Люди гор на северном склоне Эльбруса
Будто вчера перспективный спортсмен Кристиан Мадея, представитель Польского Альпинистского Клуба, за обедом на Поляне Эммануэля выражал Виталию Шкелю благодарность за мотивацию, а я неосторожно отметила их внешнее сходство, мол, Кристиан – молодой Шкель.
- Вы заблуждаетесь, – сказал Виталий и показал свое фото в двадцатилетнем возрасте (Кристиану сейчас 21 – прим. авт.).
- Ооооо, дааа! – воскликнул Кристиан, – но на фото не скайраннер…
Фото из архива Виталия Шкеля
- Да, действительно, я тогда только после армии пришёл, занимался со штангой, гирями. Не тяжёлой атлетикой, а – как в то время было модно – в «качалке», по подвалам, да и цель была другая: нужно было наоборот набрать вес. Потом я от этого отошел, в приоритете стала тренировка выносливости. А горы мне нравились всегда, хотя я и родился на Западно-Сибирской равнине. Впервые попав в 1995 году в Алма-Ату, был очень сильно впечатлён горами и уже потом жизнь сложилась так, что прожил там 4 года. А на первую вершину я поднялся именно в Алма-Ате, когда я уже уезжал оттуда – в Заилийском Алатау в 2004 году, пик Молодежи.
К слову, я тоже родилась на равнине, вероятно, поэтому горы для меня имеют сакральное значение, а люди, живущие среди величественных горных ландшафтов, представляются крепкими телом и духом. Погода в тот день стояла пасмурная, но досаждавший дождь пошёл на убыль, что стало знамением для моего первого знакомства с северной стороной Эльбруса. И после обеда, дабы рассеять городскую суету, я собралась на прогулку. Идею поддержал Кристиан. Мы отправились на Калинов Мост, овеянный древнерусскими легендами и верованиями, одна из которых гласит, что мост соединяет два мира – мир Живых (Явь) и мир Мертвых (Навь), которые отделяет друг от друга огненная река.
А пока мы шли, я расспрашивала молодого альпиниста о разном. Он поведал, что живёт горами последние два года. Я узнала, что горы для Кристиана, помимо спортивных достижений, ещё и средство дохода, а в будущем он хотел бы стать гидом: «Ведь это здорово, когда ты можешь связать работу и увлечение, именно к этому я стремлюсь!» Восхождение на восточную вершину Эльбруса с севера Кристиан совершал впервые, также как впервые принял участие в Elbrus Eco Race и занял почётное 2-е место за Виталием Шкелем. В планах после второго этапа гонок Elbrus Eco Marathon Peak стояло восхождение на пик Ленина (которое, сейчас уже успешно реализовано – прим. авт.). Отмечу, что Кристиан быстро схватывает русский язык, поэтому общались мы в основном на русском, в некоторые моменты на английском. А уже позже он знакомил и дружил всех в лагере, кто сам по каким-то причинам этого не делал или попросту стеснялся.
Сколько восхождений ты уже совершил?
За прошлый год я сделал почти 30 восхождений в Альпах: Маттерхорн, Поллукс, Гран-Парадизо, Монблан, также я был на Кавказе зимой и взошёл на Эльбрус с Денисом Урубко.
Я завишу от проектов Польского Альпинистккого Клуба. Теперь ищу новый опыт, выше уровнем. Моя мечта – Вайссхорн и Айгер. А за знакомство с северной стороной Эльбруса выражаю почтение компании Эльбрус Турс и Сергею Василискову.
Какими качествами на твой взгляд должен обладать профессиональный гид?
Настоящий гид должен быть хорошим психологом и иметь большой опыт, быть хорошим мотиватором, терпеливым, уверенным в себе, умеющим принимать решения – я думаю, это самые важные качества.
Альпинизм – вид спорта, сопряжённый с риском. Я уверена, родственники и друзья гордятся тобой, но и очень беспокоятся. Как твоя семья относится к увлечению горами?
Да, моя семья очень рада моей страсти, но иногда они действительно волнуются. С моей любимой девушкой Оливией время от времени мы рассуждаем о совместном времяпровождении. У неё собственный бизнес в Вроцлаве, поэтому нет достаточного времени, чтобы ходить в горы со мной, и это главная проблема, но в будущем, я надеюсь, она сможет присоединяться ко мне чаще, это было бы великолепно!
Я полагаю, ты и сам иногда испытываешь волнение. Как борешься со страхом? Какой лучший способ успокоиться?
Мой путь к успокоению очень прост... Я люблю проводить время с семьёй в родной деревне Валим в Нижней Силезии. Это удивительное место, где я получаю вдохновение для следующего опыта. Огромная благодарность моим сестрам, маме и папе, особенно, моим племянникам.
Жизнь в горах приносит много опыта. Каким был этот опыт для тебя в последние годы?
Величайший опыт – смирение. В горах я получаю много энергии для новых проектов, например, касающихся обучения. От Дениса Урубко я почерпнул много идей, как проводить свободное время, чтобы реализовывать новые тренинги и проекты. От людей гор исходит очень много положительной энергии.
Между тем, небо очистилось и мы подобрались до места. Не бывавшие здесь, возможно, представят себе мост в буквальном смысле, но чтобы развеять ложные образы я поясню – человеческие руки в его создании не участвовали, мост образовался во время извержения Эльбруса, лава обогнула бурную горную реку сверху. Это лучше видеть своими глазами.
Перейдя реку, мы забрались на каменное плато, откуда просматривался наш лагерь и Джилы-Су, и замерли. Как не верить в чудеса, когда сама природа тебе указывает на то.
В этот момент меня наполнило чувство несравнимого счастья от того, что я здесь и сейчас, всё так, как есть, а мне хорошо и спокойно. Из-за пасмурной погоды соревнования перенесли на пару дней, благодаря чему у меня появилась возможность повидать ещё немало чудес.
Итак, судьба свела двух спортсменов – Виталия и Кристиана – вместе. Показав отличные результаты в вертикальном километре Elbrus Eco Race Camp (напомню, Виталий занял 1-е, а Кристиан – 2-е место), фавориты вдвоем стартовали с Поляны Эммануэля (2500 м) до Восточной вершины Эльбруса (5621 м).
Пока мы ждали возвращения спортсменов, я успела задать вопрос Александру Алексеевичу Пятницину – главному судье соревнований. Разговаривали о том, в чём польза и трудность организации таких соревнований.
- Я считаю, – поделился Александр Алексеевич, – что в любой сфере деятельности существует экстремальная составляющая: в космонавтике, в геологии – в любой, как и в спорте: чем выше человек прыгает, тем больше возможностей у человека. Спорт находится на острие физиологических возможностей, в частности в альпинизме – если не будет таких как Виталий Шкель и Денис Урубко – молодежь не будет видеть, куда стремиться. Для того чтобы испытать спорт высших достижений, нужны инвесторы и спонсоры, они финансируют футбол, хоккей, а альпинизм поддерживают не активно, потому что не знают о нём.
Буквально двумя часами позже к нам присоединился Виталий Шкель, по которому совершенно не было заметно, что он только что совершил рекордный подъем на Восточную вершину Эльбруса. Ещё до начала стартов мы договорились, что побеседуем после соревнований, поэтому я терпеливо ждала этого момента.
Виталий, а что значит для вас победа?
Особо ничего не значит, просто прошёл какой-то этап подготовки, но он прошёл и старт прошёл – уже планируешь восстановительные тренировки и следующий этап, и что будет дальше. Сама победа для меня особой ценности не представляет, мне нравится процесс подготовки и прохождения дистанции, а в стартовом ажиотаже я не чувствую удовольствия – мне нравится сама гонка.
Что заставляет вас двигаться дальше к новым достижениям и соревнованиям?
Любая гонка, если ты получаешь от неё удовольствие, мотивирует на дальнейшие занятия и желание продолжать, стремиться к лучшим результатам. Приняв участие в этой гонке, я уже знаю, что смогу сделать в следующем году, так как, честно говоря, результатом я не очень доволен. Мне не интересен богемный образ жизни, интереснее, когда каждый день преодолеваешь свою лень и немощность, стараешься чего-нибудь добиться, стать чуть лучше. Мне нравится бегать в горах и сам образ жизни спортсмена, а как будет дальше и насколько этого хватит, я затрудняюсь сказать.
В каком случае вы лучше откажетесь от участия?
А что может случиться? Если я вышел на старт, я бегу! Если я уже подтвердил своё участие, единственное оправдание моего невыхода может быть какая-то серьезная травма или смерть – всего два варианта. (Смеётся.)
То есть если вы чувствуете, что эта гонка не принесёт вам лучших результатов и вы не выиграете в данный момент, вы всё равно стартуете?
Да, конечно, ведь, как я уже сказал, для меня важна не победа, а сама дистанция. Интереснее выйти на свой какой-то предел, почувствовать, что я пробежал на грани, насколько возможно выложиться – выложился. Только тогда я получу удовольствие.
Как приходила подготовка? Еда, сон, спорт, отдых – поделитесь секретами мастерства?
Я занимаюсь спортом профессионально, поэтому тренировка у меня – непрерывный процесс, но в течение года они могут меняться – в данный момент у меня в приоритете ски-альпинизм, сезон начинается зимой, сейчас у меня базовый период подготовки на низких и средних интенсивностях в больших объемах, чем здесь и занимаюсь. Пусть этот старт не был каким-то важным или основным, но я здесь оказался в нужный период – мне всегда был интересен север Эльбруса, я здесь проработал довольно долгий период, но было интересно пробежать по данной дистанции именно в рамках соревнований, могу сказать, что в какой-то степени осуществилась моя давняя мечта, хотя специально я этого не планировал.
Скайраннинг у нас популярен не так давно, ваше мнение, каковы перспективы и от чего они зависят?
Перспективы есть, горы у нас в стране есть и их довольно много, людей, которые хотят бегать в горах, тоже очень много, например, сейчас ребята со сборной показывают хорошие результаты на чемпионате Европы по скайраннингу, у нас был Дима Митяев 3-й, Катя Митяева выиграла первый этап, так что уже результаты пошли. Многое упирается в финансирование спортсменов, которое даёт возможность проводить постоянные тренировки в горах, благодаря чему спортсмены показывают хорошие результаты.
Тренируете молодых спортсменов, передаёте свой опыт?
Пока я сам выступаю и пока хочу показывать какой-то результат, сложно совмещать. Тут никаких секретов нет, просто очень большая работа, которая требует массы энергии. Когда у самого две тренировки в день, кем-то ещё заниматься параллельно очень сложно.
Василий Иванович Попов, альпинист, спасатель, на Поляне уже 15-й год, за это время не раз менялась власть и владельцы, но в горах свои устои. Сейчас на Поляне Эммануэля Василий Иванович обеспечивает сообщение между лагерем «Северный приют» (3800 м) и городом.
Что изменилось за то время, пока вы здесь, на севере Эльбруса? Что бы вы изменили в организации лагеря или хотите изменить?
Ничего практически не поменялось. На поляне нужен человек наподобие рейнджера, смотрящий за порядком, с большой дубиной и не берущий взяток и откатов. Но это фантазия.
Дорогу от к Джилы-Су построили 3 года назад, как это отразилось на туризме? В чём вы видите плюсы, а в чём минусы?
Поток людей увеличился в десяток раз, а инфраструктура осталась практически на месте, я не считаю ларьков.
Среди жителей лагеря я вижу много молодых ребят, которые приехали не просто изведать Приэльбрусье и за спортивными достижениями, но и стремятся стать гидами. Всегда ли был такой интерес, либо это волна последних лет, созданная более старшим поколением?
Интерес был всегда, просто был большой период, когда молодые люди не могли себе позволить купить даже ботинки, не говоря уже об остальной снаряге и обучении у ГРАМОТНЫХ инструкторов и гидов. К сожалению, проблема обучения сейчас стоит остро.
У врачей есть «Клятва Гиппократа». Существует ли свой кодекс у гидов?
Просто стараться быть человеком, хотя это очень бывает трудно.
Уже поднимали тему беспроводного интернета в лагере – многие относятся к этому весьма скептически, мол, нужно по старинке. Что вы думаете об этом?
Я считаю, что все каналы связи были бы совсем не лишними. Никто никому не запрещает ими НЕ пользоваться.
Ваша дочь Виталия заняла на вертикальном километре Race Eco Camp 2 место, гордитесь? Чувствуете в этом свою заслугу?
Конечно, горжусь. Но это больше заслуга её упертого характера, нежели моя. К сожалению, излишнее упорство часто приносит ей больше вреда, чем пользы. Но все мы не без этого.
Со мной она поделилась, что планирует поступать в МЧС, одобряете?
Нет, так как знаю эту работу изнутри. Но если поступит, буду помогать как смогу.
Как вы считаете, жизнь в горах делает людей более ответственными? Как вообще жизнь в горах меняет людей?
В горы ходят обычные люди, со всеми своими тараканами в голове, наверное, просто эти тараканы быстрее и легче видны для окружающих, а главное для СЕБЯ, что позволяет от них избавиться, либо ужиться с ними.
Влияют ли такие соревнования на формирование бережного отношения к природе? Что на ваш взгляд более действенно?
Не влияет. Только рейнджер с дубиной.
Аркадия Давыдова мне представили сразу, как только я приехала на Поляну Эммануэля. Мы поприветсвовали друг друга и были немногословны. Уже позже я узнала, что Аркадий шёл в Джилы-Су как в последний путь, после того как врачи поставили страшный диагноз – рак. Сейчас этот диагноз остался только в воспоминаниях, кто-то свяжет это с мистикой, а для других случай Аркадия – повод для надежды. В день перед моим отъездом нам удалось пообщаться, но эту беседу я, пожалуй, оставлю при себе, за исключением ответа на один вопрос.
Есть вещи, о которых лучше не знать?
Есть вещи, о которых лучше умолчать. Люди чувствующие, знающие, понимающие, приезжают сюда и удивляются местам, спрашивают, почему мы об этом мало пишем. А если разобраться, мы сейчас находимся в Эдеме, в райских садах: Поляна Эммануэля на древнесловянском звучит как Ирахитюз, рядом Ирахитсырт – на древнеславянском «Ирий» означает «рай», если привязывать к легенде, так оно и есть. На Земле очень много интересных мест, мы видим только в трёхмерном пространстве, а есть же и четыре, и пять, и шесть измерений – психика наша не выдержит того, что мы можем увидеть, вот и всё. Нам достаточно видеть того, что нам показывают, у некоторых и этого психика не выдерживает. Я по полгода провожу в горах, хожу на Эльбрус, практикую голодание. Зачем? А я не знаю, состояние само по себе такое бывает, могу запросто трое суток не есть и будто утром чай забыл попить.
В обычной жизни, в городской суете и заботах, в режиме, который часто не даёт обрести спокойствие и внутреннее равновесие, мне вряд ли бы удалось познакомиться с такими людьми. Я благодарна всем обстоятельствам, которые привели меня сюда.
На мой заключительный вопрос – есть ли у Василия Ивановича мечта – он обещал выслать список на 3-х листах чуть позже. И знаете, думаю, каждому нужно иметь такой список, чтобы исполнять, пополнять и не забывать мечтать.
Отдельная благодарность компании Эльбрус Турс за предоставленную возможность и ребятам, которые сопровождали меня в горном пути - Алексею Евстигнееву и Артуру Татусову!
Белинский