмар! Дюльфера, оставленное, частенько даже и не своё снаряжение, оправдание перед тренером! Уф-ф-ф! И сейчас дыхание учащается, и ладони предательски потеют. О шутках типа: «На первопроходе не заблудишься!» и смысле этой истины мы тогда не знали.
Однако… Главное, что вот в той части стены идёт, кажется, четвёрка, или, ещё лучше возможно – пятёрка. И вот тогда...!
Нет, польза хорошего отчёта очевидна. Но, мне важнее грамотная консультация!
Мой первый Кубок Донбасса! Ласпи! Изумруд! Форос!
Школа. Первый маршрут – «Кант». Наш второй маршрут – «Семёрка». И сейчас не до творчества. Нужен результат. Но, я ходил слева. А нужно – справа в лоб. Я к Могиле, он уже ходил этим путём. В тот период Володя был Мариупольским (вернее – Ждановским) и мы выступали в одних региональных соревнованиях. И он пятнадцать минут мне рассказывает-рисует на бумажке, как нужно прямо по зацепкам лезть к нижней сосне. Блеск! До сантиметра!
Но, время шло, однако. Да, что там шло – летело! Отчётов стало больше, порой без меры. Вот однажды: я на скайхуке, на восьмой верёвке «Гипербореи». Звонит телефон. Автоматом выхватываю его из кармана куртки. Это Коля Горюнов. Он на «Скайвее». Мы оба опаздываем к контрольному сроку окончания чемпионата! Он читает описание одной верёвки, а лезет по дугой! Спрашивает, почему шлямбура влево, а описание вправо? Я раздражённо говорю ему, что люди не летают! Ищи! Мы оба успеваем.
Вот вспомнились люди с которыми проходила моя боевая юность, да и зрелость тоже. Светлая память Вам, Друзья!
Но, я продолжаю об отчётах. Вот понадобилась мне информация по одной серьёзной стене. Попросил я у Шатаева отчёты, выбрал несколько и уехал с обещанием вернуть скоро (обещание я, конечно, выполнил, кто ж с этим шутит?). Пришёл я к Владимиру Николаевичу не с улицы, конечно. Ну, вот, стою я значит, ксерю инфу бесценную. Друзья увидели, глаза выпучили. И он тебе их дал под честное слово!!! Я смущённо киваю на пухлую стопку бумаг. Да, мы бы – ни-за-что!
Или, вот недавний противоположный эпизод. Собираю я инфу по Куш-Кае. Прошу Игоря Кавера дать лист с фотокроками. При этом мы знакомы и дружим 25 лет. Да ты что-о-о! – слышу в ответ и уныло вздыхаю. Электронный скан я получил, конечно, попозже, по почте.
Да! Велика ценность хорошего отчёта. Велика.
Вот я и убедил себя в нужности оформить ниже написанное, ибо:
«Если вы в тёмной комнате, по ошибке, выпили проявитель!
То, выпейте и закрепитель, иначе дело не будет доведено до конца»!
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
в. Мшатка-Кая (618 м) «Барабашка», 3Б к.тр.
Маршрут пройден 11 марта 2017 г. Командой: Загирняк Михаил – Пугачёв Сергей, за 7,5 ч.
https://www.risk.ru/blog/211118
Начало подхода совпадает с подходами под «ПК» и «Викторию».
От смотровой площадки под Форосом, вверх по тропе, а затем по простым скалам двигаться в направлении: посередине между рыжими скалами у основания стены (это начало м-та «Виктория») и началом «Вилки», который знают все. На границе между цоколем и стеной выбираем самый стройный кипарис (7-8 м). Это ориентир начала маршрута. Чуть правее в 10-15 м. начинается м-т «Хэллоуин».
R0-R1: 45-50 м, II - V, 60°, A1;
От кипариса вверх виден через 6 м. шлямбурный крюк. Перед ним якорь (или лазание под крюк). Со шлямбура: лесенка, или лазание через покатую полку (4-кт).
Траверс влево по простым полкам под основание, наклонённого влево внутреннего угла, протяжённостью 7-8 м. (4-кт). Контр упора под левую ногу нет. ИТО, страховка: закладки, камалоты. В трещине угла – земля и трава. Трещину чистить по мере необходимости. И каждый последующий восходитель скажет Вам «Спасибо»!
Выход траверсом влево-вверх под слегка нависающую плиту, высотой 5 м. ИТО – якоря (5-кт). Здесь желательно забить шлямбур! Лучше хороший.
На фотосхеме место шлямбура отмечено красным «Х». Выход к сосне. Здесь можно сделать промежуточную станцию, ибо Вы можете не вытянуть верёвку при последующем движении! Отмечена на фото «R*».
От сосны: 20 м. влево-вверх в направлении сосны, видной на фоне неба. Движение по плитам с явной трещиной. (4-кт). Возможно ИТО. Станция.
Это почти победа!
Участок R0-R1 Верхняя часть
R1-R2: 40 м, II, 50°;
От большой сосны - движение вверх, через три сосны и далее по слегка наклонным скалам влево в направлении монолитной плиты. Станция в левой части плиты. За углом станция «Хэллоуин».
R2-R3: 38 м, II, 55°;
Вверх по простым скалам в направлении скальной башни. Станция у основания неявного внутреннего угла.
R3-R4: 42 м, IV, 70°;
От станции по углу, обходя башню слева, к большой можжевеловой сосне над башней.
Участок R2-3-4
R4-R5: 30 м, н/к 25°; 15 м, IV, 65°;
По большому травянисто-осыпному кулуару, под небольшую 2- метровую пробку, оживляющую весь этот отрезок. Можно выйти по кулуару на вершину состыковавшись ч-з 10 м. со станцией м-та «Хэллоуин», но, это скучный процесс. Вот только, если дождь, или группа «наказана» инструктором за плохой завтрак…
Маршрут идёт к большой сосне, находящейся слева, в 10 м. за пробкой.
R5-R6: 40 м, III-IV, 65°;
От сосны – вверх вправо под следующую сосну на яйле. Станция на своём снаряжении на монолитной плите с трещинами под два якоря.
Участок R5-6
Вот теперь – полная победа! Любуемся видами Форосского канта, да и всем Миром, что живёт над вертикалью!
На маршрут рекомендуется снаряжение.
Всё, что на тройку. Станции преимущественно на своём снаряжении, изредка на деревьях.
Рекомендации восходителям.
Осторожности и прилежности в учёбе!
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
в. Мшатка-Кая (618 м) «Диктат дождя», 5Б к.тр. ориентировочно.
Маршрут пройден 13-14 марта 2017 г. Командой: Загирняк Михаил – Пугачёв Сергей, за 12 ч.
https://www.risk.ru/blog/211150
Начало подхода от смотровой площадки под Форосом, вверх по тропе, а затем по простым скалам и тропам двигаться вправо траверсом в направлении маршрута «Триангуляция». Пройдя начало подъёма к маршруту «Ухо», движемся вправо-вверх, в направлении большой группы деревьев под основной стеной.В левой её части на неявных полках – начало маршрута.
R0-R1: 40 м, I-II, 50°;
При обработке, или тяжёлых рюкзаках можно провесить первую верёвку и организовать крючьевую станцию в 10 метрах ниже большой группы сосен под стеной. Стоять у сосны под стеной – крайне неудобно.
Перила Станции на R0-1
Начало R1-2
R1-R2: 45 м, VI, А1-А2, 75°;
От станции к сосне под стеной. От сосны - движение вверх к старой спусковой станции (10 м) и далее влево по наклонным плитам. Страховка в глухой монолитной косой щели. После вверх до шлямбура.
Участок R1-2 продолжение
R2-R3: 38 м, V+, А1, 65°;
От станции вправо, через небольшое нависание до следующего шлямбура (7 м). Далее влево в направлении сосны, хорошо видимой на фоне неба. В левую часть большой полки, видимой снизу как большой серп. Станция на сосне.
R3-R4: 47 м, VI+, А2-А3, 75°;
От станции траверс влево, по травяной полке вдоль сосен. Потом вверх под плиту. По плите, вверх-влево (дырочные скайхуки 5-шт. и прочее) в направлении неявного внутреннего угла, выводящего под большую сосну на огромной травянисто-осыпной полке в средней части стены. Крайне желательно снять несколько точек страховки в начале участка для протягивания верёвки.
R4-R5: 50 м, I, 35°;
По травянисто-осыпному склону, под сосну в направлении маршрута «Ухо».
R5, R6, R7, R8
Остальные участки совпадают с маршрутом «Ухо».
Впечатления и рекомендации:
Не равномерный маршрут для ознакомления с данным участком стены. На маршруте необходимы дырочные скайхуки.
В ближайшее время авторы постараются завершить логическую линию маршрута.
А вот те описания, которые из-за суеты "не увидели свет" в прошлом году.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
в. Куш-Кая (627 м) «Алгоритм», 5Б к.сл.
Здесь рассказ о том, как это было.
https://www.risk.ru/blog/208185
От парковки кемпинга «Кушкая» идём вправо-вверх в направлении популярного маршрута «Интеграл». Увидев табличку начала мультипитчевого маршрута «Саботаж 7Б+» поворачиваем влево. Видим «прислонённый» к стене двухверёвочный «столб». Справа от большой сосны, начинается м-т «Серп».
Мы начали по «Серпу», но, рекомендуем начать слева от «столба» по «Диретиссиме». Там чистый и красивый ход, выводящий через две верёвки на сосну на вершине «столба».
R0-R1: 30 м, III, 60°
Участок, включает движение по соснам.
R1-R2: 42 м, III-IV, 70°;
От большой сосны - движение вверх по явной трещине-камину. Много иглицы. Есть два старых крюка. Выход на сосну на вершине «столба». «Серп», не доходя 10 м. До сосны идёт по этой же трещине вправо-вверх. «Диретиссиме», не выходя к сосне, идёт влево по камину и выхолаживающимся плитам.
R2-R3: 32 м, V+, 80°, A1;
От сосны по узкой, нависающей, трещине, неявной в нижней части. Направление- большая группа сосен над головой. Станция – на большой сосне.
R3-R4: 50 м, IV+, 70°;
От станции на дереве - вверх вправо по пологим плитам. По крупному рельефу обходим справа рыжую нависающую стенку. По явной косой щели выходим на станцию на лиственном дереве.
R4-R5: 30 м, V+, 85°, А1;
От сосны – вверх вправо ИТО по разрушенной трещине. Обходя справа небольшой карниз – выход к небольшой сосне.
R5-R6: 35 м, V, 70°, A1;
Со станции вправо вверх по трещине 25м. Отсюда справа подходит маршрут «Серп». Вместе они идут 12 м. до сосны на узкой длинной полке. Далее «Серп» уходит влево длинным траверсом.
R6-R7: 35м, VI, 80°, A2;
Со станции направо 10м., а после, резко влево, лазанием под вертикальные плиты. Далее ИТО по нависающим плитам с бедным рельефом (скайхуки), движемся вверх по плите в левую часть большого карниза. Организация висячей станции.
R7-R8: 27 м, VI+, A2, 100-85°;
Движение вверх по нависанию до шлямбура. Переходим на правую трещину. Сложный траверс вправо. После - движение на небольшую сосну. Организация своей станции на якорях.
R8-R9: 28 м, V, 75-95°, А1.
Со станции - вправо-вверх по плитам под большое вершинное нависание. Короткий ход вправо - в лоб (можно обойти длинным траверсом влево, оставив для второго точку на полке под карнизом). Станция на яйле.
Рекомендации восходителям.
Хорошая длинная рабочая пятёрка, требующая от участников выполнения сложных технических приёмов. Станции преимущественно на деревьях. Имеется шлямбурных крюк.
Объём альпинистской работы – большой. Рекомендуется хорошо подготовленным связкам в период длинного светового дня.
ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ
4. Вершина Куш-Кая, Юго-Восточная стена, (627 м).
5. Маршрут «Алгоритм», категория сложности: 5Б.
6. Характеристика маршрута:
перепад высот стенной части маршрута – 215 м;
протяженность маршрута – 281 м;
протяженность участков V VI к.сл. – 187 м.
7. Средняя крутизна маршрута от начала участка первопрохождения (R2-R9) – 72°.
8. Забито шлямбурных крючьев - 1.
9. Ходовых часов – 12 часов,
10. Участники: Пугачёв Сергей Александрович, МС, инстр.- мет. II кат.
Лапшин Михаил, КМС, (Алушта).
11. Тренер команды: Загирняк Михаил Васильевич, ЗТУ.
12. Выход на маршрут: 21 мая 2016 г.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
в. Куш-Кая (627 м) «Батилимания», 6А к.тр.
Вот, как это было.
https://www.risk.ru/blog/208148
Начало маршрута совпадает с маршрутом «Ласковый март». Повторяю описание «Марта» до станции R7.
От парковки кемпинга «Кушкая» идём вправо-вверх в направлении скалолазного сектора «Шкуродёр». Обходя этот сектор справа, поднимаемся по склонам вершины традиционным путём, совпадающим с подходами на маршруты: «Штаны, Сенокос, Уголок». По ходу встречается участок II к.тр.
R0-R1: 55 м, II-III, 60°
Стандартный участок подхода под многие маршруты, включает движение по «скобам» виаферраты. При движении с тяжёлым рюкзаком, может требоваться страховка.
R1-R2: 35 м, н/к;
От большой сосны - движение вправо-вверх в направлении монолитного скального пояса. На нём имеется единственная трещина с «шарообразным» деревом в верхней части трещины. Подход под маршруты: «Штаны, Сенокос, Уголок» ведёт правее по травянистым полкам-террасам.
R2-R3: 30 м, V, 80°, A1;
По плите и нависающей, в средней части, трещине, движемся чуть вправо к дереву. Станция – на «шарообразном» дереве.
R3-R4: 30 м, IV+, 70°, A1;
От станции на дереве - вверх по пологой разрушенной щели, выход в небольшую нишу, после, через короткое нависание (ИТО), и далее по пологим плитам к большой можжевеловой сосне.
R4-R5: 35 м. (10+15+10) м, VI, 85°, А2;
От сосны – вверх влево под небольшой нависающий бастион с разрушенной трещиной. По нависающей трещине – выход к большой сосне, и, далее вверх и траверс вправо 5-6 м. Станция на своём снаряжении.
R5-R6: 25 м, V+, 80°, A1;
Со станции вертикально вверх по трещине (преимущественно – закладки) и плитам на полку под нависающим бастионом. Отсюда хорошо виден слева в 12 м. внутренний угол-камин на маршруте «Варежка справа».
R6-R7: 25м, VI+, 80°, A2;
С полки, направо, а после, резко влево, лазанием под нависающие плиты с неявным карнизом. Далее по нависающим плитам с бедным рельефом (скайхуки), шлямбур, движемся вправо-вверх по трещинам. Организация висячей станции.
R7-R8: 35 м, VI, A2, 85°;
Продолжаем движение по левой трещине. Переходим на правую трещину – (скайхуки, шлямбур). Выходим в правую часть огромной ниши под нависающими плитами. Отсюда маршрут «Ласковый март» по полкам ниши уходит влево-вверх к разрушенному нависающему карнизу и «стыкуется» с маршрутом «Варежка справа», который приходит в это место слева. Мы же делаем свою станцию на якорях в правой нижней части ниши.
Далее идёт новый сложный самостоятельный 128 м. ход.
R8-R9: 28 м, VI+, 100°, А2+;
Со станции в нише - два метра вправо-вверх к узкой горизонтальной полке, к шлямбуру. По ней начинается сложный траверс право-вверх на якорях и рельефных скаях. После движение вверх по бедному рельефу: неявным глухим трещинам и раковинам. Станция на втором шлямбуре. Рельеф довольно монолитный.
R9-R10: 20 м, VI+, 90-80°, А2+;
От шлямбура переход вправо под вертикальную плиту. Скайхуки. Здесь пересекаем старую дорожку шлямбуров и крючьев, ведущую слева-направо, от горизонтального траверса на «Левой штанине» до «Варежки справа». По вертикальной, выполаживающейся плите идём на скаях. Внимание! Очень длинный переход без надёжных точек! Станция висячая на шлямбуре.
R10-R11: 38 м, VI, 75°; A1-А2;
От станции вверх-влево по косой трещине. Плиту-лоб обходим слева. Вправо по плитам и неявному углу, переходящему в небольшое нависание (шлямбур) в направлении небольшого дерева. Станция в пяти метрах над ним.
R11-R12: 42 м, V, 80-70°, A1;
Со станции-вверх и влево, в направлении нависающего карниза-контрфорса. Его обходим справа и по плитам и явной выполаживающейся трещине идём в направлении понижения на яйле. Своя станция. Внимание: этот отрезок сильно разрушен!
На маршрут рекомендуется
Использовать двойную верёвку, молотки для обоих участников, понадобятся дырочные и рельефные скайхуки разных размеров, крючья вертикальные, горизонтальные, якорные, U-образные, закладки разных размеров, камалоты средних размеров. Возможно применение тросиков удлинителей для крючьев.
Станции преимущественно на своём снаряжении, изредка на деревьях. На новом отрезке имеются пять шлямбурных крючьев. Дополнять необходимо либо якорями, либо крючьями.
Рекомендации восходителям
Сложная длинная шестёрка, требующая от участников выполнения сложных технических приёмов.
Объём альпинистской работы – большой. Рекомендуется хорошо подготовленным связкам. Желательна обработка маршрута. Рекомендуется для прохождения в период длинного светового дня.
Уфф! Кажется раздал все долги!
Церковь Воскресения видна отовсюду. И с яйлы, во время спуска с горы, и из посёлка Форос. Построенная в память об исторических событиях чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда, следовавшего из Ялты в Санкт-Петербург, она и сейчас место исторического и духовного возрождения.
«Форос - в сиянье гор и моря…
Сверкающей в голубизне.
Божественной руки наброском
Пейзаж окрестный мнится мне».