Маленькая героиня, о которой все забыли
Я хочу рассказать всему миру про нее. Хочу, чтобы все ее знали...
13-летняя Юля Король, круглая сирота, все богатство которой состоит в бабушке и брате. Она после крушения каноэ несмотря на отсутствие спасательного жилета смогла выплыть...
С трудом встала и пошла за помощью. Брата она поначалу держала за руку, но руки разжались.
Она думала, что он утонул. Возле берега увидела в воде подростка. Он оказался мёртв. Четыре часа шла до ближайшей деревни, один раз упала в реку и вновь плыла. Попросила помощи у местных жителей, которые стали звонить в МЧС и побежали к берегу спасать детей...
Она приняла участие в спасательной операции и лично доставала из воды детей, в том числе уже мертвых. Она спасла одного из 19-летних инструкторов.
После трагедии в кадетском корпусе с Юлей сидели 4 психолога. Она их не слушала. Она разговаривала с детьми, которых не смогла спасти. Лежа на кровати и уставившись в потолок повторяла: «Женя, это ты тут?».
Юля себя корила, что не спасла всех. Она была свидетелем смерти почти каждого. Она рассказала, что видела, как дети разбиваются о скалы. Юля парнишку взяла на воде живого, а на берег принесла уже мертвым. Когда она ребят вытаскивала из воды, они говорили ей «спасибо» и умирали. Она все это мне рассказывала. Мы ее все пытались успокоить, я тогда еще держал себя в руках и старался находиться с ней. И знаете, что ужасно? О ее подвиге мало кто знает! Ее затерли в телевизоре, меня нет. Почему?
Юля вытаскивала многих детей, и живых, и мертвых. Инструктор пытался спасти детей, но сам чуть не утонул, а она спасла и инструктора. Ей 13 лет. После того, как перевернулось ее каноэ, именно она вытаскивала всех детей. Я хочу рассказать всему миру про нее. Хочу, чтобы все ее знали.
Когда нас уже везли в автобусе к самолету МЧС, Юля вдруг улыбнулась. Меня это очень обрадовало. Она ведь впервые за двое суток изменила эмоцию.
Юлин брат остался жив...
Я нашла этот пост в Живом Журнале, а потом уже и подробное интервью по этой теме.
Не могла не написать.
А может Юлю не забыли.Может берегут от этих "фанфар". Семье моих друзей ох как нелегко пришлось, когда их дочь в восемь лет наградили медалью "За мужество в спасении" Российского союза спасателей.
***
Гляньте ссылку. Наградили.
Вот и у нас все началось после награждения.
Когда это случилось, я был в лесу. Вернулся 23 июня. и не нашёл на Риске никакой информации про эту трагедию. Прочесал Риск повторно. Не нашёл. Может я невнимательный. Кучу обсуждений людей далёких от путешествий на разных сайтах нашёл, а на Риске нет. ???
С медалькой, на мой взгляд, пожадничали. Это не на солнечном песчанном пляже спасать.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=2776591
Можно и еще одним детям помочь.
В Нижегородской области пропала тургруппа из 10 подростков с инструкторами
В Нижегородской области ищут группу из 14 туристов, которая отправилась сплавляться по реке и не выходит на связь. Известно, что группа состоит из десяти подростков, которых сопровождают четверо взрослых. Они вышли на маршрут в Тонашевском районе, и с 13 июля о них ничего не известно.
"Полицейскими при содействии внештатных сотрудников, местных жителей, администрации района и других служб быстрого реагирования организованы поисковые мероприятия, – сообщили в областном управлении МВД России. – Поиски проходят в тесном контакте с коллегами из Кировской области, по территории которой также проходит маршрут туристической группы".
В полиции не исключают, что участники эколого-краеведческой байдарочной экспедиции не выходит на связь из-за отсутствия сигнала связи.
Между тем, как сообщает ТАСС, участники тургруппы еще до выхода на маршрут предупредили, что несколько дней с ними нельзя будет связаться. Об этом агентству сообщил источник в правоохранительных органах.
В МЧС проверяют, был ли поход должным образом зарегистрирован. Эксперты, между тем, отмечают, что в Нижегородской области нет сложных маршрутов: все маршруты здесь – не сложнее первой, самой простой категории. Об этом изданию "Комсомольская правда – Нижний Новгород" рассказал инструктор по спортивному туризму Павел Шумов.
По его словам, это не отменяет определенного риска при сплаве по реке. "Но стоит еще учитывать, что на границе Нижегородской и Кировской областей, где пропали туристы, всегда очень плохая мобильная связь — точнее, ее практически нет. Поэтому вполне вероятно, что участники экспедиции просто не могут поймать сигнал", – считает специалист.
http://www.nn.ru/community/tourism/tourism/propala_gruppa.html
В прошлом году я месяц "сидел на связи" по клубу. Один папаша мне звонил два раза в день с третьего дня похода группы его сына, кричал, что "они уже все погибли", требовал срочно спасти и грозил всякими карами. Никаких объяснений, что там и не должно быть связи, не слушал. Под конец мне очень хотелось спросить его, кого же там спасать, если все уже давно погибли. Я сдерживался. Естественно, после того, как "погибшие" вышли в цивилизацию и позвонили - никто даже не извинялся за этот шухер.
А теперь, значит, будут сразу обращаться в МВД, и те будут посылать группу захвата.
К сожалению приходится объяснять детям неадекватов что их больше никуда брать не будут. А теперь придётся тем более вот и всё (ну или проверять у соответствующего индивиддума наличие спутника, предоплаченного лично папашей). Потому что раньше были "просто" потрёпанные нервы, сейчас - уголовка.
Никакие объяснения, что в походах обычно нет мобильной связи, не помогают. Никакие предварительные убеждения участников заранее объяснить это родителям - не помогают.
ИМХО теперь придётся заставлять всех родителей подписывать соответствующий документ, в котором будут фразы типа: "С фактом отсутствия связи с группой во время проведения маршрута ознакомлен и претензий не имею". Или всем "кипешистам" предлагать скидываться на аренду спутника - ставить это непременным условием участия их чад в мероприятии.
А что касается ситуации на Нижегородчине - то это чёткий маркер того что в "одменестрации" все сплошь слабоумные сидят, вот и всё.
А нижегородская администрация - как раз очень умная. Представляете, как они на этом пропиарились? "Спасли пропавших детей!" А еще они теперь могут "навести порядок в детском туризме" - запретить все нафиг. Вся страна будет кричать "ура" и в воздух чепчики бросать. Кроме людей, занимающихся детскими походами. Но мнение этих выродков разве кого-то интересует?
Я ходил с подростками под землю. Родители участников писали мне "расписки за страх". Или к примеру был участник в сопровождении совершеннолетнего старшего брата. "Не получил" = "не взял", всё просто. Как там дети договаривались с родителями, я не знаю, у меня они какие-то самостоятельные попадались.
И как заранее вычислить неадекватов, если половина участников идет в первый в жизни поход?
Подозрения обычно есть до проведения похода (если конечно с детьми заниматься, а не с улицы и тут же через неделю в поход). Но расписку пусть дают все, кто дал, и хорошо. А тем кто ерепенится, отказывается и иным образом возникает - ставить условие наличия спутника - ибо скорее всего неадекваты (как минимум потенциальные). Всё - сугубое ИМХО, однако основано на собственном опыте работы с подростками и детьми.
В этом случае прямо не знаю, что и делать, никогда не сталкивался. Вот только не могу уразуметь, сами-то люди неужто не могут объяснить своим родственникам ситуацию? Я бы таких наверное посылал подальше - ваш сын/дочь вполне взрослый, вот он и решил.
В общем примерил ситуацию на себя и встал в тупик...
А пошлешь подальше - они при полной поддержке СМИ пойдут в МВД группу захвата просить, как у вас в НН. Вот и приходится успокаивать пытаться.
А насчет самим объяснить - я лично предыдущие 11 лет ходил со спутниковым или хотя бы с мобильной связью хоть иногда. Сейчас по некоторым объективным причинам мы с дочкой идем без связи. Так вот ДАЖЕ мои родители крайне недовольны этой ситуацией. Хотя уж они-то знают все это на самом высоком уровне, да и я умею объяснять. Вот такая вот ситуация. Цивилизация vs туризм.
Видимо тот период времени был безопаснее в социальном плане.
Просто честно, моим взрослым участникам никто никогда не звонил. Спутник кстати тоже не панацея - например в спелеоэкспедиции с подземным лагерем связи нет и не может быть физически, хоть убейся.
***
Нет, надо организовать ЧОП и пилить бабло.
Двухнедельный маршрут, группа 10 человек. Дополнительные расходы: от 25 тыр. Если арендовать Иридиум, то и за полтиник зашкалит спокойно. Да, залог вернётся, но его же надо внести. Готовы ли родители дополнительно вносить 3-5 тыр. только за возможность связаться? Полагаю, далеко не каждые. А если кто-то откажется, финансовая нагрузка на остальных возрастает в разы. То есть 10-15 тыр... для Москвы может еще куда ни шло, а вот поголовно... Фантастика в общем.
http://rentsat.ru/ - для справки, первое что нашлось навскидку.
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер
Майя Кристалинская - Карелия
6 июля Президент РФ подписал 11 поручений по повышению безопасности детского отдыха (см. http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/52491), некоторые из которых совпадают с нашими предложениями.
Сейчас у нас в работе проект нового ГОСТА "Услуги детского туризма" и подготовленный Минкультуры законопроект по внесению в закон о туристской деятельности поправок, касающихся аттестации экскурсоводов, переводчиков и инструкторов-проводников. И то, и другое мы серьезно раскритиковали. Минкультуры уже внес все наши поправки в свой законопроект.
Ниже -- наши рекомендации.
СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА, КОТОРЫЕ СПОСОБСТВОВАЛИ ТРАГЕДИИ С ДЕТЬМИ В КАРЕЛИИ
1. Согласно ФЗ № 44, фактически единственным критерием для заключения договора с подрядной организацией для обеспечения отдыха детей сейчас является минимальная цена. Программа отдыха, квалификация персонала и др. параметры при этом не учитываются. После трагедии в Карелии вице-премьер О.Голодец на видеопланерке дала поручение Минэкономразвития в срочном порядке (с 2017 г.) вывести детский отдых из-под действия ФЗ № 44.
НАДО: Необходимо сделать это не только для детского отдыха, но и для детского туризма (который может являться также детским отдыхом). Для этого внести в постановления Правительства РФ № 99 и 1085 положения, по которым детский отдых и детский туризм (в частности, детские походы и экспедиции) выводятся из-под действия ФЗ № 44.
2. Недостаток квалифицированных кадров для детско-юношеского туризма из-за отсутствия централизованной (на федеральном уровне) системы их подготовки. Этому способствует то, что в общероссийском перечне профессий Минтруда нет профессии инструктор-проводник. Нет и утвержденных профессиональных стандартов к профессии «инструктор-проводник». (Это специалист, который ведет группу туристов по маршруту и обеспечивает его безопасное прохождение.) Из-за этого невозможно проводить обучение по этим профессиям в вузах и вручать выпускникам диплом государственного образца. В системе Федерации спортивного туризма России (общественная организация), на некоторых турфирмах (коммерческие организации) и станциях (центрах) юных туристов (муниципальные или региональные бюджетные организации) проводится подготовка инструкторов туризма или инструкторов детско-юношеского туризма, но делается это несистемно, часто с минимумом практических занятий, в результате часто выпускники не имеют необходимых навыков и знаний для работы с детьми.
В этом году по поручению Президента в Минкультуры разработан законопроект о внесении поправок в закон об основах туристской деятельности, касающихся аттестации переводчиков, экскурсоводов и инструкторов-проводников, но в этих поправках ничего не говорится об обучении людей по этим профессиям.
НАДО: Внести профессию «инструктор-проводник» в правовое поле – ввести ее в список профессий Минтруда, разработать и утвердить профстандарт. Необходимо начать массовое обучение специалистов по этой профессии (в вузах, системе переподготовки и дополнительного образования педагогов и др.).
3. В последние годы произошел, по сути, развал системы детско-юношеского туризма в структуре дополнительного образования Минобрнауки. Об этом красноречиво говорят такие цифры: еще лет 20 назад в стране работало около 600 станций и центров детского туризма, сейчас их осталось 185, и с каждым годом их количество уменьшается. Некоторые станции и центры (как, например, в Москве) были «оптимизированы» (соединены) с другими образовательными организациями, в результате чего обычно туризм из направлений деятельности этого объединенного учреждения вскоре пропадает (так, скажем, произошло в Московской области). Причем «оптимизация», как правило, происходит с нарушением закона о гарантиях прав ребенка – не делается необходимая по закону экспертиза последствий реорганизации образовательного учреждения (прокуратура на такое нарушение закона почему-то не реагирует). Сейчас в 40% регионов вообще нет специализированных региональных учреждений туристского профиля.
Надо заметить, что станции и центры детского туризма не только организуют и проводят походы и экскурсии с детьми, но также ведут большую методическую работу по туризму в своем регионе, проводят школы и семинары по обучению педагогов необходимым навыкам (см. п. 2) и др. При ликвидации таких станций и центров подготовка кадров в регионе для детского туризма исчезает, как и в целом системная работа по детскому туризму. Многие станции имели свои загородные базы, организовывали палаточные лагери – все это при реорганизации учреждения часто пропадает, и, чтобы дети летом не были предоставлены самим себе, родители вынуждены покупать им путевки в коммерческие лагеря (не всегда качественные).
НАДО: Принять серьезные меры для возрождения сети центров и станций детского туризма, чтобы такое учреждение было, как минимум, в каждом крупном городе. Для этого ввести развитие детского туризма в отчетность регионов (губернаторов).
4. Нет единых общероссийских требований к организации детского отдыха и туризма. Если в системе Минобрнауки эти сферы жестко (порой чересчур жестко) регламентированы, то в коммерческом секторе такой регламентации нет (действуют лишь «общие» законы о туристской деятельности, правах ребенка и СанПиНы Роспотребнадзора). Для примера: в инструкциях Минобрнауки четко сказано, сколько детей (не более 15) и взрослых (не менее 2) должно быть в походной группе детей, а в коммерческой сфере подобной инструкции нет, каждая фирма устанавливает нормы сама для себя (не считая СанПиНа к перевозке детей по ж.д., согласно которому один взрослый сопровождающий должен быть на 8—10 детей). Также в инструкции Минобрнауки прописано требование к регистрации походов в МЧС, в коммерческой сфере этого требования нет. И т.д.
НАДО: Разработать и принять на федеральном уровне ЕДИНЫЕ нормативные документы (инструкции) по организации, проведению и обеспечению безопасности детских туристских мероприятий (походов, экспедиций, слетов, соревнований и др.).
5. Самые заинтересованные в хорошем качестве детского отдыха люди – это родители. Но именно объединения родителей, как сообщила руководитель Национальной родительской ассоциации, не подпадают под действие принятого недавно закона об общественном контроле, из-за чего представителей родительских общественных объединений просто не пропускают к месту отдыха детей (в детские лагеря). Общественный контроль мог бы выявлять раньше различные нарушения и тем самым предотвращать тяжелые последствия.
НАДО: Изменить закон об общественном контроле так, чтобы дать право общественным объединениям родителей контролировать лагеря и другие места отдыха (пребывания) детей.
ПРОЧИЕ СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ТУРИЗМА
6. Отсутствует федеральный закон о детском отдыхе. В Минтруде сейчас создана рабочая группа для подготовки такого закона. Однако, по неофициальным сведениям, он будет касаться только детских лагерей, а сфера детского туризма под действие закона не попадет, то есть опять тут сохранится ситуация правовой неопределенности, способствующая разным нарушениям.
НАДО: В рабочую группу по подготовке закона ввести специалистов по детскому туризму (например, из Федерального центра по детско-юношескому туризму и краеведению) и распространить действие закона на детский туризм, который является частью детского отдыха.
7. После карельской трагедии Президент дал указание создать федеральный орган, контролирующий детский отдых. Вообще-то контролирующих органов у нас достаточно, и создание еще одного, думается, ситуацию кардинально не улучшит, лишь увеличит количество чиновников. А вот единого федерального органа, занимающегося развитием детского отдыха и туризма, в стране нет. А такой орган – при ситуации с детским отдыхом, близкой к катастрофической, когда менее 8% детей летом организованно отдыхают в природных условиях – крайне нужен. Такой орган, например, мог бы заняться возрождением заброшенных пионерских лагерей, которых только в Подмосковье несколько сотен. Есть же госкорпорация «Курорты Северного Кавказа», занимающаяся созданием (за бюджетные деньги) горнолыжных курортов, думается, что детский отдых не менее важен.
НАДО: Создать федеральный орган (возможно, в виде госкорпорации) по развитию детского отдыха и туризма.
8. Необходимо провести (лучше всего – в Рос. госуниверситете физической культуры, спорта и туризма) НИР по определению допустимых физических нагрузок на детей в походах – сколько груза в рюкзаке может пронести ребенок, сколько пройти (проплыть на лодке, проехать на велосипеде и др.) в зависимости от пола, возраста, вида туризма и подготовленности. Сейчас таких научно обоснованных нормативов нет, имеющиеся – чисто эмпирические. Это может привести к тяжелым последствиям из-за перегрузки детей на маршруте. Уже лет 7 мы просим провести такую НИР, но в туристских ведомствах нам отвечают, что денег нет. Возможно, найдутся в Минобрнауки или Минспорта?
НАДО: Дать плановое задание РГУФКиТ, входящий в систему Минспорта России, на проведение такой НИР и обеспечить ее финансирование.
9. В последнее время участились случаи, когда ретивые чиновники, судящие об опасности для детей по своему обывательскому опыту, отдают распоряжения об эвакуации (по сути, депортации) детей из какого-то лагеря без согласия руководителей лагеря и без серьезных фактических оснований – из страха, как бы чего не вышло. При этом, по сути, превышают свои служебные полномочия.
НАДО: Принять нормативный акт (или внести соответствующие поправки в действующие), по которому подобные действия (эвакуацию детей) можно проводить ТОЛЬКО ПО РЕШЕНИЮ СУДА, обязанного заслушать и другую сторону – руководителей лагеря, специалистов по детскому отдыху (туризму). В экстренных случаях, когда есть реальная угроза жизни детям, эвакуацию надо проводить по решению комиссии, в которую в обязательном порядке должен входить представитель МЧС. На следующий же день суд должен рассмотреть обоснованность и правомочность действий по эвакуации детей, и в случае необоснованной эвакуации дети должны быть доставлены назад за счет организаций, принимавших решение об эвакуации (а лучше – за счет чиновников, принимавших решение).
НАДО: Принять нормативный акт \\\\, по которому подобные действия (эвакуацию детей) можно проводить ТОЛЬКО ПО РЕШЕНИЮ СУДА, обязанного заслушать и другую сторону – руководителей лагеря, специалистов по детскому отдыху (туризму).
***
Но тут как раз коррупционный элемент может иметь место. Так как руководитель лагеря не сможет отказаться добровольно от основного источника дохода. А в случае как с Сямозером реакция на действия руководства лагеря нужна оперативная.
МЧС как "эксперты" это вариант, там хотя бы компетентные и незаинтересованные лица сидят.
По опыту своего города.
МЧС у нас нет.
Есть городской аварийно-спасательный отряд (АСО) - вменяемые люди, которые должны заниматься поиском и спасением в случае чего и потому представляющие что опасно, а что нет.
Есть Управление по ГО и ЧС - набор бывших пожарников-функционеров, которые не представляют опасностей похода. Считаю что в лесу детям не место в случае зноя, холода, ветра, дождя и без дождя...
Так вот ГОРОНО и администрация города проводят эвакуацию лагерей по мнению "экспертов" из УГОиЧС, при малейшем намеке на дождь продолжительностью более 2 ч.
Так что "эксперты" разные бывают...
В сентябре Король была награждена премией «Щит и роза», которой обычно удостаивают сотрудниц правоохранительных органов и спецслужб России.