КАК ЭТО БЫЛО СОРОК ЛЕТ НАЗАД....

Пишет Никита Степанов, 10.07.2016 20:44

КАК ЭТО БЫЛО СОРОК ЛЕТ НАЗАД.... (Горный туризм)Гостивший у меня на днях приятель вдруг спросил: «Ведь уже июль. А помнишь, как сорок лет назад на Памире..?» Воспоминания тут же нахлынули: 1976 год, Памир, ледник РГО, сборы московской школы ВТП. Он после этих сборов должен был впервые провести свою группу через ПФП. Мысли всё ярче и чётче – лица, фамилии, имена, и трагедия на перевале Сюрприз…

События кинолентой проносятся в голове. Подъезды к Абдукагору в кузове ГАЗона, обгоревшее тело под азиатским солнцем и подходы к базлагу на зелёнке у слияния РГО и Красноармейского. Выход на маршруты. Перевалы Шмидта и Наука и странное ощущение беды на ночёвке после неё: к стоянке нашей параллельной группы вели только следы с Науки, а уходящих следов не было.

Перевал Красноармейский и полёт на заднице с него. Зарубание, прыжок через бергшрунд и спуск в связках по леднику. Голоса с перевала Сюрприз и две красные ракеты вслед за ними. С новой силой накатившее чувство беды.

Командир останавливает группу, и меня с напарником посылает за помощью в базлаг. Бег в связке по закрытому леднику. Снег кончается, развязываемся. Напарнику хуже, чем мне.

Убегаю вперёд, и через сотню метров наступаю на невинный сугробчик. Лёд уходит из-под ног. Инстинктивно распираюсь коленями и локтями в трещине. Очухался. Ощущая под собой пустоту, смотрю вниз и не вижу дна. Сверху кричит напарник и, в ажиотаже, накинув мне верёвку петлёй на шею, пытается меня вытащить. Задыхаюсь и хриплю что-то матерное. Потом опять бег по леднику до базлага.

Полуторачасовые сборы и подъём вверх с передовой группой, которую ведёт мой приятель.К утру дошли до палаток нашей группы, где узнали страшную новость: погибли Борис Гельфгат и Володя Золотарёв.

9 июля группа спускалась с перевала Сюрприз. Когда солнце подтопило снег и пошли лавины, они решили не рисковать и сели под ледовым сбросом, в расчёте, что лавины будут перескакивать. Четверо сидело под одним куском полиэтилена, а остальные разбрелись фотографировать. В этот момент вместо лавины сошёл осов из тяжёлого мокрого снега. Сидевших с края Бориса и Володю он запрессовал в трещину, а их соседу лишь проехался по плечу. Бросились раскапывать и вдруг услышали стон немного в стороне. Стали копать там. Чуть больше часа ушло на извлечение, но было уже поздно. Долгие попытки оживить результата не дали.

На следующий день, 10 июля, увидев нашу группу, стали кричать и выпустили две красные ракеты. Ещё через день силами школы спустили тела с перевала и потом четыре дня транспортировали до а/л «Высотник». Несли по ночам, чтобы солнце не воздействовало. Хорошо помню, что когда были привалы, то мужики падали на лёд и засыпали мгновенно. Поднимали потом инструкторы ударами ледорубов плашмя по спине. Меня поднимал мой приятель. Это было очень хорошим уроком, что на спасах не существует слова «не могу».

Через 35 лет наши пути опять пересеклись. Теперь мы дружим и каждый раз, проезжая через Москву, он останавливается у меня.

ГЕЛЬФГАТ БОРИС ЕВСЕЕВИЧ (1929 – 09.07.1976) КАК ЭТО БЫЛО СОРОК ЛЕТ НАЗАД.... (Горный туризм)
КАК ЭТО БЫЛО СОРОК ЛЕТ НАЗАД.... (Горный туризм)]
В чайхане в г. Душанбе 30.06.1976 г. Справа мой приятеель.

КАК ЭТО БЫЛО СОРОК ЛЕТ НАЗАД.... (Горный туризм)
На леднике Красноармейский июль 1976 г.

Фото неизвестно какого года.

Работал в Московском ЦБК "Геофизика", астроном, крупный специалист по баллистике небесных тел с переменной массой, кандидат наук.
Горным туризмом начал заниматься в 1952 г. В 1961 г. на Центральном Тянь-Шане прошел Северный Иныльчек, перевал Сарпыджаз-Опасный (5200 м.). Первопрохождение перевалов М. Гантман, Бартанг, Зимовщиков, Сулоева, разведка путей пересечения Памирского плато. Первовосхождение на пик неизвестно Юбилейный в 1967 году. Несколько маршрутов провел по изучению туристских возможностей Кавказа (перевалы Селлы, Саповнело, Айлама). Мастер спорта с 1968 г.

Участвовал в проведении Всесоюзных семинаров и сборов. Подготовил 12 мастеров спорта по горному туризму в обществе "Спартак". Старший инструктор горного туризма.

Более 10 лет работал заместителем председателя ЦМКК и Московской МКК. Был главным консультантом по Памиру. Участвовал в создании "Перечня классифицированных перевалов и горных маршрутов", "Методики оценки сложности перевалов", автор многих методических разработок и статей в журнале "Турист".

Его именем его названы перевалы на Кавказе и Памире. В 1970-е и 80-е годы в Москве проводились Всесоюзные соревнования по горному туризму, посвященные памяти Б.Е. Гельфгата.

ЗОЛОТАРЁВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ (07.07.1949 – 09.07.1976)КАК ЭТО БЫЛО СОРОК ЛЕТ НАЗАД.... (Горный туризм)КАК ЭТО БЫЛО СОРОК ЛЕТ НАЗАД.... (Горный туризм)
В чайхане в г. Душанбе 30.06.1976 г.

У него не было особых регалий: незакрытый КМС по туризму и незакрытый 1 разряд по альпинизму. Он не стремился руководить, но на сложных участках шёл первым. Он был общим любимцем в турклубе МГУ. 28 мая 1976 года он защитил диссертацию кандидата технических наук, а 25 августа родилась его дочь, которую ему не суждено было уже увидеть.

Володя Золотарев - это наш любимец, по скалам он просто летал. Незадолго перед походом вернулся с чемпионата СССР по скалолазанью – это слова моего приятеля.

Фото из архивов Елены Золотарёвой, Николая Синявского и автора.

P.S. Всех тех, кто располагает какой-то информацией о Борисе и Володе, прошу откликнуться. Хотелось бы о них написать побольше, но, к сожалению, тогда не было интернета. Надежда только на воспоминания и фотографии их современников.

Спасибо, NikitaStepanov!
Говорят, время лечит и стирает память. Возможно и так. Но только не тогда, когда мы вспоминаем тех, кого Смерть увела с собой, прервав на полуслове...

Спасибо, Никита, что вспомнил. С Борисом Евсеевичем познакомился за год до этих событий. Никто тогда не знал Памира лучше, чем он. Светлая память...

Столько лет прошло с тех пор, а в памяти лица товарищей как будто вчера...

Никита, чем осов от лавины отличается?

Осов - частный вид лавины, соскальзывающей по всей поверхности слаборасчлененного склона, не имеющего хорошо выраженных борозд или врезов. Гляциологический словарь, Л., Гидрометеоиздат, 1984.

Осовом в туризме часто называют небольшую (иногда даже десяток кубов) лавину из тяжелого мокрого снега, сходящую медленно и недалеко (5-10-20м). То, что обычная лавина легко перелетит - осов не перелетает. Что и произошло. Предсказать сход такой лавины бывает весьма сложно, поскольку для ее образования не нужен лавиноопасный склон заметного размера.

Осов это когда пласт снега сползает со своего ложа, а лавина разгоняется и имеет некую линейную скорость. Костя представь себе, что с крыши на тебя съехал весной самосвал снега - это и есть осов. Их расчёт спастись от лавин был абсолютно правильный, и как мне после спуска рассказывал Володя Виноградов (по чьему плечу и прошуршал снег), лавины через них перехлёстывали. Но на осов никто не рассчитывал.

Спасибо!

Спасибо, Никита, надо помнить всех

Никита, поправь, не только на Памире и Кавказе есть перевалы Гельфгата. Еще на Тянь-Шане мы перевал Гельфгата сделали. Хребет Кок-Шаал-тау.

На Памире есть целых два перевала Гельфгата.

Вадим, про третий перевал я ничего не знаю. Первый перевал 44.Никита Степанов вешает перила на скальной полкена Кавказе я шёл лично в группе Жени Цветкова в77-ом году.

На Tlib.ru отчет 6507 посмотри. Он там есть.

Каким то непостижимым образом твои, Никита, воспоминания перекликаются с событиями, описываемые сегодня Айболитом! Случайность?...Не думаю!? (как говорит известный телеведущий...)

Володя, мы с ним вчера около часа проболтали по скайпу. Я ему сказал, что собираюсь опубликовать пост о 76-ом годе. Его пост прочесть не успел. Глаза просто закрываются. Извини, что нажал на минус - сам понимаешь, что хотел нажать на ответить. Готов пару минусов принять на грудь, а лучше приезжай в Москву, тогда на грудь и примем. Или я к тебе. Я очень скромный в быту: всю неделю монгол и только по четвергам еврей. Кашерное в этот день подавать не надо - я обычно по четвергам худею, но от национальной фаршированной щуки не откажусь.

Кстати 22-го меня окончательно уходят на пенсию. И ещё одно: ты только не обижайся, как говорил Рудик Мкртчан. Я сначала написал, а потом глянул на твою страницу и понял что моё приглашение выглядит смехотворно. Но тем не менее "Яма" в Столешниковом до сих пор существует и готов туда сводить.

Никита, извини, ничего не понял! Про какие минусы ты пишешь, я не видел ничего (я тут параллельно футбол смотрел, болел за Португалию!).

Володя, я случайно нажал тебе на минус, вместо того, чтобы нажать на ответить.

Аа, да ну, ерунда это...Я слишком стар, чтобы придавать значения цифрам! Мне на сайте просто интересно и любопытно, и не только...А эта каббала...ну её...

Да... Когда-то давно, еще только начиная ходить по Памиру, в захлеб зачитывался отчетами Гельфгата - это были практически художественные книги о горах... И тогда и выяснил, что он погиб в 76-м, на Сюрпризе... Я ходил Сюрприз в 90-м, и в целом хорошо представляю, где все это происходило... Уже позже узнал, что погиб он не один...

У Володи растет внук, Владимир, ему уже 16...

Печально, вот так иногда и погибают мастера...
Спасибо, Никита! Теперь буду знать, в честь кого назван перевал Гельфгата на Кавказе.
Очередной раз убеждаюсь в твоей "монстровасти" в молодости и понимаю, почему ты такой. Так обыденно пишешь всегда о своих приключениях, типа "пробежал по леднику, провалился в трещину, где дна не видно, за голову верёвкой поймали, вылез, дальше побежал...". Не найти сейчас таких участников в горы... Да, человеку, прошедшему первопроход перевала Шхара (3Б*) в жизни уже ничего не страшно. Здоровья тебе ещё лет на сто! Твои посты всегда полезные и какие-то тёплые, душевные, даже когда речь идёт о печальных событиях.

Ты знаешь Лёша, страха не было. Только одна мысль в башке крутилась - как бы не усвистеть дальше. И ещё очень хотел запустить в Витьку ледорубом, когда он мне верёвку на шею набросил и начал изо всех сил тащить, только руки ото льда оторвать боялся.

Вообще, когда висишь в трещине - главная мысль как раз и бывает "как бы не усвистеть дальше". Все остальное осознается потом. И технология "неусвистания" начинает разрабатываться мозгом за секунды, если не за их доли.

А вообще полёты в трещины дело обыденное. Первые пару раз страшно, а потом привыкаешь. 087.Степанов вылезает из бергшрунда при спуске с пика Ленина. 22.08 Это берг на спуске с пика Ленина в 80-ом. Зато в 2013 г., оставшись на сковороде под Ленина во второй половине дня один, спокойно разбегался и прыгал, свято веря в свою непотопляемость. Оно ведь и по пословице тонуть не должно.

Зато как быстро должен вылезать, с веревкой-то на шее... Ногти превращаются в фи-фы... И как пробка из бутылки... Да... Это, конечно, почти смешно, когда хорошо заканчивается...

У меня всегда, когда залезал куда-нибудь или попадал, скажем так в нехорошее место, была мысль, вот блин занесло, сорвусь, улечу, столько проблем друзьям...надо вылезать, спускаться и т.п. по обстоятельствам.....помогало....

Никита, из тех, кто мог хорошо знать и даже ходить с Гельфгатом, на ум приходит только Кодыш. Ты с ним на эту тему общался? Других спартаковцев тех времен, общавшихся с Борисом Евсеевичем и здравствующих по сей день, припомнить не могу...

Так entv и есть Кодыш. Он здесь уже отметился, но ничего не рассказал.

Дорогой мой, я говорю о Эмиле Наумовиче, здоровья ему в его 83!

Никита, спасибо! И можно добавить - на Ак-Шийраке есть перевал Владимира Золотарева, 2Б по-моему.

А чего бы Никитино творчество не сунуть вот сюда? Вполне себе устоявшийся рисковский автор. Я еще думал туда пристроить дочкину историю о Казбеке, но второй половинки истории из нее вытянуть не удалось, так как она перешла с русского на Python и для человеков больше не пишет.