Как дюльферять без пруссика и не потерять в безопасности
Тема про пруссик, подобно мифической птице Феникс, самовозраждается на просторах интернета и околоальпинистских разговорах с завидной частотой. Глаза цепляются за тезисы примерно с тем же чувством, что уши за сладенькие слова рекламного агента, пытающегося впарить вам кредитку.
Всегда хотелось спросить, ну вот если вдруг случится то, от чего пруссик нас призван сберечь, и бессознательное тело вашего совосходителя повиснет метрах в 20 над вами (ну или под вами, что занятнее), что вы делать будете?
Задачка не то, чтобы сильно сложная, но и не банальная.
Есть еще один момент со схватывающим узлом. Им мало кто пользуется. Обычный человек склонен пренебрегать средствами пассивной безопасности, если они требуют хоть какого-то участия. Если вы мне не верите, вспомните про ремни безопасности в автомобиле, про штрафы и пищалки, а ведь привязать к веревке пруссик и пристегнуться – мягко говоря, разные вещи в плане затрат времени.
А проблема потери контроля над веревкой существует, и от нее стоит предохраняться.
Тормозное устройство работает, если на веревку под ним действует сила, направленная вниз. Источник этой силы роли не играет – это может быть ваша рука, пруссик, гиря, привязанная к веревке, и руки вашего товарища справятся с этой задачей на ура. То есть если вы дюльферяете, а под вами стоит человек, который вас страхует (готов потянуть за веревку в случае потери контроля) – пруссик не нужен! И небанальная задачка, кстати, решается совершенно банально.
Человек под вами будет всегда, если только вы не едите первым. А первого стоит страховать отдельной веревкой. Вторая веревка все равно нужна для продергивания; тупо ее просто так тащить вниз, если можно кого-то постраховать, ну а первый в любом случае заслуживает лучшей страховки (о преимуществах схватывающего узла над верхней страховкой готов спорить только с пациентами психлечебницы).
Последовательность действий в одном дюльферном цикле выглядит так (4 человека, 4 веревки):
1. Первый дюльферяет с верхней страховкой,
2. Второй дюльферяет со страховкой первым, приносит веревки
3. Третий дюльферяет со страховкой вторым, первый разматывает веревки
4. Четвертый дюльферяет со страховкой третьим, первый дюльферяет с верхней страховкой, его страхует второй.
Использование схватывающего узла для меня – редкость, но время от времени возникает ситуация, когда я им пользуюсь. Бывает, лезешь в капсульном стиле, вылезаешь куда-то, строишь станцию и понимаешь, что работу на сегодня пора заканчивать. Второго тащить к себе смысла нет, кричишь ему валить вниз, а сам навязываешь пруссик под шайбу и едешь выковыривать закладки из щелей.
Страховать друг-друга снизу на дюльферах меня научил Рональд Вайтхед в ЦШИ в 2009 году, и я с тех пор старательно раздуваю в себе огонек надежды, что научил он не только меня и что вот-вот вместо самовозраждающегося пруссика с голубого экрана на меня глянет счастливый человек, сжимающий в ладошке веревку, по которой едет его друг.
Хотя я этот метод страховки с давних времен называл "пожарный".
Показываю его всем, начиная с новичков.
Такая страховка, конечно, удобна на гладкой стене, а вот в случае углов и перегибов становится крайне проблематичной.
Второй (более опасный) минус - в случае разрушения верхней точки (маловероятно, конечно, но все же) или перебития-перетирания веревки такой метод, в отличие от схватывающего узла, полностью бесполезен.
А так - да, когда учим новичков, так их и подстраховываем.
Про второй минус - это всерьез? Рассматриваете шансы на выживание при разрушении верхней точки? Или вы рассматриваете вероятность вашего изломанного трупа оказаться привязанным веревкой к нижней станции, а не под маршрутом?
Второй минус - а что, дюльфер используется только на отвесе? снег-лед-сыпуха-кулуары - не в счет? И почему возможен полет только с самой верхней точки до низу? После Фан у меня к этому пункту другое отношение.
Про второй минус - мне кажется, или это задача о падении с фактором 2, где вы прикреплены к веревке шнурком 6мм, связанным грейпвайн?
Дюльфер и сыпуха, например.
На снегу такие станции, что падение с фактором 2 на нее будет фатальным.
Попробуйте при случае.
Дюльфер и сыпуха, например."
Извините, но это от недостатка опыта... :-)
Крюк был не один - это был промежуток, и дальше станция.
Метров 30 снежно-ледовый склон, а потом уход траверсом по полочке на борт кулуара с выходом на гребень. Была оставлена слабина, при переходе на скалы забит крюк, затем фактически горизонтальные перила и станция.
Можно конечно было сделать станцию в начале полки, но место там было фиговое.
В свете нынешнего обучения в ЦШИ и на Жетоне используется буржуйский репшнур диаметром только 7мм.
Только вот на каких веревках он работает?
Сейчас все норовят с 8кой в горы полезть.
Аминь.
У меня на восьмерке только это держалось надежно, так, что бы можно было доверять. (Чурку не бросал. Сугубо субъективно.)
http://www.gustharts.com/images/primary_extra_large_img/cl-a83-b54.jpg
каждому овощу своё время, короче.
Пока в голову приходит только вариант "по мату напарника при попытке натяжения веревки".
Один раз надо попробовать и все станет ясно.
Имхо такие в горах долго не живут. На то и мозг, чтобы подходить к ситуации не шаблонно. о если дюльфер просматривается полностью (что отнюдь не редкость), вполне себе вариант.
1 "прусик" раньше был, не то что "щас"!)) когда были самодельные жумары, вязали перед ним и не зря! Сейчас перед жумаром, -не кошерно! (я немножко застал, когда с помощью схватывающего подымались по перилам. удовольствие доложу я вам....!)))
2. на спуске. ДЛЯ ПОСЛЕДНЕГО в первую очередь. даже не ..по каске, по руке от своей же веревки.. невольно можно "выпустить" спусковуху! и.. "летите голуби, летите!"!)))
3. на спуске для остальных участников. Первый, естественно, с верхней! Прусик-явно лишний. Идем дальше.
4. У кого на спуске получалось всё по плану? Поднес веревку, пошла вниз, все кипит, ни кто не стоит? Лично у меня"все кипело и ни кто не стоял", пока не спустились с первопрохода на Доброй Воли! (потому что другого выхода не было)
5 Обычное дело, так называемое "коромысло" : участник (не первый и не последний) спускается с верхней страховкой веревкой, которая идет или с верху или снизу, если снизу из былых определений:" разрыв связки", и, увы бывало эта веревка уходила ....
6. спускается с верхней, веревка привязана к верхнему участнику который тоже спускается. Часто у вас было? Часто стояли?
7. Олег Иванович Шумилов, не случайно НачУч лично меня научил. Первый спустился на двух веревках. одна из из них -перильная, за неё именно за неё, потом "тянем", вторая-верхняя страховка! на неё "прусик", жумар или еще что. И всё спускаются по 2 веревкам, без всяких "коромысл" и одновременного спуска с подачей веревки. Веревки сверху спускаются вниз и передаются в бухте. Все работают, не отвлекаются на выдачу верхней для спускающегося. Веревка на елозит по стене и сбрасывает камни.
Ну как то так.. навеял "прусик"!)))
А как будете разруливать, если с вашей позиции рартнер не виден?
Правда страшно очень.
Способ отличный. Но когда я спускаюсь по сложному рельефу первым, всегда вяжу схватывающий, несмотря на верхнюю страховку. Так я могу остановиться там, где нужно и, пока я болтаюсь внизу и набиваю/накручиваю станцию, напарник наверху, вместо того, чтобы меня страховать, занимается своими делами.
По-моему удобно.
Про страховку гришкой и корзинками в режиме автоблокировки я не говорю. Гришки тяжёлые, страховать в такой ситуации самозажимающейся корзинкой неудобно.
Ну и не будут начинающие (для которых пишут про схватывающие) постоянно контролировать натяжение перил.
Не пробовал?
Удобная?
С возвратом. =)
Закусывание вереывки неплохо работает на скалодроме, но на дюльфере когда в шайбу заправлено две шестидесятки процесс превращается в сползание рывками - блокировка происходит просто под весом веревок если чуть опустить руку или если в кулак приходит даже небольшая мотня, которая распутывается встряхиванием руки. Понятно что можно встегнуть в неблокирующем режиме, но тогда джул ни чем принципиально не лучше стандартной шайбы.
Кирилл, в руках крутил, на веревку надевал, но на маршруте не пробовал.
Веревку схватывает, что вдохновляет.
А еще она стальная, что радует. Убирать острую кромку с БДшной шайбы после каждой горы надоело.
- последний на дюльфере снимается с самостраховки только навязав на двойную веревку схват и пристегнув этот схват к своей системе. Нельзя на станции совершить фатальную ошибку. Это привычка вязать схват сохраняет жизнь. Навык на автомате. Очень важно в классическом спортивном альпинизме. Схват категорически необходим при перестежке последнего на оставляемой станции. Во время самого спуска ( движения по вервке), конечно, это схват мешает. А " канадский" спуск- все же больше из гидовской работы.
И еще. Вы, конечно, это знаете. Но, напомню: группа внизу должна закрепить оба конца веревки на свою станцию и громко заорать последнему: " Готово!!!" Это важная инфа для последнего.
(полностью согласен с Леоновым).
И в школе, конечно, же, надо учить вязать схват и дюльферять с ним.
И схвату учат везде, просто везде, гиды в Таиланде, в пецелевском каталоге, в инструкции
для шайбы.
И при этом увидеть схватывающий узел в горах не то, чтобы не получается - но это боооольшая редкость. Может быть, я в параллельной реальности живу, и если съездить не на чемпионат, а куда-нибудь в новичковый район, то там все будут со схватами.
В общем, посыл моей статьи такой - если ты стоишь, а к тебе по веревке едет товарищ, то ты не по сторонам смотри, а возьми веревку в руки, поднатяни и смотри на товарища.
От потери контроля это спасет.
http://alp.org.ua/alpine-up-c%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B5-%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%83/
А есть еще один, под конец дюльферов в Каравшине рука уставала держать ручку.
1. Если предвидится необходимость зависнуть по ходу спуска - лучше завязать схватывающий, чем рассчитывать на помощь напарника.
2. на этот прием нельзя рассчитывать на камнеопасных участках. Особенно актуально на простых сыпучих маршрутах. Там обычно дается указание, чтобы после спуска с маршрута на осыпь валили сразу от стены, так что некому страховать снизу.
Еще одно размышление общего характера. Потеря контроля над спусковухой может произойти из-за камнепада с участка маршрута выше спускающегося, так? В этой ситуации перепуганные участники вполне могут отпустить веревку, и спусковуха разблокируется.
В общем, мне кажется, прием действительно больше из гидской школы - раз. И нужно очень внимательно оценивать камнеопасность - два.
Ну, это я все написал как инструктор. Как спортсмен скажу, что да - схватывающий в исключительных случаях. Ха, да и вот еще что: если я иду в двойке, то я бы предпочел, чтобы, пока я спускаюсь, напарник делал что-нибудь полезное, а не держался за веревочку - ну там, проушину крутил, или еще что... В большой группе - да, другая тема.
Кстати, через это можно доходчиво объяснить новичкам пользу от схватывающего. У меня как-то один участник постоянно забивал на схват, даже на камнеопасных участках. На следующем скальном занятии я повесил перила во внутреннем углу и попросил по ним спуститься. Сам встал на верхнюю страховку, удерживая провис метра в полтора. На середине спуска попросил уйти маятником в сторону и сделать там станцию - в месте, где зацепиться за рельеф было затруднительно. На обратном ходе он шлепнулся плечом в угол. Контроль над спусковухой не потерял, но урок усвоил.
Но это все так, отступление от темы. В описанном случае страховка нижестоящим напарником отлично бы сработала.
И к слову о подстраховке жумаром - классный прием, очень давно им пользуюсь. К сожалению, практика показывает, что участникам требуется значительно больше времени на его освоение, чем на обучение работе со схватывающим.
Таковой зажим ( лучше-"педаль") обязательно должен иметь первый спускающийся, наряду с молотком, крючьями, закладками и расходными петлями. Конечно, как средство самостраховки, жюмар во время движения не используется. Разве что на одинарной веревке- "капелька". И мой совет: всегда держите в кармане кусок репшнура. Выручает.
При этом в спусковое заправляется одна веревка, а жумар ведется по страховочной.
Такая схема повышает надежность тк нагружена только одна веревка вторая просто свободно висит.
Это не слишком быстрый способ спуска но уж точно не медленней, чем со схватом.И разблокировать при необходимости жумар куда как проще чем затянувшийся схват.
Просто как все гениальное, но почему-то в голову не приходило!
Подюльферяйте с учебным отделением (на вскидку) с : пик Рацека (Арча), Октябренок (Туюк-Су), Крестьянка (Дугоба) - список можно продолжать и продолжать.
Гарантирую, сразу расхочется писать про "сладенькие слова рекламного агента, пытающегося впарить вам кредитку".
Странно,что Уайтхед не донёс таких простых вещей.
З.Ы. кстати, даже мегаспортсменам при указанном способе страховки верхнего,рекомендуется не просто держать веревочку в ручонках,а чуть ниже рук завязать стремечко и встегнуть в себя. Дабы при падении,подскальзывании,потере равновесия страхующим, страховку не потерять
мысли, которых там нет и не быть не может.
В тексте написано следующее: пруссик - это хорошо, с некоторыми оговорками. Но пруссиком (вокруг автора) мало кто пользуется. Если вы забили на пруссик - страхуйте друг друга снизу. Это просто, если вы об этом знаете и хотя бы один раз потренировались.
В тексте прямо написано, что автор пруссиком иногда пользуется, с примерами.
Откуда берутся обобщения про "универсальное оружие"?
"что пруссик - это хорошо" из текста никак не вытекает,даже косвенно.
пример использования единственный - партнера внизу нет и надо будет останавливаться на промежутках.
Собственно я зачем сюда полез то ? Лучше один раз написать,чем потом сто раз объяснять одно и тоже участникам,начитавшимся Риска.
Для учебного отделения в виду особенностей рельефа и уровня подготовки-внимательности-ответственности, дюльфер с пруссиком - основной способ. Описанный с статье способ применим крайне редко. Хотя на занятиях с участниками я его применяю в ознакомительных целях.
Спортсмены-самостоятели пусть дюльферяют как хотят,хоть совсем без веревки.
Для таких условий и участников, кроме последнего, я очень порекомендовал бы верхнюю страховку - разнообразие всяких ситуаций иногда просто поражает.
но это всё частности, в том что надо метод варьировать от текущих условий здесь, вроде, никто не сомневается.
Мысль о том, что пруссик (=страховка дюльферяющего схватывающим узлом), как и любой другой технический прием, имеет свою область применения, считается почему-то ересью.
А про стремечки - это уж полные бредни.
всегда станцию дюльферную делает (ну или контролирует) инструктор. подниматься к зависшему должно быть не страшно :).
пруссик хоть сверху,хоть снизу,разница при отрезании небольшая.
к счастью, зависания участника на веревке ни разу ещё не случалось за 11 лет работы инструктором
камни из-под дюльферяющих участников летят постоянно. поэтому "страховать руками будете закрыв 2ой разряд" :)
в чем бред ? нельзя веревку из рук выпустить ? камни никогда не летят?
в чем проблема снять человека с нагруженной веревки ? инструктор должен это уметь. отделение в зависимости от этапа тоже.
Проблема с одной стороны во времени, с другой в том что между "должны уметь" и "умеют" большая разница.
подниматься к зависшему должно быть не страшно :)
:))) хорошо когда не страшно. Плохо, что зачастую дюльферяют на сомнительных петлях/крюках/уступах ограничившись проверкой "спуском самого тяжелого участника с грузом". Я кстати, совсем не сторонник подобного подхода, предпочитаю долбить болты/бросать снарягу, но ситуации бывают разные. Неужто и в правду никогда не доводилось? И при этом подход к зависшему на прусе последнему может стать заметно более веселым дельцом.
смотря где и с кем. Опять же , коли держание веревки - страховка , то она должна быть постоянно,а если она вдруг может пропасть,то это уже ближе к имитации. ещё раз призываю не путать спортсменов с учебными отделениями
со стремечком гемор мне не понятен. завязать-встегнуть-выстегнуть при сноровке вообще не отнимает время (делается пока верхний встегивается,а потом выстегивается).
Да, щас друг лучше покурит, чем неустанно за тобой будет следить, пока ты едешь.
Пару-тройку раз ради тренировки.
Разок протягивал "бахмана" на крупном карабине, было интересно.
Своеобразное лазание с провешенной веревкой, довольно своеобразное. И не нижняя страховка, но и совершенно не верхняя :))
При чем встречается иногда железо уж точно не расчитанное на рывки
Что вы вот все со стендовыми испытаниями? Прием страховки жумаром я лично из спелеологии притащил. Не знаю, как сейчас, а лет 7 назад это был основной в SRT вариант страховки. А там, между прочим, веревочка статическая и в глине, и рывки там вполне вероятны - на длину карема (пол-метра примерно).
Проблема только в том, что на двойной веревке не работает, и участниками долго усваивается.
Или это уже разговор пошел о подстраховке жумаром / схватывающим на перилах? Там много что можно обсуждать, но, кажется, это совсем оффтопик.