Хрустальный пик-2016. Outdoor-проект года. Дорога в Гиперборею!
«По струне через бездну» ходят хайлайнеры, реализуя самые смелые свои идеи. На этот раз натянули хайлайн на Шаан-Кае!
О проекте на Риск.ру:
Дорога в Гиперборею. Хайлайн на Шаан-Кае
Информация о проекте
Хайлайн между Зубом Шаан-Каи и маршрутом «Гиперборея» (Шаан-Кая).
Протяжённость 80 метров, высота над землей 150 м.
Подготовка заняла больше двух дней и состояла из заброски 500 м верёвки и вспомогательного железа, а также провешивания альпинистского маршрута категории 6А и мультипитча F6a.
Помимо технической сложности навески протяжённость линии в сочетании с погодными условиями сделали невозможным прохождение линии целиком с первой попытки. Тем не менее, судя по комментариям команды, «удовольствие от слаженной работы с лихвой окупило все затраты и открыло новую грань легендарной скалы».
Команда:
Владимир Мурзаев,
Борис Егоров,
Ильшат Каразбаев,
Матвей Орликов,
Владимир Куц.
На вопросы Риск.ру отвечают Матвей Орликов, Ильшат Каразбаев и Владимир Мурзаев
- Подготовка к самой реализации проекта заняла 2 дня. Но реально ведь несколько дольше, да? Чья изначально это была идея?
Ильшат: Изначально мы готовились к другому проекту, но в силу неудачной погоды – с одной стороны, а также удачи в виде присоединившихся к нам именно в это время Вовы с Борей – с другой, мы приняли решение штурмовать Шаан-Каю.
Матвей: Но идея родилась ещё заочно, даже до того момента, когда я увидел место вживую – так как я слышал разные истории про нависающую скалу и зуб рядом с ней. Истории были из серии «восьмерочное лазание со своими точками, а от стены до зуба не менее 60 м». Помню, я тогда ходил ещё троечки в Крыму. Само собой, если есть две скалы, то между ними можно натянуть стропу, но как это сделать в подобных масштабах, я понятия не имел. Идея все зрела, позже мы узнали, что ребята из Минска уже планировали в 2013 году повесить там хайлайн, а потом пропали.
Встречая новый 2016 год в Крыму, я не упустил возможности прогуляться с девушкой до культовой скалы. Шел снег, настроение было новогоднее. Пробираясь через обгоревший лес, мы увидели пятна огромной стены. И в какой-то момент вся она открылась, обнажив ужас и трепет. Долго мы бродили вокруг, проникаясь той атмосферой, читая мифические подписи маршрутов. Тогда я, наконец, смог визуализировать свою мечту.
Шаан-Кая зимой 2016. Первое знакомство
- Сколько снаряжения потребовалось для организации хайлайна?
Ильшат: - 5 провешенных веревок на «Гиперборее», плюс столько же страховки;
- 100 метров веревки на Зуб;
- 100 метров стропы;
- 100 метров бэкапа под стропу;
- полный комплект железа для хайлайна;
- перфоратор и анкера;
– индивидуальное снаряжение.
Итого: 600 метров веревки, 100 метров стропы, индивидуальное снаряжение.
Сотни метров веревки и десятки килограммов снаряги
- И что дальше со всем этим делать?
Матвей: Процесс – это самая интересная и творческая составляющая. Нужно не просто придумать, откуда и куда протянуть хайлайн, но ещё и сделать его технически реальным, собрать воедино такие вещи, как безопасность линии, максимально комфортную навеску с обеих сторон, а также красоту и логичность линии.
Вначале мы поднялись на Зуб по мультипитчу, провесили перила. С него необходимо было наметить эскиз линии к стене. Вариантов было несколько – все они предполагали подлаз по одному из трех альпмаршрутов. Два варианта пришлось отмести в силу небезопасности одного и нелогичности второго. Остался третий, который подходил идеально – линия в сторону «Гипербореи». Далее мы разделились: Боря с Вовой завешивали маршрут, а остальные обеспечивали транспорт веревки с Зуба до стены.
Боря и Вова лезут "Гиперборею"
Пришлось сдюльферять на 150 м и с помощью проброса постараться закинуть веревку поверх крон деревьев, наметив самый свободный путь между веток. Затем по перилам на Гиперборее поднять эту веревку и остальное железо, включая перфоратор и анкера.
Разумеется, при подъеме верёвка цеплялась, нужно было обносить её с помощью подвязанных к ней усов через ветки. После жумаринга мы выбрали станцию в стороне от маршрута на уровне верхушки Зуба.
Пробивка станции на стене
С помощью поднятой веревки перетянули стропу с Зуба на стену, приступили к креплению.
Навеска
Затем на ролике переехали на Зуб и уже завершили навеску.
Вид на Зуб со стороны стены. Матвей катится на ролике, как по троллею
- В чем заключались основные предвиденные и предвиденные трудности во время реализации?
Ильшат: Предвиденные трудности – лень тащить кучу снаряжения под Шаан. Непредвиденной проблемой стали дождь и нехватка времени на реализацию задуманного.
- Проект оправдал ожидания? Насколько важным для вас оказался этот проект? Насколько остался в памяти? Войдет ли в портфолио?
Ильшат: Он превзошёл ожидания, и получилось, наверное, даже круче отмененного проекта. Для нас это был однозначно самый сложный проект из всего, что мы делали. Он навсегда останется в памяти.
Вид снизу. Черная точка между стеной и Зубом - человек
Вова: Место красивое и вполне логичное для линии. И когда после небыстрой подготовки всё-таки встаешь и делаешь первые шаги, понимаешь, что не зря так долго запаривался для его организации. И раз уж мы это затеяли, значит, это было важно для нас.
Вова на линии
Матвей: Для меня проект стал настоящим испытанием. Знаете, когда давняя мечта вот-вот воплотится, и при этом заставляет тебя бороться до последнего. Правда, сложность задачи настолько нас захватила, что не было никаких посторонних мыслей свернуть с пути. Стоит отдать должное всей команде, было безумно круто работать с профессионалами, понимая друг друга с полуслова.
Селфи перед спуском вниз из-за начавшегося дождя
- Удалось походить по хайлайну вдоволь? Погода-ветер не помешали?
Вова: Вдоволь нет. Мешало отсутствие свободного времени. Возможно, я бы хотел ещё раз повесить там линию и потусить хотя бы недельку.
Вова и оператор на стропе
Матвей: Из отведенных 4х дней, один пришлось исключить из-за погоды. Мы только натянулись и сделали по одной попытке, как дождь заставил нас отложить всё до завтра. А вот ветер практически не мешает, если это не порывы больше 12 м/с.
Спуск под дождем
- Хождение по хайлайну. Расскажите для тех наших читателей, кто этого не пробовал, о принципе передвижения по хайлайну. Есть какие-то серьёзные отличия от хождения по стропе над землей?
Ильшат: Это несравнимо с хождением над землей. Это сложно объяснить. Нужно сохранять спокойствие и самообладание. Изложить это вкратце сложно. Сами попробуйте по простому слэклайну походить, невысоко над землей.
Вова: Если много тренируешься, то это примерно как по стропе над землей. Суть та же – держишь равновесие и шагаешь.
Матвей: Собственно, отличие в том, что всё происходит на высоте, при которой включается страх. Разумом его не одолеть, только концентрацией и тренировками. С опытом удается удерживать его на низком уровне все дольше. Очень тонкая грань между страхом и умением балансировать, несмотря ни на что. Наверное, шестое чувство.
Силуэт хайлайнера и Шаан-каи
- Много ли людей в России объединяет это увлечение? Большое ли комьюнити?
Ильшат: Немного. По моим оценкам, 5-10 тысяч человек в России могут пройти хотя бы 10 метров над землей и 100-200 могут сделать на хайлайне хотя бы несколько шагов.
Матвей: Во всех крупных городах есть свои комьюнити. Из них больше всего сильных спортсменов в Питере, Воронеже, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Конечно, это пока единицы.
- В целом, при должной организации страховки хайлайн может быть увлечением если не для всех, то для многих. Но учитывая использование страховочного снаряжения, основной поставщик кадров для хайлайна – люди, уже увлеченные горами. Или это не так?
Вова: Зачастую да. Люди приходят с минимальным опытом работы с железом или умением лазить, например. Но бывает, что люди сразу начали заниматься слэком, а потом узнали, что есть такая опция, как хай и пришли к этому с другой стороны.
Ильшат: Конечно, альпинисты, скалолазы и бейсеры гораздо проще становятся хайлайнерами. Однако люди не связанные с горами прежде также встречаются и приходят из простого слэклайна. А в простой слэклайн иногда приходят и просто прохожие, которые заинтересовались тренировкой в парке. Как я, например.
- Как вы развиваете этот спорт? Что делаете для его распространения? Как в эту среду попасть людям «со стороны», которые хотят изменить свою жизнь?
Матвей: С каждым годом сообщество растет, появляются новые люди. Если раньше мы собирались в парках в основном в тёплый сезон, то сейчас сообщество живет круглый год. Мы всегда с радостью принимаем приглашения на разные спортивные фестивали и мероприятия, учим новичков и простых прохожих, увидевших нас в парке.
Слэклайн на фестивале Trip secrets, площадка Риск.ру
Основной сезон – весна-лето, зимой ведём тренировки в залах, чтобы не зависеть от погоды.
Что касается хайлайна, то в этом году мы провели 3 выезда школы хайлайна в Крыму, после чего число людей, ходящих по хайлайну, резко выросло.
Участники осенней школы хайлайна в Бахчисарае
Выпускники стали тренироваться регулярно в Москве, несмотря на снег и дождь. Очень приятно, что удалось зацепить их этой идеей, передав им знания и свой скромный опыт. Самое главное, что это доступно абсолютно любому человеку.
Ильшат: Как раз после таких проектов люди смотрят на фотографии хайлайнеров и в глубине души тоже хотят побыть на природе и, если хватит упорства в тренировках, тоже походить хайлайн. Людям со стороны проще всего прийти на тренировку слэклайнеров. Найти их просто: во многих городах у них есть своя группа в соцсети, можно связаться с админом группы и спросить, как попасть на тренировку. Также можно купить стропу или сходить на скалодром, где уже есть слэклайн, и начать тренироваться самостоятельно. Со временем найдется компания для совместных тренировок. Еще один способ – записаться к Матвею в школу слэклайна. Он-то научит, а я ленивая жопа, чтобы кого-то чему-то учить.
- Есть ли внутри движения хайлайнеров в мире и в России, какие-то течения, обуславливающие развитие и распространение вашего спорта?
Ильшат: Это ещё не спорт. Развитие хайлайна как спорта ограничивает лень пройти бюрократию и придумать правила соревнований, чтобы его признали как спорт, чтобы потом появились течения и развитие. Да и зачем соревноваться, когда можно получать просто удовольствие от любимого занятия.
Матвей: А тенденции, как и в любом деле, диктуют лучшие. Сейчас развитие идет в двух направлениях: в хайлайне и триклайне. В хайлайне это либо увеличение длины, либо высоты. Современное снаряжение позволяет реализовать безумной сложности проекты. Сейчас это отметка в 1 км, и никто не знает, где будет предел.
Самюэль Волери ставит тогда еще мировой рекорд в 500 м
В триклайне это новые трюки и их комбинации. В мире каждый год проводят соревнования в этом направлении.
- Я, к сожалению, не добралась в жизни до хайлайна, и вообще в силу травмы сейчас по стропе не хожу. Но когда ходила по слэклайну, то всегда делала это босиком. И это для меня было обусловлено не только удобством, но и не вполне отчетным энергетическим смыслом. А вы ходите в обуви? Есть ли что-то в самом процессе или организации, что было бы важно для вас?
Матвей: Я обычно хожу босиком, так приятнее и позволяет лучше чувствовать линию. Если холодно или грязно, то обуваюсь. Принципиальной разницы нет, обувь прощает небольшие ошибки в постановке ног, но дает меньше контроля.
Для меня процесс всегда важнее результата. Пожалуй, его можно сравнить с занятием искусством. Очень люблю это ощущение.
Ильшат: Хожу в обуви с самым неудобным протектором, чтобы не привыкать к плоской подошве и хождению босиком. А еще стропа стирает кожу на ноге, когда только снял обувь в начале сезона и еще не привык. Один раз, правда, из-за дурацкого протектора порвал связку в колене, но это уже совсем другая история.
Вова: В обуви или без – разницы нет, по крайней мере, для меня. Если холодно или спрыгиваешь на неровную поверхность, то в обуви, если хочется – то без. Это как заниматься любовью с презервативом или без него. Действуешь обычно по обстоятельствам.
- Ходящие по хайлайну люди обладают высокой концентрацией? Или это всего лишь дело привычки и грамотной страховки?
Ильшат: Обладают высокой концентрацией внимания на хайлайне. В жизни я тот ещё прокрастинатор.
Матвей: Концентрация – это ключ к успеху. Особенно на начальном этапе или на новой сложной для себя линии. Постепенно тело привыкает, и многое получается уже на автомате. Чтобы прокачивать концентрацию и дальше, нужно менять условия: длину, высоту, степень натяжения или хождение боком – вариантов масса.
Участница школы хайлайна Катя тренируется сидеть в шпагате
- Насколько это увлечение меняет человека? Какие качества затрагивает в первую очередь?
Ильшат: Планируешь свой отпуск под проекты и поездки, морально и материально готовишься уволиться с работы. Те же качества, что и у профессиональных спортсменов и заядлых путешественников.
Вова: У человека, начавшего заниматься слэклайном, меняется круг общения, и он меньше времени проводит дома, что не всегда благоприятно сказывается на личной жизни, например.
Матвей: Думаю, что так же, как и любой спорт. Даёт ему новые цели, бросает вызовы, знакомит с новыми людьми и изменяет его жизненный путь. В то же время сложно его сравнить с другим спортом, потому что физически он прокачивает не так активно. Это тренажер баланса тела и разума, некой гармонии между ними. Вдобавок мне нравится комбинировать его с альпинизмом, добавляя ещё и технические сложности. В этом плане горизонтов для творчества становится ещё больше.
Хайлайн в Узунколе на фоне Далара и ГКХ
- Одно время хождение по стропе рассматривали как тренировку для альпинистов. Параллельно оно вылилось в самостоятельную дисциплину – со своим снаряжением, правилами проведения соревнований и прочим. Стропу начали тянуть на большой высоте, ходить по ней без страховки. В общем, щекотали себе нервы как могли. Но все-таки, чего в современном слэклайне и хайлайне больше – спорта или искусства?
Ильшат: Образа жизни в нем больше, искусства, наверное. Порой, выбираешь линию покрасивей, в ущерб максимально возможной длине/высоте/другим пузомеркам.
Вова: По мне, больше спорта.
Матвей: Конечно, больше спорта. Уже овладев определенными навыками, можно комбинировать слэклайн с йогой или акробатикой, делать различные перформансы. Однако в основе всего лежат долгие упорные тренировки.
Фото из архива Матвея Орликова
Номинанты Хрустального пика!
Продолжаем знакомить вас с претендентами на премию!
Оставайтесь с нами!
Учредитель премии: Risk.ru
Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®
Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"
Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone
Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"
Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»
Спасибо!