Владимир Кавуненко. Юбилей!
Поздравляем Владимира Дмитриевича Кавуненко с 80-летием!
Фото Л.Даренская
Вне круга плохих людей. Альпинист от Бога – Владимир Кавуненко
Брала автограф – Лиана Даренская
Благодарю за содействие Игоря Кавуненко
Справка: Владимир Кавуненко, 25.06.1935, Одесса.
Мастер спорта международного класса, инструктор альпинизма I категории (80 смен), заслуженный спасатель России, заслуженный тренер РСФСР.
Профессионально работает в горах с 1959 г.
27 лет являлся старшим тренером по альпинизму в «Спартаке», команда 38 раз становилась чемпионом и призером чемпионатов СССР, Москвы и первенств ЦС ДСО «Спартак».
Руководил 18 экспедициями (Алтай, Африка, Памир, Тянь-Шань). Подготовил 48 мастеров спорта по альпинизму.
Председатель Исполкома ассоциации спасформирований Российской Федерации.
Награжден орденами Знак Почета и Дружбы Народов за многократное участие в поисково-спасательных работах.
Составлена Риммой Владимировной Кавуненко
Вагон метро, уютно, тепло, ехать далеко. Роюсь в сумке, натыкаюсь на взятую в дорогу книжку. «Как будут без нас одиноки вершины». Второе издание приятным грузом лежит в руках. Вот она – вся судьба, как на ладони. Благодаря удачному сотрудничеству автора-рассказчика и собеседника-писателя (Александр Кузнецов) родилась отличная книга. О чем, о чем дальше говорить? Ах, да, взять автограф.
та самая Книга
Игорь Кавуненко как-то сказал мне, что отец делит людей на тех, кому руки не подаст ни при какой ситуации, и тех, с кем пообщался бы в неформальной обстановке. Я попала в положительный баланс – это вселяло надежду, что просьба об интервью не вызовет раздражения. Да и повод нашелся нешуточный – 70-летний юбилей. Хоть дата совершенно не вяжется с обликом юбиляра.
Фигура Владимира Кавуненко давно стала знаковой. В отличие от многих, Кавуненко ведет активную общественную жизнь, постоянно появляясь на различных мероприятиях: фестивалях, экспедиционных вечерах, ветеранских праздниках. Помимо официальных речей со сцены, общается и неформально, чуть шире и интереснее, для «своих».
Почти традиционно до или после экспедиций в гости к мэтру приходят альпинисты. После Северной стены Эвереста, например, заглянул молодой амбициозный сочинец – Андрей Букинич. Восхождение у него не задалось. То ли по молодости, то ли не потянул высоту, о причинах провала он и пришел поговорить. Владимир Дмитриевич так объяснял эту ситуацию:
«Понимаешь, Андрей, мало быть физически выносливым, подтягиваться 100 раз по утрам, бегать и отжиматься. Надо быть морально готовым к тем взаимоотношениям, которые вырабатываются годами членами высотных экспедиций. Новички приспосабливаются крайне медленно, опять же, в первую очередь, по моральным причинам. Все еще будет».
На недавнем фестивале, организованном в честь российских обладателей «Золотого ледоруба», Кавуненко вышел поздравить ребят, выразить восхищение восхождениями и, в частности, сделать комплимент команде Александра Одинцова. Пожалуй, самое важное было произнесено почти приватно для Саши, едва слышно в микрофон, уже под шум бурной реакции публики. Критика, совет старшего, мнение профессионала со стороны – назовите это как угодно, все будет верно. «Саша, вам надо впускать молодежь в ваши ряды…».
Но не будем торопиться.
Дул промозглый, но еще не зимний ветер. Лужи на дороге затягивало ледяной корочкой. Черемушки. Хозяин рассказывал, что за дома здесь стояли раньше и с какой радостью и печалью одновременно жители наблюдали, как на месте пятиэтажек появляются панельные высотки «с претензией», со смешными объявлениями на дверях подъездов: «Утепляем евроокна».
В один из таких домов переехала и семья Кавуненко. Вторая жена, любимая и часто упоминаемая в разговоре, – «Ленка», дочка Даша («не представляю, как бы я без нее жил»), сам Владимир Дмитриевич и кот Кузьма. Даше 12 лет и она предмет особой гордости и обожания отца. Моей всего 7, но общие «девчачьи» темы находим легко. До сих пор не понимаю, как это в Дашкиной школе учат китайский язык. Интересно, а второй будет арабский?
Фото из архива семьи Кавуненко: Татьяна Мишакина - жена Игоря Кавуненко, с Дашей и Леной Кавуненко.
Но настоящий Хозяин дома – с чувством собственной значимости, повышенной пушистостью, фантастически белый – боевой кот-охранник по кличке Кузьма. «Киса-киса», – протягиваю руку в сторону этого чуда. «Шшшш, шшас как укушу!» – вот так котище. Нападает на любого нарушителя суверенных границ. (В скобочках отмечу, что чуть позже атаке агрессора подвергся Валера Шумилов – начальник спасслужбы Алтайского КСП. Бывалый спасатель в испуге ретировался, после чего котяру изолировали надолго. Бедное, бедное животное).
Пока греется чай, обсуждаем вчерашний вечер в Доме кино. Это как карамелька из детства, с которой тяжело расстаться, приберегается на завтра, чтобы еще раз насладиться вкусом и не забыть рассказать всем, как это было хорошо.
В.К.: Больше надо двигать молодых. У команды Одинцова, как и у Валеры Бабанова, примерно лет десять активного лазания на высшем уровне осталось. Знаю по собственному опыту.
Я пришел в «Спартак» к Виталию Михайловичу Абалакову в тот момент, когда у него в команде было девять ЗМС и ни одного перворазрядника. Команда работала на себя.
Я создавал команду четыре года. Ежегодно отправлял запрос по альплагерям, выискивая перспективных ребят, иногда не имеющих формального права участвовать в первенстве, брал их в команду, они варились в нашей атмосфере, набирались опыта. Так ко мне пришли Башкиров, Коровкин. Более 40 спортсменов стали мастерами спорта.
Л.Д.: Сейчас много перспективной молодежи, как вам кажется?
В.К.: Крайне мало. Но и время другое. В корне поменялась психология спортсменов, появилась возможность делать деньги на альпинизме. А где начинаются деньги, там кончается духовность. Первые клубы, организованные как общественные организации, провалились, занявшись коммерцией. С другой стороны, многие вынуждены искать заработков – ради выживания собственной семьи.
То, что мы имели в советской державе, переоценить невозможно. За счет государства ежегодно в горы, практически даром, ездили 25 000 человек. Сегодня государственная поддержка отсутствует. Система ступенчатой подготовки завалилась.
В свое время иностранцы осуждали нас за «обязательность» нашей схемы. Где демократия? Как это – запрещать людям ходить? Но именно поэтапная подготовка «делает» спортсменов мастерами. К тому же – сводит несчастные случаи к минимуму. Я много лет отработал в комиссии по несчастным случаям. Собиралась статистика, все документировалось, велся анализ происходящего. Это – бесценные архивы для думающего альпиниста.
Кстати, в горы поехать мог не каждый, за путевки шла настоящая борьба, иногда с конкурсом 2–3 человека на место, с отборками – кроссы, соревнования, лыжи.
На данный момент большинство баз работает с разного сорта приезжающими, в основном не альпинистами.
Фото Л.Даренской
Л.Д.: Зависит ли порядок на базе непосредственно от начальника?
В.К.: Рыба гниет с головы. Если есть приличный крутой начальник, все будет нормально.
У Владимира Дмитриевича в книге есть эпизод, связанный с популярным когда-то альплагерем «Алай». Особенно запомнился чисто американский подход к выносу мусора с горы: отслеживался баланс выносимого и приносимого обратно количества банок. А еще был объявлен всеобщий запрет курения на территории лагеря и на восхождениях. Однажды Владимир Дмитриевич застал Ваню Хлюстикова со странным лицом – тот разговаривает, а из носа дым валит. Строгий Кавуненко вычеркнул его из списка команды. История облетела весь Союз. В конце концов Ваню, конечно, амнистировали, но жесткое правило осталось. Кавуненко считает, что в горах через 40 дней любой человек бросает курить. Попробуете, заядлые курильщики?
В.Д.: То же и с алкоголем: знаю, что некоторые берут спирт с собой не ради медицинских целей. Я категорически против! При переохлаждении, например, спирт употреблять нельзя: сначала тепло, хорошо, а через 10 минут – обратная реакция, и ты труп. Это не допинг – убийство!
Нет подобного свойства только у коньяка. (Коньяк – довольно популярный среди альпинистов продукт, теперь ясно почему. – Прим. РИСКа).
Хочешь, открою секрет, я с 7 лет курил по-черному, начал в 42-м, в войну. Иногда по 1–2 пачки в день выкуривал. Но потом в горах никогда не пил и не курил. Садился в самолет, завязывал… Когда экспедиция заканчивалась, неизменно закатывали пир: плов, бешбармак, вино, сигареты.
Бросил курить, когда альпинизм стал делом жизни.
Сына Игоря пытаюсь отучить. Обещал ему ящик коньяка, он морально готов, но пока не сработало…
Фото из архива семьи Кавуненко
Л.Д.: Вам посчастливилось работать у легендарного Фердинанда Кропфа.
В.Д.: Кропф – уникальный человек, родоначальник всей спасслужбы в горах Союза. От него многое зависело. КСП работало круглосуточно. Маркировка троп и маршрутов – его идея. Стояли указатели: направление, маршрут, расстояние до хижины, продолжительность… Дал мне Фердинанд Алоизович задание – замаркировать тропу на Алибекскую хижину. Я вместо дистанции в 50 м поставил маркеры через 80, вдоль дороги все же. Трудился, как Том Сойер с ведром все выходные. На следующий день Кропф вызвал меня. По тому, что у него дергался глаз, а это признак дурного настроения, понял я – дело плохо. «Вы, Владимир Дмитриевич – «льодырь». Дальше – приказ об увольнении. Мы потом несколько лет не здоровались. Я кивал, а он не отвечал. Года через 3–4 он кивнул мне на заседании правления Федерации альпинизма. Я был счастлив. Через 5 минут подошел с предложением поехать в Италию, на что я с радостью согласился.
С тех пор мы с ним дружили по-настоящему. В последние годы он никого к себе не подпускал, кроме меня. Юра Емельяненко, известный в том числе своей коллекцией значков, как-то напросился со мной к нему в гости. У Кропфа была самая лучшая в мире коллекция альпинистских знаков. Юра хотел ее сфотографировать для истории. Но Фердинанд Аллоизович жестко отказал. В итоге я сам снимал значки на планшетах.
Кропф долго не рассказывал о войне. Когда срок давности прошел, запрет на информацию сняли, его как прорвало. Я хотел записать его интереснейшие рассказы на магнитофон, но как только принес технику, Кропф перестал рассказывать.
(Ф.А. Кропф - переводчик в разведовательно-деверсионном отряде специального назначения НКВД, под руководством героя СССР, легендарного полковника Медведева) В этом же номере журнала прекрасная заметка Александра Мартынова "Спасслужба Фердинанда КРОПФА"
Л.Д.: Вы видели как менялись спасательные службы в горах. На ваш взгляд нужны ли отдельные структуры для альпинистов?
В.К.: Во времена Советского Союза было так – на КСП начальник, при нем 2–3 штатных работника, государственная зарплата, трудовая книжка. В лагерях из разрядников в начале каждой смены формировали спасотряд. В случае ЧП он принимал участие в спасработах.
После землетрясения в Армении, где мы работали, встал вопрос о создании государственно-общественной службы спасения. Схема планировалась простая, за образец я предлагал взять организацию подобных структур в горах Германии. Т.е. минимум государственных работников, скажем, 2–3 человека. Остальные являются общественниками с сертификатом спасателя и поднимаются по тревоге. Они обязаны окончить соответствующие курсы, поддерживать форму, а в качестве привилегий имеют более ранний выход на пенсию, государственное обеспечение необходимым обмундированием и еще ряд льгот, в том числе - налоговые.
Когда Сергей Шойгу формировал МЧС, я с ним много общался. Консультировал по вопросу создания отдельных альпинистских спасслужб. Предлагал людей приодеть, дать льготы, проводить хотя бы один сбор в году, делать учебно-спортивные восхождения, тогда можно с этих ребят спрашивать.
В итоге мы имеем структуру, включающую в себя парк машин спецтехники, аэромобильный отряд.
Единственная проблема – огромный штат числящихся в МЧС, 60 000 человек и беспрецедентно потребляемый бюджет! Ни одна страна на Западе не может позволить себе содержать такой штат. Но это – особенности национальной безопасности в России…
На вечере альпинизма с А.Однцовым. Фото Д.Костюкаова.
СПРАВКА:
• Ассоциация спасательных формирований России – сентябрь 1991 г.
• Комитет по чрезвычайным ситуациям – 1991 г. см. здесь http://www.mchs.gov.ru/5911/
• Министерство по чрезвычайным ситуациям – 1994 г.
Л.Д.: Безопасность и демократия в горах.
В.К.: До демократии мы не доросли. Не выживем, необходим контроль, особенно в альпинизме. Это не тоска по старому. Но то, что сейчас происходит в стране и альпинизме – завал.
Угадывая мой немой вопрос, вызванный воспоминанием о вчерашнем вечере «Золото Российского альпинизма», Владимир Дмитриевич оговаривается: «Достижения – это хорошо, но все они имеют основой старые дрожжи. То, что делают ребята, престижно для страны, приятно для нас, почетно для них. Но они при этом – потребители. Работают на себя. Я их не осуждаю. В свое время «китов» из «Спартака» я заставлял отдавать людям то, что они сами получили, – работать инструкторами.»
И снова о вечере «Золото российского альпинизма»:
Я вчера ребятам намекнул, что надо писать КНИГИ. Журнальные статьи, зарисовки – все это пропадет, а книга останется.
Фото Д.Костюкова
После разговора о Валере Бабанове возник логичный вопрос, не ходил ли Владимир Дмитриевич сольные восхождения.
Фото Д.Костюкова
В.К.: Я очень любил сольные восхождения. Во-первых, весь организм работает четче, жестче, все на пределе. Нельзя допустить ни одного неверного движения, и это затягивает. Ходил по-черному, потому что существовал строжайший запрет.
Соло – это хорошо. Но опасно.
Алтай – любовь с первого взгляда
Годы соревновательной жизни не давали возможности ездить, куда хочется. Лет 7–8 назад я попал на Алтай, влюбился в него с первого взгляда: никакой тебе цивилизации, простор, природная красота, необыкновенные люди, сильные духом и внутренним содержанием.
Валера Шумилов находит новые, нехоженые вершины, мы собираем команду и делаем первовосхождения: пик 850-летия Москвы, пик Гумилева, пик 2000-летия христианства. Это затягивает.
Алтай, продолжение следует. Август 2005 года
В этом году задумали экспедицию на еще одну непокоренную алтайскую вершину в районе Белухи, написали письма новым русским и старым евреям, просили помочь с организацией. Восхождение посвятили 60-летию Победы! Откликов не получили. Помог случай. Группа молодых ребят, совершенно не знакомых с альпинизмом и скалолазанием, надумала поехать в дикие алтайские края за свои деньги. Нас наняли гидами – мы научили их передвигаться по сложному рельефу, дали основы скалолазания. В итоге – взошли на безымянную вершину высотой около 3700 м по двум маршрутам – 1Б и2Б. По окончании восхождения мы сплавились по Катуни на рафтах. Восторг от поездки был неописуемый.
Дома. Фото Л.Даренской.
ЛИЧНОЕ. Блиц.
- Активная общественная деятельность?
- Любое общение в радость. У нас такой круг, где практически нет плохих людей.
- Качество, которое больше всего цените в людях?
- Надежность, справедливость, честность. В нашем окружении таких людей много.
- Что вы не можете простить людям.
- Предательство.
- Что хотелось сделать в жизни, но по каким то причинам не получилось?
- Не закончил институт. Альпинизм не дал.
- Книги, которые перечитываете?
- Хэмингуэй. В частности, «Три товарища»
- Ваш Кумир?
- Герман Буль.
- Мечта?
- Восхождение на восьмитысячник.
Эпилог
Ни о чем не жалею.
Я получил так много и в таком изобилии от жизни, что не имею права жаловаться.
Трое детей, внуки. Дедом себя не чувствую. А моя Дашка!
Конечно, планирую новые восхождения!
Опубликовано в журнале "РИСК онсайт" 17. ПДФ номера - вот ЗДЕСЬ.
186
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
С Великим уваженим.Семья Комоловых.
Фото 1971.
(Почему обращаюсь по имени ? Потому что тогда (1965) так было просто возможно, ему - тренеру 30, а мне 20).
Могучего здоровья юбиляру и его семье.
Новых достижений и красивых гор.
Один из спартаковцев
На предыдущем юбилее:
Сердечно поздравляю вас с юбилеем, желаю творческих успехов в Вашей воспитательной деятельности, крепкого спортивного здоровья на многие годы.
Ценю наше общение в работе в УМЦ Эльбрус, Вашу помощь при экспедициях львовской "Скели"
а альплагере "Алай" в 1989 -1992 годах.
С уважением Сидоров Михаил, инстр. 1 кат.
С огромным уважением.
С Юбилеем!
Здоровья Вам и благополучия в семье!
Как быстро бежит время!
От проведения фестиваля "Золото Российского альпинизма" прошло уже 10 лет...
Сергей Шидловский (Челябинск)
М.Ситник
Поздравляем Вас с Днем рождения! Желаем здоровья, семейного счастья, благополучия, долгих лет жизни Вам, Вашим родным и близким!
Время стремительно летит. Вот уже и 85. Ждем новых книг.
Ваши старые друзья.
С уважением,
О. Пономаренко
Владимир Дмитриевич, я прочитала "Как будут без нас одиноки вершины" как один из самых ярких и захватывающих романов всех времён и народов. Книга великолепна! Огромное спасибо автору идеи Александру Кузнецову и Вам за Вашу жизнь! За то, что есть такие люди, как Вы. Очень мотивирует и вдохновляет! Здоровья Вам! Многие лета! В кругу близких и друзей, в сердце Домбая. Домбай - моё любимое место на Земле. Очень откликалось, когда читала. )
С безмерным уважением к Вам!
Евгения.